Научная статья на тему 'Возникновение и эволюция становления тьюторства в России'

Возникновение и эволюция становления тьюторства в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1207
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
тьютор / индивидуальная образовательная траектория / познавательный интерес / самообразование / антропоориентированные практики. / tutor / individual educational trajectory / cognitive interest / self-education / anthropo- oriented practices.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коджаспирова Галина МихайЛовна

Тьюторство – новое явление для современной России. Цель данной статьи – обосновать один из подходов к историографии данного явления в России, показав наличие тьюторских принципов и задач в ряде ранних образовательных практик России и самобытность становления отечественного тьюторства. В качестве методологических подходов были избраны конкретно-исторический и культурологический, позволившие показать трансформацию тьюторских принципов в развивающихся формах педагогической практики России. Исторический подход раскрывается через эволюцию форм педагогической практики. Культурологический – во взаимосвязи с развитием общества и культуры. В результате проведенного анализа предложена периодизация этапов развития тьюторства в России, обосновано отнесение к тьюторству тех или иных видов сопроводительной образовательно-воспитательной деятельности, появлявшихся в ходе историкокультурного развития отечественной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGIN AND EVOLUTION OF THE FORMATION OF TUTORSHIP IN RUSSIA

Tutoring is a new phenomenon for modern Russia. The purpose of the article is to substantiate one of the approaches to the historiography of this phenomenon in Russia, showing the presence of tutoring principles and tasks in a number of early educational practices of Russia and the originality of the development of domestic tutoring. As a methodological approach, concrete historical and cultural studies have been chosen, which made it possible to show the transformation of tutoring principles in the developing forms of pedagogical practice in Russia. The historical approach is revealed through the evolution of forms of teaching practice while the cultural one is presented in connection with the development of society and culture. As a result of the analysis, the article offers a periodization of the stages of tutoring in Russia and justifies the attribution of certain types of accompanying educational activities, which appeared in the course of the historical and cultural development of domestic pedagogical activity to tutoring.

Текст научной работы на тему «Возникновение и эволюция становления тьюторства в России»

I

ББК 74.00 УДК 37

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТЬЮТОРСТВА В РОССИИ

Г. М. Коджаспирова

Аннотация. Тьюторство - новое явление для современной России. Цель данной статьи -обосновать один из подходов к историографии данного явления в России, показав наличие тьюторских принципов и задач в ряде ранних образовательных практик России и самобытность становления отечест венного т ьюторст ва,. В качестве методологических подходов были избраны конкретно-исторический и культурологический, позволившие показать трансформацию тьюторских принципов в развивающихся формах педагогической практ ики России. Исторический подход раскрывается через эволюцию форм педагогической практ ики. Культурологически й - во взаимосвязи с развит ием общества и культуры.

В результате проведенного анализа предложена периодизация этапов развит ия тьюторства, в России, обосновано отнесение к тьюторству тех или иных видов сопроводительной образовательно-воспитательной деятельности, появлявшихся в ходе историко-культурного развития отечественной педагогической деятельности.

Ключевые слова: тьютор, индивидуальная образовательная траектория, познавательный интерес, самообразование, антропоориентированные практики.

ORIGIN AND EVOLUTION OF THE FORMATION OF TUTORSHIP IN RUSSIA

G. M. Kodzhaspirova

Abstract. Tutoring is a. new phenomenon for modern Russia. The purpose of the article is to substantiate one of the approaches to the historiography of this phenomenon in Russia, showing the presence of tutoring principles and tasks in a number of early educational practices of Russia. and the originality of the development of domestic tutoring. >4s a. methodological approach, concrete historical and cultural studies have been chosen, which made it possible to show the transformation of tutoring principles in the developing forms of pedagogical practice in Russia. The historical approach is revealed through the evolution of forms of teaching practice while the cultural one is presented in connection with the development of society and culture.

>4s a. result of the analysis, the article offers a periodization of the stages of tutoring in Russia and justifies the attribution of certain types of accompanying educational activities, which appeared in the course of the historical and cultural development of domestic pedagogical activity to tutoring.

Keywords: tutor, individual educational trajectory, cognitive interest, self-education, anthropo-oriented practices.

