Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение курсовой подготовки слушателей цио'

Тьюторское сопровождение курсовой подготовки слушателей цио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОР-СКАЯ ПОЗИЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ / ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА / ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ТЬЮТОРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ / ЛАБОРАТОРИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ТЕЗАУРУС ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красных Заместитель Директора, Шихова Тамара Якимовна

Статья поднимает проблемы тьюторского сопровождения слушателей курсовой подготовки, новой педагогической позиции педагога позиции тьютора. Представлен опыт образовательного учреждения по тьюторско-му сопровождению учащихся и педагогов, описывается механизм тьюторского сопровождения слушателей курсовой подготовки. Представлен список проектов для разработки. Описаны цели и задачи лаборатории по освоению тьюторской позиции учителя, преподавателя, администратора школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение курсовой подготовки слушателей цио»

Планируя работу, мы решили,что осуществлять сотрудничество будем поэтапно. Сначала создадим группу ребят, которые пожелали участвовать в разработке и проведение различных дел: классных часов, экскурсий, встреч, спортивных соревнований, трудовых акций.

Вторым шагом будет привлечение более широкого круга старшеклассников и наиболее активных пятиклассников к этой работе.

Третий шаг заключается в создании разновозрастных групп, работающих в разных направлениях: учебная деятельность, художественное творчество,трудовые акции,спорт, проектная деятельность.

Этап осуществления деятельности. В 8 классе образовали группы по направлениям. Разрабатывали тематику классных часов для пятых классов и проводили их. Приглашали пятиклассников к участию в экскурсиях, походах, встречах. Постепенно у младших подростков начала формироваться группа ребят, которая приняла сотрудничество и стала предлагать свои варианты работы. Так у нас появилась идея заняться поисковой деятельностью. Младшие школьники выступили с идеей проектов «Уходили на фронт молодыми», «Не смейте забывать учителей»,реализовывать которые они стали через год сотрудничества, причем старшие уже выступали в роли помощников и сопровождающих, а основную работу выполняли младшие.

Осуществлялось сотрудничество в учебной деятельности: совместная подготовка учебнопознавательных проектов, помощь при затруднении в учении, взаимоконтроль за ведением учебной документации (дневников).

Этап «замещения». В 2012 году ребята, начинавшие работу, заканчивают 11 класс. Большая часть времени сегодня, естественно, уходит на учение, и в роли инициаторов, разработчиков и активных участников большинства классных дел выступают уже младшие. Старшеклассники же помогают им и советуют.

По завершении цикла сотрудничества раз-

новозрастных классов можно сделать определенные выводы о:

• разновозрастном сотрудничестве;

• развитии самостоятельности в проектировании своей деятельности;

• развитии коммуникативных способностей , навыков взаимопомощи;

• развитии чувства ответственности за других;

• возможности смены роли «ведомый-ве-дущий>>,и наоборот.

Опыт социального проектирования и разновозрастного сотрудничества у нас еще небольшой, но уже сейчас видно, что организация такой деятельности дает больше возможностей для становления индивидуального действия учащихся,помогает организовать самостоятельное движение ученика в пространстве школьного социума, способствует снижению конфликтов в коллективе.

Библиографический список

/. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2008.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании//Школьные технологии. 1997. №1. С.3-11.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // [Электронный ресурс].

5. Олейникова О. Н. Образование в течение всей жизни. М.: Национальная обсерватория образования, 2002.

6. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под редакцией В.А.Караковского. М., 1999.

7. ФГОС: начальное общее образование. 2010.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды/ М.: Сентябрь,2000.

ЗДК 371.14

О.А. Красных,

Т.Я. Шихова Тьюторское сопровождение курсовой подготовки слушателей ЦИО

Аннотация: Статья поднимает

проблемы тъюторского сопровождения слушателей курсовой подготовки, новой педагогической позиции педагога - позиции тьютора. Представлен опыт образовательного учреждения по тъюторско-му сопровождению учащихся и педагогов, описывается механизм тъюторского сопровождения слушателей курсовой подготовки. Представлен список проектов для разработки. Описаны цели и задачи лаборатории по освоению тъюторской позиции учителя, преподавателя, администратора школы.

Ключевые слова: тьютор, тьютор-ская позиция, индивидуальный образовательный путь, институт тьюторства, технологии открытого образования, индивидуализация образования, Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, лаборатория тъюторского сопровождения в образовании, тезаурус тъюторской деятельности.

