Научная статья на тему 'Деятельность тьютора в системе повышения кВА лификации'

Деятельность тьютора в системе повышения кВА лификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИИ ТЬЮТОРСТВА / FURTHER TRAINING / TUTORSHIPS FUNCTIONS / TYPES OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загребельная С. В.

Рассматриваются место, функции, содержание и виды деятельности тьютора в системе дополнительного профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutor's Work in the System of Further Professional Training

The paper deals with the examination into the place, functions content and types of tutor's work in the system of further professional training

Текст научной работы на тему «Деятельность тьютора в системе повышения кВА лификации»

ББК Ч481.8

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

С.В. Загребельная

Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования

Представлена членом редколлегии профессором Н.П. Пучковым

Ключевые слова и фразы: виды деятельности; дополнительное образование; функции тьюторства.

Аннотация: Рассматриваются место, функции, содержание и виды деятельности тьютора в системе дополнительного профессионального образования.

На пути субъективации повышения квалификации (ПК), в процессе изменения, обновления образования и педагогической практики, необходима ориентация специалистов ПК к новой для них деятельности - сопровождения и поддержки, а также освоения новых компетенций. Решением этой проблемы может стать тью-торское сопровождение процесса ПК.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов [1-7] позволил нам считать тьюторство одной из функций андрогога, обеспечивающей сопровождение индивидуальной образовательной программы учителя в системе повышения квалификации. Тьюторская деятельность требует как общепедагогических, так и узкоспециализированных теоретических знаний и имеет одну очень важную особенность - это гуманитарная педагогическая деятельность [6, с. 48]. Вышесказанное означает, что конкретное содержание и характер деятельности тьютора определяет личность, индивидуальность педагога, с которым он работает.

Мы считаем возможным выделить следующие функции тьютора по отношению к обучающимся учителям начальных классов в системе ПК:

- экспертиза педагогической деятельности учителей начальных классов;

- мотивация и вовлечение учителей начальных классов в процессы самообразования и саморазвития;

- осуществление целеполагания и проектирования учебных модулей и конкретных учебных занятий;

- консультации для учителей начальных классов в процессе обучения;

- проведение диагностики состояния и хода обучения;

- коррекция деятельности обучающихся;

- рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Экспертиза педагогической деятельности позволяет тьютору выявить основные пробелы в знаниях педагогов, ошибки в их практической деятельности и указать на них, тем самым, мотивируя и вовлекая учителя в процессы самообразования и саморазвития.

На основании проведенной экспертизы тьютор совместно с учителем проектирует его образовательную программу, обеспечивающую, с одной стороны, стандарт обучения, а с другой - вариативность и личностно-ориентированный подход. На данном этапе деятельности тьютор осуществляет процесс технологометодического проектирования, содержательного дополнения образовательной программы применительно к конкретному контингенту обучающихся, а также цикл обратной связи. Тьютор, таким образом, является не только связующим звеном между авторами - разработчиками программы, самой программой и потребителями, но и проектировщиком образовательной программы, непосредственно влияющим на качество представленной образовательной услуги в процессе ее реализации. За счет адекватных профессиональных действий тьютора образовательная программа раскрывается во всей полноте своего замысла и предстает как индивидуальная программа развития компетентности конкретного обучающегося.

Совместно с педагогом тьютор определяет виды его деятельности в процессе обучения. В связи с тем, что институт повышения квалификации (ИПК) является образовательным учреждением, где применяются преимущественно классические технологии обучения, тьютор системы ПК, как правило, выступает в роли преподавателя, ведущего практические занятия (семинары, практикумы и пр.) Вместе с тем, тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, представляет обучающемуся учителю процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения, возможность получения уникальных знаний и опыта и (или) непосредственного применения педагогами учебных материалов в практической деятельности, определяет эффективность обучения.

В ходе обучения у педагогов может возникнуть ряд вопросов, связанных как с изучаемым материалом, так и со способами применения полученных знаний в практической деятельности. Организация консультаций, направленных на оказание содействия в разрешении личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся, является еще одной функцией тьютора.

Деятельность тьютора является ключевым фактором в обеспечении эффективности обучения. В течение всего процесса обучения тьютор проводит анализ динамики развития компетентности педагога (уровня его актуального развития и зоны ближайшего развития), разрабатывает контрольные задания по материалам курса, критерии оценивания, способы анализа ошибок. В зависимости от степени овладения материалом корректирует деятельность обучающихся.