Тьютор - tutor в переводе с английского - педагог-наставник. Тьютор, по единому квалификационному справочнику должностей работников образования в РФ (2010), «организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее)» [1]. Возникает вопрос, можно ли относить к тьюторству ранние образовательные практики и как тогда выглядит история возникновения и эволюция становления тьютор-ства в России?

Таким образом, тьютор - это педагог-наставник, организатор индивидуальной и индивидуализированной образовательной работы воспитанников и выявления сферы их познавательных интересов, осуществляющий персональное сопровождение в образовании и формирование личности воспитанника, оказывающий помощь в самообразовании.

Тьюторство возникло в средневековом английском университете [2; 3]. В России университет возник значительно позже, чем в Западной Европе, и в основу его развития была положена немецкая кафедральная модель университетского образования, а не английская тьюторская система. В складывающейся истории тьюторства в России тьюторство рассматривается не с периода возникновения университетов, в которых и не было такого сопровождения, а с более раннего периода, относя к нему другие формы психолого-педагогического сопровождения, возникшие довольно рано в русской образовательно-воспитательной практике. Отечественные исследователи тьюторства, трактуя тьюторство как

сопроводительную образовательно-воспитательную деятельность, к тьюторству относят древнерусский обычай кормильства - воспитания мальчиков в чужих семьях, практику существовавших на Руси мастеров грамоты, традицию монастырских наставников -«старцев» и «старчества» на Руси, систему гу-вернерства и наставничества, «туторов» Лицея памяти Цесаревича Николая Александровича, деятельность отдельных педагогов, придерживающихся принципов свободного развития личности. Как видим, российский вариант тьюторства изначально был ориентирован на работу с детьми с раннего возраста и юношеством и несколько в иной интерпретации, чем в западной педагогической практике. Насколько правомерно так трактовать тью-торство?

Исследователи (А. Н. Ганичева, С. Е. Марченко, Л. В. Полякова, О. Ю. Солодянкина, С. В. Трошина, Т. В. Тимохина и др.) выделяют разные этапы становления наставничества и гувернерства, а в целом и тьюторства в России [4-6]. Так, С. В. Трошина выделяет три этапа:

• I этап (IX-XVII вв.): деятельность «мастеров грамоты», обучавших славяно-русской и гражданской грамоте, христианской вере, латинскому языку;

• II этап (XVIII - начало XIX вв.): иностранные гувернеры, появление отечественных домашних наставников;

• III этап (XIX в.): законодательное оформление и закрепление домашнего наставничества - гувернерства (домашние учителя и учительницы, наставники и наставницы), состоящего как из отечественных, так и иностранных педагогов.

А. Н. Ганичева выделяет семь этапов, но четких аргументированных инноваций для такого количества этапов, на наш взгляд, не приводится.

С нашей точки зрения, целесообразнее представить эволюцию тьюторства в России в виде четырех следующих этапов, что более

четко и содержательно определяет границы каждого периода:

• Первый этап (У!-ХУ!1): наставническая внутрисемейная деятельность на Руси, кор-мильство, деятельность «мастеров грамоты», монастырское наставничество - «старчество»;

• Второй этап (XV!!! - начало XX): появление иностранных гувернеров и отечественных домашних наставников; законодательное закрепление гувернерства, появление комнатных в пансионах и классных надзирателей и образовательных учреждений, с ярко выраженной гуманистической направленностью;

• Третий этап (1917 - 1990-е): запрещение домашнего образования и гувернерской деятельности (после Октябрьской революции 1917), появление новых форм наставнической деятельности - репетиторства и классного руководства;

• Четвертый этап (1990-е - начало XX! века): законодательное закрепление возможности получения семейного образования в результате смены общественно-политического строя, частичное возрождение института гу-вернерства, появление собственно тьютор-ства.

Первый этап: развитие сопроводительной воспитательно-

образовательной деятельности на Руси в У1-ХУ11 вв.

