УДК 378.147.88
Т. А. Волкова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Тьюторство и менторство в системе педагогической практики
В статье рассматривается роль тьютора и ментора в организации педагогической практики, индивидуализации процесса подготовки учителя-филолога.
Ключевые слова: тьютор, ментор, индивидуализация, индивидуальная образовательная программа.
Одной из проблем образования в настоящее время является привлечение, удержание, мотивация молодых педагогов, обеспечение их профессионального роста. Современная образовательная ситуация, в том числе внедрение Федеральных образовательных стандартов как высшего, так и основного общего, среднего (полного) образования предъявляет повышенные требования к подготовке будущих учителей, которые должны быть способны к принятию самостоятельных решений, проектированию и реализации индивидуальной программы собственного развития; обладать комплексом общекультурных и профессиональных компетенций; уметь адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Так, согласно ФГОС по направлению подготовки 032700 — Филология [9] и ФГОС по направлению подготовки 45.03.01 — Филология [10], одним из видов деятельности филолога-бакалавра, является педагогическая деятельность, в которой он должен уметь решать следующие профессиональные задачи: проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик, распространение и популяризация филологических знаний, воспитательная работа с учащимися.
Важнейшим этапом профессиональной подготовки будущих учителей является педагогическая практика, которая обеспечивает тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, формирование первоначального опыта педагогической деятельности и определенных навыков научно-психологического и педагогического исследования; углубленное изучение содержания школьных курсов языка и литерату-
ры; освоение научной методики преподавания языка и литературы и внеклассной работы; приобретение первоначальных навыков работы учителя и классного руководителя. В результате прохождения практики студент должен приобрести необходимую теоретическую и практическую методическую подготовку в области преподавания русского языка и литературы, способствующую формированию методического мышления, освоению метаязыка методики (лингводидактики) как науки и являющуюся определяющим условием для будущей педагогической деятельности в образовательной сфере.
Однако рост требований к педагогу, с одной стороны, и сокращение количества часов, отводимого на педагогическую практику в условиях внедрения ФГОС, с другой, вызывают необходимость изменения подхода к организации педагогической практики будущих учителей. Особую актуальность в образовательном процессе приобретает не только индивидуальный подход к студентам, но в целом индивидуализация обучения, предполагающая «углубленную диагностику личности..., проектирование на этой основе индивидуальной программы его обучения и развития, рефлексию результатов; . предоставление... возможностей индивидуального выбора содержания и методов, принятия решений, самоанализа, самооценки в области обучения; . деятельность педагога. по поддержке и развитию индивидуальности, самостоятельности, интеллектуального самостроительства личности; . повышение роли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе» [8, с. 348-349].
Традиционно в сопровождении педпрактики студентов-филологов взаимодействуют со стороны вуза факультетский и групповые руководители практики, осуществляющие общее руководство; со стороны образовательной организации —
директор (его заместители), учителя и классные руководители. Это единство определяет особенности организации работы и характер взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Безусловно, руководители практики выступают в роли наставников, однако в настоящее время вместо терминов «наставничество», «консультирование» всё чаще применительно к образованию употребляются слова «тренинг», «коучинг», «консалтинг», «менторство», «тьюторство» и т. п., обозначающие близкие, но не тождественные понятия.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — «форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок» [3]. Цель тренинга — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике, развитие умений и навыков.
Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — «процесс, в ходе которого отдельным людям и целым коллективам помогают действовать продуктивно и максимально реализовывать свои способности. Он включает раскрытие и использование сильных сторон людей, помощь им в преодолении личных барьеров и ограничений в достижении лучших результатов, а также повышение результативности их работы в команде» [4, с. 17]. Отличие от классического тренинга и классического консультирования состоит в том, что коуч ищет решения совместно с клиентами (отдельным человеком или коллективом, командой), помогая им действовать продуктивно и максимально реализовывать свои способности.
Консалтинг (англ. consulting — консультирование) подразумевает «в предпринимательской практике консультирование производителей, продавцов и покупателей по экономическим и др. хозяйственно-правовым вопросам» [2].
Существуют различные подходы к определению роли тьютора и ментора.
Менторство (от греч. men--тот, кто думает;
-tor — суффикс, обозначающий принадлежность к мужскому полу; англ. mentor — наставник, руководитель, воспитатель, куратор) — модель передачи опыта, в которой ментор служит настав -ником, советником, обеспечивающим возможности для развития, роста и поддержки менее опытных коллег.
