Научная статья на тему 'Модель тьюторского сопровождения одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования'

Модель тьюторского сопровождения одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1592
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / GIFTED CHILD / ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / POSITION / СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пикина Анна Львовна

В статье рассматривается модель тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, включающая описание субъектного, ценностно-смыслового, целевого, содержательного, организационно-деятельностного, аналитико-результативного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model of Tutor Support of the Gifted Child in Conditions of Interaction of General, Further and Professional Education

In the article is considered the model of tutor support of development of the gifted child in conditions of interaction of general, further and professional education, including the description of subject, value-semantic, target, substantial, organizationalactivity, analytic-productive components. The author revealed the notions a tutor, a tutor’s position.

Текст научной работы на тему «Модель тьюторского сопровождения одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования»

УДК 376.051

А. Л. Пикина

Модель тьюторского сопровождения одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 13-06-00503

В статье рассматривается модель тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, включающая описание субъектного, ценностно-смыслового, целевого, содержательного, организационно-деятельностного, аналитико-результативного компонентов.

Ключевые слова: одаренный ребенок, тьютор, тьюторская позиция, сопровождение, взаимодействие, модель.

A. L. Pikina

A Model of Tutor Support of the Gifted Child in Conditions of Interaction of General, Further

and Professional Education

In the article is considered the model of tutor support of development of the gifted child in conditions of interaction of general, further and professional education, including the description of subject, value-semantic, target, substantial, organizational- activity, analytic-productive components. The author revealed the notions a tutor, a tutor's position.

Keywords: a gifted child, a tutor, a position, support, interaction, a model.

Целевым ориентиром современного российского образования является индивидуальное развитие личности каждого обучающегося, что подтверждается актуальными документами: Стратегией инновационного развития Российской Федерации в период до 2020 года, Федеральным Законом «Об образовании» РФ (2012 г.), Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Посланиями Президента РФ Федеральному собранию РФ (2008-2013 гг.), материалами заседаний президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию (2010, 2012 гг.), Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепцией Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и др.

Современная ситуация заставляет целенаправленно и планомерно заниматься тьюторст-вом в работе с одаренным ребенком. С этой целью в региональных образовательных пространствах выстраиваются модели, основанные на идеях интеграции (Г.И. Батурина, Б.С. Гершун-ского, Э.Н. Гусинского, Л.Б. Соколовой, Г.Ф. Федорец, Н.К. Чапаева, И.П. Яковлева,

А.В. Золотаревой и др.) и социального партнерства (Н.В. Зайцевой, Т.Ф. Асафовой, Г.А. Беловой и др.). Осуществляется вертикальное взаимодействие учреждений, в которых проводится сопровождение одаренных детей, с органами управления образованием, участие в межрегиональных мероприятиях для одаренных детей и педагогов; организация переговорных площадок, где обсуждаются проблемы и пути их решения, стажировок, семинаров, рабочих встреч со специалистами образовательных учреждений, организация межрегиональных творческих групп педагогов-тьюторов, распространение информационно-методических материалов.

В этих изменяющихся условиях необходима перестройка деятельности педагога как ключе -вой фигуры в деле образования подрастающего поколения, смена его личностных приоритетов, профессиональных позиций, компетенций. Ориентиром педагогической деятельности должны стать вариативные образовательные модели сопровождения, предназначенные для различного контингента учащихся (от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями здоровья), индивидуализированные программы и маршруты применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика. Моделирование позволит составить полное на-

© Пикина А. Л., 2013

глядное представление о целостности образовательной деятельности (от целеполагания до самоанализа и результатов деятельности), овладевать способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности.

Проблема сопровождения одаренных детей -проблема государственного уровня. Одним из возможных путей ее решения является развитие идеи тьюторского сопровождения одаренных детей в условиях российского образования.

Модель тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования позволит по-новому взглянуть на позиции субъектов образовательной деятельности - одаренного обучающегося и педагога, грамотно выстроить систему их взаимодействия, направленную на самообразование, самоопределение и самосовершенствование личности обучающегося [4].

Исследователи Л.В. Бендова и А.Г. Чернявская подробно анализируют термин «тьютор», приводя несколько определений, которые сводятся к следующему общему значению: тьютор - это консультант, наставник, облегчающий процесс обучения и организующий условия для самообразования. Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий констатируют, что тьютор -это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Сравнение данных определений позволяет выявить основные ключевые основания тьюторско-го сопровождения. Для сопровождающего - это организация и поддержка, а для сопровождаемого - самообразование.

Модель тьюторского сопровождения может иметь следующие компоненты: субъектный, ценностно-смысловой, целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналити-ко-результативный.