До появления семьи в общинах восточных славян воспитанием детей занималась вся община в лице авторитетных членов и близких родственников. С разделением общины на семьи воспитательные функции стали прерогативой только семьи. Возникла традиция отдавать мальчиков навсегда в семью брата матери. «Дядьки» были наставниками племянников, а те - их первыми помощниками. В эти времена бытовала пословица: «Какие дядьки, такие и дитятки». С V!!! в. и вплоть до X! в. традиция воспитательства вне семьи сохранилась лишь в семьях знати и стала сводиться к передаче сыновей из при-

вилегированных семей в подчиненную или зависимую семью. Этот обычай получил название «кормильство», являющийся модификацией аталычества - обязательного воспитания мальчиков вне родной семьи. Кормилец становился ребенку наставником, в его обязанности входило образование ребенка, его воинская подготовка и подготовка к управлению. После Крещения Руси духовными наставниками ребенка становились крестные мать и отец.

Есть ли в аталычестве выявленные признаки тьюторства? Безусловно есть. Воспитание мальчика как мужчины, воина, защитника, а для знатных сословий и как руководителя, предводителя предполагает исключительно индивидуализированную систему воспитания и обучения, длительное, нередко в течение всей жизни, персональное сопровождение, как, например, у Владимира ! Святославича (Владимира Красное Солнышко) неотступным наставником и хранителем с раннего детства и в течение длительного периода жизни был дядька, брат его матери, воевода Добрыня Малкович.

Профессия «мастера грамоты», которые являлись первыми предшественниками домашнего наставничества на Руси X!! в., была зарегистрирована в писцовых книгах древнего Новгорода. Мастерами грамоты были дьяки или простые люди, для которых обучение детей становилось дополнительной или основной профессией. Часть из них основывали школы: в семье, в своих домах, при монастырях и храмах, где учили детей читать, писать, считать, остальные переходили из поселения в поселение. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Как правило, каждый из них учил 8-10 детей. Дети были с разной подготовкой и способностями, и обучение шло практически индивидуально.

В деятельности мастеров грамоты есть все признаки тьюторства, но с несколько иными акцентами и содержанием. Это индивидуализированная образовательно-воспи-

тательная деятельность, упор в которой делался на получение начального образования, но была не столь длительной по продолжительности. Мастер грамоты нередко был единственным в жизни ребенка наставником в образовании.

Начиная со времени возникновения христианства педагогику на Руси понимали как «душевное настроение», целью которого было через наставника помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках. Особенно ярко это проявилось в «старчестве» [7; 8]. «Пастырство монастырское», или «старчество», в истории русского тьюторства тоже рассматривается в связи с тем, что это вариант духовного и личностного наставничества и сопровождения человека. «Старчество - это вид иноческой деятельности, связанный с духовным руководительством, "духовное водительство"» [8]. Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» определяет старчество как огромную силу, которую получает человек, отдавая полностью свою волю другому, отказываясь от своей воли и жизни.

Человек изначально в монастыре становится учеником или послушником многоопытного монаха - старца, который мог быть и не очень старым по возрасту. Послушник и старец, как правило, жили вместе, находясь в теснейшей духовной взаимосвязи. В процессе постоянного общения старец передавал послушнику опыт богоугодного беззаветного христианского служения, стремился к достижению учеником православного самосознания, что должно было обеспечить становление, возрастание послушника в подвижника. Понятно, что без поддержки и такого сопровождения вновь обращенному самостоятельно подняться до высот святости и аскезы было дано не каждому.

Таким образом, отнесение к тьюторству аталычества, деятельности мастеров грамоты и старчества является вполне обоснованным. Определение этих видов педагогической

практики как истоков тьюторства на Руси вполне правомерно.

Второй этап: появление иностранных и отечественных гувернеров

и домашних наставников, законодательное закрепление

гувернерства, появление образовательных учреждений с ярко выраженной гуманистической направленностью в XVIII - начале ХХ в.

Гувернерство достаточно представлено в истории российской педагогики (А. Ф. Афанасьев, Ю. М. Лотман, И. И. Мартынов, А. Г. Обо-довский, В. Ф. Одоевский, П. Г. Редкин, М. Ф. Шабаева, С. П. Шевырев и др.). О гувернерстве и домашнем воспитании есть воспоминания, отраженные в мемуарах, а также в художественных произведениях о воспитании дворянских детей в XVIII-XX вв.

