Научная статья на тему 'Применение сетевых технологий как средства тьюторского сопровождения технического творчества учащихся'

Применение сетевых технологий как средства тьюторского сопровождения технического творчества учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ / ТЬЮТОР / ОНЛАЙН-ТЬЮТОРСТВО / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова Юлия Викторовна

Анализируется состояние проблемы применения сетевых технологий в организации тьюторского сопровождения научно-технического творчества учащихся в области образовательной робототехники. Выполнен обзор сетевых ресурсов по физике для средней школы, включая ресурсы по образовательной робототехнике. Обоснована необходимость профессионального тьюторского сопровождения использования сервисов и ресурсов Интернета учащимися, проявляющими интерес к занятиям робототехническим творчеством. Предложена общая модель тьюторского сопровождения физико-технического творчества учащихся в процессе обучения физике в условиях применения сетевых технологий взаимодействия участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение сетевых технологий как средства тьюторского сопровождения технического творчества учащихся»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УДК 004.42 (072.3)

Ю.В. Якимова

ПРИМЕНЕНИЕ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Анализируется состояние проблемы применения сетевых технологий в организации тьюторского сопровождения научно-технического творчества учащихся в области образовательной робототехники. Выполнен обзор сетевых ресурсов по физике для средней школы, включая ресурсы по образовательной робототехнике. Обоснована необходимость профессионального тьюторского сопровождения использования сервисов и ресурсов Интернета учащимися, проявляющими интерес к занятиям робототехническим творчеством. Предложена общая модель тьюторского сопровождения физико-технического творчества учащихся в процессе обучения физике в условиях применения сетевых технологий взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: обучение физике в средней школе, техническое творчество, робототехническое моделирование и конструирование, тьютор, онлайн-тьюторство, открытое образовательное пространство, информационно-коммуникационные технологии, сетевые технологии.

В настоящее время отечественное производство особо остро нуждается в профессиональных кадрах, способных решать сложные инженерно-технические задачи и готовых к осуществлению инновационной деятельности. Их предпрофессиональная подготовка начинается еще в средней общеобразовательной школе. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы сформировать у учащихся систему знаний об основных отраслях современного промышленного производства, научить их пользоваться отдельными инструментами и техническими устройствами, наиболее распространенными в трудовой деятельности, помочь овладеть производственными навыками. Такие знания и умения подготовят молодых людей к сознательному выбору профессии. Чем лучше поставлено в школе политехническое образование, тем короче путь к приобретению профессии.

Политехническая направленность обучения в средней школе - основа становления в будущем профессионального кругозора молодого рабочего, залог роста его квалификации, активности в трудовой деятельности [36, с.273]. В процессе политехнического обучения учащиеся приобретают комплекс технических знаний (конкретных, обобщенных), умения и навыки работы с техникой, знакомятся с научными основами современного производства, применяют свои

© Якимова Ю.В, 2018

знания на практике в решении различных технических задач. Для того чтобы учащиеся могли в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и осуществить первые пробы профессиональной направленности, необходимо организовать в школе специальную учебно-производственную среду. Именно такая учебно-производственная среда, по мнению А.Г. Калашникова, является материальным базисом политехнизма [11].

Занятия техническим творчеством возможны в рамках различных учебных предметов, в том числе при обучении физике. Выполнение учащимися творческих заданий в области прикладной физики способствует более глубокому осознанию роли науки в техническом прогрессе, расширению и углублению знаний по предмету, обеспечивает развитие способностей учащихся в области инжиниринга, помогает учащимся оценить свои профессиональные склонности и возможности, сделать впоследствии осознанной выбор профессии инженерной направленности.

