Научная статья на тему 'Проблемы тьюторского сопровождения в современном образовании'

Проблемы тьюторского сопровождения в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7035
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПЕДАГОГ / УЧАЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Велиева Саида Гюлметовна, Гасанова Марьям Давудовна, Аминтаева Саэдят Абдурахмановна

Цель. Изучение проблем тьюторского сопровождения в современном образовании. Методы. Анализ научной литературы, беседа. Результаты. Изучив литературу, проанализировав сформулированные разными авторами понятия тьюторского сопровождения, мы предлагаем свою формулировку понятия, которое является лейб-мотивом всего нашего исследования. Тьюторсво предполагает длительную совместную деятельность в активном режиме тьютора и учащихся. Выводы. Тьютор должен быть человеком творческим, компетентным в своей специальности, имеющим высокий уровень общей культуры, обладающим педагогическим тактом, способностью к эмпатии, артистизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Велиева Саида Гюлметовна, Гасанова Марьям Давудовна, Аминтаева Саэдят Абдурахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы тьюторского сопровождения в современном образовании»

2. Pankratova O. P. The use of multimedia technologies in the educational process on discipline "Computer Science". Informatsionnye tekhnologii v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii Stavropol'skogo kraya. Materialy 55-y nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley i stu-dentov «Universitetskaya nauka - regionu» [Information technologies in social and economic development of the Stavropol Territory: Proceedings

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Азизова Лилия Насруллаховна, канди-тат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники (ИиВТ), факультет физики, математики и информатики (ФФМиИ), ДГПУ, Махачкала, Россия; email: f1012@rambler.ru

Эсетов Ферхад Эзединович, кандитат педагогических наук, доцент кафедры ИиВТ, ФФМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: f1012@rambler.ru

Юсупов Юсуф Магомедгадиевич, старший преподаватель кафедры ИиВТ, ФФМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: f1012@rambler.ru

Принята в печать 12.07.2016 г.

of the 55th scientific conference of teachers and students, "University Science - to Region"] Stavropol: SSU, 2010. Pp. 62-65.

3. Robert I. V., Panyukova S. V., Kuznetsov A. A., Kravtsova A. Yu. Informatsionnye i kommu-nikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie [Information and communication technologies in education: textbook]. Moscow: Drofa Publ., 2008. 312 p.

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Liliya N. Azizova, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Computer Science and Engineering (CSE), the faculty of physics, mathematics and informatics (FFMI), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: f1012@rambler.ru

Ferkhad E. Esetov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of CSE, FFMI, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: f1012@rambler.ru Usuf M. Yusupov, senior lecturer, the chair of CSE, FFMI, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: f1012@rambler.ru

Received 12.07.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37 / UDC 37

Проблемы тьюторского сопровождения в современном образовании

©2°i6 Велиева С. Г., Гасанова М. Д., Аминтаева С. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: karina-magomedova@lenta.ru; gasanovadiana@yandex.ru; management@dgpu.net

РЕЗЮМЕ. Цель. Изучение проблем тьюторского сопровождения в современном образовании. Методы. Анализ научной литературы, беседа. Результаты. Изучив литературу, проанализировав сформулированные разными авторами понятия тьюторского сопровождения, мы предлагаем свою формулировку понятия, которое является лейб-мотивом всего нашего исследования. Тьюторсво предполагает длительную совместную деятельность в активном режиме тьютора и учащихся. Выводы. Тьютор должен быть человеком творческим, компетентным в своей специальности, имеющим высокий уровень общей культуры, обладающим педагогическим тактом, способностью к эмпатии, артистизмом.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождения, педагог, учащийся.