Чаще всего тьютор (англ. tutor от лат tueor — наблюдаю, забочусь) — «наставник, консультант
учащегося, способствующий составлению и кор -ректировке индивидуальной образовательной программы, сопровождающий движение... в ней, помогающий самоопределению, самообразованию, самооценке, анализу и определению способа использования результата образовательного процесса» [1, с. 27].
Цель педагогов — руководителей практики — при реализации принципа индивидуализации заключается прежде всего в помощи каждому студенту в определении их собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной программы. Такой тип педагогического сопровождения индивидуальной образовательной программы и называется тьюторским сопровождением [5, с. 4].
«"Методист" ассоциируется с методической центрацией деятельности студентов, а "руководитель" — с управлением, принятием решений, соблюдением требований, что свидетельствует об административной центрации взаимодействия. .В связи с этим позиция «тьютор» наиболее четко определяет сущность реализации индивидуального образовательного маршрута студента-практиканта, где особое значение придается внимательному отношению к каждому студенту, которому позволено самому определять "основное" и "произвольное" в собственной деятельности» [6].
Тьюторское движение в России насчитывает около 20 лет. В настоящее время активную работу в этой области проводят Межрегиональная тьюторская ассоциация (президент — Т. М. Ковалева), региональные центры развития тьютор-ской практики в Москве, Томской области, Республике Удмуртия, Волгоградской области, Республике Чувашия. Ведется профессиональное обучение тьюторов. С 2008 г. должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования. Разработан и находится на стадии утверждения профессиональный стандарт «Тьюторское сопровождение в образовании», в котором определены основные понятия, касающиеся тьюторства: индивидуальная образовательная программа (комплексное описание образовательной деятельности, отражающее индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты); тьюторское сопровождение в образовании (педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной
среды и сопровождение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы); тьютор (педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании); тьюторант (субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором); образовательные ресурсы (элементы образовательной среды, которые тьюторант может использовать в своей образовательной деятельности, в том числе при формировании и реализации индивидуальной образовательной программы); картирование (метод графического отображения образовательной деятельности, в том числе элементов индивидуальной образовательной программы) и другие [7].
Тьютор выполняет следующие функции:
1) обеспечивает проявление, формирование и развитие тьюторантом его социальных ориентиров и социально-образовательного запроса;
2) организует создание и обогащение социокультурной среды для использования тьюторантом в процессе реализации социально-образовательного запроса, проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальной программы профессионального развития, иных индивидуальных программ;
3) обеспечивает выявление, анализ, использование и освоение тьюторантом ресурсов социокультурной среды, в том числе посредством составления личностно-ресурсных карт;
4) сотрудничает с субъектами социокультурной среды и ближайшего окружения тьюторанта, организует рефлексивную коммуникацию, образовательные события и обратную связь тьюторанта с субъектами социокультурной среды;
5) организует анализ и оценку тьюторантом результативности и эффективности процесса самоопределения, самоорганизации, самообразования и самореализации в социокультурной среде;
6) разрабатывает и адаптирует методический инструментарий и средства для осуществления тьюторской деятельности, ведет рабочую тью-торскую документацию.
В ходе педагогической практики тьютором может стать квалифицированный преподаватель вуза, обладающий опытом педагогической работы, в том числе и в школе; высоким уровнем общедидактической подготовки, организаторских и коммуникативных способностей; открытостью для сотрудничества и восприятия нового.
Задачи тьютора — решение совместно с представителями образовательных организаций (ву-
зов, школ и др.) вопросов организации и проведения педагогической практики; подготовка необходимых материалов, составление совместно со студентами индивидуальных образовательных программ, работа с учителями по обеспечению их взаимодействия со студентами и так далее; обеспечение технологического и методического сопровождения студента по реализации индивидуальных образовательных программ; анализ уровня сформированности профессиональных компетенций практиканта, мотивов педагогической деятельности; индивидуальная работа по развитию его профессиональных компетенций; коррекция процесса реализации индивидуальной образовательной программы; помощь будущему педагогу в осознанном выборе стратегии самообразования.
Учителя и классные руководители выступают в роли менторов — наставников. Основная модель обучения студентов — «Расскажи. Покажи. Сделай». Ментор способствует формированию профессиональных компетенций в процессе развития карьеры с помощью совета и психологической поддержки, помогая избежать многих ошибок; создавая условия для индивидуализации процесса формирования стиля педагогической работы.
При этом тьюторы и менторы должны обладать не только большим опытом в преподавании предмета, владеть технологиями изучения, обобщения и распространения лучших педагогических практик, механизмами персонального сопровождения студента в практической деятельности и в процессе адаптации в образовательной организации, но также хорошими организаторскими и коммуникативными способностями, способностью поддерживать, мотивировать студентов, настроенных на сотрудничество. Только тесное сотрудничество тьютора и ментора может обеспечить поддержку и профессиональное становление будущего учителя.
