Научная статья на тему 'Интенсификация процесса повышения квалификации специалистов за рубежом'

Интенсификация процесса повышения квалификации специалистов за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ТЬЮТОРСТВО / СУПЕРВИЗИЯ / INTENSIFICATION OF QUALIFICATION IMPROVEMENT PROCESS / PEDAGOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL ATTENDANCE / TUTORING / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгушина Татьяна Николаевна, Юревич Светлана Николаевна

Система повышения квалификации непрерывно развивается и совершенствуется, большое внимание уделяется качеству непрерывного образования, и все чаще звучит мысль о необходимости интенсифицировать процессы повышения квалификации. В последние годы наблюдается возрастание интереса ученых к системам образования США, Англии, Голландии Германии Франции и других стран, где ведутся исследования в области педагогической поддержки и сопровождения обучающихся. Пример тому – активное использование в системе повышения квалификации тьюторства и супервизии. Авторами статьи сделан теоретический анализ проблемы интенсификации процесса повышения квалификации специалистов за рубежом, перечислены ведущие методы и формы современной системы повышения квалификации. Опыт зарубежных коллег показывает: чем больше учебная деятельность связана с трудовой, чем разнообразнее формы интерактивного взаимодействия субъектов образования, тем эффективнее идет процесс профессионального роста специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсификация процесса повышения квалификации специалистов за рубежом»

УДК 378.091.398

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич

Аннотация. Система повышения квалификации непрерывно развивается и совершенствуется, большое внимание уделяется качеству непрерывного образования, и все чаще звучит мысль о необходимости интенсифицировать процессы повышения квалификации.

В последние годы наблюдается возрастание интереса ученых к системам образования США, Англии, Голландии Германии Франции и других стран, где ведутся исследования в области педагогической поддержки и сопровождения обучающихся. Пример тому - активное использование в системе повышения квалификации тьюторства и супервизии.

Авторами статьи сделан теоретический анализ проблемы интенсификации процесса повышения квалификации специалистов за рубежом, перечислены ведущие методы и формы современной системы повышения квалификации. Опыт зарубежных коллег показывает: чем больше учебная деятельность связана с трудовой, чем разнообразнее формы интерактивного взаимодействия субъектов образования, тем эффективнее идет процесс профессионального роста специалиста.

The system of professional skill development is in constant progress. Great attention is paid to a life-long education and to its quality. It is necessary to intensify the process of professional skill improvement.

Researchers' interest for education systems of some European countries (France, USA, England, Germany, etc.) has increased nowadays. There are research work at the sphere of pedagogical support and students' maintenance in these countries. The example is active using tutors and supervisors at the process of professional skill improvement.

The article makes theoretical analyses of qualification improvement in some European countries. Their experience demonstrates that the bond of learning and practical activities is most effective for professional improvement of a specialist.

Ключевые слова: интенсификация процесса повышения квалификации, педагогическая

поддержка, педагогическое сопровождение обучающихся, тьюторство, супервизия.

Intensification of qualification improvement process, pedagogical support, pedagogical attendance, tutoring, supervision.

Повышение квалификации рассматривается как мощный фактор экономической, политической, общественной и культурной жизни страны, как важное звено непрерывного образования, содействующее успешному приобретению и совершенствованию разнообразных знаний, полученных в результате первичного образования, как форма профессионального образования взрослых, обеспечивающая рост профессионализма и компетентности специалиста посредством совершенствования профессиональных умений, освоения новых профессиональных обязанностей.

Система повышения квалификации непрерывно развивается и совершенствуется, большое внимание уделяется качеству образования, и все чаще звучит мысль о необходимости интенсифицировать процессы повышения квалификации. Действуя в этом направлении, ученые отмечают некоторые важные закономерности: процесс повышения квалификации происходит более эффективно при осуществлении интеграции учебной и профессиональной деятельности специалиста, а также при демократизации управления учебным процессом. Практика также показывает: чем больше учебная деятельность связана с трудовой, чем разнообразнее формы интерактивного взаимодействия субъектов образования, тем эффективнее идет процесс профессионального роста специалиста.

Вместе с тем, в системе повышения квалификации продолжают преобладать традиционные формы и методы, направленные в основном на репродуктивные способы усвоения знаний. Остро стоит вопрос разработки индивидуальных, инновационно-рефлексивных форм освоения культуры, ориентирующих специалистов на проведение научных исследований, адаптацию

полученных знаний к практической деятельности, познанию и переосмыслению собственного опыта. Это требует пересмотра методологических, организационных, психологических, педагогических основ проектирования и осуществления образовательного процесса в системе повышения квалификации [5].

