УДК 378 ББК 74.480.8
Возгова Зинаида Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Институт дополнительного профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Vozgova Zinaida Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Supplementary Professional Education Institute Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Инновационные ресурсы дистанционных образовательных технологий в тьюторском сопровождении курсов непрерывного повышения квалификации
Innovative Resources of Distance Learning in Tutoring Assistance During LifeLong Professional Development Curses
В статье обосновывается необходимость тьюторского сопровождения слушателей дистанционных курсов непрерывного повышения квалификации; описаны структура и особенности программы.
The article deals with the adoption of tutoring assistance during the process of distance courses of life-long professional development; the structure and the peculiarities of the given programme are described.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, дистанционное тьютор-ское сопровождение, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, непрерывное повышение квалификации.
Key words: tutoring assistance, on-line tutoring, distance learning, distance learning techniques, life-long professional development.
В условиях модернизации национальной системы образования актуализируется проблема разработки и реализации стратегии и тактики инновационного развития системы дополнительного профессионального образования с учетом ее региональной специфики. Модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации должна способствовать качественному обновлению педагогического корпуса, формированию механизмов опережающего обновления содержания образования, созданию высокотехнологичной образовательной среды.
Актуальность введения тьюторства обосновывается необходимостью формирования гибкой системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации. Именно задача использования всего возможного потенциала непрерывного образования и построения современным слушателем собственной индивидуальной образовательной программы требует от учреждения дополнительного профессионального образования тьюторского сопровождения курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и научно-педагогических кадров.
По данным опроса педагогических работников и студентов педагогических специальностей, проведенного в 2008 г. Межрегиональной тьюторской ассоциацией, потребность в тьюторстве очень высока [2]. Тьютор как педагог, консультант и организатор/менеджер обладает специальными средствами для
\~г т \~г \~г
сопровождения слушателей. Тьюторанты, реализуя свой личный заказ через построение индивидуальных образовательных программ, вынуждены выходить за пределы базовых стандартных программ повышения квалификации и использовать возможности дистанционного образования.
Феномен тьюторства тесно связан с историей университетов Великобритании XIV века. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. В Оксфорде и Кембридже тьюторы до сих пор занимают важное положение в учебной и воспитательной работе, являясь штатной единицей. Считается, что студент формируется как специалист только в условиях так называемого тесного академического сообщества, где существует обратная связь между студентом и преподавателем, и всем профессорско-преподавательским составом, а тьютор выступает связующим звеном, обеспечивающим целостность академического образования.
В США принятие Государственного закона 107-110 (акт «Ни одного отстающего ребенка» - nochildleftbehind.ed.gov; www.tutorforkids.org) в 2001 г.,
разработанного с целью предоставления дополнительных образовательных ус-
66
луг посредством программы «Общественные учебные центры XXI века», в результате стал первым шагом к становлению института тьюторства. В общем, по мнению Э.Гордона, Р.Моргана и др. [1], тьюторство предлагает мощную технику для улучшения научения широкой выборки учащихся в разных областях знания. Национальное исследование, проведенное Э. Гордоном, выделило четыре основных вариантов тьюторства:
- профессиональные тьюторы (учителя, занимающиеся индивидуализированным обучением в свободное от школы время или летом);
- общественные тьюторы-волонтеры и /или менторы, проявляющие личный интерес к долгосрочному развитию обучаемого;
- взрослые школьные тьюторы-волонтеры, осуществляющие помощь обучаемому после занятий как в выполнении домашних заданий, так и в коррекции в учении (индивидуально и в небольших группах);
- студенческое тьюторство сверстников или межвозрастное тьюторство, обеспечивающие избыточное научение и улучшенную самооценку посредством помощи своих сверстников или более старших учащихся [1].
В России тьюторство долгое время было малоизвестно, так как отечественная система образования ассимилировала идею университетов значительно позднее, ориентируясь преимущественно на немецкую модель университетского образования, хотя отдельные прецеденты отечественной тьюторской практики были (система гувернерства, «туторы» Лицея памяти Цесаревича Николая Александровича, отдельные педагоги, исповедовавшие принципы свободного развития личности, признававшие «самость» и др.).
