Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение как основа субъект-субъектных отношений тьютора и студента'

Тьюторское сопровождение как основа субъект-субъектных отношений тьютора и студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5021
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОР / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TUTOR / TUTORSHIP / INDIVIDUALIZATION PRINCIPLE / TUTOR SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волченкова Ксения Николаевна

Актуальность статьи обусловлена обострением противоречия между необходимостью создания института тьюторов для оказания поддержки студентам вузов с целью ориентации их в избыточном образовательном пространстве и выстраивании индивидуальной образовательной траектории и недостаточным теоретическим обоснованием тьюторинга как нового явления в пространстве высшей школы. Анализируются формы работы тьютора со студентами вузов, рассматриваются функциональные обязанности тьютора. Раскрывается содержание понятия «тьюторское сопровождение», его принципы и этапы осуществления. Условием самореализации студента в образовательном процессе вуза предлагается принять субъект-субъектные отношения тьютора и тьюторанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT AS BASIS OF SUBJECT-TO-SUBJECT RELATIONS OF TUTOR AND STUDENT

The paper highlights the aggravated contradiction between the necessity to organize the tutor support service in order to provide the support for the university students while their orienting in the excessive educational space as well as creating the individual educational trajectory and the insufficient theoretical base for tutoring as a new phenomenon in higher education. The forms of activities used by tutor are analyzed as well as the functions the tutor performs. The concept of tutor support is presented along with its principles and implementation phases. The main condition of the student self-realization in the educational process of the university is considered to be subject-to-subject relations of tutor and student.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение как основа субъект-субъектных отношений тьютора и студента»

УДК 378.1 ББК Ч448.04

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЬЮТОРА И СТУДЕНТА

К.Н. Волченкова Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

Актуальность статьи обусловлена обострением противоречия между необходимостью создания института тьюторов для оказания поддержки студентам вузов с целью ориентации их в избыточном образовательном пространстве и выстраивании индивидуальной образовательной траектории и недостаточным теоретическим обоснованием тьюторинга как нового явления в пространстве высшей школы. Анализируются формы работы тьютора со студентами вузов, рассматриваются функциональные обязанности тьютора. Раскрывается содержание понятия «тьюторское сопровождение», его принципы и этапы осуществления. Условием самореализации студента в образовательном процессе вуза предлагается принять субъект-субъект-ные отношения тьютора и тьюторанта.

Ключевые слова: тьюторство, тьютор, принцип индивидуализации, тьюторское сопровождение.

В современном образовательном пространстве все острее встает проблема индивидуализации обучения и создания избыточной информационной среды для студентов вузов с целью наиболее полной реализации образовательных запросов студентов, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на конкурентоспособность отдельно взятого образовательного учреждения высшего образования. Данную задачу и призван решить развиваемый в системе высшей школы институт тьюторства.

Современный студент демонстрирует неординарность в подходах в получении знаний. С одной стороны, это социально активный студент, с большим потенциалом интеллектуальных, познавательных возможностей и желаний, с другой стороны, это пассивный человек, получающий даже не знания, а информацию в достаточно формальном режиме. Внедрение принципа индивидуализации образования в связи с этим более чем актуально. Поэтому создается объективная реальность, с набором требований и условий, провоцирующая развитие института тьюторства быстрыми темпами.

Тьюторство как вид вузовской психологопедагогической деятельности заслуживает особого внимания, как с точки зрения оптимального функционирования, так и с точки зрения профессиональных и личностных качеств, необходимых тьютору для реализации

цели его деятельности и организации успешного сотрудничества со студентом.

Кто же такой тьютор в условиях современного вуза? Тьюторство - это особый вид социальной образовательной деятельности, заключающейся в поддержке и сопровождении образовательной траектории студента [1].

Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования».

Краткое описание тьюторской деятельности можно найти в квалификационных характеристиках по данной должности (приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа

2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», от 11 января

2011 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования») [5, 7]. Однако данные описания не позволяют представить профессиональную деятельность во всей полноте - такова специфика данного формата.