Организация технического творчества учащихся средней школы является важнейшей составляющей современной системы политехнического образования. Одним их самых популярных направлений на сегодня является робототехническое творчество молодежи. Это обусловлено тем, что робототехника - новая перспективная область научно-технического знания и производственной практики. Знания из данной области востребованы сегодня как на профессиональном, так и на бытовом уровне, поскольку робототехника все увереннее входит в жизнь современного общества. Роботы используются на производстве, в военном деле, в медицине и образовании, в быту. Рост интереса к образовательной составляющей данного научно-технического направления наблюдается во многих странах мира (США, Германия, Сингапур, Япония, Китай, Корея, Австралия и др.).

Образовательная робототехника рекомендуется для введения в учебный процесс средней школы в качестве модуля образовательной области «Технология». Это интегративный учебный модуль, который обладает значительным образовательным потенциалом. Его освоение способствует формированию у учащихся представлений о современном производстве, обеспечивает углубление, систематизацию и обобщение знаний учащихся по различным школьным предметам. С помощью многосторонних межпредметных связей образовательной робототехники с базовыми школьными предметами задачи обучения, развития и воспитания учащихся решаются на качественно новом уровне, закладывается фундамент для формирования у учащихся комплексного подхода к решению различных технических задач [16, с. 5,21].

Поиск ресурсов, направленных на обеспечение эффективного управления развитием технического творчества учащихся, в том числе в области робототехнического моделирования и конструирования, является на сегодня актуальной проблемой. Важным средством ее решения будет использование в учебном процессе сетевых технологий организации творческой технической деятельности учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы Интернета дают учащимся возможность самостоятельно искать необходимую информацию политехнического содержания, анализировать полученные данные, планировать и корректировать свою деятельность, осуществлять взаимодействие с учителем, специалистами, учащимися, представлять и публично защищать свои собственные проекты.

Сетевые информационные технологии (СИТ) - эффективный инструмент профессиональной деятельности учителя. СИТ существенно расширяют возможности раскрытия содержания

учебного материала преподавателем и восприятия этого материала учащимися. Сетевые образовательные ресурсы (мультимедийные универсальные энциклопедии, справочники, базы знаний, учебники и учебные пособия), образовательные интернет-сайты, WEB-серверы и файловые серверы учебных заведений для хранения различных данных в электронном (цифровом) виде (презентаций, электронных книг, электронных конспектов, отсканированных текстовых и графических материалов, электронных курсов и т.п), различные прикладные компьютерные программы, в том числе и для моделирования схем, процессов, объектов, создают в совокупности богатую образовательную среду для поддержки технического творчества учащихся [13, с.337]. Вместе с тем работа учащихся в данной среде должна быть целенаправленной и продуктивной, что обеспечивается руководством со стороны наставника (учителя-предметника, педагога дополнительного образования или тьютора).

Актуальной задачей нашего исследования является решение следующей проблемы: каким образом в процессе организации проектной физико-технической деятельности учащихся в области учебной робототехники могут использоваться сетевые технологии тьюторского сопровождения, чтобы его результатом стали рост интереса учащихся к физико-техническому творчеству и готовность к решению прикладных технических задач.

Рассмотрим составляющие решения данной проблемы.

Разработке отдельных методов и приемов преподавания физики, направленных на развитие способностей учащихся в области технического творчества посвящены работы В.А. Бетева, И.Я.Даниной, М.Г. Ершова, Р.И.Малафеева, В.С.Третьякова, Е.В. Оспенниковой, А.В.Усовой, С.И.Фролова, Т.Н. Шамало и др.

Методические основы использования ИКТ в учебном процессе по физике рассмотрены в работах Д.В. Баяндина, Г.А. Бордовского, В.Р. Бурсиана, Г.Я. Буша, Ю.А. Гороховатского, В.А. Извозчикова, А.С. Кондратьева, В.В. Лаптева, Е.В. Оспенниковой, Н.С. Пурышевой, Ф.Е. Фрадкина, Н.К. Хананнова А.В. Хуторского и др. В целом ряде исследований уделяется внимание проблеме применения в обучении физике сетевых технологий (И.М Григорьев, И.Н. Исмаилов, К.П. Колинько, Д.Ю. Никольский, Е.В. Оспенникова, А.С. Чирцов, И.В. Яковлева и др.). Существует достаточное число порталов и сайтов образовательного содержания, на которых представлены цифровые учебные материалы по различным предметам, в том числе по физике. Среди них Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), Федеральный центр информационных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).

