УДК 371.12
А.С. Куляпин, Т.Я. Шихова Развитие тьюторской позиции современного учителя в деятельности ЦИО университетского округа ПгПУ
Статья описывает опыт работы МОУ «СОШ № 135 с углублённым изучением предметов общеобразовательной области “Технология”» г. Перми по развитию тьюторской позиции учителя и трансляции этого опыта в краевом ресурсном центре повышения квалификации педагогов технологического и профильного образования» в рамках Центра инновационного опыта Университетского округа ПГПУ.
Ключевые слова: тьютор, тью-торская позиция, модель школы полного дня, институт тьюторства, тьютор-ское сопровождение, деятельность тьютора, тьюторские технологии.
Вследствие массовой профилизации школы перед образовательными учреждениями встает острая проблема организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, а перед учащимися - самостоятельного выбора вариантов изучения предметов, элективных курсов, форм обучения, востребованности дополнительных образовательных услуг, профиля обучения на третьей ступени, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.
Выбор подростком образовательной траектории вследствие естественных особенностей возраста является неустойчивым, неопределенным, изменчивым. Проблема профессионального само-
определения, развитие навыков аналитической деятельности приводят к не-
обходимости особого педагогического сопровождения в осуществлении выбора учащимися образовательного направления. В связи с этим в образовательном пространстве школы целесообразно появление педагогических ролей и позиций, которые меняют отношение между учителем и учеником. На наш взгляд, потенциал тьюторской позиции (особая педагогическая позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность) может помочь решить проблемы пред-профильной подготовки и профильного обучения, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования, полнее раскрывать ресурсы ученика и ресурс образовательного учреждения.
Одним из способов дифференциации и индивидуализации образования за счет изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса может стать целенаправленное внедрение в педагогическую практику модели школы полного дня (ШПД) и института тьюторства. Эта модель школы актуальна для учащихся, так как позволяет полнее учитывать интересы, способности, склонности учащихся, стимулировать интерес к продолжению образования, к получению отвечающей индивидуальным запросам профессии на основе выстраивания индивидуального плана продвижения к самостоятельно избранным целям в процессе обучения и воспитания. Основным партнёром школьника в выстраивании индивидуальной образовательной программы, траектории и полноценном «проживании» её является педагог в качестве тьютора. Посредническая миссия педагогов, администрации школы реализуется через конструирование способа построения образовательного пространства предпрофильной подготовки и профильного обучения таким образом, чтобы главным содержанием деятельности учащегося был процесс самообразования (образование как индивидуальный про-
© Куляпин А.С., Шихова Т.Я., 2010
64
ект), «выбор опробования» своих возможностей, познание границ своей конкурентоспособности на рынке труда.
Управленческая, педагогическая деятельность по созданию оптимальной модели профильной школы полного дня с тьюторским сопровождением в нашей школе осуществлялась в процессе реализации проекта «Создание механизма управления тьюторским сопровождением в ШПД».
Разрабатываемый механизм управления тьюторским сопровождением включает три подсистемы:
1.Структурно-функциональная подсистема (управленческие органы, выполняющие поставленные перед ними задачи, совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление).
2.Информационно-поведенческая подсистема (управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления, интересы и поведенческие нормативы участников процесса управления).
3.Подсистема саморазвития системы управления (стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей, внедрение их в практику; воспроизводство, распространение и практическое воплощение).
В ходе реализации проекта были определены основные понятия, выработаны общие подходы к реализации тьюторской позиции учителя как акмеологической.
Тьюторская деятельность в своей основной части является совместной с учащимся деятельностью по выстраиванию и реализации его образовательной траектории. При этом ученик получает опыт постановки цели и интеграции для ее достижения различных результатов образования, а в итоге - осознает процесс управления своей образовательной деятельностью, осваивает наиболее существенные его компоненты, формирует компетентности, обеспечивающие ее успешную реализацию.