Основное, что необходимо отметить, это тот принцип, по которому работает тьютор. Тьютор работает по принципу индивидуализации. Тьюторство - это продукт английской системы образования, направленный на индивидуализацию процесса обучения. Именно индивидуализм является стержнем тьютор-ской модели сопровождения студентов. И второе, тьютор работает на расширение ресурса при условии создания потенциально избыточной среды. Принцип индивидуализации работает на создание возможности презентации разного содержания разным людям с учетом их запроса, способностей, возможностей, интереса, мотивации, в рамках получения, одной и той же специальности. Антропологический аспект - это безусловный ориентир в практике тьюторства [2].

В научной литературе подробно обсуждается арсенал ролей тьютора в высшем образовательном пространстве, в зависимости от уровня квалификации и педагогического опыта и способности выполнять роль наставника.

«Тьютор стажер», которым может стать студент старших курсов или бакалавр, организовывает помощь абитуриенту, первокурснику в освоении университетского пространства.

«Академический тьютор» (базовый уровень), которым является магистр с обязательной психолого-педагогической или специализированной тьюторской подготовкой, оказывает помощь студенту в построении и реализации индивидуального учебного плана, что особенно актуально при кредитно модульной системе обучения.

«Тьютор-наставник» - это профессионал со степенью кандидата наук или выпускник вуза, прошедший тьюторскую подготовку. Функцией тьютора этого уровня является сопровождение процесса формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Вышеперечисленные тьюторские позиции соответствуют этапам работы со студентами на всех курсах обучения.

«Тьютор-супервизор», которым может стать профессор, доктор наук, главной функцией в своей деятельности будет полагать организацию и «усиление» рефлексии тьюторов, выявление, поддержку и формирование индивидуального стиля педагога, помощь в снятии проблемы быстрого накопления усталости «синдром выгорания» [3].

Тьюторство как вид деятельности сводится к следующему: это поддержка (особый вид педагогической деятельности, направленный

на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении проблем) и путь решения проблемы субъектности в образовании; сопровождение (сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ, учебно-исследовательских и проектных работ); фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения - сопровождение личностного развития) [1, 2, 6].

Необходимо пояснить, что мы подразумеваем под тьюторским сопровождением. Толковый словарь Ожегова содержит следующее определение слова сопровождать: «Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [4].

Сохраняя этимологический смысл термина «сопровождение», дадим следующее определение тьюторскому сопровождению: это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу (ИОП), осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки.

Тьюторское сопровождение базируется на принципах индивидуализации, открытости, субъектности, вариативности, демократичности [1].

Компетентное и продуктивное тьютор-ское сопровождение может осуществлять специально подготовленный профессионал -тьютор. Оказывая тьюторанту помощь и поддержку в выборе траектории развития индивидуального образовательного пути, тьютор не навязывает ему свое мнение, а помогает самому тьюторанту наметить ориентиры.

Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ тьюторского сопровождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, образовательных путей. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями.

Целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала самораз-

вития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности.

Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова, А. А. Теров выделяют основные концептуальные положения тьюторского сопровождения:

• наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в образовании;

• признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих образовательных прав, прав на образование и культурное развитие;

• принятие личностью всей ответственности за качество собственного образования, за качество разработки и реализации ИОП;

• гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий образовательной деятельности.

К функциям тьюторского сопровождения относят:

1) информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации ИОП;

2) проектирование и самопроектирова-ние сценариев собственного образования;

3) развивающую диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта;

4) содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП, в том числе через тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития;

5) технологии формирования тьюторской аутокомпетентности, самокомпетентности;

6) тьюторскую навигации и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП;

7) обсуждение с тьюторантом альтернативных сценариев образовательной деятельности;

8) ретроспекции образовательной деятельности (метод психобиографии);

9) организацию рефлексии;

10) тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности [6].

Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помощь личности стать полно-

ценным субъектом своей образовательной, профессиональной, гражданской жизни.

