Научная статья на тему 'Формы и программные средства реализации тьюторского сопровождения дистанционного обучения учащихся'

Формы и программные средства реализации тьюторского сопровождения дистанционного обучения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2307
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / TUTOR / DISTANCE LEARNING / FORMS OF TUTORSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуляевская Александра Михайловна

Выделены особенности организации дистанционного обучения школьников. Рассмотрены основные этапы разработки и реализации образовательного проекта, как одной из форм тьюторского сопровождения учащихся в интернет-среде. Определены задачи и формы деятельности тьютора на каждом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some relevant details of distance learning in secondary schools have been pinpointed. The educational project which is considered to be one of tutorship forms on the Internet has been discussed, the main stages of its development and implementation have been examined. The goals and the tutor"s actions on every stage of work have been defined

Текст научной работы на тему «Формы и программные средства реализации тьюторского сопровождения дистанционного обучения учащихся»

это в системе, представляющей собой набор стабильно взаимодействующих элементов и подсистем.

Таким образом, нельзя называть управлением образования лишь процесс управления образовательными организациями в условиях рыночных отношений.

Библиографический список

1. Беляков, С.А. Лекции по экономике образования/ С. А. Беляков. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

2. Механик, А. Учебная повинность/А. Механик//Экс-перт. - 2009. - №40(677). - С. 63-66.

3. Министерство образования и науки РФ проект ФГОС ВПО. - М., 2009. - С. 10-16.

4. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». - Введ. 29.12.2001. - №1756-р.

5. Управление развитием школы: пособие для руководителей образоват. учреждений/ В.С. Лазарев, М.М. Поташник, А.М. Моисеев [и др.]; под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Нов. шк., 1995.

6. Шакуров, Р.Х. Мир человеческих отношений и образование/ Р.Х. Шакуров. - Казань: КГТУ, 2006.

УДК 37.0 ББК 74.5

А.М. Пуляевская

формы и программные средства реализации тьюторского сопровождения дистанционного обучения учащихся

Выделены особенности организации дистанционного обучения школьников. Рассмотрены основные этапы разработки и реализации образовательного проекта, как одной из форм тьюторского сопровождения учащихся в интернет-среде. Определены задачи и формы деятельности тьютора на каждом этапе.

Ключевые слова: тьютор; дистанционное обучение; формы тьюторского сопровождения

A.M. Pulyaevskaya

forms and software of the tutor support e-learning students

Some relevant details of distance learning in secondary schools have been pinpointed. The educational project which is considered to be one of tutorship forms on the Internet has been discussed, the main stages of its development and implementation have been examined. The goals and the tutor’s actions on every stage of work have been defined.

Key words: tutor, distance learning, forms of tutorship

Дистанционная обучение - современная педагога и студента в режиме on-line и off-line, форма получения образования, основанная на обеспечение студента кейсом с необходимым использовании информационных технологий, набором учебных материалов для самостоя-обеспечивающих обмен учебной информаци- тельного изучения с последующим on-line теей на расстоянии и реализующих систему со- стированием. За рубежом под е-learning пони-провождения и администрирования учебного мают любое обучение с использованием ком-процесса. В современном обществе использу- пьютера (ноутбука). По аналогии существуют ется множество трактовок понятия «дистанци- похожие термины: M-learning - использование онное обучение»: мобильного телефона в обучении, U-learning

- E-learning - это и использование ИКТ и (от ubiquities learning) - повсеместное, везде-интернет-технологий в образовательном про- сущее обучение и т.д. цессе при всех формах обучения и общения

© Пуляевская А.М., 2011

- «Электронное обучение», «интернет-обучение» - синонимы е-1еагшп§, понимаются как передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий.

- Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) - процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающим все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и осуществляемым в условиях реализации средств ИКТ (ИВ. Роберт).

Примером реализации дистанционного обучения учащихся является виртуальная школа «Ступени к успеху», которая реализуется в рамках инновационного проекта «Взаимодействие ИГЛУ с общеобразовательными учреждениями Иркутской области по повышению качества профессионального образования в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»» под руководством Л.А. Выговского, Т.В. Жи-вокоренцевой.

