Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности посредством рефлексивной технологии'

Развитие познавательной активности посредством рефлексивной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

Цель. Описание целостной образовательной концепции, в которой рефлексия рассматривается как некий универсальный механизм, действующий на протяжении всего процесса развития личности, как средство и метод развития познавательной активности, начиная с раннего детства. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, апробация образовательной концепции, анализ по единицам, обобщение опыта. Результаты. Описано своеобразие познавательной активности, определены задачи развития и роль рефлексии в этом процессе. Выводы. Обращение к периодизации психического развития позволило исследователю гипотетически определить сензитивные периоды в развитии познавательной активности в тесной связи с рефлексией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности посредством рефлексивной технологии»

факультет управления, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Аминтаева Саэдят Абдурахмановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образованием, факультет управления, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 12.07.2016 г.

mail: [email protected]

Saedyat A. Amintaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Education Management (EM), faculty of Management, DSPU, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

Received 12.07.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147 / UDC 378.147

Развитие познавательной активности посредством рефлексивной технологии

©2016 Гасанова Д. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Описание целостной образовательной концепции, в которой рефлексия рассматривается как некий универсальный механизм, действующий на протяжении всего процесса развития личности, как средство и метод развития познавательной активности, начиная с раннего детства. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, апробация образовательной концепции, анализ по единицам, обобщение опыта. Результаты. Описано своеобразие познавательной активности, определены задачи развития и роль рефлексии в этом процессе. Выводы. Обращение к периодизации психического развития позволило исследователю гипотетически определить сензитивные периоды в развитии познавательной активности в тесной связи с рефлексией.

Ключевые слова: познавательная активность, рефлексия, рефлексивная технология, субъект, субъективность, рефлексивность мышления.

Формат цитирования: Гасанова Д. И. Развитие познавательной активности посредством рефлексивной технологии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 23-28.

Development of Cognitive Activity by Means of Reflexive Technology

©2016 Diana I. Gasanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. The author of the article offers the complete educational concept in which the reflection is considered as the certain universal mechanism operating throughout all development of the personality as means and a method of development of informative activity, since the early childhood. Methods. The analysis of psychological and pedagogical literature, testing of educational concepts, analysis at units, generalization of experience. Results. The author of the article describes the originality of the cognitive activity, defines the tasks and the role of reflaction in this process. Conclusions. The researcher determines the senzitiv periods in development of the cognitive activity hypothetically, because he turn to a periodiza-tion of mental development in close connection with reflaction.

Keywords: cognitive activity, reflection, reflexive technology, subject, subjectivity, reflexivity of thinking.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

For citation: Gasanova D. I. Development of Cognitive Activity by Means of Reflexive Technology. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 2328. (In Russian)

Проблема формирования познавательной активности отражена как в работах отечественных так и зарубежных исследователей. Она была предметом размышлений философов (Н. А. Бердяев, Г. Гегель, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, В. В. Зеньковский, Г. В. Лейбниц, Н. А. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев и др.), ей были посвящены работы психологов (К. А. Абульханова-Славская, Г. С. Батищев, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Бо-жович, Л. С. Выготский, А. И. Красило, Н. С. Лейтес, А. К. Маркова, А. М. Матюшккин, С. Л. Рубинштейн и мн. др.), педагогами исследовались педагогические пути формирования познавательной активности (Б. П. Есипов, Г. М. Лебедев, Ф. И. Харламов, Г. И. Щукина, Т. И. Шамова и др.). Познавательной активности дают определение как в общепсихологическом так и в возрастном аспектах. До сих пор предметом обсуждений, научных дискуссий, исследований являются структура познавательной активности, ее динамика, возрастные особенности проявления и развития.

