УДК 371.213.3
ББК Ч420.79 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
Фоменко Светлана Леонидовна,
доктор педагогических наук, директор Института менеджмента и права, Уральский государственный педагогический
университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 412; e-mail: sfomenko2012@yandex.ru
К ВОПРОСУ О МОДЕЛЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьники; общеобразовательные учебные заведения; тьюторы; тьюторское сопровождение.
АННОТАЦИЯ. В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: переориентация на развитие интересов и способностей, на формирование ключевых компе-тентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе - педагог, воспитатель или психолог? Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения возникшего противоречия между целями и средствами современного образования необходимо построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения. Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение как особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и взрослых и сопровождает процесс обучения в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Проблема тьюторского сопровождения обучающихся является особо актуальной в современном образовательном пространстве. Выпускник образовательной организации, не имея определенных компетенций, не в состоянии оценить свой потенциал и имеющиеся ресурсы для адаптации в социуме. Именно это говорит об актуальности представленной статьи. Автор рассматривает различные модели тьюторского сопровождения, дает качественную характеристику зарубежных и российских моделей, что способствует пониманию специфики каждой из представленных моделей. Кроме того, в статье описано отличие тьюторского сопровождения от других существующих образовательных практик - это отличие состоит в том, что такое сопровождение всегда личностно ориентировано и ситуативно уникально. Следовательно, тьюторское сопровождение вводится как специально организованное педагогическое сопровождение в формировании образа будущего обучающегося и построении наиболее адекватной программы по его достижению. Тью-торское сопровождение имеет определенные отличия у обучающихся разного возраста. В статье обозначено отличие тьюторского сопровождения обучающихся 9-11 классов, показана его специфика. Для российской системы образования автор статьи предлагает использовать тьюторское сопровождение обучающихся для решения конкретных образовательных задач.
Fomenko Svetlana Leonidovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Economics and Management, Institute of Management and Law, Ural
State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
MODELS OF TUTORIAL SUPPORT FOR STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
KEY WORDS: pupils; comprehensive secondary schools; tutors; tutorial support.
ABSTRACT. The last decades are marked by the change of priorities of school education: its focus now is on the development of the interests and abilities, formation of key competences of students in the intellectual, legal, communicational and other spheres. To reach this goal, it is necessary to develop cognitive activity of students and to follow the dynamics of cognitive interests development. A question arises then, who will be responsible for it at school - a teachers, a tutor or a psychologist? The experience of innovative schools showed that it is necessary to work out a pedagogical technology of support to eliminate contradictions between the goals and means of modern education. This technology will help to not only reveal the cognitive interests, but also to support their constant development and stimulate their use in the learning process. Tutorial support is a variant of such technology, which ensures the development of individual learning programs for students and adults and supports the educational process at school, university, in the systems of advances and continuous training. The problem of tutorial support of students is especially urgent in the modern educational environment. The graduate who doesn't have the necessary competences cannot estimate his potential and resources to adapt to the modern society. This proves the urgency of this paper. The author describes different models of tutorial support, provides qualitative characteristics of the Russian and foreign models, which clarifies each of them. Besides, the paper describes the differences between tutorial support and some other educational models. The main difference is that tutorial support is always person-focused and situation-driven. Consequently tutorial support is a type of pedagogical support to form the image of the future goals and to outline the route to reach them. Tutorial support is different for different age-groups of students. The paper highlights the difference of tutorial support for 9-11 grades students and shows its features. The paper suggests using tutorial support to solve some definite tasks in Russian educational system.
В мировой практике с древнейших времен и до наших дней в разных вариациях с усилением того или иного элемента существуют три типа устройства системы образования: немецкая классическая система (в том числе отечественная модель), английская классическая система (тьюторство), восточные практики погружения.
