Научная статья на тему 'Теория и практика тьюторской деятельности в России'

Теория и практика тьюторской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5773
1559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION / TUTORING / TUTOR / TEACHING SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Екатерина Александровна, Андреева Екатерина

Представлены результаты исследования становления тьюторства в России, процесса его модернизации и реализации принципа индивидуализации и процесса педагогического сопровождения как основы тьюторской деятельности. Проанализирована содержательная база феномена «тьютор» в отечественной и зарубежной науке. описаны основные направления деятельности тьютора: аналитически-проектирующее, консультирующее, координирующее и организующее, демонстрирующее повышение его роли как индивидуального консультанта, сопровождающего ребенка в движении по индивидуальной образовательной траектории, составляющими которой являются индивидуальные траектории обучения, воспитания и развития обучающегося. Отмечено, что данные траектории, в свою очередь, подразделяются на знаниево-, практикои творчески-ориентированные; индивидуальнои личностно-ориентированные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF TUTORING IN RUSSIA

The authors present results of the study based on the analysis of tutoring emergence in Russia, its modernization process and implementation of individualization process and pedagogical support processes as a basis for tutoring activities. We analyze the content basis of the «tutor» phenomenon in national and foreign science. There is a description of basic strands of tutors’ work: analytical and designing, consulting, coordinating and organizing, demonstrating his/her enhanced role as an individual consultant, who helps a child to move on with individual learning paths, which consist of individual trajectories of teaching, education and development of a student. These trajectories, in their turn, are subdivided into knowledge-, practiceand creativeoriented, individualand personoriented ones.

Текст научной работы на тему «Теория и практика тьюторской деятельности в России»

References

1. Programmy deyatel'nostiMezhdunarodnogo Soyuza det-skikh obshchestvennykh ob'edineniyy «Soyuzpionerskikh organizatsiy - Federatsiya detskikh organizatsii» (SPO - FDO) (Programs of activity of International Union of children's public associations «The Union of pioneers' organization - The children's organizations federation»). Nizhniy Novgorod, 2009. 149 p. (in Russian).

2. Mudrik A. V. Detskie i yunosheskie organizatsii kak sotsiokul'turnyy fenomen (Children's and teenagers' organizations as social and cultural phenomenon). Tendentsii

razvitiya detskikh organizatsii i ob'edinenii v tret'em tysy-acheletii : Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Chelyabinsk, 16-19 aprelya 2003y.) (Tendencies of development of children's organization and assotiations in the third millennium). Chelyabinsk, 2003. 250 p. (in Russian). Sostoyanie detskogo dvizheniya v Rossii i perspektivy ego razvitiya: Bibliodos'e po informatsionno-bibliografich-eskim resursam Upravleniya bibliotechnykhfondov (Par-lamentskoi biblioteki) (Status of children's movement in Russia and prospects of it's development: the bibliographic folder to inform-bibliographic resources of Libraries' Fonds Authority {The Parliament Library}). Moscow, 2012. 63 p. (in Russian).

УДК 371.01

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

E. А. Александрова, Е. А. Андреева

Александрова Екатерина Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет;

83, ул. Астраханская, г. Саратов, 410012, Россия;

E-mail: alexkatika@mail.ru

Андреева Екатерина - кандидат педагогических наук, Университет Мурдок, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ); 345005, блок 10, 4 этаж, Международный академический городок «International Academic City», Дубай, Объединенные Арабские Эмираты

E-mail: kateandreva@gmail.com

Представлены результаты исследования становления тьюторства в России, процесса его модернизации и реализации принципа индивидуализации и процесса педагогического сопровождения как основы тьюторской деятельности. Проанализирована содержательная база феномена «тьютор» в отечественной и зарубежной науке. Описаны основные направления деятельности тьютора: аналитически-проектирующее, консультирующее, координирующее и организующее, демонстрирующее повышение его роли как индивидуального консультанта, сопровождающего ребенка в движении по индивидуальной образовательной траектории, составляющими которой являются индивидуальные траектории обучения, воспитания и развития обучающегося. Отмечено, что данные траектории, в свою очередь, подразделяются на знаниево-, практико- и творчески-ориентированные; индивидуально- и личностно-ориентированные.

Ключевые слова: принцип индивидуализации, тьюторство, тьютор, педагогическое сопровождение.

Введение

Со времени возникновения первого университета в России (1755 г., что на 900 лет позже, чем открытие университета в г. Фес, в Марокко в IX в.; на 700 лет позже, чем в Европе: первый европейский университет открыт в Болонье в Италии в 1088 г.) он как институт образования создавал систему кафедр и программ изучения

каждого курса. Российская система высшего образования заимствовала эти традиции в том виде, в каком они существовали в европейских странах. Российских и иностранных преподавателей было мало, поэтому об их выборе не могло быть речи. Не было у российского университета прав выбора своей администрации и присуждения ученых степеней, т. е. условий для возникновения внутреннего и внешнего свободного и открытого образовательного пространства не существовало. Но утверждать, что ценности личностно-ориентированного образования в истории российского образования не были представлены, было бы несправедливо. Исследования В. В. Мацкевича показывают, что, несмотря на наследие немецкой классической системы в российском образовании, в нем существует ряд явлений, чуждых европейской системе образования.

