Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования
RUDN Journal of Informatization of Education
2017 Vol. 14 No 1 69-75
http://journals.rudn.ru/informatization-education
УДК 371+004
DOI 10.22363/2312-8631-2017-14-1-69-75
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛ
В статье рассматриваются вопросы профессиональной и тьюторской компетентности учителя, тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ. Сформулированы основные требования к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ, условия готовности учителя к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ. Предложен теоретический анализ понятий информационной компетентности, тьюторской компетентности. Обозначено, что в структуре информационной компетентности должен существовать элемент, связанный с мотивацией, потребностью и интересом к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации. Сформулированы ключевые показатели определения понятия информационной компетентности тьютора.
Авторы статьи отмечают, что информация и работа с ней являются в современном образовательном и информационном пространстве школ обязательными компонентами педагогической деятельности как системы. Проанализированы и представлены на базе авторского опыта возможности применения информационного-образовательной оболочки Moodle с позиций тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ, сформулированы основные элементы и ресурсы оболочки Moodle с описанием из реализации на практике. В частности, раскрыты образовательные ресурсы информационно-образовательной оболочки Moodle для дистанционного сопровождения обучающегося. В статье представлено описание разработанной авторской модели тьюторского сопровождения в информационном пространстве школ.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение в информационном пространстве, тьюторская компетентность, профессиональная компетентность
Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь педагогического образовательного общества ставит перед учителем сложную задачу, с которой может справиться далеко не каждый педагог.
В настоящее время требования к учителю высоки, он должен быть способен решать новые профессиональные задачи и использовать новые педагогические технологии в условиях ИКТ образовательной среды [3].
Профессиональная компетентность учителя предполагает развитие в нем способности и умения решать профессионально-педагогические задачи, возникающие в реальных ситуациях учебной и научной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей,
В.И. Глизбург, О.Н. Перевезенцева
Московский городской педагогический университет Столярный переулок, 16, Москва, Россия, 124242
средствами информационно-коммуникационных технологий как в предметной области обучения, так и в учебно-образовательном процессе.
Осуществляя тьюторское сопровождение, учитель должен обладать тьюторской компетентностью. По мнению Т.М. Ковалевой, тьюторская компетентность — это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать индивидуальные образовательные программы [6]. Учитель помогает учащемуся принять правильное решение в реализации образовательной программы. При этом в процессе реализации программы необходимо достигнуть понимания каждым учащимся того, какие требования предъявляются к нему по знаниям, уже сформированным, и по тем, которые еще предстоит сформировать.
Таким образом, основываясь на определении профессиональной и тьюторской компетентности, мы предполагаем, что готовность учителя к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве должна соответствовать следующим двум требованиям, так как в современных условиях информационная компетентность определяет профессиональную педагогическую компетентность в целом:
— учитель должен быть компетентным в области информационных технологий;
— учитель должен быть компетентным в области технологии тьюторского сопровождения.
Информационная подготовка педагога должна включать в себя знания и умения в области основ информатики, которые необходимы для профессиональной деятельности [2].
Педагог должен знать основные типы документов и виды изданий в области образования; источники получения научно-педагогической информации; иметь представление о методах обработки документов, информационно-поисковых языках, о способах поиска документов в библиотеках и базах данных; уметь пользоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками; ориентироваться в структуре книг и словарей; составлять библиографию по определенной теме; создавать с помощью компьютера фактографическую или библиографическую базы данных по изучаемой проблеме.
Также в структуре информационной компетентности должен существовать элемент, связанный с мотивацией, потребностью и интересом к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации [1]. Информация и работа с ней являются обязательными компонентами педагогической деятельности как системы [8].
Информационная компетентность может быть раскрыта посредством следующих трех ключевых показателей:
1) компетентности в методах преподавания;
2) компетентности в предмете преподавания;
3) компетентности в субъективных условиях деятельности.
В отличие от деятельности традиционного преподавателя школы, деятельность тьютора в большей степени связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающегося, поэтому учитель должен быть компетентным в области технологии тьюторского сопровождения.
По мнению Ю.Л. Деражне, «тьютор в системе образования является важнейшим системообразующим компонентом, выполняя функции преподавателя, консультанта, методиста и наставника» [4. С. 5].
Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.
Готовность учителя к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ обеспечивается следующими условиями:
— педагог должен быть мотивирован на участие в тьюторской деятельности;
— педагог должен осуществлять обогащение, систематизировать и интегрировать знания обучающихся;
— педагог должен обеспечивать включение учащихся в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельности;
— педагог должен уметь пересматривать и изменять познавательный интерес и выстраивать цели, содержание образовательного маршрута развития обучающегося;
— педагог должен уметь представлять интересы обучающихся в широких социальных кругах;
— педагог должен уметь проводить анализ своей деятельности [7].