В настоящий момент продолжается становление полного цикла воспроизводства профессии тьютор, включающего в себя подготовку, переподготовку и повышение квалификации:
• разработка и утверждение профессионального стандарта тьютор-ской деятельности;
• разработка и внедрение в образовательную практику образовательного стандарта подготовки тьюторов в образовательных учреждений ВПО и ДПО;
• профессиональная образовательная подготовка тьюторов в образовательных учреждениях ВПО и ДПО;
• процедура оценки и сертификации профессиональных тьюторских квалификаций.
Согласно сайту thetutor.ru на сегодняшний день получили официальный статус следующие программы повышения квалификации: «Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса» (Кобыща Е.И., г. Москва); «Тьюторское сопровождение введения и реализации ФГОС общего образования» (Балагина Е.В., г. Архангельск). Межрегиональная тьюторская ассоциация, ФГАУ Федеральный институт развития образования выносят на внешнюю общественную экспертизу проект профессионального стандарта «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)» (от 07.03.2012 г.).
На сегодняшний день в России наиболее полно представлены две практики тьюторства:
• тьюторство в дистанционном обучении;
• тьюторство как сопровождение индивидуальных образовательных программ.
Тьюторство в дистанционном образовании продуктивно использует технологии индивидуального консалтинга, наработанные университетской системой Великобритании. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Задачи тьютора в дистанционном обучении:
• оказывать помощь в достижении наилучшего образовательного результата;
• следить за ходом обучения;
• отслеживать «обратную связь» по выполненным заданиям;
• проводить групповые тьюториалы (консультации);
• консультировать и поддерживать индивидуально;
• поддерживать в слушателе заинтересованность в обучении на протяжении всего курса;
• предоставить возможность постоянной электронной связи студента, тьютора и преподавателя.
В ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» началась подготовка магистров по инновационным образовательным программам: «Тьютор в образовании», «Тьютор по здоровьесбережению», «Психология тьюторства», «Тьюторство в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Челябинский государственный педагогический университет стал третьим в стране, готовящим педагогов (магистров) с тьюторской компетентностью.
Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» разработал программу повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Инновационные ресурсы дистанционных образовательных технологий в тьюторском сопровождении слушателей непрерывного повышения квалификации» (Л.И. Дудина, А.А.Богатырев, З.В. Возгова). Цель данной программы заключается в подготовке высококвалифицированных и востребованных научно-педагогических работников для тьюторского сопровождения непрерывного повышения квалификации в вузе с применением дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ).
Задачи программы повышения квалификации включают:
1) повышение профессиональной компетентности преподавателя вуза в тьюторском сопровождении слушателей непрерывного повышения квалификации;
2) применение информационно-коммуникационных технологий в процессе непрерывного повышения квалификации на основе современных методик, технологий и форм дистанционного обучения;
3) конструирование и реализация алгоритма тьюторского сопровождения слушателей непрерывного повышения квалификации с применением ДОТ;
4) формирование индивидуальной образовательной траектории как одного из основных механизмов удовлетворения образовательных запросов слушателей непрерывного повышения квалификации;
5) разработка и защита участниками собственных проектов с применением ДОТ.
Рассмотрим перечень дисциплин и разделы программы «Инновационные ресурсы дистанционных образовательных технологий в тьюторском сопровождении слушателей непрерывного повышения квалификации»:
Модуль 1. Государственная образовательная политика Тема 1.1. Место, роль и задачи системы непрерывного профессионального образования.
Тема 1. 2. Документы Минобрнауки, Рособрнадзора и других органов власти в области тьюториала и ДОТ.
Тема 1. 3. Мировые стандарты в дистанционном образовании.
Модуль 2. Концептуальные основы применения ДОТ в системе непрерывного профессионального образования.
Тема 2.1. Теоретические аспекты использования информационнокоммуникационных технологий при дистанционном обучении.
Тема 2.2. Сущность подготовки учебного материала с использованием ДОТ. Модуль 3. Специфика профессиональной тьюторской деятельности.
Тема 3.1. Современные практики тьюторства.
Тема 3.2. Тьюторская модель в системе непрерывного повышения квалификации.
Модуль 4. ДОТ в тьюторском сопровождении слушателей курсов повышения квалификации
Тема 4.1. Методики и технологии дистанционного обучения.
