15. RazenkovaJ.A. System ofearly intervention: a search ofthe main vectorsfor development. M.: Karapuz, 2011. P. 210. [in Russian].
16. Secovec L.S. Physical education of preschool children with monocular vision. Nizhny Novgorod: Nizhe-gorodskiy gumanitarniy tsenrt, 2000. P. 143. [in Russian].
17. Solntseva L.I. Developing compensatory processes in blind children of preschool age. M.: Pedagogika, 1980. P. 192. [in Russian].
18. Tkachev V.V., Arkhipova E.F., Butko G.A. Psycho-pedagogical support of families with disabled children. M.: Akademiya, 2014. P. 272. [in Russian].
Сведения об авторах: Осипова Лариса Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Osipova Larisa Borisovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Дружинина Лилия Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Druzhinina Liliya Aleksandrovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
о
О .0
Ф I-
ro m о
5?
о
го
УДК 373.04:371.01 ББК 74.200.587:74.202
А.А. Саламатов, Б.Д. Крапивин
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКОЛОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассмотрен феномен процесса тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования с позиции различных научных подходов. Рассмотрение процесса тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности школьников с позиции системно-средового, деятельностного и проблемно-ориентированного подходов позволило разработать структурно-функциональную модель, которая позволит повысить эффективность тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования. Блочная структура модели позволяет наглядно представить процесс продвижения школьника к поставленной цели через актуализацию личностных качеств и формирование положительного отношения к окру-
О О
el to
0 го с, а. ою £ ° m о к ^ s о
1 I ф -Û
2- <и
§ È
= 1
е Ф
О s
2 s
.0 I- m
s °
* I
о 3
I*
cû о
S ° a-i
E -0
Sg
S «
о. Ф
m ч
CQ
Ф
жающей природной среде в процессе проведения экологического исследования тьюторантом под контролем тьютора.
Ключевые слова: дополнительное образование, модель, тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторское сопровождение эколого-исследовательской деятельности, экологическое образование.
A.A. Salamatov, B.D. Krapivin
DESIGNING THE MODEL OF TUTOR SUPPORT OF SCHOOLCHILDREN'S ECOLOGICAL RESEARCH ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION
The article considers the phenomenon of tutor support of schoolchildren's ecological research activity in the system of vocational education examined through various scientific approaches. The process is viewed through tutor support of ecological research activity of schoolchildren from the perspective of system-environmental, activity-based and problem-oriented approaches which allowed developing a structural and functional model able to increase the effectiveness of tutoring support for ecological research activities in the system of vocational education. The block structure of the model enables visualizing of the process of student's movement towards the goal set by means of actualization of personal qualities and formation of positive attitude towards the environment in the process of ecological research by a tutored student under the control of a tutor.
Key words: vocational education, model, tutor, tutor support, tutor support of ecological research activity, ecological education.
X
s ca s с
го ^
LO
CO
о
H ro S
ro ^
ro
о <
<
Индивидуальное, проектное, экологическое образование приобретают новый смысл в условиях модернизации системы российского образования. Все эти направления тесно взаимосвязаны друг с другом, переплетаются между собой и исключение одного из образовательного процесса может привести к неэффективности использования других.
Экологическое образование трудно представить без практической или эколого-исследовательской деятельности, т.к. невозможно научиться беречь природу, «сидя за партами». Соответственно, природоохранная или эколого-исследовательская деятельность должна находиться под чутким контролем учителя или научного руководителя. К основным направлениям его деятельности можно отнести создание благоприятной среды для деятельности школьников, отслеживание результатов их деятельности, оказание им своевременной помощи и поддержки в возникших проблемах и организацию рефлексии. Иными словами, учитель должен составить индивиду-
альный план исследования или природоохранного мероприятия с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и интересов школьника. А поскольку мы говорим о необходимости учета индивидуальных характеристик личности, то в качестве организатора экологоориенти-рованной деятельности уже будет выступать тьютор.
