Научная статья на тему 'Рефлексивные технологии реализации компетенций в подготовке будущих педагогов дошкольного образования'

Рефлексивные технологии реализации компетенций в подготовке будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВО) / РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ И ЗАДАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

Целью исследования является изучение проблемы внедрения рефлексивных технологий в образовательный процесс вуза. Методы. Представлена программа реализации компетенций в процессе изучения дисциплины. Представлены рефлексивные методы в соответствии с формируемыми компетенциями. Результат. Компетентностно-ориентированнная модель подготовки выпускников с высшим образованием предполагает внедрение рефлексивных методов, направленных на осознание студентами тактических и стратегических целей образования. Вывод. Внедрение рефлексивных технологий позволит сделать образовательный процесс для студентов личностно значимым, в котором каждый студент сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить профессиональные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексивные технологии реализации компетенций в подготовке будущих педагогов дошкольного образования»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Гаджиагаев Сираджудин Магомедович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра спортивных единоборств (СЕ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Рагимова Наида Шакировна, соискатель, кафедра СЕ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Гаджиагаев Темирджан Сираджуди-нович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]

Ибрагимов Абукай Джамалудинович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, Дагестанский государственный аграрный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 11.07.2017 г.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Siradzhudin M. Gadzhiagaev, Ph. D.

(Pedagogy), professor, the chair of Combat Sports (CS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Naida Sh. Ragimova, applicant, the chair of CS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Temirdzhan S. Gadzhiagaev, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of CS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Abukai D. Ibragimov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Physical Training, Dagestan State Agrarian University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 11.07.2017.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 371.9

Рефлексивные технологии реализации компетенций

в подготовке будущих педагогов дошкольного образования

© 2017 Гасанова Д. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение проблемы внедрения рефлексивных технологий в образовательный процесс вуза. Методы. Представлена программа реализации компетенций в процессе изучения дисциплины. Представлены рефлексивные методы в соответствии с формируемыми компетенциями. Результат. Компетентностно-ориентированнная модель подготовки выпускников с высшим образованием предполагает внедрение рефлексивных методов, направленных на осознание студентами тактических и стратегических целей образования. Вывод. Внедрение рефлексивных технологий позволит сделать образовательный процесс для студентов личностно значимым, в котором каждый студент сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить профессиональные способности.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), рефлексивная технология, компетенция, рефлексивные методы и задания, самообразование, самовоспитание.

Формат цитирования: Гасанова Д. И. Рефлексивные технологии реализации компетенций в подготовке будущих педагогов дошкольного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 61-66.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017

Reflective Technologies of Competences Realization in Training of Future Preschool Teachers

© 2017 Diana I. Gasanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to study the problems of implementation the reflective technologies in educational process of university. Methods. Competences implementation program is presented in the process of study the discipline. Reflective methods are presented in accordance with forming competences. Result. Competence-based form of training the graduates supposes the implementation of reflective methods point to realization by students the tactical and strategic aims of education. Conclusion. Implementation of reflective technologies will allow to make the educational process for the students more personally valuable, in which every student can reach his full potential, show the occupational abilities.

Keywords: Federal State Educational Standart of Higher Education (FSES of HE), reflective technology, competence, reflective methods and tasks, self-education, self-improvement.

For citation: Gasanova D. I. Reflective Technologies of Competences Realization in Training of Future Preschool Teachers. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 61-66. (In Russian)

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), в зависимости от выбираемых вузом видов деятельности, могут иметь специфику в реализации. Практика разработки и экспертиза основных профессиональных образовательных программ дали возможность точнее приблизить индикаторы достижений формируемых компетенций к содержанию дисциплин базовой и вариативной части, а также к особенностям различных видов практики. Преимущественно во всех основных профессиональных образовательных программах профилей бакалавриата в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ) по направлению 44.03.0l Педагогическое образование (уровень бакалавриата) определены педагогическая и проектная виды деятельности. Одной из задач по ФГОС ВО в педагогической деятельности является профессиональная задача - осуществление профессионального самообразования и личностного роста; в проектной деятельности-моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Решая профессиональные задачи в качестве планируемых результатов обучения, идет формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций.

Особое значение для формирования профильности обучения имеют специальные компетенции, которые формулируются разработчиками Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки и профилю.

Рассмотрим компетенции ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиля «Дошкольное образование», которые формируются в процессе освоения дисциплины «Технологии самообразования и самовоспитания». Общекультурная компетенция № 6 направлена на формирование способности к самоорганизации и самообразованию; профессиональная компетенция № 10 - проектирование траектории своего профессионального роста и личностного развития. Мы дополнили ОПОП по профилю «Дошкольное образование» специальными компетенциями, одна из которых - способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий. В своем исследовании мы апробировали рефлексивные технологии как средство вышеперечисленных компетенций. Апробация данной технологии проходила в процессе изучения дисциплин учебного плана по профилю «Дошкольное образование» и учебной профессионально-проектировочной практики.