Во-первых, это традиция монастырских наставников (старчества) на Руси, описанная в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Во-вторых, в дворянских и достаточно состоятельных семьях дореволюционной России была распространена система гувернерства. В качестве более чем показательного примера приведем роль В. А. Жуковского в воспитании наследника престола. Поэт сознательно и целенаправленно готовится к многолетней педагогической деятельности, составляет план занятий, который был представлен на суд императора и после тщательного изучения утвержден.

В-третьих, есть феномен классической русской литературы и ее выдающейся роли в духовной жизни, в культуре России - литературы, выпоняющей функции философии, социально направленной публицистики и закладывающей основы психологической культуры (данная гипотеза была выдвинута и обоснована на аспирантских семинарах Т. М. Ковалевой). Согласно

3

работам Е. Б. Колосовой, фактически должность наставников была учреждена в штате Лицея цесаревича Николая 13 января 1868 года. Сохранились документы, в которых отражены должностные обязанности этих педагогов, согласно которым они совмещали роли кураторов и воспитателей.

Как видим, многое из того, на чем сегодня базируются зарубежные модели тьюторства, является для российского образования далеко не новым. Многолетние традиции развивающего обучения, проблемного изложения материала и, что главное для нашего исследования, зародившаяся в России в конце XX в. концепция педагогической поддержки обучающихся (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и др.) стали основами деятельности современного педагога-поддерживателя.

Тьюторская деятельность в России

Ситуация в России, касающаяся тьюторской деятельности, также довольно специфична. Во-первых, эта педагогическая деятельность в большей степени распространена в школах, гимназиях и лицеях, и лишь в последние несколько лет идеи тьюторства начинают распространяться в высших учебных заведениях.

Во-вторых, на территории России понятие «тьюторство» в большей степени трактуется не только с позиции процесса обучения и не в рамках процесса воспитания, а, что важно, в контексте развития личности обучающегося. Это обусловлено тем, что в российском образовании, начиная с 90-х гг. XX в., что связано с исследованиями О. С. Газ-мана и его последователей, распространилась практика деятельности «педагога-поддерживате-ля», получившего в различных регионах России различные названия: «освобожденный классный воспитатель», «куратор», «тьютор». И, если в трудах О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина сам термин «педагогическая поддержка» и функциональные особенности освобожденного классного воспитателя были четко определены, то впоследствии исследователи предложили десятки трактовок понятия «тьютор» и «тьюторство» (Е. А. Александрова, Г. А. Гурто-венко, С. И. Змеева, Т. М. Ковалева, Е. Б. Колосова, Н. В. Рыбалкина, П. Г. Щедровицкий, С. А. Щен-ников, С. А. Фамелис и др.), что свидетельствует о несомненной востребованности, своевременности и современности самой концепции педагогической поддержки и о повышенном интересе к ней со стороны педагогического сообщества России.

В работах Т. М. Ковалевой «тьютор» понимается как педагог, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу. В свою очередь, мы в более ранних работах предложили трактовать понятие «тьюторство» в качестве индивидуального консультирования, в процессе которого педагог поддерживает ребенка в процессе разработке индивидуальной образова-

тельной траектории как программы собственной деятельности и сопровождает процесс ее реализации [1]. Специфика такого понимания тьюторства предусматривает обращенность внимания педагога и на обучение, и на развитие тьюторанта.

Философские, психологические и педагогические источники прямо свидетельствуют о наличии аспектных решений реализации антропологического подхода к деятельности тьютора. В философии разработана теория способности человека к субстанциональности жизнеустойчивости при сопутствующей поддержке со стороны воспитывающих (Аристотель, Платон, Сократ и др.). В работах С. Н. Булгакова, В. С. Соловьева и др. рассмотрена возможность человека к самосовершенствованию при организующем начале средового влияния. Специфичности мышления отдельной личности посвящены исследования В. С. Библера, Л. С. Выготского, М. К. Мамардашвили, П. Г. Щедровицкого и др. В педагогике, в частности в трудах Г. Б. Корне-това, А. С. Макаренко и др., исследованы элементы манипулятивного подхода, что также является одной из составных частей поддерживающей деятельности, как бы это странно ни звучало в контексте традиционных о ней представлений как педагогике свободного развития.

Заметим, что манипуляция как элемент деятельности педагога в ситуации свободного воспитания была описана еще Ж.-Ж. Руссо в сочинении «Эмиль, или О воспитании»: «Судите сами, сумею ли я заставить себя слушать, описывая ему возлюбленную, которую предназначаю для него; сумею ли сделать приятными и дорогими для него качества, которые он должен любить; сумею ли я настроить все его чувства в пользу того, что он должен искать, и против того, чего он должен избегать (курсив наш. - Е. А., Е. А.). Я был бы самым неловким из людей, если бы не сумел заранее сделать его влюбленным в ту, которую он еще не знает» [1, с. 383]. Идея манипуляции отразилась также и в трудах сторонника педагогики свободы П. Д. Юркевича. В соответствии с его мнением, в личностном общении учителя и ученика суть выражения воли первого сводится к наставлению, напоминанию, предостережению, увещанию, совету и просьбе. Несмотря на большой объем приводимой ниже цитаты, мы считаем необходимым привести ее, так как в ней достаточно полно, на наш взгляд, выражаются зачатки идеи педагогической поддержки. Итак, ученика «не нудят, не толкают: им не командуют, и он находит себя самостоятельным и свободным. Но самоуправление созревающего человека находит в этом случае помощь в нравственном влиянии воспитателя, затрагивающего личность воспитанника такими мыслями, которые уже имеют своих друзей в сознании, совести и воле последнего<.> Помощь воспитателя состоит или в увеличении ясности и количества практических идей (наставление), или в доставлении лицу воспитанника опоры, которая находится в его прошедшем и будущем

(напоминание, предостережение), или в искусстве заставить воспитанника проникнуть в свое внутреннее существо глубже, нежели это бывает при его ежедневном самонаблюдении (увещание), или в сообщении ему мнения о лучшем (совет), или в такой постановке всей его личности, вследствие которой тяжесть долга переходит в удовольствие права (просьба). Но едва ли можно сказать, что многие воспитатели владеют искусством воспитывать детей по этой совершеннейшей методе.» [2, с. 165-166].

