••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
Педагогические науки / Pedagological Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 377 / UDC 377
О формировании готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности
©2016 Азизова Л. Н., Эсетов Ф. Э., Юсупов Ю. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Совершенствование подготовки студентов политехнического колледжа и их готовность использовать мультимедийные технологии в профессиональной деятельности. Методы. Анализ, обобщение и интерпретация учебных программ и пособий, психолого-педагогической и методической литературы, апробация образовательной концепции, обобщение опыта. Результаты. На основе системного подхода, разработана и описана модель формирования готовности студентов политехнического колледжа к использованию мультимедиа технологий. Авторами предлагается методика развития у студентов навыков их применения. Выводы. Использование авторской методики и модели обеспечивает готовность студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мультимедиа, мультимедиатехнологии, методические условия, совершенствование подготовки студентов.
Формат цитирования: Азизова Л. Н., Эсетов Ф. Э., Юсупов Ю. М. О формировании готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 16-19.
Formation of the Polytechnic College Students' Readness for Using the Multimedia Technology
in Occupational Activities
©2016 Liliya N. Azizova, Ferkhad E. Esetov, Yusuf M. Yusupov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. The improvement of the polytechnic college students' training and their readness to use multimedia technologies in professional activity. Methods. Analysis, synthesis and interpretation of curriculum and textbooks, psychological-pedagogical and methodical literature, testing of educational concepts, generalization of an experience. Results. The authors of the article develop and describe the model of the formation of the polytechnic college students' readness to use multimedia technology on the base of a systematic approach and the authors suggest the methods of application's skills. Conclusion. The readness of the polytechnic college students to use multimedia technology in professional work is providing by using the author's method and the model.
Keywords: multimedia, multimedia technology, teaching conditions, improving the training of students.
Format Citation: Azizova L. N., Esetov F. E., Yusupov Y. M. Formation of the Polytechnic College Students' Readness for Using the Multimedia Technology in Occupation Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 16-19. (In Russian)
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Современное общество требует от системы образования конкурентоспособных специалистов, умеющих быстро прогрессировать в своей профессиональной деятельности, владеющих технологией независимого приобретения новых профессиональных навыков. ПИ нашему мнению, во многом такая постановка задачи определяется необходимостью ориентации профессионального Нрразования на новые ценности науки и образования, подготовку профессионалов твоумщего и работающего в информационной сееде нового типа.
Главное условие для успешного функционирования всей системы учебной деятельности, является готовность участников этого процесса активно взаимодействовать в новой среде. Готовность относится к ряду психологических и педагогических принципов, лежащих в основе реализации мультимедийных технологий, которые повышают эффективность процесса обучения. Информатизация общества, унедрение и развитие современных информационных и телекоммуникационных технологий, обучение новым профессиям прщели к значительным изменениям в области|образования [1].
В современном море мультимедийные технологии - это одна из наиболее бурно развивающихся областей новых информационных технологи™ в учебном процессе. Слово «мультимедиа» в буквальном переводе означает «много средств для представления информации пользователю» [2]. Термин мультимедт используется для описания компьютерных систем, графики, аудио, видео и другой информации. Мультимедийные технологии - это современный инструмент, который помогает педагогу поднять уровень знаний обучающихся. Современный подросток сегодня воспринимает информацию по иному, через визуальный канал (четкие, короткие и емкие фразы, несущие большой объем информации). Первая задача педагога в процессе обучения - на ти новые способы изложения материала, адекватные каналы восприятия обучающихся, вторая - эстетично, но без излиществ сформировать мультимедийные материалы. В ходе эксперимента программные мультимедиа средства были использованы нами на аудиторных занятиях по информатике и дисциплинам профессионального цикла, а также для самостоятельног обучения.
Цель и методы исНиедования
Разработать модель формирования готовности студентос политехнического
колледжа к использованию технологий мультимедиа, включающую в себя: цель; содержание мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов; уровни овладения действиями для каждого из компонентов в контексте использования технологий мультимедиа. Для достижения цели использовались следующие методы исследования: теоретический анализ положений психолого-педагогической науки по вопросам познания и управления процессом усвоения знаний, рефлексия собственной учебной и педагогической деятельности; теоретический анализ научной педагогической литературы по вопросам разработки и применения информационных и коммуникационных технологий в техническом образовании; наблюдение, беседа, анкетирование, проведение лекций в специализированной мультимедийной аудитории, педагогический эксперимент, обработка и теоретический анализ результатов эксперимента.
Результаты
На основе системного подхода мы разработали модель формирования готовности студентов политехнического колледжа, в том числе методические условия, под которыми подразумеваем выбор, проектирование и использование соответствующего содержания, форм, методов, организационных форм контроля, средств и планируемых результатов, обеспечивающих их готовность к использованию мультимедийных технологий в профессиональной деятельности [3].
В системе формирования готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа мы выделяем:
1. Цели:
- Формирование информационной культуры преподавателей и студентов к использованию технологий мультимедиа в обучении.
2. Содержание
- Теоретические и практические основы в области информатики и информационных технологий, технологий мультимедиа, а также в области использования технологий мультимедиа в обучении.
3. Методы
- Методы обучения, направленные на формирование деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, личностно-ориентированное обучение, непрерывное и опережающее образование;
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
- Методы построения математических, компьютерных и информационных моделей с практической реализацией на основе технологий мультимедиа;
- Методы использования мультимедиа технологий в образовании: непрерывность их использования, всесторонний охват учебного процесса, дифференцированный подход, реализация активного и интерактивного диалога, обратной связи с обучаемым.