Курс «Технологии самообразования и самовоспитания» разработан для студентов 2 курса, обучающихся по направлению

«Педагогическое образование» профиля «Дошкольное образование». В процессе курса «Технологии самообразования и самовоспитания» студенты получают не только теоретические аргументы в необходимости самообразования и самовоспитания, но и практические методы, приемы работы над собой (развитие памяти, мышления, воли, характера, воображения). Студенты учатся правильно строить самообразовательную деятельность, подбирать приемы, средства и формы работы над собой. В процессе курса студенты убеждаются в необходимости регулярно осуществлять самоанализ и самооценку успешности овладения социально-профессиональной деятельностью на всех этапах обучения в вузе. Самовоспитание имеет относительную самостоятельность, которая обусловлена в основном социальной природой человека и тем, что в процессе самовоспитания совпадают объект и субъект воспитания. Это позволяет личности при сознательном и активном подходе к собственному формированию добиваться успехов в своем интеллектуальном, духовном, физическом развитии.

Целью освоения учебной дисциплины являются: обеспечить готовность студентов к осуществлению самообразования и самовоспитания в течение всей жизни.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- этапы самообразовательной и самовоспитательной деятельности;

- способы профессионального самопознания и саморазвития.

уметь:

- диагностировать индивидуальный уровень сформированности профессионально важных личностных качеств;

- разрабатывать программу личностного профессионально-педагогического саморазвития;

владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений, личностных качеств.

Апробируя курс, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной образовательной технологией является рефлексивная. В современной литературе в последнее время широко применяется понятие рефлексии. Рефлексия - это качество личности, спо-

собность педагога быть сосредоточенным не на предмете собственной деятельности, а на самой деятельности и себе как ее субъекте. Рефлексия в науке рассматривается на различных уровнях: от осознания педагогом своей деятельности и ее результатов до осмысления задач педагогики в современных условиях. Таким образом, выделяют «практическую» рефлексию, составляющую интеллектуальной деятельности человека, которая состоит из механизмов планирования, корректировки собственной педагогической деятельности, самообразования, и рефлексию в широком смысле, как логическое основание человеческого познания [3].

Методы исследования для обучения

В образовательном процессе педагог может научить рефлексии своих студентов. Ключевым моментом рефлексивного обучения является постановка студента в позицию активного субъекта собственной деятельности и развитие у него способности к самоуправлению.

Самообразование - это процесс, в котором человек выступает по отношению к себе и как «Я - ученик», и как «Я - учитель». Управление собственной учебно-познавательной деятельностью возникает у студента по мере того, как он осознает управляющие функции педагога и обращает их на самого себя. Рефлексивный подход в обучении дает возможность студенту:

- выявлять известные для себя моменты и неизвестные;

- уметь планировать, формулировать задачу и продумывать ее реализацию;

- воплощать запланированное: находить необходимый учебный материал, прорабатывать его;

- отслеживать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий.

- давать оценку и рефлексировать свои учебные действия, сопоставлять их с намеченными целями.

- строить перспективные направления работы.

Каков механизм рефлексии, включающий развитие навыков мышления и творчества студента и формирование профессионально важных качеств педагога дошкольного образования? Преподаватель вправе выбирать образовательные технологии, открывающие возможность использовать инновации и сохранять лучшие традиции [4].

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017

Результаты и обсуждение

Новые педагогические технологии могут выступать как инструмент, усиливающий рефлексивные процессы. Отдельные рефлексивные технологии могут стать «учителем рефлексии». Инновационные образовательные технологии, такие, как метод проектов, педагогические мастерские, дебаты, исследовательские и дискуссионные технологии,

кейс-метод, технология портфолио, построены на рефлексии и в полной мере могут быть отнесены к технологиям определенного характера, технологиям по «обучению мышлению». Рассмотрим тематический план занятий по курсу «Технологии самообразования и самовоспитания» и рефлексивный подход формирования компетенций в процессе данной дисциплины.

№ Тема занятия Реализуемая компетенция Методы Рефлексивные задания

1. Теоретические аспекты самообразования и самовоспитания как деятельности способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (СК-6) эссе, проективный метод, рисуночный метод, рефлексивный диалог 1. Осознание себя в настоящем и будущем с помощью проективного рисунка. Инструкция: нарисуйте себя в настоящем, используя цветные карандаши, фломастеры или краски. На другом листе нарисуйте, каким вы себя видите в будущем. Ответьте на следующие вопросы: что вы изобразили? Каков ваш замысел? Какие чувства у вас вызывают рисунки? Какой вы в настоящем? Каким хотите стать в будущем? Что для этого необходимо сделать? 2. Синквейн понятий «самообразование», «самовоспитание».

