УДК 378
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Мизова М.Х.
Целью данной статьи является исследование и выявление закономерностей постдипломной подготовки руководителей к реализации гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы. В работе рассматриваются подходы к пониманию тьюторского сопровождения в контексте постдипломной подготовки руководителей образовательных учреждений. Предложена технология тьюторского сопровождения в качестве механизма профессионального развития руководителей образовательных учреждений. Содержательным ядром статьи является представленная система работы по тьюторско-му сопровождению программы «Менеджмент в образовании». Результаты апробации технологии, представленные в статье, позволяют сделать заключение о ее эффективности и могут быть использованы в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений.
Ключевые слова: постдипломная подготовка руководителей образовательных учреждений, гуманитарная стратегия управления, тьюторское сопровождение, менеджмент в образовании.
TJUTORSKY SUPPORT IN SYSTEM POSTDIP-LOMNOJ OF PREPARATION OF HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS MEANS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Mizova M. H.
The purpose of given article is research and revealing of laws of postdegree preparation of heads to realization of humanitarian strategy of management by educational system of school. In work approaches to understanding of tutorial support in a context of post-degree preparation of heads of educational institutions are considered. The technology of tutorial support as the mechanism of professional development of heads of educational institutions is offered. Substantial kernel of article is the presented system of work on tutorial support of the program «Management in education». Results of approbation the technologies presented in article, allow to make the conclusion about its efficiency and can be used in system of professional development and professional retraining of heads of educational institutions.
Keywords: postdegree preparation of heads of educational institutions, humanitarian strategy of management, tutorial support, management in education.
От профессионализма руководителя школы, его знаний, умений, навыков и компетенций в управленческой деятельности зависит успех в повседневной деятельности образовательного учреждения, педагогического коллектива и, в итоге, достижение конечных результатов образовательной политики. О необходимости специальной подготовки директоров школ в реализации государственной политики неоднократно подчеркивает в своих выступлениях министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. В связи с этим возрастают значимость и требования, предъявляемые к системе повышения квалификации руководящих кадров, основной целью которой становится удовлетворение потребности общества и государства в опережающей по своему профессионально-
личностному уровню подготовке руководителя, готового к реализации гуманитарной стратегии управления образовательной системой и способного к решению нестандартных ситуаций и проблем. При этом в системе повышения квалификации требует своего научного обоснования модель постдипломной подготовки руководителя школы к реализации гуманитарной стратегии управления.
Концептуальная модель образовательной среды, в которой идет подготовка руководителя школы к реализации гуманитарной стратегии управления в условиях постдипломного образования, включает в себя такие компоненты, как закономерности, принципы и этапы освоения руководителями гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы.
Закономерностями постдипломной подготовки руководителя к реализации гуманитарной стратегии управления школой являются: зависимость постдипломной подготовки руководителя от социально-экономических, политических, идеологических, правовых и других факторов жизнедеятельности общества; взаимосвязь постдипломной подготовки руководителя с развитием системы общего образования; соответствие целей, задач и содержания постдипломной подготовки руководителя квалификационным требованиям к подготовке руководителей образовательных учреждений; зависимость содержания структурных компонентов постдипломной подготовки руководителя от уровня развития инновационного менеджмента в образовании.
По мнению Г.А. Игнатьевой эффект профессионального развития является интегральной характеристикой уровня сформированности профессионализма педагога в системе постдипломного образования, включающего рефлексивность и креативность, позиционность, связанную с мотивацией и способностью к выполнению инновационной деятельности и групповому взаимодействию, принятию профессиональной позиции и умением проектировать ситуации развития [2].
В качестве механизма профессионального развития руководителей образовательных учреждений в системе постдипломной подготовки выступает «технология тьюторского сопровождения, предполагающая организацию целенаправленного взаимодействия тьюторов и обучающихся на основе последовательной смены видов деятельности от проектирования дидактического комплекса обучения до построения индивидуальных образовательных маршрутов и получения эффекта профессионального развития» [5]. Программа саморазвития каждого руководителя должна быть направлена на коррекцию «западающих» у него профессионально-ключевых компетенций и повышение их творческого потенциала.