На сегодняшний день широко представлены сетевые образовательные ресурсы по физике: «Global Physics» (http://globalphysics.ru/), «Классная физика» (http://class-fizika.narod.ru/vid.htm), «Физика» (http://www.fizika.ru/), «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/physics.htm) и др.

Появляются авторские сетевые ресурсы. Например, И.М. Григорьев, К.П. Колинько, Д.Ю. Никольский, А.С. Чирцов создали информационно-обучающий сайт «Физика для школ через ИНТЕРНЕТ», задача которого обеспечение квалифицированного преподавания физики и других естественнонаучных дисциплин в школах, лицеях и гимназиях и облегчение контактов между преподавателями средних учебных заведений и вузов [10, c.24].

Растет число сайтов для средних школ, созданных высшими учебными заведениями и другими организациями. Например, известен в России сайт «Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственно университета» (http://olympiada.spbu.ru/index.php/olim-piada-

shkolnikov/fizika). Эта олимпиада проводится среди школьников 7-11 классов. Задачи олимпиады: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, пропаганда научных знаний, развитие сотрудничества с образовательными организациями, реализующими программы высшего профессионального образования, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, в том числе оказание содействия в их интеллектуальном развитии, профессиональной ориентации и продолжении образования, повышение педагогической квалификации учителей, участвующих в проведении олимпиады [17].

В 2014-2016 гг. издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» и компания LEGO-Education реализуют совместный проект, направленный на интеграцию методик внеурочного обучения в области робототехнического проектирования и включению образовательной робототехники в основную образовательную программу. В рамках данного проекта создан и функционирует «сайт методической службы «БИНОМ» (http://metodist.lbz.ru/). На сайте представлены авторские мастерские по предметам, в том числе авторская мастерская по физике. В настоящее время издательство разрабатывает инновационный учебно-методический комплекс «УМК - БИНОМ» по естественно-математическому образованию, который включает в себя учебники, учебно-методические материалы и ЦОРы. Комплекс включает в себя систему УМК, ядром которой являются учебники, входящие в федеральный перечень, по математике, физике, химии и биологии с межпредметными практикумами и элективными курсами на основе уже созданного УМК по информатике и ИКТ, и ориентирует педагога и школьника на работу в открытой информационной среде. На сайте можно найти пояснительные записки, учебно-тематические планы, электронные приложения к УМК, буклеты, презентации, видеолекции, авторские материалы. Пользователи сайта могут задать вопросы организаторам проекта и руководителям мастерских на авторском форуме. Представлены авторские мастерские по робототехнике В.В. Тарапата и Д.Г. Копосова. В мастерских авторов имеются следующие разделы: «Робототехника», «Видеолекции», «Форум» [30].

Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии технического творчества учащихся рассматривали А.И. Гридасов, И.С. Ташлыков. В их работах раскрыты вопросы приобщения студентов как будущих организаторов технического творчества учащихся к современным технологиям. Рассмотрены особенности подготовки специалистов в вузе. По их мнению, «...проблема компьютеризации образовательного процесса не стоит в смысле быть или не быть, но предлагает обширное поле деятельности для педагога дополнительного образования, занятого в сфере технического творчества [6, с.88].

В работах И.В. Ильина и Е.В. Оспенниковой рассматривается применение средств ИКТ в совершенствовании политехнических знаний учащихся средней школы. Авторы разработали информационный образовательный ресурс «Прикладная физика в плакатах», который представляет собой информационный источник сложной структуры и содержит два уровня интерактивности представленных в нем учебных объектов (плакаты и анимации). Ресурс позволяет пользователю изучить тот или иной технический объект в интерактивном режиме. Решается задача систематизации и обобщения технических знаний учащихся [34].

