Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 48-55.
удк 376.1 Т. в. Тимохина, И. в. Енова, м. А. Горшкова
Перспективы развития тьюторской деятельности в системе подготовки студентов образовательных организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства
В статье обозначена актуальность изучения феномена тьюторства. Представлены научные исследования, изучающие аспекты становления, развития, организации, специфики протекания на разных ступенях образования тьюторской деятельности. Дан анализ развития тьюторства в различных направлениях: дистанционном, гувернерском, коррекционно-педагогическом. Приведены законодательные акты, регламентирующие тьюторскую деятельность в образовательных организациях. Определена педагогическая позиция тьютора как приоритетная. Выделены должностные обязанности тьютора, которые условно можно подразделить на стратегические, аналитические, организационные, педагогические, психологические, координирующие, сопровождающие, развивающие, коррекционные, здоровьесберегающие. Охарактеризована деятельность тьютора в системе подготовки студентов с инвалидностью и ОВЗ к участию в конкурсах профессионального мастерства «Молодые профессионалы» World Skills и World Skills Juniors, Olympics of Abilities (Абилимпикс). Представлены факторы, создающие стрессовую ситуацию на конкурсах подобного рода. Охарактеризованы мотивационный, организационно-подготовительный, конкурсный, рефлексивный этапы участия в конкурсах профессионального мастерства. Перечислены функции тьюторского сопровождения на каждом из этапов. Сделан вывод о перспективности тьюторской деятельности в современной педагогической науке и практике.
Ключевые слова: образовательная организация, тьютор, тьюторская деятельность, развитие, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, особые образовательные потребности, конкурс профессионального мастерства, World Skills Juniors, World Skills, Olympics of Abilities.
Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019
Mo. 6 (36). pp. 48-55 iwr H/l A r
T. V. Timokhina, I. V. Enova, M. A. Gorshkova
Tutorial Activities Development Prospects in Preparation System for Students of Educational Organizations to Participate in Professional Skills Competitions
The article outlines the actuality of tutorship phenomenon investigation. The scientific research is represented, investigating the aspects of formation, development, organizing, progress specificity on different phases of tutorial activities. The analysis is given in various trends: remote, family tutorship, remedial-and-pedagogical. The legislative acts are shown, regulating tutorial activities in educational organizations. Tutor's pedagogical position is identified as the priority one. Tutor's professional duties are separated, which may be conventionally subdivided to strategical, analytical, organizational, pedagogical, psychological, coordinating, forwarding, developing, remedial, health saving. Tutor's activities is characterized within the system of disabled and having health limitations students preparation to participating in "Young Professionals", World Skills and World Skills Juniors, Olympics of Abilities (Abilympics) professional skills competitions. Factors creating stress situation in competitions of similar nature are represented. Motivative, organizational-and-preparatory, competitive, reflexive phases of participating in professional skills competitions are characterized. Tutorial assistance functions are listed for each phase. The conclusion is made on scope of tutorial activities in modern pedagogical science and practice.
Key words: educational organization, tutor, tutorial activities, development, having health limitations children, disabled children, specific educational requirements, professional skills competition, World Skills Juniors, World Skills, Abilympics
_Введение
А ктуальность изучения вопроса перспек-// тив развития тьюторской деятельности в контексте современного инклюзивного образования не вызывает сомнений. Развивающаяся в России система инклюзивного образования, увеличивающееся с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, возрастающие потребности данных категорий детей способствуют развитию тьюторства.
Проблемам, связанным с развитием тьюторской деятельности на всех ступенях образования в России и за рубежом, посвящены работы ученых, педагогов, психологов, практиков. Общая сопровождающая роль тьюторства в системе инклюзивного образования отражена в работах С.В. Алехиной, Г.М. Коджаспировой, Н.Н. Мало-феева, B. Fresko, M. Chen [3, 8, 11, 19] и др. Организация тьюторской деятельности на различных ступенях (дошкольной, школьной, профессионального, высшего и дополнительного образования) освящена в работах Е.А. Александровой, А.В. Бояринцевой, Т.И. Каширской, Ю.В. Майоровой, И.В. Максимовой, Е.Ю. Медведевой, М.А.Мироновой, О.Н. Романенко, А.С. Ярослав-кина [2, 7, 13, 18] и др. Профессиональная подготовка к тьюторской деятельности исследовалась Е.А. Александровой, Е.А., Андреевой, Н.В. Байгу-ловой, Э.Р. Гайнутдиновой, В.Н. Кормаковой, Е.Н. Кролевецкой, Д.А. Логинова, А.Ф. Ситдиковой [1, 4, 6, 9, 12] и др.Становление и развитие, современные аспекты тьюторской деятельности в России и за рубежом раскрыты в трудах Н.М. Боковой, Roscoe R.D., Chi M.T.H., J.Xiao [5, 20, 21].
