Научная статья на тему 'Экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии'

Экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ НАВЫКИ / ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / COGNITIVE ACTIVITY / REFLECTIVE TECHNOLOGY / SANOGENIC REFLECTION / ACADEMIC SUCCESS / REFLECTIVE SKILLS / DEVELOPMENT TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

Считая задачу развития познавательной активности чрезвычайно актуальной, автор в данной статье представил конкретный экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии. Рефлексия, на взгляд автора, повышает познавательную активность в силу того, что придает процессу познания черты субъектности и субъективности (в субъектности познания отражается активность личности, в субъективности личностный смысл содержания познания и познавательного процесса). Цель работы изучение возможностей рефлексивной технологии в повышении познавательной активности студентов. Объект исследования познавательная активность субъектов познания. Предмет исследования рефлексивные образовательные технологии как средство развития познавательной активности субъектов познания. На констатирующем этапе диагностировались особенности познавательной активности, выраженной в показателях академической успешности, степени трудности-легкости учения, эмоциональном отношении к учению (нравится не нравится учиться), любознательности, интернальности достижений и рефлексии студентов экспериментальной и контрольной групп. На формирующем этапе исследования апробировалась рефлексивная технология повышения познавательной активности студентов экспериментальных групп. На контрольном этапе осуществлялась повторная диагностика особенностей познавательной активности, выраженной в показателях академической успешности и рефлексии будущих педагогов экспериментальных и контрольной групп. В результате такого эксперимента продолжительностью в два семестра у студентов существенно повысилась рефлексивность мышления, сформировались рефлексивные навыки, появилась потребность в самопознании и развитии. Существенно возросла познавательная активность, выраженная в показателях академической успешности, трудности-легкости учения, эмоциональноположительного отношения к учебе, положительного отношения к содержанию и методам обучения, интернальности, потребности в познании, достижений, любознательности. В уникальной авторской программе развития познавательной активности представлены все признаки рефлексивной технологии: концептуальность, системность, эффективность и воспроизводимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIMENTAL PLAN OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY BY MEANS OF THE REFLECTIVE TECHNOLOGY

Considering the problem of the cognitive activity development is extremely topical, the author of the article represents the concrete experimental plan for the development of the students’ cognitive activity by means of the reflective technology. In the author's opinion, the reflection increases the cognitive activity, by virtue of giving the process of learning the subjectness and subjectivity features (the subjectness of the cognition reflects the individual's activity, while the subjectivity reflects the personal meaning of the content of the cognition and the cognitive process). The aim of the paper is studying the possibilities of the reflective technology in enhancing the students’ cognitive activity. The object of the study is the cognitive activity of the cognition subjects. The subject of the research is the reflexive educational technologies as a means of developing the cognition subjects’ cognitive activity. At an ascertaining stage the author diagnosed the cognitive activity peculiarities, expressed in the academic success indicators, the degree of the learning difficulty/easiness, the emotional attitude towards the learning (like/doesn’t like to learn), curiosity, the internality of achievements and students’ reflection in the experimental and the control groups. At a forming stage of the research the author approved the reflective technology of increasing the students’ cognitive activity in the experimental groups. At a control stage she performed the repeated diagnostics of the cognitive activity peculiarities, expressed in the academic success indicators and future teachers’ reflection in the experimental and control groups. As a result of the experiment, which lasted during 2 semesters the students’ reflexivity of thinking became significantly increased, their reflective skills were developed, and the need for self-cognition and development appeared. Their cognitive activity was substantially increased, expressed in the academic success indicators, difficulty/easiness of learning, the emotional positive attitude towards the study, the positive attitude towards the learning content and methods, the internality, the need for cognition knowledge and achievements, the curiosity. The author's unique program of the cognitive activity development has all signs of the reflexive technology: conceptuality, consistency, efficiency and reproducibility.