Профилизация общеобразовательной школы на старшей ступени, предусмотренная концепцией модернизации РФ на период до 2020 года, призвана обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения за счет изменения структуры,содержания, технологий.

Профилизация школы делает для старшеклассников острой и актуальной проблему выбора профиля дальнейшего обучения и приобретает массовый характер. Однако профессиональный выбор подростка неустойчивее определен, изменчив. Встает проблема осознанного выбора своего жизненного пути, навыков аналитической деятельности,которая

© Красных О.А.,Шихова Т.Я., 2011

приводит к необходимости особого педагогического сопровождения в осуществлении выбора старшеклассником профиля дальнейшего обучения.

В связи с этим в образовательном пространстве школы возникают новые педагогические роли и позиции, которые меняют отношение между учителем и учеником. На наш взгляд, потенциал тьюторской позиции может успешно решить проблемы профильного обучения, обеспечить дифференциацию, индивидуальный подход,полнее использовать ресурсы ученика и ресурс образовательного учреждения.

Для успешности реализации идей профильного обучения педагоги должны быть готовы изменить традиционные позиции на новые - позиции тьюторского сопровождения. Тьютор - это специалист, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности учащегося, способный оказать непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и других видов компетентностей выпускника. Это особая педагогическая позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на собственный выбор, самостоятельность, индивидуальность. В отличие от учителя, занимающегося учеб-но-воспитательным процессом, для тьютора первостепенной является задача оказания старшекласснику помощи в построении индивидуального образовательного пути,своего образа.

В понимании и реализации тьюторской позиции,подготовке педагогов - тьюторов возникают следующие проблемы:

• Отсутствие четкого представления о роли тьютора в условиях профильного обучения. Многообразие толкования термина «тьютор».

• Неподготовленность педагогов к принятию и пониманию новой социальной позиции тьютора.

• Отсутствие практики обучения педагогов формированию тьюторской позиции.

• Проблема сложности введения тьюторской позиции педагога.

• Недостаточная мотивация педагогов к восприятию нововведения.

Дефицит кадровых ресурсов, способных обеспечить процессы изменений в старшей школе,требует от ОУ специального организованного обучения педагогов.

Управленческая, педагогическая деятель-

ность по созданию оптимальной модели профильной школы полного дня с тьюторским сопровождением в нашей школе осуществлялась в процессе реализации проекта «Создание механизма управления тьюторским сопровождением в ШПД>>. Развитие у педагогов школы навыков сопровождения ИОП, создания элективных курсов для обеспечения образовательного выбора учащимися - один из важных результатов проекта. Способы работы систематизировались и трансформировались в программы курсов ЦИО для обучения специалистов с позицией тьюторов, сопровождающих учащихся в выборе ИОП с использованием потенциала основного и дополнительного образования. В ЦИО МАОУ «СОШ № 135» г. Перми разработаны учебно

- тематические планы курсовой подготовки тьюторов «Формирование позиции тьютора у педагогов. Технологическая школа тьютор-ства».

Этот опыт уже получил одобрение и заинтересовал педагогические коллективы других школ. Поэтому в программу курсовой подготовки ЦИО было включено и это направление.

Курсы были посвящены введению в тью-торство, раскрытию сущности и содержания тьюторских технологий в старшей профильной школе. Курсовая подготовка организовывалась при активной деятельности курсантов по педагогическому проектированию образовательных проектов по тьюторскому сопровождению в школе. Происходило погружение педагогов в проблему тьюторского сопровождения в образовательной деятельности старшей школы. В ходе курсовой подготовки был представлен опыт работы МАОУ «СОШ № 135» по организации тьюторского сопровождения. Педагоги школы проводили мастер - классы по темам: «Сетевая модель профильной школы». «Тьюторское сопровождение в исследовательской деятельности», «Проектирование ИОП учащегося и ее сопровождение в профильной школе»,«Тьюторское сопровождение в клубной деятельности», «Тьюторское сопровождение в проектной деятельности». На практических занятиях отрабатывались технологии открытого образования: образовательная картография,

индивидуальная образовательная программа, портфолио, тьюторский час, образовательное путешествие, технология профориентацион-

ной игры, тренинга. В ходе курсовой подготовки проводился практикум по знакомству и анализу материалов сайта Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА).

Педагоги, слушатели курсов занимались разработкой индивидуальных проектов, направленных на реализацию различных моделей тьюторского сопровождения старшеклассников. На выставке было представлено более 30 проектов. Эти авторские проекты могут стать основой для разработки общешкольных (локальных) проектов. Тематика проектов представлена в Приложении 1.