Немецкую классическую систему [13], привезенную в Россию в готовом виде и апробированную в университете
М. В. Ломоносова, можно схематично представить так: в центре учебно-воспитательного процесса находится кафедра с заранее определенными программами, вокруг которой словно спутники «вращаются» педагоги-преподаватели и учащиеся. Скорость, характер и способ продвижения в образовательном пространстве задаются извне и не зависят напрямую ни от особенностей (как личности, так и преподавателя научно-методической школы -педагога), ни от своеобразия (интересов, склонностей, ведущего типа восприятия) обучающегося. Траектория учебного процесса выстраивается с помощью учебной программы. Это обусловлено исторически и связано с тем, что немецкое образование как особая система зародилось на основе ремесленных цехов, целью которых было формирование профессиональных навыков. С этой позиции базовые немецкие системы образования представляются обоснованными и целесообразными.
Истоки английской классической системы [6] лежат в традициях обучения монастырских школ средневековой Европы. Основой данной системы выступает индивидуальный учебный план. Формальное прохождение программы в целом не влияет на реальное продвижение учащегося в интеллектуальном пространстве. Средневековые университеты предъявляли требования лишь на заключительном этапе - при сдаче экзаменов и присуждении квалифицированных характеристик. Как, каким образом и в какое время - регулировал сам обучающийся в соответствии с собственными запросами, склонностями, предыдущим образом, планируемой в будущем профессиональной деятельностью.
Существуют определенные различия между немецкой системой тьюторского сопровождения и существующими системами в отечественном образовании: во-первых, традиция монастырских наставников -старцев, во-вторых, гувернеры в аристократических семьях дореволюционной России,
в-третьих, феномен русской классической литературы и ее выдающейся роли в духовной жизни, в культуре России. Фактически должность наставников, «туторов», как писали в то время, была учреждена в штате Лицеев цесаревича Николая 13 января 1868 года [6].
В XIX веке тьюторы были способны к реализации управленческой функции в образовании. Это выражалось в том, что они задавали вопросы, обсуждали с подопечным, лекции какого профессора посещать в первую очередь, какие книги прочесть, как вести записи, готовиться к зачетам и коллоквиумам, в каких мероприятиях участвовать, чего следует избегать и какие стороны будущей профессиональной жизни нуждаются в пристальном внимании. Постепенно явление тьюторства из стихийно возникшего, во многом волонтерского начала выкристаллизовывалось в отдельную педагогическую позицию [13, с. 37-47].
В отечественной литературе при обсуждении вопроса о тьюторстве в образовании наряду с понятием «система» авторами используется понятие «модель». В педагогической науке и образовательной практике понятие «модель» и сам метод моделирования получили в последнее время широкое распространение. Моделирование - это один из достаточно часто используемых методов научного исследования. В процессе моделирования выявляются, фиксируются и описываются наиболее существенные характеристики какого-либо объекта (сложной системы), ее существенные элементы, генетические, функциональные и иные связи между ними [5]. В. А. Штоф отмечал, что «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает и воспроизводит проект так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [14, с. 19].
Существует несколько моделей тьютор-ского сопровождения:
- методологические модели тьютор-ского сопровождения (выявляют и фиксируют базовые, философские сущности (категории) и принципы, лежащие в основе существования и развития данной исследуемой системы тьюторского сопровождения и ее элементов);
- технологические модели тьюторского сопровождения (выявляют и фиксируют этапы реализации на практике методологической модели тьюторского сопровождения, их последовательность);
- организационно-педагогические модели тьюторского сопровождения (выявля-
© Фоменко С. Л., 2017
ют и фиксируют пути и способы тьюторского сопровождения в образовательной практике).
Кроме перечисленных выше, можно говорить о существовании функциональной модели тьюторского сопровождения, которое включает в себя следующие компоненты.
1. Теоретические основания - научные концепции, на которых строятся представления о тьюторском сопровождении, а также описания успешных практик реализации тьюторского сопровождения в образовательной практике.
2. Основные понятия - те категории и термины, в которых может быть описано тью-торское сопровождение и которые затем становятся рабочим языком при практической работе в учреждениях. Данный компонент модели требует тщательной проработки.