Около тридцати лет назад модель тьюторства была впервые «привезена» в Россию и опробована П. Л. Капицей в Физико-техническом университете. Дальнейшую теоретическую проработку тьюторства в России начала осуществлять Т. М. Ковалева в 1990 г. в Школе культурной политики (г. Москва), результатом чего стало создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» в Томске в 1992 г. С тех пор история Томска тесно связана с историей тьюторства: здесь, начиная с 1996 г., было проведено 14 всероссийских научнопрактических тьюторских конференций, где проводилась реконструкция исторических оснований тьюторства (исторические основания тьюторства описаны в работе И. Д. Проскуровской [3]) и прорабатывались содержание и условия реализации модели тьюторства в условиях российского образования.

При несомненной актуальности вопроса о развитии тьюторской модели обучения в России и всестороннем изучении его российскими учеными использование ее в повседневной жизни недостаточно. Об отсутствии налаженной системы подготовки педагогических кадров говорилось еще в постановлении Минтруда России от 22.11.95 № 65, поэтому актуальной стала постановка вопроса о потребности в подготовке специалистов в этой области и в разработке перечня соответствующих умений тьютора (Т. В. Анохина, О. С. Газман, В. П. Бедерханова, Н. Н. Михайлова, А. Н. Тубельский, С. М. Юсфин и др.).

Отметим, что во многих учебных учреждениях должность тьютора уже давно существует дефакто (школа «Эврика-развитие» и др.), но только теперь она получает формальное оформление. Т. М. Ковалева объясняет, почему в реестре новых профессий решили использовать иностранное слово «тьютор», а не, допустим, «наставник»: по её словам, «наставник» — термин, слишком нагруженный воспоминаниями о трудовой практике советских школьников, поэтому было решено, что проще объяснить людям, что такое тьютор, чем пояснять им, что современный наставник—это не «мастер-производственник времен социализма». Она считает, что полноценную профессиональную подготовку в школах и вузах уже невозможно осуществлять без тьюторского сопровождения, поддержки классного воспитателя или, как было предложено нами ранее, освобожденного классного воспитателя. Только взрослый и специаль-

но обученный человек сможет помочь ученику получить знания на стыке разных дисциплин (например, если учащийся захотел заняться математической лингвистикой). Результатом стало внедрение в дошкольное и базовое образование новой должности, во многих регионах России появилась ставка тьютора. В 2007 г. все педагоги, реализующие модель тьюторства и участвующие в ее продвижении в России, объединились в межрегиональное общественное объединение «Тью-торская Ассоциация», куда вошли представители 17 регионов РФ.

В настоящее время должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008г. под № 11731 и № 11725 соответственно), приняты квалификационные характеристики этой должности («Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009г. № 593), уточняются сроки введения новой должности «тьютор» и подготовка необходимой документации для регистрации в Министерстве юстиции «Положения о создании института тью-торства».

Уже функционируют центры тьюторства при различных крупных образовательных структурах: в Москве это Центр тьюторского сопровождения при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, Центр тьюторского сопровождения образовательного процесса при Московском институте открытого образования. Президент Всероссийской тьютор-ской ассоциации Т. М. Ковалева утверждает, что речь идет не столько о создании и введении новой должности, сколько о применении модели тью-торства в учебном процессе. Для введения новой должности многое нужно закрепить документально; документы, регламентирующие деятельность тьютора, - это устав, в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации и положение, где обозначены цели тьюторской работы в соответствии с концепцией и задачами предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Модель тьюторства в России сегодня становится полноценной системой поддержки формирования индивидуальной образовательной траектории учащегося. Поскольку в последние годы возрос интерес к процессу индивидуализации обучения, то, как считает Т. М. Ковалева, в тьютор-ской работе реализуются ценности индивидуализации, самоопределения личности, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам. Это напрямую связано с

задачами гуманитаризации образования: научить человека видеть свои цели, видеть себя как потенциал и ресурс. Тьюторская работа направлена на расширение ученика, его возможностей, на самоопределение, развитие субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

Процесс модернизации системы образования России породил новые направления и тенденции в образовательной действительности и при попытке внедрения системы тьюторства возникло большое количество вопросов, и главные из них: кто же такой тьютор, какую нишу он может занять и какие функции выполнять в российской образовательной системе?

Феноменология тьюторства

Для более глубокого понимания значения «тьютор» обратимся к различным определениям, представленным в научной литературе как нами, так и другими, изучавшими данное предметное поле педагогичекой деятельности. Обращенность к исследованию понятий «тьютор» и «тьютор-ство» потребовало систематизации различных точек зрения.

