Школьное образование
УДК 373.1
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
О.Н. Перевезенцева, В.В. Углов, Т.А. Белякова
Аннотация. В эпоху информационно-коммуникационных технологий появляется проблема формирования информационной грамотности обучающихся, ввиду этого тьюторское сопровождение школьников является особо актуальным в современном информационно - образовательном пространстве школы.
Умения информационной грамотности, такие как: поиск; интеграция; управление; оценка; создание; передача информации выступают необходимыми знаниями и умениями для современного молодого человека, которые пригодятся ему не только в школьный период обучения, но и в его повседневной жизни. Выпускник образовательной организации, не имея определенных умений по работе с информацией, будет не адаптирован в современном информационном социуме. Именно это говорит об актуальности представленной статьи.
Авторы в статье описывают этапы тьюторского сопровождения информационной грамотности школьников, а также интерактивные технологии, которые могут применять педагоги для формирования информационной грамотности обучающихся в информационно-образовательном пространстве школ.
Ключевые слова: наставничество, тьюторское сопровождение, информационная грамотность, исследовательская деятельность, проектная деятельность.
TUTOR SUPPORT OF STUDENTS' INFORMATION ACTIVITIES
O. Perevezentseva, V. Uglov, T. Belyakova
Abstract. In the era of information and communication technologies there is a problem of formation of information literacy of students, because of this tutor support of students is particularly relevant in the modern information and educational space of School.
Formed a set of skills of information literacy, such as: search; integration; management; assessment; creation; transfer of information from the student - is the necessary knowledge and skills for the modern young man, which will be useful not only in the school period, but also in his daily life. A graduate of an educational organization, not having certain skills to work with information, will not be accapted to the modern information society. This indicates the relevance (actuality) of the article.
The authors describe the stages of tutor support of information literacy of schoolchildren, as well as interactive technologies that can be used by teachers to form information literacy of schoolchildren in the information and educational space of Schools.
Keywords: mentoring, tutor support, information literacy, research activity, project activity.
Одной из задач национального проекта «Образование» - 2025, принятого правительством РФ в начале сентября 2018 года, является разработка методологии сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся.
Что же означает наставничество? Наставничество - это процесс передачи знаний и умений; особая форма преемственности поколений. Наставничество в школе может осуществляться, например, в научно-исследовательской работе школьника, когда более опытные люди консультируют их по возникающим вопросам.
Понятие наставничества появилось в России в середине XVIII века и рассматривалось как «физическое взращивание» подопечного, но не развитие его духовно-нравственных качеств. В
этот период роль наставников отводилась дядькам, няням и боннам. Позже появились домашние наставники или воспитатели, которые отвечали не только за «физическое взращивание», но и за воспитание духовно-нравственной личности, а также за развитие индивидуальной образовательной траектории ребёнка.
Сегодня тьторство и наставничество сопоставимы по некоторым функциональным направлениям, таким как: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, построение индивидуальных образовательных маршрутов и их реализация, индивидуальный подход к каждому подопечному.
Тьюторское сопровождение - это феномен в педагогике, который рассматривается как педагогическая деятельность, направленная на
индивидуализацию образовательного процесса обучающегося [1, с.5; 4, с.334]. Тьюторское сопровождение организовывается поэтапно. Первый этап - диагностический; второй этап -проектировочный; третий этап -реализационный; четвертый этап -аналитический [3, с.82].
Тьюторское сопровождение для
формирования информационной грамотности обучающихся организовывается в несколько этапов:
1. Диагностический этап. На данном этапе педагог предлагает обучающемуся пройти диагностику и выявить уровень сформированности информационной грамотности. «На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению обучающегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество» [5, с.85].
2. Проектировочный этап. Составление плана для достижения результата - повышение уровня информационной грамотности.
3. Реализационный этап. Выбор средств и ресурсов для формирования информационной грамотности школьников.
4. Аналитический этап. На данном этапе педагог проводит диагностические процедуры для выявления сформированности информационной грамотности школьников. После диагностических работ тьютор-педагог составляет портфолио о достижении результатов обучающихся.
