УДК 371.31:[37.014:006] DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.015
И. В. Исаева1, В. Н. Иванов2
РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
1 Гимназия № 5 г. Чебоксары, г. Чебоксары, Россия
2Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье изложены результаты создания и апробации модели распределенного тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве общеобразовательной школы. Модель позволяет обеспечить построение и реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях ограниченности материальных и человеческих ресурсов. Предлагаются распределение функций тьютора на членов всего педагогического коллектива школы, разная степень погружения в тьюторское сопровождение обучающихся для различных категорий учителей. Авторы обосновывают педагогические условия эффективного применения модели распределенного тьюторства, которая может быть важным инструментом реализации стратегии индивидуализации обучения и выполнения требований, заложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования.
Ключевые слова: распределенное тьюторское сопровождение, распределенное тьютор-ство, модель, индивидуализация обучения, открытое образовательное пространство.
Актуальность исследуемой проблемы. Современная российская школа стоит перед многими вызовами, главный из которых - приведение учебного процесса в соответствие с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования, что предполагает внедрение новых методов обучения, обеспечение открытости образовательного пространства, вариативности образовательных программ и индивидуализацию обучения. К сожалению, наличие вариативности учебных планов само по себе не гарантирует успеха реализации стратегии индивидуализации обучения. Практика показывает, что необходимо научить учащегося ориентироваться в широком пространстве образовательных возможностей, для успешного построения индивидуальной образовательной траектории ему понадобятся опыт проб, осознанность выбора, навыки саморефлексии и адекватной оценки результатов своей деятельности, планирования и самоорганизации. Проводником, собеседником, наставником в открытом образовательном пространстве должен стать тьютор. Эта роль становится как никогда востребованной современной школой. Вместе с тем исследования показывают, что «современный этап модернизации российской системы образования характеризуется условиями ограниченности ресурсов образовательных организаций, неоднородности механизмов управле-
© Исаева И. В., Иванов В. Н., 2019
Исаева Инна Владиславовна - директор гимназии № 5 г. Чебоксары, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2019
ния внедрением инноваций в практическую деятельность» [8]. В отличие от частных учебных заведений, государственная школа не имеет достаточного количества ставок тьюторов, чтобы обеспечить сопровождение каждого ученика. В связи с этим у нее возникает потребность в таких моделях тьюторского сопровождения, которые могли бы успешно функционировать в условиях ограниченности материальных и кадровых ресурсов. Цель данного исследования - анализ опыта создания и апробации модели распределенного тьюторского сопровождения в гимназии № 5 г. Чебоксары.
Материал и методика исследований. Нами применялись анализ научных работ по проблеме исследования, моделирование, наблюдение, эксперимент, социологические методы (опросы, развернутое интервью, анкетирование), метод экспертных оценок, изучение результатов внедрения модели распределенного тьюторского сопровождения в учебный процесс.
Результаты исследований и их обсуждение. Начало обоснованию деятельности тьютора в российской науке было положено в начале 1990-х гг. философско-методологической школой П. Г. Щедровицкого [12], психологической школой Д. Б. Эль-конина [13], новаторскими авторскими школами.
Сущность деятельности и функции тьютора, специфика тьюторского сопровождения рассматривались в работах Т. М. Ковалевой [5], Н. В. Мухи [7], А. А. Попова [9], П. Г. Щедровицкого [12], Б. Д. Эльконина [13] и многих других исследователей.
Практические аспекты организации тьюторского сопровождения для разных категорий обучающихся, конкретные технологии и приемы деятельности тьютора разработаны Г. М. Беспаловой [2], Е. Б. Колосовой [6], Е. А. Челноковой [11] и др. Различные аспекты подготовки педагога к тьюторству представлены в работах Т. Ю. Сурниной [10] и т. д. Технологические основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования изучались Л. В. Бендовой и А. Г. Чернявской [1], роль тьютора в инклюзивной среде освещена И. В. Карпенковым [4]. Перспективным направлением является исследование применения тьюторских технологий в начальной школе (Е. А. Волошина [3]).
Несмотря на то что современными российскими учеными проделана значительная работа по изучению феномена тьюторства, наблюдается определенный недостаток трудов, описывающих практический опыт создания и функционирования эффективной модели тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве школы.