Субъектный компонент. Тьюторская деятельность - это взаимная необходимость. Сопровождаемые - одаренные дети различного возрастного уровня: от дошкольника до старшеклассника и студента; дети с особыми образовательными потребностями. Тьюторы - педагоги, которые занимают тьюторскую позицию: педгоги-предметники и классные руководители, преподаватели и кураторы вузов, педагоги дополнительного образования и др. Тьюторскую позицию по

отношению к обучающимся могут занимать социальные педагоги, психологи, логопеды, подготовленные ученики-тьюторы, родители одаренных обучающихся.

В последнее время стало возможным введение в штаты образовательного учреждения тьютора, для которого разработаны квалификационные характеристики, требования к деятельности как к работнику образования.

Таким образом, выбор сопровождающих достаточно широк и зависит от умения предложить детям такие виды целенаправленной деятельности, которые бы отвечали их запросам и способностям.

Основаниями тьюторского сопровождения обучающегося являются:

- потребность обучающегося в индивидуальной самостоятельной образовательной деятельности;

- сформировавшийся запрос родителей на образовательное продвижение их ребенка и определенное доверие к идеологии тьюторского сопровождения.

Ценностно-смысловой компонент модели тьюторского сопровождения определяет основные подходы и принципы тьюторской работы, педагогического сопровождения.

К методологическим подходам тьюторской деятельности можно отнести следующие подходы:

Индивидуальный подход. Его сущность выражается в осуществлении процесса сопровождения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Взаимодействие с ребенком строится через работу с его конкретными проблемами. Образовательные задачи, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку. Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход не отрицает коллективности.

Интегративно-вариативный подход. На основе интеграции строится работа по объединению усилий участников образовательного процесса, различных социальных институтов, реали-

зуются целевые установки одаренного обучающегося. Осуществляется связь разнородных и разнонаправленных подсистем и социальных компонентов внутренней и внешней среды, обеспечивается вариативность. Вариативность заключается в выборе одаренным обучающимся и педагогом-тьютором целей, программ, способов, методов деятельности для обеспечения сознательного выбора одаренным ребенком траектории своего развития, возможности для выбора интересов и путей их реализации.

Рефлексивно-деятельностный подход. Одним из признаков творческого потенциала личности выступает способность к рефлексии, осмыслению собственных действий путем самонаблюдения, самопознания, самоанализа и критической самооценки. Педагог-тьютор и сопровождаемый обучающийся глубоко осмысливают, тщательно анализируют свои действия, оценивают их, сопоставляют с реальными успехами, ищут и находят причины недостатков и подходы к их преодолению. Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность, направленная на решение образовательных задач. Основу формирования целостной личности составляет теория деятельности. Через деятельность рассматривается и проблема детской одаренности, способности детей, которые проявляются в деятельности и создаются самой деятельностью. Примером могут служить проектная и исследовательская деятельности.

Культурологический подход. Тьюторское сопровождение ориентировано на максимальное развертывание творческого потенциала. Тьютору необходимо вместе с сопровождаемым находиться в системе, обеспечивающей полноценное получение опыта и знаний через изучение культуры в «зоне ближайшего развития». Достижение цели - оптимальное развитие одаренного обучающегося, его профессиональное самоопределение при сохранении его здоровья -реализуется в образовательном пространстве благодаря целостной дидактической системе, включающей дидактические принципы.

Тьюторское сопровождение может быть основано на следующих принципах:

- принцип открытости. Тьюторская практика - это практика открытого образования, связанная со становлением открытого общества, созданием условий для управления ребенком собственной познавательной и образовательной деятельностью;

- принцип добровольности основан на доверии к философии тьюторства со стороны родителей, стремлении к самообразованию со стороны ребенка и желании самого педагога;

- принцип сотрудничества отражает право обучающегося выступать в качестве непосредственного участника творческого образовательного процесса, инициированного взрослыми, но осуществляемого детьми, то есть решать проблемы совместно со старшими помощниками одновременно «с двух сторон» - социальной и индивидуально-личностной;

- принцип активности понимается как создание условий для проявления способности детей самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты. То есть использовать себя в связи с целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс;

- принцип целенаправленности и систематичности требует создания каждому одаренному обучающемуся условий для продвижения в общем развитии.

Целевой компонент модели тьюторского сопровождения. В тьюторской работе реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению, что напрямую связано с задачами образования.

Цель педагогической деятельности тьютора в общем виде можно сформулировать следующим образом - создание такой образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего.

Задачи тьюторского сопровождения:

- выявлять и развивать образовательные мотивы и интересы обучающегося;

- находить образовательные ресурсы для создания индивидуальной образовательной программы;

- работать с образовательным заказом семьи;

- формировать учебную и образовательную рефлексию обучающегося.

