Научные сообщения
УДК 374 (571.56)
ВОЗМОЖНОСТИ ТЬЮТОРИНГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Коротаева Е.В., Шумакова К.С.
Аннотация. В статье рассматривается тьюторинг как форма профессионального сопровождения и поддержки педагога в процессе повышения квалификации. Обосновывается идея, что применение тьюторинга создает условия для реализации педагогом оптимального конструирования образовательного маршрута с учетом своих профессиональных потребностей, развития профессиональной компетентности педагогов.
Tutoring is considered as professional supervising and encouragement for teachers during their professional development. The main junction’s principles of tutor support are observed. It is proved that tutoring is establishing conditions for teachers ’ continuous education, for selfdevelopment of individual teacher’s education route, based on their professional requirements, and for professional development of a teacher’s competence.
Ключевые слова: тьютор, тьюторинг, профессиональная компетентность педагога, субъектная позиция.
Tutor, tutoring, teacher’s competence, subjective attitude.
Для современной образовательной системы характерно освоение новых содержательных и организационных подходов в динамично изменяющемся образовательном пространстве. Это напрямую связано с выявлением и продвижением новых ориентиров в развитии образовательной сферы, которые соответствуют актуальным запросам общества и государства. Такие знаковые ориентиры обозначены в программном документе «Наша новая школа», само название которого является одновременно и исходной точкой и определением приоритет-
ных задач на будущее отечественной системы образования. Среди пяти ведущих ориентиров или направлений развития особо стоит выделить «развитие учительского потенциала», которое предполагает поиск «эффективных способов работы лучших учителей», а также его «распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» [6].
Проблемы профессионального становления и роста педагога как формы совершенствования профессиональной подготовки поднимались в трудах В.И. Байденко, С.А. Дружилова, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, В.В. Краевского, НВ. Кузьминой, ЮК. Кулюткина, ДШ. Матроса, В.А. Сластенина, С.Е. Шишова и др.
Как показывает анализ, под повышением квалификации педагогов понимают образовательный процесс, нацеленный на преодоление несоответствия между требованиями, предъявляемыми к педагогу, и уровнем его профессиональной подготовки. Другими словами, повышение квалификации представляет собой совершенствование профессиональных знаний и умений на основе осмысления и анализа собственной деятельности через предоставление пе -дагогу максимального спектра возможностей улучшить свою профессиональную деятель -ность путём получения новых импульсов, инициатив, через введение педагога в систему активных методов и средств обучения.
При этом теоретические исследования и практический опыт работы в сфере повышения квалификации педагогов позволяет сделать вывод о том, что в традиционной системе повышения квалификации назрели серьезные противоречия между динамично меняющимися потребностями профессиональной практики и
сложившейся системой преимущественного пассивного, репродуктивного повышения квалификации, между возрастающими требованиями к уровню профессиональной компетентности педагога и сложившейся моделью профессионального образования, ориентированной преимущественно на традиционную «знание-вую» парадигму педагогической деятельности;
Разрешение данных противоречий требует поиска новых форм сопровождения профессиональной деятельности, таких, в которых происходит «включение каждого слушателя в активные формы занятий; развитие интерактивных умений и навыков, необходимых для организации и проведения уроков; отработка сопровождающей, а не догматической позиции педагога; формирование навыка психологопедагогической рефлексии; анализ эффективности предложенных методик в организации учебных занятий» [4, с. 231].
Одним из вариантов решения поставленных проблем может стать пролонгированное наставничество, способствующее развитию субъектности каждого участника образовательного процесса повышения квалификации.
В ситуации наставничества функции преподавателя курсовой подготовки меняются -содержанием деятельности становится не столько передача знаний, сколько приобщение педагогов-курсантов к путям и методам, которые позволяют им использовать собственные резервы для решения профессиональных проблем, а образовательный процесс, в котором будут созданы названные условия, обеспечит развитие субъектности педагога.
К продуктивной формой наставничества, отвечающей современным требованиям, на наш взгляд, можно отнести тьюторинг, который наиболее позволяет сделать процесс обучения педагогов, индивидуальным и дифференцированным, гибко реагирующим на профессионально личностные запросы и потребности каждого обучающегося.
