Инновации в образовательных учреждениях
УДК 37.022
J
Ю. А. Лях
ТЬЮТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
л____________________________________________г
Аннотация. Автор статьи раскрывает содержание системы тьюторства в современной старшей школе. Основу этой системы составляет комплексная развивающая образовательная технология персонифицированного обучения, направленная на выявление образовательных мотивов и интересов старшеклассников для создания индивидуальных учебных программ и образовательной рефлексии. Показано, что важную роль в построении данной системы играют формирование тьюторской компетентности педагогов в профильном обучении и создание комфортной коммуникативно-стимулирующей обучающей среды для школьников. Представлена структурно-функциональная модель реализации тьюторских технологий, действенность которой была оценена автором в ходе педагогического мониторинга качества образования старших школьников в условиях профильного обучения. Эффективность создания персонифицированной системы тьюторских технологий определена в трех аспектах: качество образования старших школьников и их коммуникативно-образовательная активность; развитие тьюторских компетенций педагогов в проектировании педагогического мониторинга качества профильного обучения; самооценка и профессиональное самоопределение старших школьников. Экспериментальное исследование показало, что модель внедрения тьюторских технологий способствует значительному повышению качества образования старших школьников.
Ключевые слова: профильное обучение, качество обучения, технология обучения, учитель, ученик, тьютор, проектирование.
Abstract. The paper is devoted to the tutoring system in the modern high school. The system in question is based on the complex developmental educational technology of personalized teaching, aimed at identifying students’ educational motives and interests, and creating individual training programs and educational reflection. The important role is given to the tutor’s competence both in profile teaching and creating the comfortable communicative and stimulating educational environment. The author reveals the structural and functional implementation model of tutoring technologies, and observes its performance in the course of education quality monitoring of senior students in the profile high schools. The effectiveness of the personalized tutor technology system is demonstrated in three different aspects: the students’ education quality and communicative educational activity; development of tutors’ competence in monitoring the profile education quality; and students’ self-assessment and professional self-determination. The experimental research demonstrates that the implementation model of tutor technologies facilitates the education quality improvement in the high school.
Keywords: profile education, education quality, education technology, teacher, student, tutor, projection.
Известно, что тьюторство как отдельная культура формировалось параллельно культуре преподавания и обучения на протяжении девятисотлетней истории образования. По мере становления тьюторства менялась его роль в учебно-воспитательном процессе. Можно выделить следующие основные этапы развития этого феномена:
• IV-XVI вв.- тьюторская деятельность как сопровождение самообразования студентов;
• XVI-XIX вв.- тьюторство как официально признанная часть английской университетской системы;
• XIX-XX вв.- тьюторы и фетишизм книги;
• XXI в.- тьютор как новая профессия в образовании: определение его должностных обязанностей в контексте расширения и изменения функций современного педагога.
Смена идеалов и ценностных ориентаций общества, его гуманизация и демократизация, потребность в сохранении разнообразия и использовании его преимуществ наилучшим образом, утрата государственным образованием монополии на обучение и социализацию, превращение школы
68
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
Инновации в образовательных учреждениях
из наставника в координатора, свободный доступ к любым информационным сегментам мира - все это в последнее время актуализировало развитие института тьюторства, учитывающего и прогнозирующего изменения в социокультурной и социально-экономической сферах и обеспечивающего готовность подрастающего поколения к жизненному и профессиональному выбору в условиях неопределенности.
Особенно ценно наличие тьюторского сопровождения образовательно-воспитательного процесса в старшей школе, когда у подростков формируются механизмы саморегуляции личности относительно продолжения обучения, начинается становление самоорганизации и самореализации в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, идеи тьюторства на последней ступени общеобразовательной школы совпадают, с одной стороны, с идеями гуманистического (Ш. А. Амонашвили, Н. Б. Ромаева, Л. В. Романюк, Т. А. Рубанцова и др.), с другой - коммуникативно-диалогического (М. А. Абдуллина, В. А. Кан-Калик и др.) подходов к обучению.
Тьюторскую деятельность современного педагога можно определить как полифункциональную: в образовательном процессе он выполняет роли фасилитатора, модератора, консультанта, супервизора, методолога и др. Школьник учится самостоятельно, а тьютор помогает ему, технологически организуя комфортную учебную среду совместной деятельности. Обучение протекает на основе и с включением в содержание обучения реального опыта старших, причем носит сетевой характер, поддерживающий единство познания, самовоспитания и формирования определенного образа жизнедеятельности [1,3,10].