Формат цитирования: Велиева С. Г. Проблемы тьюторского сопровождения в современном образовании // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 19-23.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

The Problems of Tutor Support in Modern Education

©2°i6 Saida G. Velieva, Marina D. Gasanova, Saida A. Amintaeva

Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia, e-mail: karina-magomedova@lenta.ru; gasanovadiana@yandex.ru; management@dgpu.net

ABSTRACT. Aim. The study of the problems of tutor support in modern education. Methods. Analysis of scientific literature, conversation. Results. After reviewing the literature, analyzing the different defenitions of the the concept of tutor support, we offer our own definition of the concept, which is the life motive of our study. Tutoring means the long joint activities between tutor and pupils. Conclusions. Tutor must be a creative person, competent specialist, with a high level of general culture; he must have a pedagogical tact, empathy, artistry.

Keywords: tutor, tutor support, teacher, pupil.

For citation: Velieva S. G., Gasanova M. D., Amintaeva S. A. The Problems of Tutor Support in Modern Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 19-23. (In Russian)

Актуальность исследуемой проблемы

Анализ сегодняшнего образования показывает, что наибольшей востребованностью становится педагогическая деятельность, которая должна основываться на идеях гуманизации образования, т. е. педагог должен в большей мере помогать учащимся, основываясь на его потребностях.

В связи с этим целью нашей статьи является изучение проблем тьюторского сопровождения в современном образовании.

Материал и методика исследования Тьюторство - первоначально возникло как сопровождение работы студентов, в процессе преподавания в университетах Европы XII - XIV веков.

В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» понятие определяется как: «тьютор (в переводе с англ. - преподаватель-консультант) лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль - быть знающим партнером своих слушателей» [1. С. 74].

Сегодня в России это понятие означает систему индивидуального сопровождения учащихся, выявление возможностей обучающих и движение их в нужном направлении в соответствии со спецификой развития учащихся.

В настоящее время с внедрением дистанционного обучения тьюторство становится важным элементом школьного и домашнего обучения. Все большее количество учащихся, педагогических работников и родителей пользуются услугами тьютора. В их число входят, как правило, учащиеся, занимающиеся самообразованием и моло-

дежь с ограниченными возможностями. Часто в роли тьютора выступают не только опытные учителя, а ученики старших классов, то есть «учу, учась», что позитивно влияет на процесс обучения их самих, укрепляет дисциплину, ответственность и, несомненно, демонстрирует преимущества тьюторских технологий. Для успешности деятельности тьютора ученик должен быть сам заинтересован в получении знаний, быть активным, так как только в этом случае можно рассчитывать на успех: школа дает учащимся шанс на успех, но не гарантирует его.

Анализируя работы многих авторов, таких как (Турчанинова Ю., Слободчиков В. И., Громыко Ю. К., Щедровицкий П. Г., Ковалева Т. М. и др.) [5] о назначении и содержании деятельности тьютора, мы обнаружили как общее, так и разное, в понимании данного феномена, что объясняется историческими, педагогическими и организационными различиями, которые повлияли на особенности педагогической деятельности тьютора.

Например, с позиции Ю. Л. Деражне, «тьютор в системе открытого образования является важнейшим системообразующим компонентом, выполняя функции преподавателя, консультанта, методиста и наставника» [2. С. 5].

С другой позиции тьютора характеризуют как наставника, из числа коллектива обучающихся, (например старшекурсников) осуществляющих постоянную помощь одному или нескольким преподавателям, в решении вопросов организации обучения.

С точки зрения следующей позиции С. А. Щенникова, термин «тьютор» обозначен как «преподаватель-консультант - специалист в области организации образования и самообразования» [7. С. 488].

Тьютор отвечает за целостность образовательного модуля, за проведение всех видов групповой и индивидуальной деятельности обучающихся. Его основными задачами можно считать: методическую подготовку, проведение групповых занятий -(тьюториалов); помощь в выполнении контрольных работ, их оценивание; консультирование и разнообразные методы педагогической и психологической помощи учащимся; индивидуальную поддержку учащихся при возникновении проблем личного характера или связанных с обучением, а также профконсультирование в выборе будущей специальности.

Таким образом, основная деятельность тьютора направлена на решение дидактических, организационных, маркетинговых, консультационных задач.

