УДК 371.3
Шалимова Наталья Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В статье охарактеризованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся старшей школы: теоретическая и практическая подготовка педагогов-тьюторов; организация тьюторской деятельности по проектированию в старшей школе особой образовательной среды; разработка методического обеспечения тьюторского сопровождения старшеклассников.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, организационно-педагогические условия, профессиональное самоопределение, индивидуализация.
Новая структура Федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся, обучение по индивидуальным образовательным программам в старшей школе [8]. Для реализации этих задач необходима позиция педагога, который сопровождает ученика по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает в поиске образовательных ресурсов за её пределами. Такая позиция называется тьюторской. Она отличается от традиционной позиции учителя, психолога или классного руководителя тем, что рассматривает тьюторское сопровождение как особо организованную педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии ученика.
Тьюторское сопровождение вводится в структуру старшей школы для оказания учащемуся помощи в оформлении «образа профессионального будущего» и построения наиболее адекватной программы по его достижению [3].
В этой связи, образовательное пространство старшей школы должно быть наполнено:
- системой разноуровневого обучения, предоставляющей учащимся возможность выбора уровня освоения предметного материала и реализации предметных, метапредметных проектов, исследований и творческих работ;
- системой профессиональных стажировок в места предполагаемой будущей учебы или работы учащихся;
- образовательными событиями, ориентированными на анализ своих образовательных перспектив старшими школьниками и проектирование личной образовательной и профессиональной истории.
Таким образом, в образовательном учреждении должны быть созданы необходимые организационно-педагогические условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к профессиональному самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив.
Уточним понятие «организационно-педагогические условия». Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные подходы к определению этого термина. В частности, Е.И. Козырева понимает организационно-педагогические условия как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [2, с. 12].
Т.К. Клименко, Н.А. Переломова, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия: создание инновационной среды, педагогизация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями [7, с. 89]; и внутренние условия: увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами самосозидательной деятельности [1, с. 8].
16
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Шалимова Н.А., 2011
С.А. Нелюбов под организационно-педагогическими условиями понимает такую совокупность процессов и отношений, которая дает возможность всем участникам образовательного процесса эффективно управлять процессом формирования субъективной позиции учащихся при оптимизации учебной деятельности [5, с. 72].
Из приведенных выше определений видно, что авторы раскрывают смысл и содержание термина «организационно-педагогические условия» в зависимости от решаемых в исследовании задач. Общим для всех терминов является то, что определяемые условия направлены на совершенствование управления взаимодействием участников образовательного процесса при решении конкретных педагогических задач.
Под организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность тью-торского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит успешное профессиональное самоопределение выпускников школы.
Учитывая становящийся характер тьюторской деятельности, одним из основополагающих условий эффективности тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся старшей школы является теоретическая и практическая подготовка педагогов.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки педагогов-тьюторов к числу специальных тьюторских компетентностей относятся:
1. Аналитическая компетентность: умение осуществлять рефлексию индивидуальных образовательных потребностей обучающегося, анализировать противоречия и неопределенности его жизненного опыта.
2. Проективная компетентность: умение определять перспективы развития личности обучающегося, его очередной образовательный уровень в системе открытого образования.
3. Конструктивная компетентность: умение выстраивать и корректировать жизненную и образовательную стратегию обучающегося.
4. Ресурсно-инструментальная компетентность: владение диагностическим инструментарием изучения индивидуальных особенностей обучающихся, готовность апробировать инновационные методы и технологии в целях индивидуализации обучения и воспитания.
5. Контрольно-прогностическая компетентность: готовность осуществлять рефлексию своей педагогической деятельности, анализировать, оценивать и корректировать процесс и результат взаимодействия с обучающимся; контролировать, анализировать и корректировать свое собственное поведение как педагога-тьютора [6, с. 66].
Освоение педагогами тьюторских компетенций, обучение учителей эффективным образовательным технологиям должно осуществляться в процессе повышения квалификации и предусматривать подготовку кадров по следующим специализациям, отражающим полный спектр оснований и схем для организации тьюторской деятельности: «Тьюторство», «Педагогическое проектирование», «Педагогическое исследование», «Современные технологии открытого образования».
Основным принципом организации программ повышения квалификации педагогов-тью-торов является использование разнообразных образовательных форм, методик и технологий, зарекомендовавших себя в практике инновационного образования, компетентностного обучения и переподготовки взрослых: дискуссионные и проектные формы работы, рефлексивные семинары, лаборатории по анализу кейсов, технологии открытого образования [6, с. 84].
Кроме того, целостность образовательных программ задается единством темы: «старшая школа»; концептуальных оснований: «открытое образование»; принципов организации курсов: обучение слушателей по индивидуальным образовательным программам, тьюторская поддержка процесса образования, модульная структура учебного плана, деятельностный подход к обучению [9, с. 76].
Важнейшим организационным условиям, обеспечивающим эффективность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, является расширение образовательного пространства учащегося как пространства пробы себя, своих возможностей за счёт организации условий для рефлексии школьниками точек профессионального самоопределения, создания мест для приобретения учениками нового образовательного, коммуникативного, социального и управленческого опыта.
Такое расширение образовательного пространства может осуществляться посредством технологии социального продюсирования. Понятие «продюсер» англоязычного происхождения
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
17
(англ. producer - от produce - производить) - это человек в индустрии развлечений, который регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические или юридические аспекты, а также репертуарную политику при выполнении какого-либо проекта в области культуры. Продюсер дает путевку в жизнь новому именно потому, что он способен соединить тех, кто умеет это делать, с теми, для кого это делается [4].