Находясь в различных позициях в образовательном процессе, тьютор помогает учителю проанализировать и оценить результаты обучения. По окончании обучения на этапе рефлексии деятельности (своей и обучающегося) тьютор вместе с педагогами фиксирует наиболее удачные моменты осуществляемой ими деятельности, эмоциональное состояние, а также получает информацию для размышления и определения дальнейших действий по разработке своего индивидуального образовательного плана.

Выполнение обозначенных выше функций предполагает следующие роли тьютора: проектировщик, преподаватель, консультант, организатор (менеджер) процесса обучения. Список ролей тьютора может быть расширен, поскольку, в отличие от академического образования, где продуктом являются знания, в системе дополнительного педагогического образования это оформленный и развитый индивидуальный опыт, способствующий росту компетентности специалиста. Таким образом тьютор в системе ПК - это также исследователь, тренер, методолог, эксперт и др.

Определение функций и ролей тьютора позволяет нам определить его место в системе дополнительного педагогического образования:

- на федеральном уровне системы повышения квалификации тьютор выступает «агентом», обеспечивающим непрерывность и эффективность повышения квалификации педагогов в условиях открытого образования;

- на областном уровне системы повышения квалификации тьютора рассматривают как «агента» развития системы образования региона;

- на уровне муниципального повышения квалификации он, во-первых, интересен ИПК как кадровый ресурс для осуществления эффективного повышения квалификации педагогов, и, во-вторых, как дополнительная поддержка развития муниципальной системы образования.

Если рассматривать тьютора как субъекта структуры дополнительного педагогического образования, то основными видами деятельности тьютора являются:

- образовательная деятельность - непосредственное осуществление образовательного процесса и управление качеством образования;

- научно-методическая деятельность - научное и методическое обоснование и сопровождение образовательного процесса;

- производственная деятельность - создание учебных материалов и средств обучения;

- административная деятельность - осуществление и управление документооборотом, связанным с регистрацией, оформлением и непрерывным сопровождением обучающихся на протяжении всего цикла образования;

- маркетинговая деятельность - управление отношениями с обучающимися -потребителями услуг системы дополнительного педагогического образования;

- информационная деятельность - создание, поддержка и развитие информационных технологий для системы дополнительного педагогического образования.

Таким образом, тьюторство - это особая деятельность в системе дополнительного педагогического образования, призванная сделать процесс повышения квалификации более эффективным, обеспечивающим положительную динамику развития компетентности педагогов.

Список литературы

1. Беков, Х.А. Терминология в системе дополнительного педагогического образования : словарь / Х.А. Беков, С.В. Широбоков, И.И. Кирьянов. - М. : ИПК госслужбы, 2001. - 107 с.

2. Деражне, Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения : науч.-метод. пособие / Ю.Л. Деражне. - М. : Наука, 1997. - 104 с.

3. Зинченко, А.П. Тьютор - менеджер - маркетолог - продавец: расширенный взгляд / А.П. Зинченко // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Жуковский, 2002. - Вып. 4. - С. 122-126

4. Змеев, С.И. Основы андрогогики : учеб. пособие для вузов / С.И. Змеев. -М. : Флинта : Наука, 1999. - 152 с.

5. Максимов, В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия / В.В. Максимов // Россия в контексте современных образовательных моделей : программа и тез. междунар. конф., 10 - 12 марта 2000 г., (Переделкино) / Между-нар. ин-т менеджмента ЛИНК. - Жуковский, 2000. - С. 64.

6. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников. -М. : Наука, 2002. - 527 с.

7. Jenkins, J.R. Peer tutoring in elementary and sekondary school programs / J.R. Jenkins, L.M. Jenkins // Fokus on exceptional children. - 1986. - Vol. 17, No 6. -Рр. 1-2.

Tutor’s Work in the System of Further Professional Training

S.V. Zagrebelnaya

Tambov Regional Institute of Teacher’s Professional Skill Improvement

Key words and phrases: further training; tutorships functions; types of activity.

Abstract: The paper deals with the examination into the place, functions content and types of tutor’s work in the system of further professional training.

Tätigkeit der Tutoren im System der Weiterbildung

Zusammenfassung: Der Artikel ist der Betrachtung des Ortes, der Funktionen, des Inhaltes und der Art der Tutortätigkeit im System der Weiterberufsbildung gewidmet.

Activité du tuteur dans le système de l’augmentation de la qualification

Résumé: L’article est consacré à l’examen du lieu, des fonctions, du contenu et des espèces de l’activité du tuteur dans le système de l’enseignement professionel supplémentaire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.