Тьюторская деятельность направлена на становление субъектной позиции учащегося в процессе обучения (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения), на помощь в оформлении, анализе и презентации учащимся своих учебных и образовательных достижений. Тьютор помогает в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает проявлению образовательной инициативы. Он оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего образования, организует опыт построения программ образования (Л.М. Долгова).
Деятельность тьютора по своей природе является интегративной и строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих. Это умение внутренне почувствовать ученика, полностью принять его таким, какой он есть, дать ему право на самобытность и самопроявление. И в то же время вести его к результатам, мотивировать на преодоление препятствий, поддерживать в начинаниях, не навязывая своего мнения.
Основной принцип работы тьютора в современном образовании - это принцип расширения образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое. Причём открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа себя и выбор пути. Открытое образовательное пространство не формирует заранее заданный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения.
Таким образом, работа тьютора позволяет обучающемуся увидеть своё образовательное пространство как открытое и
начать эффективно использовать его потенциал для построения своей собственной образовательной программы (Т.М. Ковалёва).
Тьюторская позиция отличается тем, что тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания (ИОП), работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащихся (Л.М. Долгова).
Тьюторская позиция четко проявляется в умении выстраивать диалог взаимодействия с учеником-соавтором, который обладает следующими особенностями:
• равенство позиций тьютора и ученика;
• отсутствие оценок, полное принятие ученика таким, какой он есть;
• особая эмоциональная окраска общения;
• искренность и естественность в проявлении эмоций;
• способность тьютора использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные. Следовательно, тьютор в нашем понимании - это педагог с тьюторской позицией, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности учащихся, профессионального самоопределения, способный оказать непосредственное влияние на формирование различных компетентностей.
Тьюторское сопровождение - это специально организованное педагогическое сопровождение для оказания учащемуся помощи в оформлении образа будущего и построении наиболее адекватной программы по его достижению. Основной единицей тьюторского сопровождения является тьюторская встреча - обсуждение тьютором и учеником самостоятельных шагов, сделанных последним для решения своего образовательного вопроса.
Учителями активно используются специальные тьюторские технологии:
• Образовательные путешествия и про-фессиографические экскурсии.
• Технология проектирования развития субъектности в профессиональном самоопределении.
• Информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение в сетевых образовательных программах.
• Диагностика профессиональной успешности в современной машиностроительной отрасли.
• Профессиональные пробы и производственная практика в технопарках с использованием экспонатов-тренажёров, образцов современного оборудования. Развитие у педагогов школы навыков
сопровождения ИОП, создание элективных курсов для обеспечения образовательного выбора учащимися - один из важных результатов проекта. Способы работы систематизируются и трансформируются в программы курсов ЦИО для обучения специалистов с позицией тьюторов, сопровождающих учащихся в выборе ИОТ с использованием имеющегося потенциала основного и дополнительного образования. Определяются организационные формы, методы, приемы, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей специалистов, занимающихся вопросами тьюторского сопровождения.
Такая работа педагогов в ЦИО готовит учащихся к самоопределению и самостоятельной деятельности вне зависимости от сферы приложения их будущих усилий.
Педагогический коллектив второй год работает над методической темой «Формирование тьюторской позиции в условиях школы полного дня». Методические совещания, индивидуальные и коллективные консультации, педагогические советы, организованные на базе школы курсы повышения квалификации, - все это свидетельствует о систематичном и целенаправленном движении к намеченным целям.
Критериями мониторинга эффективности управления проектом стали: портфолио педагогов и учащихся, самостоятельность и многовариантность наполнения портфолио, наличие у учащихся индивидуального учебного плана дополнительного образования, количество учащихся, имеющих личный профессиональный план.
Создаваемый механизм управления тьюторским сопровождением является одним из способов достижения предполагаемого результата реализации Программы развития МОУ «СОШ N° 135», целью которой является разработка, апробация и систематизация содержания, организационных условий, управленческих действий, способов совместной деятельности педагогов и учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении, обеспечивающих формирование готовности учащихся к ответственному профессиональному самоопределению.
Накопленный опыт работы школы по тьюторскому сопровождению в начальном, основном и старшем звене позволяет искать пути и способы его трансляции в другие ОУ.
