Научная статья на тему 'Проектирование условий и этапов реализации тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования'

Проектирование условий и этапов реализации тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1957
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / THE TUTOR SUPPORT / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / COGNITIVE NEED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Инна Владимировна

Обращение к проблеме тьюторского сопровождения учащихся сегодня весьма актуально и является отражением потребностей педагогической практики. Особенности тью-торского сопровождения позволяют говорить о возможностях его применения в образовательном учреждении общего образования. В статье приводятся условия, при которых тьюторское сопровождение будет способствовать развитию самообразовательной деятельности учащихся, требования организационного обеспечения деятельности тьютора. Обосновывается необходимость совершенствования системы сопровождения самообразовательной деятельности школьников, разработки механизма внедрения тьюторства как новой образовательной практики в образовательный процесс современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование условий и этапов реализации тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования»

УДК 373

Сидоренко Инна Владимировна

Руководитель Центра управления качеством образовательной деятельности,ФГОУ СПО «Омский автотраспортный колледж», sidorenko_iv@list.ru, Омск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования

Аннотация. Обращение к проблеме тьюторского сопровождения учащихся сегодня весьма актуально и является отражением потребностей педагогической практики. Особенности тьюторского сопровождения позволяют говорить о возможностях его применения в образовательном учреждении общего образования. В статье приводятся условия, при которых тьюторское сопровождение будет способствовать развитию самообразовательной деятельности учашдхся, требования организационного обеспечения деятельности тьютора. Обосновывается необходимость совершенствования системы сопровождения самообразовательной деятельности школьников, разработки механизма внедрения тьюторства как новой образовательной практики в образовательный процесс современной школы.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, самообразовательная деятельность, познавательная потребность, the tutor support, self-educational activity, cognitive need

Sidorenko Inna Vladimirovna

Head of the Control Center of quality an educational activity, FSEO SVE «Omsk Motor transport college», sidorenko_iv@list.ru, Omsk

DESIGN OF CONDITIONS AND STAGES OF REALIzATION OF THE TUTOR SUPPORT OF STUDENTS IN THE INSTITUTION OF GENERAL EDUCATION

Abstract. Today the issue of tutor support of the students is very important and is a reflection of the needs of the pedagogical practice. Features of tutor support allow to speak about possibilities of its application in the educational institution of general education.

Keywords: the article describes the conditions under which of tutor support will contribute to the development of self-educational activities of students, the requirements of organizational support of the activities of the tutor. There is a also the necessity of improvement of the system of support of self-educational activity of schoolboys, development of the mechanism of implementation of tutoring as a new educational practice in the educational process of modern school.

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Базовое звено системы образования - общеобразовательная школа рассматривается как приоритетная в системе образования, так как имеет решающее, определяющее значение для всего последующего развития потенциала личности. Поэтому считается необходимым обеспечить ее максимально высокое качество как стартовой ступени, от которой

зависит сформированность системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности, личной ответственности и способности к саморазвитию и самообразованию [4, с. 21].

Курс на качество общего образования влечет за собой существенные изменения в плане организации образовательного процесса, который должен быть выстроен так, чтобы активизировать весь мотивационный потенциал обучающегося, инициировать деятельность, направленную на ситуацию личностных самоизменений, самореализацию человека во всей полноте его возможностей и задатков (В. М. Розин, Н. П. Пищулин,

Ю.А.Огородников). Общее образование становится открытым, гибким и распределенным, ориентированным на академическую и социальную мобильность, индивидуализацию как способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории и образовательных перспектив [3]. При таком понимании основная педагогическая задача - спроектировать структуры и механизмы, стимулирующие управляемую направленность образовательной траектории; рефлексивные процессы, субъектность, процессы самопознания и саморазвития растущего человека (М.Н. Берулава, О.С. Гре-бенюк, Е.О. А.А. Кирсанов, Т.М. Ковалева, В.М. Монахов, И.Э. Унт, М.А. Холодная, А.В. Хуторской). При этом процесс сопровождения развития ребенка должен учитывать не только его образовательные запросы, но и индивидуально-типологические особенности детей: внутреннюю позицию школьника, когнитивно - деятельностную сторону школьной готовности, интеллектуальное развитие, эмоциональную стабильность, самооценку, что делает такой процесс сложным, многоаспектным явлением, продуцирующим многообразие целей и средств профессиональной помощи в самоопределении ребенка. В основе сопровождения лежит прогнозирование индивидуального маршрута, побуждение школьников к его осмыслению, определению способов самостоятельной постановки и решения задач. Взрослый, обеспечивающий такое сопровождение - «тьютор», должен строить такие ситуации жизни детей, где стало бы возможно проявить их образовательные цели и мотивы через их реальные действия, соотнести их с индивидуально-типологическими особенностями [1]. Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Базовыми подходами, определяющими методологию тьюторского сопровождения