Содержательный компонент модели тьютор-ского сопровождения раскрывает основные направления деятельности тьютора одаренного ребенка: диагностика, социальная защита, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение, расширение и углубление знаний по интересующим предметам, работа над проблемами взаимодействия одаренного обу-

чающегося в коллективе, в социуме и др. В отборе содержания нет единообразия, оно имеет разные аспекты.

Организационно-деятельностный компонент модели тьюторского сопровождения. Сопровождая конкретного обучающегося, решая поставленные задачи, тьютор должен использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы организации деятельности. Возможности взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования позволяют индивидуализировать взаимодействие наставников-консультантов и обучающихся, использовать активные формы такого взаимодействия.

Тьютором может быть использована совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения - диалог, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, портфолио. Тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии.

Тьюторское сопровождение может осуществляться только на основе совместной с учащимися деятельности по определению интересов, возможностей, постановке целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования, а в итоге - в процессе управления образовательной деятельностью, освоением способов развития способностей, формированием определенных качеств. Следовательно, тьюторскому сопровождению необходимо юридическое оформление, регламентация.

В целях определения и повышения эффективности тьюторской работы необходимо выделить аналитико-результативный компонент модели тьюторского сопровождения. Его основу составляют образовательные результаты на различных уровнях (ребенка, тьютора, родителей) и способы их представления.

Специфика тьюторского сопровождения одаренного ребенка показывает необходимость комплексного результата, исходя из следующих сущностных понятий: процесс, деятельность, образовательная среда. Рассматривая результат как конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично) [3], мы рассмотрели особенности достижения результата тьюторского

сопровождения через понятия процесса и деятельности.

Процесс - это цикличный и воспроизводимый набор логически связанных деятельностей, направленных на достижение общих целей, описанных процедурами и исполняемых менеджером процесса и другими ролями (агентами) с использованием выделенных ресурсов, управляемый владельцем для оптимизации по затратам с использованием измеряемых характеристик (метрик), который преобразует определенные входы в контролируемые по качеству выходы [1]. С позиции организации процесса можно сказать, что результатом деятельности тьютора, наблюдаемым у обучающегося, будет внутреннее знание себя, чувство внутренней правоты. Наслаждение процессом, а не итогом -основной критерий результата. К результатам деятельности тьютора можно отнести также многообразие и вариативность образовательных предложений, умение реализовывать

образовательные предложения в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы, устанавливать позитивные отношения с обучающимися.

Деятельность - это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс [2]. В этой связи результат деятельности тьютора можно рассматривать через проявление им следующих компетенций: способность управлять деятельностью обучающегося; способность мотивировать обучающегося на образовательную деятельность; способность организовывать события и активизировать обучающихся; знание основ интеграции и сетевого взаимодействия; способность аккумулировать ресурсы, необходимые для решения поставленных задач обучающихся; способность решать нестандартные задачи; способность программировать, проектировать, проводить исследования; обладание

коммуникативной культурой. Результат деятельности обучающегося можно

рассматривать через внешнюю или внутреннюю мотивацию к деятельности; способность ставить цели (далекие и близкие) деятельности; умение планировать деятельность; способность работать с информацией - переработка текущей информации, оперативный образ,

моделирование, реализация, контроль и коррекция плана действия, оценка.

Образовательная среда - подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов,

обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности [4]. В тьюторском сопровождении важно создание личностно-ориентированной, информационно-

образовательной среды, которая будет включать в себя: наличие компетентных специалистов, готовых работать с обучающимся; наличие взаимодействующих организаций,

консультационного центра; материально-техническое обеспечение; наличие коллектива единомышленников; цепочку образовательных событий.

С позиции организации процесса деятельности можно предположить следующие результаты на уровне тьютора и ребенка:

Результаты на уровне тьютора:

• индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута;

• набор диагностик;

• продукты творчества;

• проекты;

• портфолио тьютора и обучающегося;

• принадлежность к сообществу тьюторов.

Результаты на уровне обучающегося:

• индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута;

• адаптация в жизненном пространстве, определенность в выборе будущей профессии;

• компетенции в выбранной предметной области, позволяющие ему использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.

• успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);

• ценностные установки и ориентации;

• повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;

• собственный творческий продукт -рисунок, выставки рисунков, скульптуры тематические номера газеты, отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов и др.

На основе предложенных нами базовых позиций модели тьюторского сопровождения одаренных детей возможно создание гибких, вариа-

тивных моделей на разных возрастных этапах, направленных на поддержку личностного роста обучающегося.