Слово гувернер происходит от французского gouverner, что означает 'руководить', 'управлять'. В России этот термин впервые был употреблен в XVII в. князем В. В. Голицыным, призывавшим бояр приглашать иностранных гувернеров для обучения своих детей. Одно из первых определений слова «гувернантка» дает В. И. Даль: «надзиратель за детьми, воспитательница». В связи с усилением влияния западноевропейской культуры с начала XVII в. в России начинают появляться первые приглашенные воспитатели в семьях. До середины XVIII в. отечественными наставниками могли стать причетники приходских церквей, отставные унтер-офицеры, канцеляристы. С середины века их ряды стали пополняться семинаристами, университетскими профессорами и студентами. Гувернерство можно рассматривать как трансформацию как аталычества, так и деятельности мастеров грамоты. Эта трансформация пошла путем воспитания детей не в чужих семьях, а в собственной, но приглашенным извне воспитателем, который постепенно, в отличие от мастеров грамоты,

становится все более приближен к образу квалифицированного воспитателя и педагога. Деятельность наставников и гувернеров начинает контролироваться и регламентироваться государством. Делается прямое указание на глубоко индивидуальный, индивидуализированный характер их воспитательного воздействия и содержательную целенаправленность передаваемого образования. Одним из подтверждающих фактов данного тезиса является то, что для предупреждения попадания в домашние учителя некомпетентных иностранных педагогов было принято Высочайшее повеление в мае 1757 г. о том, что все иностранные гувернеры должны были иметь аттестаты, удостоверяющие их знания, полученные или в Академии наук в Петербурге, или в Московском университете. Такие аттестаты с 1804 г. стали выдавать и гимназии [9; 10].

Специально для подготовки образованных женщин было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», известное как Смольный институт, созданный по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 24 апреля (5 мая) 1764 г. Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Закончившие институт девушки были действительно прекрасными учителями. Некоторые из них открывали частные школы [11; 12].

В этот период происходит законодательное закрепление гувернерства, уделяется усиленное внимание деятельности гувернеров-иностранцев, происходит развитие института отечественного домашнего наставничества. Термин «гувернер» закрепился в документах 1834 г. и стал общепринятым. Все домашние воспитатели, учителя, наставники были объявлены служащими Министерства народного просвещения. Звание наставника считалось более высоким, чем гувернер. Гувернеры могли получить звание наставника, пройдя до-

полнительные испытания. Звание наставника приравнивалось к должности старшего преподавателя гимназии,

В 1834 г. в России было оформлено домашнее образование и узаконено звание домашнего наставника «Положением о домашних наставниках и учителях», принятым Министерством народного просвещения. В этом Положении устанавливались официальные обязательные требования к тем, кто нанимался на службу для домашнего образования детей. Предъявляемые к гувернеру требования определяли его профессиональные обязанности, личностные качества как воспитателя и преподавателя, а также его роль в домашнем образовании детей. Закрепленные Уставом 1804 г. требования к учителям стали необходимым руководством и в педагогической деятельности гувернеров начала XIX в. Гувернеры, как и учителя начального и среднего образования, должны были тщательно следить за воспитанниками, быть к ним внимательными, чуткими и гуманными [5; 13]. Исследователь того времени А. Ф. Афтонасьев считал, что «всякий наставник и воспитатель должен изучать характеры и наклонности своих питомцев, дабы извлечь из того пользу для своих уроков и наставлений» [14, с. 397]. Предъявляя требования к наставнику как воспитателю, И. Афтонасьев и П. Г. Редкин призывали «воспитывать так, чтобы воспитанник не имел со временем нужды в вашем воспитании, т. е. чтобы он постепенно все более и более приобретал способность быть собственным своим воспитателем» [14, с. 376, 378, 379]. Гувернерами и наставниками осуществлялось персональное сопровождение воспитанников в течение нескольких лет по индивидуализированной образовательной программе. Значительное влияние такой наставник оказывал и на личностное становление вверенных ему детей.

В 1813 г. в России появилась новая воспитательная должность, сначала комнатные в пансионах, а позднее классные надзиратели.

Надзиратели в пансионах круглосуточно находились вместе со своими воспитанниками, несмотря на то, что в группе на одного педагога приходилось до 15 человек. Они присутствовали на занятиях, помогали делать уроки, организовывали досуг, следили за чистотой в комнатах. В 1835 г. вводится новая должность - «классных надзирателей».

