Научная статья на тему 'Сущностная характеристика коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании'

Сущностная характеристика коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMPETENCE / COMPETENCY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE COMPONENTS / PROFILE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзева Инна Игоревна

В статье рассмотрена сущностная характеристика коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, раскрыты ее основные компоненты: мотивационно-личностный, действенно-операционный, креативный, когнитивный, рефлексивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profile classes (at literature education) pupils' communicative competence essential characteristics

Profile classes (at literature education) pupils' communicative competence essential characteristics is examined in the article, its main components: personal-motivational, efficient-operational, creative, cognitive, reflexive are disclosed.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании»

3. Ковалёва Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. / отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. -Томск: Пилад, 2000. - С. 49-64.

4. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования, Москва, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/school/ high_school_article01.htm (дата обращения 15.02.2011).

5. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ history/artide02.html (дата обращения 15.02.2011).

6. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности

тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / под ред. Т.М. Ковалёвой. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 208 с.

7. Тьюторство: идея и идеология: Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции. - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 1996. - 126 с.

8. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: Юбилейный сборник посвященный 10-летию тьюторских конференций. - Томск: Типография «М-Принт», 2005. - 296 с.

9. Федеральный государственный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы»: Материалы Интернет-конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.opendass.ru/2010/content/136790(дата обращения 21.01.2011).

10. Эльконин Б.Д. Поле и задачи посредничес-

кого действия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/school/

high_school_articles.htm(дата обращения 08.09.2010).

УДК 82.0:372.8

Переверзева Инна Игоревна

Курский государственный университет novinka-86@mail.ru

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрена сущностная характеристика коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, раскрыты ее основные компоненты: мотивационно-личностный, действенно-операционный, креативный, когнитивный, рефлексивный.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, профильное обучение.

Определения компетенция и компетентность прочно вошли в педагогическую теорию и практику в связи с модернизацией российского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на овладение не только познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностью в качестве суммы знаний, но и на формирование ключевых компетенций личности. Национальная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы направлены на введение компетентностного подхода, базой которого

выступают компетенции. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.) ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты, в основе которых лежит овладение компетентностями. Особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетентности не только в диалогичном общении, но и в процессе образовательной, общественно-полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности. С введением государственного образовательного стандарта коммуникативная компетенция в ряду других (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная,

© Переверзева И.И., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

25

социально-трудовая и личностного самосовершенствования) в полной мере вошла в образовательные программы.

Современный психолого-педагогический анализ понятий компетентность и компетенция позволяет рассматривать компетентность как личностное новообразование, возникающее в ходе эффективного использования компетенции, где результативность компетенции будет основана на отражении динамики изменений индивидуальных и общественных требований, предъявляемых к конечному продукту деятельности.

В последних психолого-педагогических исследованиях коммуникативная компетентность рассматривается как сложное личностно-психологическое новообразование, поэтому существуют различные подходы к определению его сущности и структуры.

Коммуникативная компетентность является основой коммуникации, опирается на коммуникативные знания, умения, навыки личности и формируется с учетом целей и задач коммуникации, коммуникативных потребностей, когнитивного опыта и индивидуально-личностных качеств.

Рассмотрение коммуникативной компетентности в социокультурном и педагогическом аспектах, позволяет определить ее как интегративную характеристику личности, которая проявляется в возможности диалогичного соприкосновения культуры поведения, индивидуальных вербальных и невербальных особенностей личности с определенной коммуникативной деятельностью, возникающей в конкретной речевой ситуации.

С педагогической точки зрения коммуникативную компетентность определяет «конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых в ходе естественной социализации, обучения и воспитания» [2, с. 21]. С помощью создания оптимальной педагогической среды обучения и необходимости осуществлять постоянную рефлексию, которая подпитывает саморазвитие личности, происходит проектирование индивидуальной траектории формирования коммуникативной компетентности.

На стратегическом уровне коммуникативную компетентность определяют коммуникативные способности, коммуникативные умения и коммуникативные знания. В процессе формирования коммуникативной компетентности личность приобретает коммуникативную способность - «природную одаренность человека в об-

щении и коммуникативную производительность», овладевает коммуникативными знаниями, применяя методы и приемы для осуществления индивидуальной стратегии общения, реализует коммуникативные умения слушать, понимать, самовыражаться и действовать [5, с. 66].

