Серебровская Т.Б.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
ТЬЮТОРСТВО В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются вопросы развития тьюторской деятельности в контексте развития высшей школы, перехода на образовательные стандарты нового поколения и актуальность тьюторского сопровождения в связи с требованиями ФГОС ВПО к созданию индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Ключевые слова: Тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, открытое образование.
Необходимость формирования гражданского общества, концепция образования на протяжении всей жизни, модернизация системы образования, в том числе в рамках болонских соглашений (кредитно-модульная система ВПО), принятие федеральных государственных стандартов нового поколения, понимание того, что «Качество образования- интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигнутых результатов нормативно заданным» приводит к осознанию того, что, успешность осуществления выбранных целей зависит от многих факторов, в том числе и от системы взаимоотношений преподаватель-студент [1].
В России в течение последних двадцати лет существует особая педагогическая позиция -тьюторство. В 1990 году в Школе Культурной Политики под руководством П.Г. Щедровицко-го было положено начало разработке тьюторс-кой проблематики. Вскоре в городе Томске (1992г.) создается первая тьюторская группа в школе «Эврика-развитие». Директором школы «Эврика-Развитие», первой в стране школы, которая начала серьезно заниматься тьюторс-кой тематикой в1991-1996 гг. была Ковалева Т.М. В 1996 году состоялась I Всероссийская научно-практическая тьюторская конференция в городе Томске, сопредседателями которой являлись П.Г. Щедровицкий и Т.М. Ковалева. Начиная с 1996 по 2008г, научно-практические конференции по организации тьюторской деятельности стали проводиться ежегодно, привлекая к данной проблеме все большее количество специалистов, сторонников и участников [5].
Тьюторство как явление активно развивалось в сфере среднего образования. Старшая школа Ижевского гуманитарного лицея (дирек-
тор Михаил Черемных) работает с использованием тьюторского сопровождения социальных стажировок. Педагоги гимназии №4 г. Брянска (директор Надежда Виноградова) используют два инструмента работы: индивидуальные тью-торские консультации и тьюториалы, где работают с группами детей с похожими интересами. В Томской школе «Эврика-развитие» (директор Людмила Долгова) усилиями педагогов заданы разные среды, способы, виды и формы обучения, разные скорости и темпы, чтобы у ребенка была возможность выбирать наиболее адекватные для него. В московской «Школа самоопределения» (директор Юлия Грицай) все учителя владеют тьюторскими технологиями [5].
Тьюторство интересовало специалистов, работающих как в сфере среднего, так и высшего профессионального образования в связи с тем, что одним из ключевых вопросов педагогики высшей школы последнего времени является ориентация студентов на самостоятельность, активное стремление к получению высшего образования, саморазвитие и самосовершенствование в личностном и профессиональном становлении.
В Общих требованиях к условиям реализации основных образовательных программ ФГОС ВПО заявлено, что:
4.1.4 Основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает Ученый совет вуза;
4.1.5 Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения;
4.2. Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП;
4.2.1 Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
4.2.2 При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию) [7].
Студенту в предлагаемой ситуации предстоит достаточно сложная задача: адекватно использовать возможности ресурса университетского образования, точно выбрать средства освоения собственной индивидуальной программы и, в конечном счете, решения задач по достижению цели овладения профессиональными компетенциями в сознательно избранной самим студентом сфере профессиональной деятельности. Составление индивидуального учебного плана требует сформированности у студента культуры выбора, четкого представления своих образовательных потребностей и возможностей, осознания профессиональных интересов.
С учетом данных обстоятельств и в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения в высшей школе должны быть специалисты, которые помогут студентам, в зависимости от
этапа обучения, сориентироваться в образовательном пространстве и создать адекватную образовательную траекторию. Тьютор - это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Сегодня существует несколько трактовок термина «тьютор», но все они едины в главном - тьютор работает с каждым обучающимся индивидуально, ориентируясь на его интерес. Современное понимание тьюторства это, во-первых, тью-торство как поддержка (особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении проблем) и путь решения проблемы субъектности в образовании. Во-вторых, тью-торство выступает как сопровождение (сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ, учебно-исследовательских и проектных работ). В-третьих, тьюторство рассматривается как фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения - сопровождение личностного развития), см. рис. 1.
