УДК 372.857
МЕТОДИКА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
© 2012 О.И.Дмитриева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 03.05.2011
Статья посвящена актуальной проблеме - методике тьюторского сопровождения эколого-валеологического образования школьников в профильном курсе биологии, необходимость, которой возникла в связи с модернизацией современного образования. В общеобразовательной программе профильного курса по биологии были выделены модули эколого-валеологического компонента с тьюторским сопровождением; разработана модель методики тьюторского сопровождения эколого-валеологического образования школьников в профильном курсе биологии, которая позволит современному учителю дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.
Клюжевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, профильное эколого-валеологическое образование.
Образовательный процесс - явление социальное, которое зависит от запросов общества, достижений педагогической науки, приоритетной методики и практики работы учителей. В связи с существенными изменениями в современной социокультурной среде изменились требования к организации образовательного процесса и качеству образования, в том числе биоэкологическому. Сегодня ведущей целью образования становятся фундаментализация, куль-турологичность, экологизация знаний, которые способствуют социальной адаптации школьников к современным условиям существования в окружающей среде. Процесс обучения биологии обеспечивает формирование мировоззренческих знаний, узловых компетенций, умений и навыков предметной деятельности, природосообраз-ного мышления, и здорового образа жизни. Особо значимую роль в данном процессе занимает биологическое профильное образование, освещающее общебиологические, экологические и валеологические проблемы. Требования к уровню подготовки выпускников по овладению «Обязательным минимумом содержания образовательной программы по биологии» обозначены в государственном стандарте общего образования, который определяет образовательный уровень достижений выпускниками школы, независимо от форм его получения.
Проект нового Госстандарта 2009 года ориентирует общеобразовательную школу России на гуманистический, методологический и ком-петентностный подходы в обучении. В соответствии с этим образование в отечественной школе реализует важнейшие актуальные задачи: 1) развитие познавательной активности, само-
°Дмитриева Ольга Ивановна, преподаватель биологии Самарского медико-технического лицея, соискатель кафедры зоологии. E-mail: [email protected]
стоятельности и ответственности ученика; 2) формирование умений работать с различной информацией; 3) самостоятельное конструирование знаний; 4) формирование должных компетенций в избранном образовательном пути1.
В настоящее время биологическое образование вынуждено приспосабливаться к тем изменениям, которые переживает вся система образования в связи с его модернизацией. В самой концепции модернизации образования не предусмотрены изменения в содержании эколого-валеологической направленности курса биологии. Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление мотивации в получении знаний и превращение знаний в средство для становления духовно-ценностных основ развивающейся личности, открывает новые перспективы для развития эколого-валеологического образования и его внедрения в образовательную систему (В.С.Кучменко, Т.П.Лукина, И.М.Швец)2. В связи, с чем приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 года №593 были утверждены «Квалификационные характеристики должностей работников образования», среди которых названа новая - тьютор. Должностные обязанности тьютора указывают, что он «организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной
1 Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Кондаков А.М. Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Примерные программы общего образования. Биология. Естествознание. - М.: 2010.
2 Экологическая составляющая курса биологии в основ-
ной школе: Сб. программ. М.: 2005.
подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающихся для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Тьютор, указывается в документе (РФ от 14. 08.2009 №593) организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками, корректирует индивидуальный учебный план, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов, осуществляет планирование шагов по достижению образа будущей профессиональной деятельности3.
Согласно определению энциклопедического словаря тьютор (англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». В Британской энциклопедии понятие «tutorial» встречается в двух случаях — в статье «Computer-assisted instruction» и в статье «Special education». Тьюторство, как одна из форм наставничества, возникло в первых Британских университетах Оксфорда и Кембриджа (XII -XIII в.в.). Главной задачей такого наставничества стала подготовка духовенства к процессу воспроизводства национальной культуры.
В российском образовании понятие «тьютор» имеет различные определения (Л.В.Бендова, Г.А.Гуртовенко, Ю.Л.Деражне, С.И.Змеев, Т.М.Ковалева, Ю.А.Павличенко, Н.В.Рыбал-кина, Н.Д.Хатькова, С.А.Щенников, и др.), отражающие консультационные, организационные, методические функции преподавателя, наставника в работе с учащимися в школе с целью построения образовательной траектории личностно-профессионального развития и саморазвития.
В связи с этим функционал тьютора создавался, прежде всего, под задачу обеспечения пространства «пробы сил» по установлению «соразмерности порядка индивидуальной души с миром вокруг нас, то есть с тем, что заведомо больше человека»4. В тьюторской работе реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это на-
3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 года №593 «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
4 Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) // Логос: философско-литературный журнал. - 1991. - № 2. - С. 115.
прямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить человека (подростка, юношу) использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс5.