Но в педагогической науке встречается иной подход к определению задач тьютора. Так, в работе А. П. Зинченко определяются следующие задачи тьютора: менеджер, маркетолог и т. д. Однако эти задачи не являются непосредственно целью его педагогической деятельности, но их реализация необходимое условие для ее успешного функционирования [5. С. 60].

Современная система образования проходит этап реформирования, претерпевает изменения, в этой связи основная функция учителя не только давать знания, достигая позитивного результата. Сегодня учитель должен выполнять функции путеводителя по образовательным путям и быть гарантом выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося. Таким образом, можно сказать что - это является исторически сложившейся позицией, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Конечной целью должна стать личность, способная конструировать самого себя, опреде-

лять и изменить свою жизненную стратегию. Достижению этой цели способствует тьютор, творчески настроенный на постоянное обновление и развитие личности ученика. Для того чтобы его усилия стали действенными, недостаточно только эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии, а необходимо чтобы ученик принял его как яркую неповторимую личность.

Сегодня образовательный процесс постоянно обращается к ценностям, а также потребностям и интересам личности, вследствие чего деятельность учителя предполагает плавный переход от руководства учеником к тьюторству.

При этом важной характеристикой такого образования является не столько передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, умению обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь. Различаются несколько видов тьюторства:

- по направленности предоставляемого сопровождения;

- способу взаимодействия участников образовательного процесса и роду их деятельности (онлайн-тьюторство, стратегическое, тактическое, студенческое тьютор-ство, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, домашнее, частное тьюторство).

Дополнительным пространством для тьюторского сопровождения можно считать: организацию индивидуальных проектов учащихся, сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, включенность в дополнительное образование.

В современных условиях наиболее перспективным в системе образования является онлайн-тьюторство, которое основывается на компьютерных и Интернет-технологиях и является одним из направлений развития науки и общества. Благодаря электронному обучению участником образовательного процесса становятся и родители учащихся. Теперь, если дома есть компьютер с подключением к Интернету, родители благодаря электронному журналу могут быть в курсе всех школьных и учебных достижений своего ребенка.

Тьюторство особенно важно для инклюзивного образования, т. е. для детей-инвалидов. Такие дети не могут получать полноценное образование как здоровые дети, и они должны находиться на домаш-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

нем обучении. В современной системе образования речь идет не столько о педагогах, которые официально работают в должности «тьютора», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетенциями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения. На сегодняшний день главным является подготовка педагогов к роли тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов и программ учащихся.

Тьюторское сопровождение мы понимаем, как технологию, в рамках которой тьютор организует процесс индивидуальной работы учащихся по выявлению и развитию их познавательных интересов, раскрывая их возможные диапазоны развития для реализации поставленных целей. «Тьюторское сопровождение учащихся -это гуманно-направленное педагогическое сопровождение для создания благоприятных условий и понимания учащимися ро-

1. Беков Х. А., Широбоков С. В., Кирьянов И. И. и др. Терминология в системе дополнительного профессионального образования. Словарь. М., 2001. 107 с.

2. Деражне Ю. Л. Тьютор в открытом обучении. Учебно-методическое пособие. М. : Изд-во Департамента федеральной государственной службы занятости населения. 1998. 58 с.

3. Змеев С. И. Основы андрогогики: учебник-пособие для вузов. М. : Наука, 1999. 152 с.

1. Bekov Kh. A., Shirobokov S. V., Kiryanov I. I. etc. Terminologiya v sisteme dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya [Terminology in the system of additional professional education. Dictionary]. Moscow, 2001. 107 p. (In Russian)

2. Derazhne Yu. L. T'yutor v otkrytom obuchenii [Tutor in the open teaching. Tutorial]. Moscow, Department of Federal State Employment Service Publ., 1998. 58 p. (In Russian)

3. Zmeev S. I. Osnovy androgogiki: uchebnik-posobie dlya vuzov [The basics of andragogika: textbook for universities]. Moscow, Science Publ., 1999. 152 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Велиева Саида Гюлметова, соискатель 3-го года обучения кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: karina-magomedova@lenta.ru

Гасанова Марьям Давудовна, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. декана,

ли самообразования, в достижении поставленной цели путем определенных образовательных действий.