При этом стоит подчеркнуть, что сама идея тьюторинга в педагогике далеко не нова. Историческое формирование этого явления проходило параллельно с развитием преподавания и обучения.
Тьютор - понятие, являющееся англицизмом в русском языке и в терминологическом аппарате педагогической науки. «Тьютор» -
«tutor» в переводе с английского - педагог-наставник, преподаватель-консультант, домашний учитель, репетитор, дающий частные уроки, школьный наставник. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж».
В английских университетах тьютором и сегодня называют руководителя группы студентов, подобно российскому куратору; в Америке
- младший преподаватель высшего учебного заведения. Понятие «tutorage» в английском языке рассматривается в деятельностном смысле как работа учителя, наставника, опекуна; tutorial
- качественная характеристика особенностей педагогической деятельности, связанной с организацией наставнической деятельности: например, tutorial system - университетская система обучения путем прикрепления студентов к отдельным консультантам, консультативная работа, встречи с научным руководителем, период обучения в колледже; tutorship - должностные, функциональные обязанности наставника.
Точки зрения различных авторов на предназначение и содержание тьюторской деятельности разнятся. Хотя до некоторой степени имеют и общее, что обусловлено особенностя -ми общего исторического и/или организационно-педагогического контекстов.
Согласно толковому словарю современного русского языка, данное слово обозначает «преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процесс» [8, с. 187].
В российском образовании понятие «тьютор» имеет различные определения в соответствующих работах ученых (Л.В. Бендова, Г.А. Гуртовенко, Ю.Л. Деражне, С.И. Змеев, Т.М. Ковалева, Ю.А. Павличенко, Н.В. Рыбалкина,
Н.Д. Хатькова, С.А. Щенников и др.).
В работе Е.Л. Гавриловой раскрываются проблемы взаимодействия тьютора и обучающихся в условиях дополнительного профессионального образования [5, с. 259]. В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев утверждают, что «тьютор» - «педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обу-чаемых»[7, с. 212]. По мнению Ю.Л. Деражне, «тьютор в системе образования выполняет функции преподавателя, консультанта, методиста и наставника»[1, с. 5]. С.А. Щенников по-
нятие «тьютор» определяет как преподаватель-консультант, т.е. «специалист в области организации образования и самообразования. На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. Актуальные роли тьютора -дидактические, организационные, маркетинговые, консультационные, лидерские» [9, с. 488].
Согласно исследованиям Т.М. Ковалевой, в России можно выделить три типа тьюторских практик, каждая из которых предлагает собственные основания для соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальную образовательную программу и соот -ветственно задает определенный тип тьютор-ского сопровождения:
1) тьюторская практика в дистанционном образовании (информационный контекст), задачей которой является помощь подопечному в построении обучения с использованием навыков работы в Интернет-среде;
2) тьюторская практика в открытом образовании (социальный контекст), главной задачей при этом является адекватное сопряжение различных культур в индивидуальном пространстве институтов гражданского общества;
3) тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст), где основной целью становится сопровождение всего процесса проектирования и построения подопечным своей образовательной программы, начиная от работы с его первичным познавательным интересом, углублением этого интереса за счет образовательных исследований или проектов, специальной работы по формированию этого проекта, как образовательного, и до тьюторско-го консультирования в области профессиональных образовательных программ [3, с. 188].
Итак, тьютор - это преподаватель-консультант, наставник, партнер обучающихся взрослых, обеспечивающий сопровождение индивидуальной траектории образования и развитие педагога в системе повышения квалификации.
На тьютора возлагается особая ответственность, т.к. он создает условия для непрерывного роста педагога как субъекта собственной учебной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятель -ность (способы и средства) и имеющего способ-
ности к ее осуществлению. Выделенные особенности педагогической деятельности тьютора позволяют сформулировать его предназначение: актуализация и развитие (достраивание) поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности, благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий.
Своеобразие деятельности тьютора заключается в том, что она органично сочетает в себе научную и педагогическую работу. Работа тьютора протекает в условиях общения с обучающимися педагогами, суть которого не исчерпывается информационным обменом.