Несмотря на обширное количество работ, посвященных тьюторству, недостаточно раскрытым является вопрос развития перспектив тьютор-ской деятельности в образовательных организациях различных уровней. Данной проблеме целесообразно посвятить исследование.
_Материалы и методы
Для осуществления теоретического и эмпирического исследования были использованы теоретические: анализ литературных источников, контент-анализ, сопоставление, сравнение и практические методы: наблюдение, опрос.
Тьюторское сопровождение в современной педагогической науке и практике давно и широко используется в дистанционном образовании и гу-вернерской деятельности. Определение тьютора в новой интерпретации, как педагога, сопровождающего процесс развития ребенка с ОВЗ или инвалидностью, является сравнительно новым направлением развития. В отечественной образовательной системе данное направление не является разработанной в полной мере деятельностью.
Современные теоретики педагогической науки отмечают необходимость тьюторской деятельности в инклюзивном образовании [3, 8, 11, 18]. М.А. Хмелькова в своем исследовании подчеркивает востребованность тьютора: «Такие специалисты востребованы сегодня как никогда. Прежде всего, это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий и образовательных центров, с потребностью в самореализации, профессиональном становлении и т.п.» [18, с. 118].
Деятельность тьютора в образовательных организациях осуществляется в соответствии с:
• Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
• Трудовым кодексом РФ;
• Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
• Квалификационными характеристиками должностей работников образования;
• Профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» и др.
Главной отличительной чертой современного тьютора в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами является особенная педагогическая позиция, связанная со специально организованной системой образования, предусматривающей двустороннее развитие взаимоотношений. Педагог в первую очередь подходит к образовательному процессу с позиций гуманного и личностного подходов, стараясь эффективно выстроить траекторию индивидуального развития ребенка.
Тьютор, бесспорно, способствует развитию системы инклюзивного образования. Совместное воспитание и обучение детей в инклюзивных группах формирует у всех обучающихся толерантность, гуманные взаимоотношения, позитивное мировоззрение, активную жизненную позицию по отношению к детям с ОВЗ и инвалидностью, их семьям.
Активное введение должности тьютора в сеть дошкольных, школьных, средних профессиональных и высших образовательных организаций влечет множество неразрешенных вопросов. Споры вызывают уровень образования тьютора, наличие документа о специальных курсах, определение заработной платы, время работы, вопросы взаимодействия с семьей и коллегами и пр.
Александрова Е.А., Бояринцева А.В., рассматривая тьюторскую деятельность в контексте дошкольной разновозрастной группы, выделяют следующие тенденции в специфике взаимодействия: разграничение сфер воздействия, стабильность образовательной среды, расширение развивающего пространства. Авторы выделяют тьюторство в дошкольной образовательной организации как: «Особую культуру взаимодействия растущего и взрослого людей, взаимодействия как явного, так и (порой даже в большей степе-
ни) неявного, для посторонних, не включенных в него субъектов образования» [2, с. 10].
Часто деятельность тьютора отождествлялась с работой репетитора, гувернера, помощника в передвижении и социализации. В настоящее время появились документы, четко регламентирующие деятельность тьютора. В Приказе Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [15], изложен профессиональный стандарт, где одной из обобщенных трудовых функций является тью-торское сопровождение обучающихся.
Согласно данному документу, тьютор должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки. Точно определены должностные обязанности тьютора. Их условно можно подразделить на стратегические, аналитические, организационные, педагогические, психологические, координирующие, сопровождающие, развивающие, коррекционные, здоровьесбере-гающие. Исходя из описанных должностных обязанностей, целесообразно определить перспективы развития тьюторской деятельности.