Тема 4.2. Создание и оформление материалов с применением ДОТ в соответствии с современными стандартами.
Тема 4.3. Специфика подготовки учебных материалов с применением ДОТ. Тема 4.4. Основные формы тьюторского сопровождения и алгоритм его реализации.
Модуль 5. Реализация алгоритма тьюторского сопровождения слушателей курсов повышения квалификации с применением ДОТ.
Тема 5.1. Проведение вебинара, виртуального on и off-line занятия по занесенному курсу в Систему Дистанционного Обучения.
Тема 5.2. Организация тьюторского сопровождения слушателей системы повышения квалификации (индивидуальные и групповые тьюториалы).
Тема 5.3. Моделирование деятельности тьютора как организатора процесса повышения квалификации с использованием ДОТ.
Формы организации учебного процесса: лекции, деловая игра, проектный семинар, кейс-технологии, дискуссия, мастер-класс, индивидуальная практическая работа, индивидуальные консультации, портфолио, тренинг, вебинар, интеллект-карта, педагогическая рефлексия.
Форма итогового контроля: защита индивидуального итогового проекта, проведение вебинара, виртуального on и off-line занятия по занесенному курсу в Систему Дистанционного Обучения.
Тематика практических занятий представлена следующим образом:
1. Практические аспекты использования ИКТ при дистанционном обучении.
2. Специфика подготовки учебного материала с применением ДОТ.
3. Современные практики тьюторства.
4. Тьюторская модель в системе непрерывного повышения квалификации.
5. Методики и технологии дистанционного обучения.
6. Создание и оформление материалов с применением ДОТ в соответствии с современными стандартами.
7. Специфика подготовки учебных материалов с применением ДОТ.
8. Основные формы тьюторского сопровождения и алгоритм его реализации.
9. Проведение вебинара, виртуального on и off-line занятия по занесенному курсу в Систему Дистанционного Обучения.
10. Организация тьюторского сопровождения слушателей системы повышения квалификации (индивидуальные и групповые тьюториалы).
11. Моделирование деятельности тьютора как организатора процесса повышения квалификации с использованием ДОТ
Рассмотрим роли тьютора в системе дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Челябинского государственного педагогического университета». Тьютор ведет учебный процесс в дистанционной форме и выполняет в зависимости от текущей задачи функции преподавателя, консультанта и организатора/менеджера учебного процесса.
Как преподаватель, ведущий учебный процесс, тьютор:
• Проводит дистанционные и on-line занятия по утвержденному директором ИДПО расписанию в режиме реального времени;
• Инициирует контакт с виртуальной аудиторией в начале занятия, объявляет задачи занятия и план его проведения, приглашает слушателей к общению в программе для on-line взаимодействия;
• Разрабатывает учебно-методическое обеспечение курса, при этом, все файлы, используемые во время занятий, должны быть сохранены в популярных форматах, во избежание трудностей с их использованием слушателями. В случае специфических форматов файлов тьютор-преподаватель должен в комментариях к занятию указать специализированное программное обеспечение (название программного обеспечения, ссылку для скачивания данного программного обеспечения), с помощью которого обучающийся сможет ознакомиться с занятием.
• Учитывает, что on-line занятие должно включать в себя помимо
теоретической (объяснительно-иллюстрационной) части, практическую
72
часть и контроль результатов. В качестве контроля результатов могут быть использованы специальные вопросы, ответ на которые слушатель может отправить в виде текста, файла, нескольких файлов;
• Осуществляет мониторинг учебного процесса для контроля качества образования обучающегося. Результаты тестирования по курсу оформляются в зачетные ведомости.
Как консультант, тьютор выполняет следующие функции:
• Знакомит с основными информационными ресурсами ЧГПУ: портал Системы дистанционных образовательных технологий (СДОТ), клиент рейтинговой системы, система для организации on-line занятий.
• Составляет график off-line консультаций по самостоятельной работе со слушателями и размещает его на портале дистанционного обучения.
• Проводит консультации в режиме off-line на портале дистанционного обучения, используя обсуждения, форум и электронную почту. Если этих средств недостаточно, то тьютор-консультант вправе использовать и другие программы для on-line общения.