Через посредничество тьютора проявляется пробный характер взаимодействия в образовании, отмечает Б.Д.Эльконин, где: «существенной характеристикой пробного пространства и его «несущим» событием является систематически воссоздаваемый переход между пробно-поисковым и реализующе-результативным значением действия»6. Главным событием в этом подходе является построение переходов между апробированием, поиском адекватного действия и реализацией. Это, как отмечает Б.Д.Эльконин — воссоздающий тип работы в образовательном пространстве. Особое значение приобретает тьюторское сопровождение образовательного процесса, указывает О.Е.Лебедев. При этом, считает Л.И.Долгова, в рамках тьютор-ского сопровождения осуществляется формирование готовности к самообразованию создаются ситуации актуализации возможностей ребенка, расширяются этапы самообразования (от постановки цели до определения личностных смыслов результатов).
В современных условиях происходит смена концепций школьного образования, заключающаяся в переходе от идеологии долга к идеологии права, от унитарной государственной системы образовательных учреждений к вариативной образовательной системе, от гарантии положительного результата учебной деятельности к гарантиям шанса на успех. «Гарантия на успех выражается в праве выбора образовательного маршрута, способов педагогической помощи. Эти ожидаемые результаты, имеющие личностную значимость для учащихся, обеспечивают развитие их личности, их способность эффективно действовать в многообразных и быстро меняющихся жизненных ситуациях». Таким образом, тьюторское сопровождение формирования готовности к самообразованию -это взаимодействие тьютора и его подопечных в ходе совместной рефлексивной деятельности, предметом которой является реализация индивидуального образовательного проекта учащегося, способствующего актуализации и расширению когнитивных, психологических и практи-
5 Ковалёва Т.М., Долгова Л.М. Концепция школы «Эв-рика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования» // Управление школой индивидуального образования. - Томск: 2002. - С. 15 - 19.
6 Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практ. конф. Красноярский гос. ун-та. - Красноярск: 2003. -С.5 — 22.
ческих самообразовательных возможностей каждого ученика.
Однако реалии действительности указывают на то, что роль тьютора в современном образовательном процессе выполняет сегодня учитель, который должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены; формы мониторинга деятельности обучающихся; технологии открытого образования. В связи, с чем возникает противоречие между необходимостью тьюторского сопровождения процесса обучения и отсутствием системы и методики его применения в конкретных условиях образовательной среды. Однако исследований, посвященных разработке методики формирования тьюторского сопровождения эколого-валеологического образования школьников в профильном курсе биологии, до сих пор не проводилось, поэтому в условиях Поволжского региона возникла необходимость изучения направлений и тенденций развития предметного биоэкологического образования в системе профильного обучения медико-технического лицея, что и определило проблему исследования. Она состоит в разрешении указанного противоречия посредством разработки методики тьюторского сопровождения эколого - валеологического образования школьников в профильном курсе биологии
Целью исследования являлась разработка методики тьюторского сопровождения эколого - валеологического образования школьников в профильном курсе биологии. В соответствии с проблемой, целью исследования были обозначены следующие задачи: 1) проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике образования, выявить пути и методологические подходы к ее решению; 2) уточнить и конкретизировать основополагающие понятия проблемы исследования: тью-торский подход, «тьюторское сопровождение», методика тьюторского сопровождения; 3) на основе тьюторского, системно-деятельностного, дифференцированного, личностно-ориентиро-ванного, эколого-валеологического, культурологического подходов разработать модель методики тьюторского сопровождения эколого-валеологического образования школьников в профильном курсе биологии; 4) выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного функционирования модели методики тьюторского сопровождения эколого-валеологического образования школьников в
профильном курсе биологии, для чего выделить в общеобразовательной программе модули эко-лого-валеологического компонента с тьютор-ским сопровождением; выявить динамику мотивации в контрольной и экспериментальных группах; разработать диагностические листы первичного и заключительного этапа внедрения модели; успешность реализации модели в прак-тико-ориентированной деятельности учащихся.
Основой методологической разработки тью-торского сопровождения эколого-валеологи-ческого компонента профильного курса биологии в Самарском медико-техническом лицее послужили работы С.В.Алексеева, Н.Д.Андреевой, Г.А.Бардовского, А.Н.Захлебного, И.Н.Пономаревой, О.И.Пономаревой, И.Т.Су-равегиной, Д.И.Трайтак, З.И.Тюмасевой. В ходе исследования нами были выявлены следующие шаги деятельности тьютора: 1) организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; 2) организация их персонального сопровождения в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; 3) координация поиска информации обучающимися для самообразования; сопровождение процесса формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее); 4) совместно с учащимися распределение и оценивание имеющихся у него ресурсов всех видов для реализации поставленных целей; 5) оказание помощи обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; 6) содействие генерированию творческого потенциала учащегося и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов; 7) контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальной образовательной программы.
В ходе эксперимента, осуществляющегося на базе Самарского медико-технического лицея (медицинское отделение) была разработана модель интегрированного функционала деятельности учителя, который осуществлял и тьютор-ское сопровождение процесса обучения. В основу предлагаемой концепции и модели были взяты программы и комплекты учебников единой образовательной линии под редакцией Н.Н.Сонина и Л.Н.Сухоруковой.
