Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога'

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4109
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / A TUTOR'S POSITION / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА / THE TUTOR'S SUPPORT OF THE TEACHER'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION / ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПРАКТИКИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА / PRACTICE OF THE TUTOR'S SUPPORT OF THE TEACHER / TECHNOLOGIES OF THE TUTOR'S SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пикина Анна Львовна, Золотарева Ангелина Викторовна

В статье представлен взгляд авторов на решение одной из наименее исследованных в отечественной педагогической науке проблем тьюторского сопровождения профессионального развития педагога; показана актуальность, степень и аспекты разработанности данной проблемы в педагогической науке; раскрыты понятия «тьютор», «тьюторская позиция», «тьюторское сопровождение»; представлены исторические предпосылки появления практик тьюторского сопровождения профессионального развития педагога; перечислены особенности тьюторского сопровождения профессионального развития педагога; описан процесс тьюторского сопровождения профессионального развития педагога на двух уровнях: на уровне студента (в процессе обучения в вузе) и на уровне действующего педагога (в процессе повышения квалификации или переподготовки педагогических кадров); раскрыты особенности организации каждого уровня тьюторского сопровождения профессионального развития педагога, его принципы, цели, основные направления, формы, методы и способы организации деятельности, этапы, результаты; описаны технологии тьюторского сопровождения педагога: консультация, тренинг, тьюториал, деловая игра, сопровождение проектной деятельности обучающегося, сопровождение электронного интерактивного обучения; раскрыты ролевые позиции сопровождающего профессиональное развитие педагога: преподавателя, сотрудника научной лаборатории, научного консультанта, творческого работника и других участников процесса тьюторского сопровождения профессионального развития педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пикина Анна Львовна, Золотарева Ангелина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutor’s Support of the Teacher’s Professional Development

The view of authors to solve one of the least studied in the Russian pedagogical science problem the tutor’s support of the teacher’s professional development is presented in the article; relevance, degree and aspects of readiness of this problem in the pedagogical science are presented; the notions «tutor», «tutor’s position», «tutor’s support» are revealed; historical prerequisites of emergence of the tutor’s support practice in the teacher’s professional development are submitted; features of the tutor’s support of the teacher’s professional development are listed; the process of the tutor’s support of the teacher’s professional development is described at two levels: at the level of the student (in the course of training in the higher education institution) and at the level of the acting teacher (in the course of the professional development or retraining of pedagogical staff); features of the organization of each level of the tutor’s support of the teacher’s professional development, principles, purposes, main directions, forms, methods and ways of the organization of activity, stages, results are revealed; technologies of the tutor’s support of the teacher are described: consultation, training, tutorial, business game, support of the student’s design activity, support of electronic interactive training; role positions of the teacher supporting professional development are presented: a teacher, an employee of the scientific laboratory, a scientific supervisor, a creative person and other participants of the process of the tutor’s support of the teacher’s professional development.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога»

УДК 37

А. Л. Пикина, А. В. Золотарева

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога

В статье представлен взгляд авторов на решение одной из наименее исследованных в отечественной педагогической науке проблем - тьюторского сопровождения профессионального развития педагога; показана актуальность, степень и аспекты разработанности данной проблемы в педагогической науке; раскрыты понятия «тьютор», «тьюторская позиция», «тьюторское сопровождение»; представлены исторические предпосылки появления практик тьюторского сопровождения профессионального развития педагога; перечислены особенности тьюторского сопровождения профессионального развития педагога; описан процесс тьюторского сопровождения профессионального развития педагога на двух уровнях: на уровне студента (в процессе обучения в вузе) и на уровне действующего педагога (в процессе повышения квалификации или переподготовки педагогических кадров); раскрыты особенности организации каждого уровня тьюторского сопровождения профессионального развития педагога, его принципы, цели, основные направления, формы, методы и способы организации деятельности, этапы, результаты; описаны технологии тьюторского сопровождения педагога: консультация, тренинг, тьюториал, деловая игра, сопровождение проектной деятельности обучающегося, сопровождение электронного интерактивного обучения; раскрыты ролевые позиции сопровождающего профессиональное развитие педагога: преподавателя, сотрудника научной лаборатории, научного консультанта, творческого работника и других участников процесса тьюторского сопровождения профессионального развития педагога.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская позиция, тьюторское сопровождение профессионального развития педагога, высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, технологии тьюторского сопровождения, практики тьюторского сопровождения педагога.