К стратегическим задачам тьюторской деятельности можно отнести «разработку индивидуального образовательного маршрута ребенка, поддержку рефлексии результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов» [15] и пр. В ракурсе данных задач перспективными направлениями в работе тьютора можно считать совместное с педагогами, медицинскими работниками, родителями и другими необходимыми специалистами определение ближних и дальних целей и задач развития ребенка по отдельной дисциплине, модулю или направлению. Совместно с педагогическим советом тьютор участвует в определении стратегии развития образовательной организации.
В число аналитических задач целесообразно включить «организацию анализа обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы» [15]. Данный анализ позволяет рефлексировать положительные и отрицательные результаты собственной деятельности всеми обучающимися инклюзивной группы детей.
Перспективными направлениями, доступными в реализации, могут быть работа с родителями, педагогами, психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками и другими специалистами по анализу существующих проблем, постановке задач по их преодолению и рефлексии достигнутых результатов. Формами работы в данном случае могут выступать: он-лайн и офф-лайн собрания; вебинары, тьюториалы и пр.
Организационные задачи в работе тьютора составляют: индивидуальная работа по «выявлению, формированию и развитию их познаватель-
ных интересов, организация их персонального сопровождения в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения» [15];«предоставление обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей» [15], «организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися» [15].
Кроме перечисленных организационных задач, на тьютора возложена обязанность по организации всего взаимодействия ребенка с ОВЗ или инвалидностью в микро- и макро-социуме. Это инклюзивная группа, в которой происходит образование клиента, родители, педагоги, персонал образовательной организации, медицинские работники, представители других направлений деятельности и пр.
Педагогические задачи в деятельности тьютора являются определяющими. В своей работе он определяет и применяет, в зависимости от целей и задач, специфики взаимодействия с ребенком, различные педагогические технологии. Знание и эффективное использование технологий педагогической поддержки необходимо про разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
Широко используется в тьюторской поддержке и проектная деятельность. Данный вид является очень перспективным для социализации и адаптации в детском коллективе. Тьютор старается поддержать образовательные инициативы ребенка и членов групп, в которых он состоит.
Педагогическая поддержка ребенка с ОВЗ или инвалидностью тьютором осуществляется также в осуществлении рефлексии результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Вместе со старшим помощником ребенок определяет, что получилось, что следует исправить, над какими вопросами и направлениями поработать.
Обширны и психологические задачи, которые решаются с применением тьюторской помощи. Прежде всего, это создание благоприятного психологического климата в микросоциуме ребенка: инклюзивная группа детей, взаимоотношения со взрослыми, специалистами, педагогами. Это выстраивание отношений со всеми перечисленными категориями в рамках позитивного общения.
Тьютор широко использует консультативную деятельность в различных ее направлениях:
• индивидуальные или групповые консультации с родителями детей, состоящих в группе с ребенком с ОВЗ или инвалидностью;
• консультации самого ребенка по различным вопросам и направлениям;
• работа в режиме переписки с родителями, коллегами по вопросам осуществления взаимодействия;
• консультации педагогов по различным на-
правлениям, методам и формам взаимодействия с ребенком и пр.
Психологическая направленность тьюторства заключается также в осуществлении различных видов консультирования, связанных с реализацией индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ детей, их родителей, педагогов, специалистов.
Координирующую деятельность тьютора можно характеризовать как взаимодействие с ребенком в поиске информации для самообразования, организации участия дальнейшей слаженной работы членов семьи и ближайшего микросоциума, педагогов, других специалистов в разработке и эффективной реализации собственного образовательного маршрута, различных проектов, учебных планов, адаптивных образовательных программ.
С целью разнообразия тьюторского сопровождения в организациях дошкольного и начального образования могут широко использоваться развивающе-игровые задачи. Тьютор проводит с ребенком или инклюзивной группой детей развивающие дидактические, театрализованные, ролевые и др. игры. Общение в таких рамках позволяет более эффективно реализовать социализацию ребенка с ОВЗ или инвалидностью в микрогруппе.
Данные задачи целесообразно решать и в условиях основного и среднего общего образования. Тьюторская поддержка реализуется в проведении бесед; различных видов игр (ролевые, деловые, дидактические и пр.); мероприятий, осуществляемых в образовательной организации и вне ее; рефлексивных тьюториалов с самими обучающимися, их родителями и педагогами.
