Радвил Нелли Ивановна, Орловский государственный университет, кафедра дизайна,скульптуры и искусства, доцент
Индивидуальное обучение в дизайн-образовании
Среди самых насущных проблем сегодняшнего дизайн-образования - несоответствие выпускаемых специальностей запросам рынка и постоянная потребность в оформлении новых видов деятельности. Вследствие этого интенсивное самообразование стало сегодня среди дизайнеров повсеместной нормой. При обилии дизайн-образовательных ресурсов профессионализм для студента-дизайнера стал предметом собственного управления и проектирования. Применение в профессиональной деятельности полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков стало творческой задачей. При этом особенно остро стоит проблема слияния образовательного, личностного, профессионального движения в единую целостную картину. Одним из возможных решений в данной ситуации в системе дизайн-образования является, на наш взгляд, включение в образовательный процесс технологий индивидуального обучения, таких как тьюторство и коучинг.
Цель данной работы - рассмотреть основные составляющие тьюторской практики и коучинг-технологий в контексте их применения в сфере профессиональной подготовки дизайнера.
На сегодняшний день тьюторство определяется как «система индивидуального учения, сопровождения и поддержки учащихся, основанная на идее педагогического поиска, нацеленная на становление субъектности, академический и философский рост учащихся и развитие умений самостоятельно приобретать нужные знания и саморазвиваться» [3]. Понимая под тьюторством содействие, поддержку, посредничество, исследователи выделили основные функции тьютора: помощь в самоопределении, посредническое действие, создание условий для поиска своего предназначения, планирование и организация деятельности учащихся, организация самостоятельной работы, сопровождение жизни учащегося в учебном заведении. Основными технологиями тьюторского сопровождения являются: проектирование индивидуального образовательного маршрута, организация рефлексии учащегося относительно своей деятельности, ведение портфолио, процесс постановки вопроса и ответа на него, проектная деятельность. Наиболее перспективными видами сегодня являются онлайн-тьюторство, которое основывается на компьютерных и интернет-технологиях и является одним из направлений развития науки и
общества в настоящее время, а также студенческое тьюторство, залогом эффективности которого выступает взаимодействие сверстников в образовательном процессе.
Появление тьюторства в российской системе непрерывного дизайн-образования связано, прежде всего, с распространением открытого дистанционного профессионального образования. Именно тьютор, как наставник, советник, куратор информационнопроектного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях, организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории студента в условиях дистанционного дизайн-образования. Используется тьюторинг базовый, в который входят обучение и обратная связь, и вспомогательный, призванный поддерживать студентов в учёбе и решать возникающие в процессе обучения проблемы. Примером здесь может служить факультет дизайна Института УНИК [2], где впервые в России разработана такая технология обучения по двум направлениям -графический и digital дизайн. Тьюторские технологии в профессиональном дизайн-обучении здесь реализует куратор, который есть у каждого студента. Именно он создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном режиме. При этом собственный куратор помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет-ресурсы, проектный опыт успешных дизайнеров. Разновидностью студенческого тьюторства - определённого вида помощи, оказываемой более осведомлёнными в определённых областях дизайна сверстниками, является возможность задавать вопросы своим сокурсникам на форуме факультета, сообществах УНИК «ВКонтакте» и «Facebook», где господствует уникальная атмосфера сотрудничества и коллегиальности. Студенческое тьюторство обладает существенными преимуществами для всех сторон: кураторов, учащихся, преподавателей и учебного заведения в целом. Исполнение студентом роли тьютора обеспечивает необходимые условия для собственного учения и возможность использовать полученные знания более значимым и эффективным способом, воспитывать ответственность, чувствовать себя оцененным, необходимым, уважаемым и воспринимаемым как компетентный специалист в определенной области.
В структуре среднего специального дизайн-образования большой интерес представляет на сегодняшний день опыт разработки и успешной реализации целостной тьюторской программы на отделении дизайна ГБОУ СПО Строительный колледж №26 г.Москвы. Проект «Тьюторство» в 2012/2013 учебном году является внутренним экспериментом колледжа, который направлен, прежде всего, на повышение качества образования. Куратор проекта «Тьюторство» есть в каждом структурном подразделении колледжа. В качестве общих функций тьюторского сопровождения Уставом колледжа определяются диагностическая, проектировочная, реализационная и аналитическая. Соответственно деятельность тьюторов реализуется с помощью технологий консультирования, проектных технологий, технологий работы с портфолио.
Разработка технологической карты начинается с определения смыслов, которые заложены в программу по специальности и только затем набрасывается предметный материал, именно технологическая карта регулирует отношения между тьюторами и преподавателями. При этом отсутствует разделение на проектную деятельность и обучающий процесс, тьютор определяет студентов в проектные группы «по способностям». Возникает потребность индивидуального учебного плана, предполагающая и взаимодействие с работодателем студента. Начиная с ноября 2011 года, колледж ежемесячно публикует на сайте новости по реализуемому экспериментальному проекту «Тьюторство». Для обеспечения непрерывного образования колледж сотрудничает с ВУЗами города Москвы, в частности с Национальным институтом дизайна (союз дизайнеров России), Национальным институтом современного дизайна, Московским городским педагогическим университетом, Московским архитектурным институтом, Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ), проводятся традиционные встречи сотрудников колледжа с членами Межрегиональной тьюторской ассоциации [1].