Резюмируя выше обозначенные концептуальные положения деятельности тьютора, можно сделать вывод, что тьюторская деятельность - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление обучающемуся права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории.

Под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте мы будем понимать способ обеспечения каждому тью-торанту права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив.

Индивидуализация образовательного процесса обеспечивается тьютором за счет организации самостоятельного выбора тьюто-рантами содержания образования, в том числе, учебных предметов, а также выбора форм обучения, мест стажерской практики, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и т. д. Этот выбор оформляется тьюторантами как индивидуальная образовательная программа (ИОП), которая создается на основе исследования доступных тьюторан-ту образовательных ресурсов образовательного учреждения, социума, региона, сети Интернет. Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость и вариативность образования.

Тьютор работает с образованием тьюто-ранта, которое выходит далеко за рамки обучения и предполагает формирование тьюто-рантом собственного, уникального образа в существующей культуре. Традиционное понимание образовательного пространства заключается, главным образом, в акценте на

обучение, при этом часто упускаются из вида процессы социальной практики и образовательной рефлексии. Отличие тьюторской модели от традиционной состоит в том, что процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом ведущая функция - за процессом образовательной рефлексии.

Профессиональная тьюторская деятельность направлена на создание условий для становления субъектной позиции тьюторанта (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения и т. д.), на оказание консультативной и иной помощи в осознании тьюторантом, его родителями, законными представителями образовательных запросов, потребностей,

возможностей, помощи в оформлении, анализе и презентации обучающимися ИОП: целей, задач, сроков реализации, этапов, предполагаемых учебных и образовательных результатов и достижений. Тьютор помогает тьюто-ранту в определении эффективности образования через рефлексию, развернутый анализ планируемых и достигнутых результатов, затраченных на достижение результатов ресурсов. Он консультирует тьюторанта по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Тьютор организует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов тьюторантов, организует включение студента в проектную, игровую, авторскую деятельности (выбор темы, роли, ответственности, продукта). Тьютор организует индивидуальную и групповую самоподготовку тьюторантов, проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.

Надо заметить, что сущностью тьютор-ского профессионального действия является совместное с тьюторантом составление карты (картирование) индивидуального образования. Тьюторское действие, как цельная единица профессиональной деятельности, включает в себя три этапа.

Первый этап: создание тьютором «избыточной» образовательной среды, прежде всего за счет раскрытия тьюторантом образовательного потенциала окружающего социума, его

собственно социальной, инфраструктурной, культурно-предметной составляющей, а также раскрытие и использование собственного антропологического образовательного потенциала. Второй этап: навигация образовательного маршрута тьютором и/или самим тьюторантом. Третий этап: стратегирование -обсуждение возможности разных масштабов действия тьюторанта.

Позиция тьютора является субъект-субъектной позицией. Н.В. Рыбалкина, освещая философский аспект позиции тьютора, подчеркивает, что тьютор отвечает за конфликт, относящийся к самообразованию, и разрешает конфликт между культурным и индивидуальным, т. е. позволяет понять культурное, знаниевое как личное, глубоко свое -прожить его и стать ответственным за него.

На наш взгляд, позиция тьютора характеризуется следующими особенностями: это установка на самообразовательную деятельность обучающегося; готовность всегда оказать как информационную, так и психологическую поддержку студентам; ориентация на исследовательскую деятельность студентов; психологическая открытость и готовность сотрудничать со студентами в любой интересующей их сфере учебной деятельности.

По мнению большинства авторов, одной из главных функций тьюторинга является создание индивидуальной образовательной траектории. Так Т. М. Ковалева видит в тьюторе прежде всего консультанта по разработке индивидуальной образовательной программы с использованием в ней конкретных результатов обучения.

