Научная статья на тему 'Тьюторство и сопровождение профессионального самоопределения молодежи'

Тьюторство и сопровождение профессионального самоопределения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ПЕРМЬ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куляпин Алексей Сергеевич

Статья посвящена актуальным проблемам профессиональной ориентации молодежи на рабочие и инженерные специальности, описанию опыта создания образовательным учреждением условий, обеспечивающих формирование готовности учащихся к ответственному профессиональному самоопределению, описанию механизма достижения результатов с помощью тьюторских технологий и реализации модели предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения в основной и старшей школе. В статье показаны значение и роль центра инновационного опыта в реализации данной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторство и сопровождение профессионального самоопределения молодежи»

УДК 37.048.45

А.С. Куляпин

Тьюторство

и сопровождение

профессионального

самоопределения

молодежи

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам профессиональной ориентации молодежи на рабочие и инженерные специальности, описанию опыта создания образовательным учреждением условий, обеспечивающих формирование готовности учащихся к ответственному профессиональному самоопределению, описанию механизма достижения результатов с помощью тьюторских технологий и реализации модели предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения в основной и старшей школе. В статье показаны значение и роль центра инновационного опыта в реализации данной модели

Ключевые слова: технологическое и профильное образование, элективный курс «Пермь индустриальная», профессиональные пробы, тьюторское сопровождение.

Новой экономике нужны не трудовые ресурсы вообще и даже не просто квалифицированные трудовые ресурсы,а ресурсы интеллектуальные, способные создавать инновации в любых сферах. Вырастить таких профессионалов можно только в перманентно развивающемся инновационном образовании. Обучение в каждой из трех ступеней школьного образования должно отличаться по технологии организации образовательного процесса: например, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова - в 1 ступени, технология коллективного взаимообу-чения - во 2 ступени, качественно организованная проектная деятельность - в 3 ступени, направленная, например, на самоорганизацию профессиональной пробы по выбранной про-

фессии в процессе тьюторского сопровождения профессионального самоопределения.

В нашем опыте созданы условия для непрерывного технологического и профильного образования. Это результат реализации Программы развития ОУ первого десятилетия XXI века. Президент РФ Д.А.Медведев поставил задачу школам определить контуры развития до 2020 года. Мы видим такую модернизацию образования, как переход к новому качеству общего образования через комплексное обеспечение процесса профилизации образования, включающего в себя повышение эффективности управления, повышение квалификации педагогов, повышение качества образования через проектирование содержания и технологий предпрофильной подготовки и профильного обучения, развитие воспитательной системы на основе самоуправления, проектной деятельности, профессионального самоопределения, развитие информационнокоммуникационных технологий в школе полного дня.

Нашим педагогическим коллективом определены и активно используются тьюторские технологии:

• образовательные путешествия и профес-сиографические экскурсии;

• проектирование развития субъектности в профессиональном самоопределении;

• ИКТ, дистанционное обучение в сетевых образовательных программах;

• диагностика профессиональной успешности в современной машиностроительной отрасли,

• профессиональные пробы и производственная практика в технопарках с использованием экспонатов-тренажеров, образцов современного оборудования.

Развитие у педагогов школы навыков сопровождения ИОП, создания элективных курсов для обеспечения образовательного выбора учащимися - один из важных результатов проекта. Способы работы систематизируются и трансформируются в программы курсов повышения квалификации в центре инновационного опыта для обучения специалистов с позицией тьюторов, сопровождающих учащихся в выборе НОТ с использованием имеющегося потенциала основного и дополнительного образования. Оформляются организационные формы, методы, приемы, обеспечивающие формирование ключевых

© Куляпин А.С.,2011

56

компетентностей специалистов, занимающихся вопросами тьюторского сопровождения.

Важно понимать, что технологическое образование - это сфера,где школа №135 города Перми сможет конкурировать за человеческий потенциал и экспорт образовательных услуг: например,в каскадно-модульной системе повышения квалификации специалистов городов- конкурентов. Молодежь не будет уезжать из города для получения престижного образования,если будут созданы условия для образования в сетевых образовательных программах. Пермь может стать координатором этих программ для городов - конкурентов и других территорий. Усиление связи образовательного процесса с предприятиями и организациями города, стажировки и профессиональные пробы в городском технопарке, в бизнесе и муниципальных структурах, изучение робототехники обеспечат широкие возможности трудоустройства.