Проведенный анализ современных исследований, посвященных разработке категории «коммуникативная компетентность», позволяет сделать вывод, что компетентность является личностной характеристикой человека и показывает, насколько он овладел профессиональными навыками и может их применять, а компетенция - совокупность профессиональных качеств, которыми выпускник должен обладать для качественного выполнения той или иной работы.

Таким образом, под коммуникативной компетентностью учащихся профильных классов понимается целостное индивидуально-психологическое интегративное образование, включающее способность определять цель и мотивацию, лежащую в основе коммуникации; реализовывать и оценивать вербальные, невербальные, па-ралингвистические средства коммуникантов, различные приемы и методы коммуникативной деятельности; выстраивать стратегию поведения, гибко реагируя на ситуацию общения и соблюдая коммуникативную культуру; использовать инициативность, самореализацию, умение адаптироваться к ситуации, принимать решения в зависимости от ситуации и нести ответственность за них, обладая способностью получать и усваивать новые знания и умения; креативно выражать свое мнение как в устной, так и письменной форме; постоянно осуществлять рефлексивную деятельность для саморазвития личности.

Для формирования коммуникативной компетентности в литературном образовании учащихся профильных классов необходимо выделить следующие компоненты: мотивационно-личностный, действенно-операционный (стратегическое проектирование коммуникации, реализация коммуникации), креативный, когнитивный, рефлексивный. Кратко охарактеризуем выделенные компоненты.

Мотивационно-личностный компонент направлен на приобретение коммуникативного опыта, необходимого для самоопределения личности, под которым понимают «обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация» [4, с. 45]. В профильных клас-

сах происходит подсознательное проектирование будущей деятельности, где профессиональную востребованность отражают умения личности анализировать и использовать полученную информацию, создавать собственный текст высказывания в зависимости от речевой ситуации, решать возникающие проблемы, используя коммуникативную компетентность. Современное понимание компетентной личности можно проиллюстрировать следующими качествами: мобильность, коммуникабельность, толерантность, ответственность за высказанное мнение, способность получать и применять знания, аргументировано строить процесс общения.

Изучение на уроках литературы художественных произведений позволяет учащимся, окунувшись в эмоциональные переживания героев, анализируя мотивы их поступков и специфику речевых актов, приобретать навыки коммуникации.

Особенностью формирования коммуникативной компетентности у учащихся в профильном обучении является ее направленность на успешную социальную адаптацию личности и выработку умений, необходимых для дальнейшей профессиональной востребованности конкурентоспособного специалиста, моделирование учебной деятельности с учетом основных компетентностей личности, реализуемых в социуме. Результатом такой работы является успешный переход учащихся от школьной модели обучения к вузовской, ориентированной на самопострое-ние дальнейшей траектории развития.

Спецификой действенно-операционного компонента в литературном образовании учащихся профильных классов будет являться постоянное осуществление коммуникативной деятельности и рефлексивного анализа на двух этапах: как в стратегическом проектировании коммуникации, так и в плане реализации коммуникации.

Стратегическое проектирование коммуникации. Многие ученые сходятся во мнении, что коммуникативные стратегии отражают когнитивные познания личности (запас полученных знаний) и вбирают в себя тактику, навыки (приемы), которые будут реализовываться для достижения намеченного результата (ван Дейк Т. А., А.А. Залевс-кая, О.С. Иссерс, Г.А. Копнина, А.А. Леонтьев).

Диалогическая природа литературного образования позволяет учащимся профильных классов проектировать оптимальную линию стратегического поведения для достижения намеченной

цели коммуникации, очерчивать временные границы ситуации, анализировать цели и задачи общения, соотносить ролевые позиции участников, находить альтернативные пути преодоления возникающих затруднений.

Реализация коммуникации. Профильное обучение создает условия для личностного роста и позволяет проектировать учащимся свою линию развития коммуникации, которая реализуется в речи и имеет многоярусную структуру (от фонемы до текста, интертекста и гипертекста). Язык художественной литературы является закодированным полотном, способствующим формированию мировоззрения, когнитивного опыта личности, толерантного отношения к собеседнику. Эмоциональный отклик на прочитанное является базой для возникновения диалога, который позволяет в дискуссионной форме анализировать полученную информацию.

