Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт'

Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2847
964
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TUTOR / TUTORIAL SUPPORT / TUTOR ACTIVITY / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Пилипчевская Наталья Викторовна

Анализируются особенности тьюторского сопровождения студентов в европейских университетах, выделены функции сопровождения. На основе анализа современных тенденций образования формулируется определение понятий «тьютор», «тьюторская деятельность». Представлен практический опыт введения технологии тьюторского сопровождения на факультете начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutor support of students: practical experience

Features and functions of tutor support of students at the European universities are analyzed. On the basis of the analysis of modern educational trends the definitions of the concepts «tutor», tutor activity are formulated. Practical experience in technology tutor support introduction on the faculty of Primary education at Krasnoyarsk State Pedagogical University named in after V.P. Astafyev is presented.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт»

♦ изменению подходов к профориентации будущих студентов (через предпрофиль-ную подготовку и профильное обучение);

♦ усилению связей образования с рынком труда через вовлечение предприятий в разработку квалификационных требований, процедур проверки знаний, профессиональных умений и навыков;

♦ усилению роли предприятий в обучении будущих кадров компетенциям, отвечающим конкретным требованиям производства;

♦ соответствию требований предприятия содержанию подготовки будущихспе-циалистов;

♦ упрощению процедур корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям предприятия;

♦ более широким возможностям для организации практики студентов на предприятии;

♦ проведению краткосрочной стажировки инженерно-педагогических работников с целью их ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами на предприятии.

Реализация этих задач зависит от готовности учебных заведений и предприятий к сотрудничеству и социальномупартнерству.

Литература

1. Коршунов С.В., Караваева Е.В. О разра-

ботке и введении федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения»: Семинар в МГТУ им. Н.Э. Баумана, сентябрь 2009 г. URL: http:/ / www.atidstu.ru/ news/ i/10

2. Айтуганов И.М, Дьячков Ю.А, Корчагин

Е.А, Матухин Е.Л, Сафин Р.С, Сучко-ва Т.В. Научные основы взаимосвязи профессионального образования и производства / Под общ. ред. Г.В. Мухаметзя-новой. Казань: КГАСУ, 2009. 250 с.

AITOUGANOV I, KORCHAGIN E, SAMOLDINA L, SAFIN R. HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AND INDUSTRIAL ENTERPRISE: READINESS TO INTERACTION.

Criterions, indexes, conditions, composition and structure of readiness of enterprise and educational establishment to interaction are defined; the structure and matter of interaction, requirements, interests of enterprise and educational establishment in interaction, the role and meaning of interaction for the sphere of labour market and educational practice are revealed.

Keywords: educational establishment, enterprise, interaction, readiness to interaction, requirements, interests.

В.А. АДОЛЬФ, профессор Н.В. ПИЛИПЧЕВСКАЯ, директор учебно-методического центра Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Анализируются особенности тьюторского сопровождения студентов в европейских университетах, выделены функции сопровождения. На основе анализа современных тенденций образования формулируется определение понятий «тьютор », «тьюторская деятельность ». Представлен практический опыт введения технологии тьюторского со-провожденияна факультете начальных классовКГПУ им. В.П. Астафьева.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская деятельность, индивидуальная образовательная программа.

Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт

144

Высшее образование в России • № 4, 2011

Переход на многоуровневую систему подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования потребовал принципиального обновления его целей, содержания, форм, методов и технологий, ориентированных на раскрытие потенциальных возможностей будущего профессионала, формирование социально ценных качеств личности, такихкак самостоятельность, инициативность, ответственность, активность, мобильность. Востребованными становятся педагогические кадры, способные решать сложные образовательные, профессиональные задачи и нести персональную ответственность за их решение, выстраивать стратегию собственного профессионально-личностного развития, готовых быстро адаптироваться в реальной ситуации современного образования. Следовательно, от успешной социализации и адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

В этой связи одним из перспективных направлений совершенствования учебного процесса в высшей школе является построение индивидуальной траектории развития студента и его сопровождение на основе деятельности особого рода. В нашем понимании таковой может являться тью-торская деятельность.

Феномен тьюторства тесно связан с историей английских университетов и подтвержден многовековой практикой. Тьютор (англ. tutor, от лат. tueor - наблюдаю, забочусь) - педагог-наставник в английских паблик-скулз, старших классах граммати-

ческих школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа опытных преподавателей этих школ; в учебное время он вел преподавание предметов по своей специальности, после уроков занимался воспитательной работой с 5-10 или 15 учащимися, которые к нему прикреплялись [1, с. 334].