3. Содержание тьюторского сопровождения - то, что является самым существенным, отличающим данный вид педагогической деятельности от всех остальных и при этом ценным и значимым для обеих сторон.
Основными компонентами тьюторско-го сопровождения, характеризующими его сущность и специфичность, являются:
- сопровождение формирования и реализации неофитом индивидуальной образовательной программы;
- создание условий для формирования самостоятельности (умения автономно работать с любой возникающей ситуацией, в том числе и проблемной);
- создание условий для удовлетворения потребности в самоактуализации, реализации себя через творчество;
- средства и формы реализации тью-торского сопровождения (в каких формах педагогической образовательной деятельности тьюторское сопровождение может быть реализовано, каковы условия тьютор-ского сопровождения);
- образовательный результат и критерии оценки качества тьюторского сопровождения [13, с. 40].
Генетическая модель тьюторского сопровождения основана на возрастных особенностях обучающихся и представлена в табл. 1.
Таблица 1
Генетическая модель тьюторского сопровождения
Возраст учащихся Основное содержание тьюторской деятельности
Дошкольный возраст Выявление и фиксация детского стихийного познавательного интереса, создание условий для поддержания и развития поисковой активности
Младший школьный возраст Выявление познавательного интереса, фиксация познавательного интереса, широкое использование образовательного потенциала учебной деятельности как ведущей для данного возраста
Средний школьный возраст «Окультуривание» познавательного интереса через освоение тьюторирумыми технологии проектной и исследовательской деятельности и рефлексивных техник
Старший школьный возраст (ранняя юность) Выявление профессиональных интересов, формирование культуры и реализации индивидуальной образовательной программы
Поздняя юность Создание условий для профессионального и жизненного самоопределения
Главным результатом тьюторского сопровождения является создание условий, благоприятных для формирования свободной, самостоятельной и инициативной личности. Саму личность с определенным набором качеств и характеристик можно условно рассматривать как один из основных «конечных продуктов» тьюторского сопровождения. В контексте данной модели самостоятельность есть процесс и результат особого типа взаимодействия и взаимовлияния определенных характеристик ситуации и определенных характеристик личности. Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию. Самостоятельность личности можно определить наличием трех основных ее составляющих:
- отсутствие внешнего принуждения в деятельности личности, возможность использования потенциала внешней среды для работы с возникшей ситуацией;
- наличие механизмов, включающих различные техники работы с ситуацией, способы деятельности, технологии;
- сформированность внутреннего активного начала (наличие совокупности психологических качеств и свойств личности, позволяющей ей осуществлять самостоятельные, ответственные и свободные, инициативные действия).
Технологическая, структурная модель выявляет и фиксирует полноту тьюторского действия. Данная модель была разработана и предложена для обсуждения старшим научным сотрудником Центра тьюторского сопровождения образовательного процесса Московского института открытого образования Е. А. Волошиной (табл. 2).
Таблица 2
Структурная модель полноты тьюторских действий
Этапы тьюторского действия Содержание деятельности тьютора
Обнаружение интересов Работа тьютора по деконструкции (реконструкции, конструированию) образовательной среды
Оформление образовательного запроса Организация встречи (коммуникации) с «Другим»
Создание «инфраструктуры развития» Запуск тьюторского проекта поддержки
Выявление ситуации продуктивного действия неофита Мониторинг движения (анализ ритмики, темпа, продуктивности, описание траектории)
Самоопределение неофита в направлении дальнейшего образовательного движения Совместное составление индивидуальной образовательной программы
Открытие нового пространства возможностей Фиксация образовательных достижений и продвижения интереса
Технологическая модель представлена этапами тьюторских действий, которые определены по основному (доминирующему) содержанию деятельности тьютора [1].
Характеристика типологических моделей, уточнение их результатных и инструментальных характеристик, выделение соответствующих им педагогических компетенций представляют еще одно поле в области стандартизации тьюторской деятельности.