Результаты исследования и их обсуждения

Обобщая собранный полевой материал по наблюдениям в школе и изучив позиции тьютора и учителя, мы пришли к выводу о необходимости взаимодействия тьютора с педагогическими работниками и родителями для совместной работы по коррекции и реализации индивидуального учебного плана учащегося в зависимости от: развития познавательной сферы обучающегося, генерирования его творческого потенциала, а также организации индивидуальных и групповых консультаций, используя различные технологии коммуникации, установлении связи познавательных интересов учащихся с другими интересами и предметами обучения.

4. Зинченко А. П. Тьютор: менеджер - маркетолог - продавец: расширенный взгляд // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. 2002. № 4. С. 127-134.

5. Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие / под науч. ред. С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. 104 с.

6. Щенников С. А Открытое дистанционное образование. М. : Наука, 2002. 527 с.

4. Zinchenko A. P. Tutor: manager - marketer - seller: advanced view. Sistema obespecheniya kachestva v distantsionnom obrazovanii [Quality Assurance in Distance Education]. 2002. No. 4. Pp. 127-134. (In Russian)

5. Osnovy deyatel'nosti t'yutora [The foundations of the tutor's activities]. Tutorial / edited by S. A. Shennikova, A. G. Teslinova, A. G. Chernyavskaya. Zhukovskii, MIM LINK Publ., 2002. 104 p. (In Russian)

6. Schennikov S. A. Otkrytoe distantsionnoe obrazovanie [The open and distance education]. Moscow, Science Publ., 2002. 527 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Saida G. Velieva, 3th year applicant, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia, e-mail: karina-magomedova@lenta.ru

Mariyam D. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, acting dean, faculty of Management, DSPU, Makhachkala, Russia, e-

Литература

References

факультет управления, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

Аминтаева Саэдят Абдурахмановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образованием, факультет управления, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: management@dgpu.net

Принята в печать 12.07.2016 г.

mail: gasanovadiana@yandex.ru

Saedyat A. Amintaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Education Management (EM), faculty of Management, DSPU, Makhachkala, Russia, e-mail: manage-ment@dgpu.net

Received 12.07.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147 / UDC 378.147

Развитие познавательной активности посредством рефлексивной технологии

©2016 Гасанова Д. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Описание целостной образовательной концепции, в которой рефлексия рассматривается как некий универсальный механизм, действующий на протяжении всего процесса развития личности, как средство и метод развития познавательной активности, начиная с раннего детства. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, апробация образовательной концепции, анализ по единицам, обобщение опыта. Результаты. Описано своеобразие познавательной активности, определены задачи развития и роль рефлексии в этом процессе. Выводы. Обращение к периодизации психического развития позволило исследователю гипотетически определить сензитивные периоды в развитии познавательной активности в тесной связи с рефлексией.

Ключевые слова: познавательная активность, рефлексия, рефлексивная технология, субъект, субъективность, рефлексивность мышления.

Формат цитирования: Гасанова Д. И. Развитие познавательной активности посредством рефлексивной технологии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 23-28.

Development of Cognitive Activity by Means of Reflexive Technology

©2016 Diana I. Gasanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gasanovadiana@yandex.ru

ABSTRACT. Aim. The author of the article offers the complete educational concept in which the reflection is considered as the certain universal mechanism operating throughout all development of the personality as means and a method of development of informative activity, since the early childhood. Methods. The analysis of psychological and pedagogical literature, testing of educational concepts, analysis at units, generalization of experience. Results. The author of the article describes the originality of the cognitive activity, defines the tasks and the role of reflaction in this process. Conclusions. The researcher determines the senzitiv periods in development of the cognitive activity hypothetically, because he turn to a periodiza-tion of mental development in close connection with reflaction.

Keywords: cognitive activity, reflection, reflexive technology, subject, subjectivity, reflexivity of thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.