Научная статья на тему 'Педагогический аспект тьюторского сопровождения детей с нарушениями речи студентами в процессе педагогической практики'

Педагогический аспект тьюторского сопровождения детей с нарушениями речи студентами в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2368
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / СТУДЕНТ-ТЬЮТОР / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TUTORING / STUDENT-TUTOR / CHILDREN WITH DISABILITIES / SPEECH DISORDERS / SPEECH DEVELOPMENT / PRACTICAL WORK / INCLUSIVE EDUCATION / SUPPORT FOR A CHILD WITH DISABILITIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибукова Оксана Геннадьевна, Шкатова Евгения Анатольевна

В данной статье рассмотрены возможности сопровождения ребенка с речевыми нарушениями в процессе педагогической практики студентом-тьютором. Основополагающим в процессе педагогической практики является оказание помощи студентам в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы, а также в формировании новой профессиональной роли. Внедрение элементов тьюторской технологии в рамках студенческих практик в условиях современной системы дошкольного образования с инклюзивными группами является актуальным и необходимым и рассматривается как поддержка (особый вид помощи ребенку с речевыми нарушениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибукова Оксана Геннадьевна, Шкатова Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Aspect of Tutor Support Children with Speech Disorders Students in the Process of Pedagogical Practice

In this article, the authors examine opportunities for support rebenka with speech disorders in the process of pedagogical practice a student-tutor. Fundamental to the process of teaching practice is to assist students in mastering the technologies of tutor support and the introduction of these technologies in working practices, as well as in the formation of a new professional role. Integration of tutoring technology in the framework of student practices in the modern system of preschool education with inclusive groups is relevant and necessary and is considered as support (a special kind of help the child with speech disorders).

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект тьюторского сопровождения детей с нарушениями речи студентами в процессе педагогической практики»

УДК 378+37.0+376.36

Грибукова Оксана Геннадьевна

Старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

Шкатова Евгения Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены возможности сопровождения ребенка с речевыми нарушениями в процессе педагогической практики студентом-тьютором. Основополагающим в процессе педагогической практики является оказание помощи студентам в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы, а также в формировании новой профессиональной роли. Внедрение элементов тьюторской технологии в рамках студенческих практик в условиях современной системы дошкольного образования с инклюзивными группами является актуальным и необходимым и рассматривается как поддержка (особый вид помощи ребенку с речевыми нарушениями).

Ключевые слова: тьюторство, студент-тьютор, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушения речи, речевое развитие, инклюзивное образование, педагогическая деятельность.

Одной из современных инновационных технологий, актуальных для эффективного развития детей с ОВЗ, является технология тьюторского сопровождения.

Для рассмотрения возможностей решения проблемы внедрения тьюторского сопровождения детей с нарушениями речи студентами в процессе педагогической практики нами был определен ряд задач:

1) проанализировать и систематизировать научно-теоретические и нормативно-правовые основы возможностей внедрения тью-торского сопровождения в практику образовательных учреждений;

2) определить организационные и содержательные аспекты внедрения тьюторской технологии в деятельность студентов в процессе педагогических практик.

В рамках данной проблемы мы полагаем, что научные взгляды ученых по теории и практике внедрения тьюторской технологии в образование, раскрывающие актуальные состояния и перспективы, позволят нам определить теоретико-методологическую и правовую базу для решения обозначенных задач.

Анализ и обобщение научно-теоретических положений и практического опыта показывает, что тьюторство определяется как

феномен открытой образовательной системы (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина и др.) [9; 10; 19], имеется также философское обоснование открытого образования (Б. С. Гер-шунским, О. В. Плахотник, В. М. Рогозиным и др.) [6; 14; 18].