Технологической и дидактической основой интернет-обучения является сетевой курс. По мнению В.В. Анненкова, более уместно говорить о сетевом учебно-методическом информационном комплексе (СУМИК). Под СУ-МИК понимается программно-дидактическая система, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения, включающего в себя представление теоретического материала, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль усвоения знаний, а также информационо-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование. В качестве программной части используются оболочки - интегральные среды разработки и применения сетевых курсов, системы дистанционного обучения. В системе образования используется большое число оболочек и систем, среди которых Гекадем, ОРОКС, ВП, МооШе, WеbCT.

В настоящее время популярной за рубежом и в России является бесплатная, с открытым исходным кодом система управления

дистанционным обучением Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Преподаватели могут использовать такие модули, как форумы, вики, базы данных, блоги, SCORM, Quizz и др. На базе этой системы можно не только управлять виртуальной средой обучения, но и делиться, общаться, сотрудничать с коллегами и учащимися. Администрирование учебного процесса может быть организовано либо на сервере образовательного учреждения, либо на бесплатном веб-хостинге (www.freewebclass.com).

Среди систем электронного обучения на бесплатных хостингах можно выделить:

- SimpleVLE (http://www.simplevle.com) -виртуальная учебная среда, где преподаватель может создавать учебные классы, формировать тесты и назначать их студентам. Нет ограничений на количестве студентов в классе.

- Haikuls (http://www.haikulearning.com) предлагает полный набор инструментов, чтобы помочь учителям обучать, студентам получать знания, причем все в режиме подключения интернет.

- Udutu (http://udutu.com) - веб-инструмент, который обеспечивает удобную платформу для создания интерактивных курсов электронного обучения. Любой педагог может проектировать и наполнять онлайн-курсы без предварительного технологического опыта.

При создании дистанционных курсов необходимо учитывать: психолого-

физиологические особенности восприятия экранной информации учащимися, уровень сформированости у школьников информационной культуры и навыков самообразовательной деятельности. Вместе с тем понимание самообразования как процесса управляемого и организуемого учеником самостоятельно порождает необходимость построения специфического педагогического сопровождения самообразования, сохраняющего собственную субъектную активность ученика.

Основными итогами педагогического сопровождения являются не только овладение обучающимися конкретным знанием, самостоятельной образовательной деятельностью, существующими видами образовательной деятельности высокого уровня, например, проектирование и исследование, но и осознание самим субъектом образования смысла и значения всех вышеперечисленных результатов об-

вестник иглу, 2011

разования именно для него - нахождение индивидуальных смыслов, целей и значений самообразования в собственной жизни. Педагогическое сопровождение - это динамичный процесс все большей передачи ответственности за реализацию самообразования от учителя ученику. Мера ответственности и учителя, и учащегося может быть разной, быть обусловлена конкретикой сложившейся ситуации и индивидуальными особенностями ученика.

Одним из видов педагогического сопровождения является тьюторское сопровождение учащихся (Т. Ковалева, Н. Рыбалкина и др.). Тьютор - это педагог, сопровождающий индивидуальный образовательный маршрут ученика. В России тьюторство появилось совсем недавно - в 80-е годы XX в. Сущность тью-торского сопровождения заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий. Основной единицей тьюторского сопровождения является встреча. Тьюторские встречи могут быть организованы посредством чатов, форумов, видеоконференций и других аудио-, видеотехнологий. Основным приемом работы тьютора является вопрос, который опирается на реальную деятельность учащегося или моделирует ее, создает ситуацию выбора, проблемати-зирует основания выбора или способ деятельности.

Таким образом, для успешности дистанционного обучения учащегося необходимо введение тьюторского сопровождения и развитие информационно-образовательной интернет-среды.