Повысить интерес к образованию в Перми сможет оформленный социальный заказ машиностроительных предприятий, реализация специальных целевых программ, повышающих престиж труда в сфере индустриального производства, создание из образовательных учреждений города университетского округа ПГТУ как российского исследовательского университета, открытие уникальных программ и обучение по уникальным специальностям машиностроительного производства, инновационной экономики, в том числе, через дистанционные формы обучения.

Идеи тьюторства, профильного обучения и технологического образования нашли свое отражение в созданной педагогами школы и широко транслируемой в городе Перми и Пермском крае системе профориентационных элективных курсов (СПЭК) «Пермь индустриальная. Выбор образовательного маршрута». Сегодня образование стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели,выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, использовать свой жизненный опыт,т.е. становиться самостоятельным, инициативным и креативным.

Коллектив педагогов школы №135 изучил опыт работы по предпрофильной подготовке учащихся ОУ г. Перми, а также материалы профориентационных и образовательных центров г. Томска, Ижевска, Волгограда, Москвы и др.

Среди множества рассмотренных материалов программ элективных курсов, ориентирующих молодежь на машиностроительные специальности,что для рынка труда города Перми и Пермского края очень актуально, крайне мало. Поскольку выбор профиля обучения, профессии - один из важнейших жизненных выборов,которые делает человек,возникла необходимость разработать элективные курсы, направленные на подготовку выпускников к перспективной в современном обществе карьере в машиностроительном производстве; развитие способности выбирать профессию; проектирование профессиональной карьеры как ключевой компетентности.

В задачи системы предлагаемых профориентационных элективных курсов (СПЭК) «Пермь индустриальная. Выбор образовательного маршрута» входят, во-первых, формирование средств и способов профессионального самоопределения ученика в учебном пространстве, во-вторых, инициация внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников, в-третьих, обогащение педагогического и управленческого ресурсов, в-четвертых, создание дополнительных условий институциональной гибкости и пластичности образования. В этой стратегии СПЭК необходимо обретает открытый характер,т.е. задает перспективу возможного, а не перечень необходимого.

Система профориентационных программ (СПЭК) предполагает разнообразные формы обучения: теоретические занятия, Интернет-конференции, рефлексию тестов по модулям обучения, групповые чат-консультации, индивидуальные консультации с учетом степени подготовленности школьников и их потребностей и др.

Проект системы элективных профориентационных курсов «Пермь индустриальная. Выбор образовательного маршрута» был рассмотрен и одобрен членами общественной организации - ассоциации учителей технологии и профильного обучения «Навигатор профессионалов». Презентация проекта была представлена на Клубе директоров по персо-

налу машиностроительных предприятий г. Перми. В организации и осуществлении проекта принимали участие учреждения профессионального образования: политехнический колледж имени Н.Г.Славянова, автодорожный колледж,технический профессиональный лицей №1, Пермский государственный технический университет, Пермский государственный педагогический университет. Школа и учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования объединились в сетевом проекте и помогают осуществлять предпрофильную и профильную подготовку. Нами разработаны методологическое, методическое,технологическое, ресурсное обеспечение системы профориентационных программ (СПЭК), модульная программа СПЭК, программа апробации СПЭК.

Целью образовательной программы СПЭК является создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной программы, траектории через полидеятельностный принцип организации образовательной среды на протяжении обучения подростка в основной школе.

СПЭК «Пермь индустриальная. Выбор образовательного маршрута» - важная составляющая системы профориентационной работы, созданной в нашей школе. В данную систему входят:

- проведение компьютерной профориентационной диагностики учащихся при поддержке МГУ;

- участие учащихся основной и старшей школы в карьерных играх, организованных агентством «Альма матер»;

- ежегодное участие в краевом профориентационном конкурсе «Выбор- 2011»,организованном Прикамским социальным институтом при поддержке Министерства образования Пермского края;

- деятельность учебно - творческой мастерской по кинооператорскому искусству, участие в детских кинофестивалях различного уровня;

- создание видеопортфолио учащихся и педагогов;

- съемка и редактирование учебных и профориентационных фильмов.

- организация краевого профориентационного конкурса «Сто дорог - одна твоя», ма-

стер-классов по робототехнике в формате выставки «Образование и карьера».