В Республике Марий Эл базовой площадкой для разработки темы «Организационно-педагогические условия менторского сопровождения студентов педагогических специальностей» является ГБОУ РМЭ «Экономико-правовая гимназия при юридическом факультете МарГУ». Цель деятельности гимназии по данной теме — отработка модели организации института менторского сопровождения студентов педагогических специальностей.
Распределение обязанностей тьютора и ментора в ходе педагогической практики остается
вопросом, находящимся в процессе решения. Далеко не всегда преподаватель/учитель обладает компетенциями тьютора/ментора и знаниями в соответствующей области, действуя зачастую интуитивно. Необходима подготовка преподавателей, учителей, знающих не только теоретические основы тьюторской деятельности, но также умеющих строить и сопровождать индивидуальные образовательные программы, владеющих формами и методами работы тьютора/ментора. Актуальным является обучение тьюторским технологиям не только преподавателей и педагогов, но также студентов, поскольку тьюторство и менторство становятся всё более востребованными как в школах, так и в организациях высшего и среднего профессионального образования.
—т—-
1. Белецкая Е. В. Формы организации индивидуального обучения (исторический аспект) // Альманах современной науки и образования. 2009. Ч. 2. № 10 (29). С. 25-27.
2. Большой юридический словарь. URL: http://jurisprudence.academic.ru/9093
3. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E5%ED%E8%ED%E3
4.ДилсР. Коучинг с помощью НЛП. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 256 с.
5. Ковалёва Т. М. Основные тенденции развития тью-торства в России // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы Всерос. науч.-практич. конференции / под общ. ред. Л. А. Косолаповой. Пермь: ПГГПУ, 2012. С. 3-7.
6. Колодкина Л. С. Тьюторство как компонент многоуровневого сопровождения студентов в контексте вариативной педагогической практики. URL: http://www.jeducation.ru/4_2010/22.html
7. Проект профстандатра «Тьютор» от 20.05.2013 // Тьюторское сопровождение. 2013. № 1 (8). URL: http://mostutor.ru/conference/files/Cheredilina1.pdf
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. 816 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «Бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011. № 1975. URL: http://www.fgosvpo.ru/index.php
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата) (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 07.08.2014 № 947). URL: http://base.consultant.ru
1. Beletskaya E. V. Formy organizatsii individual'nogo obucheniya (istoricheskiy aspekt) // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. CH. 2. 2009. № 10 (29). S. 25-27.
2. Bol'shoy yuridicheskiy slovar'. URL: http://jurisprudence.academic.ru/9093
3. Vikipediya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E5%ED%E8%ED%E3
4. Dils R. Kouching s pomoshch'yu NLP. SPb.: PRAYM-EVROZNAK, 2004. 256 s.
5. Kovaliova T. M. Osnovnye tendentsii razvitiya t'yutorstva v Rossii // T'yutorskoe soprovozhdenie individual'nykh obrazovatel'nykh programm na raznykh stupenyakh obucheniya: materialy Vseros. nauch.-praktich. konferentsii / pod obshch. red. L. A. Kosolapovoy. Perm': PGGPU, 2012. S. 3-7.
6. Kolodkina L. S. T'yutorstvo kak komponent mnogourov-nevogo soprovozhdeniya studentov v kontekste variativnoy pedagogicheskoy praktiki. URL: http://www.jeducation.ru/4_2010/22.html
7. Proekt profstandatra «T'yutor» ot 20.05.2013 // T'yutorskoe soprovozhdenie. 2013. № 1 (8). URL: http://mostutor.ru/conference/files/Cheredilina1.pdf
8. Selevko G. K. E'ntsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy: v 2 t. M.: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006. T. 1. 816 s.
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 032700 Filologiya (kvalifikatsiya (stepen') «Bakalavr») (v red. Prikaza Minobrnauki RF ot 31.05.2011 № 1975). URL: http://www.fgosvpo.ru/index.php
10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 45.03.01 Filologiya (uro ven' bakalavriata) (v red. Prikaza Minobrnauki RF ot 07.08.2014 № 947). URL: http://base.consultant.ru
T. A. Volkova Mari State University, Yoshkar-Ola Tutoring and mentoring in the pedagogical practice
The article discusses the role of a tutor and a mentor in the organization of pedagogical practice, the individualization of the process of preparation of the teacher-philologist.
Keywords: tutor, mentor, individualization, individual educational program.