Наряду с коррекционным педагогом тьютор решает множество задач по коррекции различных сфер ребенка с особыми образовательными потребностями. Прежде всего, это участие в составлении и реализации адаптивных образовательных программ. Также тьютору необходимо применять методы педагогической диагностики, оказывать посильную помощь в формулировании и дальнейшей реализации индивидуального образовательного запроса, использовать методы прикладного анализа поведения.
В работе с различными категориями детей с ОВЗ и инвалидностью тьютору необходимо решать ряд здоровьесберегающих задач, связанных с подбором и адаптацией педагогических средств индивидуализации образовательного процесса. Тьютор, в случае необходимости, должен оказывать обучающимся первую медицинскую помощь, в данной связи целесообразно прививать ребенку основы различных технологий здоровьесбережения.
Анализ научной литературы и опросы профессорско-преподавательского состава показали в качестве одного из перспективных направлений в развитии тьюторской деятельности в образо-
вательных организациях участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства World Skills Juniors, World Skills, Olympics of Abilities.
Основная цель любого профессионального конкурса - презентация новых технологий, системы наставничества, высочайшего уровня профессионализма участников и постоянного совершенствования мастерства.
Подготовка к конкурсам служит основой для социальной адаптации, помогает активнее включиться в широкий спектр социальных взаимодействий. Студенты с инвалидностью и ОВЗ учатся сотрудничать с наставниками, эксперт-компатриотами, со сверстниками. Вследствие этого у них развиваются навыки общественного поведения, формируются коммуникативные и профессиональные компетенции. Для успешной подготовки ключевым становится принцип индивидуализации, который реализуется в работе с эксперт-компатриотом (тьютором). Данный принцип предполагает сохранение за обучающимися права на выстраивание индивидуальной траектории развития, собственного содержания, адаптированной к существующим условиям образовательной программы.
Индивидуализация инклюзивного профессионального образования реализуется через адаптированные образовательные программы, которые строятся на основе индивидуальных программ реабилитации и аби-литации, разработанных федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Такой подход позволяет учесть индивидуальные возможности, особенности психофизического развития, определить оптимальные формы взаимодействия при подготовке к конкурсным заданиям.
С первого дня подготовки к профессиональному конкурсу необходимо обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для адаптации участника. Активно включается в работу эксперт-компатриот. Под эксперт-компатриотом понимается представитель образовательной организации, сопровождающий своего участника, аккредитованный WorldSkills Russia или Abylimpics для контроля, оценки конкурсных работ и помощи в проведении чемпионата.
Экспертом-компатриот выступает в роли педагога-тьютора, осуществляя процесс подготовки к конкурсу. В качестве тьютора он в полной мере реализует принцип индивидуализации, сопровождает построение и реализацию индивидуального маршрута обучающегося, концентрирует свое внимание на осмысленности обучения, предоставляет ребенку возможность самоопределения в образовательном процессе. Он помогает студенту с инвалидностью и ОВЗ анализировать, оформлять и презентовать образовательные достижения, планировать этапы самостоятельной работы. Эксперт-компатриот проводит мониторинг соответствия работы кри-
териям конкурса (на всех стадиях выполнения), помогает проанализировать и оценить эффективность достигнутого результата, учит организовывать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Конкурсант должен показать осмысленное выполнение задания, нестандартный подход к решению поставленной задачи, гибкость мышления, хорошо ориентироваться в профессиональной области, умение придерживаться алгоритма выполнения задания. Кроме того, презентация уже выполненного задания требует особой подготовки. Именно поэтому необходима технология взаимодействия с участником с учетом принципа индивидуализации.
Важно рассматривать ключевые факторы, которые создают стрессовую ситуацию:
• непривычная обстановка, незнакомая площадка;
• организация и оценка экспертами;
• ограниченное время выполнения заданий;
• большая ответственность (участник представляет образовательную организацию, либо регион - все ждут от него результата);
• множество людей, наблюдающих за работой и пр.
В связи с этим подготовка к участию в конкурсе начинается приблизительно за год до проведения. Опыт участия в конкурсах такого рода показывает, что это процесс длительный, состоящий из нескольких этапов, на каждом из которых роль эксперта-компатриота (тьютора) меняется в зависимости от индивидуальных особенностей участника, поставленных перед ним целей и задач.
Система подготовки предполагает взаимодействие различных структурных подразделений профессиональной образовательной организации, участников образовательного процесса: педагогов и родителей, работодателей и социальных партнёров.