Исходя из определенных требований к учителю, для реализации тьюторского
сопровождения в информационном пространстве школ можно использовать информационно-образовательную систему Moodle, которая применяется многими российскими институтами и школами для дистанционного обучения в информационной образовательной среде.
Программа Moodle — система управления обучением или информационно-обучающая среда, основанная на сетевой технологии Интернет.
Используя возможности Moodle, учитель может дистанционно сопровождать обучающегося в информационно-образовательном пространстве благодаря наличию следующих элементов и ресурсов программы «Moodle»:
— новостной форум — позволяет объявлять информацию о событиях курса. Форум для общения или проведение онлайн-консультаций. Центр помощи, где преподаватель и учащиеся могут дать совет;
— модуль «Чат» позволяет участникам иметь возможность синхронного письменного общения в реальном времени;
— рабочая программа, расписанная по блокам занятий;
— методические рекомендации по изучению темы программы в каждом блоке;
— методические указания по выполнению заданий;
— задания для выполнения работы по каждой теме программы. Учебный элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать работы учеников, оценивать их и предоставлять отзывы. Обучающиеся могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы. При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев, загружать файл с исправленным ответом ученика или аудио-отзыв. Ответы могут быть оце-
нены баллами, пользовательской шкалой оценивания. Итоговая оценка заносится в журнал оценок;
— банк тестов. Элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой;
— модуль «Опрос» позволяет преподавателю задать один-единственный вопрос и предложить широкий выбор возможных ответов. Опросы могут быть использованы: в качестве быстрого голосования для выбора темы программы; для быстрой проверки понимания пройденного материала;
— модуль «Глоссарий» позволяет участникам создавать и поддерживать список определений, подобный словарю или собирать и систематизировать ресурсы и информацию;
— модуль «Файл» позволяет преподавателю загружать офисный пакет приложений Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher);
— лекция — занятия с применением дистанционных технологий расширяют возможности учителя в тьюторском сопровождении обучающегося.
Программа Moodle позволяет организовывать самостоятельную работу обучающихся, управлять качеством образования, осуществлять объективный мониторинг знаний.
Разработанная нами модель тьюторского сопровождения в информационном пространстве представляет собой систему, включающую цели, содержание и структуру, методы, формы и средства работы.
Тьюторское сопровождение должно быть организовано в виде единого цикла взаимосвязанных этапов — диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что профессиональная готовность учителя к тьюторскому сопровождению в информационном пространстве школ должна включать в себя специальное образование тьюторов, их профессиональную подготовку с ориентацией на образовательный процесс, основанную на альтернативных методах работы: реализации принципа открытости, позволяющего формировать осознанный выбор обучающегося; владении информационной компетентностью; использовании информационных образовательных пространств для сопровождения обучающегося; реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Глизбург В.И. Информатизация образования как фактор интеграции начального обучения математике и информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 1. С. 76—81.
[2] Глизбург В.И. Применение информационных технологий в процессе обучения основам топологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 1. С. 80—84.
[3] Глизбург В.И. Научные основы дисциплины как базовая составляющая подготовки магистров педагогического образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 4 (34). С. 54—59.
[4] Деражне Ю.Л., Борисова Т.Б., Логинова Г.П. Тьютор в открытом обучении. М.: Знание, 1991. 58 с.
[5] Дудчик С.В., Грачева Н.Ю. Формирование тьюторской компетентности педагогов как залог успешной реализации инклюзивного образования // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4. С. 333—337.
[6] Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1—4. М: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.
[7] Перевезенцева О.Н. Тьюторское сопровождение как инструмент интеграции общего и дополнительного образования младших школьников в едином информационно-образовательном пространстве школ // Успехи современной науки и образования. 2016. № 7. Т. 1. С. 170—174.
[8] Перевезенцева О.Н. Значимость тьюторского сопровождения единого информационно образовательного пространства школ в процессе интеграции общего и дополнительного образования // Успехи современной науки и образования. 2016. № 8. Т. 1. С. 122—124.
© Глизбург В.И., Перевезенцева О.Н., 2017
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 23 сентября 2016 Дата принятия к печати: 26 октября 2016
Для цитирования:
Глизбург В.И., Перевезенцева О.Н. Тьюторское сопровождение в информационном пространстве школ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2017. Т. 14. № 1. С. 69-75.
Сведения об авторах:
Глизбург Вита Иммануиловна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор общеинститутской кафедры математики и информатики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Контактная информация: е-шаП: [email protected].