С самого начала тьюторство выполняло функции сопровождения процесса самообразования. Современный «Оксфордский словарь ангийского языка» определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Тьютор (англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун» (Oxford Dictionary). Британская энциклопедия использует термин «тьюториал» (tutorial) в двух словарных статьях: первая посвящена дистанционному обучению с помощью Интернета, вторая - особым образом организованному образованию.

По словам Е. Б. Колосовой, педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации - тьюторские часы и регулярные тьюториалы - занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором [4].

Несмотря на то что в Россию тьюторство пришло не так давно, некоторые исследования уже проведены и было установлено, что тьюторство представлено, как правило, тремя типами (по Т. М. Ковалевой):

1) социальное тьюторство: в социальном

контексте тьюторство рассматривается в неразрывной связи со становлением открытого общества. Основными качествами для формирования являются толерантность, коммуникативность, умение работать в группе, слушать собеседника. Одним из главных идеологов такого рассмотрения открытого образования является Дж. Сорос. Глав-

ной целью открытого общества является умение жить в мире, где сосуществуют разные культуры и типы мышления (им занимается институт «Открытое общество»);

2) дистантное тьюторство (индивиду-ализация посредством Интернета): его целью является умение человека использовать информационные технологии, и именно здесь требуется тьюторское сопровождение, при помощи которого можно выстроить обучение, используя навыки работы в Интернете (им занимается Международный институт менеджмента ЛИНК);

3) антропологическое тьюторство: ка-

нонический тип тьюторства, прямое наследие Оксфорда и Кембриджа. В данном случае тью-торство является сопровождением всего процесса проектирования и построения индивидуальной образовательной программы и основывается на раскрытии потенциала, переводе его в ресурс.

По словам Е. А. Александровой, тьюторская деятельность - это индивидуальное консультирование учащегося, в процессе которого педагог помогает ребенку разработать индивидуальную образовательную траекторию как программу собственной деятельности, сопровождает процесс ее реализации. Согласно ее исследованиям, в современной школе подобную деятельность может выполнять освобожденный классный воспитатель, в вузе желательно вводить должность тьютора, не сокращая при этом должность куратора, так как у них различные, хоть и взимодополняющие функциональные обязанности. Собственно, подобный опыт уже существует: согласно публикациям О. А. Никифоровой, Томский государственный политехнический университет имеет положительный опыт совмещения должностей тьютора и куратора.

Основные направления деятельности тьютора

В определении Т. М. Ковалевой тьютор

- это человек, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу, который больше слушает, больше думает, для него важно не говорить, а молчать и понимать. Тьюторская деятельность - это специально организованная наставником деятельность по осознанию и выбору учащимися различных учебных предложений и составлению своих индивидуальных образовательных программ. Тьюторство напрямую работает с индивидуализацией человека вообще, следовательно, этот вид педагогической деятельности возможно применять не только в системе образования, но и в любой сфере, в которой человек хочет себя реализовать. А главный принцип этой деятельности

- «расширение» образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования его в открытое: в этом смысл введения тьюторства. По мнению Т. М. Ковалевой, очень важно разграничивать открытое и закрытое пространства.

Закрытое общество предполагает путь, которым надо провести ученика к заранее известному педагогу образу, результату: в его основе конкретный учитель, его школа и методы преподавания, в то время как открытое пространство предоставляет выбор себя и своего пути: оно должно предлагать много школ и его цель - дать опыт самоконтроля. Исследователем установлено, что тьюторы призваны сочетать в себе три роли: социальную (правовое и организационное обеспечение обучения), культурно-предметную (ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя означает, что тьютор поможет студенту понять, какие требования предъявляет выбранная человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (напрмер, изучать иностранные языки и пр.), чтобы двигаться по выбранной траектории. В этой связи она при объяснении основной роли тьютора выбирает слово «сопровождение». «Нельзя сопровождать стоящего, а только идущего», - отмечает она. Как видим, в данном случае следует говорить о выполнении тьютором в большей степени консультирующей и проектирующей функций.

В трудах современного философа П. Г. Ще-дровицкого тьюторский подход в обучении предполагает консультирование учащегося, тьютор может помочь ему выбрать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться по отношению к самому процессу обучения и к отдельным его элементам, а также как на основе индивидуальной образовательной программы организовать учебную деятельность с целью индивидуального развития конкретного человека (консультирующая и проектирующая функции, с нашей точки зрения). По его словам, «Тьютор - прямой антипод школьному педагогу, поскольку идеология тьюторства в принципе отрицает технологию школоцентрированной педагогики, являющейся основой индивидуально-ориентированной педагогической деятельности» [5, с. 7].

По мнению С. И. Змеева, тьютор - это наставник, член контингента взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким обучающимся в решении вопросов организации учения. В такой трактовке мы усматриваем первичность координирующей функции деятельности куратора. В определении Н. В. Ры-балкиной, это - позиция взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. Н. В. Рыбалкина, занимавшаяся генеалогическим исследованием феномена «тьютор», утверждает, что в эпоху возникновения тьюторства «университетская среда представляла собой открытое культурное и образовательное пространство, и тьютор возник как фигура, востребованная именно в открытом образовательном пространстве, где знание - высшая ценность, способом освоения пространства являлось постоянное самоопределение, выстраивание своей траектории. Тьютор в нем был фи-

гурой, помогающей выстраивать эти траектории, и выполнял функции поддержки процесса самоопределения» [6, с. 104]. В ее работах идея тью-торства предстает как идея педагогического поиска, осуществляемого совместно с подопечным. Тьютор - не тот, кто заменит усилия подопечного по собственному поиску, но тот, кто наравне с ним совершает усилия по поиску способа передачи культурного содержания тому, кто его ищет, как опору в овладении собой. Таким образом, первичной в контексте исследований данного автора становится консультирующая и проектирующая функции тьюторской деятельности.