Основополагающим компонентом данной модели являются: 1) мотивационно-ценност-ный блок (мотивация на здоровой образ жизни; влияние тьюторского сопровождения на экологическое воспитание учащихся, развитие их экологической культуры; эколого-валеоло-
гический подход к проблеме успешности освоения профильной программы по биологии); 2) содержательный блок (эколого-валеологи-ческий компонент, модульное содержание профильной программы предмета биологии; индивидуальные образовательные маршруты учащихся); 3) деятельностный блок - а) определение состава и функций универсальных учебных действий учащегося и его образовательных возможностей (жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смысло-образования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся; ориентация в социальных и межличностных отношениях)7; построение индивидуального образовательного маршрута учащегося в эколого-валеологическом компоненте профильной программы по биологии с элементами тьюторского сопровождения; анализ и рефлексия продвижения учащихся по индивидуальному образовательному маршруту; б) развитие эколого-валеологических знаний; развитие ценностных ориентаций, экологической культуры, интереса к эколого-валео-логической деятельности; личностное и познавательное развитие учащихся в ходе образовательной деятельности; развитие профессиональной мотивации и компетентности.
Условиями реализации модели являются: выявление мотивации эколого-валеологической составляющей модели, психологическое диагностирование личностных качеств обучающегося; определение общего направления обучения, выбор профессии; первичное диагностирование знаниевого компонента выбранного общего направления; изучение возможных программ обучения; выбор программы и составление ее вариативной части; выбор образовательной траектории и составление образовательного маршрута; прохождение маршрута; вторичное диагностирование знаниевого компонента выбранного общего направления.
Для определения результативности реализации модели использовались следующие методы исследования: 1) теоретические - системный анализ, сравнительно-сопоставительный, логический, прогнозирование, моделирование, диагностирование; 2) эмпирические - изучение педагогического опыта учителей школ, наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, интервьюирование, контрольные срезы, экспертные оценки; 3) статистические методы обработки и представления экспериментальных данных.
Оценка эффективности модели тьюторского сопровождения эколого-валеологического образования школьников в профильном курсе биологии проводилась при помощи педагогического инструментария (В.П.Беспалько, А.В.Усова), который включал в себя соотношение результата и затрат. Общая выборка, участвующих в эксперименте школьников, составила 302 человека. Определялась успешность эколого-вале-ологического образования в рамках: компетентности и осведомленности учащихся в эколого-валеологических проблемах по формулам: Кр = а: А, где Кр - коэффициент результативности; а - точность обучения, определяемая количеством правильно выполненных операций контрольного задания; А - общее число операций в задании; Кэ = Q : Qu; (5= а^, где Кэ - эффективности, t -индивидуальное время выполнения задания, ( - эффективность обучения; Qu -идеальная эффективность. (и = Л^и, где ^ наименьшее идеальное время, необходимое на выполнение контрольного задания, определяемое преподавателем по лучшей работе учащихся или независимыми экспертам8.
Исследование проводилось среди учащихся Самарского медико-технического лицея, профильное учебное заведение (экономическое, техническое, медицинское отделения и отделение международного бакалавриата) на базе 8 -11 классов медицинского отделения медико -технического лицея (контрольная группа - без тьюторского сопровождения - профильная программа; экспериментальная группа - с тьютор-ским сопровождением - профильная программа). В ходе эксперимента учащимся контрольных и экспериментальных групп были предложены зачетные листы по основным направлениям профильной программы. Каждый лист включал вопросы эколого-валеологической направленности. По формулам оценки эффективности обучения были рассчитаны коэффициенты результативности и эффективности в контрольных и экспериментальных группах. Результаты эксперимента представлены в таб. №1.
Таб.1. Результативность и успешность
экспериментального изучения влияния тьюторского сопровождения на образовательную деятельность учащихся
Тип группы Кр Кэ
Контрольная 0,583 0,488
Экспериментальная 0,846 0,795
7 Соболь Н.В. Оценка успешности обучения учащихся
// Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. -
М.: 2005. 8 Там же.
Экспериментальное изучение влияния тью-торского сопровождения на образовательную деятельность учащихся СМТЛ в курсе биологии показало рост эффективности обучения тьюторских групп по сравнению с обычными группами. Таким образом, тьюторское сопровождение обучения учащихся в курсе биологии
является на современном этапе необходимым компонентом профильной подготовки учащихся, позволяющим эффективно управлять образовательным процессом и эколого-валеоло-гической деятельностью.
METHODS OF TUTOR SUPPORT IN ECOLOGY-VALEOLOGY EDUCATION
IN SCHOOL COURSE OF BIOLOGY
©2012 O.I.Dmitrieva
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article deals with an urgent problem of the methods of tutor support in ecology-valeological education in the school course of Biology. The necessity of these methods occurred due to the modernization of school education. In general school curriculum of Biology modules of ecology-valeological component with tutor support were distinguished; the model of the methods of tutor support in ecology-valeological education in the school course of Biology was developed. It will make it possible for a modern teacher to differentiate and personalize the education process.
Key words: tutor, tutor support, ecology- valeological education, educational trajectory, humanization.
Olga Ivanovna Dmitrieva, Teacher of Biology at Samara
Medical-technical Lyceum, Part-time postgraduate student of Zoology department. E-mail: [email protected]