УДК 371.213.3
Лобанова Елена Сергеевна
методист
МАОУДО «Детско-юношеский центр "Импульс"», Пермский край, Россия 614506, Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, ул. Камская, 5 «б», тел.+ 7 (342) 232-01-24 e-mail: mou_duts@mail. ru
Гангнус Наталия Андреевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и
психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. + 7 (342) 238-63-91 e-mail: pedagog@pspu. ru
ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ
Elena S. Lobanova
Methodist
Municipal Autonomous Educational Institution of Additional Education "Children's and Youth Center "Impulse ", Perm Region, Russia 614506, Perm Region, Perm Region, Kondratovo, Kamskaya, 5 "b"
e-mail: mou_duts@mail. ru
Natalia А. Gangnus
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professorof Pedagogy and Psychology
Department
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» Perm, Russia 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990 e-mail: pedagog@pspu. ru
FORMATION OF TUTOR POSITION OF TEACHERS OF ADDITIONAL
EDUCATION IN PREPARING STUDENTS FOR THE ALL-RUSSIAN
OLYMPIAD STUDENTS
Аннотация. Рассматривается понятие «тьюторская позиция», выделены компоненты ее формирования, представлены результаты опытно -
© Лобанова Е.С., Гангнус Н.А., 2018
экспериментальной работы, доказано влияние разработанной программы тьюторского сопровождения педагогов дополнительного образования, направленной на формирование их тьюторской позиции при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников.
Ключевые слова: тьюторская позиция, комплекс педагогических условий формирования тьюторской позиции педагогов дополнительного образования, тьюторское сопровождение педагогов.
Abstract. The article considers the concept of "tutor position", identifies the components of its formation, presents the results of experimental work, the influence of the developed program of tutor support of teachers of additional education, aimed at the formation of their tutor position in the preparation of students for the all -Russian Olympiad.
Key words: tutor position, a set of pedagogical conditions for the formation of the tutor position of teachers of additional education, tutor support of teachers.
Одним из ведущих направлений развития дополнительного образования является превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Дополнительное образование ориентировано на открытость, вариативность, развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков [2].
В связи с этим актуальным становится перестройка деятельности педагога дополнительного образования, направленная на переосмысление его профессиональной позиции, выражающейся, в том числе, в применении инновационных технологий.
Сегодня это находит отражение в тьюторстве как в исторически сложившейся педагогической позиции, которая обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ, траекторий обучающихся, сопровождая процесс индивидуального продвижения в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Одним из способов изменений профессиональной педагогической деятельности является формирование позиции тьютора-педагога. Педагогом, сопровождающим процесс освоения новой деятельности, может быть методист с тьюторской позицией.
Тьюторская позиция методиста позволяет проектировать педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных программ
профессионального развития педагогов дополнительного образования.
В этом плане приоритетными задачами образовательного процесса является создание и реализация комплекса педагогических условий,
способствующих формированию тьюторской позиции педагогов дополнительного образования, например, при подготовке к всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадное движение школьников является основой для создания творческой среды - важного условия овладения педагогом дополнительного образования тьюторской компетенцией.
Актуальность проведенного нами исследования обусловлена запросом массовой практики по решению задачи формирования тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников и определена следующими противоречиями:
- между возросшими требованиями современного образования к педагогу дополнительного образования и недостаточным уровнем готовности системы образования к созданию педагогических условий, обеспечивающих эффективность процессов формирования тьюторской позиции педагогов;
- между традиционной системой обучения и личностно ориентированным подходом в образовательной среде, обеспечивающей развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, в том числе через олимпиадное движение, что является одной из приоритетных форм современного образования.
Поиск путей разрешения обозначенных противоречий позволил сформулировать проблему исследования: как обеспечить формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении педагогических условий, способствующих формированию тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников.
Объектом исследования являлась профессионально-образовательная деятельность педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся 8-9-х классов к всероссийской олимпиаде школьников.
