ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)
УДК 374.3
Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Management of Education, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Veliyeva S.G., teaching assistant, Department of Management of Education, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF ACTUALIZATION OF FUNCTIONS OF A TUTOR IN GENERAL EDUCATION. The article presents results of a study of the formation of tutoring in Russia, the process of its modernization and realizing the principle of individualization and the process of pedagogical support as the basis of tutoring activities. The analysis of the present state of education shows that the greatest demand becomes the pedagogical activity, which should be based on the ideas of humanization of education, i.e. the teacher should help more to students. The researchers consider functions of a tutor and ways of their implementation in the context of psychological and pedagogical support in forming of an individual professional route. The work defines functions of the tutor, the nature of tasks that he needs to solve, when he works with students.
Key words: tutor, tutor's support, features, education, educator, student.
З.К. Багирова, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
С.Г. Велиева, ассистент каф. управления образованием, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ТЬЮТОРА В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлены результаты исследования становления тьюторства в России, процесса его модернизации и реализации принципа индивидуализации и процесса педагогического сопровождения как основы тьюторской деятельности. Анализ сегодняшнего образования показывает, что наибольшей востребованностью становится педагогическая деятельность, которая должна основываться на идеях гуманизации образования, т. е. педагог должен в большей мере помогать учащимся. В статье рассматриваются функции тьютора и способы их реализации в контексте психолого-педагогического сопровождения при создании индивидуального профессионального маршрута. Освещается характер задач в деятельности тьютора, которые он должен решать, занимаясь с обучающимися.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождения, функции, образование, педагог, учащийся.
С вступлением новых ФГОС ВО всех уровней образовательные организации ориентируют на то, чтобы уделять особое внимание формированию условий реализации основной образовательной программы. Одним из первых условий является качественная организация образовательного процесса. Образовательная организация является ресурсом развития индивидуализации, открытости, поддержки индивидуальной образовательной программы на всех уровнях образования, в том числе и в школе.
Разработкой индивидуальных образовательных программ учащихся, а так же сопровождения индивидуального образования в школе реализуется с помощью тьютора.
Термин тьюторство по содержанию объединяет в себе элементы из разных областей деятельности такие как: преподавание, консалтинг, тренинги, коучинг, наставничество.
На сегодняшний день - это особая педагогическая позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов [1, с. 2].
Анализируя работы многих авторов, таких, как Ю. Турчанинова, В.И. Слободчиков, Ю.К. Громыко, П.Г. Щедровицкий, Т.М. Ковалева и др., о назначении и содержании деятельности
тьютора, мы обнаружили как общее, так и разное, в понимании данного феномена, что объясняется историческими, педагогическими и организационными различиями, которые повлияли на особенности педагогической деятельности тьютора. Например, в одной позиции Ю.Л. Деражне, «Тьютор является важнейшим системообразующим компонентом, открытого образования, в котором он выполняет функции преподавателя, консультанта, методиста и наставника» [2, с. 5].
В другой позиции тьютора характеризуют как «наставника члена контингента обучающихся взрослых людей, осуществляющего постоянную помощь одному или нескольким взрослым, в решении вопросов организации обучения» [3, с. 14].
С точки зрения следующей позиции С.А. Щенникова, термин «тьютор» обозначен как «преподаватель-консультант-специалист в области организации образования и самообразования» [4, с. 527].
На обыденном языке понятие тьютор можно трактовать как наставник. В истории образования тьюторство формировалось параллельно культуре преподавания и обучения. Учитель и тьютор - взаимодополняющие позиции в целостном построении образования [5, с. 59].
Профессия тьютора востребована в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания,
где понимание требует персональных, личных усилий. Профессионализм тьютора, можно оценить следующими характеристиками:
во-первых, уровень профессиональных знаний;
во-вторых, уровень профессиональных умений или навыков;
в-третьих, способности к выполнению деятельности тьютора.
В нашей статье мы раскроем следующие функции тьютора и способы их реализации в образовании:
• организаторская функция;
• диагностическая функция;
• функция целеполагания;
• мотивационная функция;
• функция планирования;
• коммуникативная функция;
• функция контроля;
• методическая функция.
Деятельность традиционного педагога от деятельности тьютора отличается тем, что тьютор гораздо больше связан с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности учащихся. Данное обстоятельство требует освоения организаторской функции, которая включает следующие конкретные способы реализации:
- определение цели своей деятельности и деятельности учащихся;
- постоянное наблюдение за процессом деятельности учащихся;
- оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;
- оценку результатов взаимодействия тьютор - обучающийся и учебного процесса в целом;
- реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности учащихся;
Далее мы раскроем диагностическую функцию, которая даёт возможность объективно оценить происходящее, положительные и отрицательные стороны деятельности учащихся [6, с. 118]. В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:
- изучение первичных данных об обучающихся, т. е, возраст, место учебы, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.;
- определение индивидуальных особенностей учащихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);
- определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;
- определение и анализ опыта, знаний и умений, обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
Функция целеполагания составляет ядро работы тьютора. В данной функции тьютор должен формулировать различные цели такие как, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Долгосрочные цели ставятся на весь период обучения, а краткосрочные к конкретному этапу учебного процесса.
Тьютор реализовывая данную функцию должен решить следующие задачи:
- определение сущность содержания и специфики деятельности обучающихся;
- выделение наиболее часто встречающихся задач, которые должны решать непосредственно обучающиеся;
- формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (знать, уметь, владеть);
- согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение по индивидуальным программам. Для реализации осуществления этой функции необходимо решать следующие задачи:
- выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;
- формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;
- создать в группе учащихся положительную атмосферу, а так же оказывать помощь и поддержку друг другу;
- использовать различные методы обучения для стимулирования учебной мотивации;
- способствовать и поддерживать общение учащихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в регулировании действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. Результативное планирование в образовательном процессе основывается на умении:
- формировать учебные цели с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, опыта и др.);
- формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;
- определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;
- разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершённый цикл деятельности (введение, основная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;
- распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения).
Коммуникативная функция является одной из важных в профессиональной деятельности тьютора, так как на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися: при формировании группы, установлении взаимоотношений между тьютором и обучающимися, между самими обучающимися. Реализация данной функции предполагает следующее требования:
- необходимо быть открытым и доступным для обучающихся;
- понимать и руководствоваться в своей деятельности тезисом: «Один за всех и все за одного»;
- доброжелательные отношения с обучающимися, а так же партнерские взаимоотношения;
- нужно уметь организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;
Так же в своей деятельности тьютор реализовывает функцию контроля следующим образом:
- умеет анализировать задания обучающихся, и определить степень успешности обучения и образования;
- в письменных заданиях давать комментарии по поводу допущенных ошибок;
- оценивать качество выполненных заданий;
- корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);
- вести мониторинг заданий;
- оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Методическую функцию можно отнести к числу важных функций деятельности тьютора. Для реализации этой функции тьютору необходимо:
- создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
- разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;
- анализ и описание собственного тьюторского опыта;
- внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
Работа тьютора обучающимися имеет в себе определённые задачи, которые мы можем представить в виде последовательности: вхождение в деятельность, проблематизация, организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, рефлексия.
Все вышеуказанные нами функции позволяют сделать следующе заключение: большая часть рассматриваемых нами функций приходится выполнять всем тьюторам, однако в зависимости от этапа обучения некоторые функции могут изменяться.