В зарубежной педагогике давно действует система Counseling-Guidance (система школьных советников - тьюторов и консультантов-руководителей как для групп, классов, так и для отдельных детей) [2]. В "старинных университетах" Оксфорда (XII в.) и Кембриджа (XIII в.) тьюторы помогали выстраивать индивидуальные траектории студентов, выполняя две основные функции: функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром и функцию сопровождения самообразования. При этом самообразование являлось основой получения университетской образованности и необходимым условием личностного и профессионального развития как для тьютора, так и для подопечного. Можно сказать и так: в средневековых университетах тьютор выполнял наставническую функцию по отношению к менее опытным обучающимся, ориентируя свою деятельность на тип духовной практики [3].

Традиционная структура английской тьюторской системы включает в себя три элемента [4], представленных в табл. 1. В данной системе тьютор рассматривается не как преподаватель, а как наставник, помогающий студенту развить способность мыслить, умение отбирать и критически анализировать факты, умение «думать для себя»;

Таблица 1

Структура английской тьюторской системы

Структурные компоненты Характеристика

Собственно тьюторство (коллективные чтения) Обучение студента в течение триместра или учебного года

Руководство занятиями (кураторство) Учеба студентов и работа, в том числе в каникулярное время

Моральное наставничество Сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова

при этом он продолжает заниматься научным исследованием, самообразованием и живет по законам университетской жизни. Английские педагоги считают, что студент формируется как специалист и как личность в условиях так называемого тесного академического сообщества, где существует обратная связь между студентом, преподавателем и всем профессорско-преподавательским составом, а тьютор является связующим звеном, обеспечивающим монолитность академического образования[5]. Тьютор определяет и советует студентам, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составлять план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор - ближайший советник и помощник студента; фактически он заменяет студенту родителей [6].

Современная ситуация диктует новые требования. Вместе с тем университеты нового типа, определяемые как проектно-ис-следовательские, выделяют в качестве главной ценности образования умение управлять своим будущим. Здесь вновь становится востребованной тьюторская деятельность, где тьютор начинает выполнять функцию разработчика образовательных проектов или программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещая позицию наставника, ассистента и проектировщика.

В нашей стране идеи тьюторства начали распространяться в начале 90-х гг. XX в. в связи с социальным запросом на индивидуализацию обучения и воспитания, развитие отдельных навыков и способностей, на формирование креативных социальных и специальных компетентностей, важных для информационного общества.

Т.М. Ковалева отмечает, что осуществлять тьюторскую деятельность возможно только в открытом образовательном пространстве. Она выделяет три вектора в работе тьютора: социальный вектор - анализ инфраструктуры образовательного учреж-

дения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный вектор - изменение границ предметного знания и корректировка индивидуальной образовательной программы; антропологический вектор - выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов. По ее определению, "тьютор -это педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы" [7]. На наш взгляд, тьюторскую деятельность можно определить как совместную деятельность тьютора и тьюторируемого, направленную на понимание студентами возможностей использования ресурсов образовательного и воспитательного пространства вуза для построения и реализации программ личностного и профессионального развития (самоопределения) в социально значимой деятельности [8].

Мы считаем, что позицию тьютора в высшей школе на современном этапе вполне могут занимать студенты-старшекурсники. Задача тьютора - создать условия для построения и реализации индивидуальных программ развития студентов-первокурсников и осуществлять их психолого-педагогическую поддержку и сопровождение по формированию субъектной позиции. Тьюторское сопровождение мы рассматриваем как особую педагогическую технологию, основанную на личностном взаимодействии и совместной деятельности студентов-первокурсников (тьюторантов) и студентов-старшекурсников (тьюторов), в ходе которой осуществляется построение, осмысление и реализация программ профессионально-личностного развития первых. Тьюторское сопровождение заключается в том, что с первого дня учебы в вузе деятельность каждого студента-первокурсника находится под контролем студента-старшекурсника; совместно они составляют индивидуальный план своей аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

146

Высшее образование в России • № 4, 2011

По нашему мнению, осуществление тьюторской деятельности как особой педагогической технологии и введение специальной позиции тьютора в учебно-воспитательный процесс будет способствовать его активизации и индивидуализации. Приобщение к данной деятельности студентов-старшекурсников позволит актуализировать их профессионально-педагогические знания и умения, выявить уровень сформированных у них компетенций, а студентам-первокурсникам поможет быстрее адаптироваться к образовательному пространству учебного заведения (как социально, так и психологически), определить свой образовательный маршрут и найти пути его реализации.

