Т. М. Ковалева
ОФОРМЛЕНИЕ НОВОЙ ПРОФЕССИИ ТЬЮТОРА В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Анализируются современные вызовы российскому образованию и исторические предпосылки, которые сделали возможным сегодня оформление профессии тьютора в российском образовании. Предложена ресурсная схема общего тьюторского действия. Обсуждаются основные формы тьюторского сопровождения образования, нормативно-правовое оформление тью-торской деятельности на примере школы.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, тьютор, открытые образовательные технологии, консультирование, оплата труда.
5 мая 2008 г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 216н «Об утверждении квалификационных групп должностей работников общего образования» педагогическому сообществу страны впервые была официально представлена новая для российского образования профессия — тьютор.
За несколькими строчками в Едином квалификационном справочнике должностей, характеризующими новую педагогическую профессию, всегда стоит большой труд ученых, исследователей и практиков, которые видят в данной профессии дополнительный ресурс для развития современной педагогики. С другой стороны, оформление новой профессии становится вариантом ответа на какие-то очень важные социальные вызовы современному обществу в целом, иначе оно было бы практически невозможно ни в образовании, ни в любой другой профессиональной сфере.
Цель нашей статьи состоит в том, чтобы проанализировать те современные вызовы российскому образованию и те исторические предпосылки (причем как в России, так и за рубежом), которые делают сегодня возможным оформление профессии тьютора.
Статья поступила в редакцию в январе 2011 г.
Аннотация
163
Практика
№
1. Современные вызовы российскому образованию
Практически во всех официальных политических документах последнего времени правительство делает ставку на развитие инновационной экономики. В рамках этой стратегии разворачиваются и заявляемые сегодня в качестве наиболее важных педагогические проекты: «Сколково», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В них наряду с принципом индивидуального подхода, ставшим уже привычным атрибутом практически всех современных образовательных проектов любого масштаба, открыто заявляется также и другой принцип — принцип индивидуализации. Эти понятия до сих пор еще часто путают как в педагогической литературе, так и на практике.
Дидактический принцип индивидуального подхода заключается в поиске педагогом для каждого человека наиболее адекватного способа передачи ему необходимых знаний, умений и навыков. На необходимость осуществления в педагогике индивидуального подхода указывал еще Ян Амос Коменский в своей главной книге «Великая дидактика». Чтобы достичь цели всеобщего обучения — «научить всех всему», как сформулировал ее Коменский, — необходимо подбирать специальные педагогические средства — формы и методы обучения — к каждому ученику.
Сегодня в мире постоянно обновляющегося знания уже стало очевидно, что «научить всему» невозможно, но общеобразовательная школа до сих пор ставит перед собой цель «научить всех». Поэтому принцип индивидуального подхода в обучении общему для всех образовательному стандарту продолжает реализовываться, опираясь уже на современные исследования в медицине, физиологии, психологии, обосновывающие, например, различные типы восприятия информации, специфику обучения лиц определенного психического типа (холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков) и т. д.
В отличие от индивидуального подхода принцип индивидуализации связан прежде всего с процессом самообразования, он позволяет человеку ориентироваться на собственные индивидуальные образовательные цели и приоритеты. Принцип индивидуализации как раз в том и состоит, что каждый человек проходит свой собственный путь к освоению того или иного знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным, и тем самым реально осуществляет свое самообразование.
Исторически эти две составляющие целей образования всегда четко выделялись:
• заказ государства, т. е. установление приоритетов в содержании обучения в соответствии с представлениями о тех качествах и том потенциале, которые требуются в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего (этот заказ транслируется через государственные учебные программы и соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса во всех типах государственных учебных заведений);
164
Т. М. Ковалева
Оформление новой профессии тьютора в российском образовании
• частный (внутренний) заказ, т. е. осознанный ответ самого человека (ученика или его родителей как потенциальных заказчиков на образовательные услуги для своих детей) на вопрос, чему и зачем он намерен учиться.
Рассмотрение всего процесса образования только в логике внешнего государственного заказа и освоения определенной учебной программы как выполнения этого конкретного государственного заказа не предполагает ответственности самого человека за свой образовательный потенциал, такое образование определенно не позволит ему в дальнейшем работать в инновационном режиме в выбранной профессии. И никакое введение дополнительных учебных курсов в школе не решит принципиально эту проблему, которую государство сегодня сформулировало вполне отчетливо.