В последние годы наблюдается возрастание интереса ученых к различным проблемам, раскрывающих отдельные аспекты систем образования США, Англии, Голландии Германии Франции и других стран. Это работы Дж. Бередейя, Б. Л. Вульфсона, А. И. Галагана, Н. И. Давыдова,

A. Н. Джуринского, Л. И. Кузнецовой, И. Л. Кен-дель, И. Л. Лысовой, З. А. Мальковой, Н. Б. Мар-цинковского, Н. Д. Никандрова, А. Я. Савельевой, К. И. Салимова, В. М. Филиппова и др.

Проблемы обучения взрослых, работающих в сфере образования, рассматриваются в работах зарубежных исследователей А. Берен-берга, П. Браунека, М. Бонша, У. Гребера, У. Даушера, X. Зиберта, В. Клафки, Й. Май-баума, Р. Миллера, К. Неверманна, Б. Прибе,

B. Фабера, А. Шмидта.

Системы повышения квалификации и образования взрослых изучены Г. Б. Андреевой (США), В. Б. Гаргай (США), Б. А. Усковой (Бельгия и Нидерланды), В. А. Головко, С. А. Жезловой, А. П. Пересыпкиным, Т. А. Яркиной (Германия).

Анализ исследований показывает, что в последние годы педагоги и ученые расширили сферу исследований в области педагогической поддержки и сопровождения обучающихся. Пример тому - активное использование в системе повышения квалификации тьюторства и супервизии.

Тьюторская система обучения (tutoring) является традиционной формой обучения в Великобритании, проверенным временем, теоретически и практически обоснованным методом помощи студентам (учащимся) в успешном решении их академических задач. Родители, преподаватели и общество в целом, будучи заинтересованными в успехе каждого обучающегося, отдают предпочтение данному способу повышения качества знаний учащихся.

Многие исследователи видят проявления тьюторства еще в педагогических системах Древней Греции и находят подтверждение этому в работах многих мыслителей прошлого,

которые считали такой способ обучения эффективным и привлекательным [2].

Тьюторская система обучения в некоторых аутентичных источниках трактуется как специфика только университетов Кембриджа и Оксфорда, являясь традиционной для данных учреждений с момента их основания. В центре процесса обучения в университете Оксфорда находятся тьюториалы - часовые занятия студентов в группах численностью от одного до четырех человек, которые проводятся один-два раза в неделю и являются непосредственным обсуждением работы студентов, выполняемой в течение недели.

Проведению тьюториала предшествует выполнение студентами определенного задания, форма выполнения которого варьируется: эссе, разработка, решение проблемы и т. п. Данное задание может быть основано на материале лекций, практических занятий и семинаров или является обсуждением затруднений в понимании учебного материала.

Основной упор делается на индивидуальное учение и исследование. С этой точки зрения тьюторство определяется в современной теории образования, в том числе и в системе повышения квалификации за рубежом, как наставничество, как метод и способ адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности, как система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому (Г. Льюис). Тьютор-наставник - это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, его отличает высокий уровень коммуникации, он стремится помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. «Наставник - это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия, он должен просто поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе. Наставники - это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал» (Д. Клаттербак).

Сегодня практическое использование тью-торства стало настолько популярным и эффективным, что послужило предметом многих научных исследований не только в Великобри-

тании, но и во многих других странах, поскольку активно практикуется в Лондонском университете и вузах Австралии, Канады, Новой Зеландии, США [7].

В последние годы педагоги и ученые расширили сферу исследований, рассматривая предметы различных областей знания и разные возрастные группы студентов, чтобы выявить специфическое воздействие тьюторства на процесс и результат образования.

Учеными показано, что тьюторство как эффективное учение должно иметь систематический характер, тщательно продуманную структуру, качественную двустороннюю связь (тьютор и учащийся). Действенность тьюторской системы в значительной степени зависит от компетентности тьютора, который может и не быть профессиональным преподавателем, но предоставляемая им помощь обязана быть самого высокого порядка [4].

В британских, австралийских, новозеландских, итальянских и некоторых канадских университетах тьютором может быть студент, аспирант или лектор, назначенный для проведения семинаров для студентов младших курсов (tutorials). В университете Кембриджа тьютор -это чиновник (о£11сег) колледжа, ответственный за заботу о студентах, изучающих смежные дисциплины. В университете Оксфорда наставничество входит в обязанности отдельного преподавателя-тьютора (fellow), также известного как СШ-лектор (СиР-1есШгег).