A. L. Pikina, A. V. Zolotariova

Tutor's Support of the Teacher's Professional Development

The view of authors to solve one of the least studied in the Russian pedagogical science problem - the tutor's support of the teacher's professional development is presented in the article; relevance, degree and aspects of readiness of this problem in the pedagogical science are presented; the notions «tutor», «tutor's position», «tutor's support» are revealed; historical prerequisites of emergence of the tutor's support practice in the teacher's professional development are submitted; features of the tutor's support of the teacher's professional development are listed; the process of the tutor's support of the teacher's professional development is described at two levels: at the level of the student (in the course of training in the higher education institution) and at the level of the acting teacher (in the course of the professional development or retraining of pedagogical staff); features of the organization of each level of the tutor's support of the teacher's professional development, principles, purposes, main directions, forms, methods and ways of the organization of activity, stages, results are revealed; technologies of the tutor's support of the teacher are described: consultation, training, tutorial, business game, support of the student's design activity, support of electronic interactive training; role positions of the teacher supporting professional development are presented: a teacher, an employee of the scientific laboratory, a scientific supervisor, a creative person and other participants of the process of the tutor's support of the teacher's professional development.

Keywords: a tutor, a tutor's position, the tutor's support of the teacher's professional development, higher education, further professional education, technologies of the tutor's support, practice of the tutor's support of the teacher.

Сегодня одной из ведущих проблем кадрового обеспечения в системе образования является проблема формирования новой позиции педагога, позволяющей достигать нового качества образования. Ориентиром педагогической деятельности должны стать вариативные образовательные модели сопровождения, предназначенные для различного контингента обучающихся, индивидуализированные программы и маршруты применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика. Новые роли в рамках педагогических должностей способствуют развитию гуманистической позиции в образо-

вании. Обновляются их названия: «эксперт», «наставник», «тренер», «фасилитатор», «консультант», «инструктор» [4].

В последнее время в деятельности образовательных учреждений появляется должность «тьютор», ведется речь о «тьюторской позиции» педагога. Представление о тьюторстве как образе новой педагогической деятельности было серьезно обогащено и в значительной степени осмыслено в российской науке благодаря теоретическим разработкам педагогики и психологии развития Л. С. Выготского, Б. Д. Эльконина. В современных исследованиях раскрываются раз-

© Пикина А. Л., Золотарева А. В., 2015

личные аспекты тьюторской деятельности в образовании: возможности организации тьюторско-го сопровождения в высшей школе (А. Б. Вифлеемский, Т. М. Ковалева, Л. В. Бендова, Т. Я. Ши-хова, Н. В. Юняева и др.); в рамках дошкольного образования (О. Е. Баютова, Н. В. Матвеева, А. И. Соколова и др.); в рамках основного образования на примере общеобразовательных школ (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, Е. А. Суханова, А. Г. Чернявская, П. Г. Щедровицкий и др.); рассмотрено тьюторство как технология сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения (Т. П. Афанасьева, В. И. Ерошин, Н. В. Немова, Т. И. Пу-денко и др.); раскрыта роль тьюторства в системе дополнительного образования (С. Сулейманова, Т. И. Ганжалова, Е. А. Зотова, А. А. Майорова и др.); определена специфика тьюторского сопровождения детей-сирот в детском доме (О. В. Ло-бачева); детей с ограниченными возможностями здоровья (И. В. Карпенкова, Е. В Кузьмина и др.) и другие аспекты [8].