Результатом этого взаимодействия должны стать комфортное эмоциональное состояние, уверенность в своих силах, определенный алгоритм действий, сформированная оптимальная работоспособность (умение гармонично сочетать режим труда и отдыха, распределять силы при подготовке конкурсного задания). Итог выступления будет зависеть от силы воли, характера, индивидуальных и психологических особенностей, а также от функциональных резервов организма конкурсанта. Для более успешной психофизиологической адаптации к стрессовой ситуации конкурса (новый ритм занятий, особенности среды, много незнакомы людей, ограниченное время на выполнение задания и т.д.) необходимо с первых дней включить в работу педагога - психолога. Это позволит осуществить системный подход к подготовке участника: на основе диагностики выявить индивидуальные особенности, провести тренинги саморегуляции, сформировать позитивную установку на преодоление трудностей.
Тьюторское взаимодействие с ребенком в рамках подготовки и участия в конкурсе профессионального мастерства целесообразно подразделить на следующие этапы.
Первый этап. Мотивационный. Осуществляется отбор студентов, вовлечение их в деятельность, близкую к конкурсным заданиям. Основной акцент направлен на заинтересованность, личной значимости участия, осознанности. На этом этапе эксперт-компатриот (тьютор) определяет значимые для будущих участников конкурса характеристики: высокий уровень самоорганизации; широкий диапазон и устойчивая работоспособность; сформированность внутреннего плана действий; наличие и использование навыков эмоциональной саморегуляции, стрессо-устойчивость.
На этом этапе эксперт (тьютор) решает диагностические задачи: выявляет индивидуальные интересы студента, определяет возможности и организует взаимодействие всех участников образовательного процесса (студента, психолога, преподавателей и родителей).
Второй этап. Организационно-подготовительный - процесс подготовки участника. На этом этапе очень важно наладить консультационную и плановую работу эксперта-компатриота с конкурсантом. Решается весь спектр задач тьютора: аналитические, стратегические, педагогические, психологические, координирующие, задачи по коррекции.
Результат этого этапа - настроенность на успех, уверенность в своих силах, благоприятное эмоциональное состояние, оптимальная работоспособность. Участник правильно распределяет время на выполнение задания, учитывает все компоненты критериев профессиональной компетенции.
Третий этап. Конкурсный - для эксперта-компатриота это этап наблюдения и анализа за участником, т.к. по регламенту конкурса он не может принимать участие в оценке, общаться с конкурсантом во время выполнения задания.
Четвертый этап. Рефлексивный. Подведение итогов работы, контроль и анализ результатов, достигнутых участником на чемпионате; определение проблем, возникших при выполнении конкурсных заданий и коррекция стратегии подготовки (в зависимости от результата).
Решаются аналитические и стратегические задачи. Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства World Skills Juniors, World Skills, Olympics of Abilities определяет чёткие ориентиры в выбранной профессии, представляет собой опыт уникальной практики для обучающихся (работа в команде в мастерами высокого уровня), формирует творческую самостоятельность, адекватную самооценку и новые возможности в профессиональной среде. Подготовка к чемпионату требует системной взаимодействия эксперт-компатриота (тьютора) с
участником, решения комплекса задач, что обеспечит успешность и конкурентоспособность участников.
_Обсуждение результатов
Неоднократно происходило на заседаниях кафедр педагогики и начального и дошкольного образования в ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет». Коллективом данных кафедр был положительно оценен представленный опыт с дальнейшей рекомендацией его продолжения.
Заключение
Тьюторская деятельность в современных образовательных организациях имеет большие перспективы. В настоящее время в науке разрабатываются различные направления развития тьюторства в педагогической деятельности. Развивается законодательство, регламентирующее развитие данного направления и определяющее должностные обязанности тьютора. Перспективным направлением является тьюторское сопровождение подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства World Skills, Abilympics и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 2. С. 222-232.
2. Александрова Е.А., Бояринцева А.В. Тьютор в ситуации разновозрастного дошкольного образования // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4. С. 7-11.
3. Алехина С.В.Актуальные вопросы развития инклюзивного образования в России // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 11-16.
4. Байгулова Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-5. С. 38-44.