Перевезенцева Ольга Николаевна, аспирант института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета
TUTORIAL SUPPORT IN THE INFORMATION SPACE OF SCHOOLS
V.I. Glizburg, O.N. Perevezentseva
Moscow city pedagogical university Stoljarnyjpereulok, 16, Moscow, Russia, 124242
The article deals with teachers and professional competence tyutorskoy, tutor support schools in the information space. The main requirements to the tutor support in the information space of schools, conditions of readiness of the teacher to tutor support schools in the information space. A theoretical analysis of the concept of information competence, tyutorskoy competence. It is noted that in the
structure of information competence must exist an element associated with the motivation, need and interest in the acquisition of knowledge and skills in the field of technical, software and information. Formulated key performance indicators definition of information competence of the tutor. The authors noted that information and work with it is in the modern educational and information space school mandatory components of pedagogical activity as a system.
Analyzed and presented on the basis of the author's experience of the possibility of using information and educational Moodle shell with tutor support positions in the information space of schools, sets out the basic elements and resources Moodle shell with a description of the implementation. In particular, the disclosed educational resources information and educational shell Moodle for remote support learning. The article describes a model developed by the author's tutor support schools in the information space.
Key words: tutor, tutor support in the information space, tyutorskaya competence, professional competence
REFERENCES
[1] Glizburg VI. Informatizacija obrazovanija kak faktor integracii nachal'nogo obuchenija matematike i informatike [Informatization of education as a factor of integration of the initial teaching of mathematics and computer science]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. Education Informatization series]. 2013. No. 1. Pp. 76—81.
[2] Glizburg V.I. Primenenie informacionnyh tehnologij vprocesse obuchenija osnovam topologii [Application of information technology in the process of learning the basics of topology]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. Education Informatization series]. 2011. No. 1. Pp. 80—84.
[3] Glizburg V.I. Nauchnye osnovy discipliny kak bazovaja sostavljajushhaja podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovanija [Scientific basis for the discipline as a basic component of teacher education training of masters]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. "Informatics and Informatization of Education" series]. 2015. No. 4 (34). Pp. 54—59.
[4] Derazhne, Ju.L, Borisova T.B., Loginova G.P. T'jutor v otkrytom obuchenii [Tutor in an open training]. M.: Znanie, 1991. 58 p.
[5] Dudchik S.V, Gracheva N.Ju. Formirovanie tjutorskojkompetentnosti pedagogovkakzaloguspeshnoj realizacii inkljuzivnogo obrazovanija [Formation tyutorskoy teachers competence as the key to successful implementation of inclusive education]. Vestnik Volgogradskogo institutabiznesa [Bulletin of the Volgograd Institute of Business]. 2015. No. 4. Pp. 333—337.
[6] Kovaleva T.M. Osnovy t'jutorskogosoprovozhdenija vobshhemobrazovanii, lekcii 1—4[Fundamentals of tutor support in the general education. Lecture 1—4]. M: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentjabrja». 2010. 56 p.
[7] Perevezentceva O.N. T'jutorskoe soprovozhdenie kak instrument integracii obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija mladshih shkol'nikov v edinom informacionno-obrazovatel'nom prostranstve shkol: Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal Uspehi sovremennoj nauki i obrazovanija [Tutor support as an instrument of integration of general and additional education of younger schoolboys in a single information-educational environment of schools: International Research Journal of successes of modern science and education]. 2016. No. 7. Vol. 1. Pp. 170—174.
[8] Perevezentceva O.N. Znachimost' t'jutorskogo soprovozhdenija edinogo informacionno obrazovatel'nogo prostranstva shkol v processe integracii obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija: Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal Uspehi sovremennoj nauki i obrazovanija [Relevance tutor support unified information educational environment of schools in the process of integration of general and further education: International Research Journal of successes of modern science and education]. 2016. No. 8. Vol. 1. Pp. 122—124.
Article history:
Received: 23 September 2016 Accepted: 26 October 2016
For citation:
Glizburg V.I., Perevezentseva O.N. Professional readiness of a teacher to tutor support in the information space schools // RUDN Journal of Informatization Education. 2017. 14 (1). 69—75.
Bio Note:
Glizburg Vita Immanuilovna, doctor of pedagogical sciences, candidate ofphysical and mathematical sciences, professor of all-institute department of mathematics and informatics of preschool and primary education of the Moscow city pedagogical university. Contact information: e-mail: [email protected].
Perevezentseva Olga Nikolaevna, graduate student of institute of pedagogics and psychology of the Moscow city pedagogical university