УДК 376.1
ББК Ч424.46 ГСНТИ14.
Ю. Т. Матасов, А. А. Богданова
Санкт-Петербург, Россия
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Описываются возможности тьюторского сопровождения в реализации иклюзивного образования детей с ограниченными возможностями развития, дается характеристика основных направлений и моделей тьюторского сопровождения учащихся с ограниченными возможностями развития.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, школьники с ограниченными возможностями здоровья, тьютор-ское сопровождение, направления и модели тьюторского сопровождения.
Сведения об авторе: Матасов Юрий Тимофеевич, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики
Место работы: РГПУ им.
А. И. Г ерцена.
29.01 Код ВАК 13.00.03; 13.00.01
Yu.T. Matasov,
A. A. Bogdanova Saint-Petersburg, Russia
TUTOR SUPPORT IN THE STRUCTURE OF INCLUSIVE EDUCATION
Abstract. The paper deals with the problem of tutoring as the condition for the implementation of an inclusive education of schoolchildren with disabilities. The role of the tutor support of inclusive education is emphasized in this paper. The main directions and models of the tutor support of schoolchildren with disabilities are described.
Key words: inclusive education, schoolchildren with disabilities, tutor support, directions and models of the tutor support.
About the author: Matasov Yuriy Timofeevich, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Chair of Oligophrenic Pedagogy.
Place of employment: Herzen State Pedagogical University of Russia.
Сведения об авторе: Богданова Александра Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Контактная информация: 197046, ская д. 26.
E-mail: [email protected].
About the author: Bogdanova Alexandra Alexandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Herzen State Pedagogical University of Russia.
г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посад-
Отношение к детям с ограниченными возможностями сегодня заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно
быть доступно для всех детей без исключения, основой вопрос в том, как это сделать так, чтобы ребенок получил не только богатый соци-
альный опыт, но были бы в полной мере реализованы и его образовательные потребности и при этом не снизился общий уровень образования других детей. В этой связи одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с проблемами в развитии становится организация их обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях совместно с другими детьми. Речь идет об интегрированном образовании и, в частности, об инклюзивной его форме.
«В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех ее ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодежи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» [4, с. 262].
Есть существенные различия в понимании модели интегрированного и инклюзивного образования. Интегрированное образование пред-
полагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) и нормально развивающихся, причем дети с проблемами в развитии должны приспособиться к системе обучения в обычной школе. При инклюзивном обучении создаются равные условия для всех детей, т. е. не ребенок с ОВР приспосабливается к школе, а система идет навстречу ребенку с проблемами в развитии. Однако следует понимать, что модель инклюзивного обучения имеет известные ограничения для включения в общеобразовательный процесс определенных категорий школьников с проблемами в развитии. В первую очередь, это касается детей с недоразвитием интеллекта, прежде всего потому, что учащиеся с недоразвитием интеллекта не получают цензового образования, поскольку им недоступно освоение программы массовой школы. В условиях специального коррекционно-образовательного учреждения таким детям предоставляется необходимое медико-психолого-педагогиче-ское сопровождение, создаются охранительные условия организации жизнедеятельности, обеспечивается коррекция нарушений в развитии. Только в условиях коррекционно-образовательного учреждения дети с интеллектуальным недоразвитием получают возможность реализовать свой крайне обедненный потенциал развития. В этой связи с исключительной остротой встает проблема дифференциации в построении образовательных программ в соответствии с потенциа-
лом и особенностями развития, способностями, личностными возможностями детей.
Эффективное использование потенциала индивидуального обучения становится возможным на основе построения индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая открывает возможность решить одну из главных проблем образовательного процесса — проблему несоответствия учебного плана школы индивидуальным образовательным потребностям школьников.
Для успешного решения задач обучения детей с ОВР по индивидуальной образовательной программе инклюзивного обучения необходимо осуществлять комплексное сопровождение учебного процесса.
Важным компонентом комплексного сопровождения инклюзивного обучения детей, призванного оказывать в образовательном процессе постоянную текущую поддержку и помощь детям, выступает тьюторская служба. В рамках этой службы проводится специфическая работа, не схожая ни с работой педагога в традиционном понимании, ни с работой воспитателя, ни с работой психолога, тогда как в деятельности всех этих участников педагогического процесса можно наблюдать признаки тью-торства.
В широком смысле тьютор (англ. tutor) — исторически сложившаяся особая педагогическая структура, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и
студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования [6].
Феномен тьюторства тесно связан с историей университетов средневековой Европы и происходит из классических английских университетов — Оксфорда и Кембриджа.
В России, воспринявшей элементы германской модели университетов, тьюторства как такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения, такие как Царскосельский лицей, примеры наставничества в воспитании царских особ. Широкого распространения тьюторское сопровождение в России не получило. Только в конце ХХ века отечественная педагогика стала проявлять пристальный интерес к тьюторско-му сопровождению образовательного процесса.
Сегодня тьюторская система работы расценивается как важное условие поддержки процесса построения и реализации индивидуальной образовательной программы учащихся. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования») [5].