Тьюторское сопровождение эколо-го-исследовательской деятельности школьников - это инновационное направление в дополнительном образовании школьников. Для понимания его специфических особенностей и характеристик, составных частей и разработки критериев и механизмов его реализации, необходимо спроектировать модель тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности школьника в системе дополнительного образования.
Для построения модели исследуемого феномена были изучены различные методологические подходы, которые находят свое отражение в тьюторском
сопровождении, экологическом образовании и технологии исследовательской деятельности. По результатам проведенного анализа полагаем, что системно-средовой, деятельностный и проблемно-ориентированный подходы способны оптимизировать функционирование модели тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования.
Системно-средовой подход направлен на комплексное изучение среды обучения школьника для выявления ее основных характеристик, необходимых для организации целенаправленного взаимодействия тьютора и тьюторанта. Данный подход дает возможность вносить изменения и коррективы в процесс тьюторского сопровождения, позволяет использовать потенциал окружающей природной среды и выстроить систему действий, призванных стимулировать школьника на достижение желаемого результата.
Согласно А.А. Леонтьеву, деятельностный подход - это процесс деятельности школьника, который направлен на становление его сознания и его личности в целом [4, с. 4]. Применительно к нашему исследованию деятельностный подход предполагает формирование экологического типа сознания у личности тьюторанта через призму практической природозащитной деятельности. Помимо этого, обязательным условие тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности должна стать самостоятельная деятельность тьютора и совместная деятельность тьютора и тьюторанта. Практическая эколо-гоориентированная деятельность носит творческий характер, способствует приобретению школьником экологических знаний, умений и навыков.
Проблемно-ориентированный подход предполагает экологоориентирован-ное развитие личности через сосредоточение внимания на анализе и поиске путей решения конкретной экологической проблемы. При этом очень важно, чтобы тьютор мотивировал тьюторанта на самостоятельный поиск информации по
вопросам определенной экологической проблемы, сопровождал его деятельность и принимал участие в решении проблемы. И, таким образом, изучение и поиск решения экологических проблем, согласно проблемно-ориентированному подходу, должно стать одной из составных частей экологического образования.
Основными структурными элементами модели тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования являются следующие блоки: нормативный, мотивационно-целевой, организационно-содержательный и результативно-диагностический.
Нормативный блок включает в себя комплекс законов, концепций и актов, которые обосновывают и регламентируют необходимость ведения экологического образования в России. В данных документах отображены: цель, задачи, принципы и направления современного экологического образования. В большинстве нормативных актов и законах указывается необходимость ведения непрерывного, комплексного и всеобщего образования [3].
Для осуществления экологического образования тьютор должен разработать и заполнить следующие виды документации: рабочие дневники и журналы, индивидуальную образовательную программу тьюторанта, портфолио достижений тьюторанта, анкеты, тесты, опросники, планы занятий и встреч. Основная функция нормативного блока сводится к управлению процессом экологического образования и наполнению его смыслом и содержанием.
Мотивационно-целевой блок направлен на решение комплексных задач с учетом социального заказа общества в повышении уровня экологической культуры населения. Целью проектируемой модели является повышение уровня готовности тьюторанта к занятию эколого-исследовательской деятельностью. Решение этих задач направлено на выявление экологических знаний и умений, развитие навыков самостоятельной деятельности у тьюторанта, формирование эко-
о
О
.0 ^
ф
н га ш о
4
ф к
5|
5 ® , ей
О О С п
0 го с, а. ою £ ° m о к ^ S о
1 I ф -й
2- Ф
§ iE
О
2 s £ ° I- со
р N
2 о
Ü I
ü -ей о
s °
Е -0
я *
Q. ф
X s
CQ S С
го
.
из
со О H го
s го
го
о <
<
логических качеств личности и эколого-исследовательской компетенции.