Рассмотрим этапы, направления и содержание деятельности тьютора и обучающегося педагога в процессе повышения квалификации.
1. Первый этап - ориентационный: выявление ожиданий педагога в отношении повышения квалификации; соотнесение их с возможностями курсов и самого обучающегося, выбор формы сопровождения (индивидуальная, групповая); определение актуального направления для профессионального саморазвития, разработка программы взаимной деятельности педагога и тьютора. Важным на данном этапе является исследование проблемы, устанавливается ее аспект, и на этой основе достигается с обучающимся педагогом единое понимание проблемы, а также диагностирование затруднений и ограничений. Происходит смена мотивации, т.к. изменяются цели и потребности педагога. Педагог пытается определить свои профессиональные проблемы и выбрать необходимую ему форму поддержки или научно-методического сопровождения. Это могут быть разовые консультации, психологические тренинги, методические семинары или научно-методическое сопровождение тьютора.
Роль тьютора является ведущей на данном этапе. Основные способы направления деятельности: диагностика, анализ, проектирование, согласование.
2. Второй этап - активизирующий: просвещение и активное вовлечение в педагогическую деятельность как основные формы работы педагога; расширение границ профессиональной компетентности, переход от репродуктивных способов освоения педагогического опыта
к продуктивным, повышение инициативности и самостоятельности педагога в процессе выполнения программы повышения квалификации с тьюторским сопровождением.
Основным «исполнителем» на данном этапе является педагог, повышающий свою квалификацию, роль тьютора сводится к организационным, конкретизирующим, консультационным, оценочным действиям. Основные направления деятельности: соотнесение с проектом программы повышения квалификации, предварительное оценивание результативности, при необходимости - коррекция и уточнение ближайших и итоговых действий педагога, необходимых для достижения продуктивного результата.
Тьютор конструирует модель предстоящей деятельности, выбирает способы и средства, позволяющие в заданных условиях и в установ -ленное время достичь цели. На данном этапе важно согласование образовательной цели с ожиданиями педагога, заключение «учебного контакта», определение конкретной стратегии профессиональной деятельности, способной изменить реальную образовательную практику, ликвидировать имеющиеся дефициты, внести коррективы.
Совместная деятельность с тьютором может развиваться в формате краткосрочного сопровождения, либо в формате пролонгированного сопровождения: обучение растягивается на более продолжительный период; педагогу дается время между отдельными блоками для воплощения полученных знаний и навыков на практике, осмысления опыта работы и обсуждения результатов с коллегами и тьютором.
Этап отличается активностью и самостоятельностью обучающегося педагога, выраженной в критическом анализе проблемы, установлении взаимосвязей между элементами сод ер -жания и построением целостного понимания изучаемой области. Педагог реализует в образовательном процессе разработанные стратегии при прямом или косвенном сопровождении тьютора. При этом прямое сопровождение предполагает активное участие тьютора в профессиональной деятельности педагога с последующим анализом, косвенное - получение соответствующей информации от педагога. И в том, и в другом случае важным представляется детальный анализ результативности исполь-
зуемых стратегий и определение дальнейших перспектив профессионального роста.
Основной ролью тьютора является роль консультанта, помощника. При этом он адаптирует стандартные технологии под потребности конкретных обучающихся педагогов. По ситуации ориентируется на индивидуальное сод ер -жание практической деятельности конкретного педагога.
3. Третий этап носит коррекционнооценочный характер: диагностика и самодиагностика динамики знаний, умений, опыта педагогической деятельности, уточнение областей успешности и нуждающихся в поддержке, составление программы коррекционных действий, уточнение доли участия тьютора в ее реализации.
На данном этапе тьютор совместно с педагогом оценивает степень реализации поставленной цели, уровень удовлетворенности педагогов процессом и результатами обучения. Определяется содержание дальнейшей индивидуальной образовательной траектории педагога.
Педагог сам инициирует обмен профессиональной информацией в сообществе, стремится к саморазвитию, инновационной деятельности (расширяет круг самостоятельно решаемых профессиональных задач, возглавляет проблемную группу, в конечном счете, способен заменить тьютора).