Предметом исследования стали педагогические условия формирования тьюторской позиции педагога при подготовке обучающихся 8-9-х классов к всероссийской олимпиаде школьников.
В качестве гипотезы было выдвинуто предложение о том, что процесс формирования тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников будет результативным, если реализован комплекс педагогических условий, предусматривающий:
1) индивидуальное сопровождение педагогов дополнительного образования;
2) формирование педагогом дополнительного образования индивидуальной образовательной траектории;
3) включение педагогов дополнительного образования в проектировочную деятельность;
4) проведение этапов рефлексии как способа фиксации образовательных результатов и их осмысления участниками образовательного процесса;
5) проведение регулярного мониторинга процесса и результатов формирования тьюторской позиции педагогов.
Базой исследования являлось муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр "Импульс"» Пермского муниципального района.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября 2016 г. по сентябрь 2018 г. В исследовании приняли участие 18 педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, направленные на углубленное изучение предмета, формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся с наклонностями в области естественных, гуманитарных и технических наук, художественного творчества и имеющих опыт подготовки обучающихся 8-9-х классов к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников.
Значимыми для нашего исследования явились труды А.И. Адамского, А.П. Махова, Т.М. Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной, А.А. Терова, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина. Проблемам тьюторского сопровождения в основной школе посвящены исследования Т.М. Ковалевой, Е.А. Волошиной, Е.В. Лузиной, А.А. Терова. Проблемами подготовки будущих педагогов к тьюторскому сопровождению занимались Е.А. Волошина, С.М. Ефименко, Т.М. Кузнецова, Т.Н. Петрова, И.А. Писаренко, М.В. Тюмина, Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева и др.
В исследованиях последних лет предпринимается попытка создать функциональную модель сопровождения тьютором индивидуальной образовательной траектории (Н.В. Рыбалкина); изучить влияние тьюторского сопровождения на развитие одаренных детей (Е.А. Александрова); на основе принципов тьюторского сопровождения создать систему дополнительного образования (Е.Б. Колосова).
Среди психолого-педагогических и акмеологических исследований проблем профессионализма особое место занимают труды А.А. Бодалева, А.К. Бруднова, В.П. Голованова, В.А. Горского, А.А. Деркач, С.А. Дружилова, А.В. Золотаревой, Е.А. Климова, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.А. Переломовой, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова и др.
Понятие «тьюторская позиция» в многообразии его трактовок нашло отражение в философских, педагогических и психологических исследованиях.
Ее определяют как:
- самостоятельную профессию и как дополнительную характеристику профессиональной позиции педагога, способного осуществлять индивидуализацию образовательного процесса;
- особую педагогическую позицию, которая отличается от традиционной позиции педагога взглядом на самого ученика; в основе их взаимодействия лежит субъектная активность ученика;
- компетентность, характеризующую педагога как работника, действующего в рамках открытого образовательного пространства, готового и способного осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса через создание условий для построения индивидуальных образовательных программ учащихся.
По мнению А.П. Махова, тьюторская позиция педагога определяется как особое развивающееся профессиональное качество, которое характеризует ценно-смысловое отношение педагога к своей профессии и образованию в целом; выражается в умении строить тьюторские действия; проявляется в деятельности педагога; развивается под влиянием многих факторов, среди которых специально создаваемые условия целенаправленного формирования тьюторской позиции [4].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить тьюторскую позицию методиста как специалиста, сопровождающего профессионально-образовательную деятельность педагога в ситуации неопределенности выбора и переходах по этапам развития, в процессе которого тьюторант выполняет образовательные действия, а тьютор создает педагогические условия для его осуществления и осмысления [3].
Экспериментальная часть работы заключалась прежде всего в проведении диагностики по выявлению уровня тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников. С этой целью был использован модифицированный опросник В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой «Профессиональные ориентации педагогов».