Актуальные роли тьютора определяет С. А. Щенников: дидактические, организационные, маркетинговые, консультационные, лидерские. Он считает, что тьютор — это «преподаватель-консультант», специалист в области организации образования и самообразования [7]. Именно он несет ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. По мнению С. А. Щенникова, тьюторское сопровождение — это особая педагогическая техника, основанная на взаимодействии учащегося и тьютора, в ходе которой учащийся осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. В отличие от психолога тьютор несёт ответственность за решение образовательных задач предметного содержания анализируемой деятельности. Тьюторская позиция — гуманитарная, основанная на признании тьютором права ребенка на выбор в той предметной сфере, в которой работает учащийся, и тех уже существующих в культуре способов деятельности, которые позволяют ученику быть эффективным. Носителем этой позиции может быть сам тьютор (особая педагогическая специализация) или классический руководитель, учитель, воспитатель, другой педагог, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения. Такая совместная работа способствует пониманию, как человек может использовать итоги своей деятельности в будущем, отдаленном (в профессии, в жизни вообще) или в ближайшем времени.

Организационная функция тьюторской деятельности выходит на первый план в исследовании Л. Б. Прокофьевой, которая считает,что тьюторство — это организованная деятельность по становлению у учащегося умения работать со своей индивидуальной программой. Тьютор выявляет ученика, у которого есть интерес к поисковой деятельности и потребность в творчестве во всех областях знаний, и создает условия для обучения проведению исследования. По мнению Л. Б. Прокофьевой, дебаты (один из главных приемов тьютора) развивают критическое мышление, уверенность в себе, умение выступать публично, терпимость к различным взглядам, новой организации своих мыслей, способность работать в команде и концентрироваться на сути проблемы.

Такие роли тьютора, как менеджер, маркетолог, продавец, выделяет В. П. Зинченко. Все вышеперечисленные функции тьютора позволяют ему в зависимости от ситуации и запроса ребенка быть посредником, социальным педагогом, организатором и выполнять свою роль не только в элитных учебных заведениях, но и в дистанционном обучении (в настоящее время в России 57 вузов включены в эксперимент по дистанционному образованию).

В работах Е. Б. Колосовой тьютор представлен не как классный руководитель, но как педагог, который собирает вокруг себя детей из разных классов и организует кружки по интересам, помогает определиться с выбором профессии. Для этого он должен владеть особым инструментарием, исповедовать ценности образования как «деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире» и индивидуализации как способе «самостроительства» человека, культивирования ответственности за собственные действия и поступки. Тьютор не советует, не формирует, не наставляет: в предварительной беседе (этап диагностики образовательной ситуации), затем в совместном поиске (проектирование учебных исследований), в обсуждении получившегося результата тьютор выявляет перспективы роста, делает зримыми реальные возможности среды для конкретного человека. Согласно ее исследованиям, главная обязанность тьютора - создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний, а стержневое понятие такой педагогики - уникальность человеческой личности, ее предназначения и связанная с этим индивидуализация личности. Здесь мы усматриваем выполнение тьютором координирующей и проектирующей функций.

Учитывая, что в основе модели тьюторства лежит именно принцип индивидуализации, а также опыт и вклад российских ученых в теорию педагогической поддержки, Е. Б. Колосовой было выделено главное условие успешной деятельности тьютора — открытость. Открытость как специфическое качество системы образования в данном контексте понимается в качестве организационно-педагогического условия введения тью-торства. Ученику предоставляется возможность самостоятельно выстраивать свою программу обучения, он сам реализует познавательный интерес, выбирает желаемое из многообразия всего, что для него на данный момент существует. Причем «самостоятельно — не означает бесконтрольно; тьютор осуществляет сопровождение поиска и реализации целей. Таким образом, открытое образование — это такая педагогическая система, которая основывается на принципе индивиду а-лизации. Если функция учителя — передача знаний, воспитателя — формирование нравственных

ценностей и норм, то тьютора — осуществление особого типа гуманитарного педагогического сопровождения — тьюторского; сопровождения процесса индивидуализации в ситуации открытого образования» [4, с. 107].

Алгоритм работы тьютора, согласно исследованиям Е. Б. Колосовой, выглядит следующим образом:

1) диагностический: встреча, выяснение образовательной ситуации (при помощи портфолио, тестирования, анкетирования, свободного интервью, оценка имеющегося объема знаний). На этом этапе тьютор выясняет интересы ученика, показывает значимость совместной работы, выясняет планы на будущее и его желаемое видение. Главная задача — настроить ученика на развитие мотивации к обучению;

2) проектировочный: организация сбора материала, помощь в выборе образовательного стиля и планирование его освоения. Тьютор проводит занятия, сопровождая при формулировании вопросов, сужении и расширении темы. Задача на данном этапе — поддержать самостоятельное мышление ученика, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи;

3) реализационный: реализация образовательного поиска и демонстрирование найденных сведений, полученных результатов (сообщение во время тьюториала, классный час, урок, презентация);

4) аналитический: самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов для развития самооценки, умения рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие изменения (посредством презентации).