Сотрудники школы участвовали в краевом конкурсе цифровых образовательных ресурсов и выиграли его, представив УМК «Путешествие в мир станков с ЧПУ».

ФГОС предъявляют требования к результатам, содержанию и условиям образовательного процесса. Это наше завтра. Но уже сегодня мы с коллегами строим индивидуальные образовательные программы повышения квалификации через целеполагание в проектной деятельности, педагогические чтения, проблемные семинары, съемку уроков и их всесторонний анализ. Уже сегодня мы изучаем мнение родителей о том, каким они видят образование своих детей,готовы ли они стать инвесторами в образование своих детей. Тогда как понять образование первоклассника: это будет образование потенциального безработного или человека, способного социализироваться в нашем постоянно меняющемся мире, способного строить свою профессиональную карьеру, делать осознанный выбор?

Программа «2020» предполагает, что завтра не будет учреждений начального профессионального образования, а это значит, что уже сегодня школа должна ставить перед собой задачу начальной профессиональной подготовки выпускников. «Школа + профессия»- это актуальная формула учебного плана, образовательной программы ОУ общего образования.

Перестройка образовательного процесса в соответствии со спецификой профильной и основной (предпрофильной) школы требует пересмотра традиционных форм и методов обучения, внедрения востребованных сегодня технологий, методов.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся,создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучениюпозволил:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе, более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе, и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Процесс профилизации образования включает в себя повышение эффективности управления, повышение квалификации педагогов, повышение качества образования через проектирование содержания и технологий предпрофильной подготовки и профильного обучения, развитие воспитательной системы на основе самоуправления,проектной деятельности, профессионального самоопределения, развитие информационно-коммуникацион-ных технологий в школе полного дня.

В 2007 г. школа стала победителем национального проекта «Образование», а также городским Центром Инновационного Опыта, реализующим исследовательский проект по теме «Комплексное обеспечение процесса профилизации образования в условиях реализации муниципальной модели профильного обучения» и образовательные программы для различных категорий слушателей (руководителей ОУ,учителей,тьюторов). Основные направления деятельности ЦИО - это исследовательское и транслирующее опыт школы в городское сообщество учителей технологии и других специалистов, занимающихся вопросами технологического образования и профи-лизацией школы. Принцип деятельности учителей ЦИО: «Обучая других,сам растешь как профессионал». На базе ЦИО учителя техно-

логии объединились в Ассоциацию учителей технологического и профильного обучения г. Перми «Навигатор профессионалов», которая по заданию департамента образования г. Перми разработала проект городской программы «Профессиональная ориентация и трудовое воспитание школьников г. Перми». Проект прошел общественную и профессиональную экспертизу на совете по экономической политике при главе города, на экспертном совете при заместителе главы города по социальным вопросам, на проектном семинаре Федерального агентства по делам молодежи.

Опыт школы по организации технологического образования обобщен в журнале «Школа и производство» («Школа и производство». 2008. №4). Школа является федеральной (Профессионализм учителя),региональной (по внедрению НСОТ), городской (Муниципальная модель профильного обучения) экспериментальной площадкой.

Выполняя работы по реализации инновационного проекта «Краевой ресурсный центр повышения квалификации педагогов технологического и профильного образования» в рамках Университетского округа ПГПУ, коллектив МОУ «СОШ №135 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» основной целью ставил создание новой модели методической работы, инновационной деятельности, непрерывного повышения квалификации педагогов технологического и профильного образования.

В рамках ЦИО разработаны учебные модули для курсовой подготовки: «Управление ОУ в условиях перехода на стандарты второго поколения»,«Инновационная деятельность в технологическом и профильном обучении. Инновационные подходы к управлению образовательным процессом в условиях комплексного обеспечения процесса профилизации», «Интенсификация учебного процесса средствами ИКТ. Создание системы дистанционного обучения».

Одним из результатов деятельности ЦИО является разработка курса «Формирование позиции тьютора у педагогов. Технологическая школа тьюторства» для педагогов всех специальностей, психологов, руководителей, чувствующих в себе тьюторские возможности и желающих изучить основы тьюторства. Занятия ведут члены российской ассоциации тьюторов. В ходе реализации курса проводят-

ся семинары, курсы в рамках разработанных программ, работа по созданию краевой ассоциации педагогов технологического образования, которая заключается в привлечении новых членов ассоциации из Пермского края (через семинары и курсы, через выступления членов ассоциации на Дне открытых дверей в ПКИПКРО, через выстраивание отношений с городскими и районными МО, через проведение конкурсов).