Обсуждается в педагогической печати проблема сетевой поддержки технического творчества учащихся, в том числе в области образовательной робототехники (Н.А. Криволапова, В.Г. Габдулхаков, И.В. Вагнер, Ю.Ю. Власова и др.).

В настоящее время существует достаточное количество сайтов, направленных на развитие технического творчества учащихся. Особе место среди них занимают сайты по образовательной робототехнике. По характеру представленной информации все сайты с некоторой долей условности можно разделить на пять видов:

1) содержащие материалы о созданных робомоделях (статьи, схемы сборки роботов, управляющие программы, фотогалереи с робоконструкциями, форумы и др.): «Занимательная робототехника» (http://www.prorobot.ru/), «Самодельный робот» (http://robot.paccbet.ru/), «ROBOLIVE» (http://www.robolive.ru/), «WRO World Robot» (http://wroboto.org/), «Робототехника» (http://techrobots.ru/) «Kids Engineer!» (http://kidsengineer.com/-) и др.;

2) включающие информацию о программах обучения в области образовательной робототехники и реализующие эти программы: например, сайт «Научно-методическая лаборатория образовательной робототехники » (http://robot.cpm77.ru/), «Образовательная робототехнтка. Техническоетворчество. ФГОС» (Ы*р://фгос-игра.рф/оЬиЛеше) и др.;

3) информирующие о конкурсах, олимпиадах, проектах по образовательной робототехнике, реализуемых в России и за рубежом: «UROBOT RUSSIA» (http://eurobot-russia.org/), «WRO World Robot» (http://wroboto.org/), «Робот Центр» (http://robotcenter.ru/), «РОАР» (http://raor.ru/) и др.;

4) обеспечивающие условия и ресурсы для коллективного взаимодействия и сотворчства детей, родителей, учителей и экспертов, увлеченных техническим творчеством, в частности робототехникой. Например: «Начала инженерного образования в школе» (http://koposov.info/), «Wiki Robokomp» (http://wikirobokomp.ru/) и др.;

5) предоставляющие аналитическую информацию о рынке образовательной робототехники: «Robogeek») (http://www.robogeek.ru/ ), «Multiplo» (http://multiplo.org/), «Лартмастер» (http://lartmaster.ru/) , «nAKnAK»(http://pacpac.ru/), «Технолаб» (http://examen-technolab.ru/) и др.

Обзор содержания ресурсов Интернета по образовательной робототехнике показал, что большинство сайтов содержат практические статьи по робототехнике, иллюстрированные схемами и рисунками, ссылки на полезные ресурсы, уроки по лего-конструированию, информацию о рынке робототехники, технические форумы и чаты, инструкции по сборке роботов, информацию о проходящих мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, семинарах) по робототехнике, проводимых как в России, так и на международном уровне. Тем не менее представленная информация не относится, как правило, напрямую к какой-либо предметной области. Более того, большинство ресурсов предназначено для системы дополнительного образования учащихся.

Важно организовать и поддерживать технической творчество учащихся в области робототехники не только в системе дополнительного образования, но и в рамках общего образования. Однако использованию элементов робототехники в предметном обучении, в том числе в обучении физике уделяется пока недостаточно внимания. Известны лишь отдельные работы, выполненные в данном направлении [8, 18, 24]. Например, при Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете коллективом научно-образовательного центра «Техноин-