Поэтому в актуальной образовательной ситуации вторая составляющая целевых ориентаций процесса образования, а именно осознанный заказ школьника на собственный процесс образования, становится чрезвычайно важной. Только реализация собственного внутреннего заказа на образование может помочь учащемуся преодолеть контекст формального образования и вывести его затем в сферу инновационной деятельности.
В отличие от государственного заказа, который разрабатывался на протяжении продолжительного времени как на уровне официальных научно-исследовательских программ, так и на уровне практической реализации учебно-воспитательного процесса, частный заказ на образование никогда ранее специально не исследовался и фактически не учитывался при организации обучения в подавляющем большинстве государственных школ. Поэтому разработка качественных характеристик образования с учетом обеих целевых составляющих является сегодня мощнейшим ресурсом для современной педагогики в целом.
формулирование осознанного заказа на собственный процесс образования для каждого школьника и студента становится чрезвычайно важной задачей, к выполнению которой он сегодня практически не готов. Образовательное пространство для школьника или студента задается в каждый момент времени не столько какой-то внешней конкретной учебной программой, которую он должен освоить, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и необходимостью их определенным образом соорганизовать в собственную индивидуальную образовательную программу. Таких возможностей у ученика и студента огромное множество:
• учебные программы различных образовательных учреждений, центров, институтов повышения квалификации;
• учебные тренинги, практикумы, интенсивы для освоения той или иной области знания;
• различные образовательные услуги интернета;
165
Практика
• многочисленные образовательные мероприятия: конференции, семинары, форумы, круглые столы и т. д.
При этом многообразие образовательных предложений вовсе не гарантирует реализацию принципа индивидуализации, а часто остается для молодого человека всего лишь потенциальной возможностью. Чтобы использовать ее, каждому учащемуся необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу. Только при этом условии хаотичное пространство разнородных образовательных услуг выступит для школьника и студента конкретным ресурсом его самообразования.
Чтобы выстроить собственную уникальную образовательную программу на основе использования всего многообразия возможностей, которые предоставляет современная образовательная среда, школьнику и студенту необходима помощь тьютора, владеющего специальными педагогическими технологиями сопровождения образования [Ковалева, 2009]. Реализуя свой личный заказ на образование через построение индивидуальной образовательной траектории, студенты и школьники все чаще будут вынуждены выходить за пределы любой заранее заданной учебной программы. Помимо обязательной стандартной учебной программы они вместе с тьютором будут искать различные ресурсы, с помощью которых может быть осуществлена их индивидуальная образовательная программа.
Таким образом, принцип индивидуализации — ведущий в тьюторской деятельности. Хотя при сопровождении индивидуальных образовательных программ тьютору, безусловно, так же как и педагогу, необходимо осуществлять индивидуальный подход, т. е. учитывать индивидуальные особенности своих тьюто-рантов (таково рабочее определение для обозначения тех, с кем работает тьютор, принятое членами Межрегиональной тьюторской ассоциации).
2. Исторические предпосылки оформления тьюторской позиции
2.1. Зарубежная практика
История тьюторства тесно связана с историей европейских, в первую очередь британских, университетов [Барбарига, Федорова, 1979]. Тьюторство зародилось в XII в. в классических английских университетах — в Оксфорде и чуть позднее в Кембридже.
В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Первые профессора и студенты съезжались в Оксфорд из разных уголков Англии, Франции и Германии. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и студентов.
Английский университет не требовал, чтобы студенты слушали все предлагаемые им курсы, но при этом предоставлял студентам большие образовательные возможности. Так, например, студенты из одних колледжей могли слушать лекции профессоров
166
Т. М. Ковалева
Оформление новой профессии тьютора в российском образовании
из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он выберет. Университет же предъявлял свои требования к студентам исключительно на экзаменах, и студент должен был сам выбирать тот путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени по завершении обучения. В этом ему помогал тьютор. Начиная с XIV в. мы можем говорить о тьюторстве как о сложившейся форме университетского наставничества.
Отличительной чертой всего университетского сообщества того времени и главной, объединяющей всех ценностью была свобода — свобода преподавания и учения. Тьютор выступал посредником между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла прежде всего в том, чтобы соединять на практике это личностное содержание и академические идеалы. Таким образом, процесс самообразования был основным в получении университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.
