Научная статья на тему 'Тьюторские технологии в развитии профессиональных компетентностей руководящих и педагогических кадров'

Тьюторские технологии в развитии профессиональных компетентностей руководящих и педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
898
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тьюторские технологии / профессиональные компетенции педагога / взаимодействие тьюторов с участниками образовательных отношений / качество образования. / tutor technologies / professional competences of the teacher / interaction of tutors with participants of the educational relations / quality of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Г. Черемисина

Рассматривается вопрос тьюторского сопровождения руководящих и педагогических кадров региона (на примере Кемеровской области). Представлены результаты практической работы средствами тьюторских технологий с участниками образовательных отношений. Определены организационные формы реализации тьюторских технологий преобразования знаний. Приведены примеры использования работы технологий с педагогами и, как результат повышения качества образования,— педагога с обучающимися. Разработана блок-схема занятия «Технология продуктивного чтения». Описана организация методического сопровождения процесса повышения технологической компетентности учителей в условиях повышения качества современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF LEADING AND PEDAGOGICAL STAFF

The author of the article examines the issue of tutoring support for the leading and pedagogical staff of the region on the example of the Kemerovo region. The author presents the results of practical work using means of tutoring technologies with participants in educational relations. The author determines the organizational forms of the implementation of tutoring technologies for the transformation of knowledge. The author gives examples of the use of technology work with teachers, as well as the work of the teacher with students as a result of improving the quality of education. The author presents the developed block diagram of the lesson “Technology of Productive Reading” and describes the organization of methodological support of the process of improving the technological competence of teachers in the context of improving the quality of modern education.

Текст научной работы на тему «Тьюторские технологии в развитии профессиональных компетентностей руководящих и педагогических кадров»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

УДК 37.022

ТЬЮТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Рассматривается вопрос тьюторского сопровождения руководящих и педагогических кадров региона (на примере Кемеровской области). Представлены результаты практической работы средствами тью-торских технологий с участниками образовательных отношений.

Определены организационные формы реализации тьюторских технологий преобразования знаний. Приведены примеры использования работы технологий с педагогами и, как результат повышения качества образования,— педагога с обучающимися.

Разработана блок-схема занятия «Технология продуктивного чтения». Описана организация методического сопровождения процесса повышения технологической компетентности учителей в условиях повышения качества современного образования.

Ключевые слова: тьюторские технологии, профессиональные компетенции педагога, взаимодействие тьюторов с участниками образовательных отношений, качество образования.

В. Г. Черемисина

Кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово

E-mail: warwara82mail.ru Varvara G. Cheremisina

PhD (Pedagogy), Associate Professor, Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Educators, Kemerovo, Russia

E-mail: warwara82@ mail.ru

Сегодня, в условиях преобразования российского образования, в методологических принципах, вошедших в текст Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», обозначен системно-деятельностный подход. Согласно федеральным государственным стандартам (далее — ФГОС) всех уровней образования, целями которых является формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями, включение обновленного содержательного аспекта в контекст решения приоритетных жизненных задач, а также реализация личностного потенциала обучающегося. Наряду с целями обозначены направленности: условия, программное обеспечение и новые

Как цитировать статью: Черемисина В. Г. Тьютор-ские технологии в развитии профессиональных компетентно-стей руководящих и педагогических кадров // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.37-46.

результаты (предметные, метапредметные и личностные), которые задают вектор движения всех участников образовательного процесса в проявленности общей грамотности (усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося). Сегодня стоит вопрос обновления взаимодействия участников социальных институтов, в том числе участников сферы образования. Обучение творчеству и формирование творческого стиля профессиональной деятельности не может осуществляться в ходе массовой подготовки. В связи с этим в системе российского образования актуализируется проблема индивидуализации [5].