На курсах, организованных по заказу департамента образования г. Перми, присутствовали педагоги 7 территорий города: заместители директоров школ, психологи, социальные педагоги, педагоги - организаторы, учителя - предметники. Каждый слушатель находил и постепенно открывал тьюторский аспект деятельности в своей профессиональной работе. Продуманную модель тьюторского сопровождения в рамках курсовой подготовки осуществили тьюторы курсов: Тамара Якимовна Шихова, Наталья Абрамовна Голованова, Алексей Сергеевич Куляпин, Алла Геннадьевна Буянова, Ольга Аркадьевна Красных. При подборе тьюторов курсовой подготовки мы руководствовались следующими принципами:

• Тьютор курса имеет персональный интерес к организации тьюторского движения и идее тьюторства;

• Тьютор курса поддерживает и разделяет ценности открытого и индивидуализации образования;

• Тьютор курса понимает значимость и необходимость введения института тьюторства в современной школе.

В ходе обсуждения были выдвинуты ключевые позиции тьютора курсовой подготовки:

1. Тренер - преподаватель находится в позиции тьютора по отношениюк обучающимся.

2. Тренер - преподаватель использует в образовательном процессе те технологии, техники и приемы,которые обучившийся будет использовать в работе со своими подопечными.

Совершенствуя тьюторское сопровождение слушателей курсов, мы разработали и применили на практике «портфолио» слушателя курсов, ИОП слушателей курсовой подготовки, методические рекомендации по

проведению тьюторского часа со слушателями «Памятка тьютору курсовПриложение 2. Коллективно разработали методику проведения Итогового тьюторского часа. К курсам нами был разработан словарь «Тезаурус тьюторской деятельности», который использовали слушатели при разработке индивидуальных авторских проектов.

Напряжение первого дня переросло в творческий созидательный дух разработки проекта. Мы видели и чувствовали, как наш способ организации деятельности захватывал, приобщал, продвигал к творчеству.

По результатам анкетирования, 84 % слушателей показали высокий уровень эмоционального комфорта на занятиях, а 78 % были готовы транслировать данный опыт в своем ОУ. Эти проценты являются показателем эффективности проведенной курсовой подготовки. Проведенная курсовая подготовка может стать новой точкой роста площадок и лабораторий Межрегиональной тьюторской ассоциации в Пермском крае.

Но для стимулирования этой деятельности необходимо продолжение этой работы, выведение ее на более высокий уровень осмысления и технологичности.

Мы предлагаем создать лабораторию на базе ПГПУ, которая не только могла бы разрабатывать и оснащать индивидуализацию процесса обучения учащихся, студентов, но также приобщать студентов к тьюторской деятельности. Лаборатория может стать центром подготовки и переподготовки педагогических кадров по освоению тьюторской позиции учителя, преподавателя, администратора школы. Лаборатория сможет заниматься;

• разработкой вариативных программ обучения тьюторской деятельности.

• проведением курсов для педагогов с привлечением тьюторов школьных площадок;

• разработкой моделей тьюторского сопровождения на разных ступенях обучения (начальная, основная,средняя,высшая школа);

• разработкой УМК педагога - тьютора и его методического «портфолио»;

• разработкой критериев и методов диагностики результатов тьюторского сопровождения.

Сегодня технологию тьюторского сопровождения осваивают в Березниках, Перми, Ка-рагае, Оханске, Чайковском. Появление лаборатории при ПГПУ может консолидировать

деятельность Межрегиональной Тьюторской Ассоциации на территории Пермского края, способствовать формированию позиции тьютора у педагогов не только в системе предпро-фильного и профильного обучения.

В результате реализации проекта лаборатории по тьюторству на базе ПГПУ будут предложены организационные формы, методы, приемы, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей педагогов с позицией тьютора. У педагогов, студентов, преподавателей появится мотивация по формированию позиции тьютора. В ходе реализации данного проекта появятся группы педагогов, осваивающих технологии тьюторского сопровождения и применяющих их на практике, студенты смогут овладевать ими в ходе обучения и практик в школе. Появятся тенденции к изменению профессиональной позиции педагогов. Члены лаборатории смогут проводить рефлексивные сессии,обсуждать результаты тьюторских проб, составлять сборник кейсов тьюторского сопровождения разных групп тьюторируемых.