Модель «Дошкольник». Тьютор - воспитатель, социальный педагог дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), имеющий психологическое образование или педагог дополнительного образования, или учитель начальных классов, ведущий занятия в школе раннего развития. Цель тьюторского сопровождения - общее развитие ребенка, выявление вундеркиндов, наблюдение за одаренными. Процесс организации тьютор-ского сопровождения предполагает: удовлетворение базовых потребностей ребенка; обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности; удовлетворение первичных интересов дошкольника; превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности. Результатом работы тьютора может быть: банк данных на детей старшей и подготовительной групп (маршрутные листы, мониторинг результатов), рекомендации родителям для поступления детей в общеобразовательную школу или учреждение дополнительного образования.

Модель «Младший школьник». Тьюторскую позицию занимают классные руководители, социальные педагоги школы, психологи, педагоги дополнительного образования, родители. Цель тьюторского сопровождения -создание и реализация индивидуальных образовательных программ развития младшего школьника. В процессе сопровождения индивидуальных образовательных программ одаренных детей применяются четыре подхода: «ускорение», «углубление», «обогащение», «проблематизация». В индивидуальных образовательных маршрутах отражается ответ на главный вопрос младшего школьника «Что я могу?». В качестве инструмента фиксации результатов взаимодействия тьютора с младшим школьником становится портфолио достижений. Результат тьюторского сопровождения: способность обучающегося ставить цели; умение планировать деятельность; способность работать с информацией - переработка текущей информации, оперативный образ,

моделирование, реализация, контроль и коррекция плана действия, оценка.

Модель «Подросток». Тьюторами могут быть учителя школы, классные руководители, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузов. Цель - сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающегося, организация взаимодействия разных образовательных организаций. Результат тьюторского сопровождения: наличие компетентных специалистов, готовых работать с обучающимся; наличие взаимодействующих организаций, консультационного центра; материально-техническое обеспечение; наличие коллектива единомышленников; цепочка образовательных событий.

Модель «Старшеклассник». Тьюторскую позицию занимают классные руководители, учителя-предметники, психологи, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузов, родители. Значительно возрастает роль учителей-предметников и преподавателей вузов. В индивидуальных образовательных маршрутах старшеклассников должна отражаться их рефлексивная позиция «Что я делаю?». Особое место в работе тьютора с обучающимся занимает свободный выбор, факультативные занятия, организация работы в малых группах, объединенных одной проблематикой, участие в работе исследовательских секций, элективные курсы. Одним из инструментов взаимодействия школы, дополнительного образования и вуза является проектная технология. Результат тьюторского сопровождения: успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.); ценностные установки и ориентации; повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы; собственный творческий продукт - рисунок, выставки рисунков, скульптуры, тематические номера газеты, отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов и др. Отражением результата могут быть такие новые «культурные» формы поведения, как новый выбор, изменение точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения.

Таким образом, мы видим, что тьюторское сопровождение - это долгосрочный и непрерывный процесс. Непрерывное тьюторское сопровождение детей позволит наиболее глубоко осмыслить педагогу свою роль в личностном росте обучающегося, приобрести опыт грамотного подбора форм взаимодействия с обучающимся.

Библиографический список

1. Генисаретский, О.И. Гуманитарные стратегии и практики [Текст] / О.И. Генисаретский // Поколенческий дискурс в практиках самоопределения Томск, 2002.- с.12 — 26

2. Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс] / Ю. Кулюткин, С. Тарасов. - Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html

3. Ковалева, Т.М. Концепция школы «Эврика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования» [Текст] / Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова // Управление школой индивидуального образования. — Томск, 2002. — с. 15-19

4. Модель взаимодействия учреждений общего образования с вузами по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей: коллективная монография / под ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011 - 156 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Genisaretskij O.I. Gumanitarnye strategii i praktiki [Tekst] // Pokolencheskij diskurs v praktikakh samoopredeleniya Tomsk, 2002.- s. 12 — 26

2. YU. Kulyutkin, S. Tarasov. Obrazovatel'naya sreda i razvitie lichnosti [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html

3. Kovalyova T.M., Dolgova L.M. Kontseptsiya shkoly «EHvrika-razvitie» kak shkoly individual'no-orientirovannogo obrazovaniya» [Tekst] // Upravlenie shkoloj individual'nogo obrazovaniya. — Tomsk, 2002. — s. 15-19

4. Model' vzaimodejstviya uchrezhdenij obshhego obrazovaniya s vuzami po realizatsii obshheobrazovatel'nykh programm starshej shkoly, orientirovannykh na odarennykh detej: kollektivnaya monografiya / pod red. А.У. Zolotarevoj. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2011 - 156 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.