Анализируя готовность к реализации педагогических задач в условиях модернизации дополнительного образования, педагоги отметили знание цели дополнительного образования (100 %), полностью поддержали идею ориентации образовательного процесса на наиболее полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (100 %), 83 % респондентов отметили владение технологией проектирования нового содержания образования в рамках реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы.
Но при этом готовность педагогов обеспечить сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, программ,
индивидуализированных маршрутов обучающихся при подготовке их к всероссийской олимпиаде школьников не превысила 67 %, так же, как и владение технологиями индивидуального сопровождения.
При оценке уровня владения новыми педагогическими технологиями (тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий,
маршрутов, программ, исследовательское и проектное обучение, технология портфолио, и др.), из опрошенных педагогов никто не отметил его как очень высокий, и лишь только 11 % опрошенных оценили свой уровень на 8% из 10% возможных. При этом примечательно, что и ниже 3 % себя тоже никто не оценил.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что педагоги своими сильными сторонами считают хорошее владение содержательным материалом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (33 %) и знание методики обучения (33 %). Сильной стороной своей педагогической деятельности 22 % опрошенных отметили проектирование нового содержания образования, и только 11 % опрошенных отметили владение приемами сопровождения индивидуальных образовательных программ обучающихся.
Высоким уровнем развития педагогического профессионализма явились зафиксированные по результатам опроса ценностные ориентиры деятельности педагогов, выраженные в знании основной функции дополнительного образования - создание развивающей образовательной среды. При ранжировании основных категорий образования (обучение - воспитание -развитие) 72 % опрошенных поставили на первое место развитие, 25 % -воспитание.
Результаты диагностики показали, что серьезным ограничением в развитии педагогической деятельности в современной системе дополнительного образования является зафиксированная роль педагога как ведущая (89 %).
Анализируя собственный профессиональный опыт, в ходе ответа на вопрос «о вероятных затруднениях», педагоги акцентировали внимание на отсутствии знаний по организации тьюторского сопровождения обучающихся, недостаточных материальных ресурсах, в особенности, научно-методической литературы. Большинство респондентов отметили слабость личностных ресурсов, выражающуюся в низкой мотивации на индивидуальные занятия с детьми, обусловленной не только нехваткой времени, но и отсутствием материальных стимулов интенсификации своей профессиональной деятельности.
Анкетирование показало, что, несмотря на ориентацию системы образования на модель личностно ориентированного обучения, индивидуализацию, педагог дополнительного образования остается последователем традиционной педагогики, а ценности директивного образования продолжают носить доминирующий характер.
Одним из факторов, стимулирующих успешную профессиональную деятельность, педагоги назвали индивидуальное сопровождение данной деятельности с целью формирования их тьюторской позиции при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников в условиях дополнительного образования.
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта и результаты констатирующего исследования, мы определили этапы проведения формирующего эксперимента:
- первый этап: разработка комплекса педагогических условий, направленных на формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников;
- второй этап: внедрение в профессионально-образовательную деятельность экспериментальной группы комплекса специально разработанных педагогических условий: индивидуальное сопровождение педагогов дополнительного образования, формирование педагогом дополнительного образования индивидуальной образовательной траектории, включение педагогов дополнительного образования в проектировочную деятельность, проведение этапов рефлексии, как способа фиксации образовательных результатов и их осмысления участниками образовательного процесса, проведение регулярного мониторинга процесса и результатов формирования тьюторской позиции педагогов.
Проведение эксперимента предусматривало реализацию программы тьюторского сопровождения педагогов дополнительного образования по формированию их тьюторской позиции при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников.
Программа разработана в контексте антропологического подхода как технология открытого образования, построенная на основах прохождения этапов позиционного самоопределения («специалист» - «профессионал» -«эксперт») и освоения педагогами дополнительного образования тьюторских компетенций (через реализацию тьюторского действия, обеспечивающего повышение качества подготовки обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников в учреждении дополнительного образования).