Все чаще в психологии познавательная активность рассматривается, как проблема восприятия образа мира (К. А. Абульхано-ва-Славская, 1999; Б. Г. Ананьев, 2001; Д. Б. Годовикова, 1984; А. Н. Леонтьев, 1983; С. Д. Смирнов, 1981 и др.). Исследователи рассматривают познавательную активность, как проявление непрерывного процесса построения образа мира через взаимодействие человека с окружающей действительностью. Направление активности познающего субъекта определяется тем, насколько объект познания включается в систему значений познающего субъекта. Через постижение предмета познания происходит достраивание субъективной картины мира. Такой подход позволяет рассматривать познавательную активность через призму представлений о мотивации.

Опираясь на идеи системно-деятель-ностного подхода, понимая рефлексию, как направленность своего сознания на себя, свой внутренний мир, как на предмет познания и созидания, мы рассматриваем познавательную активность в рефлексивном аспекте, как желание и способность познавать себя, как субъекта деятельности, отношений и мышления.

Целым рядом авторов [3-6] подчеркивается неэффективность традиционного обу-

чения, обеспечивающего лишь передачу знаний и выработку частных умений, но не развитие рефлексивного мышления обучаемых. Необходимость решения данной проблемы активизировало поиск разнообразных рефлексивных методов в учебной, профессиональной и других видах деятельности. Этим и объясняется, на наш взгляд, совершенствование и разнообразие рефлексивных методов, соответствующих специфическим целям и задачам, решаемым в каждом конкретном случае [1; 2; 8; 9; 11; 12 и др.].

Необходимым условием личностного и профессионального развития является рефлексивность мышления, способность смотреть на себя, свои смыслы, привычки, модели поведения и мышления, как на объект познания. Существенным препятствием личностного развития, профессионального становления и эффективности учебной деятельности может стать неспособность личности к самостоятельному обнаружению неэффективных стратегий поведения, мышления, общения и познания мира. В связи с чем, задачу развития познавательной активности посредством рефлексивных технологий мы считаем чрезвычайно актуальной.

В психологии так сложилось, что за термином «субъективность» закреплено понятие внутреннего мира человека, его идеальная реальность. Под субъектностью понимается способность человека быть субъектом. В ней проявляется активно-преобразующая функция личности. В субъектности представлен рефлексивный способ существования, который характеризуется наличием и фиксацией отношения к объективной действительности и проявляется в преобладании самоопределения над определением обстоятельствами [8].

В субъектности познания отражается активность личности, в субъективности -личностный смысл познавательного процесса. Это две неотъемлемых друг от друга стороны одного рефлексивного процесса, в котором зарождается и проявляется активное субъективное начало субъекта, познающего мир.

Эта идея и положена нами в основу построения концепции развития познавательной активности посредством рефлексивных технологий.

Несмотря на то, что рефлексивные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в процесс обучения, до сих пор не было создано целостной образовательной концепции, в которой бы рефлексия рассматривалась, как некий универсальный механизм, действующий на протяжении всего процесса развития личности, как средство и метод развития познавательной активности, начиная с раннего детства.

Рефлексия определяется, как основное новообразование младшего школьного возраста, однако истоки ее зарождения (предрефлексия) закладываются уже в раннем детстве. Хотя проявления предре-флексии не очень заметны для окружающих, именно они свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка (узнает себя в зеркальном отражении и на фотографиях, осознает свои желания и потребности, понимает свои некоторые переживания и чувства, называет себя в первом лице, дает оценку своим поступкам, знает «что такое хорошо и что такое плохо», переживает по поводу своего поведения, не одобряемого значимым для ребенка окружением, впервые начинает испытывать чувство вины и стыда).

Если чувство обиды проявляется, как эмоциональная реакция ребенка на отклоняющееся от его ожиданий поведение близких взрослых, то чувства стыда и вины, как более сложные социальные переживания, напрямую связаны с предрефлек-сивными процессами, так как возникают в результате не столько осознания ребенком несоответствия своего поведения ожиданиям значимого социального окружения, сколько благодаря чувствительности к этому несоответствию.