В отличие от традиционной модели тьюторства, предполагающей сопровождение в индивидуальном формате «тьютор - обучающийся», в гимназии № 5 г. Чебоксары была реализована модель распределенного сопровождения, которая предполагает, что функции тьютора выполняются всеми членами педагогического коллектива при координирующей роли штатных тьюторов. Две официальные ставки тьютора (на более чем 1000 учащихся) заняты профессиональными психологами, прошедшими соответствующее обучение и включенными в постоянный режим повышения квалификации в области тьюторского сопровождения. Они координируют действия педагогов по тьюторскому сопровождению обучающихся, удерживая сквозную тьюторскую линию, проходящую через все форматы образовательного взаимодействия.
Педагогический коллектив гимназии на протяжении нескольких лет получал специальные знания в области тьюторского сопровождения. Целенаправленно формируя тьюторские компетенции, администрация оставляла за каждым учителем право на самоопределение, выбор той профессиональной позиции, которая ему более органична. Профессиональное развитие педагога в гимназии идет в двух направлениях: развитие как учителя-предметника, изменение масштабов сопровождения ученика в построении индивидуальной образовательной траектории. Таким образом, каждый член педколлектива выбирает комфортную для себя степень погружения в деятельность тьютора, соответствующую его уровню психологической и практической подготовленности к исполнению данной роли. В результате в коллективе сформировалось несколько групп в зависимости
от предпочтений профессиональной модели (тьюторы-кураторы, закрепленные за возрастными ступенями и обеспечивающие качественное взаимодействие учителей с учащимися и продвижение обучающихся в предметных областях; учителя-лекторы - носители культуры знаний; учителя-тренеры ЕГЭ; учителя-проектировщики, способные конструировать новые формы взаимодействия с учащимися; событийные тьюторы - педагоги, занимающиеся организацией образовательных мерпоприятий и т. д.).
Необходимым элементом модели распределенного тьюторского сопровождения является позиция тьютора тьюторов - эксперта в области тьюторского сопровождения, помогающего выстроить линию личностного и профессионального самоопределения педагогов. Для эффективного овладения тьюторскими технологиями учителю полезно побывать в роли сопровождаемого и пережить опыт построения собственной траектории развития. Кроме обучения, на тьютора тьюторов возлагается функция мониторинга системы тьюторского сопровождения и ее отдельных элементов. В случае гимназии № 5 г. Чебоксары позиция тьютора тьюторов принадлежит региональному представителю Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Каждый из педагогов выступает в качестве тьютора на определенном этапе обучения и в определенном виде деятельности обучающегося, которые целенаправленно планируются как практики индивидуализации и обуславливают технологию тьюторского сопровождения. Каждая практика индивидуализации предусматривает постановку рефлективных задач, актуальных для возраста ученика. Глубина взаимодействия в формате «тьютор - обучающийся» постепенно увеличивается и достигает максимума на этапе профильной подготовки в 10-11 классах. В таблице 1 представлены примеры практик индивидуализации, технологий соответствующего тьюторского сопровождения и т. д.
Таблица 1
Соотношение практик индивидуализации, технологий тьюторского сопровождения и других компонентов
Практики индивидуализации Технологии тьюторского сопровождения Сущность деятельности тьютора Реализация позиции тьютора Орг анизационно- методический инструментарий
Курсы по выбору (5-8 классы) Технология организации образовательных событий Обучение способам взаимодействия в команде, планирование учебных и событийных форм образовательной деятельности Классный руководитель, тьютор-педагог Гибкий вариативный учебный план, лист выбора курсов
Предметные пробы (6-7 классы) Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа Работа по выявлению интереса к предмету Учитель- предметник, тьютор-психолог Персональное портфолио, листы планирования
Образовательные лагеря Вызов, стимулирование интереса, сценирование, маршрутизирование Кейс-обучение, личностно-значи-мое общение Тьютор-предметный консультант, тьютор-консультант по развитию Образовательная карта, портфолио, презентация
Самообразование, очно-заочная форма обучения, дистанционное обучение Технология открытого пространства Консультации по вопросам выбора программ среднего общего образования, презентации образовательных ресурсов внутри гимназии и за ее пределами Куратор старшей школы, учителя-предметники, тьютор-психолог Рефлексивная карта
Организационно-методический инструментарий необходим для фиксации планирования, продвижения результатов и рефлексии обучающегося. В ситуации распределенного тьюторства он обеспечивает планомерность и последовательность тьюторского сопровождения. Каждый инструмент, разработанный для конкретной практики индивидуализации и отточенный многолетним опытом применения в сочетании с конкретными технологиями тьюторского сопровождения, является важной составной частью корпоративной базы знаний, обеспечивает преемственность и передачу технологий тьюторского сопровождения новым членам педагогического коллектива гимназии.