4. Организационные формы
- Модели использования технологий мультимедиа: изучения, существования, творчества, общения, управление собственной информацией и технологическим процессом;
- Поиск научно-методической мультимедийной информации сети Интернет;
- Организационные методы взаимодействия преподавателей и студентов с технологией мультимедиа: классно-урочная модель, проектно-групповая и индивидуальная деятельность.
5. Средства
- Модель специалиста, квалификационные требования, средства мультимедиа;
- Компьютерные обучающие программы, прикладное и специализированное программное обеспечение, инструментальные программные средства;
- Средства мультимедиа в обучении, учебно-методическое обеспечение по информационно-образовательным системам.
6. Контроль
- Текущий и итоговый контроль с использованием информационно-коммуникационных технологий и технологий мультимедиа;
1. Азизова Л. Н., Везиров Т. Г. Модель формирования готовности студентов политехнического колледжа к использованию мультимедийных технологий // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 2. С. 1415.
2. Панкратова О. П. Использование мультимедийных технологий в организации учебного процесса по дисциплине «Информатика» / Информационные технологии в социально-
1. Azizov L. N., Vezirov T. G. Model of forming the polytechnic college students' readiness tu use the multimedia technologies. Ekonomicheskie i
- Внедрение рейтинговой системы с использованием мультимедийных технологий, тестирование.
7. Планируемые результаты
- Совершенствование подготовки студентов политехнического колледжа и их готовность использовать мультимедийные технологии в профессиональной деятельности.
Заключение
Очевидные преимущества использования мультимедийных технологий (оперативное использование информации, подключение аудио и визуального материала и т. д.) в учебном процессе не вызывает сомнений. Их использование значительно повышает качество представления учебной информации, делает ее более понятной, наглядной и простой для усвоения. В нашей модели мы исходили из того, что практическая и теоретическая подготовка -это не механическое соединение теоретических и практических знаний, а довольно сложный взаимосвязанный комплекс научно обоснованного содержания, который обеспечивает такую готовность.
В процессе обучения мы используем программное обеспечение компании "1:С", "Кирилл и Мефодий", образовательные Интернет-ресурсы, что позволило нам сделать учебные занятия более насыщенными и динамичными, развить у обучаемых навыки работы с персональным компьютером, организовать самостоятельную работу обучающихся. Также на основе гипертекстовой технологии нами разработаны мультимедийный учебно-методический комплекс по курсу «Компьютерные сети» и электронное мультимедийное пособие по дисциплине «Информатика», которые установлены на компьютерах вычислительного центра колледжа.
экономическом развитии Ставропольского края // Материалы 55-й научно-практической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». Ставрополь: СГУ, 2010. С. 62-65.
3. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. М. : Дрофа, 2008. 312 с.
gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and Humanitarian researches of regions]. 2011. No 2. Pp. 14-15. (In Ruissian)
Литература
References
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
2. Pankratova O. P. The use of multimedia technologies in the educational process on discipline "Computer Science". Informatsionnye tekhnologii v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii Stavropol'skogo kraya. Materialy 55-y nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley i stu-dentov «Universitetskaya nauka - regionu» [Information technologies in social and economic development of the Stavropol Territory: Proceedings
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Азизова Лилия Насруллаховна, канди-тат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники (ИиВТ), факультет физики, математики и информатики (ФФМиИ), ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Эсетов Ферхад Эзединович, кандитат педагогических наук, доцент кафедры ИиВТ, ФФМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Юсупов Юсуф Магомедгадиевич, старший преподаватель кафедры ИиВТ, ФФМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 12.07.2016 г.
of the 55th scientific conference of teachers and students, "University Science - to Region"] Stavropol: SSU, 2010. Pp. 62-65.
3. Robert I. V., Panyukova S. V., Kuznetsov A. A., Kravtsova A. Yu. Informatsionnye i kommu-nikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie [Information and communication technologies in education: textbook]. Moscow: Drofa Publ., 2008. 312 p.
AUTHOR INFORMATION Affiliations
Liliya N. Azizova, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Computer Science and Engineering (CSE), the faculty of physics, mathematics and informatics (FFMI), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Ferkhad E. Esetov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of CSE, FFMI, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] Usuf M. Yusupov, senior lecturer, the chair of CSE, FFMI, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 12.07.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37 / UDC 37
Проблемы тьюторского сопровождения в современном образовании
©2°i6 Велиева С. Г., Гасанова М. Д., Аминтаева С. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучение проблем тьюторского сопровождения в современном образовании. Методы. Анализ научной литературы, беседа. Результаты. Изучив литературу, проанализировав сформулированные разными авторами понятия тьюторского сопровождения, мы предлагаем свою формулировку понятия, которое является лейб-мотивом всего нашего исследования. Тьюторсво предполагает длительную совместную деятельность в активном режиме тьютора и учащихся. Выводы. Тьютор должен быть человеком творческим, компетентным в своей специальности, имеющим высокий уровень общей культуры, обладающим педагогическим тактом, способностью к эмпатии, артистизмом.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождения, педагог, учащийся.
Формат цитирования: Велиева С. Г. Проблемы тьюторского сопровождения в современном образовании // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 19-23.