Таким образом, современный этап преобразования знаний человека и изменения общества в целом ставит перед российской системой образования принципиально новую задачу: преобразование знаний, направленных на образование и воспитание новых людей, действующих и мыслящих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к результативному и творческому управлению своей собственной деятельностью и деятельностью других людей для достижения единых приоритетных целей. На сегодняшний день стоит вопрос обновления взаимодействия участников социальных институтов, в том числе участников сферы образования. Есть необходимость в определении стратегии сопровождения не только обучающихся, но и других участников образовательных отношений. Следует уделять внимание в этом направлении научно-методической и кадровой составляющим постоянно обновляющегося образовательного процесса, создающим условия для самореализации, самоактуализации, самопреобразования, личностного целеполагания, достижения успеха в обучении и воспитании детей и молодежи. Все это определяет достойное существование человека. Ввиду этого современный тьютор должен обладать внутренним потенциалом и уметь реализовать его в своей профессиональной, научной и личностной деятельности, что требует нового инновационного подхода в применении образовательных технологий, в реализации которых преобразуется его деятельность, взаимодействие с участниками образовательных отношений выходит на новый уровень, многогранность рассматриваемых вопросов позволяет достичь нового качества образования.

В нашем регионе имеется опыт повышения качества образования средствами сетевых форм взаимодействия, одним из успешных результатов которого является тьюторство, реализуемое в Кузбассе с 2011 года. Следует отметить, что тьюторство формировалось как необходимость в сопровождении человека, познающего и преобразующего свои знания. Реализация данной потребности связана с совершенствованием образовательных методик на основе формирования индивидуальных программ, содержащих инновационные технологии, включающие взаимодействие образования, науки и производства [1; 2; 9; 10; 11].

Тьютор в нашем понимании — специалист с устойчивым «иммунитетом» к внутренним и внешним факторам образовательной и социальной среды [12].

Современные исследователи тьюторской деятельности (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, П. Г. Щедровицкий и др.) определяют роль тьютора как про-

водника между учителем и ребенком, «путеводителя» и организатора деятельности обучающегося. Они отмечают, что в настоящее время появляется специальная позиция взрослого, который помогает учащемуся осуществлять проектирование индивидуального образовательного маршрута, такую позицию можно обозначить термином «тьютор».

Следует отметить, что в исследуемой нами концепции многоуровневой тьюторской системы обучения и воспитания школьников на всех уровнях образования мы рассматриваем ключевую позицию тьютора как сопровождение взрослого и ребенка. Согласно многоуровневой позиции, основное намерение тьюторской деятельности заключается в сопровождении каждого участника образовательного пространства согласно его индивидуальной траектории. Тьютор грамотно организует взаимодействие всех участников социального института, ориентируя на выполнение единой работы преобразования, сохраняя индивидуальность и уникальность каждого взрослого и ребенка. При этом, каждый «идущий» по тндивидуальной траектории учиться и понимать, осознавать себя как личность и профессионала, определять результативность действия во взаимодействии с участниками образовательных отношений [14].

Смена ценностных ориентаций общества, его потребность в сохранении культурного, природного, образовательного многообразия и использовании его преимуществ во благо, преобразование образования: усиление роли наставничества, работа с любыми информационными сегментами многоуровневого и многогранного мира — все это в настоящее время актуализировало преобразование института тьюторства, учитывающего и прогнозирующего изменения в социокультурной и социально-экономической сферах и обеспечивающего готовность нового поколения к жизненному и профессиональному самоопределению во благо.

В данной статье мы рассматриваем реализацию тьюторских технологий как фактор повышения современного качества образования (Рис. 1).

Согласно современным нормативным документам качество образования характеризуется следующими показателями:

— качество усвоения новых знаний по учебным дисциплинам, овладение умениями и навыками и их использование учащимися в новых ситуациях;

— использование метапредметных и личностных компетенций, сформированных в образовательном процессе и реализуемых в познавательной, регулятивной сферах и коммуникативной деятельности;

— повышение уровня личностного потенциала учащихся на основе изучения школьных дисциплин и внеурочной деятельности;

— высокий уровень учебной мотивации;

— учет индивидуальных особенностей учащихся;

— качество повышения профессиональной (в том числе технологической) компетентности педагогов;

— качество преобразования процессуальной стороны воспитательно-образовательного процесса и т.д.