Таким образом, реализация модели распределенного тьюторского сопровождения становится эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
- профессиональные компетенции педагогов включают в себя освоение различных технологий тьюторского сопровождения, при этом учитель имеет право самостоятельно определять комфортную для себя глубину тьюторского взаимодействия с обучающимися;
- практики индивидуализации поступенчато вводятся в учебный процесс через постановку рефлексивных задач, актуальных для возрастной ступени учащегося, с соответствующим постепенным увеличением глубины взаимодействия с тьютором;
- разработан организационно-методический инструментарий, обеспечивающий реализацию различных технологий тьюторского сопровождения (психолого-педагогических, рефлексивных, игровых и т. д.).
Модель распределенного тьюторского сопровождения позволила гимназии № 5 г. Чебоксары успешно реализовать стратегию индивидуализации обучения в соответствии с ФГОС ООО, что, в частности, обеспечивает старшеклассникам возможность обучаться по 26 профилям.
Критериями эффективности модели являются успешность обучающегося в профильном (в дальнейшем - профессиональном) самоопределении, целевая и качественная подготовленность к поступлению в желаемый им вуз, приобретение навыков саморазвития и самообразования, умение конструктивно взаимодействовать с окружающими его людьми, получение навыков социальной адаптации и вариативного поведения в ситуации быстро меняющихся условий, психологический комфорт при нахождении в образовательной среде, удовлетворенность результатами обучения.
На протяжении экспериментальной работы осуществлялась оценка эффективности реализуемой модели по названным выше критериям. Об эффективности ее реализации свидетельствуют результаты успеваемости обучающихся гимназии, их успехи в олим-пиадном движении, активное участие в социально-значимых проектах, данные монито-рингов, указывающие на рост удовлетворенности учеников и их родителей условиями и результатами обучения в гимназии, поступление ее выпускников в вузы по избранной специальности (практически 100 %) и их успешная адаптация к условиям обучения в них.
Резюме. Проведенное нами исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Модель распределенного тьюторского сопровождения совершенствуется в процессе ее реализации. В настоящее время педагогический коллектив гимназии №5 г. Чебоксары работает над более активным включением семей обучающихся в систему тьюторского сопровождения. Выполнение требований новых ФГОС ООО невозможно обеспечить точечными изменениями, необходимы полномасштабная трансформация уклада и принятие стратегии индивидуализации обучения на мировоззренческом уровне со стороны руководителей образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бендова Л. В., Чернявская А. Г. Особенности педагогической деятельности тьютора в сети открытого дистанционного образования // Система обеспечения качества в дистанционном образовании : сборник научных трудов. Выпуск 15. - М., 2006. - С. 21-26.
2. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы. - 2007. - № 7. - С. 51-58.
3. Волошина Е. А., Рывкин А. А. Школа на пути к открытому образованию. Опыт освоения тьюторской позиции. - М. ; Тверь : СФК-офис, 2013. - 274 с.
4. Карпенков И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. - М. : АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. - 116 с.
5. Ковалева Т. М. Тьюторство как культура индивидуализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.strana-oz.ru/2012/4/tyutorstvo-kak-kultura-individualizacii.
6. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с.
7. Муха Н. В. Индивидуальный подход и индивидуализация образования: обозначение различий // Тьюторское сопровождение. - 2013. - № 1. - С. 12-16.
8. Петрова Т. Н., Хрисанова Е. Г., Калашников С. П. Моделирование профессиональной подготовки обучающихся в магистратуре педагогического вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 2(98). - С. 251-262.
9. Попов А. А. Открытое образование: философия и технологии. - М. : URSS ; Либроком, 2013. - 252 с.