в XVII в. сфера деятельности тьютора постепенно расширялась, все большее значение приобретали чисто образовательные функции. Тьютор определял и советовал студенту, какие лекции и практические занятия посещать, как составить план учебной работы, следил за тем, чтобы его ученики занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор был ближайшим советником студента и помощником во всех его затруднениях1. Тьюторство было официально признано частью английской университетской системы и постепенно вытесняло профессорское преподавание. С 1700 по 1850 г. в английских университетах вообще не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. В конце XIX в. в университетах появились свободные кафедры (частные лекции) и коллегиальные лекции, но за студентом на протяжении всего времени обучения сохранялось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII-XX вв. в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но, наоборот, заняла центральное место в обучении; лекционная система во многих современных университетах до сих пор служит лишь дополнением к тьюторской [Барбарига, Федорова, 1979].
Отстаивая принципы английской системы образования перед лицом попыток введения немецкой модели организации учебного процесса, совет ректоров Оксфорда, например, в начале XIX в. выступил с петицией, в которой содержались следующие доводы: «Отмена тьюторства будет подменять образование информацией, а религию — псевдоученостью».
О началах английского университетского воспитания. М., 1859.
167
Практика
В Оксфорде и Кембридже тьюторы до сих пор играют важную роль в учебной и воспитательной работе и являются штатной единицей. Английские педагоги считают, что студент формируется как специалист только в условиях так называемого тесного академического сообщества, где существуют системы обратной связи между студентом, преподавателем и всем профессорскопреподавательским составом, а тьютор является связующим звеном, обеспечивающим целостность академического образования [Барбарига, Федорова, 1979].
Современные европейские университеты нового типа, определяемые как проектно-исследовательские, продолжают тьютор-скую традицию, но выделяют в качестве главной ценности образования умение работать с управляемым будущим. Здесь «тьютор начинает выполнять функцию соразработчика образовательных проектов или программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг», совмещая позицию наставника, ассистента и проектировщика [Пилипчевская, 2009].
В 2008 г. издательство Удмуртского государственного университета опубликовало книгу Эдварда и Элайн Гордон «Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе». Это первое в России издание зарубежных авторов об истории тьюторства, в нем представлено широкое историческое исследование педагогической деятельности через призму индивидуального образования. Авторы книги, используя дневниковые записи, архивные материалы, примеры взросления и воспитания великих людей, комментируют функции тьютора и показывают его значительное влияние на культурное становление человека и институты образования в целом. Опираясь на большой фактологический и исторический материал, авторы формулируют ряд принципиальных тезисов о тьюторстве как позиции. Авторы не обособляют тьюторскую педагогическую позицию и не проводят демаркационной линии между педагогом, тьютором и другими сопровождающими образование человека фигурами. Тьютором, при условии ценности не только самого знания, но и развития воспитанника, по их мнению, может быть и гувернер, и репетитор, и домашний учитель, и королевский наставник — в этом случае тьюторство становится основой любой педагогической деятельности.
При прочтении этой книги может показаться, что индивидуальное образование, по мнению авторов, существовало прежде всего для узкого круга богатых и приближенных к власти людей. Но на самом деле, как написали мы с М. П. Черемныхом в предисловии к книге [Гордон, Гордон, 2008. С. 5-7], речь идет о гораздо более широком историческом контексте. Тьюторство, на наш взгляд, всегда оформляется и существует там, где есть индивидуальное посредничество, где в интенсивных человеческих отношениях возникает необходимость становления субъектности молодого человека.
168
Т. М. Ковалева
Оформление новой профессии тьютора в российском образовании
К сожалению, отдельной главы об истории тьюторства в России в обширном исследовании Гордонов нет. Не представлена пока эта тема и в наших российских изданиях. Сегодня делаются лишь первые обобщения отечественной тьюторской практики; одно из них предпринято в данной статье.
В России тьюторство долгое время было практически неиз- 2.2. Отече-вестно, так как отечественная система образования ориенти- ственная ровалась преимущественно на немецкую модель университета. практика Но отдельные прецеденты, тем не менее, были. ___________
Как пишет в своей брошюре «Тьютор как новая педагогическая позиция» Е. Б. Колосова, «утверждать, что ценности индивидуально ориентированной педагогики как пути воспитания личной ответственности за реализацию собственного предназначения в истории российского образования не представлены, преждевременно. Несмотря на то что внешняя кафедральная форма образовательного устройства полностью заимствована у немецкой классической системы, существует ряд явлений, очевидным образом выпадающих из нее, но тем не менее существующих в русле отечественной культуры и менталитета» [Колосова, 2008].
Назовем по крайней мере три из них.
Во-первых, традиция монастырских наставников — старцев и старчества, — подробно описанная в романе ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (сюжетная линия духовных поисков Алеши Карамазова и наставничества на этом пути старца Зосимы).