По мере развития и расширения сфер тью-торской деятельности, в этот процесс включались все новые регионы, которые представляли свое видение решения задач, функций и организационных форм деятельности тьютора. В 2007 году была создана межрегиональная общественная организация «Межрегиональная
Тьюторская Ассоциация», целью которой является объединение различных групп, занимающихся: теорией и практикой индивидуализации, построением открытого образовательного пространства, тьюторс-ким сопровождением. На сегодняшний день в Межрегиональной Тьюторской Ассоциации насчитывается двадцать четыре региона России и два региона Украины. Межрегиональная Тьюторс-кая Ассоциация ста-
Рисунок 1. Направления тьюторской деятельности
вит пред собой задачи распространения идей открытого образования, индивидуализации и тьюторского сопровождения, развития концепции открытого образования и практик индивидуализации, оформление технологии тьюторс-кого сопровождения, разработку и реализацию программ повышения квалификации и переподготовки в сфере открытого образования. Направлениями тьюторской деятельности являются семья, дошкольное образование, школа, высшее образование, повышение квалификации, управление человеческим капиталом, открытое образование, дистанционное образова-ние[4] (см. рис. 2).
Кроме того, существуют несколько сертифицированных центров, которым Ассоциация дала право заниматься подготовкой тьюторов. В их числе Томский и Удмуртский университеты, технологическая школа тьюторства в Российской академии повышения квалификации и Центр для переподготовки педагогов Москвы в Московском институте открытого образования.
В 2008 году состоялась I Международная научно-практическая конференция по тьютор-
ству в рамках Межрегиональной тьюторской ассоциации «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы».Главной темой второй и третьей Международных научно-практических конференций 2009-2010 гг. в Москве явилось включение в процесс разработки стандартов профессиональной тьюторской деятельности. Это вызвано тем, что стремительно развивающееся во всех сферах образовательной деятельности тьюторство нуждается как теоретико-методологической базе, так и в нормативно-правовой.
Следует отметить, что Приказами Минзд-равсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года №216н и №217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. №11731 и №11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор. Приказом Минздравсоцразвития РФ от от 14 августа 2009 г. N 593 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
Рисунок 2. Деятельность Межрегиональной тьюторской Ассоциации
«Квалификационные характеристики должностей работников образования», в том числе, по должности тьютор (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования).
Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» где, в т.ч., фигурирует должность «Тьютор» (с. 18-19), от 26 августа 2010 г. №761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. №18638, взамен приказа 2009 года (по информации МОН, изменения касаются только оформления приказа). Должностные обязанности тьютора, перечисленные в данном справочнике, включают в себя организацию процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организацию их персонального сопровождения в образовательном пространстве предпро-фильной подготовки и профильного обучения; координацию поиска информации обучающимися для самообразования; сопровождение процесса формирования их личности. Тьютор оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов [6].
Требования к квалификации тьютора, обозначенные в данном документе, следующие: Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет [6].
Важность и необходимость профессии педагога - тьютора нашла свое подтверждение, когда в МПГУ была открыта магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» по направлению «Педагогика» при общеуниверситетской кафедре педагогики, научным руководителем которой является доктор педагогических наук, профессор Т.М. Ковалева. Данная программа готовит специалистов по разработке и использованию технологий тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ в системе российского образования, начиная от дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшей школой и курсами повышения квалификации. Выпускники магистратуры готовы выполнять различные виды профессиональной деятельности: научноисследовательскую, консультативную, преподавательскую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую и др.
В 2009 году Экспериментальная программа «Развитие теории и практики тьюторства в Удмуртском государственном университете» получила финансовую поддержку Федерального агентства по образованию в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».