10. Сурнина Т. Ю. Подготовка преподавателей к реализации тьюторских технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Новосибирск, 2008. - 24 с.
11. Челнокова Е. А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири «Magister Dixit». - 2014. - № 4(16). - С. 39-47.
12. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М. : Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 154 с.
13. Эльконин Б. Д. В поисках предметности посреднического действия // Тьюторское сопровождение. - 2012. - № 4. - С. 7-9.
UDC 371.31: [37.014:006] DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.015
I. V. Isaevа1, V. N. Ivanov2
DISTRIBUTED TUTORE SUPPORT OF SCHOOLCHILDREN AS MEANS FOR IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS FOR THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION
1 Gymnasium № 5 Cheboksary, Cheboksary, Chuvash Republic 2I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article presents the results of the creation and testing of a distributed tutore support model in the open educational school space. The model provides a tutor support for students in terms of development and implementation of their individual educational lines under the conditions of lack of material and human resources. The authors propose the model of distributing of the functions of a tutor for the whole pedagogical team of the school, varying degree of tutor support of students for various categories of teachers. They also substantiate the pedagogical conditions of the effective implementation of tutoring support model, which can serve as an effective means for implementing the strategy of individualization of education and meeting the requirements of the Federal State Educational Standards of Basic General Education.
© Isaeva I. V., Ivanov V. N., 2019
Isaeva, Inna Vladislavovna - Director of Gymnasium № 5, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, Rector, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on February 15, 2019
BecmnuK ^TnY um. H. H. Xmeneea. 2019. № 1(101)
Keywords: distributed tutor support, distributed tutoring, model, individualization of education, open educational space.
REFERENCES
1. Bendova L. V., Chernyavskaya A. G. Osobennosti pedagogicheskoj deyatel'nosti t'yutora v seti otkrytogo distancionnogo obrazovaniya // Sistema obespecheniya kachestva v distancionnom obrazovanii : sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 15. - M., 2006. - S. 21-26.
2. Bespalova G. M. T'yutorskoe soprovozhdenie: organizacionnye formy i obrazovatel'nye effekty // Direktor shkoly. - 2007. - № 7. - S. 51-58.
3. Voloshina E. A., Ryvkin A. A. Shkola na puti k otkrytomu obrazovaniyu. Opyt osvoeniya t'yutorskoj pozicii. -M. ; Tver' : SFK-ofis, 2013. - 274 s.
4. Karpenkov I. V. T'yutor v inklyuzivnoj shkole: soprovozhdenie rebenka s osobennostyami razvitiya. Iz opyta raboty. - M. : ANO «Nash Solnechnyj Mir», 2017. - 116 s.
5. Kovaleva T. M. T'yutorstvo kak kul'tura individualizacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.strana-oz.rU/2012/4/tyutorstvo-kak-kultura-individualizacii.
6. Kolosova E. B. T'yutor kak novaya pedagogicheskaya professiya. - M. : Chistye prudy, 2008. - 32 s.
7. Muha N. V. Individual'nyj podhod i individualizaciya obrazovaniya: oboznachenie razlichij // T'yutorskoe soprovozhdenie. - 2013. - № 1. - S. 12-16.
8. Petrova T. N., Hrisanova E. G., Kalashnikov S. P. Modelirovanie professional'noj podgotovki obuchayush-chihsya v magistrature pedagogicheskogo vuza // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2018. - № 2(98). - S. 251-262.
9. Popov A. A. Otkrytoe obrazovanie: filosofiya i tekhnologii. - M. : URSS ; Librokom, 2013. - 252 s.
10. Surnina T. Yu. Podgotovka prepodavatelej k realizacii t'yutorskih tekhnologij v professional'noj deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Novosibirsk, 2008. - 24 s.
11. Chelnokova E. A. Stanovlenie i razvitie t'yutorskoj deyatel'nosti v Rossii // Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri «Magister Dixit». - 2014. - № 4(16). - S. 39-47.
12. Shchedrovickij P. G. Ocherki po filosofii obrazovaniya. - M. : Pedagogicheskij centr «Eksperiment», 1993. - 154 s.
13. El'konin B. D. V poiskah predmetnosti posrednicheskogo dejstviya // T'yutorskoe soprovozhdenie. -2012. - № 4. - S. 7-9.