Научная статья на тему 'Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании'

Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1040
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРАНТ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / TUTOR / TUTEE / TUTOR SUPPORT / MODEL OF TUTORING SUPPORT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедгафова Людмила Мартиновна

В статье обобщается практический опыт тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании. Представлена модель тьюторского сопровождения, которая может быть использована при внедрении процесса тьюторского сопровождения в отечественные высшие учебные заведения, определены и описаны основные компоненты данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of implementing the model tutoring support in the national higher education

The article summarizes the practical experience of tutoring support in the national higher education. The model of tutoring support is introduced, which can be used in the implementation process of tutor support to Russian institutions of higher education, also the main components of the model are defined and described.

Текст научной работы на тему «Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании»

УДК 378 ББК 74

Гедгафова Людмила Мартиновна

зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Кабардино-Балкарский институт бизнеса г. Нальчик Gedgafova Lyudmila Martinovna Head of the chair Socio-humanitarian disciplines and Foreign Languages

Kabardino-Balkarian Business Institute Nalchik ludged@mail.ru

Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании

The practice of implementing the model tutoring support in the national

higher education

В статье обобщается практический опыт тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании. Представлена модель тьюторского сопровождения, которая может быть использована при внедрении процесса тьютор-ского сопровождения в отечественные высшие учебные заведения, определены и описаны основные компоненты данной модели.

The article summarizes the practical experience of tutoring support in the national higher education. The model of tutoring support is introduced, which can be used in the implementation process of tutor support to Russian institutions of higher education, also the main components of the model are defined and described.

Ключевые слова: тьютор, тьюторант, тьюторское сопровождение, модель тьюторского сопровождения, индивидуальная образовательная траектория.

Key words: tutor, tutee, tutor support, model of tutoring support, individual educational trajectory.

Проблема внедрения тьюторского сопровождения в отечественные вузы

приобретает все большую актуальность, так как в высшей школе происходит формирования нового взгляда на процесс обучения студентов. Данный процесс зависит не только от того какие знания осваиваются студентами, но также от того какие здесь участвуют позиции и как происходит обучение. В рамках модернизации высшего образования разрабатываются различные проекты, которые призваны помочь вузам в переходе к новой, более совершенной модели. Практика реализации тьюторского сопровождения в отечественной системе высшего образования должна осуществляться через модель тьюторского сопровождения. Как нам кажется, представленный виде системы из пяти элементов

педагогический процесс (Н.В. Кузьмина), мог бы послужить такой моделью, ведь все элементы данного процесса соответствуют тем компонентам, которые должны содержаться в модели тьюторского сопровождения: 1) цель обучения (для чего учить); 2) содержание учебной информации (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); 4) преподаватель; 5) учащийся. Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.). На основе данной системы мы предлагаем свою модель тьюторского сопровождения, согласно которой отечественные тьюторы могли бы осуществлять свою деятельность в высших учебных заведениях (рис. 1).

ТЬЮТОР

инструменты взаимодействия (методы, приемы, средства педагогической коммуникации )

необходимые

для

взаимодействия

результат

взаимодействия

цели и задачи обучения

содержание

СТУДЕНТ

Рис. 1 Модель тьюторского сопровождения в России Основная цель тьюторского сопровождения - личное сопровождение студента в образовательном пространстве, в результате чего происходит построение индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальная образовательная траектория в рамках двухуровневой системы образования позволяет студентам реализовать личностный потенциал в образовании в результате осуществления соответствующих видов деятельности, где они могут реализовать такие права как: право на выбор, право на личное понимание фундаментальных понятий, право на составление индивидуальных образовательных программ, право выбора темпа обучения, право на индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по определенным предметам и т.д.

Формирование индивидуальной образовательной траектории проходит следующие этапы: аналитический (анализ индивидуально-личностных особенностей студента), конструкторский (формирование образовательного содержания для обозначения предмета дальнейшего познания), контролирующий (систематический контроль и анализ достигнутых результатов).

Заметив некую активность или познавательный интерес у студента, тьютор переводит это в ресурс для образования. Развитие данного интереса для осуществления дальнейшего исследования и поиска новых знаний осуществляется путем создания образовательного пространства с помощью увеличения субъектной активности, в рамках чего можно говорить о, своего рода, индивидуализации процесса образования некоторых студентов. Индивидуализация своего образовательного пространства является риском для студента, и именно опыт тьютора поможет оптимизировать образовательный процесс с целью снижения нагрузок, поможет оценить вероятность риска и средства его минимизации.

Здесь можно говорить о таких задачах тьюторского сопровождения как методическая подготовка и проведение занятий - практикумов (тьюториалов); актуализация исследовательской позиции студента; помощь студенту в реализации выбранной позиции, консультации и другие формы поддержки обучающихся; индивидуальная помощь обучающимся в решении академических или личных проблем, связанных с обучением.