По определению президента Межрегиональной тьюторской ассоциации Т. М. Ковалевой, тьютор - это такая педагогическая позиция, когда специалист напрямую работает с процессом индивидуализации образования. Под тьюторским сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия обучающимся оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора. В отличие от учителя, тьютор помогает сориентироваться в предметной культуре. Он больше практик, чем теоретик, обладающий определенными методиками, технологиями. Тьютор может научить учиться, определить траекторию развития с целью применения ее в жизни, научить определять свое место в разных жизненных обстоятельствах. Обучающийся учится самостоятельно, тьютор при этом оказывает ему помощь и поддержку, технологически организуя особые пространства совместной деятельности; обучение происходит на основе и с включением в содержание обучения реального опыта обучающихся; обучение носит сетевой, распределенный характер [1, 6, 7].

Однако в настоящее время тьюторское сопровождение обучающихся осуществляется непрофессионально в связи с тем, что не решена проблема подготовки педагога к этой деятельности [9]. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо создавать и развивать практики тьюторского сопровождения профессионального развития самого педагога. Такое сопровождение практико-

валось еще в Древней Греции и Риме. Вспомним таких педагогов-философов, как Сократ, Платон, Аристотель. Исторические факты говорят нам о том, что Сократ являлся тьютором Платона, Платон - тьютором Аристотеля. Результат таков: каждый ученик превосходил своего тьютора и, оставляя его, продолжал самостоятельный путь. Тьюторство активно практиковалось в Англии примерно в XIV в. в классических университетах - Оксфорде и Кембридже. Так как непреходящей ценностью того времени была свобода как преподавания, так и учения, тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор -ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях [4].

Изменения в современных системах высшего и дополнительного профессионального образования также говорят об актуальности поиска новых подходов к подготовке педагога. Это требует создания специальных условий для сопровождения профессионального развития педагога, в первую очередь, формирования практик его тью-торского сопровождения [5].

Сегодня в пользу применения данной практики к процессу подготовки педагогических кадров говорит следующее: тьютор близок идеалам демократии, принимаемым российским обществом; в тьюторстве проявляется гуманистическое отношение к педагогу-человеку как к самоуправляемой и саморазвивающейся личности; тьютором принимаются во внимание возрастные ценности сопровождаемого (педагог, воспитанный на идеалах предыдущего поколения, трудно встраивается в парадигму современного образования); тьютор работает с профессиональным интересом, осознанным выбором (стратегии поведения в жизни, отношения к миру, себе, другим людям); тьютор может проявлять себя гибко, включая сначала эмоциональные, затем рациональные механизмы самоопределения.

В контексте тьюторского сопровождения профессионального развития педагога задачами тьютора будут своевременная помощь в построении

индивидуальной программы профессионального роста, определение внешних и внутренних ресурсов для достижения поставленных результатов, создание мотивации к реализации личностного потенциала.

Можно назвать следующие особенности тьюторского сопровождения профессионального развития педагога:

1. Работу по тьюторскому сопровождению возможно осуществлять при наличии образовательного запроса, который может быть сформулирован в виде требований или просьб дать какие-либо сведения из области образования. Например, актуальны запросы на образование педагогов в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся, менеджмента, на поиск способов справиться со все возрастающей нагрузкой, на осуществление инновационной деятельности, применение инновационных технологий и др. Образовательный запрос объективирует цель тьюторанта.

2. В тьюторском сопровождении педагога важна организация личностно-ориентированной, информационной, избыточной образовательной среды. Немаловажными аспектами создания такой среды являются интеграция и сетевое взаимодействие организаций образования, культуры, спорта и др. Это продиктовано теми обстоятельствами, что в условиях изменения требований к образованию происходит расширение открытого образовательного пространства. Так, педагог и тьютор участвуют в создании индивидуализированного единого пространства сотрудничества в области повышения профессиональной компетенции педагогов, планомерно привлекая всех заинтересованных лиц.

3. Сопровождение ориентировано на программно-проектный продукт, то есть программу развития профессиональных компетенций педагога, представляющую собой модель, стратегию его дальнейшего развития и совершенствования. Модель реализуется в таких формах, как курсовая подготовка (как по общепедагогическим проблемам, так и по узким вопросам технологии, методики, актуальным проблемам образования), областные и городские научно-практические конференции, семинары, консультации, проблемные лаборатории, мастер-классы, «круглые столы», семинары-практикумы, творческие группы, стажировки. Такие формы максимально позволяют совершенствовать и развивать педагогическую компетентность педагога.