Рис. 1. Место тьюторских технологий в образовательном пространстве

Следует отметить, что качество образования на современном этапе — это постоянный процесс преобразования знаний, отвечающий запросам общества на постоянное повышение качества образовательных услуг, в том числе совершенствование профессиональных качеств участников образовательных отношений. Кроме этого, инновационная деятельность руководящих и педагогических кадров рассматривается как необходимое условие непрерывного повышения профессионализма педагогов. Процесс модернизации идет постоянно, поэтому основной задачей участников образовательного пространства является осознанное участие в реализации инновационных процессов в образовании, преобразование своих знаний и умение применять их на практике.

«Инновация», как понятие, отражена в современных информационных источниках как процесс внедрения нового содержания деятельности участников образовательного пространства. В настоящее время тьюторство базируется на проектных технологиях, работе с «портфолио», технологиях консультирования, модерирования, супервизии и др. [6].

Основу преобразования современной образовательной системы составляют тьюторские технологии преобразования знаний. Ранее мы их рассматривали подробно и описывали их применение на практике (Таблица 1).

Организационные формы реализации тьюторских технологий преобразования знаний

Таблица 1

Название технологии Суть технологии Организационные формы реализации технологии

Проектная технология Пошаговый алгоритм достижения цели проекта, успешно реализуемой в получении готового образовательного продукта В группах; индивидуально

Кейс-технология Инструментарий и алгоритм для проектирования программного обеспечения В группах; индивидуально

Технология профильных и профессиональных проб Определение программного обеспечения в соответствии способностям и талантам участников образовательного пространства В группах; индивидуально

Технология соци-ально-психоло-гической и когни-тивно-поведенче-ской деятельности Реализация программного комплекса, ориентированного на базе данных участника образовательного процесса и преобразующая деятельность слушателя В группах постоянного состава

Информацион-но-коммуникаци-онная технология Преобразование информации участниками образовательного пространства Индивидуально; в группах; сочетание с другими технологиями

Консультирование Сопровождение в конкретном вопросе участников образовательного пространства Индивидуально; в группах постоянного и сменного состава; сочетание этих форм

Уточним сущность понятия «тьюторская технология» — это комплекс развивающих образовательных технологий персонифицированного обучения руководящих и педагогических кадров, направленных на поиск, выявление и преобразование их профессиональных мотивов для создания индивидуальных образовательных маршрутов, формирования профессиональной рефлексии [8].

Опираясь на опыт работы с тьюторами, можно определить главный аспект профессионализма — знания в действии. Тьюторские технологии отличаются от других особенностью реализации накопленных знаний (опыта) в деятельности, и они всегда ориентированы на повышение качества выполненной работы, у таких технологий всегда есть результат.

Основные цели данных технологий заключаются в преобразовании:

— умений участников образовательного пространства самостоятельно работать, учиться и реализовать свой внутренний потенциал;

— творческих способностей всех участников образовательного пространства;

— проектного и моделирующего мышления, аналитических умений;

— коммуникативных компетенций, что обеспечит успешность личностного, профессионального роста участников образовательного пространства.

Для педагогов нашего региона освоение и реализация на уроках и внеурочных занятиях тьюторских технологий преобразования знаний, стала не только инновационной деятельностью, ориентированной на положительный результат как самих учителей, так и обучающихся, но и систематической работой по повышению качества образования. Вместе с тем, большинство педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее — КРИПКиПРО), рассматривают инновационные технологии обучения как инструмент, с помощью которого обновленная (преобразующая, личностно-ориентированная, деятельносная) образовательная стратегия реализуется в жизни.

Экспериментальной базой для исследования влияния тьюторских технологий на качество современного образования в аспекте повышения про-

фессионализма педагогов стал КРИПКиПРО совместно с муниципальными методическими службами г. Кемерово, Анжеро-Судженского, Беловского, Калтанского, Киселевского, Ленинск-Кузнецкого, Полысаевского, Юргинского городских округов, Беловского, Гурьевского, Крапивинского, Мариинского, Прокопьевского, Промышленовского, Топкинского районов.

