ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)
УДК 378
Bagdueva K.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Gadzhieva D.P., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gasanova S.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aslanbekova A.H., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF TUTOR'S ACTIVITIES IN INCLUSIVE SPACE IN THE CONTEXT OF THE NEW PROFESSIONAL STANDARD. The article deals with features of Russian Institute of tutors. The authors identify key features of tutoring and inclusion, disclose meaningful aspects of the professional standard of specialists in the field of training and indicate at the features of its fulfillment in schools. According to the authors of the accepted professional standards a specialist in the field of education standardizes requirements for the qualification of tutors, which should positively affect the development of inclusive education. The authors conclude that in practical conditions of tutors it would be very difficult to meet all necessary requirements. Teachers need to pay attention at enhancing their training and self-education. To complete the training of tutors teachers need to generate all the necessary competences of psychology students at the learning stage. Not only employers but educational institutions too are to be guided by the professional standard.
Key words: children with disabilities, inclusive education, professional standard of tutors, tutor, support from tutors.
К.Г. Багдуева, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Д.П. Гаджиева, канд. психол. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
С.С. Гасанова, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
А.Х. Асланбекова, ст. преп. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский
государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
В статье рассматриваются особенности российского института тьюторства. Авторы выделяют основные особенности тьюторства и инклюзии, раскрывают содержательные моменты профессионального стандарта специалиста в области воспитания, а также указывают на особенности его введения в организации. По мнению авторов, принятый профессиональный стандарт специалиста в области воспитания унифицирует требования, предъявляемые к квалификации тьюторов, что должно положительно сказаться на развитии инклюзивного образования. Авторы делают выводы о том, что в практических условиях тьюторам будет весьма сложно соответствовать всем необходимым требованиям, ввиду чего нужно уделять внимание повышению уровня своей подготовки и заниматься самоообразованием. Для полноценной подготовки тьюторов необходимо формирование всех нужных компетенций на стадии обучения педагогов-психологов, поэтому руководствоваться профстан-дартом должны не только работодатели, но также и учебные заведения.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзивное образование, профессиональный стандарт тьютора, тьютор, тьюторское сопровождение.
Развитие инклюзивного образовательного пространства в России предполагает создание определённых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» законодательно закреплено в п. 16 ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором под обучающимися с ОВЗ понимаются физические лица, имеющее недостатки в физическом и (или) психологиче-
ском развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1]. Таким образом, для того, чтобы ребёнок приобрёл статус обучающегося с ОВЗ, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), в заключении которой указываются условия, которые нужно создать ребёнку. Однако для того, чтобы в образовательном процессе производился учёт особенностей обучающихся с ОВЗ,
необходим ряд условий, существенными из которых являются реализация адаптивных образовательных программ и оказание помощи в построении траектории индивидуального развития.
Одной из ключевых фигур в инклюзивном образовательном процессе является тьютор - специалист по воспитательной работе учащихся с ОВЗ. Именно тьютор служит связующим звеном между педагогом и ребёнком, позволяя обучающемуся успешно проходить образовательную программу. При этом деятельность тьютора носит психолого-педагогическую, консультативную направленность. Для того, чтобы более полно осознать специфику деятельностью тьютора, нужно сказать несколько слов об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование есть процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к нуждам всех детей, что должно обеспечить доступ к образованию для детей с особыми потребностями [2; 3; 4; 5 и др.]. Важной чертой инклюзивного образования, передающего его сущность, является то, что не ребёнок подстраивается под учебную организацию, а сам образовательный процесс построен с учетом потребностей детей с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ могут вовлекаться в учебный процесс либо в рамках общих образовательных классов, либо для них создаются специальные коррекционные классы в обычных образовательных организациях. Однако далеко не все дети с ОВЗ могут быть включены в инклюзивный образовательный процесс - в заключении ПМПК должна быть отражена их возможность осваивать образовательные программы наравне со всеми остальными детьми. В том случае, если состояние здоровья ребёнка этому препятствует, тогда необходимые для него условия могут быть созданы лишь в специальной коррекционной школе. В России существуют коррекционные школы 8-ми типов, тогда как, в частности, в Германии типов таких школ 11, а наибольшая дифференциация наблюдается в США, в которых имеется 13 коррекционных направлений подготовки [6].
В индивидуальном сопровождении обучающихся с ОВЗ существует должность тьютора (история профессии «тьютор» началась еще в средневековых европейских университетах). При этом различают внутришкольное тьюторское сопровождение и межшкольное, отдавая предпочтение именно внутришкольной форме, при которой тьютор является штатным работником образовательной организации [7, с. 70]. Однако при этом не следует забывать, что цель инклюзии заключается не в реализации самой формы инклюзии, а в успешном освоении обучающегося с ОВЗ образовательной программы [8, с. 12].
