Научная статья на тему 'Технология тьюторского сопровождения как средство достижения учащимися новых образовательных результатов'

Технология тьюторского сопровождения как средство достижения учащимися новых образовательных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1718
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TUTOR / TUTORIAL MAINTENANCE / OPEN EDUCATION / INDIVIDUALIZATION / REFLECTION / INDIVIDUAL EDUCATIVE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалимова Наталья Александровна

В статье обосновывается значимость и актуальность реализации технологии тьюторского сопровождения как средства формирования у современного школьника навыков самообразовательной деятельности, профессионального самоопределения, проектирования индивидуальной образовательной программы, реализации различных сложных моделей социального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutorial maintenance technology as means of new educative results reaching by pupils

Tutorial maintenance (as means of self-educative activity, professional self-determination, individual educative program projecting, different complicated social behavior models realization skills formation in modern pupil) significance and topicality are substantiated in the article.

Текст научной работы на тему «Технология тьюторского сопровождения как средство достижения учащимися новых образовательных результатов»

УДК 371.4

Шалимова Наталья Александровна

Костромской областной институт развития образования

[email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье обосновывается значимость и актуальность реализации технологии тьюторского сопровождения как средства формирования у современного школьника навыков самообразовательной деятельности, профессионального самоопределения, проектирования индивидуальной образовательной программы, реализации различных сложных моделей социального поведения.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, открытое образование, индивидуализация, рефлексия, индивидуальная образовательная программа.

"Т" "Т"аучный руководитель Института стра-I----1 тегических исследований в образова-

нии РАО А.М. Кондаков отмечает, что образование - это системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества. При этом руководитель проекта по разработке ФГОС уточняет: основная причина, выдвигающая задачу развития образования в центр государственной политики, - поворот к личности обучаемых [9].

В условиях, когда объём информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новыми знаниями и видами деятельности. Таким образом, система образования получает качественно иную задачу: подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей [9]. Решение поставленной задачи требует изменения роли участников образовательного процесса: учитель не транслирует готовые знания, а организует индивидуальную и коллективную работу учащихся в инновационной образовательной среде, создаёт условия для формирования компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков на основе универсальных способов деятельности, по существу, выполняя функции педагога-тьютора.

В настоящее время широко распространена практика тьюторского сопровождения в дистанционном обучении, но рассматривать тьюторство как специальную деятельность в образовании, строить дидактические принципы индивидуального подхода и индивидуализации в современной педагогике начали педагоги инновационных общеобразовательных школ (гг. Томск, Ижевск, Красноярск, Новосибирск, Брянск, Бийск)

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

с 1990 года под руководством профессора Т.М. Ковалевой [6, с. 83].

С 1996 года и по настоящее время в Томске ежегодно проводятся Всероссийские научнопрактические тьюторские конференции, в ходе работы которых складывалась тьюторская идеология. Ведущие учёные нашей страны в сфере индивидуализации образования представляют свой взгляд на проблему тьюторского сопровождения учащихся, подчёркивая уникальность позиции тьютора в современном образовательном учреждении.

П.Г Щедровицкий, руководитель Школы культурной политики, в своём выступлении на I Тью-торской конференции в 1996 году назвал тьютора «героем другой педагогики, прямым антиподом традиционному педагогу» [7, с. 5].

А.И. Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», отмечает: «Тьюторство - это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос ...Так я вижу позицию тьютора, и, на мой взгляд, если она появится в теле нашего образования, тогда можно приблизиться к ответу на вопрос: как возможно такое содержание образования, субъектом которого является человек?» [8, с. 24].

Профессор, доктор психологических наук Б.Д. Эльконин определяет тьюторскую деятельность как посредническую. Посредничество - это ядро, единица любой образовательной формы, в которой человек строит свой собственный образ [10]. Учёный видит задачу реализации тью-торских функций в том, чтобы помогать обучающемуся в освоении и использовании знаний для решения образовательных и жизненных проблем.

