Научная статья на тему 'Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе'

Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2195
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЮТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВУЗ / СТУДЕНТ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОУЧИНГ / МЕНТОРИНГ / TUTOR / TUTOR POSITION / TUTOR COMPANIONSHIP / TUTOR COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STUDENT / TECHNOLOGY / COACHING / MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Наталья Евгеньевна, Мелекесов Геннадий Анатольевич, Чикова Ирина Вячеславовна

Реформа высшего образования в России требует инновационных подходов к организации образовательного процесса. На это нацеливает и ФГОС ВО, который ориентирует на принцип индивидуализации, открытости и вариативности для всех его участников. Создавая многоаспектное образовательное пространство, вузу требуется специалист, способный выступить в роли проводника, систематизатора образовательного пространства. Таким проводником может стать тьютор. В статье даются основные понятия тьюторства, проводится сравнение тьютора в общем, среднем профессиональном и высшем образовании, отмечается, что применительно к вузу можно говорить только о тьюторской позиции как об осуществлении тьюторского сопровождения уже работающими педагогами, психологами. Называются технологии, которые могут быть эффективны в вузе рефлексивные, вопросно-ответные, активного слушания, коуч и менторинг технологии. На примере работы Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ представляется разработанная и экспериментально проверенная модель тьюторского сопровождения в вузе, которая может развиваться в двух направлениях линейном и векторном (нелинейном). Авторы доказывают, что нелинейная модель, в основе которой система взаимодействия «деканат-куратор-студент», пригодна в сфере социально-воспитательной работы. Наиболее эффективна линейная модель, опирающаяся на систему взаимодействия «деканат-преподаватель-студент». Она позволила подключить преподавателя и как педагога-консультанта, и как тьютора-наставника, и тьютора-фасилитатора, и сориентировать его на реализацию менторинга как длительного процесса сосредоточения на профессиональном и личностном пути развитии и студента и отчасти самого тьютора. В процессе реализации модели тьюторского сопровождения впервые было сформулировано определение тьюторской компетентности, которую авторы предлагают понимать как интегративное качество личности педагога, обладающего знаниями психологии и педагогики, владеющего навыками субъект-субъектного взаимодействия в социуме и реализующего на практике способность к выстраиванию траектории личностного развития подопечного. Таким образом, тьюторство может быть адаптировано к конкретным условиям высшей школы с учетом особенностей подготовки бакалавров в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеева Наталья Евгеньевна, Мелекесов Геннадий Анатольевич, Чикова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE REALISATION OF TUTOR COMPANIONSHIP OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The reform of the higher education in Russia requires innovational approaches to the organization of education process. Federal State Education Standard of Higher Education aims us to this as well, and orients us to the principle of individualization, openness, and variability for all the participants. To create multiaspect education space a higher education institution needs a specialist, able to perform as a medium and systematizer of education space. A tutor can become such a medium. The article deals with the main notions of tutorship, the comparison is given between tutors of general education, secondary vocational education and higher education. It is noted that while speaking about higher education institution we can deal only with tutor position in the way of performing the tutorship by working educators and psychologists. The technologies are named which can be effective in the higher education institution such as reflective ones, questionnaire technology, the technology of active listening, coaching and mentoring technologies. With the example of work of Orsk Humanities and Technology Institute (the branch of) Orenburg State University the developed and experimentally tested model in higher education institution is given which can develop in two ways linear and vector (non-linear). The authors prove that non-linear model, based on the system “dean’s office curator student” is effective in the sphere of social and upbringing work. The most effective is the linear model, based on the system “dean’s office teacher student”. It allowed to include a teacher as an educator-consultant as well as the tutor-mentor and tutor-facilitator and orient him to the realization of mentoring as lengthy process of concentrating at the professional and personal way of development of students and partially the tutor himself. During the process of realization of the tutorship model the definition of tutor competence was given for the first time which the authors agree to understand as the integrative quality of educator’s personality, possessing the knowledge of psychology and pedagogics, having the skills of subject-subjective interaction in the society and practically realizing the ability to build the route of personal development of a student. Thus tutorship can be adjusted to the specific conditions of high school regarding the peculiarities of bachelors training in the higher education institution.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе»

УДК 378

Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ E-mail: pro_nr@ogti.orsk.ru

Опыт РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Реформа высшего образования в России требует инновационных подходов к организации образовательного процесса. На это нацеливает и ФГОС ВО, который ориентирует на принцип индивидуализации, открытости и вариативности для всех его участников. Создавая многоаспектное образовательное пространство, вузу требуется специалист, способный выступить в роли проводника, систематизатора образовательного пространства. Таким проводником может стать тьютор. В статье даются основные понятия тьюторства, проводится сравнение тьютора в общем, среднем профессиональном и высшем образовании, отмечается, что применительно к вузу можно говорить только о тьюторской позиции как об осуществлении тьюторского сопровождения уже работающими педагогами, психологами. Называются технологии, которые могут быть эффективны в вузе - рефлексивные, вопросно-ответные, активного слушания, коуч и менторинг технологии.