4. Сопровождающий и сопровождаемый осуществляют совместную деятельность. Это предполагает интенсивное освоение новых способов деятельности, продуктивные пробы, выход в рефлексивную позицию по отношению к образовательной деятельности как тьютора, так и тьюто-ранта.

5. Тьюторское сопровождение педагога должно находиться в области антропологии (науки о человеке, человеческой душе, человеческом теле, его строении и многообразии) и психологии. Это обстоятельство необходимо учитывать в системной работе с педагогом, направленной на освоение способов его физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Процесс тьюторского сопровождения профессионального развития педагога можно рассматривать как минимум на двух уровнях:

— на уровне студента (в процессе обучения в вузе);

- на уровне действующего педагога (в процессе повышения квалификации или переподготовки педагогических кадров, самосовершенствования).

Модель тьюторского сопровождения студента структурно будет иметь следующие особенности:

1. Субъектами тьюторского сопровождения будут выступать специалисты в той области, интерес к которой проявляет молодой человек. Чаще всего это преподаватели вуза, научные работники. В момент реализации сетевой услуги (в профильном лагере, на практике, стажировке) функции тьютора могут выполнять менеджеры организации, деятели культуры, политики, духовного служения.

2. Целевыми ориентирами тьюторства в работе со студентами становится выработка индивидуальных форм профессионального образования, вхождение в профессиональное общение; помощь в социальной адаптации к новым условиям обучения и будущей профессиональной деятельности, в проектировании молодым человеком индивидуального жизненного плана, жизненной стратегии.

3. Содержание тьюторского сопровождения студента может выстраиваться по следующей образовательной траектории: «Исследователь», «Социальный конструктор», «Тренинг», «Развивающая среда».

4. Организационно-деятельностный компонент реализуется в виде индивидуальных образовательных технологий: индивидуального образова-

тельного маршрута, сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и необразовательных организаций, тьюторской службы. Широко должны применяться телекоммуникационные технологии, дистанционное сопровождение.

5. Аналитико-результативный элемент тьютор-ского сопровождения студента будет варьироваться в зависимости от выбора траектории развития. Результаты сопровождения студента диагностируются статусом «практикант», «стажер», «победитель олимпиады (соревнований, конференций)», «лидер» и др. [4].

Тьюторское сопровождение студента должно основываться на следующих принципах:

— принцип центрирования, который предполагает отношение к каждому молодому человеку как к уникальной в своем социальном становлении личности, способной самостоятельно сделать социальный и экзистенциальный выбор, в котором взаимодействие с организатором работы с молодежью является средством осмысления жизненной ситуации;

— принципа персонификации, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации определенного человека;

— принцип конвенциальности предполагает, что решение тьюторских задач определяется соглашением о ее осуществлении, основой которого являются потребности молодого человека;

— принцип оптимистической стратегии предполагает, что субъекты являются носителями позитивного социального опыта [10].

Цель тьюторского сопровождения развития студента - содействие в выборе профессиональной роли, ориентация в условиях профессиональной деятельности, поддержка творческих идей и проектов студента.

Основными направлениями тьюторского сопровождения студента можно считать следующие:

— Сопровождение принятия управленческих решений по отбору студентов на индивидуальные программы обучения, научное руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, помощь в подготовке грантов поддержки будущих педагогов на уровне образовательного учреждения, региона, в грантах федерального и международного уровней.

— Содействие в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ и

маршрутов студента, организации целевых практик и стажировки.

— Сетевое взаимодействие с потенциальными работодателями в вопросах организации практик студента, подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ.

Содержание и формы организации деятельности тьютора вариативны. Наиболее востребованными являются следующие формы: дополнительная предпрофессиональная программа, курсы по выбору, индивидуальные проекты; организация встреч и консультаций с учеными, работодателями, инвесторами, высококвалифицированными специалистами в области интереса подопечного; специальные программы обмена, стажировки, практика на предприятиях и организациях, профессиональные события; содействие в подготовке документов (на олимпиаду, презентацию, выставку и др.).