Таким образом, специфика гувернерства в России заключалась в его самобытном происхождении - исконно русское происхождение наставничества в лице «мастеров грамоты» и в государственном определении правового статуса и упорядочении педагогической деятельности гувернеров и наставников. На этом этапе тьюторство в виде наставничества и гувернерства приобретает все более узаконенные формы, усиливается контроль государства за воспитателями в сфере домашнего воспитания; дается четкое определение самого домашнего воспитания, что происходит на фоне интенсивного развития системы образования в стране на всех образовательных уровнях.

Реформы начальной и средней школы (1864), а также все больший переход на материнское воспитание ребенка в семье постепенно вытеснили присутствие гувернеров в домашнем образовании. С середины XIX в. наблюдается угасание института гувернерства в связи с недостаточной востребованностью его обществом.

Тьюторские принципы и задачи взаимодействия с воспитанниками в российском подходе к историографии тьюторства выявлены и в деятельности ряда образовательных учреждений с ярко выраженной гуманистической направленностью. Среди таких образовательных учреждений этого периода можно назвать Лицей Цесаревича Николая в Москве, Царскосельский лицей под Петербургом и школу К. Мая на Васильевском острове [15-18].

Эти образовательные учреждения объединены, прежде всего, тем, что в них процветал дух гуманизма, высокой духовности и

нравственности, направленные на подлинно индивидуальное, индивидуализированное обучение и воспитание, персональную практику сопровождения в условиях достаточно больших групп воспитанников. Педагоги старались развить индивидуальность каждого ученика, выявить их лучшие душевные качества, в каждом ученике они видели и уважали личность. Была организована система индивидуализированных образовательных программ, преподаватели работали с интересами воспитанников, помогали их выявить, а затем развить. Выпускники получали энциклопедическое, а не специальное, образование; приобретали гуманистические взгляды, уважение к личности независимо от сословия человека.

В русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено М. Н. Катковым в открытом 13 января 1868 г. Лицее Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась такая должность. Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников.

Среди принципов, на которых основывалась жизнь и деятельность этих образовательных учреждений, были такие, которые по настоящее время являются основой тьюторства: уважение к личности воспитанника, субъект-ность отношения к нему, умеренная свобода, гуманность общения между педагогами и воспитанниками, дифференцированный подход с учетом уровня класса и индивидуализированный подход к каждому воспитаннику с учетом его способностей и возможностей.

Гуманные педагогические практики, как в теории тьюторства их называют - антропо-ориентированные, были основой деятельности представленных образовательных учреждений, что с полным правом позволяет внести их в историю тьюторства в России.

Следовательно, и второй этап становления тьюторства в России имеет право считаться таковым при условии принятия аргумента, что реализация тьюторских критериев педагогической деятельности в этот период при-

обретает иные формы, вызванные историко-цивилизационными изменениями в развитии страны и ее общественно-воспитательных институтов.

Третий этап: реорганизация наставничества и отмена

гувернерства, 1917-1990-е гг.

Этот этап определен рамками советского времени: с 1917 г. до начала 1990-х гг.: запрещение домашнего образования (кроме образования детей с особыми образовательными потребностями) и гувернерской деятельности (после Октябрьской революции 1917), появление новой формы наставнической деятельности - репетиторства. И можно говорить лишь о частичном проявлении в системе образования индивидуализированных стихийно возникающих и не поощряемых государством образовательно-воспитательных практик, которые можно было бы отнести к антропоори-ентированным тьюторским практикам. Понятие «тьютор» на долгий период уходит из образовательного отечественного тезауруса, не закрепившись с момента своего появления в предыдущем столетии.

В советской России домашнее образование для сохранных детей и гувернерство были отменены. Развивалась новая государственная система образования, которая должна была обеспечить полноценное обучение и воспитание подрастающего поколения. В школах был введен институт классных руководителей, который также можно отнести к варианту тьюторства. Классный руководитель нес полную ответственность за определенный класс, помогал детям и родителям решать возникающие образовательно-воспитательные проблемы, осуществлял воспитательную работу с классом. В 1970-1980-х гг. возникла идея антропоориентированности классного руководства. Под руководством О. С. Газмана была разработана система вариативности деятельности и обязанностей классных руководителей, предлагалась должность освобож-

денного классного руководителя, которого с полным правом можно было бы считать тьютором. Однако эти идеи широкого распространения не получили.