Тьюторское сопровождение оказывает содействие получению качественного образования учащимся с ограниченными возможностями развития, обучающимся по
индивидуальной образовательной программе. Эта программа строится в соответствии с образовательными возможностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательной среды (материально-технической базы, обеспеченности квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методической обеспеченностью образовательного процесса).
Исходя из этого, можно выделить несколько направлений в организации тьюторского сопровождения.
Диагностико-оценочное на-
правление — первый этап тьютор-ской поддержки. Для выбора адекватной тьюторской стратегии при проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы учащегося с ОВР, тьютору необходимо определить особенности нарушений в развитии и особенности личности учащегося, собрать необходимые сведения о семье ребенка и условиях семейного воспитания, выявить уровень мотивации, образовательные запросы и потребности школьника. Важно также изучить характеристики образовательной среды, в которую будет включен ребенок с ограниченными возможностями развития, отношение учащихся класса к учащимся с ОВР и совместному обучению с ними.
Кроме того, тьютором отслеживается динамика приобретенных
учащимися знаний и навыков, затруднения и ограничения, сопутствующие обучению, с тем, чтобы иметь возможность вносить коррективы в индивидуальную образовательную программу, оказывать своевременную коррекционную помощь учащимся.
Проектировочное направление основывается на данных диагно-стико-оценочного этапа и предусматривает разработку средств и процедур тьюторского сопровождения учащихся, соответствующих их индивидуальным особенностям. Здесь определяются виды и объем необходимой коррекционной помощи, периодичности ее оказания. Тьютором изыскиваются доступные образовательные ресурсы и возможности их дополнительного привлечения для осуществления обучения школьников с ОВР по индивидуальной образовательной программе.
Психологические особенности и специфика условий и задач образования, таких как наличие ярко выраженных различий в сложности, объеме и темпе усвоения знаний, целей профессионального развития, использование специальных технологий в процессе обучения — все это обусловливает высокую ценность консультативного направления деятельности тьютора.
Тьютор способствует самоопределению учащихся с ОВР, помогает сформировать их индивидуальный маршрут в рамках программы, который будет наиболее полно соответствовать особенностям их развития, потребностям,
способностям, предпочитаемым стилям обучения, ресурсам и ограничениям. Тьютор консультирует учащегося в течение всего процесса обучения как по содержанию, так и по способам обучения, помогая решать проблемы как профессиональной, так и учебной деятельности. Выполняя наставническую
функцию, тьютор выступает в роли образца, демонстрируя успешные поведенческие модели.
Тьютор осуществляет также консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с учащимся с ОВР, исходя из специфических ограничений в здоровье и развитии школьников. Помощь семье заключается в консультировании по вопросам выбора стратегии обучения и воспитания, устранения учебных трудностей, использования приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями развития.
Важное место в работе тьютора занимает информационно-просветительское направление. Это участие тьютора в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях с целью ознакомления педагогов с индивидуально-типологическими, возрастными и специфическими особенностями учащихся с ОВР.
Тьютор вносит корректировку в ИОП, отслеживая реальную динамику психологических новообразований каждого ребенка.
Одним из важнейших направлений деятельности тьютора является непосредственное сопровождение реализации индивидуальной образовательной программы учащегося с ОВР. В содержание этого направления входит координация различных программ обучения учащегося с ОВР (коррекционные занятия, профориентационная работа, элективные курсы, анализ хода реализации ИОП учащихся с ОВР).
Отдельным направлением деятельности тьютора является реализация коррекционно-развивающих задач помощи школьнику с ОВР, предполагающая выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями развития коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями, организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения учащихся с ОВР. Коррекционная работа предполагает также развитие эмоционально-волевой и личностной сфер детей и психокоррекцию их поведения; социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В задачи тьютора входит и организация рефлексивной деятельности на каждом из этапов обучения с тем, чтобы помочь учащимся осознать как собственные затруднения, так и позитивный опыт и результаты. При этом рефлексия может фо-
кусироваться на поведении, мышлении, чувствах и эмоциях, процессе взаимодействия с одноклассниками и т. д. Оценивается также эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы детей с ограниченными возможностями развития.
Ориентация на изменяющиеся потребности учащихся с ОВР и запросы педагогов и родителей учащихся требует от тьютора постоянных изменений. Чтобы соответствовать этим требованиям тьютор должен находиться в процессе непрерывного саморазвития и оптимизации качества своей деятельности. Для этого ему необходимо стать «рефлексирующим практиком», который осуществляет рефлексию процесса и содержания собственной деятельности, выявляет затруднения в ней, а затем ищет возможности устранения дефицита знаний и навыков, совершенствования собственной деятельности. Обратная связь от учащихся, их родителей и педагогов по результатам реализации индивидуальной образовательной программы также является стимулом для развития.
Тьютор, осуществляющий сопровождение учащегося с ОВР, должен знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса данной категории учащихся.
Кроме того, тьютор должен владеть педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; знать принципы реализации компетент-ностного подхода, эффективно пользоваться приемами установления контакта с учащимися, их родителями, коллегами по работе, методами и формами осуществления мониторинга уровня обученности. Успех в работе тьютора обеспечивается также умением разрабатывать учебно-программную документацию, знанием основ делопроизводства в образовательном учреждении, владением навыками работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. д.