Таким образом, для самостоятельности человека, проявляющейся в эффективном взаимодействии человека и ситуации, должен быть использован внутренний и внешний ресурсный потенциал - как ситуации, так и человека, с ней взаимодействующего. Без ресурсов - информационных, социально-экономических, антропологических -невозможна любая деятельность (в том числе образовательная), любое воздействие человека на ситуацию. В условиях отсутствия ресурсов, неумения перевести имеющийся потенциал в ресурс для воздействия личности на ситуацию человек становится пассивным, безынициативным, инфантильным. Педагогическая практика показывает, что выпускники образовательной организации, даже обладая достаточно обширными знаниями, умениями и навыками, при отсутствии компетентности, позволяющей выявлять и использовать ресурсный потенциал социума, окружающего мира, в большинстве новых ситуаций неопределенности оказываются беспомощными. Все это способствует появлению потребности в новой педагогической позиции - позиции тьютора - и в новом типе педагогической деятельности - тьюторском сопровождении, которое может быть рассмотрено как деятельность, направленная на ресурсное расширение человека [14].
Существующие сегодня образовательные практики соотносятся с идеями индивидуально ориентированной педагогики. Принципиальное отличие тьюторского сопровождения от других образовательных практик становится более понятным, если показать различия с такими видами педагогической работы, как поддержка, адапта-
ция, компенсация, коррекция, дифференциация [2].
При осуществлении этих видов педагогической работы прежде всего решаются проблемы несоответствия интеллектуального уровня школьника уровню учебной трудности, который задается программой обучения, относительно его реальных возможностей усвоения учебного материала. В процессе реализации тьюторского сопровождения обучающегося должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, найдены средства его самоопределения, проанализированы социокультурные возможности для конкретного образовательного пути. Возможности для решения этих задач не могут быть «даны сверху» и заранее прописаны без учета реальной социальной ситуации обучающегося. Именно поэтому тьюторское сопровождение образовательного движения обучающегося всегда личностно ориентировано и ситуативно уникально. Таким образом, можно отметить, что тьюторское сопровождение вводится как специально организованное педагогическое сопровождение в оформлении образа будущего человека и построении наиболее адекватной программы по его достижению.
Сложность типизации, систематизации и разделения данных результатов достаточно очевидна, поскольку многие из этих эмпирически замечаемых элементов тянут за собой другие и представляют собой части или проявления какого-то единого психологического новообразования [1].
В тьюторском сопровождении должны быть представлены такие позиции, как обучающийся, учитель, родитель учащегося, руководитель образовательной организации, психолог (или социальный педагог). Каждая из заявленных позиций предполагает свое видение образовательного пространства, оценку движения учеников в нем относительно своих задач и представления о необходимых результатах.
Системно создавая, реконструируя образовательное пространство школы в рамках реализации своего проекта, тьютор задает ситуативно-событийный режим жиз-
недеятельности детско-взрослого сообщества. Главной целью на данном этапе является обнаружение активности и инициативы обучающихся, которая проявляет их познавательный интерес и образовательные намерения (направленность). В результате чего самые разные ситуации тьютор готов представить как событие образовательного движения.
Ведущей основой в прогностической педагогической функции (начиная с классов начальной школы) является построение индивидуальной образовательной траектории и составление карт образовательного движения. Осуществляя сбор сведений о пробных и результативных действиях обучающегося, оценке его достижений, тьютор в ходе совместного планирования составляет примерную индивидуальную образовательную программу [1].
В процессе соотнесения реальной образовательной ситуации с запросом обучающегося (его родителей) действия тьютора почти никогда не даны в готовом виде. Вероятно, что причиной этого является уникальность ситуации пребывания и движения в образовании каждого сопровождаемого. Но необходимо отметить, что в деятельностной ориентировке тьютора прежнюю силу имеют такие привычные психолого-педагогические ориентиры, как возрастные особенности обучающихся, представление о закономерностях психического развития, зонах актуального развития, кризисах, понимание современных задач школы на каждой из ее образовательных ступеней, особенностей образовательного процесса в разных моделях педагогической деятельности.