На примере работы Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ представляется разработанная и экспериментально проверенная модель тьюторского сопровождения в вузе, которая может развиваться в двух направлениях - линейном и векторном (нелинейном). Авторы доказывают, что нелинейная модель, в основе которой система взаимодействия «деканат-куратор-студент», пригодна в сфере социально-воспитательной работы. Наиболее эффективна линейная модель, опирающаяся на систему взаимодействия «деканат-преподаватель-студент». Она позволила подключить преподавателя и как педагога-консультанта, и как тьютора-наставника, и тьютора-фасилитатора, и сориентировать его на реализацию менторинга как длительного процесса сосредоточения на профессиональном и личностном пути развитии и студента и отчасти самого тьютора.

В процессе реализации модели тьюторского сопровождения впервые было сформулировано определение тьюторской компетентности, которую авторы предлагают понимать как интегратив-ное качество личности педагога, обладающего знаниями психологии и педагогики, владеющего навыками субъект-субъектного взаимодействия в социуме и реализующего на практике способность к выстраиванию траектории личностного развития подопечного.

Таким образом, тьюторство может быть адаптировано к конкретным условиям высшей школы с учетом особенностей подготовки бакалавров в вузе.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская позиция, тьюторское сопровождение, тюторская компетентность, образовательный процесс, вуз, студент, технология, коучинг, менторинг.

ФГОС постулирует необходимость особого внимания к условиям организации образовательного процесса, который в ресурсной сфере опирается на принципы индивидуализации, открытости и вариативности для всех его участников. Здесь возможно говорить о переходе от жестко заданных структур к инновационным, т.е. пластичным и гибким. Педагоги замечают, что «новое гуманистическое сознание, формирующееся в процессах преобразования цивилизации, в целом ориентировано более, чем прежде, на диалоговый режим обучения и воспитания, на культурные начала образа жизни» [1, с. 55]. Это относится и к тьюторству как инновационной технологии в образовании сегодня.

На сегодняшний день практически все высшие учебные учреждения и Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ в том числе, наращивают показатели публикационной активности, расширяют сфе-

ры профессионального сотрудничества, внедряют новые формы образования, организуют научно-практические и научно-методические конференции, семинары, создают внутри института лаборатории, привлекают к образовательному процессу практиков и многое другое. Все эти факты позволяют констатировать, что вузом создается многоаспектное образовательное пространство, в котором студент не всегда может реализоваться как подлинный субъект образовательной деятельности. В вузе обозначается потребность в специалисте, способном выступить в роли проводника, посредника, систематизатора образовательного пространства, регулировать спрос и предложение образовательных услуг. Одним из вариантов такого сопровождения является тьюторство. Тем более, что «демократизация общества ... предполагает еще и раскрепощение самого человека., как субъекта, принимающего решения, сознательно организующего деятельность, определяю-

щего перспективы совершенствования своего образа жизни, приобщающегося таким образом к судьбам других людей» [2, с. 95]. Существует стандарт тьюторства,в том числе для вузов, с 2008 года [3]. Вобщем и среднем профессиональном образованиипредусмотрена должность тьютора, профессиональную подготовку которого осуществляет, например, МПГУ (магистерская программа 44.04.01 «Тьюторство в сфере образования»). Тем не менее в сфере высшего образования тьютор законодательно не предусмотрен в соответствии с Законом об образовании РФ. Однако многие теоретические и практические наработки по тьюторским технологиям для общего и среднего профессионального образования могут быть частично реализованы в образовательном процессе высшего учебного заведения.

С 2011 года в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ в рамках общеинститутской темы «Тьютор-ское сопровождение как ресурс повышения качества обучения бакалавров и магистров в вузе»в экспериментальных условиях были апробированы тьюторские технологии и проведен анализ их эффективности применительно к образовательном процессу.