Текст научной работы на тему «Экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии»

УДК: 378.147

ГАСАНОВА Диана Имиралиевна, Дагестанский государственный педагогический университет,

г. Махачкала, Россия [email protected]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Считая задачу развития познавательной активности чрезвычайно актуальной, автор в данной статье представил конкретный экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии. Рефлексия, на взгляд автора, повышает познавательную активность в силу того, что придает процессу познания черты субъектности и субъективности (в субъектности познания отражается активность личности, в субъективности - личностный смысл содержания познания и познавательного процесса). Цель работы - изучение возможностей рефлексивной технологии в повышении познавательной активности студентов. Объект исследования - познавательная активность субъектов познания. Предмет исследования - рефлексивные образовательные технологии как средство развития познавательной активности субъектов познания. На констатирующем этапе диагностировались особенности познавательной активности, выраженной в показателях академической успешности, степени трудности-легкости учения, эмоциональном отношении к учению (нравится - не нравится учиться), любознательности, ин-тернальности достижений и рефлексии студентов экспериментальной и контрольной групп. На формирующем этапе исследования апробировалась рефлексивная технология повышения познавательной активности студентов экспериментальных групп. На контрольном этапе осуществлялась повторная диагностика особенностей познавательной активности, выраженной в показателях академической успешности и рефлексии будущих педагогов экспериментальных и контрольной групп.

В результате такого эксперимента продолжительностью в два семестра у студентов существенно повысилась рефлексивность мышления, сформировались рефлексивные навыки, появилась потребность в самопознании и развитии. Существенно возросла познавательная активность, выраженная в показателях академической успешности, трудности-легкости учения, эмоционально-положительного отношения к учебе, положительного отношения к содержанию и методам обучения, интерналь-ности, потребности в познании, достижений, любознательности.

В уникальной авторской программе развития познавательной активности представлены все признаки рефлексивной технологии: концептуальность, системность, эффективность и воспроизводимость.

Ключевые слова: познавательная активность, рефлексивная технология, саногенная рефлексия, академическая успешность, рефлексивные навыки, траектория развития.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-156-163

Diana I. GASANOVA, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia [email protected]

THE EXPERIMENTAL PLAN OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY BY MEANS OF THE REFLECTIVE

TECHNOLOGY

Considering the problem of the cognitive activity development is extremely topical, the author of the article represents the concrete experimental plan for the development of the students' cognitive activity by means of the reflective technology. In the author's opinion, the reflection increases the cognitive activity, by virtue of giving the process of learning the subject-ness and subjectivity features (the subjectness of the cognition reflects the individual's activity, while the subjectivity reflects the personal meaning of the content of the cognition and the cognitive process). The aim of the paper is studying the possibilities of the reflective technology in enhancing the students' cognitive activity. The object of the study is the cognitive activity of the cognition subjects. The subject of the research is the reflexive educational technologies as a means of developing the cognition subjects' cognitive activity. At an ascertaining stage the author diagnosed the cognitive activity peculiarities, expressed in the academic success indicators, the degree of the learning difficulty/easiness, the emotional attitude towards the learning (like/doesn't like to learn), curiosity, the internality of achievements and students' reflection in the experimental and the control groups. At a forming stage of the research the author approved the reflective technology of increasing the students' cognitive activity in the experimental groups. At a control stage she performed the repeated diagnostics of the cognitive activity peculiarities, expressed in the academic success indicators and future teachers' reflection in the experimental and control groups. As a result of the experiment, which lasted during 2 semesters the students' reflexivity of thinking became significantly increased, their reflective skills were developed, and the need for self-cognition and development appeared. Their cognitive activity was substantially increased, expressed in the academic success indicators, difficulty/easiness of learning, the emotional positive attitude towards the study, the positive attitude towards the learning content and methods, the internality, the need for cognition knowledge and achievements, the curiosity. The author's unique program of the cognitive activity development has all signs of the reflexive technology: conceptuality, consistency, efficiency and reproducibility.

Keywords: cognitive activity, reflective technology, sanogenic reflection, academic success, reflective skills, development trajectory

В настоящее время актуализируется проблема повышения качества образования в соответствии с мировыми тенденциями и требованиями. Смена образовательной парадигмы от знаниево-просветительской к личностно-смысловой влечет за собой не только изменение содержания образования, но и требует образовательных технологий, отвечающих потребностям нового времени.