В британских средних школах существует должность тьютора группы/класса (form tutor), в обязанности которого входит курирование параллели или класса учащихся определенной возрастной категории (до 30 учащихся). Они обычно работают в годовых командах (уеаг teams), возглавляемых годовым лидером (уеаг leader), главой года (уеаг head) или руководящим преподавателем (guidance teacher). Тьюторы группы берут на себя данные обязанности в дополнение к обучению, планированию и мониторингу по порученным им учебным предметам. Данная категория тьюторов контактирует с родителями и обеспечивает их большей частью информации относительно академического прогресса их детей и любых проблем или затруднений, с которыми они могут столкнуться. Однако годовой лидер (уеаг leader) или руководящий преподаватель (guidance teacher) также

может входить в контакт с родителями, т. к. тьютор группы является преподавателем-предметником и полную рабочую неделю ведет занятия.

Новые экономические условия привели к появлению частных тьюторов, обеспечивающих качественное образование. Частный тьютор - это частный педагог (инструктор), который преподает определенный образовательный предмет или обучает определенным навыкам студентов индивидуально или в маленькой группе. Такое внимание позволяет улучшать знания, умения и навыки гораздо быстрее, чем в условиях учебной аудитории. Тьюторы нанимаются и оплачиваются студентом, семьей студента или агентством. Услуги многих тьюторов данной категории используются для коррекции подготовки по предмету вне школьной (университетской) среды для учащихся (студентов), по каким-то причинам временно отстающих от группы, чтобы догнать остальных, а также для тех, кто нуждается в повышении уверенности и мотивации, так как частное обучение обеспечивает более пристальное внимание к потребностям ребенка, его способностям и склонностям, чем это возможно в учебной аудитории. Частные тьюторы предлагают помощь как в изучении ряда отдельных учебных предметов (английского языка и математики, иностранных языков и др.), так и в подготовке к выпускным экзаменам (SATs, GCSEs, A-Levels).

Помимо этого, частное тьюторство осуществляется в популярном в последние годы домашнем образовании (homescooling). Ребенок не посещает образовательное учреждение, образовательный процесс протекает в стенах его собственного дома под руководством посредством частных оплачиваемых преподавателей-предметников и тьюторов [2]. Некоторые частные тьюторы преподают у себя дома. Частные тьюторы работают независимо от каких-либо государственных или образовательных учреждений, предоставляя услуги за определенную плату либо регистрируясь в определенных тью-торских агентствах, что позволяет им определиться в профиле предлагаемой помощи и, в некоторых случаях, повысить квалификацию и расширить опыт. В свою очередь, агентства заботятся о рекламе частных тьюторских услуг по обучению определенным предметам или сопровождению, а также о подборе учеников.

Наиболее известным агентством в данной сфере в Великобритании является организация «Первые тьюторы» (First tutore, UK Private Tuition Service).

В свете меняющихся приоритетов общества, предполагающих всестороннюю осведомленность и компетентность рабочих кадров, тьюторство приобретает актуальность не только в обучении подрастающего поколения, но и в подготовке и переподготовке, профессиональной адаптации взрослых. Так, один взрослый (тьютор) помогает другому взрослому (обучающемуся) изучать определенный курс или предмет, чтобы углубить или расширить знания в определенной сфере. Также может использоваться самостоятельная работа (взрослого) учащегося при условии, что тьютор будет всегда доступен для разъяснения возникающих вопросов и трудностей.

Таким образом, учитывая множество ролей тьютора в системе образования Великобритании, можно выделить несколько видов тьюторства:

- академическая подготовка (асаdemic соасЫ^) как отдельный вид тьюторства - это разновидность руководства (mentoring), сферой применения которой является учебный процесс. Академическая подготовка требует более комплексного подхода, предполагается, что студент уже вовлечен в процесс учения. Академический тьютор-тренер встречается со студентом регулярно в течение семестра, обычно один раз в неделю. Он работает со студентом во всех видах ситуаций, не только учебных. В настоящее время академическое тьюторство (асаdemic tutoring) известно как тип высшего образования, основанный на передаче знаний, умений и навыков в определенной области (сфере) обучения;