На сегодняшний день, говоря о позиции тьюторанта, стоит отметить, что он является активным участником образовательного процесса, и при этом обладает определенными качествами, которые необходимо учитывать в процессе сопровождения. Образование становится непрерывным и вовлекает большие массы людей разного возраста, социального статуса, профессиональной подготовки одновременно с этим диверсифицированной предстает позиция обучающегося в образовательных средах. Тьюторанты обладают индивидуальными личностными особенностями - особенностями определенных задатков, способностей, познавательного стиля, самооценки, работоспособности, а также особенностями выполнения деятельности. Каждый обучающийся обладает своим собственным стилем деятельности, а также отношением к ней и обучаемостью.

Содержание тьюторского сопровождения состоит из следующего алгоритма взаимодействия со студентами:

- понимание подопечным неопределенности текущей ситуации, необходимости ее достройки из прошлого и будущего;

- построение временной «растяжки» (мое прошлое — настоящее — будущее);

- планирование этапов достижения образа будущего;

- сохранение независимости от навязывания чужих решений;

- анализ и рефлексия решений и действий студента (вместе с тьюто-

ром);

- выстраивание партнерских взаимоотношений с другими людьми и организациями под решение своих собственных задач;

- процесс договаривания с другими людьми о нормах жизни и дейст-

вия;

- переосмысление и переозначивание результатов своей деятельности и целей [1].

Пространство работы тьютора состоит из нескольких направлений (табл. 1), в рамках которых обучающиеся смогут развивать свой познавательный ин-

терес и научатся выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Таблица 1

Направления тьюторского сопровождения

Направления тьюторского сопровождения Содержание Формы Результат

Социальное Работа с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений Тьюторские консультации Реализации конкретной индивидуальной образовательной программы каждого

Предметное Работа тьютора с «предметным материалом» Тьюторские консультации Войти в освоение определенной культурной традиции

Антропологиче- ское Увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы Тьюторские консультации Принять данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств.

Информационное Предложить различные образовательные возможности в вузе и сориентировать в них Дистанционная и очная формы тьюторского сопровождения Формирование компетентностей по информационнотехнологическому направлению

Сопровождение на этапе выбора образовательных возможностей Формирование логики образовательного движения студента, понятная ему самому Выбор различных модулей (научнопрактические конференции, краткосрочные, долгосрочные курсы, интеллектуальные игры и т.д.) Умение управлять логикой образовательного движения

Сопровождение всего процесса проектирования и построения обучающимися своей образовательной программы Создание проектных групп Образовательные проекты или исследования Построение профессиональных образовательных программ

Для работы в каждом направлении необходимы открытые образовательные технологии, например, такие как: образовательные путешествия, технология проектирования развития субъектности в профессиональном самоопределении, использование сетевых и информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение, диагностика профессиональной успешности, профессиональные пробы, дебаты, чтение и письмо через критическое мышление, портфолио, кейс-обучение.

Вступая с тьюторантом в партнерские отношения, тьютор осуществляет процесс сопровождения, в котором существует общее дело и заинтересованность обеих сторон в продуктивной деятельности, поэтому именно деятельностные технологии (в частности проектная деятельность) являются основным в содержании отечественной тьюторской работы.

Предполагаемый результат тьюторского сопровождения: достижение каждым учащимся своего собственного образа (личностного, профессионального и т.д.); определение своего пути в образовании, осмысление своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее.

В свою очередь, результат успешной деятельности тьютора это приобретение определенных компетенций.

Тьютор должен обладать следующими компетенциями:

• Способность к партнерскому (субъект-субъектному) типу взаимодействия и взаимоотношений.

• Способность к совместному целеполаганию.

• Способность к организации и управлению сложной коммуникацией.

• Способность к проблематизации способов мышления и деятельности и депроблематизации.

• Способность к двуплановости («деятельность — рефлексия») и организации разнофокусной рефлексии [2].

Можно утверждать, что обретение этих компетенций — скорее не результат, а путь развития тьютора.

Анализ показал, что результаты работы тьютора до конца не разработаны. Можно утверждать, что его деятельность больше направлена на осознание, понимание себя и своего образования в самом широком смысле. Поэтому в связи с этим каждый отдельный вид работы как тьютора, так и тьюторанта будет иметь разные траектории движения. Предполагая, какой же может быть результат совместной деятельности тьютора и его подопечного, то его можно сформулировать таким образом: осмысление и видение тьюторантом личного смысла всего происходящего с ним, его собственных целей и задач, путей достижения поставленных целей, а также возможностей.

Библиографический список

1. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования

// Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика (сборник на диске), 2004 / [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://www.thetutor.ru/pro/articles02.html (дата обращения: 15.07.2011).

2. Чернявская А.Г. Составляющие тьюторского мастерства в открытом дистанционном образовании / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.thetutor.ru/open/article09.html (дата обращения: 13.07.2012).

Bibliography

1. Dolgova L.M. Tutoring in the aspect of the impact of education / Tutoring: ideology, projects, educational practice (collection on disk), 2004 / [Electronic Resource] / Access mode: http://www.thetutor.ru/pro/articles02.html (Application date: 15.07.2011).

2. Chernjavskaja A.G. The components of tutoring skills in the open distance education / [Electronic Resource] / Access mode: http://www.thetutor.ru/open/article09.html (Application date: 13.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.