Позиция тьютора в системе постдипломной подготовки возникла в последние годы вполне закономерно:
- с одной стороны она обусловлена теми изменениями, которые происходят в образовании и связаны с изменениями в педагогической деятельности, со становлением новых норм в образовательных учреждениях;
- с другой - индивидуализацией образования, которая предполагает создание реальных условий для выхода каждого субъекта «в процесс образования как в процесс управления своей собственной образовательной траектории»;
- с третьей - связана с построением педагогами собственного профессионального образования, которое осуществляется ими по индивидуальным образовательным программам [4].
Этапами деятельности тьютора являются: идентификация профессиональной позиции обучающегося; проектирование индивидуальной стратегии освоения дистанционного курса повышения квалификации; разработка технологической карты дистанционного обучения; организационно-методическое сопровождение и поддержка реализации индивидуального маршрута; мониторинг результативности дистанционного обучения [1].
Технология «тьюторского сопровождения» представляет собой один из компонентов реализации программы дополнительного профессионального об-
разования «Менеджмент в образовании» на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Целью дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании» для получения дополнительной квалификации «менеджер образования» является: формирование у руководителей и специалистов дополнительных знаний, необходимых для эффективной работы менеджера; углубленное изучение специализированных программ в области менеджмента в образовании с целью их применения в сфере управления учреждениями образования; формирование умений и навыков для следующих видов деятельности: управленческая; организационная; информационно-аналитическая; проектно-исследовательская; финансово-экономическая; административно-хозяйственная; инновационная; методическая.
Особенностью программы «Менеджмент в образовании» является сочетание дисциплин общепрофессионального блока со специальными, с одной стороны, и специальными факультативными дисциплинами, с другой. Такая трехчастная структура призвана обеспечить высокий уровень теоретического осмысления и одновременно облегчить практическое применение современных методов управления образовательной системой школы.
Собственно цикл программы «Менеджмент в образовании» представляет собой комплекс практико-ориентированных курсов, где наряду с дисциплинами «Основы управления образовательными учреждениями», «Методы управления образовательными учреждениями», «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии», «Управление инновациями в образовательном учреждении» проводятся занятия по освоению педагогических и управленческих технологий открытого образования, а именно: «Методика социологических исследований», «Методика педагогического исследования», «Разработка грантовой документации и др.
В этой связи возникает ряд проблем, в целом связанных с особенностями организации образовательного процесса для руководителей, и, в частности, со спецификой переподготовки руководителей образовательных учреждений в системе постдипломной подготовки.
Первая проблема касается осознания слушателями целесообразности фундаментального изучения достаточно большого спектра общепрофессиональных дисциплин, что обусловливает требование реализации программы в течение одного года и одного месяца по учебному плану. Однако это государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования».
Такая заданность требует глубокого погружения слушателей в проблематику и ценностные ориентиры квалификации «менеджер образования». Это достигается во многом за счет преобладания в учебном процессе практических занятий в режиме интерактивного обучения, что, благодаря высокой эмоциональной включенности, влечет за собой повышение эффективности занятий, формирование и развитие коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между слушателями (умение работать в диалоговой среде), формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным действиям (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них), формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать будущее образовательного учреждения).
Немалые сложности прохождения программы связаны также с отсутствием устойчивого пласта знаний у руководителей не только в области управления, но и в практике деятельностного подхода в обучении, первичного знакомства с инновационными педагогическими технологиями.
Вторая проблема связана с внедрением технологий открытого образования в практику традиционной школы. Очевидно, что если школа как образовательная система не готова к ведению такого рода работы и не заинтересовано в серьезном изменении форм и методов обучения, усилия одного специалиста окажутся напрасными. Более того, не найдя путей свободного использования полученных знаний, руководитель рискует оказаться в некой культурной изоляции, т.к. в его образовательной траектории уже произошли качественные изменения по направлению к личностно-ориентированной педагогике, и работать, не основываясь на присвоенном содержании профессиональной деятельности невозможно и даже абсурдно.