В отличие от преподавателей, традиционно осуществляющих курсовую подготовку педаго -гов, деятельность тьютора имеет свои особенности, поскольку он:
- создает особую профессиональную среду общения с учетом индивидуальных образова-тельных потребностей педагогов в профессиональном саморазвитии;
- совместно с педагогом определяет инди-
видуальную профессионально-образователь -
ную стратегию, выраженную в процессе выявления и оценки состояния проблемы, причин, пути достижений и решения проблемы, позитивной динамики профессионального роста педагога;
- на каждом этапе видоизменяет степень включения в общую деятельность: от ведущей роли на ориентационном этапе до роли позиции консультанта на активизирующем и коррекционно-оценочном этапах;
- организует выполнение контрольнодиагностических, проектных, мотивационных, организационно-деятельностных, консультационных и др. операций.
Уточнение содержания деятельности тьютора в процессе повышения квалификации позволяет дать определение «тьюторинга» с учетом реалий и возможностей сегодняшнего этапа развития системы профессионального образования.
Тьюторинг в повышении квалификации -это особая форма взаимодействия обучающего и обучающегося, характеризующаяся профессионально и личностно ориентированным сопровождением и поддержкой обучаемого, включающая профессиональную ориентацию, активизацию и коррекцию, приводящая к становлению субъектной позиции профессионала в педагогической деятельности.
Внедрение тьюторинга способствует разрешению противоречий и недостатков процесса повышения квалификации, поскольку: сод ер -жание обучения трансформируется, обеспечивая возможность его гибкого вариативного из -менения; появляется возможность перехода на вариативные дифференцированные и индивидуальные программы обучения; обучение происходит на основе деятельностного подхода, появляется возможность со- и самоуправления учебной деятельностью; взаимодействие между тьютором и педагогом становится субъект -субъектным (оба являются равноправными участниками педагогического процесса).
Ожидаемый результат применения тьюто-ринга: становление субъектной позиции профессионала, развитие профессиональной компетентности, проектирование индивидуальной программы обновления образовательной практики и системы педагогической деятельности. Формирование субъектной позиции педагога происходит в деятельностном освоении сод ер -жания образовательного процесса. Оценка и переоценка Я-реального, Я-актуального и Я-идеального заставляет педагога взглянуть на себя как на личность, профессионала, выявить резервы саморазвития, самосовершенствования, тем самым педагогическая рефлексия является условием выхода педагога на новый уровень личностно-профессионального развития.
Таким образом, в отличие от традиционного используемых репродуктивных форм обучения в процессе повышения квалификации педагогов,
возможности тьюторинга оказываются заметно богаче, индивидуальное наставничество позволяет сделать процесс профессионального самосовершенствования индивидуальным и мобильным, дифференцировать и оптимально использовать внешние и внутренние факторы, способствующие профессиональному росту педагога; своевременно выявлять и динамично реагировать на причины, порождающие профессиональную неудовлетворенность, формировать общие позитивные профессиональные установки, актуализирующим личностный потенциал педагога.
Именно такой многоаспектный, профессионально-ориентированный и одновременно мобильный подход в профессиональном образовании позволяет индивиду строить свою профессионально-личностную траекторию, соответствующую задаче, обозначенной в «Национальной доктрине образования» РФ: формирование профессионалов, «способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». Это и есть важнейшие ориентиры развития отечественного образования.
Литература
1. Деражне, Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения: научно-метод. пособ. / Ю.Л. Деражне. - М.: ПК «Сервис», 2002.
2. Змеев, С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов / С.И. Змеев. - М.: Флинта, Наука, 1999.
3. Ковалева, Т.М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы всероссийского научно-метод. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / Т.М. Ковалева. - М.: АПК и ППРО, 2009.
4. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии: монография / Е.В. Коро-таева. - М.: Academia, 2007.
5. Моисеева, М.В. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специал. учеб. курс / М.В. Моисеева, А.Г. Чернявская, А.А. Вербицкий, Е.Л Гаврилова. - М.: Дрофа, 2006.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России. - 2009. - № 23.
7. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб, Воронеж:
ВИПКРО, 1995.
8. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков [и др.]. - М.: Альта-Принт, 2007.
9. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников. - М.: Наука, 2002.