Во-вторых, гувернеры в аристократических семьях и организация некоторых образовательных учреждений в дореволюционной России. Известный исторический пример — В. А. Жуковский и его роль в воспитании наследника престола Романовых Александра Николаевича. Поэт сознательно и целенаправленно готовится к многолетней педагогической деятельности, он написал план учения, который был представлен на суд императора и после тщательного изучения утвержден. Цель воспитания и учения поэт видел как «образование для добродетели». «Будучи сам человеком совершенно исключительного обаяния и высочайших нравственных достоинств, он сумел и на наследника престола оказать то благотворное влияние, которому мы во многом обязаны великими реформами 60-х годов XIX в. Опыт Николая Первого в подборе доверенного лица для воспитания наследника престола нужно оценить как исключительно удачный» [Любжин, 1997.
С. 80].
Еще одним, ставшим уже хрестоматийным, примером является история тьюторского сопровождения интереса лицеиста Федора Матюшкина. Рассмотрим этот пример чуть подробнее как опыт успешной тьюторской практики в дореволюционной России. К ученику Царскосельского лицея федору Матюшкину, который увлекался романтикой морских путешествий, в качестве персонального наставника был прикреплен
169
Практика
капитан-командор И. ф. Крузенштерн, близкий друг директора лицея Е. А. Энгельгардта. несмотря на то что из лицея Матюшкин был выпущен на гражданскую службу коллежским секретарем, Энгельгардт приложил все усилия, чтобы помочь ему в осуществлении его юношеской мечты стать мореплавателем. При содействии Министерства народного просвещения, канцелярии морского министра и самого Крузенштерна Энгельгардт добился определения Матюшкина на шлюп «Камчатка», которым командовал в то время известный мореплаватель В. М. Головнин. Так восемнадцатилетний выпускник Царскосельского лицея Федор Матюшкин, о котором позже его лицейский товарищ А. С. Пушкин напишет: «С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя», — отправился в 1817 г. в свое первое кругосветное плавание. впоследствии ф. ф. Матюшкин участвовал в арктической экспедиции и кругосветном путешествии адмирала Ф. П. Врангеля, командовал военными кораблями в Русскотурецкой войне, служил на Черноморском и Балтийском флотах. С 1852 г. он занимал высшие адмиральские должности в военноморском ведомстве, с 1858-го — председатель Морского ученого комитета, с 1861-го — сенатор, с 1867 г. — адмирал флота. Вот такие глобальные последствия имело, как оказалось, очень эффективное педагогическое действие российского тьютора Егора Антоновича Энгельгардта.
Кроме уже упоминавшегося нами знаменитого Царскосельского лицея, в котором наряду с учителями была официально введена специальная должность «дядьки», можно упомянуть Лицей цесаревича Николая, в котором 13 января 1868 г. фактически была учреждена должность наставника — «тутора», как писали в то время. Сохранились должностные обязанности «туторов», согласно которым эти педагоги выполняли в лицее функции кураторов и воспитателей.
Третьим направлением в развитии отечественной тьюторской практики является сам феномен классической русской литературы и ее исключительной роли в духовной и культурной жизни России. Литература, объединившая в себе функции философии, социально направленной публицистики и даже основы психологической культуры, как оказалось, может выступать своеобразным тьютором. (Эта гипотеза была выдвинута и защищена участниками философского семинара школы «Эврика-развитие» в Томске в 1995 г.)
В современном отечественном образовании тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения. Но наиболее распространенным до последнего времени оно было в дистанционном обучении. Тьюторство в дистанционном обучении продуктивно использует технологии индивидуального консалтинга, разработанные университетской системой Великобритании. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.
170
Т. М. Ковалева
Оформление новой профессии тьютора в российском образовании
Задачи тьютора в дистанционном обучении состоят в следующем:
• помощь в достижении наилучшего образовательного результата;
• отслеживание хода обучения;
• обеспечение обратной связи от педагогов по выполненным заданиям;
• групповые консультации (тьюториалы);
• консультирование и поддержка индивидуального образовательного движения студента;
• поддержка заинтересованности студента в обучении на протяжении всего курса.