являются: аксиологический подход помогающий осмыслить сложную иерархию идеалов и смыслов, значимых для каждого возраста ребенка, ценностных оснований взаимодействия, которое должно осуществляться в русле тьюторского сопровождения; антропологический подход, позволяющий понять насколько человекоцентрированной является позиция тьютора, предъявляющего ребенку ресурсы образовательной среды; деятельностно-технологический подход, с позиций которого рассматриваются способы человеческой деятельности, методы регуляции, сохранения, воспроизведения и развития активности ребенка, его опыта поведения. В основе успешной реализации названных подходов лежат принципы:

- свободы выбора обучающихся в получении образовательных услуг;

- учета потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных психологических особенностей;

- взаимодействия и организации совместной деятельности на основе «индивидуальных вкладов», т.к. эффективность совместной деятельности и возникающие в ней взаимоотношения предопределены индивидуальными особенностями включенных в групповую работу участников;

- направленности действий тьютора;

- поддержки детской инициативы и объективация собственных изменений (портфолио, «дневник самореализации»).

Выделенные подходы и принципы позволяют предполагать, что тьюторское сопровождение ребенка может переводить действия ребенка из практического в собственно самостоятельное, формировать качества, способствующие реализации программы самоопределения. При этом содержание этапов тьюторской деятельности выстраивается в логике становления субъективных смыслов, которые становятся для ребенка основой самопроектирования в образовательной деятельности.

• Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе ребенок представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения познавательной потребности [там же]. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и

перспективы совместной работы в этом направлении, выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Соотнесение стартовых характеристик учащихся и образовательных запросов становится основой для предварительного прогнозирования и анализа текущей ситуации.

• Ориентировочный - формирование и согласование целей развития. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. На этом этапе тьютор, прежде всего, помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательных потребностей, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения ориентационного поля выбора образовательной деятельности.

• Планирование развития. Этот этап реализует тьютор совместно с участниками, которые определяют значимые ориентиры, и индивидуальный план реализации познавательной потребности.

• Реализация плана развития. Это этап самостоятельных действий, реализуемых учащимися. Однако регулярно проходят встречи консультационного, поддерживающего, корректирующего характера по оказанию помощи в преодолении проблем самообразования.

• Рефлексивный. На этом этапе в ходе индивидуальных тьюторских встреч обсуждаются промежуточные итоги реализации индивидуального плана и возможная корректировка значимых ориентиров самообразовательной деятельности, а также планируются последующие образовательные события.

Деятельность по организации тьютор-ского сопровождения индивидуального развития может появиться в меру ее востребованности в условиях проектного самоопределения, систематизации замыслов. Формой запроса на тьюторское сопровождение в учреждении общего образования может стать программа «Профилизация». Матричная форма программы позволяет отразить по горизонтали основные службы, задействованные в реализации программы: учащиеся, учителя, классные руководители, методические объединения учителей пред-

метников, администрация, тьюторы, методисты, социально-психологическая служба, а по вертикали - обозначить ведущие подпрограммы (цели). Ими могут быть: образовательные индивидуальные планы, индивидуальные проекты, социальная практика, очно-заочные школы, каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории, творческие конкурсы, фестивали, олимпиады, научно-практические конференции, семинары. Цели программы могут быть реализованы несколькими путями, зависящими от возможностей и специфики подпрограмм.

Механизмами образовательной программы профилизации могут стать: образовательные программы профильных классов; программы по каждой учебной дисциплине; технологические карты учебных дисциплин; УМК по каждой учебной дисциплине, материалы для самостоятельной работы учащихся; материалы для текущего и промежуточного контроля, итоговых аттестаций; система оценки личностных достижений учащихся; организация учебных сессий для старшеклассников; программы организации учебно-исследовательской работы, учебных практик.

Координация работы осуществляется администрацией школы и тьюторским центром, который разрабатывает и корректирует учебный план, предполагающий выделение в каждой из образовательных областей основных типов учебных курсов: базовых общеобразовательных (обязательных для всех), основных профильных (повышенного уровня), профильно-ориентированных общеобразовательных и элективных (поддерживающих и обязательных). Тьюторское сопровождение является сквозным и включает, например, следующие формы работы со школьниками:

- проектирование образовательных событий, направленных на выявление и поддержку познавательной потребности учащихся, включение ребенка в проектную, игровую деятельность, помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих образовательных достижений (5-7 классы);

- индивидуальное и групповое обучение по программам в определенной области, тьюториалы, где анализируются с учащимися их образовательные успехи и трудности,

эффективность проб, осуществляемых в разных видах самообразовательной деятельности, продуктивность переходов от пробного действия к результативному (8-9 классы);

- включение старшеклассника в проектную, аналитическую деятельность, помощь в реализации образовательной инициативы, обучение универсальным способам успешного действия, работа по творческим исследовательским, социальным проектам в режиме наставничества (10-11 классы).