Кроме того, выделены закономерности тьюторского сознания и деятельности (Д. В. Абашева, Г. Н. Беспалова, Л. М. Долгова, Т. М. Ковалева, О. С. Плахотник, И. Д. Проскуровская, А. А. Попов, Н. В. Чиркова, Е. А. Суханова и др.). Педагогический аспект обоснования внедрения тьюторского сопровождения (на примере общеобразовательных школ организация тьюторского сопровождения) отражен в работах Т. М. Ковалевой, Е. А. Сухановой и др. [9; 10; 21], Н. В. Рыбалкиной (технологии образовательного туризма) [19], Е. А. Александровой (сопровождение одаренных детей) [2], А. Н. Тубельского (тьюторское сопровождение подростков в профориентации) [22], Е. И. Колосовой (дополнительное образование) [11], Г. Н. Беспаловой (самообразование подростка) [3].

Большое значение в аспекте исследования имеет концепция, разработанная Международной ассоциацией тьюторства, возглавляемой Т. М. Ковалевой, в которой показаны

философские и педагогические основания тьюторства, раскрыты понятия «тьютор-ство», «тьюторское сопровождение», определены задачи тьютора, сформулированы принципы и основные этапы тьюторского сопровождения в образовательных пространствах [9; 10].

Исследования последних лет посвящены и созданию функциональной модели сопровождения тьютором индивидуальной траектории (Н. В. Рыбалкина) [19].

М. И. Черновой выделены ряд требований к тьютору по отношению к пониманию сущности инклюзивного образования: знание психологических закономерностей развития ребенка и особенностей возраста и его личностного развития; умение разграничивать инклюзивное образование от традиционных форм образования; умение реализовывать способы педагогического взаимодействия между всеми личностями образовательной среды; владение навыком анализа взаимодействия и взаимопонимания ребенка с ОВЗ и социального окружения [23].

Таким образом, построение тьюторских образовательных практик и тьюторской деятельности обосновано философскими положениями теории открытого образования и педагогическими направлениями, разработанными в настоящее время. Тьюторство рассматривается как особый тип гуманитарного педагогического сопровождения, сопровождения процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что в настоящее время складывается обоснованная система научно-практических исследований, позволяющих рассмотреть различные варианты внедрения тьюторской технологии как особой технологии сопровождения детей с психофизическими и речевыми нарушениями в процессе педагогической практики.

Учитывая то, что многие авторы под сопровождением понимают разноплановые движения, мы полагаем, что обращение к проблеме тьюторства как технологии сопровождения детей с речевыми нарушениями в процессе педагогической практики не противоречит концептуальным основам тьюторского сопровождения и может быть на первом этапе рассмотрено в теоретической части исследования.

Анализ научных исследований и практического опыта в области внедрения технологии тьюторского сопровождения детей с нарушениями речи свидетельствует о наличии ряда противоречий между:

- сложившимся в науке подходом, определяющим тьюторство как технологию, и необходимостью более широкого понимания тьюторской технологии как механизма сопровождения детей с ОВЗ;

- актуальностью реализации тьюторской технологии в сфере высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью технологии тьюторского сопровождения как системы последовательно реализуемых взаимодействий между учреждением высшего образования и различными детскими образовательными организациями.

На наш взгляд, перечисленные противоречия подчеркивают актуальность исследования проблемы, состоящей в определении сущности тьюторской технологии в сфере профессионально-педагогического образования и обосновании внедрения тьюторской технологии в высшем профессиональном образовании как условия эффективного решения задач профессионального образования.

Современный этап модернизации российского образования характеризуется внедрением инклюзивного подхода к образованию детей с ОВЗ и применяется совершенно правомерно. В Саламанке (Испания, 1994) на Всемирной конференции по образованию детей с особыми потребностями определена необходимость разработки системы образования таких детей и выполнение образовательных программ с учетом широкого разнообразия у них особенностей и потребностей.

По данным О. А. Степановой, Л. С. Ваку-ленко и др. от 60 до 90 % детей имеют те или иные проблемы и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности [4; 20].

Среди детей с тяжелыми нарушениями речи существует большая группа детей с негрубыми нарушениями речи: дети, у которых неправильно произносится или отсутствует 1-2 звука или группы звуков и кроме нарушений звукопроизношения имеются другие нарушения речевых и неречевых функций, которые препятствуют комфортному вовлечению их в социум детского коллектива. Такие дети, обучаясь в массовых группах, заве-

домо оказываются включенными в процесс инклюзивного образования, который предполагает целенаправленное воздействие на каждого ребенка для обеспечения его комфортного пребывания в группе сверстников, обеспечения его самореализации.