5. Бокова Т.Н. Развитие тьюторской системы в высших учебных заведениях США, Великобритании и России // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 1 (22). С. 121-124.
6. Гайнутдинова Э.Р., Ситдикова А.Ф. Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования // NovaInfo.Ru. 2017. № 61-1.
7. Каширская Т.И. Взаимосвязь мышления и речи у умственно-отсталых подростков // Перспективы науки и образования. 2017. № 2 (26). URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/02/pdf_1702081.pdf (дата обращения: 1.12.2018)
8. Коджаспирова Г.М.Перспективность исследования проблем лидерства педагога // Перспективы исследования современных проблем педагогики: коллективная монография / Отв. Ред. С.А. Козлова. Сост. Г.М. Коджаспирова. Москва, 2017. С. 174-189.
9. Кормакова В.Н., Кролевецкая Е.Н. Диалог как основа тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 173.
10. Логинов Д.А.Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса // Экономика образования. 2013. № 1. С. 169-173.
11. Малофеев Н.Н. Развитие инклюзивного образования в России // Инклюзия в образовании. 2016. № 1 (1). С. 6-13.
12. Маханова Н.А., Тимохина Т.В. Проблемы внедрения инклюзивного образования / Инклюзивное образование: теория и практика Сборник материалов II международной научно-практической конференции. 2017. С. 326334.
13. Медведева Е.Ю., Максимова И.В. Коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/12/pdf_170615.pdf (дата обращения: 1.12.2018)
14. Миронова М.А., Романенко О.Н., Майорова Ю.В., Ярославкин А.С. Глухой тьютор: миф или новая реальность в практике инклюзивного образования? // Вестник НЦБЖД. 2017. № 2 (32). С. 43-47.
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/#ixzz5Sn5zsX4y (дата обращения: 1.12.2018)
16. Тимохина Т.В.Развитие тьюторства в социально-педагогическом образовании // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. 2018. С. 168-175.
17. Тимохина Т.В.Тьюторство в сопровождении обучаемого / Инклюзивная образовательная среда и ее развитие: сб. науч. тр. Российский государственный социальный университет; Под ред. Л.В. Мардахаева. 2018. С. 18-22.
18. Хмелькова М.А. Тьютор как новая педагогическая позиция // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 2. С. 118-122.
19. Fresko B., Chen M. Ethnie Similarity, Tutor expertise, and Tutor Satisfaction in Cross-age tutoring // American Educational Research Journal. 1989. Т. 26. № 1. С. 122-140.
20. Roscoe R.D., Chi M.T.H. Understanding Tutor learning: Knowledge-building and Knowledge-telling in Peer Tutors' explanations and Questions. Review of Educational Research. 2007. Т. 77. № 4. С. 534-574.
21. Xiao, J. (2012). Tutors' influence on distance language students' learning motivation: voices from learners and tutors. Distance Education, 33(3), 365-380.
REFERENCES
1. Aleksandrova E.A., Andreeva E.A. Theory and practice of tutor activity in Russia / Proceedings of the Saratov University. New series. Acmeology of education. Developmental psychology. 2013. Vol. 2. no. 2. pp. 222-232. (in Russian)
2. Aleksandrova E.A., Boyarintseva A.V. Tutor in a situation of multi-age preschool education. Humanities and education. 2015. no. 4. pp. 7-11. (in Russian)
3. Alekhina S.V. Actual issues of the development of inclusive education in Russia / Social and pedagogical support for persons with disabilities: theory and practice. Materials of the International scientific-practical conference. 2017. pp. 11-16. (in Russian)
4. Baygulova N.V. Tutor as a specialist in pedagogical support of children with limited health capabilities. Problems of modern pedagogical education. 2016. no. 53-5. pp. 38-44. (in Russian)
5. Bokova T.N. Development of the tutoring system in higher educational institutions of the USA, Great Britain and Russia. Business. Education. Law. 2013. no. 1 (22). pp. 121-124. (in Russian)
6. Gainutdinova E.R., Sitdikova A.F. Tutor as a pedagogical specialty in the system of vocational education. NovaInfo. Ru. 2017. no. 61-1. (in Russian)
7. Kashirskaya T.I. The relationship of thinking and speech in mentally retarded adolescents. Perspectives of science and education. 2017. no. 2 (26). Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/02/pdf_1702081.pdf (accessed 1 December 2018) (in Russian)
8. Kodzhaspirova, G.M. Prospects for the Study of Problems of Teacher Leadership. Prospects for the Study of Contemporary Problems of Pedagogy: A Collective Monograph / Ed. S.A. Kozlov. Comp. G.M. Kodjaspirova. Moscow, 2017. pp. 174-189. (in Russian)