Со временем не официально и не в массовом порядке, но достаточно распространенно, особенно в крупных городах, появилось репетиторство, как возможность компенсировать недостатки государственной системы образования. Репетитором был опытный преподаватель, готовящий старшеклассников для поступления в вуз или подтягивающий слабого ученика. Одновременно занятия проводились с одним учеником, редко - с двумя, что давало возможность индивидуализировать обучение, что и позволяет отнести репетиторство к виду тьюторства.

Официальным наставничеством был опыт наставничества на производстве, где главной задачей наставника, опытного рабочего, было сформировать у молодого человека творческое отношение к труду, чувство коллективизма. Нередко именно наставник в период ученичества учил основам профессиональной деятельности, если молодой работник приходил без профессиональной подготовки.

Несмотря на полное исчезновение установки на тьюторство в системе педагогической практики, отсутствие широкого использования термина «сопровождение» в этот период, сама идея индивидуализации оставалась как в теоретических изысканиях, так и в педагогической практике. Идеи наставничества, индивидуализированного подхода можно проследить в теоретических работах и реальной практической деятельности А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, позднее В. А. Су-хомлинского, Ш. А. Амонашвили и в движении учителей-новаторов 1970-1980-х гг. Никто из названных педагогов не использовал термина «тьюторство», но вся их педагогическая деятельность выстраивалась на тьютор-ских позициях индивидуального подхода к каждому воспитаннику, возможности реализации индивидуализированного персональ-

ного сопровождения, перевода самостоятельной учебной деятельности воспитанников на уровень самообразовательной, раскрытия потенциала каждого подопечного, развития его самостоятельности и успешности, что, собственно, и подготовило педагогическую общественность к принятию, пусть и не сразу, идеи тьюторства в перестроечный период.

Четвертый этап: возрождение и развитие тьюторства на современном этапе, 1990-е гг. - начало ХХ1 в.

Сегодня тьюторство в Европе - достаточно сложившаяся практика, но с довольно широким пониманием самого тьюторства, а в России и на Ближнем Востоке становится полноценной системой поддержки формирования индивидуальной образовательной траектории учащегося [19].

Четвертый этап развития тьюторства в России не требует обоснования отнесения тех или иных педагогических практик этого периода к тьюторству. Постепенно тьюторство входит в педагогический словарь и педагогическую практику в стране. Хронология этого этапа в России определяется концом 1980-х - началом 1990-х гг. по настоящее время: законодательное закрепление возможности получения семейного образования в результате смены общественно-политического строя любому обучающемуся, частичное возрождение института гувернерства, появление и развитие тьютор-ства на различных возрастных этапах образовательной поддержки и сопровождения, появление на различных образовательных уровнях современных видов тьюторства: куратор, академический консультант, руководитель индивидуальной образовательной траектории; широкое распространение интерактивных образовательных практик, принятых современным тьюторством как антропоориентированные педагогические практики: кейс-стади, технологии формирования критического мышления,

интеллект-карты, активные методы обучения и т. п. При дистанционном обучении, которое получает в стране все большее распространение, тьютор выполняет педагогическую, социальную, управленческую, техническую функции и выступает в роли коуча (тренера, инструктора), руководителя, тьютора, модератора, фасилита-тора, мотиватора, ментора, эксперта, новатора, советника.

Возникновение тьюторского движения и оформление его как педагогической практики в России в этот период тесно связано с именем Т. М. Ковалевой, которая создала в Томске школу «Эврика-Развитие». Эта школа стала распространителем и пропагандистом тьюторства в России. При ее активном содействии разработан и принят стандарт профессиональной деятельности тьютора. В Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции. Томские педагоги поехали работать в Москву первыми московскими тьюторами [20].

В отечественной системе образования уже накоплен определенный практический опыт применения тьюторского сопровождения. С 1993 г. проводится исследовательская работа по внедрению тьюторских технологий в Новосибирском, Ростовском, Красноярском, и в ряде московских государственных университетов. В российских школах тьюторы появились буквально в последние 10-15 лет. Чаще всего тьюторство связано с инклюзивным образованием, то есть сопровождение детей с особенностями в развитии и оказание им помощи в социализации. В вузы тьюторство только начинает входить. Расширяется практика тьюторского сопровождения в культурно-образовательных организациях для людей пожилого возраста.