Под информационно-образовательной интернет-средой понимается комплекс информационного, технического и учебнометодического обеспечения, направленный на достижение обучающимся его образовательных целей. Т.Б. Корнеева выделяет принципы организации тьюторского сопровождения в интернет-среде:

• интерактивность (взаимодействие с тьюторами и экспертами в узких областях знания, взаимодействие с другими участниками);

• избыточность форм и методов обучения (деятельностно-рефлексивный характер организации учебного процесса, активные методы, образовательные события);

• разнообразие оригинальных учебнометодических материалов;

• планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов, образовательных событий и

т.д.);

• самоорганизация и самообучение (свобода выбора заданий и способов их выполнения или представления, ответственность за выбор);

• практикоориентированность, «опытное размышление», «обучение в деятельности» (получение знаний связано с решением задач, имеющих практическое значение для обучающегося);

• развитая виртуальная инфраструктура, включающая инструменты для планирования, коммуникации, презентации достижений, са-морефлексии и т.д.;

• целостность и одновременно использование принципа «спагетти» (видимый хаос, в котором всегда можно найти конец и начало любой деятельности, единая стратегия и взаимосвязь всех частей);

• принцип «репейника», когда совершение какого-либо действия открывает новые возможности, автоматически подталкивая на новые, более сложные действия;

• принцип развития компетентностей (модель «знать, уметь, владеть и быть»).

Основными функциями тьютора являются: проектировочная, организационно-

мотивационная, консультационная, аналитическая и рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач. Эффективная работа сетевого преподавателя предполагает знания и умения как в области информационных и сетевых технологий, так и в области педагогики и психологии. Особенно важными для его работы в сети интернет являются следующие способности:

- к совместной деятельности в сети с участниками процесса сетевого обучения;

- быстро устанавливать контакты со всеми участниками процесса дистанционного обучения посредством сетевых сервисов (форумы, чаты, аудио- и видеоконференции и др.);

- адаптироваться к индивидуальным потребностям обучаемых;

- развивать образовательный электронный ресурс, опираясь на требования к

электронным образовательным ресурсам и интернет-технологиям;

- управлять учебной группой при дистанционном обучении;

- мотивировать обучающихся к активной деятельности в системе дистанционного обучения.

Роль и место тьютора в дистанционном образовании за рубежом понимается по-разному. Так, функции тьюторов в открытых университетах Европы и США определяются как обсуждение содержания курса; предоставление обратной связи об успехах студента; оценка заданий/тестов; помощь студенту в планировании работы, мотивирование студента; разрешение административных вопросов; контроль над проектами; проведение занятий «лицом к лицу»; хранение записей студента; взаимодействие с администрацией «от лица студента».

Оценка эффективности деятельности тьютора происходит, как правило, через оценку успеваемости студента. С нашей точки зрения, в информационном обществе наиболее важным результатом тьюторского сопровождения является «самообразующийся» человек, т.е. человек способный реализовать цели самообразования и саморазвития.

Основной формой осуществления тьютор-ского сопровождения учащихся в дистанционном курсе является образовательный проект, суть которого заключается в поиске новых для субъекта способов преодоления разрыва между незнанием и знанием средствами интернет-технологий. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми, но в любом случае должны быть связаны с образовательными запросами каждого учащегося. Отличие образовательного проекта от учебного заключается в качественно ином целеполагании. Если для учебного проекта значимо преодоление ситуации незнания (не знаю, хочу узнать, нахожу способ узнавания, проектный продукт - овеществленное присвоенное знание), то целью образовательного проекта является знание, которое изменяет самого субъекта, так как оно ориентировано на его индивидуальность, имеет смысл и значение в контексте этой индивидуальности. Такими изменениями могут быть новые компетентности, присвоение новых для субъекта способов действий, достижение нового (для субъекта) уровня информационной культуры.

Разработка и реализация образовательного проекта включает в себя следующие этапы.

Подготовительный этап. Диагностика учащегося для определения познавательного интереса, уровней самостоятельности, креативности, внимательности, а также психологофизиологических особенностей восприятия информации. В среде Moodle можно использовать следующие элементы курса: опрос, обратная связь, чат, форум.

Идеология тьюторского сопровождения во многом опирается на идею о том, что все дети от природы любознательны и активны, что у каждого подростка есть какой-то интерес, вокруг которого и через который можно выстраивать образовательную деятельность и взаимодействие тьютора и учащегося. Задача тьютора - «раскрутить» познавательный интерес ученика до образовательных действий, направленных на его удовлетворение. Вот эти действия в дальнейшем тьютор и будет обсуждать, на этом обсуждении будет выстраивать анализ способов деятельности учащегося. Познавательный интерес в дистанционном обучении чрезвычайно важен, так как именно он выступает источником активности школьника. Если интерес определен правильно - учащийся целеустремлен и способен на волевые усилия, если интерес поверхностен или формален - он довольно быстро теряет желание что-то делать для его удовлетворения. Для ученика итогом этого этапа является формулирование темы индивидуального образовательного проекта.