Следствием функции создания индивидуальной образовательной траектории, на наш взгляд, является появление функции, косвенно указанной большинством авторов, а именно - формирование учебного альянса. На наш взгляд, учебный альянс - это такие взаимоотношения между преподавателем и студентом, когда оба они находятся в состоянии сотрудничества, направленного на успешное решение учебной задачи и преодоление препятствий внешнего и внутреннего характера, мешающих решению этой задачи. Тьютор устанавливает со студентами отношения партнерства, обеспечивая им психологическую поддержку в ходе обучения, организовывает их образовательную деятельность, представляет академические интересы студентов на факультете. Осуществление этого невозможно

без постоянных контактов тьюторов с кафедрами, с преподавателями, работающими на них, с администрацией факультета и с заместителями декана по учебной и воспитательной работе.

Одной из основных проблем обучения являются те сложности, которые существуют у обучающегося, даже в том случае, если он искренне хочет научиться данному предмету. Задача построения учебного альянса сводится к тому, чтобы определить эти сложности и выработать индивидуальную методику по их преодолению, которая, по сути, и будет являться индивидуальной образовательной траекторией. Для этого преподаватель должен обладать обширными знаниями в области педагогики и психологии, кроме того, он должен обладать способностями к рефлексии и, в случае необходимости, научить рефлексии своего студента. Поэтому функция создания учебного альянса имеет междисциплинарный характер и требует от преподавателя и студента привлечения знаний и умений в тех областях, которые могут не иметь непосредственного отношения к изучаемому предмету.

Тьютор как нельзя лучше подходит для создания такого альянса прежде всего потому, что он с точки зрения разделяемой им позиции работает в рамках субъект-субъектного подхода и значит должен рассматривать любую учебную проблему прежде всего с точки зрения студента, а не преподавателя.

Что касается профессиональных умений и знаний, то тьютор не только должен быть специалистом по внутрипредметным связям, но и специалистом в паспорте специальности, т. е. по межпредметным связям. Это необходимо для того, чтобы тьютор квалифицированно создавал карту, по которой будет двигаться студент в течение срока своего обучения. При условии введения практики вузовского тьюторства возможно и необходимо межфакультетское и межвузовское взаимодействие тьюторов для оптимального и эффективного обучения студентов.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что тьюторское сопровождение,

нацеленное на реализацию принципа индивидуализации в образовании, способствует наиболее полному раскрытию личностного потенциала студента при условии установления субъект-субъектных отношений, в которых каждая сторона берет на себя ответственность за совершаемый выбор.

Литература

1. Ковалева, Т.М. Международный контекст открытого образования и региональные программы / Т.М. Ковалева // Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания: сб. науч. тр. по материалам 5-й Всерос. науч. тьюторской конф. - М.; Томск, 2000.

2. Ковалева, Т.М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология. Технологии открытого образования / Т.М. Ковалева. - М. : АПКиПРО, 2002.

3. Кокамбо, Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю.Д. Кокамбо, О.В. Ско-робогатова // Вестник Амурского гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». - 2013. - № 60. -С. 111-115.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - 4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1999.

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» // Рос. газ. - 2011. - Федер. вып. № 5477. -13 мая .

6. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) и др. -М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.

7. Серебровская, Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы / Т.Б. Серебровская // Вестник ОГУ. - 2011. - № 5. -С. 14.

Волченкова Ксения Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), к8еша.уос1еЬпкоуа@ gmai1.com.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _________________________________________________________2013, vol. 5, no. 3, pp. 71-76

TUTOR SUPPORT AS BASIS OF SUBJECT-TO-SUBJECT RELATIONS OF TUTOR AND STUDENT

K.N. Volchenkova

The paper highlights the aggravated contradiction between the necessity to organize the tutor support service in order to provide the support for the university students while their orienting in the excessive educational space as well as creating the individual educational trajectory and the insufficient theoretical base for tutoring as a new phenomenon in higher education. The forms of activities used by tutor are analyzed as well as the functions the tutor performs. The concept of tutor support is presented along with its principles and implementation phases. The main condition of the student self-realization in the educational process of the university is considered to be subject-to-subject relations of tutor and student.

Keywords: tutor, tutorship, individualization principle, tutor support.

Volchenkova Ksenia Nickolaevna, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of English Language Chair, South Ural State University (Chelyabinsk), ksenia.voclehnkova@gmail.com.

Поступила в редакцию 21 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.