Тьюторскую деятельность педагога можно определить как многофункциональную, потому что современный педагог выполняет сразу несколько ролей: модератор, фасилитатор, наставник, консультант. В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно-
воспитательного процесса, тьютор оказывает помощь школьнику в построении собственного уникального образовательного пути [6, с.90; 8, с.52; 10, с.72]. При этом у него нет заранее
заданного плана формирования личности подопечного и заготовленного знания, которое ему необходимо передать [7, с.69].
Следовательно, можно сделать вывод, что педагог должен быть профессионально готов к тьюторскому сопровождению и ориентироваться на альтернативные методы работы [2, с.70]. В своей работе педагог должен учитывать основные принципы тьюторского сопровождения: открытости, гибкости, модульности,
индивидуализации, непрерывности.
В настоящее время тьюторство базируется на таких интерактивных технологиях, как:
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- технология портфолио.
Реализуя учебно-исследовательскую
деятельность в образовательной организации, необходимо прогнозировать будущие результаты школьников, включающие в себя ряд ключевых умений информационной грамотности: определение; поиск; интеграция; управление; оценка; создание; передача информации. Любое исследование содержит постановку гипотезы, цели и задачи исследования, изучение теории по данной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ, собственные выводы. [9, с.86].
При разработке учебного проекта обучающийся под руководством тьютора знакомится с основными этапами работы: постановка проблема, формулирование цели, постановка задач, планирование деятельности, создание продукта. При работе над проектом у школьника формируются умения:
проблематизация, целеполагание, планирование, установление продуктивного сотрудничества, рефлексивные и презентативные умения.
Рассмотрим этапы учебно-исследовательской работы и набор ключевых умений информационной грамотности, который формируется благодаря деятельности тьютора.
№ этапа Этапы создания учебно-исследовательской работы Деятельность тьютора Умения информационной грамотности
1. Формулировка проблемы и противоречия исследовательской работы Тьютор направляет обучающегося на существующие проблемы, которые возможно разрешить благодаря исследовательской работе определение; поиск
Таблица 1. - Этапы создания учебно-исследовательской работы и набор компетенций информационной грамотности
Продолжение таблицы 1
2. Обоснование актуальности исследовательской работы Тьютор обращает внимание обучающегося на степень важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы определение; поиск; интеграция
3. Предмет исследования Для того, чтобы сформулировать предмет исследования, тьютор задает вопрос обучающемуся: «Что изучается?» определение; поиск; интеграция; управление; оценка; создание
4. Объект исследования Для того, чтобы сформулировать объект исследования, тьютор задаёт вопрос обучающемуся: «Что рассматривается?» определение; поиск; интеграция; управление; оценка; создание
5. Гипотеза исследования Гипотеза - это предвидение событий. Тьютор задает вопрос обучающемуся: «Представь, что будет если...» оценка; создание; передача информации
6. Цель исследования Тьютор задает вопрос обучающемуся: «Что ты исследуешь?», «За кем или чем наблюдаешь, что изучаешь?» определение; поиск; интеграция
7. Задачи исследовательской работы Тьютор приводит примеры задач исследовательской работы. Обращает внимание обучающегося, что задачи - это поэтапное решение проблемы и достижение цели исследования определение; поиск; интеграция; управление; оценка; создание
8. Методы исследования Тьютор вместе с обучающимся выбирают методы исследования, которые будут применяться в данной работе определение; поиск; оценка
9. Практическая значимость исследовательской работы Тьютор может задать вопрос обучающемуся: «Чего ради эта работа делалась?» определение; поиск; интеграция; оценка; создание
10. Тема исследовательской работы Тьютор помогает сформулировать тему исследования. Тьютор обращает внимание обучающегося на то, что тема должна отражать объект, предмет исследования и проблему, решение которой положено в основу исследовательской работы оценка; создание
11. Подведение итогов. Проведение рефлексии. Защита исследовательской работы Тьютор задает вопросы обучающемуся: «Что у тебя получилось лучше всего?»; «Что не получилось в данной работе сделать?» управление; оценка; создание; передача информации
В работе над проектом или исследованием тьютор помогает обучающимся правильно собирать данные и оформлять их в портфолио. Портфолио выполняет рефлексивную функцию, которая позволяет определить верность принятых решений, а если необходимо, то вовремя их скорректировать.