По мнению В. М. Гребенникова и др., важным условием перехода к инклюзивному образованию и его успешности является система сопровождения и поддержки [7].

Н. Н. Малофеев отмечает, что ребенку с ОВЗ для понимания материала необходимы иные наглядные средства или дополнительное внимание учителя [12].

Следует отметить, что решение проблем обучения, воспитания, развития детей с ОВЗ в условиях инклюзии/интеграции на современном этапе является необходимым для модернизации российского образования [12].

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, ст. 79) определены условия организации обучения и воспитания, содержания образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ОВЗ должно осуществляться по адаптированным образовательным программам, для инвалидов определяются индивидуальные программы реабилитации. Для получения образования обучающимися указана необходимость создания специальных условий для их обучения, воспитания и развития.

Одним из условий обозначено проведение коррекционных индивидуальных и групповых занятий, что непосредственно входит в одну из задач студенческой практики.

В рамках реализации принципа открытости задача тьютора как посредника заключается в расширении образовательного пространства каждого обучающегося и предоставлении как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения [25] и требует его специальной профессиональной подготовленности [26].

Основой открытого обучения становится индивидуальная образовательная программа, ориентированная на конкретного человека.

В настоящее время должность тьютора в России утверждена и введена в российскую систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ (2008 г. № 11731 и № 11725), специальность «тьютор» внесена в «Еди-

ный квалификационный справочник должностей, специалистов и служащих» (2010 г.).

Согласно квалификационному справочнику тьютор относится к педагогическим работникам, и он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

Являясь важным ресурсом для создания гибкой, эффективной, ориентированной на ребенка системы сопровождения в условиях инклюзивного образования, тьютор должен решать главную задачу сопровождения -поддержка ребенка в процессе обучения, воспитания и развития.

В организациях инклюзивной направленности тьютор как специалист осуществляет сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе общего и индивидуального обучения, участвует в разработке образовательной программы, является посредником между традиционным педагогом и ребенком с ОВЗ.

Целью деятельности тьютора является сопровождение и коррекция образовательных программ и учебных планов с учетом нужд и потребностей, интересов и проблем ребенка [23]. В связи с данной целью деятельности к специалисту, работающему в системе инклюзии и осуществляющему процесс сопровождения детей с ОВЗ, предъявляется ряд требований.

Следует отметить, что значимая роль отводится знанию и понимаю тьютором сущности инклюзивного образования. D. Kam Pun Wong провела исследование, в котором изучалось влияние условий общего образования на формирование отношения к людям с ограниченными возможностями у здоровых учащихся [27]. Тьютор должен знать психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития ребенка. У тьютора должны быть сформулированы знания об умении разграничивать инклюзивное образование от традиционных форм образования и осуществлять различные способы педагогического взаимодействия между всеми лицами образовательной среды (индивидуально, в группе, с родителями); он должен владеть навыками анализа особенностей взаимодействия и взаимопонимания ребенка с ОВЗ и социального окружения [24].

Рассмотрение вопроса о внедрении тью-торских технологий в деятельность сту-

дентов-практикантов в дошкольные организации в группы для инклюзивных детей определяет задачу нашего дальнейшего исследования.

Организация деятельности студента-тьютора направления СДО (профиль «Логопедия») в ДОУ определяется необходимостью поддержки сопровождения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзии, в частности в решении практических задач по поддержке и сопровождению детей с нарушениями речи.

Деятельность студента-тьютора предполагает взаимодействие тьютора с ребенком в рамках педагогической практики.

Полагаем, что в сфере тьюторской деятельности направления «Специальное дефектологическое образование» студент может организовывать индивидуальные и групповые консультации детей по коррекции и развитию устной речи; проводить консультации для родителей, используя различные технологии и способы коммуникации; поддерживать познавательный интерес обучающихся, анализируя перспективы и возможности расширения его диапазона; осуществлять сопровождение ребенка в режимные моменты; проводить работу по взаимодействию сверстников в инклюзивной группе [25]. Данные квалификационные характеристики не противоречат компетенциям, формируемым в соответствии с ОПП направления «Специальное дефектологическое образование», профиль «Логопедия».

