УДК 37.06
А. А. Громова
Тьюторская поддержка деятельности учителя общеобразовательной школы
Статья посвящена тьюторам - наставникам, которые вносят свой вклад в процесс формирования кадров нового поколения, требующего поддержки, пошагового сопровождения людей, работающих в системе образования. Даны представления об идеальном методисте (тьюторе), а также наиболее значимых формах, реализуемой помощи в городе Норильске (по мнению опрашиваемых).
Ключевые слова: тьютор, наставник, тьюторская поддержка, тьюторское сопровождение, тьюториалы, роли тьютора.
А. А. Gromova
Tutor's Support of a Comprehensive School Teacher's Activity
The article is devoted to totutors - instructors who bring their contribution into the process of formation of new generation staff demanding support, step-by-step support of the people working in the education system. Are given representations about the ideal methodologist (tutor) and also the most significant forms of the realizing help in the city of Norilsk (according to the respondents).
Key words: a tutor, an instructor, a tutor's support, a tutor's maintenance, tutorials, roles of a tutor.
В связи с процессом интеграции России в деловое мировое пространство и актуализацией потребности общества, одной из насущных проблем в рамках профессионального образования является необходимость повышения качества образовательного процесса с учетом организации и развития методической поддержки учителей.
Сферы жизни российского общества претерпевают изменения, охватывающие и систему образования: меняются ее цели, содержание, организация, социальные функции, ценности.
Осуществление принципов гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», в реальной жизни, возможно, при выдвижении новых приоритетов. На первый план выступает педагогический процесс, направленный на развитие индивидуальности ребенка и раскрытие индивидуально-творческого потенциала учителя.
В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечалось, что российское образование будет эффективным в том случае, если оно окажется способным порождать новые типы образовательных систем и сред. Образование должно выступать зоной ближайшего развития духовно-культурных устремлений, целеполаганий, осознанных намерений и мотиваций личности педагога.
Обновление содержания образования, изменения в программах, внедрение в практику с
2011 г. стандартов второго поколения требуют от учителей быстрой адаптации к нововведениям, использования всех своих знаний, опыта работы, творческого потенциала. Повышение эффективности работы кадров способно обеспечить принципиально новый уровень образования в соответствии с запросами общества и государственным заказом.
Процесс формирования «кадров нового поколения» требует поддержки, пошагового сопровождения людей, работающих в системе образования. Этим занимаются тьюторы.
Тьютор - 1. наставник, преподаватель-консультант, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях [14]; 2. лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль - быть знающим партнером своих слушателей [12].
По мнению С. И. Змеева, «тьютор - это наставник, обучающий взрослых людей, осуществляющий постоянную поддержку одного или нескольких взрослых, обучающихся в решении вопросов организации обучения» [7, с. 14].
По мнению Ю. Л. Деражне, «тьютор в системе открытого образования является важнейшим системообразующим компонентом, выполняя функции преподавателя, консультанта, методиста и наставника» [4, с. 5].
© Громова А. А., 2011
Таблица 1
Представления об идеальном методисте (тьюторе) в г. Норильске
Данные в таблице 1 приведены в порядке значимости. В опросе участвовали как педагоги общеобразовательных школ, так и инновационных учреждений (гимназий, лицеев), так как процесс перехода кадров из одного типа учреждений в другой происходит постоянно.
Таким образом, целью работы любого тьютора является персональное сопровождение личности в образовательном процессе. В ходе такой поддержки наставник координирует различные направления образовательного процесса: преподавание отдельных предметов, ведение курсов, деятельность в воспитательном процессе, усилия, направленные на личностный рост учителя.
Необходимо различать профессию и позицию тьютора.
Как отмечает З. А. Емелина в своей работе «Организационные новшества в педагогическом сопровождении профильного обучения: тьютор-ство» [6, с. 5]: «В некоторых образовательных учреждениях существуют определенные возможности для введения конкретной педагогической «единицы» тьютора, но в массовом варианте речь идет, прежде всего, об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения психологами, классными руководителями, заместителями директоров». Зачастую обязанности тьютора возлагаются на районных методистов, у которых нет возможностей сопровождать каждого учителя, относящегося к его району. По этой причине в настоящее время в системе образования и массовой общеобразовательной школе каждый учитель - сам себе и своим воспитанникам - тьютор. Это связано с ограничением финансирования образовательного процесса, а также с недостаточным пониманием и разработкой должностных обязанностей данной единицы педагогического процесса. Поэтому тьютор может появиться в образовательном пространстве школы только в результате
административного решения и получать за свою деятельность процентные надбавки.
