Научная статья на тему 'Обзор современных педагогических позиций педагога дополнительного образования'

Обзор современных педагогических позиций педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПОЗИЦИЯ / МЕНТОРСТВО / ТЬЮТОР / ФАСИЛИТАТОР / ЦЕЛЬ / РОЛЬ / ФУНКЦИИ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / FURTHER EDUCATION / COMPETENCE / POSITION / MENTORING / A TUTOR / FASILITATOR / A PURPOSE / ROLE / FUNCTIONS / METHODS / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пикина Анна Львовна

В статье представлены современные педагогические позиции, которые входят в практику дополнительного образования. Автором рассмотрена методология, раскрыты сущностные характеристики менторства, фасилитации, тьюторства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of Modern Pedagogical Positions of a Teacher of Further Education

In the article modem pedagogical positions which are introduced into practice of further education are presented. The author regarded methodology, revealed essential characteristics of mentoring, facilitation, tutoring.

Текст научной работы на тему «Обзор современных педагогических позиций педагога дополнительного образования»

УДК 37.0

А. Л. Пикина

Обзор современных педагогических позиций педагога дополнительного образования

В статье представлены современные педагогические позиции, которые входят в практику дополнительного образования. Автором рассмотрена методология, раскрыты сущностные характеристики менторства, фасилитации, тьюторства.

Ключевые слова: дополнительное образование, компетентности, позиция, менторство, тьютор, фасилитатор, цель, роль, функции, методы, технологии.

А. L. Pikina

Review of Modern Pedagogical Positions of a Teacher of Further Education

In the article modern pedagogical positions which are introduced into practice of further education are presented. The author regarded methodology, revealed essential characteristics of mentoring, facilitation, tutoring.

Key words: further education, competence, position, mentoring, a tutor, fasilitator, a purpose, role, functions, methods, technologies.

Современное дополнительное образование является частью непрерывного общего образования человека, которое сопровождает его на протяжении всей жизни: от рождения до старости. Развитие системы дополнительного образования осуществляется в связи с тенденциями развития системы основного образования.

Ведущими направлениями развития дополнительного образования можно считать: индивидуализацию образования; сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (инвалидов, одаренных и др.); ориентацию на сохранение и сбережение здоровья обучающихся; профилизацию образования; активное внедрение в образовательный процесс проектных, исследовательских, информационно-коммуникативных и других инновационных технологий.

В новых условиях реализации основных направлений развития требования к квалификации и компетентностям педагога дополнительного образования значительно возросли. Следовательно, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг педагог вынужден адаптироваться и изменяться, занимать новые гуманистические педагогические позиции, применяя в своей педагогической практике инновационные технологии.

Одной из таких позиций можно считать менторство - наставничество, идеи которого заимствованы в США, где использование наставниче-

© Пикина А. Л., 2012

ских (менторских) программ является сегодня одним из наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения. Взаимоотношения с наставником дают возможность обучающимся разрешить такие проблемы, как планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и к постановке долговременных целей. Наставник выступает как советник, консультант, является моделью поведения для обучающегося, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение обучающимся поставленных целей.

Менторство осуществляется в нескольких видах: менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися обучающимися для того, чтобы расширить их знания о мире профессий и специальностей, либо они могут систематически работать с малой группой или одним обучающимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классический» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина - наставник, советчик, тот, кем обучающийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.

Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает обучающимся не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки,

развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям.

Взаимоотношения наставника с обучающимся в учреждении дополнительного образования строятся в соответствии со следующими направлениями: планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и постановке долговременных целей. Менторством считается и волонтерская работа, которая чаще встречается в учреждениях дополнительного образования, ориентированных на образование молодежи.

Другой позицией современного педагога можно считать фасилитацию. В педагогике фа-силитация рассматривается как развивающий образовательный метод, его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, ресурсами, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. Основоположником понятия фасилитации является К. Роджерс. В его трактовке фасилитация - это механизм облегчающий, содействующий, создающий благоприятные условия для личностно-профессионального саморазвития.