Всего в исследовании, которое проходило с 2011 года, приняли участие 279 педагогов. Мы исследовали позицию повышения качества образования, ориентированного на развитие современных потребностей личности, семьи и общества. Профессиональная компетентность педагогов оценивалась по шести критериям (общекультурный, общепрофессиональный, коммуникативный, личностный, совершенствование и самообразование, результативность профессиональной деятельности), анализировалась динамика профессионально важных и личностных качеств респондентов. Основными методами исследования стали:

1. Теоретические (анализ, синтез, обобщение, моделирование).

2. Диагностические (анкетирование, тестирование, рейтингового оценивания).

3. Экспериментальные (констатирующий, уточняющий).

4. Методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции).

Тьюторские технологии, реализуемые в регионе, представляют собой систему технологий, которая применима ко всем видам знаний, независимо от их направленности. Это универсальные технологии, в которых рассматривается комплексное исследование любого вопроса. Например, профессиональная компетентность учителя начальных классов, оказывающая влияние на сфор-мированность универсальных учебных действий младших школьников, теоретическое и практическое обоснование которого проводится в области с 2015 г.

Многогранная и многоуровневая работа, основанная на индивидуальном подходе, где линия движения образовательной программы (траектория) приобретает конкретизацию в пути (маршруте), обеспечивает достойный результат [4].

Тьютор меняет сознание каждого участника образовательного пространства, становясь для руководящих и педагогических кадров региона «путеводителем» в инновационной деятельности. Ранее мы проводили анализ слова «тьютор» и его определение ипришли к выводу, что в современном аспекте наук «конкретики в алгоритме его действий нет, потому как недостаточно знаний и их применения в практике профессиональной деятельности» [13].

Одним из перспективных подходов к работе с педагогами в нашем регионе является технологический, который преобразует целостный образовательный процесс, реализуя новое качество образовательных и воспитательных результатов всех участников образовательного пространства Кузбасса.

Кроме этого, тьюторские технологии преобразования знаний определили новое понимание и осознание понятия «профессиональная компетентность

педагога» как совокупности новых функций, обусловленных социокультурными факторами, ведущим среди которых является сопровождение ученика в освоении им индивидуального образовательного маршрута средствами технологий преобразования знаний.

Следует отметить, что основой нового понятия, сформированного тьюторами, является методология и научность различных педагогических школ нашей страны. Так, в современной педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» и ее стркутура рассматриваются по-разному, в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач. Например, в работах И. Я. Лернера, В. В. Краевского, А. В. Хуторского рассматривается единство трех составляющих профессиональной педагогической компетентности:

— когнитивной (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний),

— операционально-технологической (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету, метапредметными знаниями),

— личностной (этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста) [3].

Такая структура формирования педагогической компетентности положена в основу организации процесса непрерывного образования педагогов в КРИПКиПРО, так как она определяет взаимосвязь набора компетенций через знания, умения, навыки, технологии и ценностные установки. Основным условием для роста когнитивной составляющей любой компетенции, в том числе технологической, является изучение специальных информационных источников, посещение постоянно действующих семинаров, участие в областных мероприятиях, проводимых совместно с тьюторами, и др. Для преобразования операционально-технологической составляющей необходимо активное участие в практико-ориентированных семинарах, мастер-классах, педагогических мастерских, деловых играх и тренингах [7].

Реализуя технологии преобразования знаний, тьюторы используют различные методы исследования для анализа своей деятельности и выводов о ее результативности.

Например, реализуя основное направление повышения технологической компетентности педагогов, мы разрабатываем теоретический и практический материалы, реализуемые в учебном курсе для обеспечения понимания, осознания, познания слушателями новой информации и применении ее на практике. Слушатели осваивают новые методы и методики обучения с использованием перечисленных технологий и механизмов, обеспечивающих их результативность.