Для реализации работы лаборатории принципиально важна организация:

- разработки программы стажировок;

- обязательных тьюторских проб на базе ОУ,вуза;

- обязательных тьюторских стажировок на базе тьюторской стажировочной площадки в пределах региона или за пределами региона;

- выдачи обязательного заключительного документа, подтверждающего освоение программы;

- обязательного тьюторского сопровождения (в том числе, и дистанционного) обучающегося в течение одного учебного года.

Такая тьюторская практика может существенно продвинуть тьюторские технологии открытого образования в пространство развития образования Пермского края, дать ощутимые результаты деятельности, связанные с индивидуализацией процессов образования педагогов, студентов, учащихся, аспирантов и других субъектов,всех тех, кто вступил на путь разработки и реализации своей индивидуальной образовательной траектории развития.

Приложение 1

Тематика проектов тьюторского сопровождения

1. «Непроторенная тропа к тьюторству».

2. Школа абитуриента.

3. Организация тьюторского сопровождения десятиклассников.

4.Тьюторское сопровождение профильного обучения.

5. Наш новый учебный год с тьютором.

6. Мой путь к тьюторству.

7. Тьютор в классе и в школе.

8. Введение в тьюторскую деятельность.

9. «Тропоюуспеха» - вместе весело шагать.

10. Тьюторская траектория.

11. Я - тьютор и мой класс.

12. «Древо познания» тьюторской деятельности.

13. От классного «зануды» - к тьютору

- другу.

14. Внедрение тьюторского сопровождения в профильной модели МОУ.

15. Трудный путь проб к введениютьютор-ства.

16. Предметное тьюторское сопровождение в изучении географии.

Приложение 2

Памятка тьютору курса

1. Помогите участникам курсов ориентироваться в мероприятиях дня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проведите анкетирование: А) вводное (портфолио), Б) изучающее запросы слушателей курсов, В) итоговое. Анализ анкет и портфолио проводите ежедневно, это Вам даст материал для обсуждения по сопровождению на координационном совете.

3. Будьте рядом с участниками курсов, чтобы отвечать на все возникающие вопросы по ходу мастер - классов, помогите им найти консультанта для ответа на возникающие вопросы.

4. Помогите участникам курсов в нахождении необходимых ресурсов для разработки индивидуального проекта.

5. Организуйте работу с участниками мастер - классов по созданию их портфолио во время курсовой подготовки.

6. Организуйте рефлексивные моменты по ходу работы, создайте условия для само-рефлексии.

7. Заполняйте протокол наблюдений в виде таблицы. Условные обозначения: А -активный участник (задает вопросы,высказывает суждения, сомнения, выражает свою позицию); У - участвует, исполнителен; П

- пассивное (участник высказывает недовольство, отсутствует мотивация).

8. Проводите тьюторский час с целью рефлексивного анализа деятельности.

В работе Вам помогут разные формы работы.

«Рассу ждалки»:

• опишите проблемную ситуацию, встречавшуюся в Вашем опыте, в которой была востребована деятельность тьютора;

• опишите случай из Вашей образовательной истории, когда кто - то выступил по отношению Вам как тьютор;

• в какой области знания вы можете выступить в качестве тьютора?

■«Метафоры».

Совместно обсудите и придумайте метафоры, которые могут выразить деятельность тьютора.

Творческая мастерская тьютора.

1. Список песен с тьюторским содержанием. Составить список. Предложить слушателям выбрать и проголосовать за 3 песни, наиболее ярко выражающих сущность тьюторского подхода. Спеть по куплету из них на подведении. Подарить список.

2. Задание. Выберите сказочный сюжет,наиболее точно раскрывающий взаимодействие «тьютор - педагог». Расскажите сказку с точки зрения тьюторского сопровождения. Назовите основные типы взаимодействия «тьютор

- педагог», их возможные ограничения. Примеры сказок. «Сказка о сереньком козлике». «Сказкао рыбаке и рыбке». «Чебурашкаи крокодил Гена». «Волк и семеро козлят». «Три поросенка». «Теремок». «Кашаиз топора».

Библиографический список. 2. Ковалева Т.М., Дерзкова Н.П. Тех-

1. Суханова Е.А. Тьюторство в систе- нологии открытого образования в Москов-

ме повышения квалификации. Сайт http:// ском открытом образовательном проекте, www. thetutor. ги/pro/index, htm. [Сайт] http://www. thetutor. ru/pro/index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.