Существенным препятствием личностного развития, профессионального становления и эффективности учебной деятельности может стать неспособность личности к самостоятельному самообразованию, обнаружению неэффективных стратегий поведения, общения и познания

мира. В связи с чем задачу развития познавательной активности посредством рефлексивных технологий мы считаем чрезвычайно актуальной [1].

Несмотря на то, что рефлексивные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в процесс обучения, до сих пор не было создано целостной образовательной концепции, в которой бы рефлексия рассматривалась как некий универсальный механизм, действующий на протяжении всего процесса развития личности, как средство и метод развития познавательной активности, начиная с раннего детства.

Наш экспериментальный план был направлен на проверку теоретического предположения о том, что познавательная активность субъекта познания обеспечивается единством операционально-предметной стороны мышления и его личностными смыслами, при условии их включения в мыслительный процесс.

Экспериментальная апробация рефлексивной технологии осуществлялась на студенческой выборке.

В качестве респондентов выступали студенты Московского государственного педагогического университета в количестве 90 человек.

Цель эксперимента: изучение возможностей рефлексивной технологии в повышении познавательной активности студентов.

Объект исследования - познавательная активность субъектов познания.

Предмет исследования - рефлексивные образовательные технологии как средство развития познавательной активности субъектов познания.

При построении наших экспериментальных гипотез мы исходили из того, что:

1) познавательная активность субъекта познания обеспечивается единством операционально-предметной стороны мышления и его личностными смыслами, при условии их включения в мыслительный процесс;

2) включение личностных смыслов в мыслительный процесс происходит с помощью рефлексии как личностно-когнитивного механизма, обеспечивающего содержательную взаимосвязь, интеграцию всех структурных компонентов личности;

3) повышение познавательной активности происходит в силу того, что рефлексия придает процессу познания черты субъектности и субъективности (в субъектности познания отражается активность личности, в субъективности - личностный смысл содержания познания и познавательного процесса);

4) в онтогенезе траектория развития познавательной активности проходит через личностный смысл от субъективности к истинной произвольной познавательной активности субъекта, познающего окружающий мир, от ориентировочного рефлекса, потребности во внешних впечатлениях, к любопытству, а от него - к интересу, любознательности, самостоятельности и произвольности, как основ познавательной активности.

Гипотезы исследования:

1. Рефлексивная технология как педагогическое средство развития познаватель-

ной активности способствует ее повышению при следующих условиях:

1) рефлексия, включенная в мыслительный процесс, должна быть направлена как на операционально-предметную сторону мышления субъекта познания, так на и его личностные смыслы, а система рефлексивных методов должна обеспечивать их единство;

2) рефлексивные методы, включенные в процесс познания, должны способствовать развитию как качеств субъектности, отражающих волевой аспект познавательной деятельности (произвольности, целеустремленности, самостоятельности, интернальности достижений), так и субъективности, выражающейся в повышенном интересе к содержанию познания и его процессам, любознательности как личностного качества субъекта познавательной деятельности;

3) система методов рефлексивной технологии должна быть адекватной сензитив-ному периоду развития сознания и рефлексии и возрастным особенностям познавательной активности субъектов познания;

4) системность рефлексивной технологии должна быть обеспечена логикой познавательной деятельности и функциональной структурой рефлексии в общей архитектуре системы деятельности:

а) в потребностно-мотивационном компоненте познавательной деятельности

должны применяться рефлексивные методы, позволяющие определить субъекту познания познавательную ситуацию, способствующие ориентации в его познавательных потребностях, опредмечивающие потребности в познании, а следовательно, способствующие зарождению познавательного мотива;

Ь) в компоненте цели рефлексивные методы должны выполнять функцию поста-

новки цели, адекватной познавательной ситуации и познавательным потребностям субъекта познания;

ф в компоненте принятия решения должны применяться рефлексивные методы,

способствующие выбору программы поведения в соответствии с целью познавательной ситуации;

d) в реализации программы познавательной деятельности должны применяться рефлексивные методы, выполняющие регулирующую функцию в соответствии с выбранной программой действий;

e) в компоненте индивидуальные качества субъекта познавательной деятельности рефлексивные методы должны выполнять функцию осознавания личностных качеств субъекта познавательной деятельности, способствующих ее эффективности или затрудняющих процесс познания;