Ответственность наставника огромна, ведь его коллега, которому он оказывает тьюторскую поддержку, должен уметь индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, быть личностно-ориентированным педагогом, строить образовательное пространство на основе сотрудничества. Это возможно, если тьютор - опытный педагог, умеющий передать свои знания, умения, навыки работы, мастерство, избегая диктаторства и формализма. К сожалению, опытными педагогами считаются учителя с большим стажем работы. Как показала практика, учитель с шестилетним стажем способен быть наставником для учителей без опыта работы и молодых специалистов. Это связано с выстроенной системой работы институтов повышения квалификации, городских и краевых методистов, руководителей школьных методических объединений, которые адаптируют, курируют, учат учителей, помогают в подборе инструментария к выбранной педагогической технологии и разработке индивидуальной методической темы. Поэтому учитель, проработавший в общеобразовательной школе несколько лет, находится в ситуации успеха, качественного роста, который он создает для менее опытного коллеги.
Г. Д. Ивлиева в кандидатской диссертации «Методическая поддержка молодых учителей общеобразовательных учреждений нового вида как фактор их ускоренного профессионального становления» пишет: «На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы. Актуальные роли тьютора: дидактические, организационные, маркетинговые, консультационные, лидерские. Эти роли зависят от позиции, в которой находится наставник: «тьютор как арбитр», «тьютор как равный», «тьютор как менеджер» [8]. В материалах Открытого университета Великобритании выделены основные роли тьютора и представлена модель «всестороннего тьютора», которая исходит из двух подходов: «ориентация на тьютора» и «ориентация на студента». К каждому подходу - своя роль. «Всесторонний тьютор» в российской общеобразовательной школе - большая редкость, поэтому у педагога, как правило, несколько тьюторов. У такого сопровождения есть свои плюсы: мобильность учителя, знакомство с несколькими индивидуальными стилями преподавания, свобода выбора в построении педагогического процесса.
Роль Люди
Инноватор 82 (человека)
Консультант 88
Аналитик 97
Исследователь 121
Организатор 125
Координатор 125
Информатор 130
Руководитель 172
Контролер 230
Таблица 2
Значимые формы, реализуемой методической помощи
Формы Люди
Консультации методистов 74 (человека)
Семинары-практикумы 91
Разработка организационно- 119
управленческои документации
Обобщение опыта 123
Выездные семинары по заявкам образова- 126
тельных учреждений
Информирование 128
Временные творческие группы 147
Анализ деятельности по направлениям 166
В таблице 2 представлены результаты анкетирования 180 заместителей директоров по учебной и методической работе из разных типов образовательных учреждений.
Современными тьюториалами являются мастер-классы, проводимые учителями-новаторами. На них хорошо проявляются качества личности как ведущего мастер-класс, так и обучающихся
педагогов. Поэтому очень часто тьютор находится из числа присутствующих на таких групповых занятиях. По данным городской методической службы г. Норильска, в 2008-2009 учебном году проведен 51 мастер-класс, а в 2010 - начале 2011 - 54.
В тьюторском сопровождении нуждаются и учителя первой и высшей категории. Но качество такой поддержки должно быть максимально высоким. С этими учителями работают институты повышения квалификации, методические центры краевого и федерального уровня с тем, чтобы педагоги явились тьюторами в своем городе. Такое поступательное тьюторское сопровождение позволяет достигнуть профессионального роста учителю любой категории, с любым уровнем подготовки, разными личностными качествами и различной мотивацией. Внутри города выстраивается единое образовательное пространство, позволяющее повышать качество образования за счет грамотной кадровой политики.
Таблица 3
Результаты анкетирования заместителей директоров образовательных учреждений г. Норильска по вопросам деятельности муниципальной методической службы в 2009-2010 гг.