Таким образом, тьюторство в России появилось, развивалось и вновь возродилось после периода забвения и продолжает становиться частью отечественной образовательной системы своим самобытным путем, заимствуя иностранный опыт, но трансформируя его и превращая в отечественный вариант.

Тьюторство приобретает все большую значимость в образовательной практике современного мира, но имеет столь многочисленные интерпретации, виды и формы реализации даже в одной стране, что требует расширения и углубления научного осмысления и обоснования подходов к трактовке тьюторства в современных условиях развития культурных особенностей каждой страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638) // Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_105703/ (дата обращения: 13.09.2018).

2. Барбарига А. А., Федорова И. В. Британские университеты. - М.: Высшая школа, 1979. - 127 с.

3. Данилова В. Л. Средневековый университет как институт мышления. - URL: http://www.fondgp.ru/projects/chteniya/ mat/abstracts/9 (дата обращения: 28.09.2018).

4. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -2-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2016. -219 с. - (Сер.: Профессиональное образование).

5. Трошина С. В. Гувернерство в домашнем образовании России первой половины XIX века: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995. - 170 с.

6. Полякова Л. В. Академическое консультирование в высшем профессиональном образовании // Вестник МГПУ Сер.: Педагогика и психология. - 2014. - № 4 (30). - С. 22-33.

7. Смолич И. Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни) / пер. с нем. митрополита Иоанна (Вендланда) // Богословские труды. - Сб. 31. - М., 1992. -С. 97-174.

8. Феномен русского старчества. Примеры из духовной практики старцев / сост. и вступ. ст. С. С. Хоружий. - М.: Изд. Совет РПЦеркви, 2006. - 272 с.

9. Баконина Е. Из истории российского гу-вернерства // Домашнее воспитание. -2001. - № 4. - С. 16-18.

10. Опритов Н. А., Конышева Н. М. Гувернерство в России: прошлое и настоящее // Начальная школа. - 2015. - № 5. - С. 88-91.

11. Институт благородных девиц. М.: ТД Алгоритм, 2016. - 278 с.

12. Мареич К. Образованные женщины и полезные члены общества. - URL: https:// www.culture.ru/materials/211612/istoriya-smolnogo-instituta (дата обращения: 11.03.2018).

13. Дополнительные правила о домашних наставниках и учителях // Журнал Министерства Народного Просвещения. -СПб., 1834. - Ч. III, № VII, Отд. 1. -С. LXI.

14. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987.

15. Перевалова Е. В. Лицей цесаревича Николая (1868-1917) - образцовое образовательное учреждение нового типа // Вестник МГГУ. Сер.: История и политология. - 2014. - № 2. - С. 56-67.

16. Рудинская С. Д. Царско-сельский-Алек-сандровский лицей 1811-1917 гг. - Л.: Лениздат, 1999. - 511 с.

17. Гаврилин А. В. Гимназия К. Мая: Сохранение и развитие школьных традиций. - URL: http://shkola3000.ru/NEW_Gi mnazija-KMaja-sohranenie-i-razvitie-shkolnyh-traditsiy.html (дата обращения: 24.2.2018).

18. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. Ч. 1: Гимназия и реальное училище Карла Мая в Санкт-Петербурге. 1856-1918. -М.: Наука, 2005. - 336 с.

19. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тью-торства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. - М. - Тверь: СФК-Офис, 2013. - 156 с.

20. Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4. - М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2010. - 56 с.

REFERENCES

1. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 26.08.2010 № 761n (red. ot 31.05.2011) "Ob utverzhdenii edinogo kvalifikatsion-nogo spravochnika dolzhnostey rukovodite-ley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel 'Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov obrazovaniya'" (Zaregis-trirovano v Minyuste RF 06.10.2010 № 18638). In: KonsultantPlyus. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_105703/ (accessed: 13.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Barbariga A. A., Fedorova I. V Britanskie universitety. Moscow: Vysshaya shkola, 1979. 127 p.