В УдГУ была принята Программа развития теории и практики тьюторства и разработана модель тьюторской деятельности в вузе. Классификация тьюторских позиций, разработанная в УдГУ позволяет определить возможные направления деятельности тьютора в пространстве университета, функции и особенности деятельности в зависимости от контингента студентов и их образовательных запросов. «Тьютор-стажер», которым может стать студент старших курсов или бакалавр, организовывает помощь абитуриенту, первокурснику в освоении университетского пространства. «Академический тьютор» (базовый уровень), которым является магистр с обязательной психолого-педагогической или специализированной тьюторской подготовкой, оказывает помощь студенту в построении и реализации Индивидуального учебного плана, что особенно актуально при кредитно-модульной системе обучения. «Тьютор-наставник» - это специалист со степенью кандидата наук или про-
фессионал, прошедший тьюторскую подготовку. Функцией тьютора этого уровня является сопровождение процесса формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Вышеперечисленные тьюторские позиции соответствуют этапам работы со студентами на всех курсах обучения [8].
Деятельность тьюторов должна способствовать формированию рефлексивного мышления и рефлексивной среды в вузах. «Тьютор-супер-визор»,которым может стать профессор, доктор наук, главной функцией в своей деятельности будет полагать организацию и «усиление» рефлексии тьюторов, выявления, поддержка и формирование индивидуального стиля педагога, помощь в снятии проблемы быстрого накопления усталости «синдром выгорания» [8].
Тьюторское сопровождение базируется на принципах индивидуализации, открытости, субъектности, вариативности, демократичности.
В высшем образовании реализация принципа открытости может осуществляться привлечением студентов к чтению лекций, проведению семинаров, тренингов, специалистов из различных образовательных учреждений. Принципы индивидуализации и вариативности предполагают возможность выбора между традиционными формами оценивания результатов обучения и рейтинговой системой оценивания; возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы и индивидуальной программы НИР; возможность выбора отдельных дисциплин, научного руководителя и научных консультантов. Принципы субъектности и демократичности реализуются через самостоятельность и самоорганизацию студентов в освоении образовательных программ, через субъект-субъектные отноше-
ния между тьюторами и студентами. Все вышеперечисленные принципы согласуются с теорией ценностей, ценностных ориентаций, которые привлекают внимание специалистов, работающих с молодежью в связи с тем, ценностные ориентации становятся важнейшими компонентами развития личности и процесс становления и развития личности предполагает усвоение индивидом социальных норм, культурных ценностей, с тем, чтобы адаптироваться и найти свое место в обществе.
Говоря о тьюторском сопровождении индивидуальных образовательных программ, следует отметить, что индивидуальный учебный план (ИУП) рассматривается как совокупность учебных курсов, предметов, выбранных для усвоения студентами культурно-предметного содержания образования, учет образовательных запросов и потребностей, возможностей личности и условий конкретного ОУ. В то время как индивидуальная образовательная программа (ИОП) - это программа образовательной деятельности , составленная на основе интересов и запросов студентов с учетом видов и форм образовательной деятельности, методов и форм диагностики результатов, технологий освоения учебного содержания. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - это временной и пространственный порядок реализации, учет образовательных запросов и потребностей, возможностей личности.
Основная функция тьютора - выстроить субъектную позицию в образовании. Тьютор помогает студенту ориентироваться в образовательном пространстве, и понять свое место в данном пространстве. В области знания тьютор является экспертом, помогает в культурном освоении кодов знаний, выходит на модели конструирования знаний.
Таблица. Классификация тьюторских позиций
Тьюторская позиция Классификация Функции
«Тьютор-стажер» Студент старших курсов или бакалавр Помощь абитуриенту, первокурснику в освоении университетского пространства;
«Академический тьютор» (базовый уровень) Магистр с обязательной психологопедагогической или специализированной тьюторской подготовкой Помощь студенту в построении и реализации Индивидуального учебного плана (особенно актуальна при кредитно-модульной системе обучения);
«Тьютор-наставник», Специалист с кандидатской степенью и/или профессионал из «реальной практики», прошедший тьюторскую подготовку Сопровождение процесса формирования профессиональных компетенций будущего специалиста;
«Тьютор-супервизор», Профессор, доктор наук Организация и «усиление» рефлексии тьюторов
Одним из видов деятельности тьютора является участие в учебно-методическом и документальном обеспечении образовательного процесса и организация подготовки и проведения образовательного события. Образовательное событие рассматривается как ситуация, которая переживается и осознается человеком как значимая (поворотная) в его собственном образовании, когда человек обретает новые знания, наращивает компетентности, собственную субъект-ность, вынужден менять стереотипы действий [3]. Тьюторское сопровождение образовательно-
го события выражается в организации рефлексии участника события в контексте разнообразных возможностей, что содействует построению индивидуальной образовательной траектории.