Напомним, что тьюторство, по определению Б.Д. Эльконина, - это особый вид социальной образовательной деятельности, заключающийся в поддержке и сопровождении образовательной траектории студента; одна из форм посреднического действия [По: 4;18].

Тьюторская деятельность - это система мер образовательного, воспитательного и развивающего характера, предпринимаемая тьютором и ее субъектами и служащая средством управления индивидуальной траектории развития студента в вузе[5; 15].

Тьютор - наставник - посредник, позиция, сопровождающая и поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный маршрут [6].

Тьюторство в современной ситуации развития образования является особого рода ответом на «вызовы» общества, удовлетворяет потребность человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, возможности осуществить выбор своего жизненного пути.

В основе тьюторской деятельности лежит движение от интересов обучающихся, и основная задача тьютора сводится к обучению учащегося или студента понимать себя и самостоятельно разрешать проблемные ситуации. Поэтому тьюторское сопровождение -это деятельность тьютора, направленная на создание и обеспечение условий инициативного образовательного движения и/или профессионального развития, согласно индивидуальному запросу тьюторанта (сопровождаемого) [7].

Внедрение тьюторских технологий и тью-торства, как психолого-педагогического сопровождения траектории образовательного движения студентов в процессе их профессионального становления, было обусловлено запросом студентов на индивидуализацию обучения.

Индивидуализация обучения связана с осознанием студентами собственной субъектной позиции, которая, по определению Е. в. Богдановой, представляет собой сложную, инте-гративную характеристику личности студента, отражающую систему ценностно-смысловых отношений к самому себе, другим людям, профессиональной деятельности и социокультурному окружению как источникам активности и саморазвития [7].

Выявление субъектной позиции студентов осуществлялось посредством анкетирования, проведенного научно-проблемной лабораторией психолого-педагогических исследований в 2011-2012и 2013-2014 учебных годах. На одном из научно-методических советов в ОГУ мы уже говорили о первых результатах анкетирования. Напомним, что в 2011-2012 учебном году для 50 % второкурсников тью-торствобыло связано с понятием помощь, а в среднем для 55,3 % студентов тьюторская деятельность ассоциировалась с получением консультативной, методической, профессиональной помощи и информированием, разрешением спорных вопросов учебной и внеу-чебной направленности.Особая потребность в тьюторском сопровождении была обозначена студентами начальных и старших курсов вуза -55,5 % и 72,2% соответственно.Более подробно результаты анкетирования проанализированы в нашей статье «Тьюторство с субъектной позиции студентов» (2013) [8].

Результаты ответа на вопрос о содержании понятия тьюторства студентами представлены в таблице 1.

В результате анкетирования 2012 года была актуализирована потребность студентов в тью-торском сопровождении.

Интересно, что по итогам анкетирования 2013-2014 гг. ситуация изменилась в сторону более осмысленного восприятия тьюторства, что обусловлено целенаправленной работой кафедр со студентами, в том числе в период педагогической практики. Результаты представлены в таблицу 2.

Для верного понимания модели тьюторско-го сопровождения образовательного процесса в вузе необходимо разграничить тьюторскуюпо-зицию и профессию тьютора.

Применительно к вузу мы говорим только о тьюторской позиции как об осуществлении тью-торского сопровождения уже работающими педагогами, психологами [9]. Поэтому возникает

объективная необходимость говорить о тьютор-ской компетентности, которой должен обладать педагог и психолог современной высшей школы. Под тьюторской компетентностьюпредлагаем понимать интегративное качество личности педагога, обладающего знаниями психологии и педагогики, владеющего навыками субъект-субъектного взаимодействия в социуме и реализующего на практике способность к выстраиванию траектории личностного развития подопечного.

Принципиальным является и само содержание тьюторской позиции в вузе. Так, отличительной особенностью тьюторской деятельности в общем и среднем профессиональном образовании является направленность и нацеленность преподавателя-тьютора на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Известно, что выделяют три варианта координирующей роли педагога:

- педагог-консультант (консультирование, которое может осуществляться как в реальном,

Таблица 1. Понятие тьюторство в интерпретации студентов в 2011-2012 уч. году (в %)

Тьюторство - это: 1 курс 2 курс 3 курс 5 курс

1 опекунство, сопровождение, помощь - 50 31,6 -

2 особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по оказанию помощи студенту в процессе его личностного роста, самостоятельной образовательной деятельности 55,56 35, 71 57,9 72,22