Креативный компонент позволяет актуализировать будущие жизненные и профессиональные планы с учетом социокультурных изменений, происходящих в обществе и влияющих на современную личность. У учащегося появляется возможность в различных видах деятельности развить способности, склонности и устремления, самоопределиться с ремеслом и попробовать себя в качестве эффективного работника.

Целостное развитие коммуникативной компетентности личности в профильных классах в литературном образовании возможно только тогда, когда процесс обучения строится по модели естественного речевого общения в творческой среде. В процессе овладения рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности в литературном образовании учащиеся приобретают следующие коммуникативные навыки: соотносят высказывание с темой, самостоятельно формулируют главную мысль текста, логически выстраивают структуру собственного текста, владеют различными типами речи с дифференциацией использования языковых средств, создают и редактируют текст в определенном стиле.

Когнитивный компонент создает условия для развития у учащихся способности к целепо-лаганию, мотивации, рефлексии и самореализации, творчеству, выбору стратегии поведения, умению общаться и усваивать новые знания. Своеобразным продуктом коммуникативной компетентности выступает коммуникативная личность, обладающая богатым когнитивным опы-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

27

том, высоким уровнем коммуникативных и риторических умений, набором коммуникативных стратегий, тактик, навыков (приемов), устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

Когнитивный опыт общения социален, так как включает нормы и ценности культуры и индивидуален, потому что в нем реализуются коммуникативные способности личности. Гуманитарное познание диалогично по своей природе, оно предполагает использование таких психологических процессов как внимание и память, воображение и мышление. Литературный анализ в таком контексте основывается на сотворчестве участников и опирается на языковую личность читателя, которая должна ответить на возникающие вопросы, предположения, используя авторские сигналы в тексте, прогнозируя развитие сюжета и характеры героев и определяя мотивы их поступков.

Рефлексивный компонент можно представить «основным механизмом развертывания нашего мышления», в котором происходит взаимодействие мыслительной деятельности и коммуникативной компетентности [6, с. 289].

В процессе литературного анализа, базой которого выступает художественное пространство текста, читатель-школьник активно включает рефлексивный анализ своего «Я». Эстетическое восприятие дает толчок для интеграции мыслей и чувств читателя с художественным вымыслом автора, в результате чего ученик преломляет существующую реальность, рисует собственную текстовую картину действительности на основе личного читательского и жизненного опыта. Изначально рефлексивный текст будет представлять собой «диалог «Я» и «другого Я»» на подсознательном уровне с последующей реализацией в речевой деятельности учащегося [3, с. 138].

Учащиеся создают целостное представление о произведении на основе диалога с автором. В таком диалоге текст выступает «продуктом речевой деятельности писателя», с одной стороны, и рефлексии читателя - с другой [1, с. 3]. Это позволяет читателю понять отношения между автором и персонажами художественного произведения, анализировать внутренние переживания и поступки героев, выделять особенности идиос-тиля писателя.

Итак, сущностной характеристикой коммуникативной компетентности обучающихся про-

фильных классов в литературном образовании является ее интегративность, динамичность и личностная направленность. В основе коммуникативной компетентности лежит использование речевых стратегий и тактик в соответствии с возникающими ситуациями общения. Формирование коммуникативной компетентности в литературном образовании осуществляется в педагогической среде на основе диалога, что позволяет рассматривать ее в качестве гуманистической характеристики личности.

В результате овладения коммуникативной компетентностью в литературном образовании учащиеся профильных классов должны обладать способностью к саморазвитию и личностному самоопределению, проектированию жизненных планов, владеть необходимыми компетенциями для реализации учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, уметь самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, используя различные альтернативы, уметь обобщать, классифицировать, сроить логические высказывания в соответствии с ситуацией речевой коммуникации, обладать мировоззрением, отражающим современное состояние развития науки, культуры и общества, ориентироваться в профессиональных навыках, способствующих достижению потребностей личности.

Библиографический список

1. Антонова Е. С. Обучение читательской деятельности: ^1Х классы // Русская словесность. -2010. - № 4. - С. 3-8.

2. Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формирование коммуникативной компетентности учащихся: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Томск, 2010. - 40 с.

3. Библер В.С. Мышление как творчество: (Введение в логику мыслительного диалога). - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - N° 3. - С. 45-52.

5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. -СПб.: Речь, 2008. - 208 с.

6. Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении: (курс лекций) // Из архива Г. П. Щед-ровицкого. Т. 6. - М., 2003. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.