Тьютор может комплексно использовать набор следующих методов профессионального образования:

— исследовательские методы: отработка навыков опытной, экспериментальной работы, полевой практики и т. д.;

— информационные методы: защита и презентация идеи, проекта, участие или создание интернет-страницы, сайта, контактной группы в социальных сетях и т. п.;

— игровые методы: деловая или ролевая игра;

— методы практической работы: упражнения-тренинги, психологические тесты, анкетирование; стажировка в вузе, на производстве;

— методы контроля: экспертная оценка проекта, исследовательских работ студента.

Студента могут сопровождать преподаватель, сотрудник научной лаборатории, научный консультант (творческий работник).

Преподаватель может стать тьютором студента младших курсов, предложить включиться в деятельность студенческого научного общества, инновационного предприятия, исследовательской группы. Наблюдение и посильное участие в их деятельности обогатит кругозор молодого человека и создаст условия для профессионального общения.

Сотрудник научной лаборатории может работать со студентом над общей исследовательской темой, оказывать содействие в разработке учебно-исследовательских проектов и грантов. Участие в деятельности научных лабораторий, конструкторских бюро, проектных групп обогащает студента опытом принятия профессиональных

решений, опытом кооперации и согласования позиций, конструктивной критики и спора. Студент может реализовывать элементы инновационной деятельности под контролем сотрудника лаборатории (бюро, института), тем самым осваивая этапы внедрения научной идеи.

Наиболее распространенный пример тьютор-ского сопровождения студента - это научный консультант или творческий работник, который может являться, с одной стороны, примером личностного роста в своей профессиональной сфере, а с другой стороны - работодателем. Главное условие сопровождения профессионального развития студента - это активная совместная деятельность и психологическая совместимость тьютора и тьюторанта, толерантность во взаимоотношениях.

Тьюторское сопровождение студента имеет собственную специфику, так как основными условиями поддержки молодого человека будут ресурсные возможности учреждения профессионального образования, которые должны иметь сложную структуру, интенсивность обучения должна предъявлять повышенные требования к интеллектуальному потенциалу студента. Кроме того, успешность тьюторского сопровождения зависит от согласованности взаимодействия как внутренней, так и внешней среды профессионального учебного заведения [8].

Тьюторское сопровождение действующего педагога дополнительного образования можно осуществлять при следующих обстоятельствах:

— когда у педагога накопились проблемы в организации образовательного процесса, которые ему необходимо решить (тьюторское сопровождение заканчивается вместе с решением проблем);

— в рамках курсов повышения квалификации, как параллельное действие (тьюторское сопровождение начинается параллельно с курсами повышения квалификации и заканчивается после выполнения итоговой работы обучающегося);

— в рамках сопровождения процесса самообразования педагога.

Можно выделить следующие этапы тью-торского сопровождения педагога:

1. Организационный - предполагает формирование образовательного запроса, организацию условий согласования потребностных запросов, объективирование цели тьюторского сопровождения, определение специалистов, которые будут полезными в работе с конкретным педагогом,

определение учреждений взаимодействия и сотрудничества.

2. Подготовительный - проведение индивидуальных консультаций по согласованию целей сопровождения профессионального развития педагога.

3. Диагностический - выявление интересов, потребностей и проблем. Определение направлений тьюторского сопровождения; составление планов, индивидуальных образовательных программ.

4. Основной - реализация индивидуальных программ профессионального развития, их корректировка; работа с проблемами педагогов; организация образовательных событий; взаимодействие с учреждениями образования, культуры, спорта и другими социальными институтами.

5. Аналитико-результативный - определение результатов, рефлексия, корректировка индивидуальных программ профессионального роста педагога; определение новых целей и задач; самостоятельное осуществление профессионального развития, самообразование.

В процессе тьюторского сопровождения профессионального развития педагога могут использоваться приведенные ниже технологии [8].