С точки зрения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9-11 классов, тьюторское сопровождение должно разворачиваться в более узких рамках, нежели в классах среднего звена. Тьюторское сопровождение в старших классах сохраняет все свои основные задачи, а значит, и всю специфику относительно других индивидуально ориентированных образовательных практик. За кажущейся простотой осуществления тьюторского сопровождения только в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения тьютор, ориентированный на возможности индивидуализации общего образования и уникальность образовательного пути каждого ученика, должен выделять в выборе профиля три различных масштаба действия:
- индивидуальную историю человека;
- образовательный путь учащегося, включающий события, происходящие не только в учебном учреждении, но и за его пределами - в открытом образовательном пространстве;
- составление индивидуального учебного плана и его реализацию [6; 7].
Реализация процесса тьюторского сопровождения помогает обучающемуся старшей школы выбрать и использовать те ресурсы образовательного пространства, которые формировались в течение нескольких лет обучения, что способствует дальнейшему профессиональному становлению, позволяет включиться в процесс рефлексии по поводу своего образования и позволяет наиболее точно выбирать направление профильного обучения и последовательно строить дальнейшие шаги. Задача тьютора - организовать и помочь осуществить этот выбор, учить старшеклассников тому, как их образовательные достижения могут быть в дальнейшем представлены в социальном пространстве: в вузе, потенциальным работодателям, деловым партнерам. Совершенно очевидно, что результативность деятельности тьютора соответствует приобретенному им опыту, степени подготовленности, во многом определяется возможностями образовательного учреждения и насыщенностью его образовательной среды. Определяющее значение имеют творческий подход и профессиональная подготовленность тьютора [7].
В настоящее время существует множество моделей тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе. Для решения задач общеобразовательной школы в условиях адаптивной школы оптимальным вариантом является использование модели «Наставник». Эта модель позволяет решить следующие задачи:
- организовать сопровождение предметного, научного интереса у учащихся, освоения норм и культуры проектной, исследовательской деятельности, принятия учеником норм учения и эффективного развития;
- обучать способам работы в рамках определенной культуры деятельности, собственной органичности видам деятельности относительно приоритетных предметных областей, видов деятельности;
- развивать у обучающихся компетентности информационно-проектной, исследовательской, презентативной, продуктной деятельности;
- формировать умение планировать получение продукта творческой, проектной, исследовательской деятельности.
Исходя из вышеизложенного в общепедагогическом смысле тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения обучающегося, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор или
любой педагог, осуществляющий тьютор- вать успешности процесса обучения, овла-
ские функции, выступает в роли своеобраз- дению школьником самостоятельной обра-
ного «консультанта по развитию» [3]. Ор- зовательной деятельностью, помогает
ганизация учебного процесса в условиях старшеклассникам найти возможности для
тьюторского сопровождения позволяет не удовлетворения и развития личного пред-
только объективно оценивать качество зна- метного и профессионального интереса. ний и умений учащихся, но и способство-
ЛИТЕРАТУРА
1. Волошина Е. А. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов // Стандарты деятельности тьютора: теория и Практика : мат-лы всерос. науч.-метод. семинара. - М., 2009.
2. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика: методология, теория и практика. -М. : Флинта, 2003.
3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. - 2005. - №3. - С. 56-78; 2005. - №4. - С. 42-70.
4. Горюнова Л. В., Горбань И. Е. Организация тьюторского сопровождения воспитанников детского оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] // Современная педагогика. - 2015. - № 12. - Режим доступа: http: //pedagogika.snauka.ru/ 2015/12/5185.
5. Загвязинский В. П. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Моделирование социально-педагогических систем : мат-лы регион. науч.-практ. конф. - Пермь, 2001.