5) содержательную часть рефлексивной технологии должны составлять цели -общие в универсальной структуре познавательного процесса, согласно функции рефлексии в каждой структурной компоненте общей архитектуры психологической системы деятельности, цели - конкретные, согласно возрастным и индивидуальным особенностям субъектов познания и содержанию учебного материала;

6) процессуальная часть рефлексивной технологии должна содержать системно взаимосвязанные элементы: организации процесса познания, обеспечивающей развитие познавательной активности; рефлексивные методы и формы учебной деятельности и деятельности обучения, активизирующие процесс познания; рефлексивные методы регуляции познавательных процессов; методы самодиагностики результативности [2].

2. Обеспечение обозначенных выше условий применения рефлексивной техноло-

гии в познавательном процессе способствует повышению познавательной активности, выражающейся:

1) в степени усвоения содержания обучения, то есть знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами;

2) прочности усвоения, то есть «выживаемость» знаний, умений и навыков во время последующего обучения;

3) облегчении учебной деятельности, то есть снижении неоправданных трудностей учения;

4) уменьшении времени на усвоение содержания, предусмотренного целями обучения;

5) удовлетворении учащегося учением;

6) улучшении отношения к учению, повышении ответственности, уровня саморегуляции в процессе учения, выработки способности противостоять отвлекающим от учения обстоятельствам;

7) интернальности достижений;

8) любознательности.

На констатирующем этапе диагностировались особенности познавательной активности, выраженной в показателях академической успешности, степени трудности-легкости учения, эмоциональном отношении к учению (нравится - не нравится учиться), любознательности, ин-тернальности достижений и рефлексии студентов экспериментальной и контрольной групп.

На формирующем этапе исследования апробировалась рефлексивная технология повышения познавательной активности студентов экспериментальных групп.

На контрольном этапе осуществлялась повторная диагностика особенностей познавательной активности, выраженной в показателях академической успешности, степени трудности-легкости учения, эмоциональном отношении к учению (нравится - не нравится учиться), интернальности достижений, любознательности и рефлексии будущих педагогов экспериментальных и контрольной групп.

Достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием валидных методов, адекватных гипотезе и задачам исследования. Планирование содержания технологии осуществлялось согласно разработанной нами универсальной матрицы развития познавательной активности (см. табл. 1).

Универсальность матрицы обеспечена системно-деятельностным подходом в определении структурных компонентов познавательной деятельности и функциональной структурой самой рефлексии. Педагогу или психологу достаточно лишь определить цели познавательного процесса согласно возрасту и индивидуальным особенностям субъекта деятельности (3-я гра-

фа) и методы, конкретные методические приемы, активизирующие как познавательную деятельность, так и те или иные рефлексивные процессы (5-я графа).

В матрице представлены все признаки рефлексивной технологии, направленной на развитие познавательной активности субъекта познания:

• во-первых, направленность технологического процесса на активизацию личностной рефлексии как способа постижения себя, своих личностных смыслов, интересов, желаний, потребностей и переживаний (субъективный аспект);

• во-вторых, направленность технологического процесса на операционально-предметную сторону мышления, осознание субъектом познания своего стиля мышления, своих познавательных способностей, мотивацию на саморазвитие и освоение новых способов, средств и технологий познания (субъектный аспект) [3].