теллект» разработан сайт «Образовательная робототехника» (http://robot-pspu.tk/). Главной задачей сайта является научно-методическое обеспечение и поддержка применения элементов образовательной робототехники в основном и среднем общем образовании. Работа сайта направлена на организацию и проведение конкурсов и мероприятий для учащихся и учителей средних общеобразовательных школ. Коллективом НОЦ и модераторами сайта организуется три открытых краевых мероприятия для учащихся и студентов инженерно-педагогического профиля обучения: конкурс робототехнических проектов «РОБОЛЕТО: Интеллектуальные каникулы», конференция «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА: ТЕХНОИНТЕЛЛЕКТ XXI века», конкурс проектов учащихся и научно-методическая конференция учителей «РОБОЭВРИКА: РОБОТ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (средняя школа, вуз)». При проведении мероприятий основное внимание уделяется применению образовательной робототехники в предметном обучении. Например, к направлениям секционной работы конференции «РОБОЭВРИКА» относятся следующие: роботизированные опыты (наблюдение, эксперимент) в изучении основ наук; применение роботов в исследовании объектов техносреды (прошлое, настоящее, будущее); роботизированные системы для моделирования процессов в природе и обществе.

Применение сетевых технологий в организации технического творчества учащихся в области робототехники как средства реализации политехнической направленности обучения в средней школе, в том числе обучения физике - новое важное направление научно-методических исследований. Самостоятельная работа во внеурочной работе по предмету и домашнее творчество учащихся политехнической направленности должны получить соответствующую сетевую поддержку.

Роль сетевых сервисов в развитии технического творчества учащихся трудно переоценить. И.В. Яковлевой и Е.В. Оспенниковой рассмотрено место сетевых социальных сервисов в системе источников учебной информации, определены цели использования ССС, разработана модель применения в обучении [19, 20]. Авторы отмечают: «Сетевые сервисы являются новой составляющей учебной виртуальной среды как источника социокультурного опыта, а также дополнительным и весьма эффективным средством поддержки и развития среды учебных коммуникаций» [5, а48]. В их работах представлены модель и методика применения ССС в учебном процессе по физике. Обучение на основе модели образовательного процесса обеспечивает получение нового образовательного результата, который заключается в расширении представлений школьников о возможностях виртуальной среды и приобретение ими навыков работы с новыми источниками информации и новыми инструментами. Данный подход охватывает все виды учебной деятельности школьников по физике, в том числе и техническое творчество учащихся [19, а50].

Современные средства ИКТ и сетевые технологии открывают доступ к ресурсам открытого образовательного пространства. По мнению Т.М. Ковалевой, «...открытое образование - это не что-то объективно существующее, а прежде всего такой взгляд и такой тип рассуждения, относительно которого не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) несут на себе образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе образовательные функции, если его использовать соответствующим для этого образом» [12, с.19].

В настоящее время можно утверждать, что уже создано и развивается открытое образовательное пространство в области робототехники. На сегодня информационное пространство открытого образования в данной области знаний является чрезвычайно широким. Современному школьнику непросто ориентироваться в этом пространстве и выбирать из всего многообразия образовательных предложений именно те, которые отвечают его индивидуальному образовательному запросу. Необходимо профессиональное сопровождение применения учащимся сервисов и ресурсов Интернета в их техническом творчестве [37].

Решение этой задачи может быть связано с введением в систему российского образования профессии тьютора, обеспечивающего связь индивидуальной образовательной потребности обучающегося и разных вариантов возможностей ее достижения. Должность «тьютор» была введена в систему общего образования в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (2008) [14]. В настоящее время эта должность официально зафиксирована и представлена в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации (2013) [23]. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 мая 2015 г. был утвержден график разработки и применения профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 гг., среди которых фигурирует «тьютор» [1]. Как показывает практика, тьюторы как штатные работники средних общеобразовательных школ встречаются достаточно редко. Тем не менее все больше учителей-предметников так или иначе включаются в эту деятельность. Появилось обозначение этой профессиональной инициативы: учитель с позицией тьютора.