Реализуя инновационный проект «Краевой ресурсный центр повышения квалификации педагогов технологического и профильного образования» в рамках Университетского округа ПГПУ, коллектив МОУ «СОШ № 135 с углублённым изучением предметов образовательной области Технология”» основной целью ставил создание новой модели методической работы, инновационной деятельности, непрерывного повышения квалификации педагогов технологического и профильного образования.
Задачи проекта:
1.Апробировать пилотную модель функционирования образовательного учреждения в статусе краевого ресурсного центра непрерывного технологического образования.
2.В рамках ЦИО разработать, апробировать и систематизировать содержание,
нормативную базу, управленческие действия, способы совместной деятельности, инновационную практику, обеспечивающие формирование тьюторской позиции у педагогов технологического образования.
3.Инициировать создание краевой ассоциации педагогов технологического образования.
4.Способствовать созданию сетевых образовательных проектов, направленных на сопровождение профессиональной карьеры молодёжи в сфере индустриального производства.
Разработаны учебные модули для курсовой подготовки. За два года на семинарах и курсах обучились более 750 слушателей. Им были предложены 4 модуля:
1.«Управление ОУ в условиях перехода на стандарты второго поколения».
2.«Инновационная деятельность в технологическом и профильном обучении. Инновационные подходы к управлению образовательным процессом в условиях комплексного обеспечения процесса про-филизации».
3.«Интенсификация учебного процесса средствами ИКТ. Создание системы дистанционного обучения».
4.«Формирование позиции тьютора у педагогов».
Преимуществами ЦИО являются сочетание исследовательской и транслирующей деятельности, оперативность представления инновационного опыта, практическая направленность, деятельностный подход, выстраивание диалога между педагогами обучающими и педа-гогами-слушателями, открытость, возможность получения экспертной оценки со стороны профессионального сообщества, объединение профессионального сообщества вокруг ЦИО в форме ассоциации профессионалов. В ЦИО реализуется инновационная модель обучения: инновационная деятельность - наблюдение - погружение в инновационную практику - моделирование, конструирование индивидуальной образовательной
программы слушателей - экспертиза и апробация своих ресурсов. Основным методом обучения является метод обучения в деятельности как наиболее адекватный для саморазвития. Подготовка тьюторов также предполагает, что тьютор прежде сам проходит тот путь, на который потом наставляет школьников: учится ставить вопрос, находить ответ и владеть знанием.
В ходе проведения курсовой подготовки каждый слушатель:
• разработал индивидуальную программу повышения квалификации, которая была оформлена в портфолио участника,
• был обеспечен тьюторским сопровождением авторов мастер-классов,
• участвовал в профессиональных пробах, осваивая новые технологии обучения,
• активно включался в рефлексию своей учебной деятельности.
В результате деятельности данного курса повышения квалификации слушатели сформировали и описали собственную тьюторскую позицию и на её основе создают комплект технологического обеспечения психолого-педагогическо-го сопровождения профессионального самоопределения в процессе изучения школьниками инновационной сетевой образовательной программы «Пермь индустриальная. Выбор образовательного маршрута».
В перспективе для развития тьюторской позиции учителей в Пермском крае, на наш взгляд, необходимо создание краевой ассоциации тьюторов, Центра развития тьюторства, в котором бы изучался и обобщался опыт тьюторской деятельности в образовательных учреждениях края. Сейчас в российских школах появилась возможность ввести новую штатную единицу педагога-тьютора. В июне 2008 г. в Минздравсоцразвития утвердили эту должность - теперь она может финансироваться из муниципальных средств, а также запись об этой должности может быть занесена в трудовую книжку педагогических работников, и очень важно, чтобы они не только занимали тьютор-скую позицию, но и реально владели тьюторскими компетенциями.
Библиографический список
Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении / Л.М. Долгова //Перемены. — 2009. - № 3.
Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования / Л.М. Долгова. - Режим доступа: http://www. thetutor.ru/pro/articles02.html
Ковалёва Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Т.М. Ковалева // Перемены. - 2009. - №3.