Параметры %
Освоение современных инновационных технологий 62
Предшкольное образование 6,9
Реализация новых ФГОС 69
Новые формы аттестации учащихся 31
Использование современных УМК 20,7
Реализация предпрофильного и профильного обучения 17,2
ЕГЭ 31
Методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения 31
Информатизация системы образования 20,7
По данным Центра информационно-методической работы г. Норильска в 2008-2009 учебном году за методической помощью обратилось 3 457 учителей, в 2009-2010 - 4 110. Это свидетельствует о высокой мотивации педагогических работников, востребованности тьюторов, желании строить педагогический процесс на основе сотрудничества, открытости образовательного пространства для любого типа учреждений.
Таким образом, специфика работы учителя общеобразовательной школы позволяет рассматривать тьютора не как человека определенной профессии, а как коллегу, стоящего на позиции наставника, сопровождающего учителя на этапе его профессионального становления, способствующего личностному росту.
Тьюторская поддержка будет способствовать ускоренному профессиональному росту учителей общеобразовательных учреждений, если:
- строится с учетом особенностей деятельности педагогов данного типа учреждений;
- ее содержание и организационные формы определяются не только закономерностями процесса адаптации учителей, но и его особенностями, обусловленными спецификой образовательного процесса, осуществляемого в школах;
- обоснована необходимость и уточнены характеристики деятельности тьютора как новой позиции педагога, сопровождающего процесс становления специалистов в условиях общеобразовательного учреждения, ориентированного на
осуществление разнообразной инновационной деятельности;
- модель тьюторской поддержки учителей общеобразовательной школы разрабатывается с учетом принятых норм педагогической практики и преобразования этих норм;
- представлен механизм тьюторского сопровождения.
Итак, институт тьюторов способствует созданию благоприятной атмосферы, оказанию методической поддержки учителей в выстраивании отношений с коллегами, родителями, учащимися, формированию профессиональных умений и навыков, повышению педагогического мастерства. Тьюторы востребованы в тех образовательных учреждениях, где уделяется большое внимание раскрытию кадрового потенциала, разработке индивидуальных траекторий обучения и развития для повышения качества образования.
Библиографический список:
1. Ахренов, В. Н. Образование взрослых в системе повышения квалификации. Управление системой непрерывного педагогического образования как условие устойчивого развития региона [Текст] : сборник научных трудов / В. Н. Ахренов. - М. : АПК и ПРО, 2003.
2. Беспалько, В. П., Татур, Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В. П. Бес-палько, Ю. Г. Татур. - М. : Высшая школа, 1989.
3. Борисова, Т. Б., Логинова, Г. П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Т. Б. Борисова, Г. П. Логинова. - М. : Знание, 1991.
4. Деражне, Ю. Л. Тьютор в открытом обучении: [Текст] : учебно-метод. пособ. / Ю. Л. Деражне. - М. : Изд-во Департамента федеральной государственной службы занятости населения Московской области, 1998.
5. Дудина, А. И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетенции педагогов образовательных учреждений инновационного типа (гимназия) [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А. И. Дудина. - Челябинск, 1996.
6. Емелина, З. А. Организационные новшества в педагогическом сопровождении профильного обучения: тьюторство [Текст] / З. А. Емелина. - Норильск, 2007.
7. Змеев, С. И. Основы андрагогики [Текст] : учеб. пособ. для вузов / С. И. Змеев. - М. : Флинта : Наука, 1999.
8. Ивлиева, Г. Д. Методическая поддержка молодых учителей общеобразовательных учреждений нового вида как фактор их ускоренного профессионального становления [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Г. Д. Ивлева. - М. : 2007.
9. Корчагин, Е. А. Для чего нужны личностно-ориентированные технологии обучения [Текст] / Е. А. Корчагин // Специалист. - 1998. - № 3. - С. 2627.
10.Корчагин, В. Г., Кулюткин, Ю. Н. Образование взрослых как предмет исследования [Текст] / В. Г. Корчагин, Ю. Н. Кулюткин // Советская педагогика. - 1984. - № 6. - С. 86-94.
11. Ситник, А. П. Мастерство учителя совершенствуется в школе [Текст] / А. П. Ситник // Народное образование. - 1978. - № 11. - с. 16-18.
12.Терминология в системе дополнительного профессионального образования [Текст] : словарь. - М. : 1989.
13. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Советская энциклопедия, 1989.
14. Экономический словарь [Текст]. - М., 1990.
15. Энциклопедия современного учителя [Текст]. -М. : Астрель, Олимп, фирма издательства АСТ, 2000.