Использование профильных и профессиональных проб обеспечивают педагогам формирование осознанных поэтапных действий. Например, педагоги отрабатывают способы взаимодействия с учениками при реализации любой технологии, приемлемой на данном уровне образования, учатся применять

данную технологию на уроке и внеурочном занятии, и ориентируя себя и учеников на повышение качества выполняемой работы.

Дальнейшая организация методического сопровождения процесса повышения технологической компетентности учителей многогранна:

— проведение теоретических семинаров (доклады, сообщения), проблемных семинаров (с показом уроков, внеклассных, внешкольных мероприятий), круглых столов, деловых игр, ролевых игр;

— исследование вопросов реализации изученных технологий, отдельных открытых уроков, авторских программ, учебных пособий, результатов предметных олимпиад учащихся, подготовки учащихся к всероссийским проверочным работам и др.;

— консультирование учителей по различным возникающим у них вопросам (индивидуальное, групповое, тематическое, обзорное) и др.

Во время подготовки учителей к реализации технологий в их профессиональной деятельности отмечается повышение мотивации к успешной реализации профессиональной деятельности в школе, стремление учителя к творческой самореализации в научно-исследовательской деятельности, что говорит о переходе на новый уровень понимания, осознания и познания себя как нового профессионала и реализации своего потенциала во благо.

Таким образом, использование технологий на различных этапах образования в наши дни — это, несомненно, объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. Благодаря продуктивному взаимодействию тьюторов и участников образовательного пространства активизируется позитивная мотивация к познанию и преобразованию знаний; реализуются принципы ноосферного пространства; проектируются и моделируются новые живые системы и их организации; сохраняется и преобразуется многогранность и ценности каждого человека (уважение к идеям, способностям, точкам зрения, возрасту, стилям учебы, культурным традициям и др.); реализуются варианты действий в достижении целей во благо сущего; преобразуется самоорганизация, самодисциплина образовательного пространства, что определяет самореализацию научно-методического потенциала, самоуправление и саморегуляцию. Такая система обеспечивает все условия для человека в преобразовании его знаний, систематическом повышении качества его мышления, системы чувствования, творческой деятельности, что определяет его реализацию в профессиональной деятельности.

Литература

5. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline of an Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS. P. 103.

6. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach to Esp Teaching and Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.

7. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. // Интернет-журнал «Эйдос», 2007: [сайт]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-7.htm_(дата обращения: 3.08.2017).

8. Гаязов А. С. Индивидуальные траектории образования личности [Электронный ресурс]. URL:

http://www.raop.ru/index.php?id=878 (дата обращения: 29.08.2017).

9. Герт В. А. Индивидуальность и индивидуализация человека / Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 209-214.

10. Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: методика тью-торского сопровождения // Завуч: управление современной школой. 2012. № 1. С. 68-72.

11. Лебедева Е. П. Как воспитать нового человека, или инновационные технологии — условие достижения современного качества образования // Учительская газета. 2017. № 47: [сайт]. URL: http://www. ug.ru/archive/72359 (дата обращения: 23.11.2017).

12. Лях Ю. А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников // Образование и наука. 2013. № 10. С. 37-59.

13. Oskolkova V. R., Ozegova E. V., Kruze B. A. The Competence-based Approach in the Russian Federation: the Definition of the Notion and Structure of the Professional Competence of a Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS. P. 20-23.

14. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001.— P. 20-27.

15. Ruan A. A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: "Thanks, you taught me how to think". OxCHEPS, 2001.— P. 124-136.

16. Трофимова Г. И., Черемисина В. Г. Концепция многоуровневой тьюторской системы обучения и воспитания школьников на всех уровнях образования // Путь науки. Волгоград: Научное обозрение, 2017. Том 1. № 3 (37). С. 110-116.

17. Трофимова Г. И., Черемисина В. Г. Повышение качества управление образованием на основе тью-торских преобразований знаний // Наука и мир. Волгоград: Научное обозрение, 2017. Том 1. № 6 (46). С. 50-56.