Сформулированные выше проблемы, на наш взгляд, являются рабочими и в какой-то мере неминуемыми при адаптации любой новой квалификации или специальности.
Каждую из проблем мы рассматриваем сквозь призму возможностей тью-торского сопровождения, в центре внимания которого освоение руководителем образовательного учреждения гуманитарной стратегии управления, суть которой заключается в переходе от администрирования к стратегическому менеджменту, повышение мотивации, заинтересованности всех работников в реализации генерального курса деятельности образовательного учреждения. Гуманитарная стратегия управления образовательными системами определяется представлениями о целях, ценностях, проектировании развития данных систем, отличающихся «человеческим качеством» и характеризуемых уникальностью (субъективностью), внутренней динамикой, самоорганизацией, знаковой системой выражения, вероятностной траекторией движения. При этом этапы освоения руководителями гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы характеризуется взаимосвязью пяти структурных компонентов: ценностно-аналитический: рефлексия своего управленческого опыта, ревизия ценностей собственного учреждения, осмысление проблематики развития своего учреждения и трудностей управления им, поиск новых смыслов управле-
ния; информационно-целостный: накопление целостной информации об образовательных системах гуманитарного типа; поисково-исследовательский: исследование своих возможностей перехода к новой стратегии управления, новое «знакомство» со своим коллективом и корпоративной культурой; программнопроектировочный: опыт разработки новых программ и проектов, отражающих гуманитарные смыслы развития систем; рефлексивно-прогностический: рефлексия нового управленческого опыта и прогнозирование развитие своего образовательного учреждения как гуманитарной системы.
Исходя их сказанного, одной из ключевых задач в реализации программы «Менеджмент в образовании» была разработка и апробация технологии тью-торского сопровождения руководителей образовательных учреждений.
Поэтому для этой целевой группы был предложен постоянно действующий тьюториал, где руководители образовательных учреждений могли бы в режиме очных встреч под руководством тьютора группы осваивать теорию и практику проведения изменений на основе разбора реальных ситуаций, сложившихся в возглавляемых ими образовательных учреждениях. Такая форма занятий позволяет в удобном для участников темпе приходить к осознанию проблем и путей их решения, а, следовательно, способствует формированию у них новой профессиональной позиции и ясной стратегии управления образовательной системой школы.
Тьюториалы проходят регулярно, в начале и в конце каждой сессии в течение всего периода обучения. Также проводятся и индивидуальные тьютор-ские занятия по запросу руководителей образовательных учреждений. Такое разнообразие форм занятий позволяет в наибольшей степени удовлетворять образовательные потребности слушателей, проявлять личные профессиональные интересы руководителей образовательных учреждений, содействовать формированию у них ответственности и осознанности при принятии решений и изменению отношений при проектировании следующего шага развития образовательной системы школы.
Изменение отношения, как результат, наиболее ярко проявляется в реальной практике, реализации инновационных проектов в образовательных учреждениях. На вопрос «Какова Ваша степень готовности к инновационным преобразованиям?» в начале курсов слушатели отвечали следующим образом»: 23,5% - готовы и 76,5% - скорее готовы, чем не готовы.
Анализ ответов на вопрос анкеты «Обозначьте перспективное поле деятельности ОУ» показал следующее:
• более 80% опрошенных руководителей образовательных учреждений отметили, что уже реализуются различные проекты и программы, направленные на усиление открытости школы, совершенствование материально-технической базы ОУ, обеспечение безопасности и здоровьесбережения в школе;
• среди запланированных изменений приоритет отдается введению новой системы оплаты труда и стандартизации требований к качеству работы педагога.
