УДК 378.146
Акопян М.А.
К.п.н., доцент, Южный федеральный университет
Хохлачева А.С.
Магистрант, Южный федеральный университет
Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся в образовательных
учреждениях
В статье рассматривается тьюторское сопровождение как педагогическая деятельность, суть которой заключается в освоении подростком компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (стратегии) и разрешения проблемных ситуаций.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, проектная деятельность, педагогическая деятельность, качество образование.
Актуальность исследования процесса развития современных педагогических практик тьюторского сопровождения в системе российского образования во многом связано со сменой социокультурной образовательной парадигмы, ориентированной на полноценное удовлетворение все возрастающих запросов потребителей образовательных услуг. Это обусловливает необходимость внедрения инновационных образовательных технологий, направленных на поддержание вариативности и индивидуализации обучения, что само по себе определяет процессы внедрения технологий сопровождения в образовании. Реализация процесса обучения на основе индивидуальных образовательных программ способствует становлению открытых образовательных систем, активизирует процессы модернизации образования, направленные на наиболее полное удовлетворение социальных заказов на обучение.
Обеспечение доступности для учащихся качественного образования в соответствии с их образовательными запросами и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий позволяет в дальнейшем спроектировать будущее и сделать осознанный профессиональный выбор. Поэтому в образовательном учреждении необходимо создать условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению образовательных и профессиональных перспектив. Это возможно сделать, если в образовательном пространстве будет обеспечено тьюторское сопровождение учащихся на всех ступенях образовательного процесса.[1]
Роль современного учителя заключается преимущественно в «стимулировании самостоятельной познавательной активности подростков», в формировании постоянной необходимости самосовершенствования и развития проектно-исследовательских умений. Усилия современного учителя основной школы должны быть направлены на создание условий и формирование предпосылок для самостоятельной разработки и реализации подростками индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность, суть которой заключается в освоении подростком компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (стратегии) и разрешения проблемных ситуаций. Оно проявляется в готовности педагога-тьютора адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт обучающегося, на его запрос о взаимодействии.
Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым подростком при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов. В целом можно рассматривать тьюторство как сопровождение личностного развития, сопровождение поиска подростком самого себя, поиска человеческого в себе, осуществление общего руководства самостоятельной образовательной деятельностью и как переход на субъект-субъектные отношения в образовании.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы определена основная задача образования, направленная на инновационное развитие деятельности, модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса на всех уровнях образования через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, а также на внедрение в образовательную среду технологий проектного обучения.[2]
Технология проектной деятельности — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов. Возрождение метода учебных проектов пришлось на 90 годы XX века и состоялось в педагогической практике уже Российской Федерации. После долгого забвения метод вновь стал популярен потому, что позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов успешно интегрировался в структуру образовательных методов, но суть его остается прежней — стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически, применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.
В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учеников при работе нал проектом возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Педагогическая технология проектной деятельности, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Применение метода учебных проектов является показателем высокого уровня квалификации преподавателя. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. [3]
Одна из заметных тенденций реформирования современного образования связана с введением новых образовательных профессий. Многие школы, претендующие на особое место в инновационном движении, имеют в своем штате социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей, кураторов или гувернеров. Позиция тьютора принципиально отличается от всех вышеперечисленных педагогических позиций. Основное отличие заключается в том, что содержанием действий тьютора является познавательный интерес каждого ученика.
Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы с развитием познавательного интереса школьника. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы. Тьютор — педагог, который
работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу.
Цель тьютора — помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим. Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с учителем. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.
Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов.
¡.Определение познавательного интереса обучающегося.
2. Формулирование образовательного вопроса.
3.Постановка цели образовательной деятельности.
4.Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности — разработка "план-карты познавательного интереса".
5.Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности — "сбор портфолио", "образовательный проект".
6.Анализ итогов образовательной деятельности — "презентация портфолио или проекта".
7.Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.
Тьюторское сопровождение выступает как технология, ориентированная на
обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия учителя-тьютора состоит не только в оказании помощи обучающемуся в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора. С позиции организации процесса деятельности можно предположить следующие результаты на уровне тьютора и обучающегося: [4]
Результаты на уровне тьютора: индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута; набор диагностик; продукты творчества; портфолио тьютора и обучающегося; принадлежность к сообществу тьюторов.
Результаты на уровне обучающегося: индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута; адаптация в жизненном пространстве, определенность в выборе профессии; компетенции в выбранной предметной области, позволяющие ему использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс, успешность; повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы; собственный творческий продукт и др.[5]
Таким образом, можно сделать вывод, что тьюторское сопровождение — это долгосрочный и непрерывный процесс. Непрерывное тьюторское сопровождение обучающихся позволит наиболее глубоко осмыслить педагогу свою роль в личностном росте обучающегося, приобрести опыт грамотного подбора форм взаимодействия с ним.
Основными результатами тьюторского сопровождения образовательных проектов учащихся являются, во-первых, освоение учеником проектной деятельностью, формирование готовности ребенка к самостоятельному проектированию, во-вторых, развитие познавательных интересов учащегося, их осознание, выстраивание образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив. Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта учащегося является анализ итогов деятельности, определение смыслов проекта и роли проекта в его индивидуальной образовательной истории.
Литература
1. Долгова Л. М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. — М., 2009. — С. 13-18.
2. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении: материалы Всероссийского научно-методического семинара (Москва,18-19 мая 2009 г.). — М.: АПКиППРО, 2009. — 188 с.
3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений // — М: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
5. Кокамбо Ю. Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. — 2013. — Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.