На основе поставленной цели и задач нами были определены экологические потребности, мотивы и интересы школьников, которые направлены на приобщение их к эколого-исследовательской деятельности. Для этого нам необходимо было определить, какую экологическую потребность они намерены удовлетворить (познавательную, компетентност-ную или потребность в самореализации)? Каковы экологические мотивы их деятельности (осознанные, неосознанные, социальные, меркантильные, смыс-лообразующие и т.д.)? И на каком уровне сформированности находятся их экологические интересы [1; 5; 6].
Основное назначение мотивационно-целевого блока - побуждать школьников к эколого-исследовательской деятельности, придавая ей смысл. При этом очень важно учитывать возможность появления новых личностных образований.
Организационно-содержательный блок нашей модели реализуется через взаимодействие с семьей, групповую и индивидуальную работу с учащимися. Основное назначение данного блока - воспитывать, обучать, развивать и организовывать школьника. Организовать экологическое образование школьников мы предлагаем через индивидуальную и групповую работу и взаимодействие с семьей.
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» первыми учителями детей в области экологии должны стать именно родители [7]. В каждой семье складывается своеобразный тип взаимоотношений с природной средой и не во всех случаях положительный. В связи с этим тьютору необходимо организовать продуктивную работу с родителями для организации экологоцеле-сообразного воспитания в семье. Данная работа может быть организована через проведение тематических родительских собраний, совместную работу детей и родителей над экологическим проектом, совместную экскурсию или природоохранную работу.
Групповая форма работы предполагает реализацию внеурочного курса
«Юный эколог-исследователь». Данные занятия направлены на актуализацию экологических знаний учеников, призваны научить их планировать и проводить свои первые экологические исследования и организовывать природоохранные мероприятия. По нашему мнению, система дополнительного образования школьников обладает рядом преимуществ:
• предоставляет возможность школьнику на самореализацию и самоопределение;
• предполагает неформальный стиль общения;
• она учитывает возможность инди-визуализации образования.
Третьей (основной) формой организации тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности является индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальное обучение обладает рядом преимуществ перед групповым. Во-первых, тьютору необходимо контактировать лишь с одним учеником и соответственно адаптировать все формы работы только под него. Во-вторых, тьютор получает возможность отслеживать результативность деятельности тью-торанта, следить за его продвижением по индивидуальному маршруту и вносить необходимые коррективы и изменения. В-третьих, индивидуальная работа позволит тьютору организовать оптимальный режим работы для достижения желаемых результатов в обучении и исследовании.
При построении тьютором эколого-исследовательского проекта очень важно учитывать индивидуальные интересы тьюторанта, своевременно проводить консультации для решения возникающих вопросов. Индивидуальная работа тьютора и тьюторанта должна учитывать такие организационные формы работы, как консультация, полевой выход, практическое занятие и образовательное событие [2].
Процесс тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности школьника состоит из четырех взаимосвязанных этапов, которые постепенно сменяют друг друга:
1. Диагностико-мотивационный этап. Основное его назначение - оп-
ределить индивидуальные образовательные потребности школьника и найти точки опоры для стимулирования его к занятию природоохранной и эколого-исследовательской деятельностью.
2. Проектировочный этап. Необходим для составления индивидуальной траектории эколого-исследовательской деятельности тьюторанта и накопления необходимой информации по теме исследования.
3. Реализационный этап. На данном этапе происходит непосредственное проведение тьюторантом под контролем тьютора своего исследования.
4. Аналитический этап. Предполагает проведение рефлексии с определением положительных и отрицательных моментов по итогам выступления или защиты. На этом же этапе происходит обсуждение будущего исследования.
В соответствии со спецификой экологического образования нами были выделены следующие компоненты процесса тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности: мотивационно-ценностный (экологические мотивы и ценности, экологическое самообразование), когнитивный (экологические знания, умения и понятия), практико-деятельностный (наличие опыта и готовность к природоохранной и эколого-исследовательской деятельности).