В ходе обучения руководителей образовательных учреждений по программе «Менеджмент в образовании» используется «опора на два основных принципа технологии тьюторства: принцип индивидуализации и принцип открытости» [3].
Первый понимается как актуализация индивидуального, специфического только для данной сферы деятельности. Это влечет за собой изначальное проектирование разных результатов образовательного процесса.
Второй связан с представлением об образовательном потенциале социальной и культурной среды, преодолении внешних рамок. Следствием такого представления становится организация специальной работы по поиску индивидуального образовательного ресурса и методов его присвоения.
На первом этапе слушатели формулируют собственный познавательный интерес, используя способы и приемы, специфичные для тьюторской технологии (от первичного вопроса к истинному, углубление вопроса, развертывание
на управленческом материале, анализ возможных источников и методов работы с ними и т.п.). Эта работа подкрепляется тренинговой деятельностью на профильных занятиях по управлению образовательной системой школы. Особо значимым представляется то, что именно здесь и сейчас происходит «прорыв к собственному Я», организуемый за счет интенсивного режима деятельностного подхода, ситуации погружения. Тьюторские ходы позволяют слушателям осмысливать и упорядочивать довольно большое количество принципиально новых знаний применительно к собственному пути в управлении образовательной системой школы.
От способов работы с конкретными познавательными интересами слушатели переходят к осмыслению стратегических жизненных целей, задач и видов деятельности, обеспечивающих развитие образовательного учреждения. Каждый вид деятельности связан с конкретными задачами и поставленными целями. Каким образом, и через какие виды деятельности реализуются заявленные цели в процессе получения новой квалификации «менеджер образования»
- тема самоанализа и результат дипломного или курсового проектирования.
Проектирование развития образовательного учреждения играет ведущую роль и используется как практическая реализация знаний, полученных на курсах. Слушатели применяют методы процесса управления (определения целей, разработки и оптимизации управленческих решений, организационнопрактической работы по реализации управленческих решений, прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и др.) при проектировании развития образовательного учреждения.
Данные, полученные в результате опроса на тьюторских занятиях, открывали хорошую перспективу для дальнейшей работы с руководителями. В ходе обучения делался акцент на опыт конкретных образовательных учреждений, что положительно сказалось и на выборе тем дипломных работ, выполненных руководителями-менеджерами. Статистика, реально внедренных проектов, ре-
зультаты которых отражены в дипломных проектах слушателей, удовлетворительная.
Дипломные работы отражают наиболее актуальную тематику разных сторон управленческой деятельности. Одна группа тем касается управленческих аспектов области качества образования, планирования в инновационных условиях:
1.Управление качеством образования учащихся в условиях малокомплектной школы.
2. Программно-целевое планирование как фактор управления инновационными преобразованиями в общеобразовательной школе.
3. Проектное управление в образовательном учреждении (на примере МОУ СОШ №4 г.о. Нальчик).
1. Управление образовательным учреждением в условиях модернизации образования (на примере МОУ СОШ №42 г.Прохладный).
Другая группа тем касается проблем делового администрирования:
1. Управление персоналом образовательного учреждения (на примере МОУ «Гимназия №2» г.Прохладный).
2. Формирование управленческой команды в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
3. Управление профессиональной и социальной адаптацией педагогов в условиях развития системы образования Кабардино-Балкарской республики.
4. Управление формированием правовой культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях (на примере МОУ «Гимназия №13 г. Нальчика».
5. Формирование и развитие организационной культуры образовательного учреждения (на примере «Лицей №3» г. Прохладный).
Значительная часть проектов касалась внедрения новых форм финансирования:
1. Формирование управленческой команды в условиях реализации новых механизмов оплаты труда педагогов.
2. Формирование условий регулирования нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений (на примере МОУ «Гимназии №5» г.о. Тырныауз).
3. Развитие финансового контроля образовательного учреждения.
4. Эффективность и целесообразность финансового менеджмента образовательного учреждения (на примере МОУ СОШ №12 г.о. Нальчик).