В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» значение термина «тьютор» определяется следующим образом: «тьютор» - лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль - быть знающим партнером своих слушателей. Можно сказать, что здесь есть заявка на выполнение тьютором консультирующей функции [8, с. 108].

Несколько функций прослеживается в определении, которое дает тьютору Л. В. Бендова: это - преподаватель особого типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному саморазвитию. Как видим, многие исследователи считают эффективную модель тью-торства сложной задачей и выделяют следующие требования, предъявляемые к тьюторам:

хорошо ориентироваться в предмете;

знать содержание, структуру курса и учебнометодических материалов (не будучи их автором);

уметь оценить качество учебно-методических материалов;

тесно взаимодействовать с автором курса или экспертом в данной предметной области;

уметь применять педагогические технологии в организации учебной деятельности.

Эти требования в представлении Н. Б. Крыловой сводятся к компетентностям тьютора:

1) аналитические: вычленять и структурировать проблему, участвовать в анализе возможностей и путей разрешения проблемы, помогать подростку в самоанализе, выборе решения и принятии ответственности за результаты, осмысливать опыт, свой и коллег, создавая условия для культурного развития школы;

2) коммуникативные: общаться на позициях диалога, добиваться успешности учащегося, использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, налаживать договорные отношения, видеть и воспринимать деятельность ученика в том смысле, в каком он сам ее осмысливает;

3) организаторские: участвовать в создании позитивного эмоционального фона учебной деятельности, оказывать поддержку в прояснении и «складывании» разных интересов, стимулировать интерес к культурным ценностям и установкам, оказывать поддержку каждому учащемуся и группе в самореализации.

Таким образом, Н. Б. Крылова выделяет ряд функций тьютора, которые, однако, значительно расширились сегодня в результате модернизации образования:

1) аналитическая: изучение и анализ индивидуальных особенностей детей, процесса становления коллектива, состояния и условий семейного воспитания, уровня воспитанности;

2) прогностическая: предвидение результата образовательного действия; прогнозирование сроков прохождения коллективом этапов становления; определение ближних и дальних перспектив деятельности учащихся; предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений; построение модели образовательной подсистемы для своего класса, соответствующей образовательной модели в школе;

3) организационно-координирующая: помощь, сотрудничество с учениками в организации общественно значимой деятельности, взаимодействие с семьями учащихся, координация усилий педагогов класса, психологов, социальных педагогов;

4) коммуникативная: содействие в построении оптимальных взаимоотношений в системах «учитель - родитель», «ученик - ученик», «родитель - ученик», коррекция (совместно с психологом, социальным педагогом) поведения, социально дезадаптированных детей [9].

Н. Б. Крылова уверена, что тьютор появляется в школе тогда, когда субъекты образовательного пространства начинают ощущать дефицит профессионализма и времени. Это приводит к поиску новых культурных форм сотрудничества детей и взрослых, затрагивающего глубинные сферы жизни тьюторантов, именно поэтому на первый

план в работе тьютора выходят индивидуальные консультации, беседы, работа в малой группе.

Как видим, в современных педагогических исследованиях термин «тьютор» имеет множественные интерпретации, однако все вышеперечисленные авторы сходятся в том, что взаимоотношения тьютора и тьюторанта в учебном процессе - это партнерство, а его цель - раскрытие потенциала тьюторанта прежде всего для него самого. Таким образом, мы еще раз находим подтверждение наблюдаемой сегодня тенденции: ведущей функцией современного тьютора в России является воспитательная, а не обучающая. Однако общим и главным, в чем сходятся многие российские и западные ученые, остается задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы).

Итак, как показывает практика, в российском образовательном сообществе слово «тьютор» стало употребляться очень часто, причем не всегда осознанно и уместно. Однако из приведенных ранее определений ясно, что они имеют мало общего с тем, что это слово означало изначально. Во-первых, «тьютор» получил не свойственные ему определения, во-вторых, само его значение постоянно трансформиркется, эволюционирует.

Мы полагаем, что существующее многообразие определений тьюторства свидетельствует не только о своеобразии концепций развития личности, с позиции которых указанные авторы выявляют его сущность, но и о многогранности составляющих сущности изучаемого явления. Тьютор - это посредник между учащимся, его родителями, педагогами-предметниками. Это тот человек, который поймет и поддержит ученика, научит самостоятельно решать проблемы, переводить их в задачи, имеющие условия, алгоритм решения и, главное, ответ. Его задача - научить ребенка понимать себя и с определенной долей самостоятельности (в зависимости от возраста) разрешать проблемные ситуации. Тьютор и учащийся совместно разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию - цели, ценности, содержание, формы соответствующего им поведения, общение и учение на определенном временном этапе. Тьютор в индивидуальных беседах и на тренингах создает ситуации, которые помогают учащемуся выбрать стратегию поведения, стиль общения, определиться в способе решения проблемы и выхода из конфликтов. В российской действительности он может быть назван освобожденным классным руководителем в школах и тьютором - в вузах. Итак, тьюторская деятельность - это индивидуальное консультирование учащегося, в процессе которого педагог помогает ему разработать индивидуальную образовательную траекторию как программу собственной деятельности, сопровождает процесс ее реализации, о чем мы писали еще в 2006 г.