На наш взгляд, в онтогенезе траектория развития познавательной активности проходит через субъективные состояния, образы и значения для себя к познанию всеобщих предметных смыслов, норм и эталонов, к истинной познавательной активности субъекта познающего окружающий мир, от ориентировочного рефлекса, потребности во внешних впечатлениях, к любопытству, а от него к интересу, любознательности, самостоятельности и произвольности, как основам познавательной активности, и обратно к субъективности, как непреодолимой личностной потребности познавать окружающий мир и мир внутри себя.

Цель и методы исследования

Такое понимание стратегии развития познавательной активности позволяет нам последовательно и системно обозначить тактические ходы в применении методов и отборе содержания обучения, определить место, роль и функции рефлексии в этой траектории, т. е. создать рефлексивную технологию развития познавательной активности со всеми свойственными технологии параметрами.

В психолого-педагогических исследованиях в последнее время часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с техническим прогрессом. Зародившись в США и Англии в 60-е годы, оно прочно обосновалось как в психологической, так и педагогической науках.

Рефлексивные образовательные технологии, как разновидность педагогической технологии создаются в ответ на запрос конкретной педагогической задачи. Периодизация материала В нашем случае рефлексивная технология направлена на развитие познавательной активности субъектов познания. Как педагогическая технология она отвечает основным методологическим требованиям-критериям технологичности: концепту-альности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости.

Концептуальность рефлексивной технологии, направленной на развитие познавательной активности обеспечивается опорой на теоретические положения: единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), теорию познания и мышления (С. Л. Рубинштейн), теории психологической регуляции и системы деятельности (О. А. Конопкин, В. Д. Шадри-ков), понимание рефлексии, как механизма саморазвития и самовыражения личности (Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Кулюткин, А. В. Карпов, И. Н. Семенов, и др.), концепцию и основные положения теории и практики саногенной рефлексии (Ю. М. Орлов, С. Н. Морозюк).

Системность рефлексивной технологии обеспечивается логикой процесса познавательной деятельности и функциональной структурой рефлексии в общей архитектуре системы деятельности.

Так, функциональная структура рефлексии в общей архитектуре системы деятельности выглядит следующим образом:

В потребностно-мотивационном компоненте рефлексия проявляется, как функция определения познавательной ситуации, ориентации в своих познавательных

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016

потребностях, опредмечивании потребности в познании, следовательно, зарождении познавательного мотива.

В компоненте цели рефлексия выполняет функцию постановки цели, адекватной познавательной ситуации и своим познавательным потребностям.

В компоненте принятия решения рефлексия выступает, как функция выбора программы поведения в соответствии с целью познавательной ситуации.

В реализации программы познавательной деятельности рефлексия выполняет регулирующую функцию в соответствии с выбранной программой действий.

В компоненте индивидуальных качеств субъекта познавательной деятельности рефлексия выступает, как функция осозна-вания своих личностных качеств как субъекта познавательной деятельности, способствующих ее эффективности.

Воспроизводимость, как критерий педагогической технологии, подразумевающий повторение технологического процесса другими субъектами педагогической деятельности, в других сходных педагогических ситуациях, в рефлексивной технологии обеспечивается прозрачностью структуры познавательной деятельности, системной взаимосвязью всех ее компонентов с функциональной структурой рефлексии.

Структура рефлексивной технологии, направленной на развитие познавательной активности, выглядит следующим образом:

- концептуальная основа, как теоретическая база рефлексивной технологии. В качестве таковой мы опираемся на системно-деятельностную концепцию В. Д. Шадри-кова в определении механизмов и структуры процесса познания и обучения. Рефлексию при этом мы рассматриваем в качестве личностно-когнитивного механизма, обеспечивающего содержательную взаимосвязь, интеграцию всех структурных компонентов личности, единство операционально-предметной стороны мышления и личностных смыслов субъектов познания. Именно этот механизм рефлексии, делающий процесс познания субъектным и субъективным, обеспечивает познавательную активность субъекта познания;

- содержательную часть рефлексивной технологии составляют цели - общие - в универсальной структуре познавательного процесса согласно функции рефлексии в каждом структурномкомпоненте общей архитектуры психологической системы деятельности, цели - конкретные согласно

возрастным и индивидуальным особенностям субъектов познания и содержанию учебного материала;

- процессуальная часть рефлексивной технологии содержит системно взаимосвязанные элементы: организация процесса познания, обеспечивающая развитие познавательной активности; рефлексивные методы и формы учебной деятельности и деятельности обучения, активизирующие процесс познания; рефлексивные методы регуляции познавательных процессов; методы самодиагностики результативности.