В чём смысл социального продюсирования применительно к деятельности тьютора? В ситуации, когда у ученика возникает осознанный заказ к своему образованию через видение собственных проблем, связанных с выбором профессии, педагог осуществляет посредническое действие между школой и социумом. Тьютор показывает ребенку образовательное пространство развития в той или иной профессиональной деятельности. Выбрав из предлагаемых форм и мест прохождения социальной практики или профессиональных проб, вариант, отвечающий его профессиональным интересам, старшеклассник имеет возможность попробовать себя в той или иной профессии. Тьютором - социальным продюсером составляется карта мест стажерских практик, профессиональных проб, оформляется необходимый пакет документов, согласуется время прохождения практик, организуется пространство подведения итогов.
Методическое обеспечение эффективной организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников предполагает разработку программ профессионально-технических проб; сценариев образовательных событий, моделей занятий с использованием современных образовательных технологий; методик проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся; кейсов диагностических методик изучения личностных, профессиональных качеств, способностей к учебной, практической деятельности, готовности к профессиональному самоопределению, мотивации учащихся.
В ходе организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников особое внимание следует уделить разработке содержания изменений материально-технической базы образовательного учреждения, проектированию особой образовательной
среды. Кабинет тьюторского сопровождения должен быть оснащён необходимым оборудованием для групповой и индивидуальной работы старшеклассников, самопрезентаций продуктов образовательной деятельности: интерактивная доска, персональный компьютер с выходом в Интернет, в свободном доступе должны находиться информационные источники:
- сведения о средних специальных и высших учебных заведениях (перечень специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка, условия приема, распределение после окончания обучения), о предприятиях и организациях района, города, выпускаемой ими продукции, потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития;
- профессиографические описания профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о различных отраслях хозяйства, о мире профессий, людях труда;
- модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства.
Создание выше перечисленных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников предполагает:
1) принятие субъектами образования принципов индивидуализации, открытости и вариативности учебной, практической и рефлексивной деятельности старшеклассников;
2) включение в содержание образования универсальных способов деятельности - творчество, исследование, проектирование;
3) расширение пространств социальной практики и реализации учащихся, их образовательной рефлексии и мыследеятельности;
4) ресурсно-методическое обеспечение подготовленными к открытому образованию кадрами и сетевым взаимодействием школы с другими ресурсными центрами образования [9, с. 67].
В этом случае при осуществлении тьюторс-кого сопровождения профессионального самоопределения учащихся основным содержанием образовательной программы старшей школы становится передача молодому человеку технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований [3].
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
Библиографический список
1. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Хабаровск, 2000. - 43 с.
2. Козырева Е.И. Школа педагога-исследова-теля как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук. Вып. 4. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 24 с.
3. Ковалева Т.МОткрытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ history/artide02.html (дата обращения: 15.02.2011).
4. Митрошина Т.М. Социальное продюсирована как новая педагогическая технология: сайт Тьюторской ассоциации. - 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ рго/аі!іс^09^1т1 (дата обращения: 15.03.2009).
5. Нелюбов С.А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. - 172 с.
6. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / ред. Т.М. Ковалева. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 208 с.
7. Переломова Н.А. Актуализация личностнопрофессионального роста учителя в поствузовс-ком образовании при ИПП. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 176 с.
8. Федеральный государственный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы»: Материалы Интернет-конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.openclass.ru/2010/content/136790 (дата обращения: 21.01.2011).
9. ЧеремныхМ.П. Организационно-педагогические условия индивидуального образования старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. -Ижевск, 2007. - 183 с.
УДК 37
Сигова Вера Леонидовна
Вологодский государственный педагогический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ
В статье раскрываются возможности ситуации выбора как активного метода развития креативности обучаемых. Конструирование учебного процесса в вузе на основе использования совокупности ситуаций выбора создает благоприятные условия для развития креативности будущего учителя музыки.
Ключевые слова: ситуация выбора, свобода выбора, творчество, креативность, проблемное обучение.
Стратегия современного высшего образования, основанная на гуманистических принципах педагогики сотрудничества, направлена на предоставление возможности всем студентам раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. В этой связи, проблема поиска эффективных средств развития креативности (общей способности к творчеству) будущих учителей музыки, является актуальной.
А.В. Хуторской рассматривает креативность как «интегративную способность, вбирающую в себя целые системы взаимосвязанных способностей-элементов» [5, с. 121]. Разделяя его мнение, мы представляем креативность как систему качеств личности, в состав которой входят, прежде всего, инициативность и проблемность, а затем: способность «перешагнуть» через привыч-
ные рамки и готовность к риску вне зависимости от мнений и оценок; склонность к «игре», к юмору; гибкость мышления (отсутствие категоричности суждений; ассоциативность, изобретательность, интуиция; оригинальность; прогностич-ность). В развитии креативности обучаемых, на наш взгляд, проблемность занимает особое место, так как характеризует способность обучаемых к обнаружению, постановке и решению проблем.
Одним из базовых видов развития творческих способностей, является проблемное обучение, ядром которого выступает проблемная ситуация. По мнению большинства исследователей (А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, М.Матюшкина, М.И. Махмутова) именно она составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта.
© Сигова В.Л., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
19