Результативно-диагностический блок позволяет на основе диагностики процесса тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности определить уровни (креативный, продуктивный, недопустимый)
готовности школьников к эколого-исследовательской деятельности. Для определения уровня проявления готовности школьника нами были разработаны листы самодиагностики.
Непрерывноенаблюдениеи внесение изменений в процесс тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности дает возможность тьюторан-ту перейти на более высокий уровень готовности. Основным критерием перехода является степень сформированности критериев эколого-исследовательской деятельности (познавательный,
эмоционально-нравственный и практический).
Результатом реализации вышеописанной нами модели будет повышение уровня готовности тьюторанта к занятию эколого-исследовательской деятельностью и создание портфолио достижений, которое позволяет судить об успешности его деятельности.
В заключение стоит отметить, что цель тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности школьников определяет содержание, методы, способы и формы работы и полученный результат. Разрабонная нами модель позволяет осуществить процесс тьюторского сопровождения эколого-исследовательской деятельности на научной основе, дает возможность спрогнозировать результат и в случае необходимости позволяет вносить необходимые коррективы и изменения для повышения его результативности. По результатам моделирования мы выяснили, что лучшей средой для тьютор-ского сопровождения является система дополнительного образования.
Библиографический список
1. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
2. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова, А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.
3. Крапивин, Б.Д. Нормативно-правовые основы реализации экологического образования [Текст] / Б.Д. Крапивин / / Вестник экологического образования в России. - 2017. - №1(83). -С.34-36.
4. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1. - С. 3-6.
о
О
-О
ф
I-
го
CÛ
о
4
Ф к
5 s
о
го
I m
О О
С to
0 го с, а. ою £ ° m о к ^ s о
1 I ф -Û
2- Ф
§ È
= 1
S Ü
2 Ф
О s
2 s
iû m I- m о
! i И • Ü
8 -со о
S ° Е
ф ^
й « Q. ф
m ч
5. Мартыненко, А.Г. Мотивы экологической деятельности как основания для проектирования программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников в условиях реализации ФГОС [Текст] / А.Г. Мартыненко // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 170-174.
6. Моисеева, Л.В. Формирование экологической культуры в культурно-информационном пространстве библиотеки [Текст] / Л.В. Моисеева // Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - № 1. - С. 36-45.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега-Л., 2014. -134 с.
References
1. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ecological pedagogy and psychology. Rostov-na-Donu: Phoenix, 1996. P. 480. [in Russian].
2. Kovaleva T.M., Kobasa E.I., Popov S.Y., Terov A.A., Cheredilin M.Y. Profession of "tutor". M.-Tver: SFK-ofis, 2012. P. 246 [in Russian].
3. Krapivin B.D. Regulatory framework for implementing ecological education. Vestnik ecologicheskogo obrazovaniya v Rossii, 2017. No. 1 (83). P. 34-36. [in Russian].
4. Leontiev A.A. What is the activity-based approach in education? Primary school:plus-minus, 2001. No. 1. P. 3-6. [in Russian].
5. Martynenko, A.G. Explanation of environmental activities as the basis for designing the programme of formation of ecological culture, healthy and safe lifestyles of younger schoolboys in conditions of implementation of educational standards. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 2012. No. 6. P. 170-174. [in Russian].
6. Moiseeva, L.V. Formation of ecological culture in the cultural-information space of libraries.
Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2012. No. 1. P. 36-45. [in Russian].
7. Federal law "On education in Russian Federation". M.: Omega-L, 2014. P. 134. [in Russian].
Сведения об авторах: Саламатов Артем Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Salamatov Artem Arkadjevich,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Vice-Rector for Scientific Work, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]
x s ca s с го
.
из
со О I-
го
s го
го
О <
<
Крапивин Борис Дмитриевич,
аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Krapivin Boris Dmitrievich,
Postgraduate student,
Department of Pedagogy and Psychology,
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]