Таблица 1. Универсальная матрица рефлексивной технологии развития познавательной активности

Table 1. The universal matrix of the reflective technology of the cognitive activity development

Компоненты структуры деятельности Функциональная структура рефлексии в общей архитектуре системы деятельности Содержательная часть рефлексивной технологии (цели, согласно возрасту и индивидуальным особенностям субъектов познания) Процессуальная часть рефлексивной технологии Планирование по-знава-тельного процесса в конкретном пространстве и времени

Потребност-но- мотивацион-ный Побудительная функция рефлексии Определение познавательной ситуации, ориентации в своих познавательных потребностях, опредмечивание потребности в познании, зарождение познавательного мотива Методы, актуализирующие познавательные потребности в конкретной познавательной ситуации, превращающие потребности в мотив познавательной деятельности

Компонент цели Прогностическая функция рефлексии. Постановка цели, адекватной познавательной ситуации и своим познавательным потребностям Методы, позволяющие сформировать образ желаемого результата познавательной деятельности, осознать адекватность цели познавательной ситуации и потребностям

Компонент принятия решения Планирующая и волевая функции рефлексии. Выбор программы поведения в соответствии с целью познавательной ситуации Методы, помогающие спланировать программу достижения цели, осознать ее адекватность поставленным задачам

Реализация программы познавательной деятельности Волевая, контрольная, регулирующая функции рефлексии. Регуляция действий в соответствии с целями деятельности и выбранной программой Рефлексивные методы регуляции познавательных процессов и эмоциональных состояний

Индивидуальные качества субъекта деятельности Диагностическая. развивающая функция рефлексии. Осознавание личностных качеств, способствующих или препятствующих эффективности познавательной деятельности Методы самодиагностики результативности процесса познания, самодиагностики личностных особенностей как субъекта познания

В матрице отражены все основные методологические требования и критерии технологичности: системность, концептуальность, управляемость и, самое главное, воспроизводимость. Эффективность же технологии мы проверяли экспериментальным путем.

Таблица 2. Матрица развития познавательной активности и саногенной рефлексии у студентов (будущих педагогов)

Table 2. Matrix of students' (future teachers') cognitive activity and sanogenic reflection

Компоненты структуры деятельности

Функциональная структура рефлексии в общей архитектуре системы деятельности

Содержательная часть рефлексивной технологии (цели, согласно возрасту и индивидуальным особенностям субъектов познания)_

Процессуальная часть рефлексивной технологии

Планирование познавательного процесса в конкретном пространстве и времени

Потребностно-мотивацион-ный

Побудительная функция рефлексии Определение познавательной ситуации, ориентации в своих познавательных потребностях, опредмечивание потребности в познании, зарождение познавательного мотива

Сделать объектом самонаблюдения и рефлексии смысловые установки, психологические защиты, рефлексивные стратегии, которые определяют неэффективные программы поведения, отношений. Оценить характерные для субъекта деятельности и поведения рефлексивные стратегии (защитная, волевая, самопоражающая)

Методы, актуализирующие познавательные потребности в конкретной познавательной ситуации, превращающие потребности в мотив познавательной деятельности

Диагностика особенностей защитной рефлексии.

Анализ своего рефлексивного профиля. Прогнозирование поведения субъекта с характерным рефлексивным профилем. Специальные методы (ситуации), рестиму-лирующие негативные эмоции(обиды, вины, стыда, страха неудачи), защитные программы поведения и патогенные установки (метафоры, медитативные практики, анализ видеозаписей

Компонент цели

Прогностическая функция рефлексии. Постановка цели, адекватной познавательной ситуации и своим познавательным потребностям

На основе актуализирующейся потребности в познании причин личной неэффективности самостоятельно сформулировать цели освоения механизмов саноген-ной рефлексии

Методы, позволяющие сформировать образ желаемого результата познавательной деятельности, осознать адекватность цели познавательной ситуации и потребностям

Вербальное описание не столько элементов эмоционально-поведенческих паттернов, сколько мыслительных шаблонов, когнитивных программ, лежащих в основе конкретных поведенческих актов. Описание модели желаемого поведения (образа желаемого результата)

Компонент принятия решения Планирующая и волевая функции рефлексии. Выбор программы поведения в соответствии с целью познавательной ситуации Взять на себя ответственность за выбор методов, средств и программы освоения технологии развития саногенного мышления и сан. рефлексии Методы, помогающие спланировать программу достижения цели, осознать ее адекватность поставленным задачам Это курс по выбору студента. Поэтому на этом этапе остаются только те, кто принял на себя ответственность за самостоятельное освоение этой программы. Знакомство с системой дистанционной поддержки в информационной среде Moodle. Выбор дополнительных источников получения информации и отработки навыков СГМ