На сегодняшний день отдельные аспекты теории и истории тьюторства изложены в публикациях Э. Гордон, И.Д. Проскуровской, Н.В. Рыбалкиной [5, 26, 29]. Важную роль в работе тьютора играет индивидуальный подход к учащимся. Методологические и концептуальные проблемы, а также общепедагогические вопросы индивидуализации образовательного процесса рассмотрены в работах А.И. Адамского, Е.А. Александровой, Т.М. Ковалевой, И.Д. Фрумина, Б.Д. Эльконина и ряда других исследователей [2, 3, 12, 31, 35]. Существуют разные виды тью-торского сопровождения, в том числе тьюторская поддержка дистанционного обучения. Информационные технологии и ресурсы сети Интернет применяются в организации учебного процесса по различным предметам в средней школе. При этом данные ресурсы практически не задействованы в организации технического творчества учащихся. Лишь отдельные учителя с позицией тьютора обеспечивают управление образовательной практикой учащихся с применением сетевых источников информации.

Сетевые технологии поддержки технического творчества в предметном обучении на сегодняшний день представлены в основном в виде организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие в образовании - это совместная деятельность школ, научных центров, центров дополнительного образования и ВУЗов, направленная на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационно-методических ресурсов. В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х го-

дов. Заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Проблема сетевого взаимодействия рассматривается, в первую очередь, в аспекте внедрения дистанционных технологий в образование: A.A. Андреев, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, И.В. Роберт, A.B. Хуторской и др. [4, 22, 26, 27, 32]. Интерес к дистанционному образованию непрерывно растет. По данным ЮНЕСКО согласно прогнозам в 21 веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30-40% времени, 40 % будет отведено на дистанционное образование, а остальное время на самообразование.

Роль тьютора в системе дистанционного образования описана Р.Р. Шасутдиновым [33]. Автор рассматривает вопросы необходимости организации тьюторского сопровождения студентов. А.М. Долгоруков в своих работах описал метод case-stady, один из наиболее распространенных подходов к организации самостоятельного обучения, основанном на широком использовании средств ИКТ [7].

М.Г. Мур и Г. Кирсли сформулировали функции тьютора в дистанционном образовании. К ним относятся: обсуждение содержания курса, предоставление обратной связи об успехах учащегося, оценка заданий (тестов), помощь в планировании работы, мотивирование, разрешение административных вопросов, контроль работы учащихся над проектами, проведение занятий «лицом к лицу», хранение записей учащегося, взаимодействие с администрацией [15].

Проблема недостатков дистанционного образования рассматривается в работе Л.Н. Рулиене. Автор утверждает: «В дистанционном обучении существует проблема дефицита контактов между участниками учебного процесса, что отрицательно влияет на эффективность и качество обучения. Поэтому важнейшим показателем качества дистанционного обучения является уровень интерактивности информационно-образовательной среды» [28].

Технологии тьюторского сопровождения имеют свои особенности. Особенность тьютор-ских технологий заключается в том, что они позволяют усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума» [33].

Перспективным в настоящее время является онлайн-тьюторство, которое базируется на применении сервисов Интернет. Этот вид сетевой образовательной поддержки обучаемого характеризуется высокой эффективностью и простотой связи между участниками учебного процесса, не имеющих возможности общаться в реальном времени. Онлайн-тьюторство реализуется в пределах виртуальной образовательной среды. Инструментами для общения являются различные интернет-технологии: Skype-чат, Whiteboard, системы дистанционного обучения, форумы, web-конференции, телеконференции, вебинары и др.

Несмотря на интерес общества к проблеме развития технического творчества, учащихся с одной стороны, и возможность использования современных сетевых технологий в его организации - с другой, целенаправленные исследования в методике преподавания физики, направленные на применение сетевых технологий тьюторского сопровождения технического творчества учащихся при обучении данному предмету, до сих пор не проводилось. Известны лишь отдельные примеры реализации сетевых технологий организации внеурочной работы по физике политехнической направленности [9, 25].

Значительная часть исследователей, занимающихся вопросами тьюторского сопровождения дистанционного образования, в качестве тьюторантов рассматривают, как правило, студен-

тов или преподавателей вузов. Публикации в большинстве случаев посвящены вопросам создания избыточной и вариативной образовательной среды. При этом не акцентируется внимание на том, как эти ресурсы могут быть использованы учащимся в образовательном процессе средней школы.