Институт тьюторства в России активно развивается, и на практике имеется большое число различных проблем. Основные сложности заключаются в осуществлении профессиональной подготовки тьюторов и замещению тьюторских должностей компетентными лицами. К сожалению, часто встречаются ситуации, когда лицо, занимающееся тьюторским сопровождением, банально не разбирается в основных особенностях состояния здоровья сопровождаемого ученика, не осознает его необходимых потребностей и общей специфики жизнедеятельности. В профессиональном сообществе уже долгое время поднимался вопрос о необходимости обязательной стандартизации профессии «тьютор», что, собственно, и произошло в 2017 году. Приказом Минтруда России от 10.01.2017 был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [9]. В п. 3.6 данного стандарта содержится описание трудовой функции «Тьюторское сопровождение обучающихся». Напомним, что в 2016 году в трудовом законодательстве произошло введение института обязательных профессиональных стандартов, к которым причисляется рассматриваемый нами профстандарт. Это означает, что все тьюторы должны соответствовать содержащимся в стандарте требованиям. Несмотря на то, что приказ о введении профстандарта уже вынесен, государственным организациям на основании Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 предоставлена отсрочка введения профстандарта до 1 января 2020 года. До указанной даты организации должны разработать и реализовать план введения стандартов, ориентированный в первую очередь на повышение до необходимого уровня
Библиографический список
квалификации своих работников, в случае невозможности чего нужно искать подходящие кадры. В том случае, если образовательные организации не учтут требования всех обязательных профстандартов, то после 1 января 2020 года возможно их привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [10].
Профстандарт выдвигает требования к уровню образования тьюторов. Здесь возможны следующие варианты: наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или наличие непрофильного высшего или среднего профессионального образования вместе с дополнительным профессиональным образованием по направлению профессиональной деятельности. В профстандарте прямо сказано, что дополнительное образование может быть получено после трудоустройства.
Таким образом, тьюторами могут быть как лица, обладающие профильным образованием, так и те, кто прошел дополнительное образование. В данной ситуации образовательные организации могут либо найти лиц с подходящим образованием, либо направить на получение дополнительного образования уже имеющихся работников. Помимо этого тюторы не должны иметь ограничений для занятия педагогической деятельностью, а также проходить медицинские осмотры в соответствии с законодательством.
Однако, одного лишь обладания необходимым уровнем образования недостаточно для занятия должности «тьютор» (согласно профстандарту именно так и должна именоваться должность) - нужно обладать необходимой квалификацией, есть быть способным выполнять трудовую функцию, который профстан-дарт выделяет три:
- педагогическое сопровождение обучающихся;
- создание образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
- организационно-методическое обеспечение.
Выявить уровень квалификации можно посредством проведения аттестации, но при этом следует учесть, что работник имеет право на независимую оценку квалификации согласно ФЗ О независимой оценке квалификации (в трудовом законодательстве это является новшеством).
В рамках каждой трудовой функции имеется несколько перечней: 1) трудовые действия; 2) необходимые умения; 3) необходимые знания. Так, тьюторам, которые будут заниматься педагогическим сопровождением, необходимо уметь выявлять индивидуальные особенности детей, подбирать для них педагогические средства, организовывать участие родителей, сопровождать обучающихся в рамках их индивидуальных образовательных маршрутов, участвовать в реализации адаптивных образовательных программ. При этом нужно уметь применять методы педагогической диагностики, осуществлять педагогическую поддержку, консультировать учащихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проводить беседы, игры, творческие мероприятия и др. Помимо этого нужно знать педагогические и методологические основы тьюторской деятельности, возрастные особенности обучающихся и др. В общем и целом данные перечни весьма широки, некоторые из них состоят из нескольких десятков позиций, что позволяет достичь охвата всех необходимых действий, умений и знаний. В практических условиях тьюторам будет весьма сложно соответствовать всем необходимым требованиям, ввиду чего нужно уделять внимание повышению уровня своей подготовки и заниматься самоо-образованием. Для полноценной подготовки тьюторов необходимо формирование всех нужных компетенций на стадии обучения педагогов-психологов [11, с. 87], поэтому руководствоваться про-фстандартом должны не только работодатели, но также и учебные заведения.
Таким образом, принятый профессиональный стандарт специалиста в области воспитания унифицирует требования, предъявляемые к квалификации тьюторов, что должно положительно сказаться на развитии инклюзивного образования.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273. СЗ РФ от 31.12.2012, N 53, Ч. 1, ст. 7598 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
2. Багдуева К.Г., Амирова С.К., Гасанова С.С. Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1: 109 - 111.
3. Багдуева К.Г., Гаджиев И.А., Гаджиева Ф.Г. Инклюзивная культура образовательной организации: теоретико-методологические аспекты. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1: 111 - 113.
4. Багдуева К.Г. Некоторые аспекты подготовки к школе детей с нарушениями зрения. ИзвестияДГПУ. 2008; 10 - 16.
5. Багдуева К.Г. Нравственно-психологическая готовность к семейной жизни учащихся коррекционно-образовательных учреждений Vlll-го вида. Известия ДГПУ. 2007; 1: 45 - 48.
6. Гребённикова В.М. Развитие инклюзивного образования в российской Федерации: проблемы и перспективы. Фундаментальные исследования. 2015; 2-19: 4292 - 4297.