Начальный этап. Разработка план-карты образовательного маршрута, создание портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта. Элементы курса СДО Moodle: база данных, задания, глоссарий, wiki, рабочая тетрадь, семинар, presenter.

План-карта образовательного маршрута -это список средств реализации проекта, выстроенных в хронологическом порядке, фиксирующих предполагаемый способ действий и ожидаемый результат. Одним из оснований позиции тьютора является концепция открытого образования, в рамках которой практически любой объект мира может выступать источником знаний, при условии, что человек, его использующий, умеет это делать. С другой стороны, разнообразие и разноплановость предпринимаемых шагов помогает преодоле-

вестник иглу, 2011

вать формирование шаблонов поведения учащегося. Однако позиция тьютора заключается не только в расширении карты.

Главная задача тьютора - моделирование деятельности подростка при изучении, анализе и отборе информации. Своими вопросами тьютор задает алгоритм действия и учащийся, последовательно отвечая на эти вопросы, во внешнем для себя плане проговаривает способ работы с источником информации. Очень важно, чтобы теоретическая информация (правильный ответ) всегда была после обнаружения затруднения учащимся, а не предвосхищала его, при этом тьютор вместо прямого ответа предлагал несколько вариантов, отдавая право выбора самому ребенку.

Портфолио проекта - это вещественные следы интереса учащегося, т.е. систематизированная, критически проанализированная информация, а не просто подборка интернет-статей. Поэтому, обсуждая с учащимся вопрос, что и как он будет хранить, основной акцент делается на вопросе «Зачем ты будешь это хранить?». Следовательно, содержание портфолио в большой степени зависит от того проектного продукта, который предполагается. Однако для тьютора наибольший интерес представляет рефлексия деятельности ребенка и для него важно, чтобы у ученика оставался материал не только о том, что он узнал, что он делал, но и о том, как он это узнавал, как он это делал. Поэтому тьютор предлагает вести заметки о своей деятельности в блоге участника курса со вставкой фотографий и медиаобъектов - всего того, что помогает анализировать свою деятельность. Кроме того, тьютор может сам отлеживать активность подопечного через «отчеты о деятельности» в разделе «Участники».

Основной этап. Реализация образовательного продукта. Элемент курса: задание.

Разработка план-карты образовательного маршрута, сбор портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта в большинстве случаев осуществляются параллельно, хотя на начальном этапе основное внимание уделяется разработке план-карты, а подготовка проектного продукта в большей степени смещена на конечный этап создания образовательного проекта.

Существует ряд программных средств, предназначенных для структурирования ин-

формации. Их называют картами памяти (другие названия: карты знаний, интеллектуальные карты, карты разума, карты мысли, интеллект-карты, концепт-карты, карты концепций, англ. mind map, concept mapping, mind mapping). Работу данных программных средств обеспечивает загрузка (download) их на компьютер либо использование сети интернет (Network enable). Назовем только некоторые из них.

Dubbleboard (http://www.dabbleboard.com) -интернет-сервис создания схем. Предлагаются разнообразные возможности графики, присутствует готовый шаблон, по которому легко создать свою собственную схему (конспект, план). Возможность обсуждения схемы с другими людьми в сети интернет.

Mind 42 (http://mind42.com) - простой, бесплатный сервис, при помощи которого можно создавать графические схемы. Поддерживает русский язык.

FreeMind (http://freemind.sourceforge.net) -популярный продукт класса mind mapping, написанный на языке Java, который служит для построения и визуализации баз знаний.

Однако уже на этапе разработки планкарты появляется необходимость обсуждения идеи проектного продукта, в то время как план-карту целесообразно обсуждать на каждой тьюторской встрече и не только «сверяться» с запланированным маршрутом, но вносить в него коррективы, учитывая трудности и успехи отработки предыдущих маршрутных точек.

В настоящее время для реализации интернет-продуктов популярны flash и wiki-технологии. Для создания flash-продукта можно использовать бесплатный онлайн-конструктор Wix (www.wix.com). В помощь начинающему разработчику предоставлены видеоуроки «6 шагов, как сделать web-сайт из ничего», посмотреть которые можно по адресу: http://www. wix. com/create/web site.