3 взаимосвязанная деятельность специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала вуза и социальной среды 11,11 - - 16,67

4 методическое обеспечение всего процесса профессионального обучения, включая составление учебных программ, разработку дидактических материалов, профессиональную подготовку кадров 33,33 14,29 10,5 11,11

Тьюторство - это: 1 курс 2 курс 3 курс 5 курс

1 опекунство, сопровождение, помощь 10 12 16,6 1,3

2 особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по оказанию помощи студенту в процессе его личностного роста, самостоятельной образовательной деятельности 60,3 52,1 50,9 87,6

3 взаимосвязанная деятельность специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала вуза и социальной среды 9,7 6,1 12,2 7,2

4 методическое обеспечение всего процесса профессионального обучения, включая составление учебных программ, разработку дидактических материалов, профессиональную подготовку кадров 20,0 29,8 20,3 3,9

Таблица 2. Понятие тьюторство в интерпретации студентов в 2013-2014 уч. году (в %)

так и в дистанционном режиме и сосредоточено на решении конкретной проблемы, возникающей перед студентом. Консультант указывает путь к решению проблемы.)

- педагог-модератор (модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей).

- педагог-тьютор, который осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, определяет направления проектной деятельности [10].

В этой связи тьютором организуется поиск средств установления, поддержания и развития у каждого школьника инициативного и авторского отношения к культуре, собственной деятельности, определения особенностей его познавательной деятельности, ценностных и социальных устремлений, нахождения средств самоопределения, что в конечном итоге определяет индивидуальный образовательный путь.

В высшей школе тьюторское сопровождение реализуется, прежде всего, втаких областях, как:

- предметная (продвижение в границах учебного предмета);

- социальная (аспекты зоны ближайшего развития);

- антропологическая (понимание себя, своих возможностей). Отсюда и специфика используемых технологий.

К основным технологиям, успешно зарекомендовавшим себя в рамках экспериментального исследования, нами отнесены:

- рефлексивные технологии;

- вопросно-ответные технологии;

- технологии активного слушания;

- коуч-технологии;

- менторинг (наставничество).

Элементы названных технологий позволили разработать и экспериментально апробировать модель тьюторского сопровождения образовательного процесса в Орском

гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ. В эксперименте активное участие принял факультет дошкольного и начального образования, на котором реализуется подготовка по двум профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование».

На основании мониторинга и отчетов участников эксперимента можно сделать вывод, что в вузе может быть реализовано два вида тьюторского сопровождения образовательного процесса:

- линейное;

- векторное (нелинейное).

Нелинейная опирается на систему взаимодействия «деканат-куратор-студент». Нелинейная модель менее успешна, поскольку ключевые позиции в выстраивании индивидуального маршрута студента отводятся куратору и деканату. Эта модель более пригодна для социально-воспитательной деятельности, поскольку направлена на реализацию студента во внеучебное время. Не случайно в «Положение о кураторе» были внесены расширенные функции тьютора-модератора, опирающегося на коучинг.

Более успешной оказалась линейная модель. Линейная модель основана на тесном взаимодействии субъектов образовательного процесса «деканат-преподаватель-студент».Она позволила подключить преподавателя и как педагога-консультанта, и как тьютора-наставника, и тьютора-фасилитатора, и сориентировать его на реализацию менторингакак длительного процесса сосредоточения на профессиональном и личностном пути развитии студента и отчасти самого тьютора-фасилитатора.

Здесь необходимо отметить, что наставничество, или менторинг, всегда было присуще системе высшего образования в России, начиная с ХУШ века. В исследованиях Антипина С.Г., Солодянкиной О.Ю. и других достаточно подробно рассмотрены вопросы становления наставничества в России, в том числе определена роль зарубежных наставников в дворянских семьях. Рассматривая этапы формирования наставничества в юридическом образовании, Антипин С.Г. указывает: «В современной научной практике есть множество различных определений наставничества, исходя из суммы которых, главной характеристикой наставника становится совмещение в одном лице роли ро-

дителя и сверстника, наставник должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида - молодого специалиста. Наставничество как межпоколенная трансляция включает в себя консультирование молодого специалиста и формирование у него устойчивой нравственной гражданской позиции» (11; с. 9).Оренбургская область имеет свою историю наставничества. Солодянкина О. Ю. приводит пример наставников из числа сосланных французских гувернеров в 1812 году как иностранцев, среди которых были учителя. О судьбах сосланных педагогов писал Юдин П.[См. 12]. Исследователь особо замечает, что гувернеры, учителя, наставники не только давали знания, но и формировали мировоззрение своих воспитанников. И это несмотря на то, что тогда не существовало открытого образовательного пространства, и приоритетом было индивидуальное обучение.