7. Матасов Ю.Т., Богданова A.A. Тьюторское сопровождение в структуре инклюзивного образования. Специальное образование. 2012; 3: 64 - 72.
8. Малофеев Н.Н. Коррекция, интеграция, инклюзия, что дальше? Специальное образование. 2015; 11: 9 - 15.
9. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н. Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406. Доступ из СПС «Гарант».
10. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. Доступ из СПС «Гарант».
11. Абрамова И.В. Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования. Специальное образование. 2014; 4: 81 - 87.
References
1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273. SZ RF ot 31.12.2012, N 53, Ch. 1, st. 7598 (red. ot 03.07.2016, s izm. ot 19.12.2016).
2. Bagdueva K.G., Amirova S.K., Gasanova S.S. Specifika professional'noj deyatel'nosti uchitelya-defektologa v inklyuzivnom obrazovanii. Mir nauki, kuïtury, obrazovaniya. 2017; 1: 109 - 111.
3. Bagdueva K.G., Gadzhiev I.A., Gadzhieva F.G. Inklyuzivnaya kul'tura obrazovatel'noj organizacii: teoretiko-metodologicheskie aspekty. Mir nauki, kuïtury, obrazovaniya. 2017; 1: 111 - 113.
4. Bagdueva K.G. Nekotorye aspekty podgotovki k shkole detej s narusheniyami zreniya. Izvestiya DGPU. 2008; 10 - 16.
5. Bagdueva K.G. Nravstvenno-psihologicheskaya gotovnost' k semejnoj zhizni uchaschihsya korrekcionno-obrazovatel'nyh uchrezhdenij Vlll-go vida. Izvestiya DGPU. 2007; 1: 45 - 48.
6. Grebennikova V.M. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; 2-19: 4292 - 4297.
7. Matasov Yu.T., Bogdanova A.A. T'yutorskoe soprovozhdenie v strukture inklyuzivnogo obrazovaniya. Special'noe obrazovanie. 2012; 3: 64 - 72.
8. Malofeev N.N. Korrekciya, integraciya, inklyuziya, chto dal'she? Special'noe obrazovanie. 2015; 11: 9 - 15.
9. Ob utverzhdeniiprofessional'nogo standarta «Specialist voblasti vospitaniya». Prikaz Mintruda Rossii ot 10.01.2017 N 10n. Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.01.2017 N 45406. Dostup iz SPS «Garant».
10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.06.2016 N 584. Ob osobennostyah primeneniya professional'nyh standartov v chasti trebovanij, obyazatel'nyh dlya primeneniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami Rossijskoj Federacii, gosudarstvennymi ili municipal'nymi uchrezhdeniyami, gosudarstvennymi ili municipal'nymi unitarnymi predpriyatiyami, a takzhe gosudarstvennymi korporaciyami, gosudarstvennymi kompaniyami i hozyajstvennymi obschestvami, bolee pyatidesyati procentov akcij (dolej) v ustavnom kapitale kotoryh nahoditsya v gosudarstvennoj sobstvennosti ili municipal'noj sobstvennosti. Dostup iz SPS «Garant».
11. Abramova l.V. Nauchno-teoreticheskie osnovy podgotovki t'yutora inklyuzivnogo obrazovaniya. Special'noe obrazovanie. 2014; 4: 81 - 87.
Статья поступила в редакцию 05.03.17
УДК 378
Bortnik B.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Ural State University of Economics (Ekaterinburg,
Russia), E-mail: [email protected]
Kozhin A.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Stozhko N.Yu., Doctor of Sciences (Chemistry), Professor, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia),
E-mail: [email protected]
ECONOMIC EDUCATION AND CULTURE OF NATURAL SCIENCE. The paper discusses problems of organization of the educational process on the natural science in the economic high school in conditions of radical changes related to educational reform in higher education and the implementation of new educational standards. The paper generalizes the experience of teaching an interdisciplanary course for master students "Methods of systematic study of economic processes" in the Ural State University of Economics. The authors explain the contents and methodological features of the course, discuss problematic aspects that affect the effectiveness of the implementation of natural science training in the framework of non-core areas of education. The work also considers policy role in shaping culture of natural science and professional competence of economists.
Key words: economic education, natural sciences, systemic organization, interdisciplinary, competence approach, fun-damentalization.
Б.И. Бортник, канд. физ.-мат. наук, доц., Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург,
Е-mail: [email protected]
А.В. Кожин, канд. физ.-мат. наук, проф., Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург,
Е-mail: [email protected]
Н.Ю. Стожко, д-р. хим. наук, проф., Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург,
Е-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА
В работе рассмотрены проблемы организации учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам в экономическом вузе в условиях радикальных перемен, связанных с образовательной реформой в высшей школе и реализацией новых образовательных стандартов. Обобщён опыт преподавания на магистерской ступени в Уральском государственном экономическом университете авторского междисциплинарного курса «Методы системного исследования экономических процессов», описано содержание и методологические особенности курса, обсуждаются проблемные аспекты, влияющие на эффектив-