Реализация программы познавательной деятельности Волевая, контрольная, регулирующая функции рефлексии. Регуляция действий в соответствии с целями деятельности и выбранной программой Актуализация механизмов возникновения как отрицательных эмоций, так и положительных, с целью их познания и освоения. 1) Отработка навыков нового конструктивного стиля мышления (саногенного), выбор оптимального варианта рефлексии Рефлексивные методы регуляции познавательных процессов и эмоциональных состояний Специальные методы, упражнения развития навыков саногенной рефлексии (ведение дневника, аутопсихо-анализ эмоций, медитативная графика (работа с листами трансформации эмоций, листами эмоциональной закалки, листами благополучия и отрицательных эмоций и т.п.), подвижные рефлексивные игры..

Индивидуальные качества субъекта деятельности Диагностическая, развивающая функция рефлексии. Осознавание личностных качеств, способствующих или препятствующих эффективности познавательной деятельности Диагностируются умения: с помощью рефлексии осуществлять выбор типовой поведенческой программы в достижении цели; управлять поведением с учетом времени и места; отслеживать и блокировать стереотипные, ставшие неэффективными программы поведения. Снижение уровня обидчивости, чрезмерной стыдливости и неконструктивного чувства вины Методы самодиагностики результативности процесса познания, самодиагностики личностных особенностей как субъекта познания Когнитивно-эмотивный тест, решение кейсов, проверка устойчивости навыков саногенного мышления в провокационных ситуациях

После диагностических процедур на первом этапе наметилось несколько групп испытуемых.

Первая группа испытуемых (экспериментальная - 25 чел.) была создана с целью апробации рефлексивной технологии, в которой были соблюдены все условия, сформулированные в основной гипотезе.

Мы полагали, что в результате соблюдения этих педагогических условий произойдет повышение познавательной активности и развитие саногенной рефлексии, на что, собственно, и был направлен процесс обучения.

Таблица 3. Экспериментальный план исследования Table 3. Experimental research plan

Группы Общий план эксперимента

Эксп. 1 R T 1 Х P L RT U DP RED T 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксп. 2 R T 1 Х L T 2

Контр.3 R T1 T 2

Условные обозначения: R - рандомизация

T 1 - тестирование до эксперимента T 2 - тестирование после эксперимента Х - книги Ю.М. Орлова

P - практикум по развитию саногенного мышления С.Н. Морозюк

L - лекции преподавателя

RT - рефлексивное тестирование

U - упражнения, направленные на развитие навыков личностной, саногенной рефлексии DP - дистанционная электронная поддержка в системе Moodle RED - рефлексивный эвристический диалог

В распоряжении студентов первой группы (экспериментальной) были: книги Ю.М. Орлова «Обида, вина» (мы полагали, что содержание книг активизирует интерес к проблеме развития рефлексии и саногенного мышления у студентов) и практикум по развитию саногенного мышления «Десять шагов исцеления от обиды» С.Н. Морозюк. Основная информация в данном пособии излагается в краткой, тезисной форме, а система упражнений направлена на предметно-операциональную сторону мышления и рефлексии субъектов познания. Диагностические рефлексивные методы, тесты, кейсы давали студентам возможность самостоятельно отслеживать динамику в овладении знаниями, умениями и навыками рефлексивной деятельности, самостоятельно определять стиль своего мышления и рефлексии [4; 5].

Студенты данной группы были подключены к системе LMS Moodle на информационном портале вуза, что обеспечивало интеллектуальную поддержку в режиме On-line (видеолекции, тесты, упражнения, кейсы с немедленной обратной связью) и возможность мониторинга познавательной активности студентов преподавателем. Таким образом, студенты имели возможность эвристического, рефлексивного диалога, который мы считаем ведущим в системе рефлексивных методов. Кроме того, электронная программа давала возможность особо пытливым студентам получать дополнительную, более сложную научную информацию о механизмах возникновения эмоций, мыслительных операциях и дополнительных способах развития мышления и рефлексии. Освоение данного содержания не являлось обязательным, но давало возможность экспериментатору отслеживать факты проявления любознательности у студентов.