При этом в рамках коррекционно-педа-гогической деятельности студент-тьютор может осуществлять коррекционное развитие ребенка через разные способы работы; создавать условия для осмысления успеха и удачи путем анализа пройденного пути и прояснения индивидуального «профиля развития» ребенка. Основополагающими принципами индивидуальности являются: гибкость, индивидуализация.

Также выяснено, что значимым является тьюторская позиция студента - один из важнейших компонентов педагогической компетенции в области коррекционной деятельности, так как студент призван решать на практике такие профессиональные задачи в соответствии с профилем подготовки и видами профессиональной деятельности, как: осуществление психолого-педагогиче-

ского сопровождения процессов социализации; психолого-педагогическое изучение особенностей речевого развития и психофизиологического развития ребенка с проблемами развития; консультирование (оказание консультативной помощи родителям); планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения, учебно-методического обеспечения, выбор и обоснование образовательной программы; формирование общей культуры ребенка; пропаганда толерантного отношения к ребенку, его проблемам развития [25].

Следует также отметить, что при прохождении педагогических практик у студента в процессе взаимодействия с ребенком, родителями, педагогами могут быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и решению конфликтов в социальных и профессиональных сферах, толерантности, социальной мобильности;

- способность обладать мотивацией к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, к корректному и адекватному восприятию детей с ОВЗ;

- способность понимать и использовать в профессиональной деятельности знания этиологии, симптоматики и механизмов речевых нарушений в структуре дефекта детей с ОВЗ;

- способность при организации логопедического обследования и планирования коррекционно-развивающей работы учитывать закономерности развития устной и письменной речи в онтогенезе;

- способность выявлять нарушения вербальных и невербальных компонентов речи и преодолевать эти нарушения у детей с ОВЗ;

- готовность к реализации методик основных учебных предметов в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом ФГТ;

- способность к планированию, организации и реализации коррекционно-логопе-дической работы с детьми раннего возраста.

Немаловажным является и то, что студент-тьютор на основе усвоения знаний по предмету подготовки в соответствии с учеб-

ным планом подготовлен к: применению информационных технологий; наблюдению и анализу учебно-воспитательного процесса, установлению правильных отношений с окружающими; определению форм общения с детьми, коллективом, родителями; проведению психолого-педагогической диагностики; определению степени готовности «особого» ребенка к обучению; преодолению нарушений вербальных и невербальных компонентов речи у детей; осуществлению процесса обучения с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом образовательной программы, планированию и проведению учебных занятий.

Так, J.-R. Kim описывает исследование, посвященное изучению взаимосвязи типов программ и их отношения к инклюзии [26].

Также следует отметить, что студент-тьютор в процессе прохождения педагогической практики овладевает:

- современными инструментальными средствами диагностики;

- технологиями оценки уровня развития психических и функциональных процессов развивающейся личности;

- навыками анализа потенциала развивающейся личности;

- методами коррекции нарушений предпосылок письменной речи у детей;

- способностью выявлять и преодолевать нарушения вербального и невербального компонентов речи детей;

- технологиями планирования, организации и реализации коррекционно-воспита-тельной и коррекционно-образовательной работы с «особыми» детьми;

- дифференциальными приемами обследования детей с разными формами речевых нарушений.

Значимым для результативности деятельности студента в роли тьютора является знание общих и специальных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности [2].

На наш взгляд, общие принципы тьютор-ства (модульность, гибкость, индивидуальность, непрерывность, открытость) должны сохраняться и при организации системы сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Особое место в деятельности студента-тьютора отводится работе с ребенком, прежде всего его участию в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке для ребенка (детей) совместно с методистом и воспитателем, при участии родителей ребенка. Необходимым условием является создание развивающей среды в рамках коллектива группы. Студент-тьютор обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ИОП, включающего развивающие занятия по подготовке к школе. Взаимодействие с психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по вопросам эффективности своей работы и решению проблем позволяет студенту решать вопросы более эффективно.

