Научная статья на тему 'Тьюторство в непрерывном дизайнобразовании'

Тьюторство в непрерывном дизайнобразовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОН-ЛАЙНТЬЮТОРСТВО / СТУДЕНЧЕСКОЕ ТЬЮ- ТОРСТВО / ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНАЯ КАРТА / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / STUDENT TUTORING / GROUP PROJECT-BASED LEARNING / ONLINE TUTORING / PERSONALITY-RESOURCE MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радвил Н. И.

В статье рассматриваются основные параметры теоретической концепции тьюторства и тьюторских практик в контексте непрерывного профессионального образования дизайнера. Проводится анализ возмож- ностей применения тьюторских технологий в сегодняшнем дизайн-образованиис целью наиболее рациональ- ного и плодотворного проектирования профессионально-личностного роста дизайнера. В ряду исследований и публикаций, отражающих основные направления тьюторства,данная статья сосредоточена на рассмотре- нии их специфики в контексте профессионального образования дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUITION IN THE CONTINUOUS DESIGN EDUCATION

This article discusses the basic parameters of theoretical tutorial concepts and practices in the context of continuing professional education. The application of technology in today's tutorials design education aiming at the most effi cient and effective design of vocational and personal growth is analyzed. In a number of studies and publications, refl ecting the main areas of tutoring, this article focuses on the examination of their specifi city in the context of vocational education.

Текст научной работы на тему «Тьюторство в непрерывном дизайнобразовании»

УДК 378.311.1 Н.И. РАДВИЛ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, скульптуры и теории искусства Орловского государственного университета Е-mail: [email protected]

UDC 378.311.1 N.I. RADVIL

candidate of pedagogical sciences, associate professor of design, sculpture and theory of arts, Orel state university

E-mail: [email protected]

ТЬЮТОРСТВО В НЕПРЕРЫВНОМ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ TUITION IN THE CONTINUOUS DESIGN EDUCATION

В статье рассматриваются основные параметры теоретической концепции тьюторства и тьюторских практик в контексте непрерывного профессионального образования дизайнера. Проводится анализ возможностей применения тьюторских технологий в сегодняшнем дизайн-образованиис целью наиболее рационального и плодотворного проектирования профессионально-личностного роста дизайнера. В ряду исследований и публикаций, отражающих основные направления тьюторства,данная статья сосредоточена на рассмотрении их специфики в контексте профессионального образования дизайнера.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, он-лайнтьюторство, студенческое тью-торство, групповое проектное обучение, личностно-ресурсная карта.

This article discusses the basic parameters of theoretical tutorial concepts and practices in the context of continuing professional education. The application of technology in today's tutorials design education aiming at the most efficient and effective design of vocational and personal growth is analyzed. In a number of studies and publications, reflecting the main areas of tutoring, this article focuses on the examination of their specificity in the context of vocational education.

Keywords: individual educational trajectory, online tutoring, student tutoring, group project-based learning, personality-resource map.

Сегодняшняя система дизайн-образования претерпевает колоссальные изменения, связанные не только с логикой своего развития, но и с общественными инновациями. Среди самых насущных проблем - несоответствие выпускаемых специальностей запросам рынка и постоянная потребность в оформлении новых видов деятельности. Вследствие этого интенсивное самообразование стало сегодня среди дизайнеров повсеместной нормой. При обилии дизайн-образовательных ресурсов профессионализм стал предметом собственного управления и проектирования, что предполагает отрицание перегруженности информационным и фактологическим материалом, не связанным непосредственно ни с запросами самого учащегося, ни с нуждами общества. Применение в профессиональной деятельности полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков стало творческой задачей, решаемой каждый раз в непредсказуемой ситуации, что само по себе уже изначально предполагает отсутствие готовых решений. «Частью парадигмального кризиса образования является проблема характера социальных взаимодействий и отношений между учителем и учеником... Педагог императивного склада уже не отвечает духу нашего времени и современной культуре», - подчёркивают исследователи [1,23]. При этом особенно остро стоит проблема слияния образовательного, личностного, про-фессиональногодвижения в единую целостную картину. Одним из возможных решений в данной ситуации

в системе непрерывного профессионального образования дизайнера является, на наш взгляд, включение в образовательный процесс тьюторских технологий.