Таким образом, мы можем констатировать несколько направлений деятельности тьютора: аналитически-проектирующее, консультирующее, координирующее и организующее, демонстрирующие повышение его роли как индивидуального консультанта, сопровождающего ребенка в движении по индивидуальной образовательной траектории, составляющими которой являются индивидуальные траектории обучения, воспитания и развития обучающегося. Данные траектории, в свою очередь, подразделяются на знаниево-, практико- и творче-ски-ориентированные; индивидуально- и личностно-ориентированные (по Е. А. Александровой) [10].

Для того чтобы тьюторское сопровождение осуществлялось, необходимо определить рамки функций работы тьютора, обозначить границы, где тьюторское сопровождение начинается, а где заканчивается, и провести параллель с другими позициями. Ведь изначально (имеется в виду классическая модель тьюторства) тьютор не был учителем или психологом.

Сегодня все чаще говорят о сходстве функциональных обязанностей тьютора и научного руководителя, однако и здесь есть ряд отличий; сравним основные задачи деятельности научного руководителя и тьютора (таблица).

Сопоставительный анализ основных задач научного руководителя и тьютора

Научный руководитель Преподаватель-тьютор

Формирование интереса к получению дополнительных знаний Формирование у обучающихся стойкого интереса к учебе

Мотивация к получению дополнительных знаний Помощь учащимся в получении максимальной отдачи от учебы

Обеспечение обратной связи по выполнению этапов исследования Обеспечение обратной связи по выполнению заданий

Проведение групповых и индивидуальных консультаций

Консультирующее сопровождение и подготовка исполнителей в исследовательской деятельности Консультирующее сопровождение и подготовка учеников к дальнейшей работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шблюдение за ходом выполнения исследовательской работы Шблюдение за ходом обучения

Это сравнение показывает, что принципиально важно разграничивать смыслы деятельности и функциональные обязанности тьютора и научного руководителя. Тьюторство выходит за рамки только научной деятельности и сводится к сопровождению обучающегося на всем протяжении его обучения.

Если тьютор — это субъект, помогающий в реализации индивидуальной образовательной траектории ученика, это преподаватель-консультант, организующий эффективное изучение курса, проводящий семинары и консультирующий учащихся, проверяющий и комментирующий процесс их учения, то тьюторство — это процесс, состоящий из трех основных этапов: диагностико-проек-тировочного, организационно-деятельностного, рефлексивно-корректирующего в руководстве научно-исследовательской деятельностью тьюто-ранта как одной из прогрессивных форм обучения в современных образовательных учреждениях. Задача тьютора — максимально показать учащемуся ресурсы и возможности образовательной среды: продемонстрировать достоинства и ограничения разных способов учения, присвоения и добывания знаний, разнокачественного обучающего материала, типов общения, стилей человеческой деятельности. Ведущий инструмент тьюторской работы - вопрос, далее - скрупулезный анализ достигнутого. На основании проведенного анализа прав и обязанностей тьютора следует сделать вывод, что у тьютора нет готовых ответов на вопросы, нет заданного пути

формирования образа подопечного. Тьютор может использовать такие «культурные» формы работы, как изменение точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения. Продуктами тьюторской работы являются портфолио, индивидуальные учебные планы и программы, исследования и проекты учащихся, тьюторский дневник и т. п.

Разносторонность задач тьюторской деятельности легла в основу следующих форм тьюто-ринга: индивидуальный и групповой. Групповой тьюторинг направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся и в то же время на снижение высокого уровня отсеивания и отчуждения учащихся в группе. Гибкость личного взаимодействия в сочетании с эмоциональной поддержкой являются основными характеристиками для введения индивидуального тьюторинга. Российскую модель тьюторства можно представить следующим образом (рисунок).

Заключение

Процесс внедрения модели тьюторства в российский образовательный процесс начался в 1990-е гг., а предпосылками для модернизации образовательной системы и появления тьюторства стали осознание необходимости открытости образовательного процесса как принципа выстраивания

Российская модель тьюторства

образовательной программы; дефицит профессионализма субъектов образовательного пространства и неудовлетворенность уровнем знаний учащихся. В основе тьюторской модели обучения в России лежат антропологический подход, принцип индивидуализации и концепция педагогической поддержки. Основной целью образующейся в России модели тьюторства является сопровождение становления индивидуальной образовательной траектории учащихся на основе принципа индивидуализации.

Анализ имеющихся исследований дал возможность описать процесс становления тьюторской деятельности в России и понять, что данный феномен был заимствован у уже существующей и хорошо функционирующей системы, а в России до начала 90-х годов в чистом виде, направленном на развитие индивидуализации, применялся только частично.

Специфической чертой российской модели тьюторства является то, что она внедряется в

общеобразовательные учреждения (школы), в средние профессиональные образовательные учреждения, реже - в университетское образование. Однако в перспективе планируется, что она будет представлена на университетском уровне, причем не только в дистанционном образовании.

Нами проанализирована содержательная база феномена «тьютор», и мы убедились в том, что в российской педагогической науке и практике это понятие трактуют намного шире, чем в зарубежных. Об этом свидетельствует и большое количество определений, даваемых российскими учеными, и многообразие практик: классный воспитатель, освобожденный классный воспитатель, тьютор. Имеющиеся на сегодняшний день определения и их значения не всегда совпадают с главной функцией тьютора, заключающейся в развитии метакогнитивных функций, и смеши-

ваются с теми, которые в российской действительности выполняют научный руководитель, классный руководитель, классный воспитатель, психолог, завуч, учитель-предметник. Мы полагаем, что это говорит о недостаточной разработанности проблемы.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (номер проекта 13-06-00704).