Надо отметить, что тьюторские встречи могут проводиться в форме дистанционного режима, в виртуальных Интернет-сетях, на площадках ресурсных центров образования за стенами школы, а также с тьюторами образовательного учреждения. Возрастание объема, сложности решаемых учеником задач и заданий может способствовать выстраиванию индивидуальной образовательной программы ребенка. Данное понятие обладает более широким значением и предполагает анализ индивидуальной образовательной истории; цели и задачи образования на предстоящий период; смыслы и контексты; индивидуальный образовательный план; план социальных проб или практик; план рефлексивных ситуаций; ресурсное обеспечение; оценку эффективности реализации индивидуальной образовательной программы [2].

Индивидуальная образовательная программа составляется на основе общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы. Принципиальным отличием индивидуальной образовательной программы от учебной является то, что кроме предметного содержания она включает виды деятельности, где будут формироваться необходимые умения для освоения нового содержания. Для этого необходимо задать множество альтернатив, определяющих ориентационное поле выбора ребенка, включающее углубленное и обогащенное содержание образования, форм учебной, внеучебной и самостоятельной работы, рефлексию образовательных результатов. По нашему мнению, чтобы сформировать ориентационное поле выбора, содержание индивидуальной образовательной программы можно структурировать на основе двух матриц: первая матрица работает по «правилу синхронии»

строит учебный материал через понятийные ряды и соответствующие им контексты, вторая матрица располагает материал по «правилу диахронии», то есть во взаимосвязи со смежным содержанием и направленностью. Основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют не только учебные дисциплины, но и внеучеб-ная деятельность учащихся - кружки, секции, исследовательские проекты. Проектирование индивидуальной образовательной программы предусматривает партнерские отношения с внешними организациями (учреждения дополнительного образования, ссузы, вузы, производственные предприятия, учреждения культуры и др.).

Деятельность тьютора заключается в проектировании последовательных образовательных ситуаций в рамках индивидуальных встреч на основании познавательных потребностей и индивидуальных образовательных программ учащихся. Образовательная ситуация проектируется и реализуется в единстве содержательного и процессуального компонентов, она задается через технологию взаимодействия тьютора и ученика [6, с. 100]. Набор образовательных ситуаций, в каждой из которых учащийся планирует и осваивает способы достижения значимых образовательных результатов, является специально созданной образовательной средой.

Для перехода к эффективной системе тьюторского сопровождения в школе должны быть созданы необходимые условия.

- нормативно-правовое обеспечение, включающее организационно-нормативные, программные документы, регулирующие и регламентирующие индивидуализацию обучения и деятельность по тьюторскому сопровождению школьников;

- организационное обеспечение: создание тьюторского центра, создание системы повышения квалификации тьюторов, освоение модераторских и консультативных функций как основы для нового характера взаимодействия с учениками, родителями, представителями внешних организаций;

- внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий квазипоофессио-нальной и учебно-исследовательской деятельности, технологий и форм тьюторского сопровождения: технологии работы с «порт-

фолио», тренинговой технологии, технологии профильных проб, тьюториалов, рефлексивно-ролевых игр, экспертных встреч, свободных образовательных часов;

- мониторинг результатов и индивидуальных достижений школьников («дневник самореализации», «карта образовательных событий).

- экспертно-аналитическое обеспечение: конкретизация социального заказа (через анализ, выявление запросов родителей, школьников, сбор и обработка информации), обоснование проектных решений по всем аспектам проектирования форм и содержания тьюторского сопровождения; проведение экспертизы эффективности тьюторской деятельности.

Рассматривая предложенное выше содержание тьюторской деятельности, направленной на становление индивидуальности ребенка, закрепления индивидуального опыта рефлексивного анализа, субъектного поведения, возникает понимание сложности и комплексности поставленной задачи. Становится очевидным необходимость совершенствования системы управления тьюторством, усиление ориентации данной деятельности на индивидуальные запросы потребителей, усиление роли маркетинга, учета и использования ресурсов окружающей среды, разработку механизма общественного мониторинга развития тьютор-ства как новой образовательной практики.

Библиографический список

1. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.

2. Лебедев О. Е. Петербургская школа: образовательные программы. - СПб.: Специальная Литература, 1999. - 182 с.

3. Теров А. А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Москва: Б.и., 2009. - 26 с.

4. Шендрик И. Г. Кризис идентичности и образование в период взрослости // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С. 98-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.