Теоретическую разработку тьюторства в России начала осуществлять ещё в 1990 году Т.М. Ковалёва в Школе культурной политики (Москва), определив тью-торство как особый педагогический способ работы, который сопровождает выход самого ребенка на индивидуальную образовательную программу и реализует тем самым индивидуализацию в образовании. Были выделены этапы тьюторского сопровождения: проявление и фиксация (активность, познавательный процесс, инициатива), поддержка, развитие (момент качественного изменения), разработана структура индивидуальных карт.Было обращено внимание на то, что создание «избыточной образовательной среды» имеет три вектора развития: культурно-предметный, социальный, антропологический[3].

С тех пор было проведено множество научно-практических тьюторских конференций, где прорабатывалась концепция тьюторства в условиях российского образования. В результате тьюторство было введено в дошкольное и школьное образование, во многих школах была введена ставка тьютора. В 2007 году была основана «Тьюторская Ассоциация», объединившая представителей 17 регионов России. В настоящее время разработкой и апробацией программ по тьюторству занимаются Центр тьюторского сопровождения при Академии по-

© Н.И. Радвил © N.I. Radvil

вышения квалификации и переподготовки работников образования РФ в Москве, Центр тьюторского сопровождения образовательного процесса при Московском институте открытого образования, Ассоциация тьюторов в Томске, Центр тьюторства в Волгоградской академии повышения квалификации, Челябинский государственный педагогический университет.

Тьюторская группа в ТУСУРе под руководством Л.В. Кобзевой в настоящее время работает над проектированием технологий тьюторства в высшей школе, в частности, в техническом вузе [2].В настоящее время МОО Межрегиональная тьюторская ассоциация, ФГАУ Федеральный институт развития образования выносят на внешнюю общественную экспертизу проект профессионального стандарта «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)» (от 07.03.2012 г.). К проведению экспертизы приглашаются образовательные и общественные организации, а также ученые и специалисты. Формируется банк данных о модулях и программах ПК по направлению «Тьюторство». На сегодняшний день в банке уже собрана информация от групп-разработчиков из Томска, Москвы, Ижевска, Костромы, Башкорстана, Междуреченска [6].

На сегодняшний день тьюторство определяется как «система индивидуального учения, сопровождения и поддержки учащихся, основанная на идее педагогического поиска, нацеленная на становление субъектности, академический и философский рост учащихся и развитие умений самостоятельно приобретать нужные знания и саморазвиваться»[6]. Понимая под тьюторством содействие, поддержку, посредничество, исследователи выделили основные функции тьютора: помощь в самоопределении, посредническое действие, создание условий для поиска своего предназначения, планирование и организация деятельности учащихся, организация самостоятельной работы, сопровождение жизни учащегося в учебном заведении. Основнымитехнологиями тьюторскогосопровождения являются: проектирование индивидуального образовательного маршрута, организация рефлексии учащегося относительно своей деятельности, ведение портфолио, процесс постановки вопроса и ответа на него, проектная деятельность. Аналогично зарубежному опыту данная системаприме-няется в начальной, средней школе, высших учебных заведениях, дистанционном и открытом образовании, системе дополнительного образования, сопровождении начинающих специалистов, повышении квалификации работников образования, а также во внеурочной деятельности, профессиональном самоопределении обу-чающихся.Наиболее перспективными видами сегодня являются онлайн-тьюторство, которое основывается на компьютерных и интернет-технологиях и считается одним из направлений развития науки и общества в настоящее время, а такжестуденческое тьюторство, залогом эффективности которого выступает взаимодействие сверстников в образовательном процессе.

Появление тьюторства в российской системе непрерывного дизайн-образованиясвязано,прежде всего,с распространением открытого дистанционного профес-

сионального образования. Именно тьютор, как наставник, советник, куратор информационно-проектного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях, организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории студента в условиях дистанционного дизайн-образования. Используется тьюторингбазовый, в который входят обучение и обратная связь, и вспомогательный, призванный поддерживать студентов в учёбе и решать возникающие в процессе обучения проблемы. Примером здесь может служить факультет дизайна Института УНИК [4], где впервые в России разработана такая технология обучения по двум направлениям - графический и digital дизайн. Тьюторские технологии в профессиональном дизайн-обучении здесь реализует куратор, который есть у каждого студента. Именно он создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном режиме. При этом собственный куратор помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет-ресурсы, проектный опыт успешных дизайнеров. Разновидностью студенческого тьютор-ства - определённого вида помощи, оказываемой более осведомлёнными в определённых областях дизайна сверстниками, является возможность задавать вопросы своим сокурсникам на форуме факультета, сообществах УНИК «ВКонтакте» и «Facebook», где господствует уникальная атмосфера сотрудничества и коллегиальности. Студенческоетьюторство обладает существенными преимуществами для всех сторон: кураторов, учащихся, преподавателей и учебного заведения в целом. Исполнение студентом роли тьютора обеспечивает необходимые условия для собственного учения и возможность использовать полученные знания более значимым и эффективным способом, воспитывать ответственность, чувствовать себя оцененным, необходимым, уважаемым и воспринимаемым как компетентный специалист в определенной области.