Вторая экспериментальная группа студентов имела в своем распоряжении только книги Ю.М. Орлова («Обида, вина», «Стыд, зависть») и лекции преподавателя без практических занятий и упражнений, направленных на выработку навыков саногенной рефлексии. Таким образом, была исключена возможность развития предметно-операциональной стороны мышления и рефлексии субъектов познания.

Третья группа (контрольная) училась в обычном режиме согласно учебному плану факультета. В содержание обучения не был включен курс развития саногенной рефлексии. Хотя перед студентами и была проведена презентация книг Ю.М. Орлова, однако им не давалась установка на обязательное освоение их содержания.

В результате такого эксперимента продолжительностью в два семестра у студентов существенно повысилась рефлексивность мышления, сформировались рефлексивные навыки, появилась потребность в самопознании и развитии. Существенно возросла познавательная активность, выраженная в показателях академической успешности, трудности-легкости учения, эмоционально-положительного отношения к учебе, положительного отношения к содержанию и методам обучения, интернальности, потребности в познании, достижений, любознательности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гасанова Д.И. Саногенное мышление как фактор профессиональной ресурсности педагога // Вестник Екатерининского института. - № 1 (13) 2011. - С. 73-79.

2. Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах // Сибирский педагогический журнал. - Вып. № 5. - 2014. - С. 146-150.

3. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышение эффективности учебной деятельности : Монография. - М., изд-во Штыкова М.А., 2000. - 19 п.л.

4. Морозюк С.Н. Десять шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления : Уч. пособие. - М.: Прометей, 2013. - 8,2 п.л. /4,1 п.л.

5. Орлов Ю.М. Обида. Вина : Монография - М.; Слайдинг, 2011. - 96 с.

RЕFERENCES

1. Gasanova D. I. Sanogenic thinking as a factor of the teacher's professional resources. [Sanogennoe myshlenie kak faktor professional'noy resursnosti pedagoga]. Vestnik Ekaterininskogo instituta - Bulletin of Catherine the Great Institute, 2011, no. 1 (13), pp. 73-79. (in Russ.).

2. Morozyuk S. N, Gasanova D. I. Reflexive technologies of forming the cognitive activity at different age stages. [Re-fleksivnye tekhnologii formirovaniya poznavatel'noy aktivnosti na raznykh vozrastnykh etapakh]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2014, no. 5, pp. 146-150. (in Russ.).

3. Morozyuk S. N. Sanogenic reflection as a factor of optimizing the character accentuations and raising the efficiency of educational activity. (Monograph). [Sanogennaya refleksiya kak faktor optimizatsii aktsentuatsiy kharaktera i povyshenie effek-tivnosti uchebnoy deyatel'nosti. (Monografiya)]. Moscow: Shtykov M.A. Publishing, 2000. 19 p.s. (in Russ.).

4. Morozyuk S. N. Ten steps of healing from abuse. Workshop on developing the sanogenic thinking. Tutorial. [Desyat' shagov istseleniya ot obidy. Praktikum po razvitiyu sanogennogo myshleniya. Uchebnoe posobie]. Moscow: Prometey, 2013, 8.2 p.s. 4.1 p.s. (in Russ.).

5. Orlov Yu. M. Offense. Guilt. (Monograph). [Obida. Vina. (Monografiya)]. Moscow: Sliding, 2011, 96 p. (in Russ.).

Информация об авторе

Гасанова Диана Имиралиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра педагогических технологий и методик, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия [email protected]

Получена: 30.04.2016

Для цитирования статьи: Гасанова Д.И. Экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 1. с. 156-163 doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-156-163

Information about the author

Diana I. Gasanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department, Department of Educational Technologies and Methodologies, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia [email protected]

Received:30.04.2016

For article citation: Gasanova D.I. The experimental plan of the development of students' cognitive activity by means of the reflective technology. [Eksperimental'nyy plan razvitiya poznavatel'noy aktivnosti studentov posredstvom refleksivnoy tekhnologii]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no.3. Part. 1. Pp. 156-163 doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-156-163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.