Обладание компетенциями коррекцион-но-педагогической деятельности позволяет студенту: осуществлять организационную и методическую помощь воспитателю в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями в группе; адаптировать учебную программу на занятиях по подготовке к школе под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными потребностями; оказывать по необходимости помощь ребенку в самообслуживании. Также тьютор осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь; проводит при необходимости коррекционно-развива-ющую работу с подопечным.

При организации деятельности тьютора цель и задачи достигаются следующими средствами:

- организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;

- выявление тьютором и учителем (воспитателем) зон ближайшего развития ребенка.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий, наиболее соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения: портфолио, проектной технологии, информационных технологий, технологии консультирования и др. Полагаем, что тьютор вправе использовать любые образовательные и воспитательные технологии, приемлемые для него

лично и эффективные с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения, а при наличии инвалидности у ребенка разрабатывать траекторию индивидуального сопровождения в ИПР (индивидуальной программе реабилитации).

На наш взгляд, правомерно осуществление методического сопровождения тьютора-студента в процессе педагогических практик руководителем практик, учителем-логопедом, воспитателем логопедических групп, методистом образовательного учреждения.

Полагаем, что демонстрация результатов практики может осуществляться студентом на конференции по итогам практики через презентационный тип портфолио (портфо-лио достижений).

Следует учитывать мнение некоторых педагогов-психологов о том, что смена студентов-тьюторов в течение года никоим образом не навредит ребенку. Целесообразность смены в том, что ребенок научится взаимодействовать с разными взрослыми, научится слышать просьбы, воспринимать подсказки самых разных людей в зависимости от их типажа, голоса, варианта подачи инструкции и многое другое.

Внедрение элементов тьюторской технологии в рамках студенческих практик в условиях современной системы дошкольного образования с инклюзивными группами является актуальным и необходимым и рассматривается как поддержка (особый вид помощи) ребенку с речевыми нарушениями.

Таким образом, уточнена теоретико-методологическая база внедрения тьюторской технологии в процессе общего и специального образования, выяснено, что ее освоение эффективнее будет проходить в процессе тьюторского сопровождения при понимании и принятии философии открытого образования и обладании компетенциями тьюторско-го сопровождения.

Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий качественного образования для детей с ОВЗ. Введение в образовательные учреждения тьюторов - специально подготовленных людей (педагогов, родителей, дефектологов, логопедов, студентов) - поможет решить многие проблемы в организации образовательного процесса детей с нарушениями речи, обучающихся в условиях инклюзивного образования.

Библиографический список

1. Абашева Д. В. Систематизирующая роль тьютора в разработке модели проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» // Гуманизация образования в межпредметном взаимодействии. - Чебоксары, 1998. - С. 113-116.

2. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. - М.; Тверь: СФК-Офис, 2013. - 160 с.

3. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение школьника [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-osnovnoj-shkole/177-tyutorskoe-soprovozhdenie-shkolnika.html (дата обращения: 14.09.2015).

4. Вакуленко Л. С. Дошкольная логопедическая служба в свете инклюзивного обучения // Логопед. - 2011. - № 4. - С. 11-18.

5. Волкова Г. А., Ярмакович М. А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, в условиях дошкольного детского дома // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: Просвещение, 1987. - С. 3-11.

6. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 232 с.

7. Гребенникова В. М. Педагогическое проектирование как инновационный способ управления образовательным учреждением // European Social Sciene Jornal. - 2012. - № 10. - С. 78-85.

8. Долгова Л. М. Тьюторство в аспекте результативности образования [Электронный ресурс] // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. - М., 2004. - URL: http:// www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii/159-tyutorstvo-v-aspekte-rezultativnosti-obrazovaniya. html (дата обращения: 15.08.2015).

9. Ковалева Т. М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2008. -С. 5-14.

10. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.

11. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. - М.: Библиотека «Первого сентября», 2008. - 30 с.

12. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-10.

13. ПлахотникЕ. С. Тьюторское сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов по оценке образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. -С. 14-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Плахотник О. В. Суб'ект в освггньому простора сощально-фшософський аналiз: дис... канд. фшос. наук: 09.00.03 / Харювський вшськовий ун-т. - Харьков, 2004.

15. Попов А. А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 1996. -C. 49-57.

16. Проскуровская И. Д. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства [Электронный ресурс]. - URL: http://www.thetutor. ra/bibHoteka/bibHoteka/teoriya-i-istoriya/129-k-voprosu-o-rekonstraktsii-istoricheskikh-osnovamj-tyutorstva.html (дата обращения: 15.08.2015).

17. Проскуровская И. Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале английских университетов) // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2 (6). - С. 71-82.

18. Рогозин В. М. Кризис культуры и образования и цели перестройки высшей школы // Современная высшая школа. - 1989. - № 1. - С. 51-52.

19. Рыбалкина Н. В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология. - Томск: ТГУ, 1996. - C. 15-30.

20. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.

21. Суханова Е. А. Тьюторство как механизм

индивидуализации // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной конференции. - Томск: Пи-лад, 2000. - С. 25-30.

22. Тубельский А. Н. Новая модель образования старшеклассника. - М.: Сентябрь, 2001. - 144 с.

23. Чернова М. И. Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики // Молодой ученый. -2015. - № 4. - С. 677-679.

24. ЧирковаН. В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Выпуск 2 (80). -С. 38-41.

25. Шкатова Е. А., Грибукова О. Г. Теоретико-практические аспекты формирования профессиональной компетентности у студентов в процессе самостоятельной работы [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8. -С. 84-88. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76108. htm. (дата обращения: 15.08.2015).

26. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers' attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. - 2011. - Vol. 15, № 3.

27. Kam Pun Wong D. Do contacts make a difference? The effects of mainstreaming on student attitudes toward people with disabilities // Research In Developmental Disabilities. - 2008. - V. 29.

28. Etude sur le profil, le rôle et la position des AVS-i: Le point de vue des AVS des parents et des enseignants du département de I'Ain [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lespep01.org/IMG/pdf/ Enquete_AVS_synthese_generale-2.pdf (дата обращения: 15.08.2015).

Поступила в редакцию 14.02.2016

Gribukova Oksana Gennad'evna

Senior lecturer of the Department of Speech and Child Language, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected] Novosibirsk

Shkatova Evgeniya Anatol'evna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Speech and Child Language, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected] Novosibirsk

PEDAGOGICAL ASPECT OF TUTOR SUPPORT CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS STUDENTS IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL PRACTICE

Abstract. In this article, the authors examine opportunities for support rebenka with speech disorders in the process of pedagogical practice a student-tutor. Fundamental to the process of teaching practice is to assist students in mastering the technologies of tutor support and the introduction of these technologies in working practices, as well as in the formation of a new professional role. Integration of tutoring technology in the framework of student practices in the modern system of preschool education with inclusive groups is relevant and necessary and is considered as support (a special kind of help the child with speech disorders).

Keywords: tutoring, student-tutor, children with disabilities, speech disorders, speech development, practical work, inclusive education, support for a child with disabilities, educational activities.

References

1. Abasheva, D. V., 1998. Sistematiziruyushhaya rol' t'yutora v razrabotke modeli proekta "Perepodg-otovka uchitelej-gumanitariev" [Systematizing the role of a tutor in the project "Training of teachers of Humanities"]. Gumanizaciya obrazovaniya v mezh-predmetnom vzaimodejstvii [Humanization of education in interdisciplinary interaction]. Cheboksary, pp. 113-116 (in Russ.).

2. Aleksandrova, E. A., Andreeva, E. A., 2013. Modernizaciya klassicheskoj modeli t'yutorstva v Rossii, stranax Evropejskogo soyuza i Blizhnego Vostoka [Modernization of the classical model of tutoring in Russia, the countries of the European Union and the Middle In-drain]. Moscow; Tver: SFK-Of-fice Publ., 160 p. (in Russ.).