Соответственно, степень сегодняшней теоретической разработанности и практического применения тьюторства как одного из самых продуктивных образовательных направлений позволяет говорить о его внедрении в систему дизайн-образования. Наиболее целесообразными видами в дизайн-образовании являются онлайн-тьюторство, которое
основывается на компьютерных и интернет-технологиях, а также студенческое тьюторство, залогом эффективности которого выступает взаимодействие сверстников в образовательном процессе. Деятельность тьюторов реализуется с помощью технологий консультирования, проектных технологий, технологий работы с портфолио и личностноресурсной картой. Возникает потребность индивидуального учебного плана, предполагающая взаимодействие с работодателем студента.
Одним из самых перспективных направлений индивидуального обучения в дизайн-образовании, наиболее полно отвечающим требованиям современной дизайнерской практики, наряду с тьюторством является коучинг. Изначально предполагая приоритет личностной активности и индивидуального креативного мышления, он созвучен современной дизайнерской культуре и практике жизни. В креативном дизайне всегда прослеживается уникальный, собственный, нестандартный взгляд на вещи, свобода мысли, оригинальные идеи. В профессиональной сфере коучинг сопровождает проектные команды по дизайн-процессу, позволяя спроектировать лучшие решения и успешный пользовательский опыт. В обучении решение одной проектной ситуации с помощью коучинг-технологий позволяет студенту приобретать личностные качества и профессиональные навыки, необходимые при решении последующих задач образовательной дизайнерской практики, что исследователи называют эффектом синергии[4]. Вместе с тем, при всём богатстве и разнообразии литературы о различных направлениях, формах и технологиях коучинга, исследований в области его применения для профессионального обучения дизайнера нет. В дизайнерской среде практически все формы реализации коучинга являются пока только частной практикой. Разрабатывая и реализуя проекты мастер-классов и лекций в Британской Высшей Школе Дизайна, такие признанные дизайнеры-креативщики, как Арам Мирзоянц (DepotWPF), Дмитрий Карпов, Людвиг Быстроновский (Студия Лебедева), в определённой степени используют в них коучинг-технологии. Форматы таких проектов трудно сравнивать с профессиональными, полноценными коучинг-сессиями, но на сегодняшний день именно такие проекты определяют лицо креативного дизайн-образования.
Коучинг, активизируя ресурсы, способности человека для решения его проблем и находясь в иной по сравнению с традиционным обучением плоскости взаимоотношений, является мощным инструментом профессионально-личностного роста студентов-дизайнеров. У студента открывается возможность посмотреть на проектную ситуацию со всех сторон, оценить ее в целом, сгенерировать несколько разных способов её решения, проанализировать их и принять наилучшее решение, составить план действий, научиться контролировать свои действия, подчиняя их цели и плану, продуктивно взаимодействовать с преподавателем и со всей дизайнерской средой. Основное внимание при этом сосредотачивается на настоящей ситуации студента и на том, какие действия он готов предпринять, чтобы достигнуть желаемого профессионального результата.
Основной инструмент коучинга - развивающие, разноплановые вопросы, которые стимулируют активность, помогают студенту взглянуть на проект с разных сторон. В процессе коучинг-общения в рамках конкретной дизайн-проектной ситуации преподаватель не предлагает студенту готовых ответов, тот должен найти их для себя сам, преподаватель лишь помогает, стимулирует его активность. Следствием этого является то, что самостоятельно и на высоком уровне разработав проект, студент может изменить принципы выполнения других заданий и в целом отношение к своему самоощущению как молодого современного дизайнера.
К непосредственным результатам коучинга можно отнести, во-первых, определение целей и расстановку приоритетов. Это особенно важно для студента-дизайнера, перед которым открывается множество разных вариантов решений проекта, практически равно привлекательных, и сделать выбор достаточно трудно. В этом случае результатом коучинга будет сложившееся у студента понимание того, что для него действительно важно, определение в процессе коучинга приоритетных целей. Во-вторых, совместно с преподавателем разрабатывается план действий, и главная задача при этом - показать студенту разные взгляды на проблему, активизировать его способности для успешной реализации проекта. Возможно, что в результате такой работы студент начинает иначе оценивать себя в профессионально-личностном смысле: приобретаются навыки
самостоятельного решения проблем, использования собственного опыта и знаний, иначе
осознаётся степень ответственности, активизируется личностная позиция, появляется внутренняя мотивация к целенаправленным действия и изменениям.
Таким образом, внедрённый в процесс профессионального обучения, коучинг может способствовать решению многих проблем и задач, и, рассматривая его в плане формирования компетенций будущего специалиста, можно сделать вывод: целенаправленно применённые в системе профессиональной подготовки студента-дизайнера коучинг-технологии формируют навыки выделения, анализа и преодоления собственных проблем в профессионально-личностной сфере, и в результате их приобретения студент-дизайнер становится коучем для самого себя. Он начинает думать новым, непривычным для себя способом, готов к совершению необходимых изменений и предпринимает для этого необходимые действия, понимает, что за результат своей профессиональной деятельности несёт ответственность только он сам.
Литература
1. ГБОУ СПО Строительный колледж №26 г.Москвы. http://26kadr.ru
2. Сайт Института УНИК [Электронный ресурс]. http://unic.edu.ru
3. Сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации: http://www.thetutor.ru/
4. Сербиновская Н.В., Сербиновский Б.Ю. Психологические инструменты и организационные проблемы коучинга в реализации стратегии «Образование в течение всей жизни». http ://ej .kubagro. ru
5. Теров А.А. Поливариантная обогащающая образовательная среда как
необходимое условие подготовки тьюторов//Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка стандартов тьюторской
деятельности/Материалы третьей международной научно-практической конференции / Ред.: Т.М. Ковалева. М.: Прометей, 2011. С. 235-241.
6. Downey M. Effective Coaching. Lessons from the coach's coach. - Second edition. -Texere, 2003. - 149 p.