Опыт тьюторского сопровождения в очной форме образования был впервые подробно проанализирован в рамках Школы культурной политики (руководитель — П. Г. Щедровицкий) во время подготовки и проведения в 1989 г. в Москве первого конкурса тьюторов для участия в одной из международных образовательных программ [Щедровицкий, 1993]. Перед П. Г. Щедровицким тогда стояла в первую очередь практическая задача кадрового обеспечения этой международной образовательной программы. Через год в Артеке он прочитал для молодых педагогов из разных регионов цикл лекций о новой педагогической позиции — тьюторе [Щедровицкий, 1999]. Тем самым для многих образовательных групп, разрабатывающих проекты инновационных школ, и педагогических коллективов, работающих в сфере альтернативного образования, тогда впервые появилась реальная возможность осмысливать свои проекты исходя не только из позиции учителя, но и из особой педагогической позиции тьютора. В различных регионах страны в течение последующих 15 лет стали постепенно оформляться различные тьюторские практики. Первой тьютор-ской площадкой в системе российского общего образования стала школа «Эврика-развитие» г. Томска (с 1991 г. директор школы Т. М. Ковалева, с 1996 г. — Л. М. Долгова).
В системе открытого (дополнительного) образования проект тьюторского сопровождения впервые был реализован в рамках гуманитарной школы инновационной сети «Эврика» (руководитель — А. И. Адамский).
Особенно активно оформление тьюторской практики в сфере образования происходило в Томске, где стала складываться сеть образовательных учреждений, которые напрямую или косвенно занимались разработкой проблематики тьюторства и осмысливали свой опыт именно в этом контексте. Особенностью Томской региональной площадки явилось то обстоятельство, что в каждом коллективе — школе «Эврика-развитие» (Т. М. Ковалева, Л. М. Долгова), Школе совместной деятельности (Г. Н. Прозументова, Л. Н. Сорокова), Школе гуманитарного образования (А. А. Попов, И.Д. Проскуровская) — содержание понятия тьюторства осмысливалось по-разному. Это неудивительно: группы профессионалов, создававшие эти школы, исходили
171
Практика
из разных идейных установок, и ситуации, вызвавшие к жизни формирование тьюторской позиции в этих школах, были различными. Но такое различие в подходах оказалось очень продуктивным для развития идеи тьюторства и ее дальнейшей реализации в рамках Тьюторской ассоциации и в российском образовании в целом.
С 1996 г. и по настоящее время в Томске ежегодно проводятся Всероссийские научно-практические тьюторские конференции и выпускаются сборники материалов этих конференций. Благодаря этому тьюторская проблематика стала разрабатываться во многих регионах и постепенно начали оформляться различные региональные команды — в Брянске, Ижевске, Кемерове, Красноярске, Междуреченске, Новосибирске и других городах России* 2.
Особую актуальность проблематика тьюторства приобретает в связи с проектами и программами модернизации российского образования. Так, например, федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803, в числе основных направлений были определены:
— введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
— внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
— организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования;
— интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования.
Очевидно, что реализация данных направлений развития образования требует прежде всего организации профессиональной педагогической поддержки индивидуального образования старшеклассников и студентов. Существующая сегодня в России практика тьюторства становится ресурсом в решении этих задач.
3. Тьюторская практика в российском образовании сегодня
Как и любая вновь возникающая практика, тьюторство прошло сложный путь институционального оформления. Несмотря на многолетний опыт инновационных школ по введению тью-торской позиции, существовавшее до недавнего времени типовое штатное расписание для образовательных учреждений не предусматривало должности тьютора. в этих условиях тью-
торство, как правило, реализовывалось как особое содержание
2 Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск, 2005.
172
Т. М. Ковалева
Оформление новой профессии тьютора в российском образовании
детско-взрослых отношений в образовательном процессе. Тьюторские функции неофициально выполняли учителя-предметники, социальные педагоги, школьные психологи, педагоги дополнительного образования, члены школьной администрации и, наконец, студенты, прошедшие перед этим соответствующую тьюторскую подготовку.
Сейчас ситуация принципиально изменилась. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. — № 11731 и № 11725 соответственно) были утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых была закреплена и должность тьютора как педагога, сопровождающего процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного профессионального образования.
Конечно, это не означает, что завтра во всех школах и вузах появятся тьюторы. Но те образовательные учреждения, которые на практике начинают реализовывать принцип индивидуализации, могут официально вводить ставку тьютора или доплачивать педагогам за тьюторство.
позицию тьютора необходимо отличать от профессии тьютора. Сегодня существует реальная возможность ввести в школе отдельную педагогическую профессиональную должность тьютора. Но речь также может идти и об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения уже существующими педагогами, психологами, классными руководителями, завучами или координаторами старшей школы. В этом случае правильнее будет говорить не о новой профессии тьютора, а о тьютор-ской компетентности, которой должен обладать педагог и психолог современной школы. И в том и в другом случае принципиальным является само отличие тьюторской позиции от всех других вышеперечисленных. Завуч создает организационно-педагогические условия для усвоения школьниками учебной программы; психолог осуществляет диагностическую помощь учащимся; классный руководитель отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания в своем классе. У тьютора своя задача: он осуществляет сопровождение каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы.