Первым педагогическим условием было определено индивидуальное сопровождение каждого педагога как самоопределяющейся личности в профессиональном развитии. Разрабатывая алгоритм тьюторского сопровождения педагога дополнительного образования, мы опирались на этапы, предложенные Т.М. Ковалевой на любой ступени образования, и широко применяемые на практике [1]:
- диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к образовательной деятельности);
- проектировочный (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности тьюторанта, индивидуальный поиск поля интереса);
- реализационный (проект, исследование, презентация результата);
- аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей деятельности).
Вторым педагогическим условием определено формирование педагогом индивидуальной образовательной траектории по освоению тьюторской позиции (условием ее обеспечения выступает возможность ставить и решать определенные задачи, самостоятельный выбор вариантов самообразования, форм обучения, технологий индивидуального сопровождения, самостоятельного определения направлений проектов способами ее формирования выступает работа с картой познавательных интересов, целеполагание, использование диагностики и самодиагностики).
Третье педагогическое условие - включение педагогов дополнительного образования в проектировочную деятельность, которая ориентирована на решение конкретных профессиональных проблем при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников.
Проектировочная деятельность педагога заключается в создании им образовательного проекта - индивидуальной образовательной траектории, программы, маршрута для подготовки обучающихся к олимпиаде.
Проектировочная деятельность позволяет с одной стороны приспосабливать среду дополнительного образования под конкретный заказ обучающегося (и его родителя), а с другой - преобразовывать среду в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями.
Четвертое педагогическое условие - включение этапов рефлексии, как ведущего фактора позиционного становления, способа фиксации образовательных результатов и их осмысления участниками, как суммы значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.
Организация рефлексии и поддержки ситуации позиционного самоопределения и самостоятельного мышления педагогов, а также в распределении и реализации ресурсов, отношении и способе удержания деятельности в целом, что позволяет педагогам становится и быть субъектами собственной деятельности.
В этом плане сущность тьюторской позиции заключается в обеспечении совместной с обучающимися рефлексии образовательной деятельности. Предметом совместного осмысления выступают цели, значение, содержание образовательного действия, готовность и способность педагога к его осуществлению, смысл этого действия, место в целостном образовательном процессе, достигнутые результаты, влияние на дальнейшую деятельность педагога. Такое осмысление не является одномоментным актом, а представляет собой взаимодействие методиста-тьютора и педагога от постановки цели образовательного действия до определения его результатов.
Пятое педагогическое условие - проведение регулярного мониторинга процесса и результатов формирования тьюторской позиции педагогов на основе внешней и внутренней оценки:
а) организация личностно ориентированного образовательного процесса:
- уровень программного обеспечения (траектории, маршруты и др.) и качество дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- качество проводимых занятий, мастер-классов, выступлений с обобщением опыта работы;
- привлечение экспертов (методисты, заместители директора, психолог, педагоги дополнительного образования, тьюторы);
б) мониторинг полученных результатов по следующим критериям:
- сформированность тьюторской позиции (диагностика);
- результаты обучающихся на олимпиадах;
- продвижение по индивидуальной образовательной траектории развития (эссе);
- количество проведенных открытых занятий, мастер-классов, написание статьи, участие в профессиональных конкурсах, взаимодействие с тьюторским центром, проведение тьюториала и др.
По итогам реализации программы нами была проведена заключительная диагностика, результаты которой выявили положительную динамику формирования тьюторской позиции педагогов дополнительного образования.
Анализируя готовность педагога к реализации задач в условиях модернизации дополнительного образования, все 100 % педагогов до и после эксперимента отметили знание цели дополнительного образования, полностью поддержали идею ориентации образовательного процесса на наиболее полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Остался стабильным процент (83 %) владеющих технологией проектирования содержания образования в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Выросло количество респондентов, считающих сильной стороной своей профессиональной деятельности сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий, программ обучающихся в экспериментальной группе на 33 %, в контрольной - на 8 %.