© Шалимова Н.А., 2011

22

В определении Н.В. Рыбалкиной, тьютор - это позиция взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. В отличие от учителя, знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему, это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования» [7, с. 39].

Президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Т.М. Ковалева уточняет: «Тьютор -это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы, а тьюторское сопровождение, соответственно, -это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании» [3, с. 52].

Выделение тьюторства в отдельную профессию стало одним из закономерных итогов процессов реформирования в отечественном образовании в течение последних лет. В связи с этим важно понять, чем отличаются образовательные позиции тьютора от функций других педагогических работников. В основе взаимодействия тьютора и учащегося лежит субъектная активность школьника [2]. Ученик самостоятельно определяет цели своей образовательной деятельности на основе индивидуальных интересов. Тьютор помогает оформлению образовательной инициативы, осуществляет сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ, оказывает помощь в определении эффективности обучения через развёрнутое оценивание: каковы результаты деятельности учащихся, их значение, к каким изменениям они ведут, в чем причины успеха или неудачи. Тьютор работает с уникальным инструментом: рефлексией опыта самообразования учащихся, используя методы рефлексивного обсуждения с учеником приоритетности для него тех или иных проектов, их границ, возможного расширения собственных задач [5].

Такое сопровождение образовательной деятельности позволяет школьнику самому овладевать техниками рефлексивного осмысления построения собственного процесса обучения, реально создавать свою индивидуальную образовательную программу, планировать работу по самовоспитанию, самообразованию, самореализации, что, в конце концов, способствует формированию индивидуальной ответственности школьника за свои знания.

Нерв тьюторской работы, по мнению Л.М. Долговой, в построении образовательного пространства, где выбор опробования своих возможностей человеком - главное содержание. При этом задача тьютора - построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Это своеобразное пространство опробования [2]. Оно возникнет, если у ребёнка есть творчески-продуктивная задача.

Тьютором организуется поиск средств для установления, поддержания и развития у каждого учащегося инициативного и авторского отношения к культуре, истории; собственной деятельности. При осуществлении тьюторского сопровождения ученика каждый раз заново должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, заново найдены средства его самоопределения, проанализированы социокультурные возможности для конкретного образовательного пути [4].

Как утверждает Т.М. Ковалёва, с методологической точки зрения, действия тьютора фактически двухвекторны: одни направлены на «прикрепление» школьника к социокультурным нормам, образцам, ценностям, профессиональным ориентирам, а другие - на максимальное раскрытие потенциала школьника, его личностное самоопределение [4].

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что цель работы тьютора - научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять её анализ, самостоятельно ставить вопросы личностного роста.

Организация тьюторского сопровождения учащихся создает условия для непрерывного образования, длительного участия школьников в постоянно расширяющейся образовательной среде, приобретения учениками ценного опыта выбора уровня, содержания, темпа и сроков образования, видения его перспектив, что точно согласуется с требованиями, предъявляемыми к системе образования обществом, государством и самими учениками. Поэтому технология тью-торского сопровождения рассматривается сегодня как инновационная образовательная практика, обеспечивающая достижение учащимися новых образовательных результатов, связанных с пониманием развития личности как цели и смысла образования [9]:

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

23

- готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни;

- сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной видах деятельности;

- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- готовность к социальному самоопределению;

- способность к творчеству и созиданию.

Взаимодействие тьютора и обучающегося

в процессе образования опирается на ряд базовых дидактических принципов:

- индивидуализация - учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся;

- открытость - управление собственной познавательной и образовательной деятельностью;

- гибкость - ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности;

- непрерывность - обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.