ЦИО использует метод обучения в деятельности как наиболее адекватный для саморазвития. Подготовка тьюторов также предполагает, что тьютор прежде сам проходит тот путь, на который потом наставляет учеников: учится ставить вопрос, находить ответ и владеть знанием.

В ходе проведения курсовой подготовки каждый слушатель:

• разработал индивидуальную программу повышения квалификации, которая была оформлена в портфолио участника;

• был обеспечен тьюторским сопровождением авторов мастер-классов;

• участвовал в профессиональных пробах, осваивая новые технологии обучения;

• активно включался в рефлексию своей учебной деятельности.

В результате данного курса повышения квалификации слушатели сформировали и описали собственную тьюторскую позицию, и на ее основе создают комплект технологического обеспечения психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в процессе изучения школьниками инновационной сетевой образовательной программы «Пермь индустриальная. Выбор образовательного маршрута». В перспективе для развития тьюторской позиции учителей в Пермском крае, на наш взгляд, необходимо создание Центра развития тьюторства,в котором бы изучался и обобщался опыт тьюторской деятельности в образовательных учреждениях края.

Изменения, происходящие в организации образовательного процесса нашей школы, отвечают современным вызовам: освоению ключевых компетенций, развитию неаудиторных форм образовательной деятельности: проектных, творческих, исследовательских занятий

- как части образовательного плана ОУ; освоению надпредметных понятий через внеклассные и внеурочные виды образовательной

деятельности; обеспечивается практическая деятельность учащихся в целях приобретения общественно полезного социального опыта. При таком подходе учащиеся могут самостоятельно конструировать индивидуальные образовательные траектории. Педагогический коллектив школы интенсивно занимается освоением таких технологий, как проектная, компьютерные технологии, использование цифровых образовательных ресурсов, работа с интерактивной доской, работа с портфолио, технологии профильных и профессиональных проб,обучения в сотрудничестве,технологии консультирования,тренинговые технологии, технология тьюторского сопровождения.

В школе, несмотря на демографический спад, стабильно большой контингент учащихся. ИУП учащихся позволяют рационально определить учебную нагрузку, уверенно шагая по пути самостоятельно спроектированной карьеры.

Резюме

На протяжении 2006-2010 гг. в школе произошли системообразующие изменения, подготовившие образовательное учреждение к переходу на новые образовательные стандарты и реализацию государственной инициативы «Наша новая школа».

К таким системообразующим изменениям можно отнести создание полипрофильной системы профильного обучения и предпро-фильной подготовки, включающей в себя:

- развитие школы как открытой образовательной системы;

- сетевую образовательную программу с СПО,ВПО;

- тьюторство как акмеологическую вершину педагогической деятельности;

построение индустриально-технологи-ческого профиля в профильном обучении (СПЭК «Пермь индустриальная. Выбор образовательного маршрута»);

- особую систему профориентации школы инженерной подготовки;

- ЦИО университетского округа ПГПУ;

- создание ассоциации учителей технологического и профильного образования «Навигатор профессионалов»;

- разработку пилотной модели робототехнического образования.

Образовательный процесс отвечает современным вызовам - освоению ключевых

компетенций, внеаудиторных форм образовательной деятельности: проектных,творческих, исследовательских занятий - как части образовательного плана ОУ; освоение надпредмет-ных понятий через внеклассную и внеурочную виды образовательной деятельности; обеспечивает практическую деятельность учащихся в целях приобретения общественно полезного социального опыта. При таком подходе учащиеся могут самостоятельно конструировать индивидуальные образовательные траектории, а педагоги поддерживать и сопровождать талантливых детей в течение всего периода становления личности.

Образовательный процесс в школе ориентирован на профессиональное самоопре-

деление учащегося через реализацию компе-тентностного подхода, обеспечивающего его социализацию и развитие индивидуальности, успешность на рынке труда. В связи с этим большое внимание уделяется созданию современной школьной инфраструктуры, обеспечению безопасных условий обучения,организации здоровьесберегающей среды. Основным методом моделирования профильного УВП технологической направленности является программно - проектный. В школе разработана система моральных и материальных стимулов, поощряющих инновационную деятельность. Наш новый ориентир - тьюторство в школе с инженерной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.