УДК 37.0
А. Л. Пикина
Организация тьюторского сопровождения одаренного ребенка в дополнительном образовании
В статье рассматриваются основания организации тьюторского сопровождения одаренного ребенка в системе дополнительного образования, представлена идея смены ролевых позиций педагога, раскрыты основные формы тьюторского сопровождения, показаны перспективы его развития.
Ключевые слова: одаренный ребенок, тьютор, дополнительное образование детей, индивидуализация, формы индивидуализации дополнительного образования детей.
А. L. Pikina
Organization of a Tutor's Support of a Gifted Child in Further Education
In the article the bases to organize a tutor's support of a gifted child in the system of further education are considered, the idea of change of the teacher's role positions is presented, the main forms of a tutor's support are revealed, prospects of its development are shown.
Key words: a gifted child, a tutor, further education of children, individualization, forms of individualization of children's further education.
В настоящее время происходит модернизация системы российского образования, связанная с изменением приоритетов в общих целях образования и появлением новых образовательных технологий. Основной целью образования становится развитие самого учащегося как личности, его способностей, его творческого потенциала. Такая позиция ведет к принципиальным изменениям в подходе к построению отношений в образовательном процессе, в характере взаимодействия педагога и обучающегося с тем, чтобы ребенок действительно стал субъектом учебного процесса, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся, а не преподавание.
На современном этапе развития российского образования наблюдается тенденция развития личностно-ориентированного образования, выстраивания системы индивидуализации обучения в аспекте проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка. В сложившейся ситуации повышаются возможности решения проблемы раннего поиска и сопровождения одаренного ребенка, выделяющегося яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющего внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности [2]. Для решения современных проблем необходимо пересмотреть позицию педагога в образовательном процессе.
В традиционной системе образования прошлого века педагогический работник выполнял роль дидакта, носителя и передатчика опыта, воспитателя, оценщика, контролера, няньки, руководителя, старшего товарища, а иногда и надзирателя, то на современном этапе развития педагогических технологий появляются новые функциональные задачи педагогических профессий, рождающие новые должности в сфере образования. Обновление содержания деятельности педагогических должностей необходимо при изменении и оптимизации образовательного процесса, в котором развиваются и обучаются одаренные дети. Новые роли педагогов способствуют развитию гуманистической позиции в образовательной сфере. Обновляются их названия: «эксперт», «наставник», «тренер», «фасилита-тор», «тьютор», «консультант», «инструктор».
Огромный потенциал в решении проблемы индивидуализации образования имеет идея тью-торского сопровождения одаренного ребенка. Исследования, проведенные нами, позволили
© Пикина А. Л., 2012
выявить основное содержание тьюторского сопровождения и определить, что тьютор - это:
- тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося (Л. В. Обрядина);
- преподаватель-консультант, наставник, куратор ученика, помогающий ему в организации своего образования. Тьютор в дистанционном обучении может быть очным или удаленным от ученика педагогом, помогающим ему выстраивать индивидуальную траекторию своего дистанционного образования. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания (О. В. Томило-ва);
- в условиях очного обучения педагог, курирующий группу студентов в вопросах адаптации, обучения, досуга (С. В. Котельникова);
- наставник, член контингента обучающих взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым обучающимся в решении вопросов организации обучения (Т. Н. Рыбина);
- это консультант, наставник, облегчающий процесс обучения и организующий условия для самообразования (Л. В. Бендова, А. Г. Чернявская);
- это позиция педагога, позволяющая сопровождать поддерживать процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и
программ ребенка (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбал-кина, П. Г. Щедровицкий) [1, 3].
Мы придерживаемся следующего определения: тьютор - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция педагога, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования [7]. При этом важно, что педагог, реализующий тьюторскую позицию, должен соответствовать следующим требованиям: иметь высокий уровень общедидактической подготовленности, сформированности организаторских и коммуникативных способностей, понимание сущности сотрудничества и демократического стиля общения, а также иметь опыт организации экспериментальной работы, быть открытым для восприятия нового и готовым к расширению собственного опыта.