Дипломные проекты, выполненные в ходе обучения по программе «Менеджмент в образовании», успешно защищены и высоко оценены Государственной аттестационной комиссией и рекомендованы к публикации.
Таким образом, технология тьюторского сопровождения повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений в системе постдипломного образования обеспечивает эффект профессионального развития руководителей образовательных учреждений, что позволит сделать систему повышения квалификации адекватной требованиям инновационного образования, основанного на принципах открытости, вариативности, индивидуальности.
Тьюторское сопровождение не заканчивается по итогам курса обучения, оно продолжается, способствуя как реализации итоговых продуктов обучения (дипломных проектов), так и привлечению выпускников программы «Менеджмент в образовании» к участию в конкурсах и различных проектах, организованных в ИПКиПРО КБГУ.
Список литературы
1. Городецкая Н.И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Нижний Новгород, 2010. 237 с.
2. Игнатьева Г.А. Проектирование деятельностного содержания профессионального развития педагога в системе постдипломного образования : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Н.Новгород, 2006. 40 с.
3. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 64 с.
4. Нефедова В.И. Роль тьютора в системе постдипломного образования /
Педагогический форум «Роль тьютора в процессе дистанционного обучения» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.orenedu.ru/files/internet/Program_tytor/1_5.doc (26.09.2009).
5. Стародубцева Е.В. Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 121-123.
References
1. Gorodetskaja N.I. T'yutorskoe soprovozhdenie distantsionnogopovysheniya kvalifikatsiipedagogov v sistemepostdiplomnogo obrazovaniya: dissertatsiya ... kan-didata pedagogicheskikh nauk: 13.00.08 [Tjutorsky support of remote improvement of professional skill of teachers in system of postdegree formation: the dissertation... the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08]. Nizhni Novgorod, 2010. 237 p.
2. Ignatyeva G.A. Proektirovanie deyatel'nostnogo soderzhaniya profession-al'nogo razvitiyapedagoga v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08 [Design of the deyatelnostny content of professional development of the teacher in system of post-degree education: dissertation author's abstract... doctors of pedagogical sciences: 13.00.08]. N.Novgorod, 2006. 40 p.
3. Kovalyova T.M. Osnovy t'yutorskogo soprovozhdeniya v obshchem obra-zovanii [Bases of tyyutorsky support in the general education]. М: Pedagogical university «on First of September», 2010. 64 p.
4. Nefedova V. I. Rol' t'yutora v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya / Pe-dagogicheskiy forum «Rol' t'yutora v protsesse distantsionnogo obucheniya» [A role of the tutor in system of postdegree formation / the Pedagogical forum «the Role of the tutor in the course of remote training»] [the Electronic resource] an access mode: http ://www.orenedu.ru/files/internet/Program_tytor/1_5. doc (9/26/2009).
5. Starodubtseva E.V. Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy mezhdu-nar. zaoch. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, oktyabr' 2011 g.). T. II / Pod obshch. red. G. D. Akhmetovoy [Pedagogics: traditions and innovations: materials of the international correspondence scientific conferencematerials (Chelyabinsk, October, 2011). no II / under the general edition G.D.Ahmetovoj]. Chelyabinsk: Two members of the Komsomol, 2011. pp. 121-123.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Мизова Марина Хабаловна, заведующий кафедрой управления образованием, кандидат педагогических наук
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова ул.Эльбердова, д. 47а, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика, 360017, Россия
e-mail: [email protected]. ru DATA ABOUT THE AUTHOR
Mizova Marina Habalovna, department Chair of management of formation, the candidate of pedagogical sciences
Kabardino-Balkarian state university of H.M.Berbekova
47a, Elberdova st., Nalchik, Kabardino-Balkarian republic, 360017, Russia
e-mail: kbipk@yandex. ru
Рецензент: Энеева Л.А., доктор педагогических наук, директор РКОУ Гимназия Интернат №1