- тьюторы-тренеры (соасhes) помогают учащимся выявить наиболее эффективные для них способы учения, работы в учебной среде, научиться быть успешными в школе, университете или другом образовательном учреждении. Данный процесс тьюторинга включает такие темы, как навыки обучения (study skills), управление временем (time management), преодоление стрессовых ситуаций (stress management), эффективное чтение (effective reading), ведение записей (note-taking), искусство написания тестов (test-taking), понимание, как ис-

пользовать учебную программу (understanding how to use a syllabus);

- студенческое тьюторство (реег tutoring) является определенным видом помощи, которое осуществляется студентами-сверстниками, в некоторых случаях учащимися одного возраста, класса, группы, потока. Так, более осведомленные в определенных областях знания студенты оказывают помощь в овладении учебным материалом своим менее знающим товарищам. Эффективность данного вида тью-торства рассматривается с точки зрения простоты и непосредственности трансляции знания. В связи с тем, что студент-тьютор рассматривается подтьюторным (Шее) как «равный», советы и помощь таких тьюторов могут быть приняты с большей готовностью и желанием, чем аналогичная помощь педагога. Предполагается, что студент-тьютор не оценивает и не выставляет отметки, в отличие от учителя, что также положительно влияет на скорость приобретения и качество знаний. Исследования подтверждают наибольшую эффективность данного вида тьюторства в связи с соответствием познавательной активности (соgnitive flamework) тьюторов и подтьюторных;

- онлайн-тьюторство inline tutoring) - достаточно новый способ получения помощи в сфере образования для учащихся. Исследователи полагают, что данный вид тьюторства выполняет несколько ролей: педагогическую (образовательную), социальную роль развития (поддержки) группы, организаторскую и, обычно в меньшей степени, роль технической поддержки [1]. Онлайн-тьюторство основывается на принципах конструктивизма, фокусируется на онлайн-диалоге, достижении цели индивидуального и самостоятельного учения, самоанализе, выстраивании логических цепочек, онлайн-дискуссиях и т. д. Данный вид тьютор-ского сопровождения осуществляется как в соответствии с учебным планом, так и по требованию. В настоящее время услуги онлайн-тьюторов предлагаются многими компаниями, которые создают виртуальные учебные аудитории для проведения тьюторингов. Онлайн-тьюторство осуществляется в сети Интернет посредством виртуальных образовательных средств (virtual learning environments). Онлайн-тьюторство получило особую известность в

последние годы благодаря стремительно развивающемуся дистанционному образованию.

Тьюторство затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него - и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Постоянно развиваясь и совершенствуясь, тьюторство приобретает новые, адекватные меняющимся запросам общества формы, не теряя при этом своей актуальности. В настоящее время тьюторство находит место не только в университетах, в школах, частном, домашнем и дистанционном образовании, но ив системе повышения квалификации, выступая методом удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей субъектов образования.

В Германии в системе повышения квалификации специалистов особое внимание уделяется такой форме подготовки, как супервизия. Супервизия - это профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом [3]. Система суперви-зии специалистов осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Она включает такие компоненты, как модерирование, консультирование, формирование дополнительных компетенций в рамках компенсирующего образования в системе повышения кадров, создание психологически комфортных условий, содействие в развитии и саморазвитии специалистов, диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов, лечение профессиональных «болезней» и исправление профессиональных ошибок. Супервизия предполагает персонификацию, учет особенностей профессионально-личностного развития специалиста.

Институты и университеты в Германии, а также Немецкое общество супервизоров при-

нимают активное участие в конференциях, круглых столах по проблемам супервизии в системе повышения квалификации, а также проводят активную работу по распространению технологии супервизии как инновационной формы повышения квалификации специалистов.

Современная система повышения квалификации представлена большим разнообразием традиционных и инновационных форм совершенствования профессионального мастерства специалистов: учебные курсы, различные семинары, кооперативные мероприятия, дистанционное повышение квалификации, мастер-классы, курсы переквалификации, конференции, мастерские, модерация, «модель непрерывного тренинга», секвенции [3].

Все методы обучения также делятся на две основные группы: традиционные и специальные. Среди традиционных - лекции и семинары. Выбор специальных методов обучения объясняется ориентацией на практическое применение глубоких аналитических знаний. К таким методам относятся: работа с пакетом модулей, написание эссе, метод кейсов (метод разбора конкретных ситуаций), симуляции, тренинг, деловые игры, форумы с помощью Интернет. Это активные методы обучения, базирующиеся на реальных примерах из практики.