2. Самовоспитание как результат и условие воспитания способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (СК-6) рефлексивный дневник оценивание составление ментальных карт презентация 1. В каждом виде самовоспитания выделить ключевые проблемы, которые волнуют молодежь на современном этапе. Рефлексия по следующей схеме: 1) какова проблема; 2) возможные причины ее возникновения; 3) лица, ответственные за решение данной проблемы; 4) возможные пути решения 2. Обзор художественных произведений, где студентом выбирается герой, демонстрирующий положительный образ

3. Возможности самовоспитания в различные возрастные периоды способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (СК-6) кейс-задания решение педагогических ситуаций Составить план самообразовательной и деятельности по схеме: 1. Характеристика самообразовательной деятельности 2. Методы самообразования 3. Развития познавательной активности 4. Составить программу самообразования (каждый составляет для себя)

4. Аутогенная тренировка как метод самовоспитания человека способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного разви- рефлексивный дневник решение педагогических ситуаций 2. Составить слова-формулы по воспитанию у себя положительных качеств и устранению отрицательных качеств

тия (ПК-10) способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (СК-6) тренинг

5. Формирование культуры самовоспитания личности способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (СК-6) проектные технологии составление портфо-лио Составление программы самовоспитания каждым студентом: 1. Сущность процесса самовоспитания. 2. Этапы самовоспитания. 3. Методы самовоспитания. 4. Составить программу самовоспитания (каждый составляет для себя).

6. Характеристика процесса самообразования и развитие познавательных способностей способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (СК-6) решение практических ситуаций игровые технологии 1. Оцените с точки зрения создания благоприятных условий для саморазвития следующие педагогические утверждения: - любой ребенок нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых; - строгий воспитатель (учитель) в конечном итоге оказывается лучше, чем мягкий; - излишняя любовь портит детей; - ребенка нужно всячески ограждать от совершения ошибок; - ребенок должен в своей жизни следовать предписаниям родителей, ведь они желают ему добра; - ребенку нельзя предоставлять свободу, иначе он выберет совсем не то, что нужно. ... Продолжите этот список самостоятельно. Вопрос: какие на ваш взгляд условия должны быть созданы дома и в образовательном учреждении, чтобы самопознание и саморазвитие были эффективными? 2. Ребенок перед выполнением даже несложного задания выражает сомнения в том, что он с ним справится: «Я не сумею», «Я не могу», «У меня не получится» и т. п. Вопросы: с какой личностной особенностью мы сталкиваемся в данном случае? Как организовать работу с таким ребенком? 3. Младший школьник очень волнуется, когда отвечает в классе у

66 ••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017

Заключение

Таким образом, для самообразования важно развитие способности человека к самомотивации, саморегуляции и само-

1. Гасанова Д. И. Экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3. С. 156-163.

2. Лысенко В. В. Влияние саногенной рефлексии на компоненты саморегуляции. Авто-

1. Gasanova D. I. Experimental plan for the development of cognitive activity of students through by reflexive technology. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and social educational thought]. 2016. Vol. 8. No. 3. Pp. 156-163. (In Russian)

2. Lysenko V. V. Vliyanie sanogennoy refleksii na komponenty samoregulyatsii [The influence of the sanogenic condition of reflection to make components of self-regulation stand out]. Extended Abstract of diss. Ph. D (Psychology). Moscow.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гасанова Диана Имиралиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научной работе и информатизации, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

доски: краснеет, запинается, путается и т. п.

Вопросы: с какой личностной характеристикой здесь мы имеем дело? Как помочь такому ребенку?

4. Привести примеры игровых упражнений, заданий на развитие внимания, памяти, мышле-__ния, воображения._

оценке учебной деятельности. Развитие этой способности происходит лишь в самой деятельности и в ее осмыслении, основанной на рефлексии.

реф. дисс ... канд. психол. наук. Москва, 2002. 22 с.

3. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышение эффективности учебной деятельности. М., 2001. 164 с.

4. Орлов Ю. М. Обида. Вина. Монография. М. : Слайдинг, 2011. 96 с.

22 p. (In Russian)

3. Morozyuk S. N. Sanogennaya refleksiya kak faktor optimizatsii aktsentuatsiy kharaktera i pov-yshenie effektivnosti uchebnoy deyatel'nosti [Sanogenic reflection as a factor of optimization of character accentuations and increase of educational activity efficiency]. Moscow, 2001. 164 p. (In Russian)

4. Orlov Yu. M. Obida. Vina. Monografiya [Insult. Guilt. Monograph]. Moscow, Slaiding Publ., 2011. 96 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Diana I. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, deputy dean for Research and Informatization, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Литература

References

Принята в печать 11.07.2017 г.

Received 11.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.