выполнение каким-либо педагогом тьюторских функций осуществляется следующим образом: с одной стороны, он обеспечивает координацию многообразных структур, ставящих своей целью помощь ученику или студенту в осознанном выборе, а с другой — обсуждает с учащимся возникающие в процессе самообразования проблемы и трудности, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения. Именно благодаря наличию тьюторства возможен мониторинг становления
173
Практика
осознанности выбора у каждого школьника, а не просто фиксация его хаотичного движения во внешнем многообразии форм, например, предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Тьюторское сопровождение и студента, и школьника на любой возрастной ступени в самом общем виде представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного и аналитического. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в способах работы тьютора. Результатом их совместного действия является заполнение специально структурированной ресурсной карты как основы для реализации индивидуального проекта, исследования или образовательной программы. Ресурсная карта применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения в начальной, подростковой и старшей школе, а также в вузе и в сфере дополнительного образования.
Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа с вопросом школьника и студента или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения. Вовремя и корректно поставленные вопросы тьютора, направленные на углубление познавательного интереса школьника в начальной школе; вопросы, позволяющие сузить или, наоборот, расширить тему и план выполняемого тьюторантом проекта или исследования в подростковой школе; и наконец, вопросы, помогающие определить дальнейшее развитие и реализацию предпрофессионального самоопределения в старшей школе или профессионального в вузе, — все это составляющие профессиональной деятельности тьютора. Вопросы тьютора направлены прежде всего на то, чтобы максимально расширить существующее образовательное пространство каждого учащегося.
Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений нами разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Это модель тьюторского сопровождения как максимального открытия перед школьником возможностей окружающего мира. Специальная работа с этими потенциальными возможностями как с ресурсным расширением стимулирует познавательный интерес тьюторанта и формирует у него культуру самообразования, навык выстраивания своей индивидуальной образовательной программы.
Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей X, Y, Z, задающих соответственно векторы тьюторского действия: социальный, культурно-предметный и антропологический.
Социальный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, обусловленных инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений.
174
Т. М. Ковалева
Оформление новой профессии тьютора в российском образовании
Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры (в конкретном классе, кружке или факультативной группе), учащийся или студент часто не видит образовательных возможностей инфраструктуры в целом: какие факультативы или элективные курсы проходят в это же время в другом классе, какие секции и кружки существуют в соседней школе и т. д. Задача тьютора и состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации его индивидуальной образовательной программы.
Для тьюторанта это направление тьюторского сопровождения связано с расширением его личной «образовательной географии»: учащийся в процессе тьюторских консультаций узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т. п.), где он может чему-либо научиться в ходе реализации своей образовательной программы.
Культурно-предметный вектор тьюторского действия — это работа с предметным материалом, выбранным тьюторантом. Тьютор постоянно фиксирует продвижение школьника или студента в границах интересующего его предмета и с помощью предметных консультантов (других педагогов, специалистов в данной области, экспертов) помогает тьюторанту войти в освоение определенной культурной традиции. Так как предметные границы всегда в большей или меньшей степени условны, то работа в любом предмете, выбранном учащимся (биология, математика, литература и т. д.) на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания из других областей и тем самым расширять границы самого предметного знания. Изменение границ предметного знания — специальное направление тьюторских консультаций, оно вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого школьника.
Антропологический вектор тьюторского действия — это работа с индивидуальными психологическими и физиологическими свойствами тьюторанта. Создавая собственную образовательную программу, каждый школьник или студент должен понимать, какие требования реализация этой программы к нему предъявляет, на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы, а окончательный выбор всегда остается за самим учащимся: принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств.
Таким образом, работа тьютора или педагога, обладающего тьюторской компетентностью, позволяет школьнику или студенту увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь его потенциал для построения собственной индивидуальной образовательной программы.
175
Практика
Работа тьютора в каждом конкретном случае строится во многом ситуативно и направлена на ресурсное обеспечение самостоятельности учащегося. Но взаимодействие тьютора и тьюторанта в ходе консультации всегда является предметным и организуется по поводу ресурсной карты, или индивидуального учебного плана, или индивидуальной образовательной программы.