Метод разбора кейсов - один из самых популярных в зарубежной системе повышения квалификации. Метод кейсов был разработан в Гарвардской бизнес-школе. Слушателям дается описание конкретной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая моделируется как реальная. Кейсы объемны и намеренно содержат избыточные данные, чтобы полностью воссоздать реальную ситуацию. Слушатели системы повышения квалификации самостоятельно знакомятся с проблемной ситуацией и обдумывают пути и способы ее решения. Затем на занятиях в небольших группах происходит коллективное обсуждение ситуации и стратегии ее решения. Обсуждение случаев из практики занимает около 40% всего времени обучения по программам дополнительного профессионального образования.

К преимуществам симуляции (малой деловой игры) следует отнести возможность преподавателя задавать и изменять параметры ситуа-

ции, а также предлагать самые разные условия ее моделирования. Метод симуляции, как и деловая игра, учит оперативному реагированию на происходящие изменения. На тренингах и в деловых играх создается ситуация, при которой моделируется тоже та или иная реальная ситуация практики.

В процессе деловых игр или тренингов создается возможность разбить процесс на этапы, заострить внимание на отдельных элементах, имитирующих реальные процессы.

Эти методы формируют навыки принятия решения по определенной аналитически проработанной схеме и вносят коррективы в модели принятия решений, которые ранее использовались слушателями на работе в похожих ситуациях. Следует заметить, что эти методы активно используются в российской системе профессионального образования в целом и в системе повышения квалификации специалистов, в частности [6].

Для реализации учебного процесса в системе непрерывного образования за рубежом наиболее эффективной выступает технология дистанционного обучения, основу образовательного процесса которого составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого.

Особенностями дистанционного обучения кадров в системе повышения квалификации Германии являются гибкость, модульность, экономическая эффективность, специализированный контроль качества образования, использование специализированных технологий и средств обучения, опора на современные средства передачи образовательной информации.

Так, дистанционное повышение квалификации кадров в Германии проводится на двух уровнях организации: институциональном и внеинституциональном (в частности, порталы в сети Интернет предлагают свои услуги в данной области).

Дистанционное обучение помогает решить проблему постоянной потребности человека в обучении, для удовлетворения которой не хватает, в первую очередь, времени. Оно позволяет повышать свою квалификацию в профессиональной деятельности в любые удобные сроки обучения, с большей гибкостью и интерактивностью процесса обучения.

Сайты дистанционного повышения квалификации кадров в Германии предоставляет специалистам следующие возможности: дистанционное обучение по программам повышения квалификации, отдельным курсам, модулям курсов и темам; персонифицированное дистанционное консультирование, тестирование и мониторинг процесса обучения по программам повышения квалификации; разработка новых программ повышения квалификации для разных категорий обучаемых с использованием учебно-методических материалов сайта; использование ресурсов сайта в учебном процессе факультетов повышения квалификации, институтов повышения квалификации, ресурсных и методических центров в качестве дополнительных учебно-методических материалов [7].

Система образования за рубежом ориентирована сегодня на подготовку модераторов, супервизоров, тьюторов для системы повышения квалификации, которая предполагает практическую, теоретическую и психологическую готовность осуществлять повышение квалификации своих коллег.

Таким образом, в системе повышения квалификации специалистов за рубежом утверждаются формы, методы и технологии фасили-таторской направленности, когда педагог отказывается от роли эксперта в пользу роли помощника в деятельности (учебной, информационной) специалиста. Образно говоря, если задача эксперта - прокладывать маршрут, задача фасилитатора - помогать движению в утверждении, закреплении и развитии специалистов в профессии.

Литература

1. Геллер, А. Вестник университета: секция педагогов-практиков / А. Геллер. - США : Гос. ун-т штата Юта, 2007.

2. Гладкова, О. С. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в современной Германии в контексте непрерывного образования / О. С. Гладкова. - Чебоксары, 2009.

3. Ковалева, Т. М. Организация тьютор-ского сопровождения в образовательном учреждении: материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора : теория и практика» / Т. М. Ковалева. - М. : АПК и ППРО, 2009.

4. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практика / Е. В. Коротаева. -Екатеринбург, 2011.

5. Подповетная, Ю. В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы / Ю. В. Подповетная // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. -№ 2(11). - С. 11-20.

6. Проблемы школы и педагогики за рубежом: кол. монография / под ред. Н. Е. Воробьева, И. С. Бессарабовой. - Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011.

7. Энди, Р. Тьюторинг [Электронный ресурс] / Р. Энди // В свободном доступе. - URL : http://onlinelivetutor.Sweetcircles.сom [дата обращения: 23.03.2013].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.