Технология консультирования. Тьюторская консультация (беседа) представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого обучающегося (слушателя). Целью тьюторской беседы (консультации) является прежде всего активизация каждого обучающегося (слушателя) с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своего индивидуального пути профессионального развития. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным обучающимся, тьютор и обучающийся совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной программы. Для того чтобы тьюторская беседа прошла успешно, устанавливаются диалогические и эмоционально комфортные отношения. Основу диалога составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого участники диалога могут высказывать свои предположения и отстаивать на равных собственную точку зрения. Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою успешность и интеллектуальную самостоятельность. На тьюторских консультациях (беседах)

педагогом одновременно осуществляется моти-вационная, коммуникативная и рефлексивная работа. В целом тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем обеспечивать возможность проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого обучающегося (слушателя).

Тренинговая технология. Тренинг официально определяется как форма практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития конкретных компетентностей, формирования конструктивного поведения обучающегося (слушателя). В тренингах широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга. В тьюторской деятельности чаще используются коммуникативные и мотивационные тренинги. На начальном этапе работы с обучающимися тьютором применяются социально-психологические тренинги, направленные на выработку доверия, приобретения уверенности в себе, навыков сотрудничества и самоопределения.

Тьюториал. Тьюториал - это технология, направленная на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. В рамках этой технологии применяются методы интерактивного и интенсивного обучения. Она предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся (слушателей). Тьюториал представляет собой систему открытых занятий или «часов тьютора», проводимых раз в месяц. Задачи тьютора в рамках данной технологии: оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность обучающихся, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюто-риала выступают преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение обучающихся (слушателей). Для повышения эффективности в организации тьюториалов тьютору необходимо анализировать их проведение вместе с обучающимися (слушателями) [6].

Технология тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающегося. Цель тьюторского сопровождения проектной технологии - развитие самообразовательной активности обучающихся. Причины использования метода проектов в процессе тьюторского сопровождения педагога: необходимость не передавать знания, а научить приобретать их самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений педагога; развитие умения пользоваться исследовательскими методами (собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения). Методы, используемые в рамках сопровождения проектной деятельности: методы управления поисковой и исследовательской работой обучающихся; методы «мозговой атаки», проведения «круглого стола», статистические методы; активное сотрудничество педагогов, ведущих различные предметы внутри учреждения и за его рамками.

Технология тьюторского сопровождения деловой игры. Деловые игры позволяют расширить спектр видения ситуации, найти новые способы действий. Они демонстрируют последствия принятых решений, позволяя проверить альтернативные варианты. Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать целый комплекс методов активного обучения, например, дискуссию, «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Для деловой игры важна работа в команде, формирующая навык коллективных действий, обучающая сопоставлять спектр общих и личных задач. В групповых деловых играх предусматривается обмен ролями, дающий возможность изучить проблему с разных сторон. Такой вид сопровождения очень эффективен. Каждый участник наблюдает развитие проблемы в динамике, лично принимает решения (необязательно верные) и может быстро увидеть их результаты, приобретая свой собственный опыт. Итогом деловой игры служит выработка многочисленных решений сложившейся проблемы и их анализ.

Технология сопровождения электронного интерактивного обучения. Электронное интер-

активное сопровождение - образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети). Средства и методы электронного интерактивного обучения: интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС, обучающие материалы и курсы, обсуждения в режиме реального времени, чаты, видеочаты, электронная почта, видеоконференции, видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства). Инструменты электронного интерактивного обучения: веб-конференция, онлайн-семинар, вебинар. Задачи тьютора при организации электронного интерактивного обучения: организовать для обучающихся расширение и углубление знаний по предметам не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения; предоставить возможность овладения современными техническими средствами; выработать умение обучающихся самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности [2].

Результатом тьюторского сопровождения профессионального развития педагога могут считаться:

— сформированность профессиональной идентичности, освоение профессиональной роли;

— мотивация на освоение инновационных технологий, современных областей знания,

— готовность к самоопределению, постановке индивидуальных целей, разработке программ собственного профессионального развития.