Как следует из анализа научной литературы, педагог-тьютор в современном образовательном учреждении должен выполнять следующие функции:

- управленческую: организация и управление самостоятельной образовательной деятельностью обучающегося;

- диагностическую: анализ профессионально значимой информации об особенностях познавательной, мыслительной, образовательной деятельности обучающихся с целью оценки действительного состояния их образовательной деятельности;

- целеполагаюшую: установка и формулировка долгосрочных и краткосрочных образовательных целей обучающихся и долгосрочных и краткосрочных целей деятельности тьютора, направленной на повышение эффективности образования;

- мотивационную: создание и поддержание интереса к образованию и удовлетворению потребности в самоактуализации через образовательную деятельность;

- коммуникативную: установление коммуникаций, создание и поддержание открытого коммуникативного пространства;

- контрольно-рефлективную: оценка эффективности образовательной деятельности обучающихся и собственной профессиональной деятельности, их корректировка, создание условий для осознания обучающимися содержания собственного образования, способов образовательной деятельности;

- методическую: создание необходимых средств для организации тьюторского сопровождения обучающихся, разработка контрольно-диагностических методик, технологий и техник тью-торского сопровождения [6, с. 100].

Опираясь на 15-летние исследования томской научно-практической группы, Т.М. Ковалёва утверждает, что сутью тьюторского сопровождения на всём протяжении существования самой идеи и практики тьюторства является специально организованная тьютором работа по осознанию и выбору обучающимися различных образовательных предложений и составлению своих индивидуальных образовательных программ [5].

Таким образом, основной принцип работы тьютора в современном образовании - это принцип расширения образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое [5].

Итак, актуальность появления в современных школах позиции тьютора обосновывается необходимостью создания условий для реальной индивидуализации образования, что является одним из ведущих направлений модернизации российской системы образования.

Не случайно свою книгу «Столетия тьюторства» Эдвард и Элайн Гордон завершают следующими словами: «Сегодня проблема лучшего школьного обучения требует более широкого изучения тьюторской философии и методов. Эта деятельность не способствует «антишкольному обучению» или «элитарным» установкам, но предлагает жизнеспособный проект по увеличению «продуктивности образования» в классной комнате...» [1, с. 348].

Библиографический список

1. Гордон Э., Гордон Эл. Столетия тьюторства: История альтернативного образования в Америке и Западной Европе. - Ижевск: ERGO, 2008. - 350 с.

2. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.thetutor.ru/pro/ articles02. html (дата обращения 02.04.2011).

24

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

3. Ковалёва Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. / отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. -Томск: Пилад, 2000. - С. 49-64.

4. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования, Москва, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/school/ high_school_article01.htm (дата обращения 15.02.2011).

5. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ history/artide02.html (дата обращения 15.02.2011).

6. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности

тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / под ред. Т.М. Ковалёвой. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 208 с.

7. Тьюторство: идея и идеология: Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции. - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 1996. - 126 с.

8. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: Юбилейный сборник посвященный 10-летию тьюторских конференций. - Томск: Типография «М-Принт», 2005. - 296 с.

9. Федеральный государственный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы»: Материалы Интернет-конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.opendass.m/2010/content/136790(дата обращения 21.01.2011).

10. Эльконин Б.Д. Поле и задачи посредничес-

кого действия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/school/

high_school_articles.htm(дата обращения 08.09.2010).

УДК 82.0:372.8

Переверзева Инна Игоревна

Курский государственный университет [email protected]

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрена сущностная характеристика коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, раскрыты ее основные компоненты: мотивационно-личностный, действенно-операционный, креативный, когнитивный, рефлексивный.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, профильное обучение.

Определения компетенция и компетентность прочно вошли в педагогическую теорию и практику в связи с модернизацией российского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на овладение не только познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностью в качестве суммы знаний, но и на формирование ключевых компетенций личности. Национальная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы направлены на введение компетентностного подхода, базой которого

выступают компетенции. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.) ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты, в основе которых лежит овладение компетентностями. Особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетентности не только в диалогичном общении, но и в процессе образовательной, общественно-полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности. С введением государственного образовательного стандарта коммуникативная компетенция в ряду других (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная,

© Переверзева И.И., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.