3. Danilova V. L. Srednevekovyy universitet kak institut myshleniya. Available at: http:// www.fondgp.ru/projects/chteniya/mat/ab-stracts/9 (accessed: 28.09.2018).

4. Zvereva O. L., Ganicheva A. N. Cemeynaya pedagogika i domashnee vospitanie. Moscow: Yurayt, 2016. 219 p. (Ser.: Profession-alnoe obrazovanie).

5. Troshina S. V. Guvernerstvo v domashnem obrazovanii Rossii pervoy poloviny XIX veka. PhD dissertation (Education). Moscow, 1995. 170 p.

6. Polyakova L. V. Akademicheskoe konsul-tirovanie v vysshem professionalnom obrazovanii. VestnikMGPU. Ser.: Pedagogika i

psikhologiya. 2014, No. 4 (30), pp. 22-33.

7. Smolich I. Zhizn i uchenie startsev (Put k sovershennoy zhizni). Transl. from german by metropolitan Ioann (Vendland). In: Bo-goslovskie trudy. Coll. 31. Moscow, 1992. Pp. 97-174.

8. Khoruzhiy S. S. (comp.) Fenomen russkogo starchestva. Primery iz dukhovnoy praktiki startsev. Moscow: Izd. Sovet RPTSerkvi, 2006. 272 p.

9. Bakonina E. Iz istorii rossiyskogo guvern-erstva. Domashnee vospitanie. 2001, No. 4, pp. 16-18.

10. Opritov N. A., Konysheva N. M. Guvernerstvo v Rossii: proshloe i nastoyashchee. Nachalnaya shkola. 2015, No. 5, pp. 88-91.

11. Institut blagorodnykh devits. M.: TD Al-goritm, 2016. 278 p.

12. Mareich K. Obrazovannye zhenshchiny i poleznye chleny obshchestva. Available at: https://www.culture.ru/materials/2116 12/istoriya-smolnogo-instituta (accessed: 11.03.2018).

13. Dopolnitelnye pravila o domashnikh nas-tavnikakh i uchitelyakh. Zhurnal Ministerst-va Narodnogo Prosveshcheniya. St. Petersburg, 1834. Part III, No. VII, Ser. 1. P. LXI.

14. Lebedev P. A. (comp.) Antologiya peda-gogicheskoy mysli Rossii pervoy poloviny XIX v. Moscow: Pedagogika, 1987.

15. Perevalova E. V. Litsey tsesarevicha Niko-laya (1868-1917) - obraztsovoe obrazo-vatelnoe uchrezhdenie novogo tipa. Vestnik MGGU. Ser.: Istoriya i politologiya. 2014, No. 2, pp. 56-67.

16. Rudinskaya S. D. Tsarsko-selskiy-Aleksan-drovskiy litsey 1811-1917 gg. Leningrad: Lenizdat, 1999. 511 p.

17. Gavrilin A. V. Gimnaziya K. Maya: Sokhrane-nie i razvitie shkolnykh traditsiy. Available at: http://shkola3000.ru/NEW_Gimnazija-KMa-ja-sohranenie-i-razvitie-shkolnyh-traditsiy. html (accessed: 24.2.2018).

18. Blagovo N. V Shkola na Vasilyevskom os-trove. Istoricheskaya khronika. Part 1:

Gimnaziya i realnoe uchilishche Karla Maya v Sankt-Peterburge. 1856-1918. Moscow: Nauka, 2005. 336 p.

20. Kovaleva T. M. Osnovy tyutorskogo sopro-vozhdeniya v obshchem obrazovanii. Lektsii 1-4. Moscow: Ped. un-t "Pervoe senty-abrya", 2010. 56 p.

Blizhnego Vostoka. Moskva - Tver: SFK-Ofis, 2013. 156 p.

19. Aleksandrova E. A., Andreeva E. A. Mod-ernizatsiya klassicheskoy modeli tyutorstva v Rossii, stranakh Evropeyskogo soyuza i

Коджаспирова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор Кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета e-mail: kodzhgm@yandex.ru

Kodzhaspirova Galina M., ScD in Education, Professor, Pedagogy Department, Institute „Higher School of Education", Moscow Pedagogical State University e-mail: kodzhgm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2018 The article was received on 29.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.