3. Bespalova G. M. T'yutorskoe soprovozhde-nie shkol'nika [Tutor support the student] [online]. Available at: http://www.thetutor.ru/biblioteka/bib-lioteka/tyutorstvo-v-osnovnoj-shkole/177-tyutor-skoe-soprovozhdenie-shkolnika.html (Accessed: 14 September 2015) (in Russ.).

4. Vakulenko, L. S., 2011. Doshkol'naya logo-pedicheskaya sluzhba v svete inklyuzivnogo obu-cheniya [Preschool speech therapy service in light of in-clusive learning]. Logoped [Speech therapist], 4, pp. 11-18 (in Russ.).

5. Volkova, G. A., Yermakovich, M. A., 1987. Principy i soderzhanie logopedicheskoj raboty s det'mi, stradayushhimi obshhim nedorazvitiem re-chi, v usloviyax doshkol'nogo detskogo doma [The Principles and contents of Logoi-legal work with

children suffering from General underdevelopment of speech in the conditions of preschool children's home]. Rechevye i nervno-psixicheskie narusheniya u detej i vzroslyx [Speech and neuro-mental disor-derstion in children and adults]. Leningrad: Prosves-chenie Publ., pp. 3-11 (in Russ.).

6. Gershunsky, B. S., 1998. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [Philosophy of education for XXI century]. Moscow: Sovershenstvo Publ., 232 p. (in Russ.).

7. Grebennikova, V. M., 2012. Pedagogicheskoe proektirovanie kak innovacionnyj sposob upravleni-ya obrazovatel'nym uchrezhdeniem [Pedagogical design as innovative method of management of educational institution]. European Social Sciene Jornal, 10, pp. 78-85 (in Russ.).

8. Dolgova, L. M., 2004. T'yutorstvo v aspekte rezul'tativnosti obrazovaniya [Tutoring in the aspect of the effectiveness of education]. T'yutorstvo: ideologiya, proekty, obrazovatel'naya praktika [Tutoring: ideology, projects, and educational practice] [online]. Moscow. Available at: http://www. thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-do-polnitelnom-professionalnom-obrazovanii/159-tyu-torstvo-v-aspekte-rezultativnosti-obrazovaniya.html (Accessed: 15 August 2015) (in Russ.).

9. Kovaleva, T. M., 2008. O t'yutorskoj deya-tel'nosti v sovremennom vysshem obrazovanii [On tutoring activities in the current h-Shem education]. T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve vysshej shkoly [Tutoring in open educational space of

higher school]. Moscow, pp. 5-14 (in Russ.).

10. Kovaleva, T. M., Kobyshha, E. I., Popova, (Smolik) S. Yu., Terov, A. A., Cheredilin, M. Y., 2012. Professiya "t'yutor" [Profession "tutor"]. Moscow; Tver: "SFK-office" Publ., 246 p. (in Russ.).

11. Kolosova, E. B., 2008. T'yutor kak novaya pedagogicheskaya professiya [Tutor teaching as a new profession]. Moscow: Library of "First of September" Publ., 30 p. (in Russ.).

12. Malofeev, N. N., 2009. Inklyuzivnoe obra-zovanie v kontekste sovremennoj social'noj politiki [Inclusive education in the context of contemporary social-policy]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheni-yami razvitiya [Education and training of children with developmental disabilities], 6, pp. 3-10 (in Russ.).

13. Plakhotnik, E. S., 2011. T'yutorskoe so-provozhdenie razvitiya professional'noj kompetentnos-ti pedagogov po ocenke obrazovatel'nyx rezul'tatov v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS [Tutorial support the development of a profession-tional competence of teachers in the assessment of educational outcomes in accordance with the requirements of the FSES]. Na-chal'naya shkola plyus do i posle [Elementary school plus before and after], 2, pp. 14-17 (in Russ.).

14. Plakhotnik, O. V., 2004. The subject in the educational space: social-philosophical analysis. Cand. Sci. (Philos.). Kharkiv (in Ukr.).