9. Kormakova V.N., Krolevetskaya E.N. Dialogue as the basis of tutor support of educational and professional self-realization of a future specialist. Modern problems of science and education. 2013. no. 4. pp. 173. (in Russian)
10. Loginov D.A. The organization of the tutor support of the educational process. Economics of Education. 2013. no. 1. pp. 169-173. (in Russian)
11. Malofeev N.N. The development of inclusive education in Russia. Inclusion in education. 2016. no. 1 (1). pp. 6-13. (in Russian)
12. Makhanova N.A., Timokhina T.V. Problems of introducing inclusive education / Inclusive education: theory and practice. Collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 326-334. (in Russian)
13. Medvedeva E.Yu., Maksimova I.V. Correctional and developmental work on verbalization of spatial representations in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech. Perspectives of science and education. 2017. no. 6 (30). Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/12/pdf_170615.pdf (accessed 1 December 2018) (in Russian)
14. Mironova M.A., Romanenko O.N., Mayorova Yu.V., Yaroslavkin A.S. Deaf tutor: myth or new reality in the practice of inclusive education? Bulletin NTSVZHD. 2017. no. 2 (32). pp. 43-47. (in Russian)
15. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated January 10, 2017 No. 10n "On the approval of the professional standard" Specialist in the field of education "[Electronic resource]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/#ixzz5Sn5zsX4y (accessed 1 December 2018) (in Russian)
16. Timokhina T.V. Development of tutoring in social and pedagogical education / Modern childhood: psychological and pedagogical support of the family and the development of education Materials of the 1st All-Russian Scientific Practical Conference. Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education. 2018. pp. 168-175. (in Russian)
17. Timokhina T.V. Tutoring accompanied by a student / Inclusive educational environment and its development: Coll. scientific tr. Russian State Social University; Ed. L.V. Mardahaev. 2018. pp. 18-22. (in Russian)
18. Khmelkova M.A. Tutor as a new pedagogical position. Bulletin of the Russian New University. Series: Man in the modern world. 2018. no. 2. pp. 118-122. (in Russian)
19. Roscoe R.D., Chi M.T.H. Understanding Tutor learning: Knowledge-building and Knowledge-telling in Peer Tutors' explanations and Questions. Review of Educational Research. 2007. T. 77. № 4. C. 534-574.
20. Xiao, J. (2012). Tutors' influence on distance language students' learning motivation: voices from learners and tutors. Distance Education, 33(3), 365-380.
Информация об авторах Тимохина Татьяна Васильевна
(Россия, Московская область, г.о. Орехово-Зуево) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Tatyana V. Timokhina
(Russia, Moscow region, Orekhovo-Zuyevo) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy State Humanitarian and Technological University E-mail: [email protected]
Енова Ирина Владимировна
(Россия, Московская область, г.о. Орехово-Зуево) Старший преподаватель кафедры начального и
дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected]
Irina V. Enova
(Russia, Moscow region, Orekhovo-Zuyevo) Senior Lecturer of the Department of Primary and Pre-School Education State Humanitarian and Technological University E-mail: [email protected]
Гошкова Марина Абдуловна Marina A. Goshkova
(Россия, Московская область, г.о. Орехово-Зуево) (Russia, Moscow region, Orekhovo-Zuyevo)
Кандидат педагогических наук, доцент PhD in Pedagogical Sciences,
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно- Associate Professor
технологический университет» State Humanitarian and Technological University
Ссылка для цитированияГОСТ_
Тимохина Т. В., Енова И. В., Горшкова М. А. Перспективы развития тьюторской деятельности в системе подготовки студентов образовательных организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 48-55. doi: 10.32744/pse.2018.6.5
For ReferenceAPA
Timokhina, T. V., Enova, I. V., & Gorshkova, V. A. (2018). Tutorial activities development prospects in preparation system for students of educational organizations to participate in professional skills competitions. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 36 (6), 48-55. doi: 10.32744/pse.2018.6.5. (In Russ., abstr. in Engl.)