Процесс становления человека как общественного существа обычно сопровождается сочетанием его потребности быть включенным в социальную общность (персонализация) и, одновременно, стремлением к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида (персонификация). Интеграция выпускника школы в общество взрослых и вместе с тем сохранение его индивидуальности могут быть обеспечены благодаря использованию специальной тьюторской технологии, суть которой состоит в инициировании целенаправленного взаимодействия различных субъектов образования, оказании помощи старшеклассникам в выборе программ и средств обучения, самостоятельном планировании и реализации личной профессиональной перспективы, диагностике возникающих в этом процессе проблем и раскрытии внутреннего потенциала самоорганизации для их решения. В перечисленных целях деятельности тьютора отражается антиномия внутреннего (самоорганизации) и внешнего (организации), индивидуализации (построения личной профессиональной перспективы) и социализации (социально-профессиональной ориентации), интеграции (взаимодей-
ствия) и дифференциации (разделения функций). Антиномический принцип как методологическая основа организации системы тьюторства снимает, на наш взгляд, противопоставленность одинаково правомерных, но не смешивающихся подходов, существующих сегодня в теории и практике профориентационной работы, а именно «направляющего» и «развивающего» сопровождения процесса построения учащимися индивидуальных планов обучения [2,4,5].
Анализ теории и практики обучения старшеклассников, исследований процесса проектирования тью-торских технологий позволяет:
• выделить ключевые характеристики старшеклассников как субъектов обучения, раскрывающие их ценностные и мотивационные установки и диспозиции;
• определить методологические и психолого-педагогические основания проектирования программ обучения старших школьников.
Основу тьюторских технологий обучения старшеклассников составляют приемы гармоничного согласования активности и самоорганизации подростков, направленные на удовлетворение социального запроса и на персонифицированное образование [6,7]. Для этого необходима комфортная обучающая среда - социально-развивающее пространство, стимулирующее формирование потребностей и мотивов учебной деятельности с учетом личностных качеств учащихся.
В настоящее время тьюторство базируется на проектных технологиях, работе с «портфолио», технологиях консультирования, модерирования, супервизии и др. [8,12,13,14]. В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно-воспитательного процесса, тьютор оказывает помощь старшекласснику в построении собственного уникального образовательного пути. При этом у него нет заранее заданного плана формирования личности подопечного и заготовленного знания, которое ему необходимо передать. Он способствует:
• определению конкретных личностных образовательных целей и построению индивидуальных учебных планов;
• овладению школьником способами самостоятельной образовательной деятельности;
• осознанию институциональных форм самообразования и овладению ими [9].
Так, например, при разработке проекта учащийся под руководством тьютора знакомится с альтернативами получения образования, оценивает и анализирует собственные способности и возможности. Если необходимо, учащийся проходит профильные пробы (посещает элективные курсы, выполняет задания).
Содержанием проекта по существу является индивидуальный учебный план (ИУП) ученика, разработанный в соответствии с его предпочтениями в получении профессионального образования. В плане могут быть указаны «запасные варианты»
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
69
Инновации в образовательных учреждениях
на случай, если школьник не справится с поставленными целями или изменится ситуация. Таким образом, образовательный проект становится самообразовательным, а учащийся - субъектом этого процесса.
Данные о реализации проекта фиксируются учащимся в портфолио, где рекомендуется наиболее полно отражать этапы продвижения к цели. Тогда портфолио будет выполнять рефлексивную функцию, помогающую определять верность принятых решений и альтернативы их коррекции.
Еще одним несомненным преимуществом данной технологии является то, что ученик начинает нести личную ответственность за разработку и реализацию проекта своей образовательной деятельности.
Работа с портфолио - также эффективная образовательная технология, поддерживающая ком-петентностно-ориентированный подход. Среди прочего она позволяет старшекласснику осознать, как происходит процесс учения. Освоив определенную деятельность, он может сделать выводы о том, насколько важны для него лично те или иные стратегии, в какой степени они соответствуют его индивидуальным потребностям и намерениям. Портфолио может выступать и в качестве одного из средств конструирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (проектов) учащихся. В этом случае рекомендуется использовать портфолио процесса. Кроме «накопительной», оно выполняет модельную функцию, отражая динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает ученику проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося. Необходимыми компонентами такого портфолио являются:
• индивидуальный учебный план: это может быть интегративная книжка ученика, на основе которой может осуществляться планирование деятельности по сбору и накоплению нужной информации;
• обоснование сделанного выбора: например, в виде рефлексивного сочинения, включающего описание представлений старшеклассника о своем будущем, способах его достижения, связях построенного образа будущего с теми целями и задачами, которые поставлены на ближайший период, об осознанности своих шагов в реальной практике и реальности получения конечных результатов, а также существующих или возможных проблемах, которые могут помешать достижению ожидаемых результатов, и страховочных вариантах на этот случай;
• обоснование всех изменений ИУП, если такие возникнут;
• информация о текущих и итоговых результатах образовательной деятельности.