Ориентируясь на требования Государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, Р. С. Димухаметов, Е. Ю. Парунова предлагают педагогу в образовательном процессе перенести акцент с преподавания на фасили-тацию (облегчение, инициацию) учения. Н. Г. Исакова видит в фасилитации средство повышения эффективности деятельности малой группы под воздействием курирующего ее тренера-консультанта.

На основании изучения работ К. Роджерса Т. Н. Рыбиной определена позиция педагога-фасилитатора. Это педагог, работающий в парадигме личностно-ориентированной педагогики и руководствующийся установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности педагога в возможностях и способностях обучающихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения обучающегося, его реакций, действий, навыков).

С точки зрения О. В. Томиловой главная цель педагога-фасилитатора - помочь группе начать работать в команде с учетом точки зрения и ин-

дивидуальной активности каждого, а основная задача - способствовать комфортной атмосфере, сплочению участников команды и плодотворному обсуждению. Таким образом, фасилитация отражает осознанную и целенаправленную деятельность.

Л. В. Обрядина видит функцию фасилитатора в управлении процессом обсуждения, вовлечении участников и структурировании работы группы, облегчении процесса принятия решения консенсусом. Она отмечает, что фасилитатор следит за переходом от вопроса к вопросу повестки в соответствии с отведенным временем, за выполнением принципа совместного принятия решений, а также, при необходимости, предлагает отдельные или дополнительные дискуссии или техники принятия решений.

С позиции фасилитатора важно стимулировать и инициировать осмысленное образование, свободное и самостоятельно инициируемое, лич-ностно вовлеченное, влияющее на личность, оцениваемое обучающимися, ориентированное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Фасилитация - стимулирование развития сознания людей, их независимости, свободы выбора. Это приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия людей, которые осуществляются через четыре способа взаимовлияния: убеждение, подражание, внушение и заражение.

Реализация принципа фасилитации в системе дополнительного образования детей детерминирована личностно-ориентированным характером организации образовательного процесса, предполагает признание приоритета развивающейся личности ребенка и педагога перед всеми другими задачами и определяет направленность педагогической деятельности на поддержку и удовлетворение потребностей детей и педагогов. Изучение опыта социально-педагогического сопровождения детей в сфере дополнительного образования детей указывает на то, что оно включает в себя педагогическую помощь и поддержку, а также направлено на стимулирование самостоятельности ребенка в решении возникающих у него проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникациями и жизненным самоопределением. Социально-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано, даже если педагог работает с группой детей. Особое значение имеет социально-педагогическое сопровождение в ситуациях социального выбора, в предоставлении права и

возможности выбора и принятия ребенком инициативных решений [5].

Можно сказать, что фасилитаторский характер образовательной деятельности должен стать главным критерием профессионализма педагога дополнительного образования детей. Педагог дополнительного образования детей не учитель-предметник, не специалист в какой-то области деятельности или науки и как фасилитатор он должен обладать следующими основными способностями или искусствами: уважения (отношения равноправия), понимания (эмпатия, интуиция), помощи и поддержки, договора, быть собой.

Особое внимание привлекает позиция педагога-тьютора. Некоторые исследователи тьюторст-ва выстраивают в один синонимичный ряд с менторствм, фасилитацией, другие говорят о разнице этих понятий. Сравнительный анализ позволил увидеть отличное, сделать вывод о том, что понятие «тьюторство» значительно шире и позволяет наиболее глубоко осмысливать педагогу дополнительного образования свою роль в профессиональном росте, учит его грамотно подбирать формы взаимодействия с обучающимся.

А. Керр следующим образом комментирует роль тьюторов в учебно-воспитательном процессе: «Почти все, что изучает обучающийся, можно получить из книг, но ничто не может заменить постоянного общения с человеком, который учит его мыслить и постоянно организовывать работу» [6].

Существует большое количество разнообразных трактовок понятия «тьютор», но нет единообразия в его смысловой сущности. Наиболее полно, на наш взгляд, отражает смысловую сущность тьютора в дополнительном образовании определение Т. М. Ковалевой, Н. В Рыбалкиной, П. Г. Щедровицкого. По их мнению, тьютор -это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.

Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует и мотивирует учащегося на приобретение знаний, умений и навыков, организует условия для складывания и реализации его индивидуальной образовательной траектории. Первостепенные задачи тьютора, которые он должен решать -быстро уяснить, как помочь ребенку наверстать упущенное, понять, правильно ли ребенок разви-

вается, где отстает. Под тьюторским сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия обучающимся оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора.

В отличие от ментора, фасилитатора - тьютор помогает сориентироваться в предметной культуре. Он больше практик, чем теоретик, обладающий определенными методиками, технологиями. Тьютор может научить ребенка учиться, определить его траекторию развития с целью применения в жизни, научить, определять свое место в разных жизненных обстоятельствах. Обучающийся учится самостоятельно, тьютор при этом оказывает ему помощь и поддержку, технологически организуя особые пространства совместной деятельности; обучение происходит на основе и с включением в содержание обучения реального опыта обучающихся; обучение носит сетевой, распределенный характер.

В тьюторской работе реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманизации образования: научить человека (подростка, юношу) использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс [3].

Сфера тьюторской работы направлена на построение на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху. Тьютором используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения - диалог, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, портфолио. Тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии.

Сегодня успешно развивается тьюторская практика учреждений дополнительного образования детей. Примером можно считать осуществление социально-педагогического сопровождения одаренного обучающегося с портфолио, создание условий для развития рефлексии и проявления ребенком активности; развитие в нем уверенности в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию и самовоспитанию, создание каждому сопровождаемому «ситуацию успеха»,

помощь ребенку адекватно ориентироваться в новых, нестандартных ситуациях.

В системе дополнительного образования детей накоплен опыт тьюторства в сфере образовательного туризма через сопровождение развития ребенка в процессе организации путешествий. Интересен опыт дистанционного тьюторского сопровождение детей, направленного на развитие и выявление одаренности через подготовку и организацию очно-заочных олимпиад, проектов и др.

Таким образом, выбор педагогом современных позиций в системе дополнительного образования необходим. Современные позиции педагога позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, способствуют построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества в реализации индивидуальной траектории его развития, помогают педагогу осмысливать свои профессиональные затруднения, находить пути их преодоления, а впоследствии адекватно оценивать результаты собственной педагогической деятельности.

Библиографический список:

1. Александрова, Е. А. Перекрестки психологии и педагогики : роль и место тьютора [Текст] / Е. Александрова // Школ. психолог: прил. к газ. «Первое сентября». - 2007. - 1-15 февр. - (№ 3). - С. 6-9.

2. Бендова, Л. В. Система подготовки новых тьюторов как условие обеспечения качества образова-

тельных услуг в открытом дистанционном образовании/Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сборник научных трудов МИМ ЛИНК, выпуск 15. - М.: МИМ ЛИНК, 2006. С.13-20.

3. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты [Текст] / Г. М. Беспалова // Директор шк. - 2007. -№ 7. - С. 51-58. - Этот же материал под загл. «Тью-торское сопровождение школьников: организационные формы и образовательные эффекты» опубл. в журн. : Упр. образованием. - 2008. - № 4. - С. 83-92.

4. Димухаметов, Р. С. Настольная книга фасилита-тора [Текст] : учеб. пособ. / Р. С. Димухаметов, Е. Ю. Парунова. - Челябинск : Изд-во Челяб. Гос. Пед. унта, 2010. - 384 с.

5. Золотарева, А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей [Текст] : учебно-методическое пособие. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. - 327 с.

6. Дудчик, С. В. Тьюторское сопровождение: истории, технологи, опыт [Текст] / С. В. Дудчик // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С. 82.

7. Ковалева, Т. М., Долгова, Л. М. Концепция школы «Эврика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования» [Текст] / Т. М. Ковалева, Л. М. Долгова // Управление школой индивидуального образования. - Томск, 2002. - С. 15-19.

8. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве [Текст] : методические рекомендации / под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. - Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.