Сегодня наставничество понимается в более академичном смысле и предполагает в первую очередь профессиональное консультирование обучающихся. При этом роль родителя высшей школе не актуальна, в отличие об системы общего и профессионального образования. В высшей школе возрастает социальная и моральная ответственность педагога, выступающего в роли тьютора-консультанта. Коучин-говая и менторинговая технологии тесно связаны, но неравномерно распределены во времени. Если коучинг предполагает быстрый результат, то менторинг предполагает наставничество не только на весь период пребывания студента в вузе, но и по окончании института, чему во многом способствует педагогическая деятельность выпускника (стажировки, конкурсы, совместные мероприятия вуза и образовательного учреждения и т.п.).

Таким образом, линейная модель тьютор-ского сопровождения на первый план выводит субъект-субъектные отношения в системе «преподаватель-студент», а деканат выполняет координирующую функцию общего процесса

образования и индивидуального маршрута студента в течение всех лет его обучения, опираясь на балльно-рейтинговую систему.

Участие педагога-тьютора предполагает три варианта реализации:

- работа с одаренными студентами в рамках НИРС;

- поддержка и сопровождение отстающих (слабых) студентов;

- сопровождение равноактивных субъектов образовательного процесса, т.е. традиционное отношение к студенческой группе, в которой работаем, исходя из реального уровня студенческой аудитории. В этом случае задача тьюто-раразмеренно подготовить студентов к сессии, поэтому на первый план выходит технология ко-учинга, направленная на раскрытие потенциала учащегося с целью максимального повышения его эффективности в краткие сроки. О том, что технология коучинга как краткосрочного процесса эффективна, свидетельствуют итоги повышения абсолютной успеваемости студентов указанных профилей (таблица 3).

Результаты менторинга прослеживаются в течение всего периода обучения студента, включая его участие в научно-исследовательской работе, социально-воспитательной деятельности, а также в качественных показателях ГАК, которые на факультете дошкольного и начального образования стабильно остаются высокими - не менее 82% качественный показатель защиты ВКР. Результатом менторинга может быть и показатель трудоустройства выпускников. На сегодняшний день 72 % выпускников факультета работают либо по направлению подготовки, либо реализуют себя в деятельности, сопряженной с психолого-педагогической направленностью.

Студенты экспериментальной группы, пройдя все этапы апробированной модели, проявили способность к самостоятельному осуществлению тьюторской деятельности и тью-торского сопровождения учащегося в профес-

Таблица 3. Абсолютная успеваемость как результат коучинг-сопровождения

Профиль 2012-2013 2013-2014

зима лето зима лето

Начальное образование 100 % 100 % 85,7 % 100 %

Дошкольное образование 89,2 % 94,3 % 96,0 % 100 %

сиональной деятельности. Сегодня выпускники факультета осуществляют тьюторскую деятельность, в том числе тьюторское сопровождение в дошкольных образовательных учреждениях и средних общеобразовательных школах.

Педагогическое и методическое осмысление проделанной работы осуществляется через отдельные темы научно-методических семинаров выпускающих кафедр факультета дошкольного и начального образования, а также в опубликованных статьях преподавателей-участников эксперимента. Тема тьюторства стала одной из важных составляющих в программах курсов повышения квалификации для педагогов, которые реализуются кафедрами психолого-педагогического направления.

Таким образом, тьюторство может быть адаптировано к конкретным условиям высшей

школы с учетом особенностей подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС. Разработанная нами и экспериментально апробированная модель тьюторскогосопровождения в условиях филиала закладывает основы для профессиональной подготовки студентов к тьюторской позиции в педагогической деятельности. Что касается не педагогических профилей, то здесь предстоит дополнительная корректировка модели, т.к. основная роль в тьюторском сопровождении выполняется тьютором-модератором, ориентированным на реализацию задач ФГОС. Поэтому дополнительно в линейной системе появляется еще один субъект - академический консультант, т.е. студент-отличник, ассистент или лаборант кафедры и на первый план выходит коучинговая технология. Это направление требует дополнительного изучения.