Для школьников, а также тьюторов, не готовых работать с образовательными проектами, можно использовать более гибкую технологию индивидуальных и групповых консультаций.
Консультации со школьниками и родителями проводятся исходя из их потребностей и базируются на принципе добровольности и мотивированности самих учащихся. В зависимости от эффекта консультаций и отношений, которые сложились у консультанта с подростком, они могут быть достаточно регулярными или носить эпизодический характер, т.е. проводиться по мере надобности. Однако очень важно, чтобы даже разовые консультации носили завершенный характер: подводили подростка к решению волнующих его проблем и указывали на дальнейший ход самостоятельных действий.
Консультации могут быть групповыми при наличии общей проблемы, высокой степени открытости и доверия к консультанту и членам группы. Однако содержание такой формы работы все же не столь конфиденциально, как при индивидуальном консультировании. Для групповых занятий в большинстве случаев целесообразнее проводить тренинги по общим для учащихся проблемам.
Технология профильных и профессиональных проб предполагает профиспытание или профпроверку, моделирующие элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности. Пробы способствуют сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии и рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.
В этой технологии в большей степени, чем в остальных, тьютор выступает в роли организатора самостоятельной образовательной деятельности школьника. В его функции входит находить места для проведения проб, обеспечивать школьников надежной и достоверной информацией, помогать в рефлексии итогов проб и выборе вида профильного обучения.
Описанные и другие технологии могут применяться для различных организационных форм оказания тью-торской поддержки: в классе, малой группе или индивидуально (табл. 1).
На основании вышеизложенного можно уточнить сущность понятия «тьюторская технология»: это комплекс развивающих образовательных технологий персонифицированного обучения старших школьников, направленных на поиск, выявление и развитие их образовательных мотивов и интересов для создания индивидуальных учебных программ, формирования образовательной рефлексии. Тьюторские технологии можно рассматривать как возобновляемые внутренние ресурсы, позволяющие формировать у учащихся способности самостоятельно реализовывать свой
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 1
Организационные формы реализации тьюторских технологий
Название технологии Организационные формы реализации технологии
Проектная методика В группах; индивидуально
Консультирование Индивидуально; в группах постоянного и сменного состава; сочетание этих форм
Социально-психологические и когнитивно-поведенческие тренинги В группах постоянного состава
Активизирующая методика Н. С. Пряжникова В классах; группах постоянного и сменного состава; сочетание этих форм
Технология профильных проб Индивидуально; в малых группах
Информационные технологии Индивидуально; в классе; в группе; сочетание этих форм
потенциал и решать практические задачи в различных жизненных ситуациях.
Концепция тьюторских технологий обучения старших школьников базируется на идеях персонификации и фасилитативной педагогики, учитывающих психолого-деятельностные параметры личности и облегчающие процесс приобщения обучающихся к новым знаниям.
Методологическую основу концепции составляет совокупность системно-деятельностного, коммуникационно-диалогического, личностно-ориентированного и гуманистического подходов.
Управление педагогической системой осуществляется на трех уровнях - организационно-мотивационном, когнитивном и операционально-деятельностном.
Основу построения и реализации тьюторской системы обучения старших школьников составляют принципы:
• открытости и гибкости;
• сотрудничества и индивидуального успеха;
• субъектно-деятельностной ориентации;
• технологичности;
• оптимальности;
• рефлексивности.
Важную роль в построении данной системы играют тьюторская компетентность педагога в профильном обучении и, как было сказано выше, создание комфортной коммуникативно-стимулирующей обучающей среды.
Тьюторская компетентность в профильном обучении состоит в способности и готовности к выявлению познавательных и профессиональных возможностей, интересов и намерений старших школьников; развитию смыслосодержащих ориентаций обучающихся; обеспечении осознания ими профессиональных возможностей, помощи в создании проекта образовательного пути в выбранной профессиональной области, адекватной заявленным целям; определении условий для организации проектной и научно-исследовательской деятельности старшеклассников с учетом индивидуальных программ.