18. Трофимова Г. И., Черемисина В. Г. Тьюторское сопровождение руководящих и педагогических кадров как фактор успешного взаимодействия участников образовательного пространства // Современные научные исследования и разработки. М.: Научный центр «Олимп», 2017. № 4. С. 503-507.

TUTOR TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF LEADING AND PEDAGOGICAL STAFF

The author of the article examines the issue of tutoring support for the leading and pedagogical staff of the region on the example of the Kemerovo region. The author presents the results of practical work using means of tutoring technologies with participants in educational relations.

The author determines the organizational forms of the implementation of tutoring technologies for the transformation of knowledge. The author gives examples of the use of technology work with teachers, as well as the work of the teacher with students as a result of improving the quality of education.

The author presents the developed block diagram of the lesson "Technology of Productive Reading" and describes the organization of methodological support of the process of improving the technological competence of teachers in the context of improving the quality of modern education.

Keywords: tutor technologies, professional competences of the teacher, interaction of tutors with participants of the educational relations, quality of education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

• Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline of an Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS. P. 103.

• Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach to Esp Teaching and Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.

• Galeeva N. L. Sistema kompetencij kak instrument upravlenija kachestvom obrazovanija // Internet-zhurnal «Jejdos», 2007: [sajt]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-7.htm (data obrashhenija: 3.08.2017).

• GajazovA. S. Individual'nye traektorii obrazovanija lichnosti [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.raop.ru/ index.php?id=878 (data obrashhenija: 29.08.2017).

• Gert V. A. Individual'nost' i individualizacija cheloveka / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 4. S. 209-214.

• Kovaleva T. M. Sovremennoe kachestvo obrazovanija i princip individualizacii: metodika t'jutorskogo sopro-vozhdenija // Zavuch: upravlenie sovremennoj shkoloj. 2012. № 1. S. 68-72.

• LebedevaE. P. Kak vospitat' novogo cheloveka, ili innovacionnye tehnologii — uslovie dostizhenija sovremen-nogo kachestva obrazovanija // Uchitel'skaja gazeta. 2017. № 47: [sajt]. URL: http://www.ug.ru/archive/72359

Tb№TopcKue TexHO.nomu b pa3BMTMU npo$eccuoHanbHbix KOMneTeHTHOCTeft ...I

(data obrashhenija: 23.11.2017).

• Ljah Ju. A. Razvivajushhij potencial t'jutorskih tehnologij v sisteme obuchenija starshih shkol'nikov // Obrazovanie i nauka. 2013. № 10. S. 37-59.

• Oskolkova V. R., Ozegova E. V., Kruze B. A. The Competence-based Approach in the Russian Federation: the Definition of the Notion and Structure of the Professional Competence of a Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS. P. 20-23.

• Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001.— P. 20-27.

• Ruan A. A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: "Thanks, you taught me how to think". OxCHEPS, 2001.— P. 124-136.

• Trofimova G. I., Cheremisina V. G. Koncepcija mnogourovnevoj t'jutorskoj sistemy obuchenija i vospitanija shkol'nikov na vseh urovnjah obrazovanija // Put' nauki. Volgograd: Nauchnoe obozrenie, 2017. Tom 1. № 3 (37). S. 110-116.

• Trofimova G. I., Cheremisina V. G. Povyshenie kachestva upravlenie obrazovaniem na osnove t'jutorskih preo-brazovanij znanij // Nauka i mir. Volgograd: Nauchnoe obozrenie, 2017. Tom 1. № 6 (46). S. 50-56.

• Trofimova G. I., Cheremisina V. G. T'jutorskoe soprovozhdenie rukovodjashhih i pedagogicheskih kadrov kak faktor uspeshnogo vzaimodejstvija uchastnikov obrazovatel'nogo prostranstva // Sovremennye nauchnye issle-dovanija i razrabotki. M.: Nauchnyj centr «Olimp», 2017. № 4. S. 503-507.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.