Библиографический список

1. Хрестоматия по истории педагогики / под общ. ред.

B. А. Каменева. М., 1935. 639 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. М., 1987. 559 с.

3. Проскуровская И. Д. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства // Открытая модель дополнительного образования региона. Красноярск, 2004.

C. 212-225.

4. Колосова Е. Б. Тьюторство в образовательной среде школы // Управление школой : прил. к газ. «Первое сентября». 2008. № 17. С. 32-35.

5. Щедровицкий П. Г. Выступление на открытии конференции // Тьюторство : идея и идеология : материалы 1-й межрегион. тьюторской конф. Томск, 1996. 128 с.

6. РыбалкинаН. В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска // Тьюторство : идея и идеология : Материалы 1-й межрегион. тьюторской конф. Томск, 1996. С. 15-30.

7. Щенников С. А. Современные тенденции социальноэкономического развития, определяющие облик ОДО взрослых // Alma mater. № 7, 2002. С. 21-28.

8. Терминология в системе дополнительного профессионального образования : словарь. М., 1998. 179 с.

9. Крылова Н. Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования // Завуч. 2009. № 4. С. 61-70.

10.Александрова Е. А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? // Завуч. 2007. № 4. С. 57-59.

Theory and Practice of Tutoring in Russia Ekaterina Aleksandrova1, Ekaterina Andreeva2

1 Doctor of Pedagogy Sciences, Professor of the Chair of educational methodology, Saratov State University;

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia;

E-mail: alexkatika@mail.ru

2 PhD in Educational Science, Murdoch University, International Study Centre; Block 10, 4th Floor, Dubai International Academic City, 345005, Po BOX 345005, United Arab Emirates;

E-mail: kateandreva@gmail.com

The authors present results of the study based on the analysis of tutoring emergence in Russia, its modernization process and implementation of individualization process and pedagogical support processes as a basis for tutoring activities. We analyze the content

basis of the «tutor» phenomenon in national and foreign science. There is a description of basic strands of tutors' work: analytical and designing, consulting, coordinating and organizing, demonstrating his/her enhanced role as an individual consultant, who helps a child to move on with individual learning paths, which consist of individual trajectories of teaching, education and development of a student. These trajectories, in their turn, are subdivided into knowledge-, practice- and creative- oriented, individual- and person- oriented ones.

Key words: principle of individualization, tutoring, tutor, teaching support.

References

1. Khrestomatiyapo istoriipedagogiki (The reading-book to pedagogy's history). Moscow, 1935. P. 383 (in Russian).

2. Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii vtoroy poloviny XIX- nachalaXXv. (The anthology of Russian pedagogical ideas in second half of XIX and beginning of XX centures) Moscow, 1987, pp. 165-166 (in Russian).

3. Proskurovskay I. D. K voprosy o rekonstruktii istoricheskikh osnovaniy t'ytorstva (To the question about reconstruction on the tutoring's historical bases). Otkrytaya model' dopolnitel 'nogo obrazovaniya regiona (The opened model of the region's additional education). Krasnoyarsk, 2004, pp. 215-225 (in Russian).

4. Kolosova E. B. T'yutorstvo v obrazovatel'noy srede shkoly (Tutoring in school's educational space). Uprav-lenie shkoloy : prilozhenie k gazete «Pervoe sentyabrya» (School-management : newspaper «Pervoe sentyabrya» supplement), 2008, № 17, pp. 32-35 (in Russian).

5. Shchedzovitskiy P. C. Vystuplenie na otkrytii konferentsii (The speech at opening of the conferecne). T'yutorstvo : ideya i ideologiya: materially 1-y mezhregion. t 'yutorskoy konf. (Tutoring : the idea and the ideology). Tomsk, 1996. 128 p. (in Russian).

6. Rybalkina N. V. Ideya t'yutorstva - ideyapedagogichesk-ogo poiska (The tutoring idea is idea of pedagogical search). T'yutorstvo : ideya i ideologiya : materialy 1-y mezhregional'noi t'yutorskoi konferentsii (Tutoring : idea and ideology.). Tomsk, 1996, pp. 15-30 (in Russian).

7. Shchennikov S. A. Sovremennye tendentsii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya, opredelyayushchie oblik ODO vzroslykh (The modern tendencies of social and economical development, which determine image of adults' ODE). Alma mater (Alma mater), 2002, № 7, pp. 21-28 (in Russian).

8. Terminologiya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obazovaiya : slovar' (Terminology at the system of additional professional education). Moscow, 1998. 179 p. (in Russian).

9. Krylova N. B. T'yutor- novyy tippedagoga v usloviyakh individualizatsii obrazovaniya (Tutor is a new tip of teacher in conditions of education's individualization). Zavuch (A deputy principal), № 4, 2009, pp. 61-70 (in Russian).

10.Aleksandrova E. A. Chem otlichaetsya rabota osvobozh-dennogo klassnogo vospitatelya ot raboty klassnogo ru-kovoditelya s pozitsii t'yutorskoi deyatel'nosti? (What is difference between the work of exempt homeform teacher and the work of homeform teacher in tutoring?). Zavuch (A deputy principal), № 4, 2007, pp. 57-59 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.