В ходе реализации обучения детей с ОВР по индивидуальной образовательной программе могут использоваться две модели тью-торского сопровождения.
Прежде всего, тьюторское сопровождение детей с ОВР может осуществляться на базе одного общеобразовательного учреждения (модель внутришкольного сопровождения). Условием реализации данной модели является наличие в образовательном учреждении ставки тьютора, достаточного кадрового и ресурсного обеспечения (наличие необходимых специалистов, материально-технической базы и т. п.), а также наличие достаточного ко-
личества учащихся с ОВР (до 5 человек). Все функциональные обязанности исполняются тьютором в отношении каждого учащегося индивидуально.
Вторая модель — «сетевого», межшкольного сопровождения предполагает целенаправленное и организованное привлечение и использование образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций для реализации ИОП детей с ограниченными возможностями развития.
При этом происходит объединение общеобразовательных учреждений вокруг одной школы, в которой обучается наибольшее число учащихся с ОВР и которая обладает достаточным материальным и кадровым потенциалом, и может стать «центром тьюторского сопровождения» для других школ.
При этом «сетевой» тьютор выполняет следующие функции:
- организует индивидуальные и групповые (для территориально близко обучающихся детей с ОВР) консультации для учащихся и их родителей при выборе и продвижении ученика по индивидуальной образовательной программе;
- осуществляет мониторинг продвижения учащихся в освоении ИОП в личностном и психофизическом развитии;
- изучает потребности учащихся и их родителей в дополнительном образовании, соотнося спрос и реальные предложения;
- организует индивидуальные и групповые консультации для учеников и родителей по вопросам устра-
нения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей;
- подводит предварительные итоги успеваемости и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей.
Следует отметить, что наиболее эффективным для реализации целей обучения учащихся с ОВР по индивидуальным образовательным программам является внутришко-льное тьюторское сопровождение. Это объясняется тем, что тьютор, работающий с учащимися, имеющими ограничения в развитии, на базе одного образовательного учреждения более информирован об особенностях учащегося, включен в учебную ситуацию, располагает большим временем и большими возможностями для взаимодействия с учащимся и осуществления его коррекционного, психолого-пе-дагогичского, социального сопровождения.
Тьютор, осуществляющий «сетевое» сопровождение, в большей степени может осуществлять организационные, координаторские функции общего руководства процессом коррекционной работы и пси-холого-педагогической поддержки учащегося с ОВР.
Основным механизмом осуществления тьюторского сопровождения является совместная аналитическая деятельность учащихся с ОВР и тьютора в ходе индивидуальной консультации — тьютор-ской встречи. Предметом такого анализа выступают особенности и слабые стороны психофизического развития, познавательные и про-
фессиональные интересы учащегося, проблемы в учебной деятельности, конфликтные ситуации с педагогами и одноклассниками и др.
Совместная работа тьютора с учащимся, педагогами и родителями подчинена решению основной задачи — реализации индивидуального образовательного плана учащегося. В этой связи тьютором разрабатывается конкретная программа тьюторского сопровождения учащегося с ограниченными возможностями развития.
Программа тьюторского сопровождения должна содержать:
• содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей учащегося с ОВР, его успешную интеграцию в образовательном учреждении;
• программу комплексного пси-холого-медико-педагогического сопровождения учащихся в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педаго-гическое обследование ученика с целью выявления его особых образовательных потребностей, мониторинг динамики психического развития и успешности освоения образовательной программы;
• мероприятия по охране жизни и здоровья учащихся в рамках образовательного процесса;
• планируемые результаты тью-торского сопровождения учащихся.
Успех тьюторского сопровождения учащихся с ограниченными возможностями развития, обучающихся по индивидуальной образо-
вательной программе, оценивается по признакам положительной динамики когнитивного, личностного, эмоционального развития детей с ОВР, нормализации отношений с одноклассниками, педагогами. Учет показателей успеваемости учащихся позволяет осуществить оптимальный выбор для них дальнейшего образовательного маршрута, в том числе профессиональное обучение.
Наконец, важным показателем эффективности обучения детей с ОВР по индивидуальной образовательной программе с тьюторским сопровождением является эффективное социальное взаимодействие нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями развития, выражающееся в совместном их участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
Литература
1. Богданова, А. А. Условия организации инклюзивного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Богданова, Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Нефедова // Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве : материалы 18-й Меж-дунар. конф. «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». — СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2011.
2. Гордон, Э. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе / Э. Г ор-дон. — Ижевск. : Ergo, 2008.
3. Долгова, Л. М. Тьюторство в аспекте результативности образования / Л. М. Долгова // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: : http://www.thetutor.ru/pro/
articles02.html
4. Назарова, Н. М. Понятие интеграция в специальной педагогике / Н. М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург : СВ-96, 1998. — Вып. 3.
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоц-развития России) от 26 августа 2010 г. № 761 н, г. Москва. «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/10/20/ teacher-dok.html.
6. Тьютор // Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ru. wikipedia.org / wiki/.