Важным объектом тьюторского обеспечения дизайн-образования может стать групповое проектное обучение, основы которого применительно к техническим специальностям уже разработаны и являются на сегодняшний день базовыми технологиями в ТУСУРе, когда студенты объединяются не для освоения учебного предмета, а сразу для создания и коммерциализации продукта. Групповое проектное обучение как новая образовательная технология противопоставляется прежней системе, основанной на курсах, предметах и лабораторных, т.е. предметно-дисциплинарной модели. Такая технология подразумевает, что профессионализация задается не системой предметов, а через проектирование и освоение норм дизайнерской деятельности. Эта технология позволяет соединить в одной проектной группе носителей знаний из разных предметных областей и осуществлять совместно управление проектом, и такой подход позволяет построить не только дизайнерский проект, но и предпринимательский. В групповом

проектном обучении появляется запрос на построение индивидуальной образовательной траектории, использование образовательного и научного ресурса университета и внешней среды для решения поставленной задачи в проекте. Ориентирование в существующих ресурсах может являться функцией тьютора. Для тьютора сопровождение в таком случае будет означать содействие обращению к культуре дизайнерской деятельности, сопровождение процессов складывания и движения команды проекте, инициирование процессов самоопределения, предъявления оснований нахождения в проекте, формулирования личных целей и их согласования и постановки общей для всех участников цели проекта.

В структуре среднего специального дизайн-образования большой интерес представляет на сегодняшний день опыт разработки и успешной реализации целостной тьюторской программы на отделении дизайна ГБОУ СПО Строительный колледж №26 г. Москвы. Проект «Тьюторство» в 2012/2013 учебном году является внутренним экспериментом колледжа, который направлен,прежде всего, на повышение качества образования. Куратор проекта «Тьюторство» есть в каждом структурном подразделении колледжа. В качестве общих функций тьюторского сопровождения Уставом колледжа определяются диагностическая, проектировочная, реализационная и аналитическая. Соответственно деятельность тьюторов реализуется с помощью технологий консультирования, проектных технологий, технологий работы с портфолио.

Разработка технологической карты начинается с определения смыслов, которые заложены в программу по специальности, и только затем набрасывается предметный материал, именно технологическая карта регулирует отношения между тьюторамии преподавателями. При этом отсутствует разделение на проектную деятельность и обучающий процесс, тьюторопределя-ет студентов в проектные группы «по способностям». Возникает потребность индивидуального учебного плана, предполагающая и взаимодействие с работодателем студента. Начиная с ноября 2011 года, колледж ежемесячно публикует на сайте новости по реализуемому экспериментальному проекту «Тьюторство». Для обеспечения непрерывного образования колледж сотрудничает с вузами города Москвы, в частности с Национальным институтом дизайна (союз дизайнеров России), Национальным институтом современного дизайна, Московским городским педагогическим университетом, Московским архитектурным институтом, Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ), проводятся традиционные встречи сотрудников колледжа с членами Межрегиональной тьюторской ассоциации[9].

Практический интерес представляет в настоящее время и опыт тьюторской работы в Колледже сервиса и дизайна ВГУЭС. Основная задача - помочь студентам выстроить собственную образовательную траекторию, при этом основным инструментом работы тьютора в Колледже является составление личностно-ресурсной карты [5].

В сфере дошкольного и начального дизайнерского образования актуальными формами использования тьюторских технологий могли бы, на наш взгляд, стать частные занятия, а также система тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования, предполагающие четкую индивидуальную направленность образовательного маршрута ребёнка, подразумевающие систему индивидуального учения, поддержки детей, основанную на идее педагогического поиска, нацеленную на становление субъектности. Детское он-лайнтьюторство может стать актуальной профессионально-педагогической основой таких программ, как, например, учебный он-лайн курс «Юный дизайнер»Открытого педагогического объединения «Интер Ника»[8].