Сегодня в практической деятельности используются различные варианты организации тью-торского сопровождения, которые могут быть выбраны образовательным учреждением, в том числе и учреждением дополнительного образования. Одним из вариантов организации тьютор-ского сопровождения является формирование особой позиции педагога, изменение его функциональных обязанностей и ролей. Анализ, проведенный нами, позволил провести сравнительную характеристику функциональных ролей педагога дополнительного образования в традиционном понимании и педагога с тьюторской позицией, представленную в таблице 1.
Таблица1
Сравнительная характеристика функциональных ролей педагога дополнительного образования в традиционном понимании и педагога с тьюторской позицией
Педагог дополнительного образования в традиционном понимании Педагог дополнительного образования с тьюторской позицией
Носитель и передатчик опыта Управленец и организатор образовательной деятельности, инструктор
Помощник, товарищ и воспитатель обучающихся во время занятий, определенных расписанием Руководитель и наставник в мире опыта, доступный обучающимся всегда
Оценщик и контролер знаний и умений обучающегося Партнер обучающегося, вместе с ним развивающийся, способный к аналитико-рефлексивной деятельности, эксперт, фасилитатор
Специалист в области норм: отбирает содержание, устанавливает темп прохождения материала Консультант, который работает с познавательным интересом, проблемами обучающихся
Руководитель группы обучающихся Сопровождающий реализацию индивидуальных образовательных программ
Таким образом, функциональные обязанности педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, претерпевают изменения - они должны включать в себя аналити-
чески-проектировочную, консультативную, координирующую, организаторскую и коррекци-онную деятельность.
Организация тьюторского сопровождения одаренного ребенка в дополнительном образовании
Основаниями тьюторского сопровождения обучающегося в дополнительном образовании являются:
- потребность обучающегося в индивидуальной самостоятельной образовательной деятельности;
- сформировавшийся запрос родителей на образовательное продвижение их ребенка и его профессиональный выбор.
Сегодня педагогическая деятельность тьютора включает следующие компоненты: цель, основные функции, структуру и содержание педагогической деятельности, технологии, методы и комплекс реализуемых тьютором ролей.
Цель педагогической деятельности тьютора -создание условий для становления обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности; как субъектов социально-профессиональной деятельности, развивающих собственную профессиональную деятельность. Основными функциями тьюторского сопровождения могут быть: контрольно-диагностическая, проектная, мотиваци-онная, информационно-содержательная, органи-зационно-деятельностная, технологическая, консультационная, рефлексивная деятельности [1].
Согласно концепции Т. М. Ковалевой тьюторы призваны сочетать в себе три роли: социальную (правовое и организационное обеспечение учебы), культурно-предметную (ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя роль означает, что тьютор поможет ученику понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и пр.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое. В связи с этим при объяснении основной роли тьютора более всего подходит слово «сопровождение» [4].
В ситуации тьюторского сопровождения ребенка могут применять разнообразные формы работы. Сопровождая конкретного обучающегося, тьютор отдает предпочтение индивидуальным формам организации дополнительного образования, при этом не исключая работу над проблемами подопечного в групповых и коллективных ситуациях взаимодействия.
Самой распространенной из индивидуальных форм, применяемых сегодня в практике тьютор-ской деятельности учреждения дополнительного образования является консультация. В сравне-
нии с другими формами консультация обладает следующими преимуществами:
- быстротой реагирования на высказывания собеседников, способствующей достижению целей;
- возможностью учета, критической проверки и оценки мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний, высказанных в беседе;
- возможностью более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения и понимания контекста проведения диалога, а также, целей каждой из сторон.
Процесс самообразования личности невозможен без взаимодействия с окружающим социумом. Важной формой выработки навыков взаимодействия с социумом может стать социально-психологический мини-тренинг. В тренингах широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга.