• Проводит групповую консультацию перед зачетом/экзаменом в режиме on-line.
• Предоставляет слушателям необходимую и достаточную информацию по курсам (передача информации);
• Оказывает помощь обучающимся в приобретении умений и навыков, а также создает условия для изменения модели мышления.
• Комментирует дискуссии, проверяет письменные работы, готовит комментарии к вопросам для электронного тестирования, создает объявления, выражает участникам поддержку и одобрение, обнародует лучшие работы, рассылает анонсы и напоминания, обращается индивидуально к отдельным слушателям.
Как организатор, тьютор выполняет следующие функции:
• Разрабатывает материалы для рекламной компании будущих дистанционных курсов (информационные письма, объявления, рассылки и т.д.);
• Осуществляет набор и формирование групп слушателей курсов;
• Проводит консультирование тьюторов-преподавателей по работе с информационными ресурсами ЧГПУ;
• Выкладывает ссылки на виртуальные комнаты преподавателей на портале дистанционного обучения и расписание on-line занятий до начала курсов;
• Оформляет заявку на аудиторию для проведения on-line занятий, а также оповещает слушателей об изменениях сроков on-line занятий;
• Контролируют выполнение учебной нагрузки тьюторов-преподавателей с использованием дистанционных технологий, посредством посещения виртуальной on-line комнаты преподавателя, а также отслеживания активности работы преподавателя при проведении off-line консультаций.
• Проводит торжественное мероприятие с директором ИДПО on-line встреча, с целью выявления степени удовлетворенности потребителей оказанных образовательных услуг;
• Проводит текущий контроль успеваемости, а также отдельные виды промежуточной аттестации слушателей;
Таким образом, подводя итог о деятельности тьютора в системе дополнительного профессионального образования, необходимо выделить следующие умения:
• уметь строить образовательный процесс на основе информационнокоммуникационных технологий;
• обладать навыками проведения занятий в интенсивной форме, используя эффективные технологии обучения; организовывать работу в малых группах;
• уметь организовать научно-методическую экспертизу образовательных ресурсов;
• обладать навыками оперативного удовлетворения потребностей педагогов образовательного, информационного, аналитического, научного, методического и технологического характера;
• иметь опыт работы в организации учебного процесса, основанной на модульной технологии.
В целом можно констатировать, что на сегодняшний день созданы нормативные условия для введения тьюторского сопровождения в образовательный процесс (введена должность, имеются квалификационные характеристики). Тьюторское сопровождение дистанционных курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки помогает использовать весь возможный потенциал непрерывного образования и выстроить современным слушателем собственной индивидуальной образовательной программы.
Библиографический список
1. Гордон Э. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся [Текст]/ Эдвард Гордон, Рональд Морган, Чарльз О’Мэлли, Джудит Понтиселл; пер. с англ. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, М.Л. Мельниковой. - Ижевск: ERGO, 2010. - 332 с.
2. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор» [Текст]. - М.-Тверь: «СФК-офис». - 246 с.
3. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой
системы непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров [Текст]: моногр./В.В.Латюшин, В.В.Базелюк,
Р.С.Димухаметов, Л.И.Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 189 с.
4. Проект Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=25968(дата обращения: 1.03.13).
Bibliography
1. Conceptual Bases for Development and Implementation of the MultiLevel Life-Long Professional Development System of Professional Personnel [Text]: Monograph / V.V.Latyushin, V.V.Bazelyuk, R.S.Dimukhametov, L.I.Dudina. -Chelyabinsk: “REKPOL” Publishing House, 2009. - 189 p.
2. Gordon, E. The Tutoring Revolution: Applying Research for Best Practices, Policy Implications, and Student Achievement [Text] / Edward E. Gordon,
Ronald R. Morgan, Charles J. O’Malley, Judith Ponticell - Izhevsk: ERGO, 2010. -332 p.
3. Kovalyova, T.M. Profession of a Tutor [Text] / T. Kovalyova, E. Kobisha, S. Popova, A.Terov, M. Cheredilina. - Moscow-Tver: «SFK-Office». - 246 p.
4. Project of the Russian Federation State Programme “Development of Education” for 2013-2020 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.edu.ru/index.php?page id=5&topic id=22&sid=25968 (11.03.13).