Мы проанализировали особенности орга-

низации учебно-воспитательного процесса на факультете начальных классов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и пришли к выводу, что первокурснику достаточно сложно выстроить взаимодействие с группой, он не может быстро усвоить нормы и правила жизни в коллективе, определить значимые для себя учебно-профессиональные цели и задачи, осуществлять рефлексию собственной деятельности, самостоятельно решать возникшие в процессе обучения проблемы и, как следствие, принять новую социальную роль - роль студента. Мы не утверждаем, что это невозможно совсем, но убеждены в том, что без поддержки помощника на процесс адаптации у студента-первокурсника уйдет очень много вре-

Таблица 2

Комплексная программа адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу педагогического вуза

Содержание Принципы, методы, формы Результат

I блок: подготовительный (информационно-мотивационный)

Знакомство студентов-старшекурсников с технологией тьюторского сопровождения в системе высшего профессионального образования (воспитательный аспект) посредством приобщения их к тьютор-ской деятельности Принципы: индивидуализации, открытости, субъектности, рефлексивности, сотрудничества, самоактуализации. Методы: дискуссии, перспективы и ретроспективы, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций). Формы: спецкурс, тренинги, тьюто-риалы, тьюторский совет, выездной семинар-практикум, выездные школы Освоение технологии тьюторского сопровождения для построения программ профессионального и личностного развития студентов-первокурсников, овладение основными формами и методами тьютор-ской деятельности

II блок: организационно- деятельностный

Разработка и реализация программы «Адаптационные занятия для студентов-первокурсников», направленной на личностную и социально-психологическую адаптацию Принципы: диалогизма, непрерывности, комплексности. Методы: дискуссии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций). Формы: тренинг, тьюториалы, тьютор-ские беседы Социально-психологическая адаптация к новым условиям обучения, сплочение студенческого коллектива, знакомство с особенностью организации учебно-воспитательного процесса и построение программ (планов) профессионально-личностного развития

III блок: заключительный

Тьюторское сопровождение разработки и реализации тьюторан-тами программ (планов) профессионально-личностного развития. Организация и проведение образовательных событий Принципы: доверия, поддержки, сотрудничества, свободы выбора, самопомощи и др. Методы: case-study, беседа, групповые дискуссии, метод примера и др. Формы: тьюторский час, тьюторская беседа (групповая и индивидуальная), деловые и ролевые игры, выездные интерактивные школы Программы (планы) профессионально-личностного развития тьюторантов, реализация своих интересов, собственных намерений и замыслов, овладение теоретическими знаниями, приобретение практического опыта исследовательской, проектной и рефлексивной деятельности

мени и сил, которые он мог бы использовать для собственного становления и развития. Почему в роли тьютора могут выступать именно студенты-старшекурсники? Возраст 20-22 года - самый благоприятный для развития устойчивого стремления участвовать в общественной работе, в ходе которой формируются конструктивные, организаторские, коммуникативные качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности. При осуществлении подобного взаимодействия важна позиция опытного студента, который прошел адаптацию к вузовскому обучению и студенческому сообществу, а главное - может без особых усилий выстроить доверительные, партнерские, субъект-субъектные отношения с первокурсниками.

В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса педагогического вуза нами была разработана и внедрена в практику данного факультета комплексная программа по адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу на основе тьюторской деятельности и введена специальная позиция тьютора. Содержание программы, основные этапы, принципы, формы и методы представлены в табл. 2.

Мы считаем, что в системе высшего педагогического образования сегодня созданы все условия для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, которые способны реализовывать программы тьюторского сопровождения учащихся, студентов и слушателей курсов повышения квалификации, для разработки концепций, программ и нормативно-правового обеспечения тьюторской деятельности в образовательных учреждениях различно-

го типа. Предлагаемую систему подготовки педагогов к тьюторской деятельности можно рассматривать в качестве одного из направлений модернизации и гуманизации образовательного процесса в высших учебных заведениях и на факультетах соответствующего профиля. В качестве ближайшей перспективы можно рассматривать задачу разработки стандарта «тьюторская деятельность ».

Литература

1. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред.

И.А. Каиров, Ф.Н. Петров [и др.]. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1968.

2. Газман О.С. Неклассическое воспитание:

от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.

3. Тьюторство: концепции, технологии, опыт:

Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 19962005. Томск: М-Принт, 2005.

4. Университетское образование в Велико-

британии. М., 1979.

5. Барбарига А.А, Федорова И.В. Британские

университеты: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1979.

6. Иностранные университеты. Вып. I. Уни-

верситеты Англии и годы студенчества ея знаменитых людей. М., 1899.

7. Ковалева Т.М. Открытые образовательные

технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: Сб. статей. М.: МИОО, 2008. С. 8-16.

8. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятель-

ность: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы. Красноярск, 2009.

ADOLF V., PILIPCHEVSKAYA N. TUTOR SUPPORT OF STUDENTS: PRACTICAL EXPERIENCE

Features and functions of tutor support of students at the European universities are analyzed. On the basis of the analysis of modern educational trends the definitions of the concepts «tutor», "tutor activity" are formulated. Practical experience in technology tutor support introduction on the faculty of Primary education at Krasnoyarsk State Pedagogical University named in after V.P. Astafyev is presented.

Keywords: tutor, tutorial support, tutor activity, individual educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.