Соединение в профессиональной деятельности тьютора по образовательной робототехнике технологии развития физико-технического творчества учащихся и сетевых технологий сопровождения их внеурочной работы в области робототехнического проектирования может иметь высокий образовательный эффект.

Процесс проектирования тьюторского сопровождения технического творчества учащихся с использованием сетевых технологий представляет собой адаптацию к данной области профессиональной деятельности модели классического тьюторского сопровождения. Рассмотрим содержание основных этапов проектирования.

I этап - аналитико-диагностический. Работа на данном этапе направлена на диагностику обучаемых (тестирование, наблюдение, беседа и др.). Цель диагностики - выявление учащихся, интересующихся техническим творчеством в области робототехники и имеющих в этой области необходимые способности.

II этап - мотивационный. Деятельность тьютора на этом этапе включает целеполагание и формирование индивидуальной образовательной траектории учащихся. Тьюторант формулирует свой образовательный запрос и представляет его тьютору.

III этап - реализация. Этот этап работы тьютора включает: составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), планирование этапов деятельности учащегося, направленных на достижение образовательных целей, работу по созданию «карты ресурсов», выполнение учащимися физико-технического проекта, организацию индивидуальных и групповых консультаций, сетевое тьюторское сопровождение технического творчества учащихся в рамках конкретных робототехнических проектов, организацию участия школьников в конкурсах по техническому творчеству, формирование портфолио.

IV этап - рефлексивный. Тьютор на данном этапе организует рефлексию продуктов творческой деятельности тьюторанта и образовательных эффектов реализованного им плана работы, их соответствия поставленной цели, а также роли и значения в образовании тьюторанта.

V этап - оценочно-коррекционный. Это этап анализа результатов деятельности, оценки эффективности используемых средств и достигнутых образовательных эффектов, внесения коррективов в план деятельности.

Основное содержание рассмотренной выше модели проектирования тьюторского сопровождения заключается в том, что тьюторант реализует серию образовательных робототехниче-ских проектов, активно используя сетевые технологии и ресурсы открытого образовательного пространства. Все образовательные проекты индивидуальны и удовлетворяют запросам тьюто-ранта.

В рамках настоящего исследования разрабатывается модель тьюторского сопровождения внеурочной работы учащихся по физике в области образовательной робототехники в условиях применения сетевых технологий взаимодействия участников образовательного процесса, ведется работа по выявлению возможностей и направлений применения сетевых технологий

тьюторского сопровождения выполнения учащимися физико-технических проектов по моделированию и конструированию роботов.

Применение сетевых технологий может сделать процесс тьюторского сопровождения более результативным, что, в свою очередь, будет способствовать росту интереса учащихся к изучению физики, уровня их активности и самостоятельности в учебной работе по предмету, развитию технического мышления и готовности учащихся к инновационной деятельности, целенаправленному сознательному выбору учащимися в будущем профессий инженерной направленности.

Список литературы

1. 12.02.15-Профстандарт педагога (проект) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www. docme.ru/doc/124798/12.02.15-profstandart-pedagoga--proekt- (дата обращения: 18.01.2016).

2. Адамский А.И. Сетевое партнерство в образовании. - М.: Эврика, 2004. - 144 с.

3. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка процесса самоопределения старшеклассника в культуре // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. -М.: Инноватор. - 1996. - С. 67-70.

4. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития //Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. - М.: ВУ, 1995. - С. 43-48.

5. Гордон Э. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. - Ижевск: ERGO, 2008. - 350 с.

6. Гридасов А.И, Ташлыков И.С Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии технического творчества // Информатизация образования: сборник материалов IV Междунар. науч. конф. - Минск, 2012 - С. 88-91.

7. Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. - М: ЦИТО, - 2002 г. - С. 21-44.