Снизилось число респондентов, считающих, что педагог играет ведущую роль в системе дополнительного образования в экспериментальной группе на 50 % (3 чел.), в контрольной - на 8 %.
При оценивании степени владения новыми педагогическими технологиями (тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, маршрутов, исследовательское и проектное обучение, технология портфолио, и др.) выяснилось, что:
- в экспериментальной группе на входе на 5 баллов и выше оценили степень своего владения новыми педагогическими технологиями 67 % респондентов, на 3-33 % респондентов. На выходе же опрошенные оценивали себя гораздо выше: на 5 и выше оценили себя все 100 % респондентов из экспериментальной группы, причем 17 % оценили свои способности на 9 (при максимуме 10);
- в контрольной группе на входе оценили себя на 5 и выше также 67 % респондентов, ниже 5-33 %. Но на выходе процент оценивающих себя на 5 баллов и выше увеличился до 75 %. На 3 оценивают себя только 25 % респондентов.
При оценивании приоритетов целей своей профессиональной деятельности педагоги дополнительного образования обеих групп (контрольной и экспериментальной) были едины в постановке на первое место «развитие», на второе - «воспитание», а «обучение» - только на третье. При сравнении данных на входе и выходе у экспериментальной группы видно, что на 17 % увеличилось количество респондентов, поставивших на лидирующую позицию «развитие»: на входе это количество составляло 73 %, а на выходе - уже 100 %. То есть эти 17 % респондентов отказались от лидирующей позиции «воспитания». У контрольной группы на входе 67 % респондентов поставили «развитие» на 1 место, но на выходе их было уже 75 %. Таким образом, увеличение составило только 8 %.
При определении сильных сторон готовности педагогов экспериментальной группы к реализации задач дополнительного образования по позициям:
- «Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий, обучающихся» увеличение на 17 %;
- «Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» снижение на 17 %;
- «Методика обучения», «Проектирование нового содержания образования» осталось на прежнем уровне.
При определении сильных сторон готовности педагогов контрольной группы к реализации задач дополнительного образования по позициям:
- «Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий, программ обучающихся» увеличение на 8 %;
- «Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» снижение на 8 %;
- «Методика обучения», «Проектирование нового содержания образования» осталось на прежнем уровне.
Таким образом, нами было выяснено что, на выходе у педагогов экспериментальной группы показатель процентного соотношения выше, чем у контрольной в следующих позициях:
1) считающих своей сильной стороной профессиональной деятельности сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий обучающихся;
2) готовых обеспечить их сопровождение и владеющих новыми педагогическими технологиями, необходимыми при реализации дополнительной образовательной программы.
При этом снизилось число респондентов, считающих, что педагог играет ведущую роль в системе дополнительного образования.
На наш взгляд, выявленная динамика показателей повышения уровня формирования тьюторской позиции у педагогов дополнительного образования является существенной и достоверной.
Таким образом, проведенное исследование процесса формирования тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников подтвердило эффективность разработанного нами комплекса педагогических условий.
Нашей задачей не было достижение единообразия в работе педагогов. У них была возможность выбора: способов взаимодействия с тьютором, режима освоения программы темы и масштаба собственного проекта, форм представления результатов. Те, кто включился в процесс формирования тьюторской позиции, вышли на индивидуальный продукт, основываясь на личном опыте, знаниях и запросах детей: индивидуально-образовательный маршрут, личностно-ресурсная карта, разработка модели образовательной среды и др. Каждый педагог в итоге вышел на определенный уровень сформированности тьюторской позиции.
Формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования - это длительный процесс, поэтому работа нами будет продолжена.
Список литературы
1. Ковалева Т.М. Основные схемы тьюторского сопровождения // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. - М.: Первое сентября, 2010. - 56 с.
2. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf
3. Лобанова Е.С. Формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся 8-9-х классов к Всероссийской олимпиаде школьников. - URL: http://vkr.pspu.ru/uploads/16305/mLobanova_vkr.pdf
4. Махов А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород. - 2012.