Во всех рассмотренных схемах высшая ценность тьюторского сопровождения в том, что сам педагог-обучающийся становится заказчиком собственного образования, сам проектирует содержание своего образования, несет за это ответственность, достигая того или иного уровня образованности. С позиции тьютора - это последовательное отношение к педагогу как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития. Все формы профессионального развития кадров с помощью тьютора реализуются под конкретную целевую задачу, предполагающую, при любых организационно-педагогических условиях, развитие определенных сторон, свойств и граней педагогического профессионализма.

Библиографический список

1. Александрова, Е. А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? [Текст] / Е. А. Александрова // Завуч. - 2007. -№ 4. - С. 57-59.

2. Бендова, Л. В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Бендова. - М., 2006. - 251 с.

3. Беспалова, Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты [Текст] / Г. М. Беспалова // Директор школы. - 2007. -№ 7. - С. 56.

4. Вариативные модели тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] : методические рекомендации / под. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2013. - 215 с.

5. Золотарева, А. В. Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений [Текст] / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. -№ 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). -С. 56-61.

6. Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Текст] : лекции 1-4 / Т. М. Ковалева. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.

7. Ковалева, Т. М., Кобыща, Е. И., Попова, С. Ю., Теров, А. А, Чередилина, М. Ю. Профессия «Тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова, А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - М. - Тверь : СФК-офис, 2012. - 246 с.

8. Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] : монография / под. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2013. - 228 с.

9. Пикина, А. Л. Профессиональная подготовка педагога к тьюторскому сопровождению одаренного ребенка в условиях взаимодействия различных сфер образования [Текст] / А. Л. Пикина // Одаренный ребенок. - 2014. - № 4 - С. 56-64.

10. Рожков, М. И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] : учебно -методическое пособие / М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. - 312 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Aleksandrova, E. A. Chem otlichaetsja rabota osvobozhdennogo klassnogo vospitatelja ot raboty klassnogo rukovoditelja s pozicii t'jutorskoj dejatel'nosti? [Tekst] / E. A. Aleksandrova // Zavuch. - 2007. - № 4. -S. 57-59.

2. Bendova, L. V Pedagogicheskaja dejatel'nost' t'ju-

tora v seti otkrytogo distancionnogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / L. V. Bendova. - M., 2006. - 251 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bespalova, G. M. T'jutorskoe soprovozhdenie: or-ganizacionnye formy i obrazovatel'nye jeffekty [Tekst] / G. M. Bespalova // Direktor shkoly. - 2007. - № 7. -S. 56.

4. Variativnye modeli t'jutorskogo soprovozhdenija razvitija odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obra-zovanija [Tekst] : metodicheskie rekomendacii / pod. red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. -215 s.

5. Zolotareva, A. V. Koncepcija t'jutorskogo so-provozhdenija razvitija odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Tekst] / A. V. Zolotareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - № 1. - Tom II (Psi-hologo-pedagogicheskie nauki). - S. 56-61.

6. Kovaleva, T. M. Materialy kursa «Osnovy t'jutorskogo soprovozMenija v obshhem obrazovanii»

[Tekst] : lekcii 1-4 / T. M. Kovaleva. - M. : Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentjabrja», 2010. - 56 s.

7. Kovaleva, T. M., Kobyshha, E. I., Popova, S. Ju., Terov, A. A, Cheredilina, M. Ju. Professija «T'jutor» [Tekst] / T. M. Kovaleva, E. I. Kobyshha, S. Ju. Popova, A. A. Terov, M. Ju. Cheredilina. - M. - Tver' : SFK-ofis, 2012. - 246 s.

8. Koncepcija t'jutorskogo soprovozhdenija razvitija odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija [Tekst] : monografija / pod. red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. - 228 s.

9. Pikina, A. L. Professional'naja podgotovka peda-goga k t'jutorskomu soprovozhdeniju odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija razlichnyh sfer obrazovanija [Tekst] / A. L. Pikina // Odarennyj rebenok. - 2014. -№ 4 - S. 56-64.

10. Rozhkov, M. I. Junogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / M. I. Rozhkov. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2007. - 312 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.