8. Ершов М.Г. Использование робототехники в преподавании физики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2012. - №8. - С.77-85.

9. Ильин И.В. Изучение прикладной физики в средней школе применением средств ИКТ // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2010. - №6. - С.146-159.

10. Информационные технологии в обучении физике. Использование сетевых технологий / И.М. Григорьев, К.П. Колинько, Д.Ю. Никольский, А.С. Чирцов // Компьютерные инструменты в образовании. - 1999. - №6. - С.23-27.

11. Калашников А. Г. Проблемы политехнического образования: избранные труды. - М.: Педагогика, 1990. - 368 с. 34

12. Ковалева Т.М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного образования. - 2010. - №4. - С.19-23.

13. Колесников А.А. Сетевые информационные технологии в преподавании общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин технического профиля / А. А. Колесников // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. - М. - 2012. - с. 337-342.

14. Минздравсоцразвития РФ: Приказ № 216н от 05.05.2008 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc13095.html (дата обращения:18.01.2016). 31

15. Научная библиотека КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/about (дата обращения:18.01.2016).

16. Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников: учебное пособие / Никитина Т.В. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 169 с.

17. Олимпиада школьников Санкт-Петербургского Государственно университета [Электронный ресурс]/ - URL: http://4.olimpiada.ru/activity/233 (дата обращения:18.01.2016).

18. Оспенникова Е.В., Ершов М.Г. Образовательная робототехника как инновационная технология реализации политехнической направленности обучения физике в средней школе // Педагогическое образование в России. - 2015. - №3. - С.33-40.

19. Оспенникова Е.В., Яковлева И. В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 46-51.

20. Оспенникова Е.В., Яковлева, И.В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов // Педагогическое образование в России. - 2012. - №5. - С.118-121.

21. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие /Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др. // - М.: «Академия», 2006. - 400 с.

22. Полат Е.С. Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с. 25

23. Постановление Правительства Российской Федерации N 678 г. от 8 августа 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/08/19/nomenklatura-site-dok.html (дата об-ращения:18.01.2016).

24. Принцип политехнизма в обучении физике: современная интерпретация и технологии реализации в средней школе: монография / Е.В. Оспенникова, И.В. Ильин, М.Г. Ершов, А.А. Оспенников; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой [Текст]. - Пермь: ООО Пермское книжное издательство, 2014. - 502 с.

25. Проектирование учебных модулей для школьного физического практикума с применением учебных наборов по образовательной робототехнике / М.Г. Ершов, А.Ю. Дерюшев, О.Н. Чурилов, Д.А. Антонова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2014. -№10. - С.154-165.

26. Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале английских университетов) // Вестник Томского гос. ун-та. - 2009. - №2 (6). - 210 с.

27. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008. № 5. - С. 3-15.

28. Рулиене Л.Н. Высокие технологии в информационно-образовательном процессе университета // Образовательные технологии и общество (Educational technology & society). - 2012. - Т.15. - № 3 - С. 377-391.

29. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология: материалы I-ой Межрегиональной тьюторской конференции. - Томск, 1996. - С. 15-30.

30. Сайт методической службы «БИНОМ» [Электронный ресурс]. - URL: http://metodist.lbz.ru/ (дата обращения:18.01.2016).

31. Фрумин, И. Д. Образовательное пространство // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995. - С. 50-51.

32. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - №2. - С.30-35.

33. Шамсутдинов Р.Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения /Абдурахманова А.Р., Шамсутдинов Р.Р.// Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1134-1135.

34. Электронный образовательный ресурс «Прикладная физика в плакатах» как средство реализации принципа наглядности в учебном процессе / И.В. Ильин, О.А. Баранова, Г.С. Ханза-дян, Д.А. Антонова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2014. - №10. -С.146-153.

35. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Энциклопедический словарь юного техника / сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1987. - 464 с.

37. Яковлева И.В., Оспенникова Е.В.Образовательное значение сетевых социальных сервисов // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 5. - С. 118-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.