В условиях тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования повышенное внимание уделяется поведению сопровождаемого в результате активного включения его в коллективную, массовую деятельность. Коллективная массовая деятельность осуществляется в различных формах, сходных с формами воспитательной работы: праздник, экскурсия, встреча с интересными людьми, конкурс и др. Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.
Задачи тьюторской работы в ситуации массовой деятельности следующие: содействовать самообразованию обучающихся через творческую деятельность; обеспечивать социальное взаимодействие; развивать мотивацию личностного развития; ориентировать обучающегося на успех. Эти задачи решаются в условиях свободного выбора, инициативного, заинтересованного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Выбор форм находиться в непосредственной зависимости от направления деятельности работы образовательного объединения. Так, педагоги дополнительного образования - тьюторы, работающие по программам в области музыкального искусства, считают необходимым условием
адаптации одаренного ребенка к стрессовым ситуациям организацию концертных выступлений и их сопровождение. Они организуют умственную, физическую и эмоциональную подготовку ребенка к концерту. В области изобразительного искусства организуются мастер-классы, встречи с художниками, дизайнерами, осуществляется сопровождение проектной деятельности обучающихся, участие в выставках и конкурсах различного уровня. В направлении спортивной деятельности тьюторы инициируют организацию психолого-педагогического сопровождения соревнований, занятия с известными тренерами.
Результативность тьюторской деятельности трудно представить, если мы смотрим на нее из традиционного педагогического подхода, результат тьюторской работы невозможно выразить в отметке. Это могут быть такие новые «культурные» формы поведения, как: новый выбор, сдвижка точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения. Продуктами тьютор-ской работы педагога являются: портфолио, индивидуальные учебные планы и программы, исследования и проекты подопечных, тьюторский дневник и т. д.
Таким образом, в тьюторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей ученика. К плюсам тьюторства относится и то, что это недорогая форма работы, ее можно сравнительно легко реализовать практически в любых условиях. Все эти достоинства делают использование тьюторства в процессе сопровождения одаренных детей весьма желательным.
Перспективами в совершенствовании тьютор-ства в системе дополнительного образования детей являются: разработка новых форм выявления актуальных потребностей обучающихся; поиск форм и способов взаимодействия субъектов образовательного процесса; мотивация учащихся к самосовершенствованию в профессиональной
деятельности; совершенствование системы оценивания учащихся; развитие образовательной среды для учащихся.
Непрерывное тьюторское сопровождение детей позволит педагогу более глубоко осмыслить свою роль в личностном росте обучающегося, приобрести опыт грамотного подбора форм взаимодействия с обучающимся. Тьюторству, позволяющему учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся, принадлежит будущее, так как это эффективное средство, способствующее полноценному развитию личности каждого ребенка, самоопределению и самореализации обучающегося, достижению его успеха в жизни.
Библиографический список:
1. Бендова, Л. В. Ролевая модель деятельности тьютора в системе ОДО [Текст] / Л. В. Бендова // Качество дистанционного образования (концепции, проблемы, решения): материалы международной научно-практической конференции. - М. : МГИУ, 2005. - С. 40-44.
2. Богоявленская, Д. Б., Шадриков, В. Д. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева и др. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003.
3. Ковалева, Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mioo.ru/.
4. Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Текст] / Т. М. Ковалева. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.
5. Костина, Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов [Текст] / Н. А. Костина // Сибирский учитель. - 2006. - № 1.
6. Электронный журнал: http://www.sibuch.ru /_OLD/article.php?no=398.
7. Шевцова, Т. В. Проблемы тьюторства в России [Текст] / Т. В. Шевцова // Преподаватель высшей школы: материалы II Всероссийской научно-практической Internet-конференции. - Тамбов : Издат. Дом Тамб. гос. ун-та имени Г. Р. Державина, 2010. -328 с.
Организация тьюторского сопровождения одаренного ребенка в дополнительном образовании