Признаками рефлексивной технологии, направленной на развитие познавательной активности субъекта познания, являются: во-первых - направленность технологического процесса на активизацию личностной рефлексии, как способа постижения себя, своих личностных смыслов, интересов, желаний, потребностей и переживаний (субъективный аспект); во-вторых - направленность технологического процесса на операционально-предметную сторону мышления, осознание субъектом познания своего стиля мышления, своих познавательных способностей, мотивацию на саморазвитие и освоение новых способов, средств и технологий познания (субъектный аспект).

Определение содержания нашей экспериментальной программы осуществлялось на основе компетентностного подхода. Формирование профессионала, осуществляющего свою деятельность в системе «человек-человек», предполагает наличие у субъектов профессиональной деятельности таких качеств, которые смогли бы обеспечить ее эффективность в любых непредсказуемых профессиональных ситуациях. Учебный процесс и содержание подготовки педагогов нуждаются в специальных психологических средствах изучения, развития и изменения личности.

Заключение

Становление профессионала, функционирующего в системе «человек-человек» невозможно без рефлексии, без продуктивного рефлексивного анализа себя, своих конфликтных смыслов и противоречий. Без рефлексии невозможны позитивные изменения в личностно-смысловом и предметно-операциональном планах сознания.

Неспособность личности к самостоятельному обнаружению неэффективных стратегий поведения может стать существенным ограничителем в профессиональном становлении и эффективности учебной деятельности. В связи с чем, задача развития

рефлексии у обучаемых выступает, как одна из актуальных в нашем исследовании.

Однако реальность такова, что сам факт осознания неконструктивных моделей поведения, неэффективных стратегий, мешающих реализации профессиональных функций, освоению профессии, еще не гарантирует их коррекции, позитивного изменения. Объективация лишь инициирует рефлексивные процессы и, в первую очередь, личностную рефлексию, функционирование

1. Алексеев Н. Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалистов / Тезисы докладов и сообщений. Новосибирск: изд-во НГУ, 1984. С. 100-102.

2. Алексеева Л. Н. Организация сознания и рефлексии в образовательных учреждениях // Психология сегодня // Материалы первой научной конференции. М., 1996. Т. 2, вып. 3. С. 94-95.

3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. М., 1977. 523 с.

4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 15-23.

5. Барашков П. Н., Житницкий М. И., Захаров М. А. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе. Л. : ВАС им. С. М. Буденного, 1990. 212 с.

6. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 185 с.

1. Alekseev N. G. The ability to reflect as a significant component of the intellectual culture of the modern specialist. Tezisy dokladov i soob shcheniy [Problems and methods of forming the specialists'intellectual culture. Theses of reports and messages]. Novosibirsk, NSU Publ., 1984. P. 100-102. (In Russian)

2. Alekseeva L. N. Organization of the consciousness and the reflection in educational institutions. Psikhologiya segodnya. Materialy pervoy nauchnoy konferentsii [Psychology today. Proceedings of the first scientific conference]. Moscow, 1996. Vol. 2, issue 3. P. 94-95. (In Russian)

3. Babansky Yu. K. Optimizatsiya protsessa obrazovaniya [Optimization of the educational

которой часто приводит к непродуктивным вариантам мышления, что отражается в формах реагирования и поведении. Таким образом, сам характер рефлексии, стереотипы и шаблоны мышления, сопровождающие этот процесс, могут выступать в качестве главных ограничителей в освоении новых форм поведения. Мы считаем необходимым развитие особой личностной рефлексии (саногенной)1, обеспечивающей решение выше обозначенных проблем.

7. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.

8. Гасанова Д. И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 69-77.

9. Лушпаева Е. В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1989. С. 74-83.

10. Лысенко В. В. Влияние саногенной рефлексии на компоненты саморегуляции: Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002. С. 22.

11. Марчукова С. Ф. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации социально-психологической адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 140 с.

12. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышение эффективности учебной деятельности. М., 2001. 164 с.

process]. Moscow, 1977. 523 p. (In Russian)

4. Baydenko V. I. Competences in the professional education (to the development of the competence-based approach). Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2004. No. 11. P. 15-23. (In Russian)

5. Barashkov P. N., Zhitnitsky M. I., Zakharov M. A. Intensifikatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa v vuze [Intensification of the educational process at University]. Leningrad, S. M. Budyonny MAC, 1990. 212 p. (In Russian)

6. Bespalko V. P. Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya [Pedagogy and progressive educational technologies]. Moscow, 1995. 185 p.

Литература

References

1 Под саногенной рефлексией понимается мышление, направленное на конструктивное решение внутренних проблем испытуемого, а именно, на снижение страдания от переживаемой отрицательной эмоции, в частности обиды, вины, стыда, страха неудачи и других эмоций.

7. Bespalko V. P. Slagaemye pedagog- tional technology]. Moscow, Pedagogy Publ., icheskoy tekhnologii [Components of the educa- 1989. 192 p.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

8. Gasanova D. I. Reflective technologies of forming the cognitive activity at different age levels. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2014. No. 5. P. 69-77.

9. Lushpaeva E. V. Razvitie refleksii v ob-shchenii sredstvami sotsial'no-psikhologicheskogo treninga [Development of the reflection in the communication by means of the social-psychological training]. Dis. ... Ph. of Psychology Moscow, 1989. P. 74-83.

10. Lysenko V. V. Vliyanie sanogennoy refleksii na komponenty samoregulyatsii [The influence of the sanogenic reflection on the self-regulation components]. Abstract of diss. ... Ph. of Psychology. Moscow, 2002. P. 22.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гасанова Диана Имиралиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогических технологий и методик, факультет дошкольного образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 14.07.2016 г.

11. Marchukova S. F. Sanogennaya refleksi-ya kak faktor optimizatsii sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii kursantov obra-zovatel'nykh uchrezhdeniy MVD Rossii [The sanogenic reflection as a factor in the optimization of the socio-psychological adaptation of students of educational institutions of MIA of Russia]. Diss. ... Ph. of Psychology. Moscow, 2005. 140 p.

12. Morozyuk S. N. Sanogennaya refleksiya kak faktor optimizatsii aktsentuatsiy kharaktera i povyshenie effektivnosti uchebnoy deyatel'nosti [The sanogenic reflection as a factor of optimization of the character accentuations and increasing the training activities efficiency]. Moscow, 2001. 164 p.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Diana I. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogical Theories and Methods (PTM), faculty of Preschool Education (FPE), DSPU, Makhachkala, Russia: e-mail: [email protected]

Received 14.07.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147 / UDC 378.147

Дистанционные образовательные технологии в системе подготовки специалистов в области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информационных технологий

©2016 Гасанова З. А.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью исследования было определение психолого-педагогических условий и построение модели использования дистанционных образовательных технологий в профессиональной подготовке будущих ИТ-специалистов. Методы. Комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования двух уровней - теоретические и эмпирические методы. Результаты. Разработана и апробирована модель использования дистанционных образовательных технологий в профессиональной подготовке студентов ИТ-специальностей. Выводы. Результаты исследования демонстрируют эффективность разработанной модели применения дистанционных образовательных технологий в подготовке ИТ-специалистов.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, ИТ-специалист, модель обучения, профессиональная подготовка, электронный курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.