6. Ковалева Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mioo.ru/.
7. Ковалева Т. М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - М. : Прометей, 2008. - С. 11-14.
8. Ковалева Т. М. Практики тьюторства / / Сб. науч. тр. IV Всерос. тьюторской конф. - Томск, 2000.
9. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении : метод. пособие / сост. Н. С. Сердюкова, Е. В. Посохина, Л. В. Серых. - Белгород : БелРИПКППС, 2011. - 122 с.
10. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора : мат-лы Всерос. науч.-практ. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» (Москва, 18-19 мая 2009 г.). - М. : АПКиППРО, 2009. - 188 с.
11. Открытое образование и региональное развитие: концепции и практики индивидуализации. -Томск, 2000.
12. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. - Томск, 2005.
13. Теров А. А. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения в образовательном учреждении // Перемены. - 2009. - № 3. - С. 37-47.
14. Чистякова С. Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. - 2002. - №1. - С. 101-108.
15. Штоф В. А. Моделирование и философия. - М. : Наука, 1966.
REFERENCES
1. Voloshina E. A. Teoreticheskie osnovy professional'noy podgotovki pedagogov-t'yutorov // Standarty deyatel'nosti t'yutora: teoriya i Praktika : mat-ly vseros. nauch.-metod. seminara. - M., 2009.
2. Gershunskiy B. S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaya prognostika: metodologiya, teoriya i praktika. - M. : Flinta, 2003.
3. Golub G. B., Churakova O. V. Portfolio v sisteme pedagogicheskoy diagnostiki // Pedagogicheskaya diag-nostika. - 2005. - №3. - S. 56-78; 2005. - №4. - S. 42-70.
4. Goryunova L. V., Gorban' I. E. Organizatsiya t'yutorskogo soprovozhdeniya vospitannikov detskogo ozdo-rovitel'nogo lagerya [Elektronnyy resurs] // Sovremennaya pedagogika. - 2015. - № 12. - Rezhim dostupa: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5185.
5. Zagvyazinskiy V. P. Modelirovanie v strukture sotsial'no-pedagogicheskogo proektirovaniya // Modeliro-vanie sotsial'no-pedagogicheskikh sistem : mat-ly region. nauch.-prakt. konf. - Perm', 2001.
6. Kovaleva T. M. Vvedenie v t'yutorstvo [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mioo.ru/.
7. Kovaleva T. M. O t'yutorskoy deyatel'nosti v sovremennom vysshem obrazovanii // T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve vysshey shkoly : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. - M. : Prometey, 2008. - S. 11-14.
8. Kovaleva T. M. Praktiki t'yutorstva // Sb. nauch. tr. IV Vseros. t'yutorskoy konf. - Tomsk, 2000.
9. Organizatsiya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii : metod. posobie / sost. N. S. Serdyukova, E. V. Posokhina, L. V. Serykh. - Belgorod : BelRIPKPPS, 2011. - 122 s.
10. Organizatsiya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii: soderzhanie, normiro-vanie i standartizatsiya deyatel'nosti t'yutora : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. seminara «Standarty deyatel'nosti t'yutora: teoriya i praktika» (Moskva, 18-19 maya 2009 g.). - M. : APKiPPRO, 2009. - 188 s.
11. Otkrytoe obrazovanie i regional'noe razvitie: kontseptsii i praktiki individualizatsii. - Tomsk, 2000.
12. T'yutorstvo: kontseptsii, tekhnologii, opyt. - Tomsk, 2005.
13. Terov A. A. K voprosu o modelyakh t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii // Peremeny. - 2009. - № 3. - S. 37-47.
14. Chistyakova S. N. i dr. Profil'noe obuchenie i novye usloviya podgotovki // Shkol'nye tekhnologii. -2002. - № 1. - S. 101-108.
15. Shtof V. A. Modelirovanie i filosofiya. - M. : Nauka, 1966.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Н. Дудина.