Работа с Wiki (Вики) отличается простотой, что позволяет даже неподготовленному пользователю создать проект, пользуясь интуитивно понятным интерфейсом. В большинстве современных Вики-хостингов используется визуальный редактор, аналогичный редактору MS Word. Отметим основные признаки Вики: публичность и доступность, гипертекст; история версий вики-статей с момента их создания; ограничение доступа и права ре-

дактирования страниц до определенного круга пользователей.

Возможности Вики далеко не сводятся лишь к наполнению ресурса текстовой информацией. В данное время на большинстве вики-хостингов пользователю предоставляется возможность добавлять различные таблицы, виджеты, видео и т.д. Область применения действительно широка: начиная от небольшого школьного проекта и до совместного ведения документации на крупном предприятии.

Стоит отметить, что в сети существует большое количество разнообразных Wiki-хостингов, предоставляющих необходимый инструментарий по разработке Вики-ресурса. Например, онлайн-сервис Wikispaces (http:// www.wikispaces.com). Несмотря на некоторую простоту в работе с сервисом, предлагаем ознакомиться с ресурсом (http://wikispacetutorials. com/), на котором представлены видеоуроки по различным проблемным вопросам.

Еще раз подчеркнем, что тьютор обсуждает с учащимся варианты действий, дальнейших ходов, их эффективность или проблематичность, но решение принимает ученик. При решении организационных вопросов нужно иметь в виду еще одно принципиальное положение тьюторского сопровождения - индивидуальный темп деятельности учащегося. При этом кому-то надо больше времени, потому что он «еще не умеет», кого-то - потому что «слишком хорошо умеет» - интересуют нюансы, ему интересно попробовать разные варианты. Кто-то очень заинтересован темой и собирает разнообразный материал, кто-то торопится выйти на этап презентации.

Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта является анализ итогов деятельности и определение смыслов проекта для учащегося, роли проекта в его индивидуальной образовательной истории. Здесь существуют две формы работы.

Во-первых, групповое событие, позволяющее продемонстрировать и проанализировать продукт проекта: презентация продукта проекта или итоговое мероприятие (конференция, конкурс). Для тьютора - это событие, которое потом он будет обсуждать с учащимся, анализируя эффективность и значение его образовательных действий. Психологи давно доказали, что в группе психические возможности любого человека выше, чем при индивидуаль-

ной работе. Так как для тьютора самое важное

- развитие рефлексии и проектной деятельности, то групповое взаимодействие способствует переходу этих возможностей ребенка из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Второй формой работы является тьютор-ская встреча, на которой тьютор и ученик обсуждают изменения, произошедшие за время разработки проекта: что узнал, что научился делать, что появилось (исчезло) в характере, как изменились интересы, как изменилось отношение к себе, другим, миру, что будем делать дальше. Тьютор предлагает сделать выбор: работаем дальше с этим же интересом или меняем его. И начинается новый цикл.

В заключение отметим, что предполагается разработать научно-методическое сопровождение деятельности тьюторов, методические рекомендации по применению программных продуктов и интернет-сервисов при реализации образовательных проектов учащихся; подготовить предложения по курсовой подготовке тьюторов из числа студентов старших курсов и педагогов. При этом тьютором может стать кандидат только после прохождения дистанционного курса в качестве обучающегося, где важно хорошо усвоить содержание курса и специфику форм организации дистанционного обучения, после чего продемонстрировать свои психолого-педагогические навыки и организаторские способности относительно выбранного курса.

Библиографический список

1. Корнеева, Т.Б. Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «ИТ-профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет» [Электронный ресурс]/ Т.Б. Корнеева. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/distance/ article001.html.

2. Беспалова, Г.М. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения [Электронный ресурс]/ Г.М. Беспалова. - Режим доступа: http://festival.1september. ru/articles/211738/

3. Конова, Н.Г. Специфика тьюторского сопровождения при организации дистанционного образования школьников [Электронный ресурс]/ Н.Г. Конова, Т.Б. Корнеева. - Режим доступа: http://www. thetutor.ru/distance/article003.html

Вестник ИГЛУ, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.