25.06.2015

Список литературы:

1. Мелекесов, Г.А. Аксиологизация университетского образования / Г. А. Мелекесов // Вестник ОГУ - 2001. - №2. - С.50-57.

2. Мелекесов, Г.А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования / Г.А. Мелекесов. //Современные наукоемкие технологии. - 2005. - №8. - С. 95-97.

3. Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008 г. № Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н (ред. от 23.12.2011) «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования», Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.

4. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова, А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - М. -Тверь : «СФК-офис», 2012. - 246 с.

5. Андреева, Е. А. Внедрение тьюторских моделей обучения как одно из условий реализации индивидуализации при модернизации российского образования. / Е. А. Андреева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия Педагогика, психология. - 2011. - № 1(4). - С.14 - 17

[электронный ресурс]. (URL:http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media60299/02_Andreeva.pdf) (дата обращения 24.06.2015 г.).

6. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. [Электронный ресурс] : Учебно-практическое издание : хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет : Школа педагогики. [сост. А. В. Медведева, И. Б. Клюбина]. - Электрон. дан. - Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2014. - Режим доступа :http : //uss.dvfu.ru/struct/pubHsh_center/index.php?p=epubHcations.

7. Tutorial teaching // University of Oxford Institute for the Advancement of University Learning, [электронныйресурс].Режимдоступа: (URL:http://www.learning.ox.ac.uk/media/global/wwwadminoxacuk/localsites/oxfordleaminginsttute/documents/supportresources/ lectarersteacMngstaff/resources/resources/Tutorial_Teaching.pdf) (датаобращения 22.06.2015 г.).

8. Ерофеева, Н. Е. Тьюторство с субъектной позиции студентов/ Н. Е. Ерофеева //Вестник ОГУ 2013. - № 2. - С. 81-85 [электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://vestnik.osu.ru/2013_2/15.pdf (дата обращения 20.06.2015 г.)

9. Богданова, Е. В.Формирование субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности / Е. в. Богданова. [Электронный ресурс].Режим доступа: URL:http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-subektnoj-pozicii-studentov-v-volonterskoj-dejatelnosti.html (дата обращения 23.06.2015).

10. Мамеева-Шварцман И. А. Способы организации учебной деятельности с использованием ЭОР. Лекция 5 Особенности организации учебного процесса с использованием ЭОР / И. А. Мамеева-Шварцман. -[электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/organizatsiya-uchebnoi-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-elek-4 (дата обращения 22.06.2015).

11. Антипин, С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования / С. г. Антипин : Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук, 13.00.01. - Нижний Новгород, 2011. - 170 с.

12. Солодянкина, О. Ю. Иностранные наставники в дворянском воспитании в России / О. Ю. Солодянкина : автореферат дис. на соискание ученой степени докт. ист. наук, 07.00.02. - М., 2008. -46 с. : Юдин П. Ссыльные 1812 года в Оренбургском крае. К истории Отечественной войны//Русский архив 1896 Кн 3, №9. - С. 5-33 -[электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://cheloveknauka.eom/inostrannye-nastavniki-v-dvoryanskom-domashnem-vospitanii-v-rossii#ixzz3dzaL6xXa (дата обращения 24.06.2015 г.).

13. Клымчук, Е. А. Тьюторское сопровождение процессов самоидентификации в высшей школе / Е. А. Клымчук[электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://www.thetutor.ru/library/higher_education/42 (дата обращения 24.06.2015 г.).

14. Ковалева, Т. М. Возможности тьюторского сопровождения в современном ВУЗе / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.thetutor.raЛibrary/Ыgher_educatюn/39 (дата обращения 24.06.2015 г.).

15. Александрова, Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока / Е. А. Александрова, Е. А. Андреева . - Москва - Тверь : «СФК - Офис», 2013. - 156 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Ерофеева Наталья Евгеньевна, профессор кафедры литературы, русского языка и литературы, теории и методики обучения русскому языку и литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, проректор по научной работе, доктор филологических наук, профессор,

e-mail: pro_nr@ogti.orsk.ru

Мелекесов Геннадий Анатольевич, ректор Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: rektor@ogti.orsk.ru.

Чикова Ирина Вячеславовна, заведующий научно-проблемной лаборатории психолого-педагогических исследований, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, e-mail: dasset1@rambler.ru

462403, г. Орск, пр. Мира, 15А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.