Подводя итог вышесказанному, обратим внимание на те условия, которые способны повлиять на тьюторское сопровождение информационной грамотности обучающегося в современной школе:
- во-первых, это владение педагогом-тьютором интерактивными технологиями;
- во-вторых, педагог-тьютор должен учитывать принципы и этапы тьюторского сопровождения;
- в-третьих, педагог-тьютор, осуществляя тьюторскую деятельность, должен выполнять многофункциональную роль, а именно быть модератором, фасилитатором, наставником, консультантом.
Литература:
1. Багирова З.К. Особенности реализации функции тьютора в общем образовании / З.К. Багирова, С.Г. Велиева // Мир науки, культуры, образования. -2017 - № 1 (62). - С. 5-6.
2. Глизбург В.И., Перевезенцева О.Н. Тьюторское сопровождение в информационном пространстве школ / В.И. Глизбург, О.Н. Перевезенцева // Вестник Российского университета
дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2017. - Т. 14. - № 1. - С. 69-75.
3. Горюнова Л.В. Тьюторское сопровождение обучающихся как педагогическая проблема / Л.В. Горюнова, Н.М. Мкртчян, Ж.С. Метелкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-8. - С. 153-161.
4. Дудчик С.В. Формирование тьюторской компетентности педагогов как залог успешной реализации инклюзивного образования / С.В. Дудчик, Н.Ю. Грачева // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 4. - С. 333-337.
5. Ковалёва Т.М. Профессия «Тьютор» / Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща, С. Попова и др. // М.: Тверь: «СФК - офис», 2012. - 246 с.
6. Львова А.С. Критерии оценки эффективности педагогических технологий тьюторской деятельности в современной образовательной организации / А.С. Львова, О.А. Любченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 1 (35). - С. 89-96.
7. Лях Ю.А. Тьюторские технологии в системе обучения школьников / Ю.А. Лях // Инновационные
проекты и программы в образовании. - 2014. - № 6. - С. 68-72.
8. Перевезенцева О.Н. Реализация инновационной технологии тьюторского сопровождения младшего школьника в информационно-образовательном пространстве школы: сборник / О.Н. Перевезенцева // Материалы научно-практической конференции «Инновационные и традиционные технологии развития дошкольников и младших школьников средствами математики и информатики» ГБОУ ВПО г Москвы МГПУ ИППО, Москва 2016. - С. 51-55.
9. Перевезенцева О.Н. Формирование информационной деятельности младших подростков для достижения метапредметных результатов образования / О.Н. Перевезенцева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 84-85.
10. Савенков А.И. Тьюторское сопровождение школьников в исследовательской деятельности / А.И. Савенков, Ж.В. Афанасьева, А.В. Богданова, В.А. Кривова, Ю.А. Серебренникова // Начальная школа. -2016. - № 9. - С. 70-75.
Сведения об авторах:
Перевезенцева Ольга Николаевна (г. Москва, Россия), эксперт центра метапредметной подготовки Московского центра развития кадрового потенциала образования, магистр педагогики, преподаватель-исследователь, e-mail: med_love@list.ru
Углов Владимир Владимирович (г. Москва, Россия), ассистент Центра дополнительного образования Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Белякова Татьяна Александровна (г. Москва, Россия), преподаватель Центра дополнительного образования Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Data about the authors:
O. Perevezentseva (Moscow, Russia), Expert of the center of meta-subject preparation of the Moscow Center for the Development of Personnel Education Potential, Master of Pedagogy, teacher- researcher, email: med_love@list.ru
V. Uglov (Moscow, Russia), assistant of the Center of additional education of Institute of foreign languages of Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: uglov.vladimir.v@mail.ru
T. Belyakova (Moscow, Russia), teacher of the Center of additional education of Institute of foreign languages of Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: zarembogal@mail.ru