15. Popov, A. A., 1996. T'yutorstvo kak pedagogicheskaya sistema kul'turnogo samoopredeleniya [Tutoring as the pedagogical system of cultural self-determination]. T'yutorstvo: ideya i ideologiya [Tutoring: the idea and ideology]. Tomsk, pp. 49-57. (in Russ.).

16. Proskurovskaya, I. D. K voprosu o rekon-strukcii istoricheskix osnovanij t'yutorstva [To the question of reconstruction of the historical foundations of tutoring] [online]. Available at: http:// www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/teoriya-i-is-toriya/129-k-voprosu-o-rekonstruktsii-istorich-eskikh-osnovanij-tyutorstva.html (Accessed 15 August 2015) (in Russ.).

17. Proskurovskya, I. D., 2009. Opyt rekonstruk-cii istoricheskix osnovanij t'yutorstva (na materiale anglijskix universitetov) [The Experience of reconstructing the historical basis of deposits of tutoring (in English universities)]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2 (6), pp. 71-82 (in Russ.).

18. Rogozin, M. V, 1989. Krizis kul'tury i obra-zovaniya i celi perestrojki vysshej shkoly [The Crisis of culture and education and the purpose of rebuilding of the higher school]. Sovremennaya vysshaya shkola [Modern High School], 1, pp. 51-52 (in Russ.).

19. Rybalkina, N. V., 1996. Ideya t'yutorstva -

ideya pedagogicheskogo poiska [The Idea of tutoring is the idea of pedagogical search]. T'yutorstvo: id-eya i ideologiya [Tutoring: the idea and ideology]. Tomsk: TSU Publ., pp. 15-30 (in Russ.).

20. Stepanova, O. A., 2003. Organizaciya logo-pedicheskoj raboty v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [The Organization of speech therapy in pre-school educational institution]. Moscow: Sfera Publ., 112 p. (in Russ.).

21. Sukhanov, E. A., 2000. T'yutorstvo kak mex-anizm individualizacii [The Tutoring as a mechanism of individualization]. Shkola i otkrytoe obrazovanie: koncepcii i praktiki individualizacii [School and open education: concepts and practices of individu-alization]. Tomsk: Pilad Publ., pp. 25-30 (in Russ.).

22. Tubelsky, A. N., 2001. Novaya model' obra-zovaniya starsheklassnika [A new model of education of the student]. Moscow: September Publ., 144 p. (in Russ.).

23. Chernova, M. I., 2015. Znachenie t'yutor-skogo soprovozhdeniya detej s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya v usloviyax inklyuzivnoj obrazovatel'noj praktiki [Importance of tutor support children with disabilities in the inclusive educational practices]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 4, pp. 677-679 (in Russ.).

24. Chirkova, N. V., 2009. "T'yutor" versus "uchitel'"? ["Tutor" versus "a teacher"?]. Vestnik Tomskogo politexnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University], 2 (80), pp. 38-41 (in Russ.).

25. Shkatova, E. A., Gribukova, O. G., 2016. Teor-etiko-prakticheskie aspekty formirovaniya profession-al'noj kompetentnosti u studentov v processe samos-toyatel'noj raboty [Theoretical and practical aspects of formation of professional competence of students during independent work]. Nauchno-metodicheskij e'lektronnyj zhurnal "Koncept" [Scientific-methodical electronic journal "Concept"], 8, pp. 84-88 [online]. Available at: http://e-koncept.ru/2016/76108. htm. (Accessed 15 August 2015) (in Russ.).

26. Kim, J.-R., 2011. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers' attitudes toward inclusion. International Journal of Inclusive Education, 15, 3.

27. Kam Pun Wong, D., 2008. Do contacts make a difference? The effects of mainstreaming on student attitudes toward people with disabilities. Research In Developmental Disabilities, 29.

28. Etude sur le profil, le rôle et la position des AVS-i: Le point de vue des AVS des parents et des enseignants du département de I'Ain [online]. Available at: http://www.lespep01.org/IMG/pdf/Enquete_AVS_ synthese_generale-2.pdf (Accessed 15 August 2015).

Submitted 14.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.