Инновационные процессы в сегодняшнем дизайн-образовании обострили проблему несоответствия уровня выпускаемых специальностей меняющимся запросам рынка, следствием чего явилось интенсивное самообразование, ставшее сегодня в дизайнерском сообществе повсеместной нормой. Творческое применение собственных знаний, умений и навыков, изначальное отсутствие готовых решений во всех сферах сегодняшней профессиональной деятельности дизайнера обусловили и кардинальное изменение подхода к самим взаимоотношениям преподавателя и учащегося, ставящим сегодня своей главной целью слияние образовательного, личностного, профессионального движения в единую целостную картину. Степень сегодняшней теоретической разработанности и практического применения тьюторства как одного из самых продуктивных в данном контексте образовательных направлений позволяет говорить о его внедрении в систему непрерывного профессионального образования дизайнера. Наиболее перспективными видами в дизайн-образованииявляются онлайн-тьюторство, которое основывается на компьютерных и интернет-технологиях, а также студенческое тьюторство, залогом эффективности которого выступает взаимодействие сверстников в образовательном процессе. Важным объектом тьюторского обеспечения дизайн-образования может стать групповое проектное обучение, задачей тьютора в котором будет выявление индивидуальной образовательной траектории студента-дизайнера, инициирование процессов самоопределения, предъявления оснований нахождения в проекте, формулирования личных целей и их согласования и постановки общей для всех участников цели проекта, сопровождение процессов складывания и движения команды проекте. Соответственно деятельность тьюторов реализуется с помощью технологий консультирования, проектных технологий, технологий работы с портфолио и личностно-ресурсной картой. Возникает потребность индивидуального учебного плана, предполагающая взаимодействие с работодателем студента.

Библиографический список

1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее (Металогические и социокультурные проблемы). Ростов на Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.

2. Кобзева Л.В., Клымчук Е.А., Грибов Е.Н., Кузнецов И.А. Круглый стол «Концептуальные основания деятельности тьютора». Выступления участников инициативного образовательного движения «Нужное действие» на Х1Тьюторской конференции. Февраль 2007rhttp://www.tusur.ru/ru/centers/ckr/project/tuit-vo

3. Ковалева Т.М. Выступление на XI Международной тьюторской конференции "Сопровождение процессов индивидуализации в образовании и управлении". Секция "Практики тьюторского сопровождения в высшей школе". Томск 5-7 февраля 2007г. http://www.tusur.ru

4. Сайт Института УНИК[Электронный ресурс]. unic.edu.ru

5. Сайт Колледжа сервиса и дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. http://ksd. vvsu.ru

6. Сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации:http://www.thetutor.ru/

7. Теров А.А. Поливариантная обогащающая образовательная среда как необходимое условие подготовки тьюторов // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка стандартов тьюторской деятельности/ Материалы третьей международной научно-практической конференции / Ред.: Т.М. Ковалева . М.: Прометей, 2011. С. 235-241.

8. Учебный курс «Юный дизайнер». Открытое педагогическое объединение «Интер Ника». http://internika.org/ umk-unij-dizaijner

9. 26КАВК.т. Строительный колледж № 26.http://26kadr.ru

References

1. Anoshkina V.L., Rezvanov S.V. Education. The innovation. The future (Methodological and socio-cultural problems).Rostov-on-don, 2001.

2. Kobzeva L. V., Klimchuk E.A., Gribov E.N., Kuznetsov I.A. Round table «The Conceptual foundations of the activities of Tutoring». Speeches of the participants of the educational movement «Required action» at the XI Tutoring conference. February,2007. http://www.tusur.ru/ru/centers/ckr/project/tuit-vo

3. Kovaleva TM. Speech at the XI International tutoring conference "Support of processes of individualization in education and management". Section "Practicetutoringsupportinthehigherschool". Tomsk, February, 2007.http://www.tusur.ru

4. Site of the University history of culture. unic.edu.ru

5. Site of the College of service and design of the Vladivostok state University of Economics and service.http://ksd.vvsu.ru

6. The site of the Interregional Tutoring Association:http://www.thetutor.ru/

7. Terov A.A. Multivariant enriching educational environment as a necessary condition for the preparation of Tutors // Tutoring on the open educational space: the development of standards tutoring activities/ Materials of the third international scientific-practical conference / Ed.: T.M. Kovaleva .M.:Prometheus, 2011. P. 235-241.

8. Training course «Young designer». Open pedagogical Association «Inter Nika».http://internika.org/umk-unij-dizaijner

9. 26КАDR.ru. Construction College № 26.http://26kadr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.