Таким образом, тьюторство в высшей школе - это важная составляющая эффективной реализации целей федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, формирования компетентных специалистов, осознанно выбирающих сферу профессиональной деятельности, так как тьюторство -это культура работы с будущим.
29.03.2011
Список литературы:
1. Белоновская И.Д.Методическое обеспечение ИОП в университетских комплексах. / И.Д. Белоновская, К.Е. Цветкова // Высшее образование в России. - М. - №6. - 2009. - С. 156-159.
2. Гордон. Э., Гордон Э. Столетия тьюторства. Ижевск: ERGO, 2008. - 351 с. ISBN 9785989040377
3. Жилина О.Ю., Грачева Н.Ю. Подходы к стандартизации профессиональной деятельности тьютора в высшей школе // Организация тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты тьюторской деятельности: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009. - М.: АПКИППРО, 2009. - С. 55
4. Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании. [Текст] // Сборник «Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы» / Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. - 114 с.
5. Ковалева Т.М. Неопубликованное интервью для журнала «Эксперт» от 18.12.2008г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru.
6. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказ от 26 августа 2010 г. №761н. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей».
7. Министерство Образования и науки Российской Федерации. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.html
8. Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2010 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://v4.udsu.ru/science/adtp_2009_10
Сведения об авторе: Серебровская Тамара Борисовна, доцент кафедры английского языка, теории и методики обучения английскому языку Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 462403, Орск, пр-т Мира 15-а, тел. (3537) 236569, е-таіі: [email protected]
UDK 378.14 Serebrovskaya T.B.
TUTORING IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION MODERNIZATION
The article deals with the development of tutor activity in the context of higher education, the transition to a new generation of educational standards and the relevance of tutor support in connection with the requirements of the FGOS VPO to create individual educational trajectories of students.
Keywords: tutor, tutor support, individualization, individual educational trajectory, open education.
Bibliography:
1. Belonovskaya I.D. Methodical guaranteeing IEP in the University Complexes./I.D. Belonovskaya., K.E.Tzvetkova //High Education in Russia.M., .,-№6.2009.- P.156-159.
2. Gordon E. Gordon E. Centuries of Tutoring., Izevsk:ERGO,2008.-351 p. ISBN 978-5 98904-037-7
3. Zilina O.U.,Gracheva N.U. Approaches to the standardization of a professional tutor’activity in High school.//The Organization of Tutorship in educational institutions: the contents, rationing, standardization of tutor’s activity. Materials of All Russian scientific seminar «The Standards of tutor’s activity: The theory and Practice.»,Moscow.18-19 May 2009M AnKMnnPO, 2009.-C.55
4. Kovaleva T.M. Tutor’s activity in modern High education.[Text]//Manual«Materials of All Russian scientific conference«Tutoring in an open educational space in High schools»./Publishing house «Prometei»MSPU,2008.-114 p
5. Kovaleva T.M. The unpublished interview for the magazine «Expert»from 18.12.2008. http://www.thetutor.ru.
6. The Ministry of the care of public health and social development. The Instruction from 26 August 2010.№761n. About affirmation unified reference book of the qualifications of the positions of leaders, specialists and employees, section «Qualification characteristics »
7. The Ministry of Education and Science of Russian Federation. Federal Educational Standard of High Professional education. http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.html Annotation
8. Analytical departmental target program «Development of scientific potential of higher education for 2009-2010.» http:// v4.udsu.ru/science/adtp_2009_10