Под комфортной коммуникативно-стимулирующей обучающей средой мы понимаем развивающее образовательное пространство, где каждый старшеклассник включен в процесс самоорганизации, саморазвития, самоопределения и где благодаря продуктивному взаимодействию педагогов и учащихся в процессе профильного обучения стимулируется профессиональный и жизненный выбор, удовлетворяются личностные потребности школьника. К принципам организации такой среды мы относим:
• наличие «обучающегося сообщества», для которого характерна интеграция идей;
• совместную деятельность (поощряется взаимопомощь; включение всех обучающихся в образовательный процесс и конструирование знаний, стимулирование ответственности);
• учет разнообразия и ценностей каждой личности (уважение к идеям, способностям, точкам зрения, возрасту, стилям учебы, культурным традициям);
• создание условий участия каждого субъекта образовательного процесса в принятии решений, выборе альтернатив в достижении целей;
• вариативность образовательных программ и свободу выбора образовательных маршрутов как результат свободы преподавания и исследования, преподавания и учения;
• самоорганизацию образовательной системы, что подразумевает самореализацию научно-методического потенциала, самоуправление и самовыполнение (саморегуляцию).
В ходе педагогического мониторинга качества образования старших школьников в условиях профильного обучения нами была разработана структурно-функциональная модель реализации тьютор-ских технологий. В рамках разработанной модели с учетом описанных выше принципов, внешних и внутренних условий повышения качества образования старших школьников были определены три аспекта эффективности создания персонифицированной системы тьюторских технологий и мониторинга качества профильного обучения: качество
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6
71
Инновации в образовательных учреждениях
образования старших школьников и их коммуникативно-образовательной активность; развитие тью-торских компетенций педагогов в проектировании педагогического мониторинга качества профильного обучения; самооценка и профессиональное самоопределение старших школьников.
В ходе диагностического исследования на основании когнитивного, ценностного и поведенческого критериев определялась динамика сформирован-ности компетенций старших школьников в процессе профильного обучения. У тьюторов-педагогов оценивалась степень развитости их диагностической, методической, организационной и консультативной компетенций. Диагностика самооценки и самоопределения личности старших школьников в условиях реализации индивидуального проектирования проводилась в соответствии с мотивационно-потребност-ным, деятельностно-практическим критериями и критерием информированности. Всего в эксперименте участвовало 790 учащихся профильных классов и 57 учителей.
В итоге было установлено, что применение тью-торских технологий в профильном обучении способствует количественному увеличению значений когнитивного, ценностного и поведенческого критериев, т.е. существенно повышает результативность обучения старших школьников. Когнитивный критерий в экспериментальных классах вырос на 56,7% (в контрольных - на 6,85%); ценностный - на 47,8% (в контрольных -3,5%); поведенческий -на 26,1% (в контрольных - 10,3%). Коммуникативно-образовательная активность старших школьников проявилась в повышении их интереса к проектированию: увеличилось число как учебных проектов, так и их участников.
За три года, в течение которых проходила апробация модели реализации тьюторских технологий, на 21% возросло число педагогов профильных классов, прошедших обучение по программе «Введение в тьюторскую деятельность», на 15,4% - число педагогов, положительно относящихся к тьюторской деятельности, на 13,2% повысилась мотивация учителей экспериментальных классов к научно-методической и к проектировочной деятельности.
Специально организованная и проведенная диагностика самооценки и самоопределения личности старших школьников в условиях реализации индивидуального проектирования профильного обучения подтвердила эффективность деятельности школ в данном направлении. Результаты диагностического исследования показали значительное увеличение уровня самоопределения (от 39 до 69%) и готовности к выбору профиля обучения (от 47 до 72%) у старшеклассников экспериментальных групп.
Таким образом, эксперимент продемонстрировал,
что модель внедрения тьюторских технологий способствует значительному повышению качества образования старших школьников.
Литература
1. Агуреева С. В., Остроумова Е. Е. Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.58-63.
2. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства // Образовательные технологии. 2011. № 1. С.81-87.
3. Белякова М. М. Опыт педагогического сопровождения творчески одаренного ребенка к успеху // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.28-40.
4. Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: наблюдение и слушание // Начальная школа. 2010. № 5. С.27-32.
5. Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: тьюторское сопровождение // Педагогика. 2012. № 2. С.50-58.
6. Золоторева А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор - школе // Директор школы. 2011. № 8. С.82-87.
7. Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение // Инновации в образовании. 2007. № 11. С.14-26.
8. Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: методика тьюторского сопровождения // Завуч: управление современной школой. 2012. № 1. С.68-72.
9. Лях Ю. А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников // Образование и наука. 2013. № 10. С.37-59.
10. Сапа А. В. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников в условиях внутришкольной модели профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.22-26.
11. Сидоренко И. В. Проектирование условий и этапов реализации тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С.217-221.
12. Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся // Биология в школе. 2007. № 2. С.57-62.
13. Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения // Наука и школа. 2011. № 6. С.57-60.
14. Шалимова Н. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы [Электрон. ресурс]. URL: http://www. science-education.ru/pdf/2011/6/273.pdf (Дата обращения: 1.12.2014).
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6