Для работы в каждом из направлений — социальном, культурно-предметном и антропологическом — тьютор опирается на определенные открытые образовательные технологии. В данном контексте под открытыми образовательными технологиями мы понимаем те педагогические приемы, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся и при этом обладают как минимум тремя важными характеристиками:
• они «открыты» возрасту, т. е. работают с тьюторантами любого возраста;
• они «открыты» учебному предмету, т. е. работают с любым предметным содержанием;
• они «открыты» организационно, т. е. работают в любых условиях — как на уроке, семинаре, лекции, так и во внеурочной деятельности.
Среди наиболее часто применяемых сегодня школьными педагогами открытых образовательных технологий можно назвать «дебаты», «чтение и письмо через критическое мышление», «портфолио», «кейс-обучение». В системе дополнительного образования успешно применяются «робинзонада», «образовательные путешествия» и др. разработка таких технологий активно ведется как за рубежом, так и в нашей стране.
Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые консультации (тьюториалы). Тьюторское сопровождение, в какой бы организационной форме оно ни реализовалось, всегда носит индивидуальный адресный характер, а значит, должно быть гибким и вариативным, адекватным условиям взаимодействия с конкретным тьюторантом, его потребностям и индивидуальным особенностям.
3.1. Нормативно-правовое оформление тью-торской деятельности на примере школы
Эффективность работы тьютора во многом зависит от того, как школа организует и регламентирует его деятельность. Внесение тьютора в реестр профессий позволяет сегодня ввести эту должность в штатное расписание школы или вуза и оплачивать его работу из бюджетных средств. Если концепция или программа развития школы предусматривает организацию профильного обучения в старшей школе по индивидуальным программам, то целесообразно ввести должность тьютора в раздел «педагогические работники» штатного расписания школы. В таком случае необходимо прописать тарификационные характеристики новой должности и условия оплаты труда. Например, установить два
176
Т. М. Ковалева
Оформление новой профессии тьютора в российском образовании
уровня оплаты в зависимости от квалификации и продолжительности работы в данной должности, установить продолжительность рабочего времени (по опыту школ, осуществляющих такую практику, это, как правило, от 10 до 18 часов в неделю).
Если школа приступает к реализации программ индивидуализации образования и тьюторского сопровождения, то ей приходится совмещать инициативную и во многом еще экспериментальную деятельность тьюторов с работой по ее нормативному оформлению, анализу и планированию. В таком случае задачами школьной управленческой команды являются совместная с самими тьюторами разработка функционала тьютора; создание условий для реализации различных тьюторских проектов; организация внутри педагогического коллектива анализа и рефлексии тьюторской работы. Для координации этих задач в школе необходимо создать структуру, объединяющую тьюторов, — методическое объединение тьюторов или тьюторский совет.
Конечно, в каждом образовательном учреждении будет разворачиваться своя модель образовательной программы, обеспеченная теми или иными региональными, финансовыми, административными, управленческими, организационными и прочими возможностями. Но какая бы модель ни была избрана образовательным учреждением, введение для решения задачи индивидуализации образования тьюторского сопровождения позволит оптимизировать привлекаемые ресурсы.
Наряду с введением специальной должности «тьютор» (сегодня она может быть занесена в трудовую книжку) школа может организовать тьюторское сопровождение учащихся педагогом (психологом, классным руководителем и т. д.), имеющим тьюторскую компетентность. Юридическое оформление тьюторской работы осуществляется в зависимости от нормативно-правовых и экономических возможностей учреждения (образовательной организации): либо за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей социального педагога, школьного психолога и других специалистов в условиях профильного обучения, либо за счет выделения позиции тьютора и заключения с ним отдельного трудового договора (контракта). В последнем случае должны быть представлены документы, регламентирующие деятельность тьютора в школе:
• устав школы, в котором определяются задачи тьюторского сопровождения в обеспечении процесса индивидуализации обучения;
• положение о школе, где прописываются цели тьюторской работы в соответствии с концепцией школы и задачами каждой возрастной ступени.
В тексте любого договора об организации тьюторского сопровождения должны быть отражены:
1) стратегия развития образовательной организации, направленная на индивидуализацию образования;
177
Практика
2) концепция формирования педагогической команды, включающая отдельную тьюторскую позицию;
3) модернизация процессов управления в соответствии с идеями индивидуализации образования;
4) наличие определенных программ по выбору профиля, элективных курсов, образовательных мероприятий, в том числе сетевого характера;
5) формы реального участия учащихся и их родителей в построении индивидуальных учебных планов;
6) организация мониторинга учебной траектории школьника;
7) создание портфолио учащихся;
8) финансовая схема деятельности тьютора или оказания тьютор-ской услуги.
Должностная инструкция тьютора, работающего в школе, включает несколько основных обязанностей:
• способствовать проявлению и реализации учебной и общественной инициативы при выборе и освоении программы обучения;
• создавать условия для формирования индивидуальных учебных планов учащихся с учетом их образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее;
• организовывать коммуникацию с учащимся, направленную на анализ выбора, результатов, корректировку индивидуальных учебных планов.
Тьютор появляется в образовательном пространстве учащегося либо как следствие административного решения (назначения и закрепления тьютора за определенной группой учеников), либо в результате выбора тьютора самим учащимся. Основанием для такого выбора является желание учащегося работать по конкретной теме именно с данным педагогом, основанное на опыте предыдущих контактов школьника, коммуникативной совместимости, общности предметных интересов.
В зависимости от организационных и временных ресурсов количество тьюторантов у одного тьютора может варьировать от одного учащегося до группы из 30 человек. При этом группа может быть одновозрастной (учащиеся одного класса или одной параллели), так и разновозрастной, объединяющей школьников на основе общности познавательных интересов. Поскольку основная форма работы тьютора — это индивидуальные и групповые консультации, количество тьюторантов можно рассчитывать исходя из оптимальной почасовой нагрузки тьютора с учетом того, что каждый учащийся должен иметь возможность часовой тьютор-ской консультации не реже двух раз в месяц.
в зависимости от модели тьюторской деятельности, выбранной конкретным образовательным учреждением, можно использовать различные варианты финансового оформления работы тьютора:
178
Т. М. Ковалева
Оформление новой профессии тьютора в российском образовании
• организация платных дополнительных образовательных услуг по тьюторству;
• введение должности тьютора в штатное расписание школы;
• внесение обязанностей тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов в тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда;
• разработка показателей качественной работы педагога, использующего тьюторскую позицию, для стимулирующих доплат таким педагогам из фонда стимулирования качества работы в рамках новой системы оплаты труда.
Ресурсами для оплаты работы тьютора, таким образом, могут сегодня служить:
• специально выделенные в учебном плане школы часы на проведение тьюторских консультаций, на руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся;
• оплачиваемые из бюджета часы, отведенные на дополнительное образование (клубы, студии, секции), часть из которых может быть оформлена как «тьюторский клуб»;
• средства, получаемые школой за оказание платных образовательных услуг. При этом тьюторское сопровождение может быть оформлено как одна из таких услуг.
7 февраля 2007 г. на XI тьюторской конференции в Томске была учреждена Межрегиональная тьюторская ассоциация, которая объединила специалистов из 18 регионов России3. В задачи Ассоциации входят научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение тьюторских практик, экспертиза и сертификация действующих тьюторских центров, установление партнерских связей с зарубежными образовательными центрами, создание информационных баз по проблематике тьюторства. Теперь, когда в российском образовании официально утверждена должность тьютора, первоочередной задачей Ассоциации становится также подготовка тьюторов.
Таким образом, в условиях возвращения общества к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития человека в рамках школьного и профессионального образования возрастает значение ответственности самого учащегося за свой учебный опыт, за принятие решений о своем дальнейшем образовании, в связи с чем возникает необходимость оказания учащимся профессиональной помощи в осуществлении самообразования. На наш взгляд, этим сегодня и продиктован усилившийся в педагогической среде интерес к реализации принципа индивидуализации образования и различным тьюторским практикам, а также стремление школ и отдельных педагогов осваивать тьюторские технологии и навыки.
3
www.thetutor.ru
179
Практика
Литература
1. Барбарига А. А., Федорова И. В. Британские университеты: учеб. пособие для пед. институтов. М.: высшая школа, 1979.
2. Гордон Э., Гордон Э. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск, 2008.
3. Иностранные университеты. Вып. I. Университеты Англии и годы студенчества знаменитых людей / ред. Л. А. Богданович. М., 1899.
4. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского науч.-метод. семинара. М.: АПКиППРО, 2009.
5. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. М.: Чистые пруды, 2008.
6. Любжин А. И. Воспитание наследника престола как опыт тьюторства // Индивидуально-ориентированная педагогика. Москва — Томск, 1997. С. 78-80.
7. О началах английского университетского воспитания. М., 1859.
8. Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика. Красноярск, 2009.
9. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: юбил. сб., посв. 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск, 2005.
10. Щедровицкий П. Г. Об исследовательской программе тьюторства //Школа и открытое образование: сб. науч. трудов по материалам 3-й Всероссийской науч.-практич. тьюторской конф. Москва — Томск, 1999.
11. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. Кемерово, 1993.